Научная статья на тему 'Новый этап в развитии системы образовательной поддержки талантливых и высокомотивированных школьников в Тверской области с использованием потенциала организаций высшего образования на примере функционирования губернаторского класса (2017 - 2019 гг. )'

Новый этап в развитии системы образовательной поддержки талантливых и высокомотивированных школьников в Тверской области с использованием потенциала организаций высшего образования на примере функционирования губернаторского класса (2017 - 2019 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ГУБЕРНАТОРСКИЙ КЛАСС / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / GIFTED STUDENTS / EDUCATIONAL SUPPORT / GOVERNOR'S CLASS / LEGAL MECHANISM / TVER REGION / TVER STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Сергей Николаевич

Рассматриваются вопросы функционирования организационно-правового механизма образовательной поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся Тверской области в рамках губернаторского класса с использованием потенциала Тверского государственного университета.The article deals with the questions of functioning of the organizational and legal mechanism of educational support of gifted and highly motivated students of Tver region within the Governor's class using the potential of Tver State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый этап в развитии системы образовательной поддержки талантливых и высокомотивированных школьников в Тверской области с использованием потенциала организаций высшего образования на примере функционирования губернаторского класса (2017 - 2019 гг. )»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10082

Новый этап в развитии системы образовательной поддержки талантливых и высокомотивированных школьников в Тверской области с использованием потенциала организаций высшего образования на примере функционирования губернаторского класса (2017—2019 гг.)

A New Stage in the Development of the Educational Support System for Talented and Highly Motivated Pupils in Tver Region Using the Potential of Higher Education Institutions on the Example of the Governor's Class (2017-2019)

Сергей Николаевич СМИРНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права Тверского государственного университета, директор Института непрерывного образования Тверского государственного университета

E-mail: Smirnov.SN@tversu.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы функционирования организационно-правового механизма образовательной поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся Тверской области в рамках губернаторского класса с использованием потенциала Тверского государственного университета.

Ключевые слова: одаренные обучающиеся; образовательная поддержка; губернаторский класс; правовой механизм; Тверская область; Тверской государственный университет

Тема настоящей работы является компонентом обширного тематического блока, связанного с научным анализом вопросов взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и региональных систем образования в целях образовательной поддержки талантливых детей путем развития системы выявления юношеской одаренности. Актуальность темы исследования в достаточной мере очевидна. Нормативная основа взаимодействия указанных субъектов государственной политики нуждается в регулярной модернизации. Модерниза-

Abstract. The article deals with the questions of functioning of the organizational and legal mechanism of educational support of gifted and highly motivated students of Tver region within the Governor's class using the potential of Tver State University.

Keywords: gifted students; educational support; Governor's class; legal mechanism; Tver region; Tver State University

ция, в свою очередь, должна проводиться с учетом теоретических исследований (в том числе сравнительно-правовых) и анализа практических результатов.

Сегодня задача по выявлению, поддержке способностей и талантов у детей и молодежи по профессиональной ориентации обучающихся стоит перед всеми субъектами государственной политики в сфере образования в рамках национального проекта «Образование»1.

Предмет настоящего исследования — организационно-правовой механизм проекта по организации жизнеустройства и углубленной подго-

товки школьников-старшеклассников из небольших населенных пунктов Тверской области на базе образовательной организации областной столицы, а также некоторые результаты данного проекта. Хронологические рамки работы охватывают период 2017—2019 гг. В эти годы названный проект реализуется на базе Тверского государственного университета.

В качестве теоретической основы исследования использованы труды философов и теоретиков права, правоведов-конституционалистов, теоретиков образования, специалистов в области образовательного права.

Эмпирическую основу работы составляют соответствующие нормативные правовые акты Правительства и других органов исполнительной власти Тверской области, локальные акты Тверского государственного университета.

В настоящее время, в условиях возрастания значения интеллектуального и творческого человеческого потенциала, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью — будущий расцвет государства, региона, муниципалитета. В научной литературе отмечается, «следует учитывать тот фактор, что образование сегодня является ценностью с точки зрения обеспечения государственных интересов, интересов национальной безопасности. Оно рассматривается как ресурс, который позволит в будущем обеспечить устойчивое экономическое развитие государства»2.

В связи с этим требуется активизация деятельности вузов на «поле» общего образования. Необходимость такой активизации не нуждается в доказывании. В научной историографии уже сформировано позитивное мнение на этот счет. Мы также уже высказывались по данному поводу3.

Во многих субъектах Российской Федерации функционируют модели работы с одаренными школьниками в рамках организаций высшего образования. К таким регионам относятся Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская, Новосибирская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области и многие другие.

Тверская область является одним из центров создания и апробации оптимальной модели образования одаренных детей.

Мы уже имели возможность высказать свое мнение о том, что поддержка талантливых детей заключается не только в содействии им в

освоении образовательной программы, но и в точном профессиональном ориентировании, информационно-психологической подготовке к новому, вузовскому этапу их образовательного маршрута, установлении взаимодействия с высшими учебными заведениями и организациями-работодателями, а также поддержании и развитии психологической готовности к активной образовательной деятельности. Как справедливо отмечается в научных исследованиях, эффективность работы по профессиональному ориентированию обучающихся в школах вызывает большие сомнения4.

В течение последних 17 лет на территории региона по решению администрации Тверской области реализуется проект по обучению в областном центре группы (класса) талантливых и высокомотивированных старшеклассников из небольших населенных пунктов различных муниципальных образований. Набор в состав этого класса осуществлялся ранее один раз в два года. Источник финансирования проекта — средства областного бюджета Тверской области.

Понятно, что для Тверской области данный проект имел и имеет особую актуальность, поскольку в условиях нашего региона особое значение имеет ориентирование талантливых детей на обучение и дальнейшее трудоустройство в организациях области. Географическое положение Тверского Верхневолжья между Москвой и Санкт-Петербургом, двумя крупнейшими мегаполисами, крупнейшими образовательными и экономическими центрами Российской Федерации, обусловливает необходимость проведения органами государственной власти, органами местного самоуправления и образовательными организациями региона работы по мотивированию одаренных обучающихся Тверской области на выбор образовательных маршрутов и последующей трудовой деятельности в пользу тверских вузов и тверских организаций-работодателей. Таким образом, профориентационная работа с одаренными и талантливыми детьми и установление их взаимодействия с тверскими вузами и тверскими работодателями являются необходимым компонентом системы выявления и поддержки молодых талантов.

Полагаем, что данные обстоятельства определяют специфику тверской модели образовательной поддержки талантливых детей в отличие, скажем, от моделей, используемых в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городских агломерациях.

Здесь мы выходим на проблематику использования инструментов для наиболее полного до-

стижения поставленных задач. Наиболее эффективным фактором, обеспечивающим их решение, является осуществление работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей на базе крупного вуза Тверской области. Между тем, при функционировании прежнего организационно-правового механизма системы по работе с классом отобранных в районах области одаренных школьников-старшеклассников участие в реализации проекта государственных вузов, как, впрочем, и некоторых других образовательных организаций, было затруднено.

В 2017 г. юридический механизм отбора образовательных организаций для размещения на их базе класса одаренных детей Тверского края был модернизирован. Отметим, что решение о модернизации было основательно проработано. Соответствующую проработку проводили прежде всего органы исполнительной власти региона. К аналитическому процессу были подключены представители образовательных организаций и педагогического сообщества Тверской области.

Летом 2017 г. были приняты важные нормативные правовые акты. Прежде всего, следует назвать постановление Правительства Тверской области от 15 августа 2017 г. № 246-пп «О порядке предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на развитие системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся».

По решению Правительства Тверской области отбор организаций-претендентов стал проводиться по итогам открытого конкурса; право участия в конкурсе получил практически неограниченный круг образовательных организаций. Новый механизм не только обеспечил прозрачность и объективность результатов конкурса, но и позволил привлечь к отбору наиболее авторитетные образовательные организации области.

17 августа 2017 г. Ученый совет Тверского государственного университета на своем заседании принял решение об участии в объявленном областными властями конкурсе на основании указанного выше постановления.

В августе 2017 г. ТвГУ одержал победу в конкурсе, который провело Министерство образования Тверской области. Иначе говоря, на основании решения конкурсной комиссии крупнейший вуз региона вплотную подключился к реализации указанного проекта. Осуществление работы в рамках проекта было поручено Академической гимназии имени П.П. Максимовича как подразделению университета. Одаренные школьники из районов Тверской области стали не просто

обучающимися университета, а университетскими гимназистами.

На уровне университета нормативная база проекта была сформирована решениями Ученого совета ТвГУ и приказами ректора. Приказом по университету школьники были зачислены в состав обучающихся Академической гимназии имени П.П. Максимовича. В сентябре 2017 г. на заседании Ученого совета вуза было принято положение о Губернаторском гимназическом классе. С учетом этого акта были разработаны и приняты положения об организации психолого-педагогического сопровождения, о методической работе, об организации внеурочной деятельности обучающихся, о государственной итоговой аттестации и др.5

В дальнейшем для реализации проекта был задействован потенциал Тверского государственного университета, что позволило добиться высоких результатов образовательной деятельности обучающихся. В стенах классического университета использовались разнообразные педагогические технологии, позволяющие обеспечить переход, как указывается в научной литературе, к личностно-ориентированной детоцентрист-ской модели образования6, к индивидуализации и дифференциации обучения7.

Условия крупного учреждения высшего образования позволили развивать стремление одаренных обучающихся-выпускников к работе в инновационной сфере региона, что не всегда возможно сделать в других образовательных организациях.

Реализация проекта на базе крупнейшего вуза Тверской области позволила оптимизировать систему работы с одаренными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства школы и вуза, поднять ее на более высокий качественный уровень, ориентировать на потребности инновационного развития Российской Федерации и нашего региона, создать условия для превращения одаренных детей в одаренных взрослых.

В 2018 г. по инициативе губернатора Тверской области было принято решение о ежегодном наборе в класс одаренных обучающихся. Система работы с талантливыми детьми получила еще один важный компонент. Переход к ежегодному формированию класса был важным прежде всего с точки зрения соблюдения принципа справедливости: теперь любой старшеклассник Тверского края имел потенциальную возможность участвовать в отборе в состав класса одаренных обучающихся.

В апреле 2019 г. Правительством Тверской области было принято решение об утверждении официального наименования «губернаторский класс»8. Значение данной меры выходит за рамки имиджевого события и несет в себе управ-ленческо-правовое содержание. К слову говоря, с соответствующим ходатайством к губернатору Тверской области обратились сами одаренные обучающиеся. Налицо конкретный пример обратной связи в деятельности региональной власти.

Таким образом, период 2017—2109 гг. стал временем серьезного обновления правовой основы функционирования в Тверской области механизма по поиску и развитию юношеской одаренности, по образовательной поддержке молодых талантов Тверского края. С точки зрения управления системой образования Тверской области эти годы стали временем новаторских решений.

В последние два года система образовательной поддержки одаренных детей Тверской земли существенно изменилась, причем эти изменения носят абсолютно позитивный характер. Среди наиболее значительных перемен назовем следующие:

(1) увеличилось в два раза число одаренных школьников, которым предоставляется возможность получения углубленной подготовки в областном центре;

(2) удвоился объем финансирования проекта по организации жизнеустройства и углубленной подготовки обучающихся из средств бюджета Тверской области;

(3) установлен порядок ежегодного формирования класса одаренных детей для проживания и обучения в Твери, что впервые в истории позволило стать потенциальными участниками проекта всех школьников-старшеклассников из районов Тверской области;

(4) существенно повысилась прозрачность и объективность конкурса по отбору образовательной организации, на базе которой реализуется проект;

(5) впервые в истории региона было официально закреплено название «губернаторский класс» за коллективом школьников-участников проекта;

(6) усилилось внимание к проекту и его участникам со стороны руководителей органов власти области;

(7) повысилась эффективность профессионального ориентирования одаренных школьников за счет нахождения их внутри вуза;

(8) приняты меры (с использованием таких инструментов, как нормативно-организационные условия реализации программы, учебное расписание и др.) по сохранению и укреплению связей одаренных обучающихся с родными и близкими, с социумом их родных поселков, сел и районов, с социумом Твери.

1 Национальный проект «Образование» (год начала: 2018; год окончания: 2024; паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018 г.).

2 См.: Касаткин П.И. Ценностная аксиоматика образовательного пространства: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2018. С. 7.

3 См.: Скаковская Л.Н., Смирнов С.Н., Барткова О.Г. К вопросу о реализации общеобразовательных программ в современном вузе (институциональный и правовой аспекты) // Закон и право. 2016. № 11. С. 28.

4 См.: Глухов В.С, Галустов P.A., Дикая И.В., Дикой АА. Важнейший аспект деятельности педагогических вузов — выявление и развитие талантливых и способных студентов. [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2014. № 1. С. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vazhneyshiy-aspekt-deyatelnosti-pedagogicheskih-vu-zov-vyyavlenie-i-razvitie-talantlivyh-i-sposobnyh-studen-tov (дата обращения: 07.06.2019 г.).

5 См.: Смирнов С.Н. Нормативная база и организационная форма проведения обучения на программе среднего общего образования в Тверском государственном университете одаренных и высокомотивированных обучающихся из муниципальных образований Тверской области // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Право». 2018. № 1. С. 200.

6 См.: Шпарева Г.Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 1997.

7 См.: Уваровский А.П. Педагогика развития в работе с одаренными детьми: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003.

8 Постановление Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 г. № 170-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 15.08.2017 № 246-пп».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.