История
«НОВЫЙ КУРС» В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР (К 60-ЛЕТИЮ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 1953 Г.)
Л.
В. П. МОТРЕВИЧ.М 620075- г- Екатеринбург, . . ?! ул. К. Либкнехта, д. 42;
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой, ^ £ел. 89122830414
Уральский государственный аграрный университет j j e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена А. В. Черноуховым, доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета имени Первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.
После окончания Второй мировой войны послевоенная социально-экономическая политика в Союзе ССР в основном повторила все черты форсированного развития 1930-х гг., негативный опыт которого не был учтен. Восстановление народного хозяйства проводилось главным образом за счет сельского хозяйства и экономии на социальном обеспечении населения. Самые негативные последствия для развития советской экономики сыграло и разделение мира на две враждебные системы. На рубеже 1940-1950-х гг. промышленно развитые страны приступили к внедрению в производство достижений современной научно-технической революции, что привело их к новому, постиндустриальному этапу развития. В СССР же сверхцентрализованная директивная советская экономика оказалась неспособной к широкому внедрению достижений НТР (за исключением ВПК) и стала отставать от стран с рыночной экономикой. В результате в начале 1950-х гг. показатели развития сельского хозяйства страны стали ухудшаться. В 1953 г. валовой сбор основной сельскохозяйственной культуры — зерна — оказался на уровне 1950 г. и был гораздо ниже довоенного. Заготовки зерновых оказались значительно ниже, чем это требовалось для продовольственных и семенных нужд. Это поставило страну на грань очередного голода [1]. Чтобы накормить страну, советское правительство было вынуждено разбронировать зерно из неприкосновенных государственных запасов [2].
Таким образом, в начале 1950-х гг. первоочередной задачей сельского хозяйства был подъем зернового производства, что было следствием ситуации с продовольственным снабжением страны. После-сталинское руководство страны было поставлено перед выбором направления дальнейшего социально-экономического развития. Преемники И. В. Сталина понимали, что прочность их положения зависит от проведения такой внутренней политики, которая, с одной стороны, являлась бы продолжением линии на построение коммунизма, а с другой — нацеливала на решение насущных человеческих проблем. В результате внутренней борьбы в высшем советском руководстве определились основные направления экономического развития. Первым по значимости являлось укрепление обороноспособности страны. Второй приоритет — это аграрный сектор. Таким образом, после смерти И. В. Сталина новое советское
руководство, пытаясь найти выход из кризиса, пошло на либерализацию в экономике.
Начало корректировке социально-экономического курса было положено в 1953 г. решениями в области сельского хозяйства, принятыми августовской сессией Верховного Совета СССР и сентябрьским Пленумом ЦК КПСС. В марте 1953 г. Министерством финансов СССР для Председателя совета министров СССР Г. М. Маленкова была подготовлена докладная записка о налоговой политике в деревне. На основе расчетов доходности крестьянских хозяйств в соотношении с ростом налогов за 1949-1953 гг. в записке был сделан вывод о возникновении «диспропорции в сторону экономически неоправданного увеличения налогового обложения крестьян». Этот вывод был поддержан и обоснован в докладе министра сельского хозяйства и заготовок СССР А. И. Козлова, направленном Г. М. Маленкову в июле 1953 г. Доклад можно считать первичным документом, который лег в основу как речи Г. М. Маленкова на пятой сессии Верховного Совета СССР в августа 1953 г., так и речи Н. С. Хрущева на Сентябрьском пленуме ЦК КПСС. Доклад А. И. Козлова представлял собой документ аналитического характера, где в обобщенном и систематизированном виде говорилось о недостатках в аграрной политике и предлагались конкретные меры по их искоренению [3].
Летом 1953 г. в СССР шла подготовка к аграрной реформе, в июле вопрос о предстоящей реформе был обсужден на Пленуме ЦК КПСС. Начало реформе положил Председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков. 8 августа 1953 г. он выступил с речью на пятой сессии Верховного Совета СССР [4]. В выступлении главы правительства говорилось о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, повороте экономики к человеку. Особое внимание в докладе Г. М. Маленкова уделялось обоснованию нового курса в аграрной политике. Глава правительства СССР предложил в два раза снизить сельхозналог, списать недоимки прошлых лет, а также изменить принцип налогообложения жителей села. На той же сессии Верховного Совета СССР был принят новый закон о сельскохозяйственном налоге, представлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действующую с 1939 г. До этого сельхозналог взимался по принципу прогрессивных ставок, то есть исчислялся от доходности крестьянских хозяйств с уче-
Таблица 1
Валовой сбор зерна в СССР, млн т
Регион 1940 г. 1945 г. 1950 г. 1951 г. 1952 г. 1953 г.
СССР 95,6 47,3 81,2 78,7 92,2 82,5
РСФСР 55,6 25,4 46,8 47,5 51,9 48,2
Примечание: источник — Российский государственный архив экономики (далее -Л. 1,2; Д. 5302. Л. 1,2; Д. 5303. Л. 1,2; Д. 5304. Л. 1,2.
- РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 324. Д. 5295. Л. 1,2; Д. 5246. Л. 1,2; Д. 5301.
История
Рисунок 1
Маленков Георгий Максимилианович (1902-1988) — советский политический деятель, Председатель Совета Министров СССР в 1953-1955 гг.
том доходов по отдельным видам продукции. В результате наиболее товарные крестьянские хозяйства оказывались в самом невыгодном положении и вынуждены были сокращать размеры сельскохозяйственного производства, либо его замораживать.
Новый закон установил обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога [5]. Это привело к двукратному снижению размеров сельскохозяйственного налога. После выступления на сессии имя Г. М. Маленкова, особенно среди крестьян, стало очень популярным. Так, в информации Свердловского обкома партии переданной в Москву 11 августа 1953 г. говорилось: «Трудящиеся Свердловской области с глубоким удовлетворением встретили выступление на сессии Председателя Совета Министров СССР тов. Г. М. Маленкова» [6].
Вскоре проблемы развития сельского хозяйства были рассмотрены и состоявшемся 3-7 сентября 1953 г. Пленумом ЦК КПСС. С докладом о состоянии сельского хозяйства выступил Н. С. Хрущев, избранный на этом пленуме Первым секретарем ЦК КПСС. В постановлении Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» было указано на запущенность этой важнейшей отрасли народного хозяйства страны. Среди приведших к этому причин указывалось, прежде всего, на нарушение в сельском хозяйстве принципа материальной заинтересованности работников в развитии производства и увеличении его доходности. Было отмечено допускаемые извращения в практике заготовок сельскохозяйственной продукции, когда передовым хозяйствам устанавливались задания в значительно больших объемах, чем отстающим и плохо работающим колхозам. Во многих колхозах нарушенным оказался и важнейший принцип артельного производства — правильного сочетания общественного и личного в артели. Нарушение этого принципа, а также завышенные нормы обязательных поставок с приусадебного хозяйства привели к сокращению пого-
Рисунок2
Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971) — советский политический деятель, Первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964 гг. ловья скота в личном пользовании крестьян. На Пленуме было отмечено, что одной из главных причин серьезного отставания сельского хозяйства явилось совершенно неудовлетворительное использование мощной техники, отсутствие квалифицированных инженерно-технических кадров. Подавляющее большинство директоров МТС, главных инженеров и главных агрономов не имеют высшего образования, основная же масса квалифицированных специалистов оседали в различных учреждениях [7].
Принятая на Сентябрьском пленуме 1953 г. программа подъема сельского хозяйства намечала целый комплекс мер по его подъему. Было указано на недопустимость вредной практики завышения заданий для передовых колхозов и установлено, что в пределах одного района должна действовать одна погектарная норма поставок. Был отменен порядок планирования и учета выполнения заданий по развитию животноводства на 1 января каждого года. При таком порядке колхозы, чтобы отчитаться о выполнении плана, были вынуждены сохранять и кормить до 1 января большое количество непродуктивного и выбракованного скота, предназначенного для использования на мясо. Было установлено, что планирование и учет выполнения заданий по животноводству будет производиться по состоянию на 1 октября. Для повышения материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного хозяйства колхозам было рекомендовано по усмотрению общих собраний выдавать колхозникам авансом примерно 25 % денежных средств, поступающих от реализации скота и продукции животноводства. Выдачу колхозникам указанного денежного аванса предлагалось производить ежеквартально в размере до 15 % на все трудодни, выработанные в общественном хозяйстве в истекшем квартале. Пленум ЦК КПСС указал, что необходимо до конца покончить с вредной практикой ущемления интересов населения в отношении скота, находящегося в личной собственности. В результате была списана вся задолженность прошлых лет по обязательным поставкам продукции животноводства государству индивидуальными хозяйствами, не имеющих скота хозяйства колхозников перестали привлекать к выполнению мясопоставок [8].
История
С ростом машинизации сельского хозяйства дальнейший подъем колхозного производства все в большей степени зависел от работы МТС. Учитывая это, Пленум счел необходимым «направить в 1953 г. из промышленности и других отраслей народного хозяйства инженеров- механиков для работы в машинно-тракторных станциях в качестве директоров, главных инженеров и заведующих ремонтными мастерскими, чтобы в каждой МТС на этих должностях находились, как правило, специалисты с высшим образованием. Для улучшения руководства сельским хозяйством предлагалось значительно сократить управленческий аппарат Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР и штаты его местных органов, с тем, чтобы высвобождающихся из аппарата специалистов направлять на работу в МТС и колхозы. Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР, а также советы министров республик и облисполкомы должны были к весне 1954 г. направить в МТС 100 тыс. агрономов для обслуживания колхозов. В постановлении было указано, что существующий порядок агротехнического и зоотехнического обслуживания колхозов, при котором один специалист сельского хозяйства обслуживает несколько колхозов, не отвечает возросшим задачам, стоящим перед сельским хозяйством. Поэтому в целях агрономической и зоотехнической помощи колхозам было признано необходимым вместо участковых агрономов и зоотехников иметь в МТС агрономов и зоотехников для постоянной работы в колхозах, что-
бы каждый колхоз обслуживался 1-2 специалистами сельского хозяйства, состоящими в штате машинно-тракторных станций. Одновременно предлагалось увеличить размеры оплаты работникам МТС, наделять механизаторов приусадебными участками, расширить подготовку механизаторских кадров путем расширения действующих и организации новых ремесленных училищ, увеличить поставки в МТС современной техники и обеспечить создание соответствующей инфраструктуры для ремонта [9]. Среди намеченных пленумом мер было выделение дополнительных средств на развитие сельского хозяйства. В результате удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений в народное хозяйство поднялся с 13,0 % в 1951-1953 гг. до 18,0 % в 1955 г. [10].
Таким образом, если Г. М. Маленков в августе 1953 г. сессии Верховного Совета СССР выступает с речью программного характера, то Н. С. Хрущев на сентябрьском пленуме 1953 г. фактически конкретизирует и развивает его основные положения по аграрному вопросу. В СССР началась полоса мер по реформированию сельского хозяйства. Эффект принятых в 1953 г. решений сохранялся до конца 1950-х гг., В результате если в 1950 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР в сопоставимых ценах 1983 г. составляла 75,6 млрд руб., то в 1960 г. — 122,1 млрд. Таким образом, в результате аграрной реформы 1953 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР увеличилась за 1950-е гг. на 61,5 % [11].
Литература
1. Подробнее см. : Мамяченков В. Н. Материальные условия жизни семей промышленных рабочих и колхозного крестьянства Свердловской области в период послевоенного восстановления (1956-1953 гг.). Историко-экономическое исследование. Екатеринбург : АМБ, 2009. 235 с.
2. Богденко М. Л. Совхозы СССР : 1951-1958. М. : Наука, 1972. С. 87.
3. Миронин С. Реформы Маленкова. URL : http://contrtv.ru/common/2375.
4. Правда. 1953. 8 августа.
5. Закон «О сельскохозяйственном налоге» от 8 августа 1953 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1953. № 7.
6. Мамяченков В. Н. Материальные условия жизни семей промышленных рабочих Свердловской области в 19531964 гг. Историко-экономическое исследование. Екатеринбург : АМБ, 2010. С. 90.
7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т. 4. М. : Политиздат, 1968. С. 21-23.
8. Там же. С. 48-53.
9. Там же. С. 45-47.
10. История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. М. : Политиздат, 1980. С. 350.
11. Подсчитано по : Сельское хозяйство СССР : ст. сб. М. : Статистика, 1988. С. 8.