Научная статья на тему 'Модель регионального импакт-вуза на платформе Тверского государственного университета'

Модель регионального импакт-вуза на платформе Тверского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / CENTERS OF SOCIAL DEVELOPMENT / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скаковская Л.Н., Каплунов И.А., Мальцева А.А.

В статье представлена авторская концепция интеграции университета в региональную среду. Тенденции современной государственной политики включают в себя необходимость существенной трансформации вопросов взаимодействия университетов и региональных органов власти, предприятий и организаций территорий локализации. Построение устойчивых взаимосвязей в регионе длительный и трудоемкий процесс, который должен удовлетворять все его стороны. Предложенная авторами модель трансформации Тверского государственного университета в региональный центр социального развития закладывает основу опережающего развития вуза как источника квалифицированных кадров, перспективных исследований и разработок и преобразований городской и региональной среды в Тверской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the regional impact-higher education institution on the platform of Tver state university

The article presents the author's concept of university integration into the regional environment. The tendencies of modern state policy include the need for a significant transformation of the issues of interaction between universities and regional authorities, enterprises and organizations of localization areas. Creating sustainable relationships in the region is a long and time-consuming process that must satisfy all of its sides. The proposed model of the transformation of Tver State University into a regional center for social development lays the foundation for the advanced development of the university as a source of qualified personnel, promising research and development and transformations of the urban and regional environment in the Tver region.

Текст научной работы на тему «Модель регионального импакт-вуза на платформе Тверского государственного университета»

Модель регионального импакт-вуза на платформе Тверского государственного университета

Л. Н. Скаковская,

д. филол. н., профессор, и. о. ректора, зав. кафедрой международных отношений, руководитель Центра русского языка и культуры rector@tversu.ru, Skakovskaya.LN@tversu.ru

И. А. Каплунов,

д. т. н., профессор, проректор по научной и инновационной деятельности

Ivan.Kaplunov@tversu.ru

А. А. Мальцева,

к. э. н., доцент, директор Научно-методического центра

по инновационной деятельности высшей школы им. Е. А. Лурье 80179@list.ru

Тверской государственный университет

В статье представлена авторская концепция интеграции университета в региональную среду. Тенденции современной государственной политики включают в себя необходимость существенной трансформации вопросов взаимодействия университетов и региональных органов власти, предприятий и организаций территорий локализации. Построение устойчивых взаимосвязей в регионе — длительный и трудоемкий процесс, который должен удовлетворять все его стороны. Предложенная авторами модель трансформации Тверского государственного университета в региональный центр социального развития закладывает основу опережающего развития вуза как источника квалифицированных кадров, перспективных исследований и разработок и преобразований городской и региональной среды в Тверской области.

Ключевые слова: центры социального развития, университет, трансформация, влияние, эффективность.

Предпосылки развития Тверского государственного университета как ведущего вуза региона

Тверской государственный университет, являясь старейшим образовательным учреждением высшего образования в регионе, занимает лидирующие позиции по показателям, характеризующим образовательный и кадровый потенциал, результаты научной деятельности.

По данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2016 г. в университете обучалось практически 40% от общего числа приведенного контингента студентов региона (7 вузов и 2 филиала).

ТвГУ — победитель конкурса программ развития инновационной инфраструктуры и стратегического развития, проведенных Минобрнауки России. В течение последних шести лет вуз включен в число победителей конкурсов программ развития студенческих объединений.

Университет вошел в число 600 ведущих вузов мира согласно профессиональному рейтингу университетов мира Worldwide Professional University Rankings

КапкРго 2016/2017. Позиции ТвГУ в Национальном рейтинге университетов 2017 г., в котором представлено 264 вуза России, соответствуют 110-113 местам.

По наукометрическим показателям ТвГУ «производит» столько научной продукции, сколько все остальные вузы и научно-исследовательские организации региона вместе взятые (около 90% научно-технической продукции региона).

По результатам мониторинга, осуществляемого Минобрнауки России, ТвГУ в течение последних двух лет является единственным вузом региона, обеспечившим выполнение всех критериев.

В 2016 г. в университете реализовывались образовательные программы по 47 направлениям и 66 профилям подготовки бакалавров, 5 специальностям, 30 направлениям подготовки магистров (57 магистерских программ).

Основными заказчиками и потребителями выпускников университета остаются учреждения, организации и предприятия региона. Так, в 2016 г. по ряду направлений подготовки бакалавриата и магистратуры («Компьютерная безопасность», «Математическое моделирование», «Системный анализ», «Физика

со о

(N

N СО N

гм

S S

U

<

CQ О

оо о

о?

со ^

<

со

конденсированного состояния вещества», «Преподавание русского как иностранного») показатель трудоустройства составил 100%, что свидетельствует о высокой заинтересованности работодателей в данных выпускниках.

Корректировка и расширение спектра реализуемых в вузе образовательных программ осуществляется в соответствии с данными системы прогнозирования кадровых потребностей Тверской области1, согласно которым устойчивым спросом на тверском рынке труда пользуется профессия учителя. С учетом потребностей региона, а также приоритетов развития государства и общества на базе Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ в настоящее время осуществляется подготовка бакалавров и расширяется спектр магистерских программ в сфере педагогического образования.

В университете реализуются программы прикладного бакалавриата, отличительной особенностью которых является взаимодействие с работодателями, в том числе посредством базовых кафедр. В настоящее время университет располагает базовыми кафедрами в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ), г. Дубна (филиал кафедры общей математики и математической физики); Научно-исследовательском институте информационных технологий («НИИИТ»), г. Тверь (филиал кафедры информационных систем и технологий); дошкольном образовательном учреждении № 127 (кафедра психологии и педагогики дошкольного образования).

В 2016 г. около 30% от общей численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Тверской области являлись сотрудниками ТвГУ. Среди преподавателей вуза — сотрудники, награжденные почетным званием заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации и др.

Международное положение и престиж ТвГУ как интегратора образовательной деятельности значительно повысились в связи с успешным проведением в августе 2015 г. XII Международной географической олимпиады школьников (Юео), которая впервые за свою двадцатилетнюю историю была организована на территории России, в Тверской области.

Статус вуза как центра инновационного развития региона обеспечивается за счет организации сотрудничества с региональным и федеральным институтами развития — Венчурным фондом Тверской области и Фондом содействия инновациям (по представлению губернатора Тверской области представителем фонда был назначен проректор по научной и инновационной деятельности ТвГУ И. А. Каплунов).

В 2014 г. ТвГУ стал участником реализации проекта по созданию Инжинирингового центра «Зеленая химия» по итогам конкурса, проведенного Министерством образования и науки РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ.

1 Разработана на основании распоряжения Правительства Тверской области [1].

Центр стал одной из первых в стране площадок для продвижения на рынок передовых технологий и разработок по решению глобальных проблем засорения Земли твердыми отходами. Партнерами университета в реализации данного проекта выступили ОАО «Научно-исследовательский институт синтетического волокна с экспериментальным заводом» (входит в состав холдинговой компании Государственной корпорации «Ростех») и федеральный исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН.

В 2015 г. малое инновационное предприятие ООО «Гравитон», созданное на базе ТвГУ, получило статус резидента фонда «Сколково».

В университете сформирована инфраструктура поддержки и продвижения инновационных разработок, включающая Управление интеллектуальной собственности, Центр коммерциализации научных разработок и венчурного финансирования инновационного бизнеса, Студенческий бизнес-инкубатор, Центр научно-технических результатов по программе «УМНИК», Центр коллективного пользования научной аппаратурой и технологическим оборудованием и др.

Все это создает предпосылки для дальнейшей коммерциализации результатов исследований ученых университета, обеспечения капитализации образовательных, научных и технологических результатов в отраслях региона, что соответствует ключевым задачам приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций».

При определении приоритетов дальнейшего развития университета в рамках данной программы учитывались результаты анализа его роли в системе подготовки кадров для региона.

В структуре приведенного контингента студентов Тверской области на долю университета приходится: 100% — в области искусства и культуры; 99,9% — в области гуманитарных наук; 99,8% — в области образования и педагогических наук; 57,9% — в сфере наук об обществе.

Это определяет влияние ТвГУ на социально-экономическое развитие региона как фактора стабилизации и развития регионального рынка труда в социально-гуманитарной сфере, но и в качества центра социального развития.

На базе университета инициируются и реализуются социально значимые для Тверской области проекты, создана инфраструктура поддержки социально значимых инициатив — Центр развития молодежных волонтерских программ, Центр студенческих инициатив, Совет студенческих объединений и др.

В вузе создана и успешно функционирует уникальная структура — Ботанический сад, один из старейших ботанических садов северо-запада России (создан в 1879 г.), который органично вписался в городскую среду и стал доступным для горожан и гостей областной столицы местом рекреации, центром экологической культуры населения.

В ТвГУ функционирует театр-студия «Зеркало», основной целью которой является приобщение молодежи к театральным ценностям; Центр развития молодежных волонтерских программ для обеспечения

участия студентов университета в решении социальных проблем вуза и региона.

Кроме того, под эгидой Центра студенческих инициатив ТвГУ выполняются проекты, направленные на развитие экологического сознания и поведения, здоровьесберегающих технологий и т. д.

Демонстрируя значимые как на региональном, так и федеральном уровне результаты деятельности, в условиях динамических изменений внешней среды, повышения конкуренции на рынке образовательных и научно-технических услуг, принципиальных изменений роли и моделей развития отечественных вузов, Тверской государственный университет нуждается в реализации трансформационных изменений, направленных на дальнейшую интеграцию в социально-экономическую систему региона, модернизацию образовательной, научно-инновационной, просветительской деятельности в интересах его опережающего развития, удовлетворения потребностей максимального числа граждан в получении знаний и культурно-эстетическом развитии, создании инфраструктуры для самореализации и дальнейшей самозанятости студентов, выпускников, сотрудников и вовлеченных в деятельность жителей региона.

Модель регионального импакт-вуза как базовый вектор преобразований

Ключевым направлением стратегического развития университета является формирование предпосылок и практическая реализация модели регионального импакт-вуза (рисунок).

Суть модели сформулирована в соответствии с различными значениями англоязычного термина «impact» в русском переводе: «импульс - воздействие - влияние - результат - эффект».

Модель базируется на принципе усиления влияния вуза в целом и отдельных направлений его деятельности на регион локации для обеспечения роста результативности и обоюдно значимых положительных эффектов развития.

Целью трансформации Тверского государственного университета в университетский центр социального развития Тверского региона является формирование и реализация модели регионального импакт-вуза, направленной на модернизацию образовательной, научной и инновационной деятельности, расширение практик просветительской деятельности в регионе, формирование экосистемы развития и продвижения

Ресурсы

^ средства региона, предприятий и организаций ^ средства университета ^ спонсорские средства V краудфандинг

Рынок

труда

Население региона

Импакт-образование Импакт-исследован

Импакт-просвещение Импакт-социальная среда

Предприятия и организации,

органы исполнительной власти

Социальная сфера региона

Результаты

Трансформация Тверского государственного университета в университетский центр социального развития Тверского региона

> Обеспечение рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с его потребностями

> Выполнение НИОКР, научно-технических услуг и социальных проектов в соответствии с потребностями региональных предприятий и организаций, органов государственной власти

> Выполнение культурно-просветительской функции в регионе с вовлечением широкого круга участников

> Формирование экосистемы поддержки социального предпринимательства в регионе в интересах широкого круга граждан и организаций социальной сферы

Трансформация структуры регионального рынка труда и занятости в рамках развития системы поддержки социального предпринимательства Повышение заинтересованности и доверия со стороны потенциальных региональных заказчиков к результатам исследований университета, расширение их числа и объемов работ Повышение интереса со стороны населения региона к самообразованию, эстетическому развитию, популяризация модели «гражданина будущего» -интеллектуально развитого, социально-ответственного и культурного человека Трансформация системы социальных услуг в регионе в эффективные и поддерживаемые со стороны органов власти проекты, реализуемые с использованием технологии краудсорсинга

оо о

СМ

см со N

см

J <

со

Модель регионального импакт-вуза на платформе Тверского государственного университета

оо

о см

см со см

см

<

со

бизнеса в социальной сфере, а также создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей рост влияния университета на социально-экономическое развитие Тверской области, степени вовлеченности и активного участия университета в ключевые процессы, происходящие в регионе.

Основными задачами являются:

• стимулирование регионального вектора научно-образовательного и инновационного развития ТвГУ для повышения уровня воздействия университета на различные сегменты экономики и социальной сферы Тверской области;

• расширение участия коллектива университета в выполнении научно-исследовательских проектов, соответствующих приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, Национальной технологической инициативы, потребностям региональных предприятий и организаций, органов государственной власти;

• создание условий для продвижения и обеспечения доступа академических институтов, научных организаций, предприятий и других заинтересованных сторон к интеллектуальному капиталу университета для решения их научных, технических, финансовых и иных задач;

• развитие и совершенствование образовательных технологий, системы непрерывного многоуровневого образования, разработка и реализация проектно-ориентированных программ с целью адаптации к изменяющимся условиям на рынке труда, темпам развития науки и техники, экономической конъюнктуре;

• повышение информированности и мотивации студентов и преподавателей ТвГУ к открытию социального бизнеса, участию в конкурсах грантов;

• развитие предпринимательской компетенции в университетской среде;

• разработка и внедрение в образовательный процесс проектных технологий с целью формирования университетских проектов социального и инновационного бизнеса;

• формирование пула сервисных услуг по созданию социального бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация взаимодействия с региональными НКО, местными органами исполнительной и законодательной власти, представителями бизнес-сообщества Верхневолжья с целью организации сопровождения университетских проектов социального предпринимательства, обмена лучшими практиками, формирования системы комплексной поддержки социальных проектов и инициатив;

• организация и проведение социально-просветительских мероприятий для повышения юридической, финансовой грамотности населения, а также культурного и образовательного уровня жителей Верхневолжья в целом;

• обеспечение опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных во всех сферах экономической деятельности региона.

В соответствии с моделью импакт-вуза предполагается реализация следующих инициатив. 1. Модернизация образовательной деятельности

(блок «импакт-образование»).

Инициатива направлена на эффективное развитие региональной системы высшего образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Тверского региона.

Управление пулом образовательных программ университета должно обеспечивать гибкую переориентацию в зависимости от тенденций развития региональной экономики и требований ключевых индустриальных партнеров.

Предполагается расширение образовательного портфеля в соответствии с потребностями регионального рынка труда, конкретных предприятий и организаций.

Важным направлением реализации инициативы должна стать модернизация реализуемых и разработка новых гибких практико-ориентированных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов на основе современных достижений науки, в том числе в рамках внедрения альтернативных технологий организации образовательного процесса на основе проектной деятельности обучающихся.

Это будет способствовать развитию у студентов специальных предметных компетенций в различных областях знаний, формированию представления о конкретных профессиях и получению опыта практической работы, в том числе благодаря привлечению к проектной деятельности работодателей в качестве наставников, советников.

Внедрение в практику новых образовательных технологий обуславливает необходимость профессионального развития сотрудников вуза для формирования основных и дополнительных компетенций (педагогические технологии, информационные технологии, управление проектами, языковая подготовка и др.).

Намеченные программой изменения будут направлены на систему дополнительного образования для сотрудников университета, что предполагает расширение набора программ повышения квалификации и числа лиц, успешно окончивших реализуемые курсы.

Практико-ориентированная направленность образовательных программ университета будет усиливаться благодаря расширению сети базовых кафедр на территории предприятий и организаций региона (в соответствии с выбранным вектором развития вуза — в школах, медицинских учреждениях, органах исполнительной власти, научных организациях).

Системному обновлению образовательной деятельности в вузе, снижению риска «инбридинга» содержательных характеристик образовательных программ вуза будут способствовать сетевые форматы их реализации с привлечением отечественных и зарубежных партнеров из Германии, Болгарии, Франции, Финляндии, Польши, Бельгии, Китая и др.

Модернизация обучения предполагает внедрение вариативных моделей взаимодействия с потенциальными работодателями, построение индивидуальных образовательных траекторий студентов.

В вузе будет сформирована система непрерывного образования, обеспечивающая профессиональное карьерное сопровождение и удовлетворение дифференцированных образовательных потребностей общества и предприятий реального сектора экономики региона.

Это потребует дальнейшей модернизации системы дополнительного профессионального образования в университете, что позволит перейти от узкопрофильной подготовки кадров к подготовке специалистов высокой квалификации, имеющих широкий перечень компетенций.

Предполагается расширение пула программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для широкого круга заинтересованных структур региона (предприятий, организаций, органов государственной власти).

Особое внимание предполагается уделить подготовке «своего абитуриента» в рамках реализации проекта Академической гимназии ТвГУ. Являясь победителем конкурса на выполнение регионального проекта по отбору и опережающей подготовке наиболее талантливых старшеклассников в «губернаторском классе», структура обеспечивает реализацию важной ступени непрерывного образования, что подразумевает и профессиональную ориентацию молодых людей, демонстрирующих значительные успехи в учении.

Все перечисленные направления модернизации направлены на достижение в ближайшей перспективе Тверским государственным университетом позиций интегратора многоуровневой системы образования Тверской области, а развитие и практическая апробация профильных исследований — ресурсного центра профессионального образования региона. Ключевые эффекты:

• внедрение научно-обоснованного подхода к модернизации образовательной деятельности в университете;

• развитие системы практико-ориентированного обучения, которое базируется на проектном подходе;

• повышение качества «человеческого капитала» университета;

• обеспечение гибкого и своевременного реагирования университета на потребности рынка труда и расширение сотрудничества с работодателями;

• развитие системы непрерывного образования на платформе университета и ресурсных центров для его поддержки.

2. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности университета (блок «импакт-исследования»).

Инициатива по модернизации научно-исследовательской и инновационной деятельности университета обусловлена существенными трансформациями сферы исследований и разработок в рамках реализуемой государственной политики.

Так, принятие Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, повышение роли Национальной технологиче-

ской инициативы требует от университета корректировки содержательных и организационных аспектов проведения исследований и разработок.

Будет налажена системная информационно-консультационная работа руководства, управления научных исследований с учеными университета, которая обеспечит встраивание имеющихся и новых тем исследований в приоритеты Стратегии и НТИ.

В настоящее время отмечается недостаточное число НИОКР и научно-технических услуг, выполняемых учеными университета в интересах региональных предприятий, организаций, органов государственной власти, что обусловлено как спецификой классического университета, сконцентрированного преимущественно на фундаментальных исследованиях, так и недостатком доверия со стороны региональных структур.

Предполагается создание системы и культуры трансфера знаний, усиление рекламы и пропаганды в регионе потенциала университета для создания научно-технической продукции, расширение ее каналов, форм и методов, продвижение образа вуза как междисциплинарного сервисного центра решения прикладных задач социально-экономического развития Тверской области. Особое внимание целесообразно уделить тиражированию положительного опыта сотрудничества с регионом по выполнению НИОКР, успешной реализации проектов и механизмов проведения адресно ориентированных исследований.

В целях повышения качества проводимых исследований и их результативности планируется развитие сетевой интеграции с ведущими российскими и зарубежными научными центрами, крупными компаниями.

Решению проблемы «кризиса идей», «устаревания» кадров научных школ будет способствовать дальнейшее вовлечение молодежи (студентов, аспирантов, молодых преподавателей) в научную и инновационную деятельность.

Предполагается расширить информационные и мотивационные инструменты по вовлечению участия обучающихся и сотрудников университета в конкурсах грантов и научно-исследовательских и инновационных проектов, в том числе на платформе регионального представительства Фонда содействия инновациям, студенческого бизнес-инкубатора.

Важнейшим направлением реализации инициативы является развитие партнерской организационной культуры исследований и разработок, формированию долгосрочного взаимовыгодного диалога между представителями университета и региональными бизнес-структурами.

Ключевые эффекты:

• расширение направлений и актуализация тематик НИР университета с учетом изменений приоритетов государства и региональных заказчиков;

• повышение заинтересованности и доверия со стороны потенциальных региональных заказчиков к результатам исследований университета, расширение их числа и объемов работ;

• расширение системного взаимодействия с ведущими отечественными и зарубежными исследовательскими структурами;

оо

о см

см со см

см

<

со

оо

о см

см со см

см

<

со

• популяризация науки и инноваций в молодежной среде.

3. Развитие региональной социальной среды и формирование экосистемы социального бизнеса (блок «импакт-социальная среда»). Инициатива направлена на модерацию и реализацию университетом программ и проектов, направленных на изменение городской и региональной среды, в том числе в результате формирования экосистемы поддержки социального предпринимательства.

В рамках инициативы предполагается повышение проактивной роли университета как катализатора многих социокультурных процессов в регионе, а также эффективное решение социальных задач силами предпринимателей, НКО и волонтеров.

Системообразующие изменения будут реализованы как в рамках деятельности специально созданных структурных подразделений, так и органично встроены в учебный процесс.

Предполагается введение отдельных модулей по социальному предпринимательству (проектированию) в качестве элементов образовательных программ бакалавриата и магистратуры гуманитарных факультетов, а также открытие магистратуры по направлению «Социальное предпринимательство».

Специально организованные структуры (Центр развития молодежных волонтерских программ, Центр студенческих инициатив, Совет студенческих объединений и др.) будут формировать социально ориентированные проектные команды, оказывать информационно-консультационную поддержку, продвигать и позиционировать ценности социально ориентированных организаций, осуществлять координирующую функцию, привлекая к выполнению совместных проектов региональные НКО, гражданских активистов и органично встраивая инициативы университета в общерегиональные и городские социальные проекты.

Все это будет способствовать формированию в университете экосистемы социального предпринимательства, системы стартап-акселерации, которая обеспечит в том числе развитие компетенций предпринимательской деятельности в социальной сфере в студенческой среде, включая организацию стажировок на предприятиях, занимающихся социальным бизнесом; проведение тренингов и мастер-классов предпринимателями и бизнес-консультантами, оказание консалтинговой поддержки при разработке бизнес-планов стартапов социального бизнеса и др.

Среди предполагаемых к реализации в течение периода действия программы социально ориентированных инициатив, следует выделить следующие базовые векторы (проекты), направленные на развитие благоприятной интеллектуальной и творческой деловой среды в регионе, формирование новой идентичности жителей Тверской области:

• реализация технических проектов социальной направленности;

• включение молодежи в решение проблем регионального и муниципального управления;

• развитие культуры добровольчества и во-лонтерства;

• патриотическое воспитание и др. Воплощению данной инициативы в жизнь будет

способствовать генерация и практическая реализация социально значимых для региона событий, востребованных региональными сообществами, бизнесом, властью, которые не реализуются другими социальными институтами региона, а также позиционирующие университет в роли площадки для коммуникации различных сообществ (например, Дни славянской письменности и культуры, Спартакиада и др.).

Дополнительно в рамках данной инициативы предполагается формирование открытой доступной среды для отдельных категорий обучающихся, создание особых условий адаптации и сопровождения в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Все это обеспечит развитие имиджа Тверского государственного университета как социально ответственного участника территориального развития. Ключевые эффекты:

• популяризация и вовлечение молодежи в социальное предпринимательство;

• рост числа предпринимателей и самозанятых из числа студентов и выпускников университета;

• повышение роли университета в развитии региональной и городской среды;

• положительное восприятие университета как социально значимой структуры у жителей региона.

4. Расширение и развитие социально-просветительской деятельности в регионе (блок «импакт-просвещение»).

Социально-просветительская функция университета связана с реализацией различных проектов, призванных стать частью образовательной и культурно-досуговой среды областной столицы и региона в целом. Таким образом вуз расширяет свою образовательную деятельность и миссию, выходя за рамки университетских аудиторий, реализуя принципиально новые форматы передачи знаний и компетенций широким слоям населения.

В рамках инициативы предполагается проведение регулярных открытых лекций, семинаров, дискуссионных площадок по актуальным для жителей региона тематикам, используя как собственный интеллектуальный ресурс, так и специально созданные в регионе организации.

С целью вовлечения в деятельность большего числа участников и заинтересованных лиц предлагается использовать популярный формат «эдьютеймент»2 (образовательные мероприятия развлекательной направленности), а также возможности интернет-трансляций, вебинаров.

В рамках инициативы будет расширена система мероприятий по передаче компетенций населению через специальные сервисные центры (например, юридическая клиника).

Особым форматом реализации просветительской функции вуза станут клубы выходного дня (в настоящее время подобный проект реализуется на платформе

2 От англ. е^(еа1юп) + (еп1ег)1аттеп1.

Ботанического сада ТвГУ), которые будут совмещать в себе культурно-досуговую, коммуникативную и образовательную функции.

Инициатива предполагает реализацию нового формата дополнительного образования детей и взрослых в специализированных клубах (структурах) интеллектуального и творческого развития с широкой линейкой приоритетных направлений: от технического творчества до театрального искусства. Ключевые эффекты:

• расширение образовательной функции университета в регионе;

• разработка и практическая реализация новых форматов дополнительного образования детей и взрослых;

• расширение интеллектуального досуга жителей региона на платформе университета;

• укрепление позиций университета в регионе как центра просвещения и компетенций.

5. Развитие инфраструктуры и деятельности структурных подразделений, содействующей эффективной реализации модели импакт-вуза (блок «импакт-инфраструктура»). В рамках данной инициативы предполагается создание специальных структур, деятельность которых будет способствовать повышению результативности Тверского государственного университета как регионального импакт-вуза.

Планируется создание регионального проектного офиса, который призван выполнять функции коммуникатора между университетом и региональными органами власти в части разработки и реализации отдельных направлений Стратегии социально-экономического развития Тверской области, что позволит сформировать запрос на реализацию интеллектуального потенциала вуза для решения различных региональных задач и расширить горизонты его участия в крупных региональных трансформационных проектах.

Деятельность структуры в конечном счете будет направлена на формирование на платформе университета гибкой структуры в формате «фабрики мысли», способной к оперативному экспертно-аналитическому сопровождению модернизации экономики и социальной сферы региона.

В рамках инициативы предполагается расширение участия представителей университета в коллегиальных структурах органов власти региона и города, значимых региональных общественных организациях, жюри официальных конкурсов и др.

Также предполагается расширить перечень актуальных мероприятий (круглых столов, конференций, форумов), направленных на интеграцию образования, науки, бизнеса и органов власти, а также презентацию ключевых мероприятий и итогов реализации отдельных мероприятий настоящей программы, что создаст условия для ее совершенствования и повышения результативности. Ключевые эффекты:

• рост вовлеченности университета в решение задач регионального развития;

• улучшение имиджа и бренда вуза во внешней среде.

Реализация модели импакт-вуза — путь к успешному развитию университета и региона

В настоящее время Тверской государственный университет активно претворяет в жизнь разработанную модель. Следует отметить активную работу структур вуза, направленных на взаимодействие с региональной социальной сферой и содействующих ее трансформации.

Развитие культуры добровольчества в регионе осуществляется на платформе Регионального ресурсного научно-образовательного центра развития молодежного добровольчества (волонтерства) и межведомственного взаимодействия в решении социальных проблем общества. Центром осуществляется научно-методическое сопровождение деятельности волонтерских организаций и их руководителей, организовано межведомственное взаимодействия в решении социальных проблем Твери и Тверской области, проводится исследовательская работа по теме развития добровольчества и межрегиональные мероприятия по обмену опытом в вопросах реализации социально значимых инициатив в интересах местных сообществ, открыты специализированные экспериментальные площадки в городе и регионе.

Проведение мероприятий в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры направлено на развитие интереса к родной истории, к родному языку; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; содействие развитию мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности.

В организации и проведении Дней славянской письменности и культуры ТвГУ активно сотрудничает с Тверской епархией, библиотеками города Твери, музеями. Мероприятие носит масштабный характер: это международные и межвузовские научные конференции, библиотечные выставки, конкурсы для школьников, олимпиады по русскому языку, творческое сочинение для абитуриентов, презентации новой научной литературы, праздничное шествие студентов и т. д. В мероприятии принимают участие представители славянских стран ближнего и дальнего зарубежья, ученые, писатели, политические деятели.

Повышению экологической культуры населения и включению жителей города в осознанную деятельность по охране биоразнообразия региона способствует проведение культурных мероприятий и праздников для горожан и гостей города в Ботаническом саду университета. В программах выходного дня — обзорные и тематические экскурсии, экскурсии с интерактивными элементами, праздники в рамках российских и международных акций (День птиц, Дни Земли; День города и др.), организация экологического лагеря школьников как пример «погруженного обучения», творческие мероприятия (мастер-класс «Рисуем растения вместе», «Фестиваль весенних цветов»; выставки керамики, скульптуры и живописи; мастер-классы по батику, технике «оригами»; выступления народных, классических, эстрадных музыкальных и творческих коллективов; театральные инсценировки).

оо

о см

см со см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

см

<

со

оо

о см

см со см

см

J <

со

Ежегодный конкурс технических проектов социальной направленности «Композит» предназначен для творческой молодежи, создающей социально-полезные устройства для людей с ограниченными возможностями здоровья на основе широкодоступных аддитивных технологий; микроконтроллеров и микросхем производителей; ИТ; технологий дополненной и виртуальной реальности. Конкурс организован и проводится молодежным научно-техническим клубом «РЬуэка. Начало пути» и не имеет аналогов в России.

Проект «Путешествие в мир цифровых профессий» направлен на вовлечение молодежи региона в различные виды деятельности в сфере современных цифровых технологий включает в себя проведение открытой олимпиады по программированию в рамках областного фестиваля «День открытых наук», функционирование студенческого клуба прикладного программирования и робототехники, выездные мастер-классы с демонстрацией разработок клуба и современных технологий, разработка обучающих программ по программированию для детей и молодежи, формирование специализированных групп из детей-инвалидов и сирот Твери и области, проведение хакатонов по программированию.

Проект «Интеллектуальный марафон» обеспечивает популяризацию интеллектуального досуга историко-патриотической направленности среди студентов высших учебных заведений, повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных характеристиках толерантности, особенностях изучения данного явления в рамках различных областей знаний, развитии и становлении проблемы толерантности, формирование университетского патриотизма, духа студенческого сообщества.

Для развития социальных сервисов и просветительской деятельности вуз активно осваивает интернет-пространство. Проект «Открытый лекторий ТвГУ» направлен на создание депозитария учебных, научно-популярных и научных видеолекций, доступных для просмотра в сети Интернет студентам, выпускникам, абитуриентам, а также всем желающим расширить свой кругозор и получить информацию в рамках различных областей наук посредством просмотра видеолекций ведущих ученых университета.

В качестве нового формата оказания социальных услуг гражданам региона в университете открыта Интернет-академия права, которая осуществляет консультирование граждан по юридическим вопросам посредством создания специальных групп в социальных сетях, занимается разработкой тематики и серий видеороликов «Хочу знать закон» и размещает их на образовательном канале видеохостинга «^оиТиЬе».

Принципиально новой структурой импакт-вуза должен стать региональный проектный офис, ключевой задачей которого станет координирование и систематизация проектной деятельности в рамках социально-экономического направления за счет унификации управленческих процедур, совместного планирования проектов и использования общих региональных ресурсов, а также оказание экспертно-консультационной поддержки стратегии социально-экономического развития региона.

В рамках своей деятельности региональный проектный офис будет осуществлять активное взаимодействие с региональными органами власти по вопросам встраивания университета в стратегию социально-экономического развития региона; консалтинг по вопросам регионального управления в соответствии с приоритетами развития региона, участвовать в различных мероприятиях, проводимых органами региональной власти по вопросам образования, науки, обеспечения квалифицированными кадрами, инновационного развития экономики.

Региональный проектный офис будет способствовать упорядочиванию проектной деятельности, повышению эффективности работы всех участников проектов, сможет служить катализатором развития как региона в целом, так и регионального бизнеса в частности.

Таким образом, формирование и реализация на платформе Тверского государственного университета модели регионального импакт-вуза будет способствовать внедрению в практику научно-обоснованных подходов к интеграции всех ключевых участников регионального инновационного процесса, а также развитию социальной среды и социального предпринимательства в регионе, росту популярности вуза в региональной среде.

Список использованных источников 1. Распоряжение Правительства Тверской области от 14 октября 2015 г. № 505-рп «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 г.».//Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. http://docs.cntd.ru/document/432887699.

Model of the regional impact-higher education institution on the platform of Tver state university

L. N. Skakovskaya, doctor of philology, professor, acting rector, head of international relations department, head of the center for Russian language and culture.

I. A. Kaplunov, doctor of technical sciences, professor, vice-rector for scientific and innovation activities.

A. A. Mal'tseva, candidate of economic sciences, docent, director, Lurye scientific and methodological center for higher education innovation activities (Tver InnoCenter).

(Tver state university)

The article presents the author's concept of university integration into the regional environment. The tendencies of modern state policy include the need for a significant transformation of the issues of interaction between universities and regional authorities, enterprises and organizations of localization areas. Creating sustainable relationships in the region is a long and time-consuming process that must satisfy all of its sides. The proposed model of the transformation of Tver State University into a regional center for social development lays the foundation for the advanced development of the university as a source of qualified personnel, promising research and development and transformations of the urban and regional environment in the Tver region.

Keywords: centers of social development, university, transformation, influence, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.