Научная статья на тему 'Обучение профессиональному речевому общению иностранных студентов на основе технологии веб-квест'

Обучение профессиональному речевому общению иностранных студентов на основе технологии веб-квест Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самосенкова Т. В., Толмачева Е. В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с технологиями обучения, направленными на развитие и формирование профессиональной коммуникативной компетенции иностранных студентов менеджеров экономистов. Приводится пример реализации обучения профессиональному речевому общению иностранных студентов-менеджеров-экономистов на основе технологии веб-квест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение профессиональному речевому общению иностранных студентов на основе технологии веб-квест»

УДК 378.147.227

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с технологиями обучения, направленными на развитие и формирование профессиональной коммуникативной компетенции иностранных студентов - менеджеров - экономистов. Приводится пример реализации обучения профессиональному речевому общению иностранных студентов-менеджеров-экономистов на основе технологии веб-квест.

Ключевые слова: компетентностное образование, профессиональная коммуникативная компетенция, технология веб-квест.

В последнее время всё большую популярность приобретает профессия менеджера - специалиста, владеющего высоким уровнем профессионализма в области управления предприятием, фирмой, организацией и отдельными подразделениями. Одновременно с этим возрастает и номенклатура требований, предъявляемых к профессиональным и личностным качествам менеджера. Современная система менеджмента нуждается в специалистах, владеющих высоким уровнем профессиональной компетентности. Следовательно, качество образования менеджеров должно соответствовать этим требованиям.

Современное компетентностное образование акцентирует внимание на личности человека, его внутреннем мире, самопознании, саморазвитии, самореализации, а основным результатом провозглашает не систему знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций.

При обучении иностранных учащихся в вузах РФ остро встает проблема переосмысления существующих и разработки новых технологий качественной подготовки к профессиональной деятельности. Следовательно, возникает потребность оптимизации процесса языковой подготовки иностранных студентов-менеджеров, что невозможно без решения вопросов, касающихся формирования профессиональной коммуникативной компетенции.

Следовательно, важным в подготовке иностранных студентов-менеджеров-экономистов является формирование не просто специальных знаний и умений, а профессиональной коммуникативной компетенции, т. е. «языковой потенциал иностранных учащихся, при помощи которого они могут свободно осуществлять межличностное, межкультурное профессиональное речевое общение..., а также способность задействовать с гарантированной вероятностью успешности все приобретенные в процессе обучения профессионально-коммуникативные знания, умения и навыки для решения комплексных профессиональных задач любого уровня сложности» [4, с. 138].

Среди инновационных технологий в системе образования, направленных на формирование профессиональной коммуникативной компетенции наиболее продуктивна, по нашему мнению, технология веб-квест.

Впервые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен летом 1995 г. Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего, США. Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях

Т. В. Самосенкова1 Е. В.Толмачева 2

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

samosenkova@bsu.edu.ru tolmach@yandex.ru

обучения. Особый интерес представляет его сайт в домене университета Сан Диего*, где размещено огромное количество материалов, ресурсов, советов, руководств для преподавателей по созданию веб-квестов.

Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1) по длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;

2) по предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты;

3) по типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компи-ляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (JoumaHstiс tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).

Для того чтобы учащийся не бродил по Интернету бесцельно, для достижения наибольшей эффективности веб-квесты, по мнению их родоначальника, Б. Доджа, должны строиться по специальной «формуле веб-квестов» и состоять из следующих обязательных частей:

1. Introduction: введение, в котором студенту представляют проблему, ситуацию, фоновую информацию;

2. Task - выполнимое интересное задание;

3. Resources: набор источников информации, отобранных преподавателем, необходимых для выполнения задания. Сюда относятся как различные сайты, веб-документы, электронные адреса экспертов по данной проблеме, с которыми можно проконсультироваться через Интернет, сетевые базы данных, так и печатные книги или какие-либо другие документы, доступные студенту в учебном заведении;

4. Process: описание процесса, который приведет студентов к выполнению задания. Процесс чётко разделен на ясно описанные шаги и руководство организации полученной информации;

5. Conclusion: заключение, которое подводит итог квеста, напоминает студентам о том, что они узнали и дает установку на дальнейшую работу по теме.

Кроме вышеописанных обязательных составляющих веб-квестов выделяются также следующие их свойства:

1) веб-квесты, в основном, являются групповой формой работы студентов, хотя не исключается возможность индивидуальных квестов, например, при дистанционном обучении;

2) веб-квесты могут дополняться особыми мотивационными моментами. Например, студенты получают роли, которые они исполняют при выполнении квеста (например, ученый, строитель, директор строительной компании и т. д.), увлекательные сценарии (например, Вас попросили доложить генеральному директору строительной фирмы о том, что уже сделано и что на данный происходит на строительном объекте).

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и преподаватель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Б.Додж рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

• исследовательской и творческой работы,

• качества аргументации, оригинальности работы,

• навыков работы в микрогруппе,

• устного выступления,

* http://webquest.sdsu.edu

• мультимедийной презентации,

• письменного текста и т. п.

Основная цель веб-квест технологии - развитие навыков самостоятельного приобретения профессиональных знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Технология веб-квест позволяет моделировать многостороннее профессиональное общение. При работе по данной технологии речевое общение переплетается с другой профессиональной деятельностью, реализуются межпредметные связи. Использование иностранного (русского) языка становится естественным, студент обращает своё внимание и на содержание высказывания, и на языковую форму. Работа с веб-квестами не только дает возможность использовать язык на уровне реальной профессиональной коммуникации при обсуждении хода работы над веб-проектом, полученных результатов, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. Веб-квест технология предусматривает как индивидуальную, так и групповую форму работы и может быть использована как на одном занятии, так и на серии занятий. Она создает комфортную, стимулирующую интересы обучаемого атмосферу, делает учащегося активно действующим и взаимодействующим участником учебного процесса. Работа по веб-квест технологии всегда творческая, требующая самостоятельного поиска и переноса профессиональных знаний, навыков и умений в новый контекст их использования, в ходе работы обучающийся активен, самостоятелен.

Рассмотрим далее реализацию работы по веб-квест технологии.

Для изучения темы «Экономика отраслевых рынков» студентам предлагается мини веб-квест «Темп и объём жилищного строительства в районах Белгородской области». Веб-квест состоял из четырех разделов: введение; задание; литература; оценка. На странице с заданием учащимся предлагалось следующее: «Прежде чем, приступить к выполнению веб-квеста, ответьте на вопрос: «Какая область России сегодня занимает лидирующие позиции по темпу и объёму жилищного строительства?», студенты предлагали свои версии, учитывая имеющуюся подсказку. Учащиеся должны были выступить в роли Аналитика и выполнить задание: «изучить и проанализировать темпы и объёмы жилищного строительства в Белгородской области». Итогом работы был доклад с мультимедиа презентацией, где студенты должны изложить информацию по данной проблеме. Для выполнения задания были предложены источники информации, представленные на странице «Литература». На странице «Оценка» были представлены критерии оценки результатов выполненного задания. Затем осуществлялось распределение работы в команде: в каждой группе преподаватель назначал ответственного за изучение и анализ конкретного источника информации, оформление доклада и презентации. После этого студенты осуществляли сбор и уточнение, изучение предложенной информации, генерацию идей по оформлению доклада и мультимедиа презентации. Преподаватель проводил консультации, помогая в обсуждении информации, оформлении доклада, осуществлял контроль за выполнением задания. Затем следовали выполнение задания и подготовка к защите: студенты проводили анализ и синтез полученной информации, оформляли доклад. Преподаватель осуществлял контроль за выполнением оформления проекта. Защита подразумевала представление итогов работы, где происходило коллективное обсуждение и анализ выполнения задания; достоинств, недостатков представленных работ, причин этого; оценка и анализ достижения поставленной цели.

Необходимо отметить, что у студентов практически не возникло трудностей с технической стороной проекта. Более того, наблюдался огромный интерес и мотивация студентов к пользованию всемирной сетью, что создает, наряду с прочими преимуществами технологии веб-квест, безусловно благоприятную обстановку для профессиональному речевому общению иностранных студентов менеджеров-экономистов. Вышеозначенные факторы благоприятно сказались на результатах работы, представленных студентами на отчётном занятии. Все студенты показали высо-

кий уровень профессиональной компетенции, представив интересные доклады, насыщенные профессиональными терминами, фактами и реалиями, сопровождающиеся иллюстрациями из мультимедийной презентации.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проектная технология веб-квест является наиболее эффективной при обучении профессиональному речевому общению иностранных студентов-менеджеров-экономистов и наиболее полно отвечает задаче формирования профессиональной коммуникативной компетенции иностранных студентов.

Список литературы

1. Бордовская Н. В., Даринская Л. А., Костромина С. Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011.

2. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, - № 7.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4. Самосенкова Т. В. Обучение культуре речевого общения иностранных студентов-филологов (основной этап). Дисс... канд. пед. наук.- Белгород., 1999. - 180 с.

5. Dodge B. FOCUS: Five Rules for Writing A Great WebQuest.

6. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks.

7. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. // http://edweb.sdsu.edu/people/ bdodge/bdodge .html

8. Dodge B. The WebQuest Design Process. / / http://webqpesUdsu.edu/ designsteps/mdex.html

TEACHING PROFESSIONAL SPEECH COMMUNICATION TO FOREIGN STUDENTS (MANAGERS AND ECONOMISTS) WITH THE WEB QUEST TECHNOLOGY

The article discusses the issues of training technologies in the development and formation of professional communicative competence of foreign students managers-economists. It considers the example of realization of professional speech communication of foreign students on the basis of web quest technology.

Keywords: competence training, professional competence, professional communicative competence, web-quest technology.

T. V. Samosenkova 1 E. V. Tolmacheva 2

Belgorod National Research University

e-mail:

samosenkova@bsu.edu.ru elena-tolmach@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.