Научная статья на тему 'Укрепление сельского хозяйства Псковской области руководящими кадрами и специалистами (1950-е годы) (статья 1)'

Укрепление сельского хозяйства Псковской области руководящими кадрами и специалистами (1950-е годы) (статья 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОЛХОЗ / СОВХОЗ / МТС / РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ / ТРИДЦАТИТЫСЯЧНИКИ / AGRICULTURE / COLLECTIVE FARM / SOVIET FARM / MACHINE TRACTOR STATION / MANAGEMENT STAFF / THE CHAIRMAN / THIRTY-THOUSANDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филимонов Анатолий Васильевич

В статье освещаются вопросы, связанные с подбором и направлением на постоянную работу в сельское хозяйство Псковской области после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС организаторов и специалистов сельскохозяйственного производства, в том числе «тридцатитысячников» (1954-1955 гг.), раскрываются результаты и последствия указанного чрезвычайного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Филимонов Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MANAGEMENT STAFF MAKE THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE PSKOV REGION IN THE 1950-s STRONGER (Article 1)

The article explores questions related to the selection and direction of permanent jobs in the agricultural sector of the Pskov region after the Central Committee of the Soviet Union’s Plenum of the organizers and specialists of agricultural production (September 1953), including the so called «thirty thousanders». It discloses the results and consequences of these extraordinary measures.

Текст научной работы на тему «Укрепление сельского хозяйства Псковской области руководящими кадрами и специалистами (1950-е годы) (статья 1)»

УДК 94(47). 084.3

А. В. Филимонов

УКРЕПЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РУКОВОДЯЩИМИ КАДРАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ (1950-е ГОДЫ)

(Статья 1)

В статье освещаются вопросы, связанные с подбором и направлением на постоянную работу в сельское хозяйство Псковской области после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС организаторов и специалистов сельскохозяйственного производства, в том числе «тридцатитысячников» (1954-1955 гг.), раскрываются результаты и последствия указанного чрезвычайного мероприятия.

Ключевые слова: сельское хозяйство, колхоз, совхоз, МТС, руководящие кадры, председатель, тридцатитысячники.

Успех любого дела в значительной степени определяется составом, компетентностью, инициативой и организаторскими способностями руководящих кадров. В полной мере это относится к такой сложной отрасли экономики, как сельское хозяйство, где ключевой фигурой управления долгое время являлись председатели колхозов (совхозный сектор с его директорским корпусом до конца 1950-х гг. занимал в сельском хозяйстве страны гораздо меньший удельный вес).

Фигура колхозного председателя появилась в советской деревне в процессе сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в 1930-е гг. Это были коренные крестьяне, чаще всего малограмотные люди — с низким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки, не имевшие даже начального образования. Этот недостаток в значительной мере восполнялся жизненным опытом, знанием всех сторон и тонкостей крестьянского труда, что «подпитывалось» обучением на различных семинарах и курсах. В условиях существования мелких хозяйств, когда рамки колхоза ограничивались одной или несколькими небольшими деревнями, этих практических навыков порой хватало для того, чтобы справляться с руководством. Таковым было положение не только в 1930-е, но и в первые послевоенные годы, когда состав председательского корпуса оказался сильно деформированным.

Многие, накопившие опыт управления председатели (среди них преобладали мужчины) были призваны в Красную Армию и погибли на фронте, их место занимали инвалиды войны и женщины. К тому же очень высокой была сменяемость председателей, сильно мешавшая накоплению профессионального опыта. Отчасти это объяснялось необходимостью заменить оказавшихся на председательских постах случайных людей и потребностью усилить колхозное руководство за счет демобилизованных воинов Красной Армии. Нередки были случаи, когда колхозные собрания обращались к районному руководству с просьбой направить демобилизованных (иногда работавших председателями в довоенные годы) на руководящую работу в колхозы. С другой стороны, частая сменяемость руководящих кадров колхозов объяснялась порочной практикой администрирования.

Председатели колхозов находились в сложном положении, ибо ответ им приходилось держать перед партийными и советскими органами буквально за все: за невыполнение заведомо нереальных, установленных сверху планов госпоставок, за

низкую дисциплину колхозников, не желавших работать за «палочки», за любое ЧП в колхозе и многое другое. Практика администрирования порой превышала все разумные пределы. Так, в Середкинском районе Псковской области за 1947 г. и начало 1948 г. было освобождено от должности 57 председателей из 108. В Пыталовском районе при наличии 170 руководящих должностей за три года (1945-1947) сменилось 298 работников (в некоторых случаях по 6-7 раз) [6, с. 72-73].

Но не только за невольные «провинности» строго, вплоть до привлечения к суду и высылки наказывались колхозные председатели. Нередко вся их вина заключалась в том, что они пытались руководить вверенным им хозяйством по собственному разумению, вековому земледельческому опыту, а не по указке чиновников или начальства. Инициатива и здравый крестьянский смысл колхозных председателей, шедшие вразрез с директивами аппарата, часто становились причиной того, что непослушные председатели снимались, о чем позже ставилось в известность общее собрание колхозников. Вместо снятых назначались новые, которых нередко ждала та же участь. Такое положение порой и служило истинной причиной отсутствия большого опыта и стажа работы у колхозных председателей [8, с. 125]. Несмотря на осуждение практики частой их замены февральским (1947 г.) Пленумом ЦК ВКП(б), она, хотя и уменьшилась, но все же не прекратилась.

Требования к председательскому корпусу значительно повысились после проведенного в 1950 г. укрупнения колхозов, когда одними лишь практическими навыками и традиционной крестьянской сметкой обходиться было уже невозможно. Теперь для руководства крупными артелями председателям нужна была определенная сумма сельскохозяйственных знаний, позволявшая использовать достижения науки и передовой практики, понимание экономических законов и умение применять их с наибольшей эффективностью, а также наличие опыта управления большими трудовыми коллективами. Уходило время председателей-практиков, их постепенно должны были заменить специалисты сельского хозяйства и опытные руководящие работники. 9 июля 1950 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О задачах партийных и советских организаций по дальнейшему укреплению состава председателей и других руководящих работников колхозов», в котором в качестве одного из важнейших был поставлен вопрос о выдвижении на должности председателей колхозов специалистов сельского хозяйства. В постановлении указывалось, что колхозы становятся крупными хозяйствами, и в этих условиях необходимо «дальнейшее укрепление состава председателей колхозов прежде всего путем подбора и выдвижения на эту работу проверенных в политическом и деловом отношении специалистов со средним и высшим сельскохозяйственным образованием, а также других специалистов и знающих сельское хозяйство практиков, имеющих большой опыт руководящей и организационной работы, способных обеспечить руководство крупным колхозным хозяйством» [3, с. 523].

Так в стране начался качественно новый этап деятельности по укреплению сельского хозяйства опытными кадрами, охватывающий 1950-1953 гг. и характеризующийся нарастанием необходимости повышения научного уровня руководства колхозами, а также определенными достижениями в увеличении количества специалистов в среде колхозных кадров.

В условиях Псковской области выполнение поставленных задач осложнялось отсутствием собственной базы подготовки сельскохозяйственных кадров высокой

квалификации. Специальных сельскохозяйственных вузов здесь не было, приходилось довольствоваться лишь выпускниками сельскохозяйственных школ и техникумов со средним образованием. В этих условиях дальновидность и государственный подход попыталось проявить областное руководство: 20 января 1950 г. (т. е. еще до принятия Постановления Совета Министров и ЦК ВКП(б) от 9 июля 1950 г. —Авт.) Псковский обком и облисполком приняли совместное постановление «Об организации в г. Пскове сельскохозяйственного института». Спустя месяц, 24 февраля того же года их примеру последовали руководящие органы самостоятельной тогда Великолукской области, принявшие постановление «Об организации сельскохозяйственного института в г. Великие Луки». Партийное и советское руководство обеих областей, «учитывая острый недостаток сельскохозяйственных кадров высшей квалификации», просили Совет Министров СССР разрешения открыть в областных центрах сельскохозяйственные институты, внося при этом конкретные практические предложения по их организации [1, ф. 1219. оп. 1. д. 1013. лл. 46-47; ф. 5473. оп. 1. д. 1369. л. 71]. Но тогда, несмотря на начатую проработку вопроса, ни в Пскове, ни в Великих Луках организация институтов не состоялась — то ли по банальной причине нехватки средств, то ли в связи с «кадровой чисткой» областных и районных руководств по «Ленинградскому делу»...

На базе восстановленного осенью 1944 г. сельскохозяйственного техникума в Пскове с января 1945 г. начали работать месячные курсы председателей колхозов, в 1947 г. реорганизованные в соответствии с постановлением февральского Пленума ЦК ВКП(б) в двухгодичную школу руководящих колхозных кадров; при ней создавались шестимесячные курсы председателей. После же проведенного укрупнения артелей и принятия указанного Постановления от 9 июля 1950 г. двухгодичная школа была в 1951 г. реорганизована в трехгодичную, а шестимесячные курсы при ней — в годичные. Окончившим школу присваивалось звание «младший агроном», а курсы — «техник-организатор колхозного производства» [2, ф. Р—1836. оп. 1. д. 32. л. 24-43; д. 33. л. 93-94; д. 34. л. 89; 1, ф. 1219. оп. 2. д. 873. л. 52].

Школе и курсам принадлежала существенная роль в подготовке и переподготовке колхозных кадров, но они не давали своим слушателям среднего сельскохозяйственного образования и коренным образом полно решить задачу укрепления колхозов квалифицированными кадрами не могли. Они должны были готовить руководящих работников из кадров самих колхозов, имеющих уже определенный опыт руководящей деятельности в колхозном производстве. Однако таких кадров в колхозах как раз недоставало. К тому же набор в школу и на курсы ежегодно проходил с большими трудностями. Многие районы, стремясь не допустить ухода на два-три года нужных работников, либо не выполняли планов набора в школу, или же направляли туда людей случайных. В результате многие из выпускников не могли быть направлены на руководящую колхозную работу. Так, из окончивших в 1949 г. Псковскую двухгодичную школу председателями колхозов работали только 14,6 % выпускников, 7,3 % — счетоводами и столько же — заместителями председателей, 14,6 % — участковыми агрономами, 4,8 % — председателями и секретарями сельсоветов, 7,3 % — в различных районных организациях, 29,5 % — рядовыми колхозниками, и 14,6 % не работали нигде. Аналогичной была картина и с выпускниками шестимесячных курсов при школе [2, ф. Р—1836. оп. 1. д. 21. л. 43]. Имевшиеся в области сельскохозяйственный и зоотехнический техникумы вносили весомый вклад в

подготовку специалистов со средним специальным образованием, но со своей учебно-материальной базой полностью удовлетворить потребности тоже не могли. К тому же они вообще не готовили специалистов по ветеринарии, агромелиорации и др., потребность в которых тоже была велика.

Выход же в улучшении руководящих кадров колхозного производства для выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 9 июля 1950 г. местные партийные и советские органы решили искать в более рациональном использовании имевшихся в области специалистов, их перераспределении по местам занятости, а также путем направления непосредственно в производство специалистов, занятых на руководящей работе в областном и районном звене управления, как и людей с организаторскими способностями — партийных и хозяйственных работников. В целях материального стимулирования труда и создания заинтересованности для перехода в колхозы им устанавливалась ежемесячная гарантированная денежная оплата из государственных средств. Однако предпринятые меры оказались малоэффективными, о чем свидетельствует Справка Псковского обкома КПСС в ЦК партии от 27 августа 1950 г. «о председателях, получающих оплату в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК от 9 июля 1950 г.».

«В 206 укрупненных колхозах председатели получают оплату в соответствии с Постановлением СМ и ЦК, в числе их 60 специалистов сельского хозяйства, — отмечалось в ней. — Некоторые председатели колхозов, состоящие на денежной оплате, за время своей работы в руководстве колхозами добились неплохих результатов. Так, председателем колхоза им. Мичурина Печорского района с апреля 1951 г. работает член КПСС В. П. Объедков, ранее работавший заместителем председателя Печорского райисполкома. За этот период колхоз им. Мичурина в организационно-хозяйственном отношении заметно окреп...

Вместе с тем, большинство председателей колхозов, направленных на эту работу и получающих оплату в соответствии с Постановлением СМ и ЦК, не справляются со своими задачами и не оправдывают надежд, что с приходом к руководству эти председатели поднимут экономику колхозов... Они не оказали серьезного влияния на организационно-хозяйственное укрепление колхозов, в результате положение дел в колхозах не улучшилось, а ухудшилось.

В колхозе им. Крупской Порховского района работает агроном Иванов, получающий гарантированную оплату в размере 1000 руб. Таким образом, за год он получил 12 тыс. руб., в то время как лучшие колхозники, выработавшие в 1952 г. 770 трудодней, в пересчете на государственные розничные цены — 2100 руб. — в 6 раз меньше. Аналогичное положение в колхозах им. Чапаева, им. Жданова, им. Кирова, «Победа», «Весна», «Красный маяк» и др.

Получая высокую гарантированную оплату, во много раз превышающую доходы лучших колхозников, председатели колхозов не проявляют заботы о быстром росте артельного хозяйства... Многие из них бесхозяйственно руководят колхозами. Некоторые председатели, направленные на эту работу из районных организаций, до сих пор не вступают в члены артелей, семьи их, как правило, не принимают участия в колхозных работах, что вызывает недовольство среди колхозников и отрицательно сказывается на трудовой дисциплине в колхозах. Ряд председателей колхозов, имея в райцентрах собственные дома или квартиры, семьи к себе не переводят и в колхозах живут одни. Иногда они на несколько дней оставляют колхозы без руководства и

выезжают к семьям, некоторые из них неправильно ведут себя в быту. Имеют место факты, когда отдельные председатели колхозов, направленные на эту работу из районных центров, сознательно заваливают дело с тем, чтобы хотя со взысканием, но освободиться от работы в колхозах и возвратиться к прежнему месту жительства. Часть таких председателей за развал работы в колхозах строго наказана и освобождена от занимаемых должностей.

Все это привело к тому, что колхозники выражают недовольство и стремятся перевести председателей колхозов с денежной оплаты на оплату за трудодни на общих основаниях или делают попытки совсем от них избавиться. Особенно это ярко было выражено в период проведения отчетных и отчетно-выборных собраний в колхозах...».

«Таким образом, — делал заключение обком КПСС, — практика посылки в колхозы председателей с денежной оплатой себя не оправдала», и считал, что «председателей колхозов, которые направлены на эту работу и получают оплату в соответствии с Постановлением СМ и ЦК от 9 июля 1950 г., следует оставить на этой оплате не более как на один-два года», а «в дальнейшем эту систему оплаты практиковать нецелесообразно» [1, ф. 1219. оп. 2. д. 541. лл. 48-50].

Упоминавшийся в справке В. П. Объедков был не единственным, кто пришел на должность председателя колхоза из районного аппарата и сумел за короткий срок исправить положение дел. В этом ряду стоят, например Г. И. Гецентов, пришедший в марте 1951 г. из конторы «Облзаготзерно» председателем колхоза «Красный Октябрь» Палкинского района, или Д. И. Иванов, поработавший председателем райисполкома в Пыталове и Лядах, а в том же 1951 г. ставший председателем колхоза им. Молото-ва Порховского района. Эти и подобные им десятки людей, проявив недюжинные организаторские способности, смогли вывести вверенные им артели из глубокого прорыва. Хорошо показывали себя по-прежнему возглавлявшие колхозы и многие председатели-практики, например И. Т. Попов, работавший председателем колхоза «Красная заря» Дедовичского района с момента его организации в 1930 г. и вновь возглавивший хозяйство с первых послевоенных лет. Этот колхоз длительное время был настоящим флагманом сельскохозяйственного производства в области, не знавшем себе равных, а И. Т. Попов, руководитель-самоучка, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР (в 1946, 1950 и 1954 гг.) [1, ф. 1219. оп. 2. д. 836. л. 20].

Но таковых в среде председателей было, к сожалению, меньшинство, а в целом в течение 1950-1953 гг. задача укрепления их состава специалистами решена не была. По оценке областного руководства, Псковской области на 1 января 1953 г. недоставало 325 специалистов сельского хозяйства, а из 1993 работавших 695 чел. прошли лишь курсовую подготовку. Как следствие, и состав председателей колхозов был соответствующим: в начале марта 1953 г. их в области имелось 810 чел. (из них 37 женщин), в том числе с высшим образованием — 1, со средним — 84, незаконченным средним и семилетним — 104, зато с начальным (в объеме 4-6 классов) — 371, а с образованием ниже 4-х классов — 250. Таким образом, по-прежнему основную часть председательского корпуса составляли руководители-практики; некоторые из них окончили сельскохозяйственные школы: трехгодичную — 21 чел., двухгодичную — 14 чел. Из всех председателей только 64 были специалистами сельского хозяйства (агрономы, зоотехники и т. п.) [1, ф. 1219. оп. 2. д. 541. лл. 26, 35]. По-прежнему оставалась высокой сменяемость руководящих кадров. Тот факт, что непосредственно в

колхозах было мало специалистов, серьезно затруднял их выдвижение на должности председателей колхозов. Не стимулировали привлечения специалистов в колхозы также слабое материально-техническое оснащение артелей, низкая материальная заинтересованность, что в конечном итоге не благоприятствовало созданию на селе подготовленного и квалифицированного резерва председателей. Поэтому руководство области и попыталось хотя бы частично решить проблему путем направления специалистов и организаторов производства из городов.

Одновременно в апреле 1953 г. Псковский обком КПСС обратился в Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР с просьбой направить в 1953-1954 гг. для работы в области 390 чел. из числа окончивших высшие учебные заведения (агрономов — 130, зоотехников — 90, ветврачей — 70, инженеров-механиков — 70, гидротехников и гидротехнологов — 20, строителей — 5, землеустроителей и торфяников — 5) и 310 чел. из окончивших техникумы (ветеринаров — 120, механиков — 70, гидротехников — 5, строителей — 35). Со своей стороны при Пыталовском зоотехни-куме в 1954 г. планировалось открыть ветеринарное отделение с ежегодным приемом 60 чел. [1, ф. 1219. оп. 2. д. 541. л. 26]. Прибывающие в область иногородние специалисты могли создать неплохой резерв для выдвижения на руководящие должности.

Тем временем произошло событие этапного значения для сельского хозяйства страны: в сентябре 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, специально обсудивший положение дел в аграрном секторе и наметивший меры по подъему сельскохозяйственного производства. По существу, все последующее пятилетие, до конца 1950-х гг. прошло под знаком осуществления его решений, которые конкретизировались, уточнялись и развивались постановлениями последующих пленумов ЦК КПСС, которых было несколько. В качестве главной задачи сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС определил организационно-хозяйственное укрепление колхозов, являвшихся в 1950-х гг. основной формой сельскохозяйственных предприятий. Он наметил меры по улучшению их материально-технической базы, изменению системы заготовок, поставок и закупок сельскохозяйственной продукции, повышению материальной заинтересованности работников села, подтягиванию темпов развития сельского хозяйства к общим темпам развития экономики страны. Важнейшее место в комплексе мер по подъему колхозного производства занимало укрепление колхозов кадрами, особенно специалистами — как путем совершенствования системы их подготовки, так и более широкого участия городов. Пленум указал на необходимость «иметь во главе колхозов, МТС, совхозов, районов квалифицированные кадры руководящих работников, агрономов, инженеров-механизаторов, зоотехников, экономистов и других специалистов сельского хозяйства» Без этого важнейшего условия, — подчеркнул Пленум, — «крупное социалистическое сельскохозяйственное производство двигаться дальше вперед не может» [4, с. 23].

Между тем, большинство имевшихся специалистов с высшим и средним образованием было занято в системе сельскохозяйственных органов и различных учреждениях, а непосредственно на производстве — в колхозах, МТС и совхозах — лишь малая часть. Первые от руководства сельским хозяйством тоже полностью отстранены не были, т. к. участвовали в разработке и корректировке планов развития колхозов, агротехнических мероприятий, обрабатывали и анализировали поступающую с мест информацию и др. Эта работа также требовала квалифицированных специальных знаний и организаторских способностей, но было фактом и то, что большинство

руководящих должностей в колхозах и МТС занимали работники без специального образования. В свете решений сентябрьского (1953 г.) Пленума речь могла идти об изменении соотношения числа специалистов на производстве и в управленческом аппарате, изменении системы расстановки и использования квалифицированных кадров. Одновременно велась работа с механизаторами, которые в свое время окончили курсы и работали в МТС, но по разным причинам ушли в города, учреждения и организации, — на предмет возвращения их обратно в МТС или же в колхозы.

Пленум Псковского обкома партии, обсуждавший меры по выполнению решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС, например, отметил, что из 1112 специалистов сельского хозяйства, имевшихся в области, в колхозах работают лишь 96 чел. В связи с этим ставилась задача перемещения основной массы специалистов из управленческих структур непосредственно на производство, тем более, что такая практика уже начала осуществляться в 1950-1953 гг. Теперь же она должна была принять более масштабный, организованный и целенаправленный характер. «Если мы направим в каждый колхоз специалиста сельского хозяйства, а у нас колхозов 791, — говорил первый секретарь обкома КПСС М. Я. Канунников, — то еще для области и районов специалистов останется 321 чел. У нас в городе работают около 100 коммунистов и столько же беспартийных специалистов сельского хозяйства; направив их в деревню, мы сможем иметь одного-двух специалистов на колхоз». Выступивший в прениях начальник областного управления сельского хозяйства и заготовок Я. А. Прушинский, как бы отвечая на это предложение, заметил, что «областное управление сельского хозяйства приступает к сокращению аппарата и передвижению специалистов сельского хозяйства в колхозы. Большинству из них уже определено место работы...». «В нашей области имеется 768 агрономов и зоотехников со средним и высшим образованием, — продолжал он, — в том числе 47 работают в областном управлении сельского хозяйства и заготовок, 48 — на льносеменных станциях и сортоиспытательных участках, 220 — в МТС, 404 — в районных управлениях сельского хозяйства и заготовок и только 56 в колхозах. Мы имеем в виду оставить в областном управлении сельского хозяйства 30 чел., на льносемстанциях и сортоиспытательных участках — 20, в МТС — 140, и 578 агрономов и зоотехников могут и должны пойти для работы в колхозы. Для того, чтобы каждый колхоз области имел специалиста, нам недостает около 200 чел. Очевидно, в этом направлении нам будет оказана соответствующая помощь и за счет высвобождения специалистов, работающих в других организациях, и за счет помощи Министерства сельского хозяйства. 540 специалистов распределены по колхозам и оформлены приказами по районным управлениям... Однако у нас есть такие специалисты, которые не хотят работать на производстве...» (При этом Я. А. Прушинский назвал несколько фамилий, отметив, что один из них «воспринял предложение о поездке на работу в МТС, как глубокую обиду и завил, что «если я вам не нужен, то уеду в другую область») [1, ф. 1219. оп. 2. д. 489. л. 50; 5, 1953. 4 октября].

Это замечание свидетельствует о том, что специалисты сельского хозяйства восприняли свою перспективу поехать на работу в деревню неоднозначно. Многие из них изъявили желание пойти в колхозы в порядке личной инициативы, восприняв призыв партии к подъему сельского хозяйства как свое кровное дело и подав заявления в райкомы партии или непосредственно в обком КПСС. Не все они, однако, представляли всей реальности и сложности предстоящего дела, к тому же многие никогда

ранее в сельском хозяйстве не работали и даже не жили в деревне. Порывая с привычным образом жизни, любимой работой и городскими условиями, порой оставляя на прежнем месте жительства семьи, они совершали своего рода подвиг. Но гораздо больше было таких, кто пошел на производство по «партийной мобилизации», в качестве «боевого партийного задания», и нередко без особого желания.

Не случайно на том же пленуме обкома партии председатель колхоза им. Моло-това Порховского района Д. И. Иванов заметил, что в связи с перспективой направления на работу в деревню «среди руководящих работников района чувствуется какая-то растерянность, и особенно среди специалистов районного управления сельского хозяйства. Такое положение наблюдается и в Дедовичском районе». В то же время ряд других выступавших на пленуме уже делились первыми результатами работы райкомов партии по подбору специалистов для работы на селе. Секретарь Гдовского райкома КПСС, например, сказал, что «7 человек из районных организаций, бывшие работники МТС — механики и трактористы — подали в райком заявления с просьбой направить на работу в МТС. Их просьбы райком удовлетворил», а в Псковский райком партии «поступило 30 заявлений от специалистов. Они направлены работать в МТС, пять уже приступили к работе», — отметил секретарь РК Н. Г. Лебедев. А секретарь Новоржевского райкома КПСС Шемберг констатировал, что «33 человека из районного аппарата изъявили желание пойти на работу в колхозы». Но с учетом, что в районе имеется 61 колхоз, он просил обком «при сокращении аппарата областных организаций, в том числе областного управления сельского хозяйства и заготовок» дать району еще 28 специалистов сельского хозяйства, «чтобы полностью выполнить постановление Пленума ЦК». У других районов собственных возможностей было еще меньше. Так, секретарь Новосельского райкома партии заметил, что «в районе имеется всего один инженер-механик, который ранее не работал в МТС, но сейчас изъявил желание пойти — это редактор районной газеты т. Петров. С 1 октября он приступает к работе в должности начальника мастерской в Новосельской МТС». «Эту работу давно нужно было бы проводить, но мы пока еще не видим областных руководящих работников на работе в районах», — заметил секретарь Карамышевского РК Мочалов, тоже имея в виду недостаток специалистов в районе. Он же говорил о необходимости «подходить к этому делу со всей ответственностью, организованно и направить в район товарищей, способных работать». Приведя факты направления в 1951 г. на должности председателей колхозов ряда областных работников, которые не справились с работой, он обратил внимание на необходимость «подходить к подбору работников более серьезно, чтобы они оправдали оказанное им доверие» [1, ф. 1219. оп. 2. д. 489. лл. 3, 24, 25, 31, 44-45, 55].

«В целях укрепления колхозов руководящими кадрами обкомом и райкомами партии за отчетный период подобрано и направлено на должности председателей колхозов 61 специалист сельского хозяйства и 206 практиков, — отмечал на 5-й областной конференции КПСС (30-31 января 1954 г.) первый секретарь обкома М. Я. Канунников. — В МТС и колхозы направлено 1229 специалистов (инженеров и техников — 147, агрономов — 433, зоотехников — 220), на работу директорами МТС направлено 28 специалистов с высшим образованием. С целью укрепления сельских партийных организаций на постоянную работу в колхозы и МТС области направлено свыше 150 членов и кандидатов КПСС из аппарата городских и районных учреждений и организаций» [1, ф. 1219. оп. 2. д. 652. лл. 25-26, 48].

При всем этом состав председателей колхозов области к концу 1953 г. кардинально не изменился: по-прежнему основную массу их составляли практики с низшим образованием, из них 210 (из 791) прошли курсовую подготовку. Улучшился, правда, их партийный состав: членами КПСС являлись 447, кандидатами — 12, а беспартийными — 307. Невелик, однако, был производственный опыт председателей: 131 председатель находился в должности менее года (большинство таковых составляли вновь избранные на должности в 1953 г.), со стажем два-три года — 268 чел., от трех до пяти лет — 211, и свыше пяти лет — 181. При этом к замене предназначался еще 151 председатель, но к концу 1953 г. кандидатов на председательские должности взамен их был подобран лишь 51 (в том числе 18 направлены из городов). Новая волна замены председателей началась с начала 1954 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 26 декабря 1953 г. «О проведении отчетных и отчетно-выборных собраний в колхозах». В процессе их было заменено 165 председателей, в том числе 148 — как не обеспечивших руководства, 4 — за нарушение Устава сельхозартели, 5 — по болезни и 8 — по другим причинам. Примечательно, что в числе сменившихся председателей 13 являлись специалистами сельского хозяйства, а освобождены они были с формулировкой «не обеспечившие руководства»: практика показывала, что само по себе наличие специальности автоматически качественной работы в должности председателя не обеспечивало. В целом же, в течение 1953 — начале 1954 гг. состав председателей колхозов менялся следующим образом [1, ф. 1219. оп. 2. д. 598. л. 2; д. 710. л. 32, 53; д. 712. л. 4]:

Показатели На 1 июля 1953 г. На 1 декабря 1953 г. На 19 марта 1954 г.

Всего председателей 791 791 790

Из них с образованием:

- высшим 1 1 2

- н/высшим 3 2 1

- средним 77 84 85

- н/средним 153 145 133

- с низшим 557 559 569

Следовательно, существенного качественного перелома в профессиональном составе председателей за прошедшие после сентябрьского Пленума полгода в области не произошло. Специалистов же сельского хозяйства в их среде в конце марта 1954 г. было 69 человек (25 из них были избраны председателями в ходе отчетных и отчетно-выборных собраний). Денежную оплату в соответствии с Постановлением СМ и ЦК от 9 июля 1950 г. получали только 157 председателей. Поэтому в деле качественного улучшения председательского корпуса в области предстояла дальнейшая большая работа. Обком партии в конце марта 1954 г. сообщал в ЦК КПСС, что «на должности председателей колхозов обкомом и райкомами отобрано 230 человек из числа председателей райисполкомов, их заместителей, секретарей райкомов и других работников, которые изъявили желание работать председателями колхозов» [1, ф. 1219. оп. 2. д. 712. л. 4]. Обязывало областное руководство существенно усилить работу Постановление Пленума ЦК КПСС от 2 марта 1954 г. «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель», в котором Псковская область была названа в числе тех, где «особенно плохо обстоит дело с выполнением решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС об укреплении колхозов руководящими кадрами» [4, с. 91].

Ограничиваться лишь подбором и направлением на работу в колхозы соответствующих работников (хотя качественный подбор тоже играл не последнюю роль) было невозможно. Люди, хорошо проявившие себя на прежних местах работы, далеко не сразу смогли акклиматизироваться в новых для них условиях, освоиться на новых местах. Об этом свидетельствовали многочисленные примеры с направленными на село уже в начале 1950-х гг., и, казалось бы, теперь в период массовой мобилизации работников на работу в деревню, их опыт будет принят во внимание, а возникавшие уже проблемы учтены. Прибывшим на места специалистам и организаторам производства требовалось постоянное внимание со стороны партийных и советских органов, систематическая помощь, создание для них надлежащих условий для работы и жизни, председатель-руководитель должен был опираться на советы и опыт квалифицированных специалистов. А об этом уже с начала развернутой кампании нередко забывалось. «После сентябрьского Пленума кое-что сделано по укреплению МТС и колхозов кадрами..., но заметного улучшения в деятельности МТС, организационно-хозяйственном укреплении колхозов пока не произошло, — писали в «письмах из Славковского района» в марте 1954 г. корреспонденты «Псковской правды». — Это-то и беспокоит секретаря райкома Николая Васильевича Васильева. Он затрудняется с исчерпывающей полнотой характеризовать людей, которые призваны обеспечить крутой подъем всех отраслей колхозного производства.

Тов. Васильев называет председателя колхоза им. Ленина т. Ягодова умным, толковым человеком, знающим свое дело. При таком руководителе общественное хозяйство артели должно было бы пойти в гору. Тов. Ягодов работает председателем с февраля 1951 г. Три года — срок достаточный для того, чтобы поднять общественное хозяйство, обеспечить полновесный трудодень колхозникам. Подобных сдвигов в колхозе им. Ленина пока не видно.

Кривая показателей по урожайности основных культур в последние три года держится на одном уровне, не идет вверх. Продуктивность животноводства остается крайне низкой. На 100 га пашни, лугов и пастбищ колхоз получает только 0,4 ц мяса и 13,5 ц молока. Денежные доходы артели, имеющей свыше 5 тыс. га сельхозугодий, составляют не более 200 тыс. руб. в год. На трудодни колхозникам выдано меньше денег, хлеба и других продуктов. В прошлом году артель не выполнила обязательств по сдаче государству некоторых видов сельскохозяйственной продукции. Секретарь райкома вынужден заявить: Ягодов работал нехорошо.

Но это заявление находится в противоречии с тем, в котором было сказано, что т. Ягодов толковый руководитель, умеющий организовать массы. Он пришел в колхоз, имея за плечами большой опыт партийной и советской работы. В последнее время т. Ягодов занимал пост председателя районной плановой комиссии. В колхозе он сумел проявить себя человеком, который заботится о повышении уровня механизации, об освоении земель, выпавших из сельскохозяйственного оборота, о строительстве животноводческих помещений. Но методы руководства крупным хозяйством?

Председатель артели — решающая фигура, от его умения вести дело во многом зависит дальнейший подъем и всестороннее развитие общественного хозяйства. Подбор руководящих колхозных кадров — коренной вопрос организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Из 26 агрономов и зоотехников, находящихся в штатах Ворошиловской и Славковской МТС и постоянно работающих в колхозах, только трое имеют высшее образование, 14 закончили средние сельскохозяйственные учеб-

ные заведения и 9 прошли курсовую подготовку. Не иначе как формализмом можно расценить тот факт, что в отстающие колхозы посылают на работу неопытных специалистов.

В артели им. Ленина работает молодой агроном Римма Жуковская. Кое-что она делает, но обходит коренные вопросы развития общественного хозяйства. Агроном, проработавший в колхозе почти полгода, не знает ни суммы доходов, полученной артелью на каждый гектар земли, ни даже общего денежного дохода за прошлый год. Агроному не удалось даже организовать обучение колхозников на трехлетних курсах, внедрить передовые приемы выращивания рассады овощных культур.

Агарьянову из МТС направили в крупный и отстающий колхоз «Завет Ильича», но она не смогла организовать агрономическое обслуживание артели, совершенно не занимается организаторской работой. Не лучше результаты деятельности зоотехника Наумова в артели «Путь к коммунизму», агронома Ульянова в колхозе «Красный партизан». В этом вина не только специалистов, но и руководства МТС.

Разумеется, нельзя охаивать всех специалистов. Отдельные товарищи взялись за дело с душой, с огоньком. Плодотворную работу ведут в колхозах «Строитель» и «Большевик» агроном тов. Еремина и зоотехник т. Талисайнен, но и они не получают должной поддержки. Тот же порок: подобрали людей, направили в колхозы и... забыли о них» [5, 1954. 17 марта].

При этом с марта 1954 г. число «изъявивших желание» и направленных на село в порядке партийной мобилизации из Пскова и районных центров стало возрастать. Так, секретарь Псковского горкома партии А. Ф. Григорьев был направлен в Серед-кинский район, туда же выехал председатель обкома профсоюза работников местной промышленности И. И. Иванов, в Печорский район — зав. областным отделом коммунального хозяйства М. И. Тимохин, в Новосельский — зам. председателя Псковского горисполкома Е. А. Николаев, в Порховский — председатель облпотребсоюза Ф. И. Стрелков, в Качановский — начальник отдела кинофикации областного Управления культуры И. М. Лазарев. Большинство из них до занятия указанных должностей находились на партийной работе.

Еще больше оказалось работников районных организаций, ближе, чем областные руководители, стоявших к МТС и колхозам. Например, И. И. Иванов, работавший зав. сельхозотделом Гдовского райкома КПСС, а затем секретарем парторганизации Гдовской МТС поехал в один из самых крупных хозяйств района — колхоз «Путь Сталина», в этом же районе отправились на село секретарь парторганизации Добручинской МТС В. Е. Прокофьев, секретарь райисполкома А. Д. Захаров, директор райпищекомбината С. Н. Грибалев и др. В Пожеревицком районе аналогичный шаг предприняли секретарь райкома КПСС по зоне Сырковской МТС И. М. Иванов, секретарь парторганизации и главный зоотехник той же МТС П. М. Семенов и В. Н. Николаев, секретарь райкома ВЛКСМ П. М. Павлов, зав. торговым отделом райисполкома И. М. Андреев, инструктор райкома КПСС А. Г. Рабзов и др. Пошли на работу в колхозы и несколько специалистов МТС Карамышевского района: секретарь райкома КПСС по зоне Больше-Загорской МТС и секретарь парторганизации этой же МТС Н. Н. Иванов и В. И. Лебедев, секретарь парторганизации и главный зоотехник Карамышевской МТС B.C. Семенов и И.Т. Семенов, а также зам. председателя райисполкома А. И. Князев. Аналогичным образом обстояло дело и в Славковском районе, где на постоянную работу в колхозы пошли секретарь райкома КПСС по зоне Во-

рошиловской МТС и секретарь ее парторганизации П. В. Логинов и С. С. Логинов, секретарь райкома по зоне Славковской МТС и ее парторг А. П. Гущин и А. Е. Смирнов. В Павском районе изъявили желание пойти работать в колхозы секретарь райкома партии по зоне Выборовской МТС и ее парторг М. Г. Хотин и Ф. П. Паклин, зав. орготделом райкома КПСС П. В. Соснин, секретарь райкома партии В. М. Максимов, секретарь райкома ВЛКСМ И. П. Линев. Проходила эта кампания и в Лядском районе, где председателем колхоза им. Сталина был избран председатель райпо Тихомиров, артели им. Буденного — зам. председателя райисполкома Емельянов, встал во главе недавно объединившегося из двух небольших артелей колхоза инструктор райкома КПСС Митрофанов. Список этот можно продолжать бесконечно, т.к. подобные примеры имели место и во всех других районах.

Затронула волна «переселений» не только специалистов сельского хозяйства, но и людей других специальностей, понимавших, что дело подъема сельского хозяйства не сводится лишь к производственной стороне жизни. Так, изъявила желание работать в сельских участковых больницах и медпунктах группа врачей и медсестер Псковской областной больницы (20 человек), а затем и медработников псковских городских лечебных учреждений. Их примеру последовали некоторые работники народного образования Пскова [5, 1954. 17, 26 и 28 марта].

С марта 1954 г. обком партии в соответствии с решением ЦК КПСС о включении председателей колхозов «в целях повышения ответственности местных партийных органов за правильный подбор, расстановку и воспитание руководящих колхозных кадров» в номенклатуру обкомов, ввел в практику регулярное утверждение их на заседаниях бюро. Одной из первых была утверждена группа председателей колхозов по представлению Палкинского и Печорского райкомов партии (по 9 человек в каждом из них), затем такие утверждения стали постоянными [5, 1954. 1 апреля; 1, ф. 1219. оп. 2. д. 671. лл. 148, 173-175, 195-196]. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС в МТС упразднялись должности заместителей директора по политической части и вместо них вводились должности освобожденных секретарей первичных партийных организаций, которые тоже утверждались бюро обкома партии. Одно из первых утверждений прошло в ноябре 1953 г., а всего же до конца января 1954 г. для работы в должности парторгов МТС партийные комитеты области отобрали 57 «наиболее грамотных в политическом отношении и знающих сельское хозяйство работников». Среди них было 26 чел. из аппарата обкома, райкомов и горкомов партии (в том числе два секретаря и 19 заведующих отделами райкомов) [1, ф. 1219. оп. 2. д. 500. л. 110-111, 156; д. 656. л. 19; д. 683. лл. 7-9, 11, 16-18, 20]. Труднее оказалось вернуть на работу в МТС работников массовой профессии — бывших трактористов, в разное время ушедших в другие организации и учреждения: к концу января 1954 г. их возвратилось всего 152 чел., тогда как только в послевоенные годы выбыло по разным причинам несколько тысяч [1, ф. 1219. оп. 2. д. 656. л. 91].

29 января 1954 г. бюро Псковского обкома КПСС специально обсудило вопрос «О расстановке специалистов и их бытовом устройстве в МТС области», отметив, что областное управление сельского хозяйства, некоторые райкомы и райисполкомы в отношении приема и использования специалистов, прибывших из промышленности и транспорта, допустили серьезные недостатки. «Имеют место факты, — констатировало бюро, — когда на одну и ту же должность в МТС направляются два специалиста, некоторые директора МТС без согласования изменения приказа областного управле-

ния сельского хозяйства назначают специалистов на другие должности... Псковский горком не принял необходимых мер к выполнению постановления сентябрьского Пленума — из промышленных предприятий и других организаций города направлено на работу в МТС только один инженер и 4 техника...». Обком партии потребовал принять меры «к созданию нормальных условий прибывшим специалистам, оказанию помощи в перевозке семей к новому месту жительства, в приобретении предметов первой необходимости, улучшению бытового обслуживания, организовать для них бесперебойную торговлю товарами, выделить необходимое количество леса для индивидуального строительства» и др. [1, ф. 1219. оп. 2. д. 671. л. 57-58].

Поскольку районные организации направили часть своих руководящих работников в колхозы и МТС, то во избежание образования в райцентрах «кадрового голода» обком партии предпринял направление для использования на партийной, советской и хозяйственной работе части руководящих работников из г. Пскова. В течение марта — апреля 1954 г. бюро обкома несколько раз принимало постановления «о направлении областного и городского партийного актива на руководящую работу в сельские районы». Так, 19 марта 1954 г. оно решило направить 20 работников, затем еще 14, 30 марта — Пчел, и т. д. [1, ф. 1219. оп. 2. д. 671. л. 129, 130, 134, 144-145, 148, 172-173,206].

Происходило, таким образом, массовое перемещение специалистов, преимущественно «сверху вниз», т.е. из Пскова в районные центры или же непосредственно в колхозы и МТС, туда же — из районных организаций, а непосредственно на селе — из МТС в колхозы. Возможности для отбора руководителей, и особенно специалистов, в райцентрах были ограниченными, многие районы неоднократно обращались за помощью в обком партии с просьбой направить таковых из областного центра. Так, например, Палкинский райком КПСС в отчете о выполнении решений сентябрьского Пленума ЦК в начале 1954 г. отмечал: «Хотя мы уже и направили 33 специалиста сельского хозяйства в район, три председателя колхозов подобрали и направили в колхозы, однако в колхозы района необходимо из области направить 6 зоотехников и четырех специалистов на должности председателей колхозов, т. к. таких кадров в районе не имеется» [1, ф. 1219. оп. 2. д. 677. л. 25]. В Новоржевском райрне «в 1954 г. райком подобрал и направил в колхозы 20 чел. из районного актива председателями колхозов, но из-за пределов района ни одного человека для укрепления колхозов не было в район прислано», — констатировал секретарь райкома, и добавлял: «Больше внутри района мы не можем подобрать. Сейчас требуют замены 19 председателей колхозов. Если мы этого не сделаем, то 19 колхозов будут по-прежнему отставать, а следовательно и в целом район не сможет справиться со стоящими задачами...» [1, ф. 1219. оп.2. д. 873. л. 31]. Укрепить руководство колхозов за счет местных резервов оказалось трудно и в других районах, т. к. имевшиеся возможности в течение 1950-1954 гг. оказались во многом исчерпанными. К тому же с 1954 г. развернулось освоение целинных и залежных земель в восточных районах страны, куда уезжали и многие специалисты сельского хозяйства из Псковской области. Несмотря на проведенную в эти годы большую работу, состав председателей колхозов нельзя было признать удовлетворительным. На 1 января 1955 г. в Псковской области среди председателей специалисты сельского хозяйства составляли только 8 %, в то время как по РСФСР в целом — 22,6 % [10, с. 242]. Поэтому выход виделся в дальнейшей работе по отбору руководящих кадров в Пскове и даже за пределами области.

25 марта 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР опубликовали обращение ко всем партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям, к рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим СССР «Об оказании помощи колхозной деревне в укреплении отстающих колхозов руководящими кадрами», в котором выдвинули идею посылки на село 30 тыс. рабочих и служащих. В тот же день ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление «О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами» [3, с. 372-398]. В этих документах было дано подробное обоснование причин, вызвавших эту чрезвычайную меру. «Такое разрешение вопроса о руководящих колхозных кадрах, — указывалось в обращении, — необходимо для того, чтобы подтянуть слаборазвитые, отстающие колхозы до уровня передовых и добиться могучего расцвета социалистического сельского хозяйства» [3, с. 372].

Постановлением от 25 марта 1955 г. намечалось послать для руководства экономически слабыми колхозами 30 тыс. человек, но после согласования с местными организациями было решено направить 23323 чел. Однако на основании новых заявок с мест ЦК КПСС и Правительство приняли в 1956 г. ряд постановлений, которые разрешали дополнительно отобрать и направить во всем союзным республикам 2601 чел. в счет 30 тыс. Таким образом, число посылаемых в колхозы увеличилось до 25924 чел. Кроме того, в соответствии с пожеланиями местных партийных органов ЦК КПСС и Совет Министров СССР распространили действие постановления от 25 марта 1955 г. в части денежной доплаты и предоставления других льгот на 6154 председателя экономически слабых колхозов, направленных на эту должность из числа партийного, советского и хозяйственного актива до принятия указанного постановления. В результате общее количество лиц, зачисленных в колхозы в счет тридцатитысячников, на 1 декабря 1956 г. составляло 32078 чел. [9, с. 371-372].

Документы от 25 марта 1955 г. означали продолжение уже проводимой после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС работы, но в больших масштабах и более целенаправленно. Были определены порядок и сроки отбора кандидатов-добровольцев для работы в деревне, система их обучения и подготовки к практической деятельности в колхозах, оплаты труда. Постановление от 25 марта 1955 г. устанавливало, что председателям колхозов — тридцатитысячникам дополнительно к оплате, получаемой за счет колхоза, будет ежемесячно выплачиваться за счет государства в первый год работы 1500 руб., во второй — 1200 руб., и в третий — 1000 руб. (в ценах 1947 г.). С четвертого года работы доплата отменялась, т. к. предполагалось, что за это время колхоз достаточно окрепнет и сам будет в состоянии оплачивать труд председателя. Кроме того, в постановлении предусматривался целый ряд единовременных материальных льгот, связанных с бытовым устройством тридцатитысячников в колхозах, в частности выплата им трехмесячного выходного пособия, сохранение заработной платы по прежнему месту работы и оплата за время пребывания на курсах и др. [3, с. 390, 396-397].

В Псковской области сразу после выхода указанных документов прошли собрания по их обсуждению, на которых многие горожане стали изъявлять желания поехать на работу в деревню. Здесь же принимались заявления от добровольцев. Большую роль в развертывании массовой кампании по посылке тридцатитысячников на село сыграла периодическая печать, и прежде всего областная газета «Псковская правда»: на ее страницах из номера в номер публиковались сведения о ходе выполне-

ния постановления, репортажи с собраний трудовых коллективов, письма-призывы добровольцев, изъявивших желание поехать на работу к колхозы и др. [5, 1955. 10, 17, 20 апреля].

И, конечно, активно включились в работу партийные комитеты, т.к. в конечном итоге решение по кандидатурам принималось ими. Поданные заявления сначала обсуждались на партийных собраниях коллективов предприятий и учреждений, затем рассматривались в райкомах и горкомах партии, где работали специальные комиссии по отбору тридцатитысячников. Рекомендованные на предприятиях и в учреждениях кандидатуры проходили здесь тщательную проверку, а окончательное утверждение проходило в обкоме партии, где также работала специальная комиссия (в составе секретаря обкома, председателя облисполкома, начальника областного управления сельского хозяйства, представителей общественных организаций и др.). Проводился, таким образом, тщательный отбор, позволявший избежать кадровых ошибок (или свести их к минимуму), что нередко случалось в 1950-1954 гг.

13 мая 1955 г. секретарь Псковского обкома КПСС М. Я. Канунников направил в сельскохозяйственный отдел ЦК партии телеграмму: «Псковской области требуется 231 председатель колхоза. Будет подобрано на месте 65 человек. Просим прислать из других областей 166 человек» [1, ф. 1219. оп. 2. д. 836. л. 45]. А уже через месяц, 11 июня в ЦК КПСС из Пскова ушла «Справка о составе работников, отобранных обкомом партии для направления на руководящую работу в колхозы» (т. е. прошедших все ступени установленной процедуры отбора) [1, ф. 1219. оп. 2. д. 836. л. 71]:

1. Всего отобрано работников — 59.

2. Состав их по образованию:

а) с высшим — 4, в том числе с сельскохозяйственным — нет;

б) с незаконченным высшим и средним — 24, в том числе с сельскохозяйственным — 3;

в) с незаконченным средним и семилетним - 23;

г) с низшим — 8.

3. Из числа отобранных работников:

- членов и кандидатов КПСС — 57;

- комсомольцев — 2;

- женщин — 4.

4. По опыту работы:

а) партийных работников всего — 23, в том числе:

- секретари обкома КПСС — нет;

- секретари райкомов и горкомов КПСС — 3;

- заведующие и заместители заведующих отделами, инструкторы и другие работники обкома КПСС — 1;

- заведующие отделами, инструкторы райкомов и горкомов КПСС — 17;

- освобожденные секретари первичных партийных организаций — 2;

- работники политорганов — нет.

б) советских работников всего — 20, в том числе:

- заместители председателя облисполкома — нет;

- председатели и зам. председателей райисполкомов и горисполкомов — 3;

- зав. отделами облисполкома — нет;

- зав. отделами райисполкомов — 3;

- другие работники советских и хозяйственных органов — 14.

в) работников сельскохозяйственных органов всего — 7, в том числе:

- зам. начальника областного управления сельского хозяйства — нет;

- начальники и зам. начальников управления и отделов областного управления сельского хозяйства — нет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- специалисты из областного управления сельского хозяйства — нет;

- директора, агрономы, зоотехники и другие специалисты МТС и совхозов

-2;

- работники НИИ, высших и средних учебных заведений, опытных станций

— нет.

Г) Работников промышленных предприятий всего — 9, в том числе:

- руководители предприятий — 2;

- инженерно-технические работники — 1;

- мастера, бригадиры и зав. цехами — 3;

- рабочие — 3.

В период проведения отчетных и отчетно-выборных собраний в колхозах в феврале-марте 1955 г. на постоянную работу в качестве председателей сельхозартелей было направлено и избрано из числа районного партийного актива и специалистов сельского хозяйства 39 чел. Все 39 колхозов являлись экономически слабыми, с небольшим количеством трудоспособного населения и большим объемом работ. В 1954 г. половина этих хозяйств получила денежный доход в размере от 55 до 170 тыс. руб., в том числе 10 артелей — до 70 тыс. руб. Вновь избранным председателям предстояло приложить неимоверные усилия и организаторские способности, чтобы обеспечить подъем экономики таких хозяйств. «Учитывая экономическую слабость колхозов и сложность работы по подъему их экономики», обком КПСС просил ЦК партии всем 39 председателям выплачивать денежную зарплату за счет государства в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25 марта 1955 г. [1, ф. 1219. оп. 2. д. 836. лл. 75-77]. Просьба эта была удовлетворена.

Литература

1. Государственный архив новейшей истории Псковской области (ГАНИПО).

2. Государственный архив Псковской области (ГАПО).

3. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. З.М.: Соцэгиз, 1958.

4. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т. 4 (1953-1961 гг.). М.: Госполитиздат, 1968.

5. Газета «Псковская правда».

6. Абрамова М. А. На освобожденной земле. Деятельность Коммунистической партии по возрождению освобожденных от немецко-фашистской оккупации районов северо-западных областей РСФСР. 1944-1950 гг. Л.: ЛГУ, 1981.

7. Васильев 3. Дорога к вершинам. Документальная повесть. Л.: Лениздат, 1980.

8. Вербицкая О. В. Российское крестьянство от Сталина в Хрущеву (середина 40-х — начало 60-х годов). М.: «Наука», 1992.

9. Тюрина А. П. Тридцатитысячники /Ют Октября к строительству коммунизма: Сборник статей. М.: «Наука», 1967.

10. Тюрина А. П. Формирование кадров специалистов и организаторов колхозного производства. 1946-1958 гг. М.: «Наука», 1973.

Об авторе

Филимонов Анатолий Васильевич — кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: istfakultet@rambler.ru

А. V. Filimonov

NEW MANAGEMENT STAFF MAKE THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE PSKOV REGION IN THE 1950 s STRONGER (Article 1)

The article explores questions related to the selection and direction of permanent jobs in the agricultural sector of the Pskov region after the Central Committee of the Soviet Union's Plenum of the organizers and specialists of agricultural production (September 1953), including the so called «thirty thousanders ». It discloses the results and consequences of these extraordinary measures.

Key words: agriculture, collective farm, soviet farm, machine tractor station, management staff, the chairman, thirty-thousanders.

About the author

Anatoly Filimonov — Candidate of Historical Sciences, professor of the Department of Russian History, Pskov State University, Russia.

E-mail: istfakultet@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.