Научная статья на тему 'Новый подход к формированию детско-родительских отношений в процессе социально-педагогической реабилитации'

Новый подход к формированию детско-родительских отношений в процессе социально-педагогической реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина И. И., Мальцева О. Б.

В статье изложен опыт работы специалистов отделения психолого-педагогической реабилитации реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями по апробации нового формата коррекции детско-родительских отношений в рамках творческого проекта «Школа понимания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина И. И., Мальцева О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый подход к формированию детско-родительских отношений в процессе социально-педагогической реабилитации»

УДК 1174

И.И. Воронина

воспитатель О.Б.Мальцева

педагог дополнительного образования Белгородская область, с.Веселая Лопань, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З.Гетманского»

E- mail : [email protected]

НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация

В статье изложен опыт работы специалистов отделения психолого-педагогической реабилитации реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями по апробации нового формата коррекции детско-родительских отношений в рамках творческого проекта «Школа понимания».

Ключевые слова:

реабилитация, коррекция, сотрудничество, дети и подростки с ограниченными возможностями

Девиз проекта «Школа понимания:

«Чтобы познать себя, надо изучать себя во взаимодействии с другими, а не отдельно».

Проблема организации работы коррекционно-педагогического процесса совместными усилиями специалистов весьма насущна в реабилитационном центре при работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями (далее ОВЗ). Знание специфики работы с детьми данной категории и их родителями, умение соотносить индивидуальные качества пациентов с целями и задачами психолого-педагогической реабилитации , нацеливает педагогов на оптимизацию взаимодействия друг с другом в составе творческой группы в поисках совместных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и приоритетна в практике многих специалистов. Однако, при всей эффективности совместной деятельности педагогов, по-прежнему актуальным остается факт социальной депривации детей и подростков с ОВЗ и их родителей. Из анализа проблем, с которыми сталкиваются родители, дети и подростки с ОВЗ выявлено, что даже в стенах центра они часто чувствуют социальную исключенность. К конструктивному общению не всегда готовы как дети так и родители . Это происходит от неумения общаться, страха сделать что-то не так, непонимания, неинформированности, отсутствия опыта и ряда других причин. Таким образом, появилась необходимость во взаимодействии специалистов по разработке проектной идеи, реализация которой будет способствовать установлению понимания, доверительных , партнерских отношений между детьми, подростками и родителями

В связи с этим возникла проектная идея по созданию программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений «Школа понимания». Целью проектной идеи стало формирование взаимопонимания между детьми, подростками и родителями ,основанного на активном воздействии друг на друга в процессе совместной творческой деятельности.

В начале заезда реабилитации был сформирован детско-родительский "класс", в состав которого вошли дети , подростки и родители из трех групп. Класс посещал уроки «Школы понимания» по специально составленному расписанию: " Искусство общения", «Фоамиран», «Скрапбукинг», "Мягкая игрушка", «Тестопластика», «Войлок», (6 часов в неделю; длительность каждого занятия - 40мин; всего 18 занятий в течение заезда).Занятия включали различные виды совместной творческой деятельности, направленные на овладение социальными, коммуникативными, бытовыми навыками и развитие

творческого потенциала в процессе изготовления поделок, рисунков, творческих работ и участия в тренинге на создания доверия и командной работы . Завершился проект заключительным мероприятием в форме творческого кафе « Мы- вместе!", на котором участники представили совместно выполненные работы . Результативность проекта отслеживалась по дневникам, которые вели участники проекта. Можно с уверенностью отметить, что проект достиг высокой результативности. У участников проекта произошло: - осознание особенностей, потребностей, интересов друг друга;

-осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. Отмечается также: положительная динамика психологического микроклимата в Центре, в семье; расширение сферы общения в процессе реабилитации; повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе; овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; укрепление внутрисемейных связей; пробуждение интереса к семейным традициям; содействие передаче межпоколенных ценностей; расширение кругозора; сформирование целостного, социально ориентированного мировоззрения у всех участников проекта в процессе реабилитации. Целевая группа проекта (разновозрастной класс из числа детей, подростков и родителей от 10 до 35 лет), которая посещала уроки «понимания» отметила уникальность и новизну проектной идеи по созданию условий для активного общения людей разного возраста и социального статуса в процессе совместной творческой деятельности. Педагоги уверены, что им удалось изменить формулировку «Работа с родителями, детьми и подростками, на «Сотрудничество с родителями, детьми и подросткам», что особенно ценно в реалиях современных подходов не только в воспитании и образовании, а и в коррекционной психолого-педагогической деятельности.

Список использованной литературы: 1. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения./ Учебно-методическое пособие./ Минск: Тетра Системс, 2013./ 224 с.

© Воронина И.И., Мальцева О.Б., 2020

УДК37

Журавлева И.С., воспитатель.

Готфрид Н.П., воспитатель 1 к.к.

МБДОУ Детский сад «Антошка» Город Абакан, Республика Хакасия

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения - школьников и дошкольников.

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе - это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения - его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации - обретение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.