ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ
СЕРДИТОВА Наталья Евгеньевна - д-р геогр. наук, проф., ученый секретарь. E-mail: [email protected].
ЛУЧИНИНА Наталья Александровна - канд. истор. наук, доцент, начальник учебно-методического управления. E-mail: [email protected].
ПАВЛОВА Людмила Станиславовна - зам. начальника учебно-методического управления. E-mail: [email protected].
Тверской государственный университет, Тверь, Россия Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33
Аннотация. Рассмотрены основные элементы программы модернизации образовательной деятельности университета, считающего своей миссией выступать генератором развития региона. Система взаимосогласованных проектов и задач ставит своей целью вывод всей системы образования Верхневолжского региона на качественно новый уровень, превращение Тверской области в территорию опережающего развития. В статье приведен перечень основных проектов развития образовательной деятельности, реализуемых в настоящее время в Тверском государственном университете.
Ключевые слова.: миссия университета, проектный подход к организации образовательной деятельности, опорный университет, инновационная инфраструктура
Для цитирования: Сердитова Н.Е, Лучинина Н.А, Павлова Л.С. Проектный подход к организации образовательной деятельности в университете // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 141-147.
Миссия Тверского государственного которых предусматриваются мероприятия,
университета как ядра системы образова- решающие пакеты задач. Приведём перечень
ния Тверской области состоит в том, чтобы основных проектов развития образователь-
выступать генератором инновационного ной деятельности, реализуемых в настоящее
развития Верхневолжского региона. Выпол- время в Тверском государственном универ-
нение этой миссии в образовательной сфе- ситете.
ре подразумевает создание и реализацию Проект 1. Образовательная политика
проектно-ориентированной системы подго- университета в сфере реализации основных
товки высококвалифицированных кадров, профессиональных образовательных про-
востребованных на региональном рынке грамм. Цель проекта: повысить эффектив-
труда, подготовку и переподготовку педа- ность образовательной деятельности уни-
гогических кадров, содействие изменению верситета для обеспечения потребностей
социальной среды, ориентацию на самореа- Тверского региона в квалифицированных
лизацию обучающихся, формирование у них кадрах и реализации приоритетных направ-
гражданской позиции и социальной ответ- лений развития научно-исследовательской
ственности, духовных ценностей. и инновационной деятельности. Проект на-
Система управления развитием универ- правлен на развитие инновационной обра-
ситета имеет программно-целевой характер. зовательной, социальной и экономической
Поэтому выполнение миссии по образова- инфраструктуры Тверского региона.
тельному направлению декомпозируется 1.1. Обеспечение условий для увеличе-
в серию взаимосогласованных проектов, в ния контингента обучающихся. Предпо-
лагается расширение спектра прикладных, практико-ориентированных, проектно-ори-ентированных образовательных программ (среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура) и академических образовательных программ (магистратура, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре).
1.2. Модернизация образовательных программ в рамках реализуемых направлений подготовки/ специальностей в соответствии с требованиями и прогнозом развития регионального рынка труда. Намечен ряд мероприятий по обеспечению условий для модернизации образовательных программ, обновлению образовательных программ в рамках реализуемых направлений подготовки/специальностей (бакалавриат, специали-тет, магистратура, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре).
1.3. Создание кафедр, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций. Предусмотрено создание базовых кафедр на ведущих предприятиях региона и использование их экспериментальных площадок, а также передового оборудования для проведения образовательного процесса и научных исследований.
1.4. Развитие академической мобильности научно-педагогических кадров, обучающихся, сотрудников из партнерских учреждений и организаций. Важнейшие шаги: обеспечение устойчивых связей с зарубежными партнерами в образовательной сфере путём привлечения зарубежных преподавателей к учебному процессу; организация выдачи выпускникам всех уровней ВО Европейского приложения к диплому (Diploma Supplement); формирование пула совместных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с ведущими иностранными и российскими университетами; обеспечение условий для реализации академической мобильности (создание фонда для поддержки академической мобильности и распределение его на конкурсной основе).
1.5. Развитие математического образования в Тверском регионе. Ставится задача повышения уровня математической науки, математического образования и математической грамотности населения для эффективного использования современных математических методов при создании инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития региона, а также при подготовке квалифицированных педагогических кадров.
1.6. Развитие исторического образования в Тверском регионе. Предусмотрено формирование информационной научно-образовательной среды по региональной истории в рамках создания модели непрерывного краеведческого образования (на примере культурного наследия Тверского региона); создание единой информационной базы по региональной истории; подготовка научной, методической и научно-популярной продукции для начального, среднего, высшего образования; разработка методических рекомендаций и программ, новых туристических продуктов, портала по региональной истории для органов управления образованием, культурой и наукой, учреждений образования, культуры и туризма.
Проект 2. Тверской государственный университет как ресурсный научно-методический центр формирования и развития образовательного кластера Тверской области. Цель реализации проекта: формирование образовательного кластера как фактора актуализации и развития инновационного потенциала региона, удовлетворение потребностей региональной экономики и всех сфер деятельности, обеспечивающих качество жизни человека, в конкурентоспособных кадрах на основе социального диалога и социального партнерства.
2.1. Разработка модели университета как ресурсного научно-методического центра образовательного кластера региона. Конкретные шаги: разработка договоров социального партнерства/социального диа-
лога (постоянно действующих площадок коммуникации) между потенциальными субъектами/участниками образовательного кластера региона и создание модели университета как ресурсного центра образовательного кластера Тверского региона.
2.2. Создание регионального ресурсного научно-методического центра по реализации общеобразовательных программ, обеспечению предпрофильной и профильной подготовки, обучению и воспитанию талантливой школьной молодёжи. Планируется создание ресурсного центра, разработка критериев мониторинга качества реализации общеобразовательных программ, обеспечение качества предпрофильной и профильной подготовки, качества обучения и воспитания одаренной молодёжи, а также разработка индивидуальных траекторий развития обучающихся и их реализация в условиях специально организованных занятий, системы тренингов, индивидуальных консультаций.
Проект 3. Дополнительное образование как фактор повышения роли университета в инновационном развитии Тверской обла-
сти. Цель реализации проекта: модернизация системы непрерывного образования и укрепление методического потенциала университета в интересах инновационного развития Тверской области; развитие кадрового потенциала университета; повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, позиционирование университета как крупнейшего учебного и методического центра Тверской области.
3.1. Довузовская подготовка как способ формирования контингента обучающихся по программам высшего образования и инструмент профессионального ориентирования старшеклассников общеобразовательных организаций на обучение в вузах Тверской области. Ставится задача повышения эффективности деятельности университета в довузовском секторе образования для оптимизации взаимодействия с системой образования Тверской области и улучшения качества профессионального ориентирования старшеклассников.
3.2. Развитие инфраструктурыь и методической базы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
преподавателей высшей школы. Предусмотрена модернизация программ ДПО с учётом потребностей инновационного развития университета и увеличение количества преподавателей университета, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по актуализированным дополнительным образовательным программам.
3.3. Создание и развитие Регионального центра новых квалификаций. Предполагается модернизация инфраструктуры и методической базы дополнительного профессионального образования в университете как инструмента содействия развитию кадрового потенциала Тверской области.
3.4. Создание и развитие Регионального центра повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля. Намечено создание образовательной инфраструктуры для организации повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля.
3.5. Развитие системы опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ориентированной на перспективные кадровые потребности региона. Вуз ставит перед собой задачу оказывать содействие формированию современной многоуровневой региональной системы опережающего дополнительного профессионального образования, способствующей развитию трудового потенциала региона и преодолению кадровых ограничений социально-экономического развития на основе обеспечения экономической и территориальной доступности качественного дополнительного профессионального образования для различных целевых групп населения.
Проект 4. Тверской региональный консорциум по подготовке кадров для сферы сервиса и туризма. Цель реализации проекта: объединение усилий различных подразделений ТвГУ, органов местной власти и работодателей для реализации региональной политики по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации кадров для сферы гостеприимства в Тверской области и для координации их деятельности.
Проект 5. Комплексное развитие информационной образовательной среды и создание образовательного портала университета. Проект обеспечивает создание инновационной технологической платформы электронной образовательной среды нового поколения с целью повышения конкурентоспособности реализуемых образовательных программ по приоритетным для региона направлениям подготовки. Результат - повышение эффективности использования образовательных ресурсов ТвГУ в интересах региона за счёт создания региональной площадки для формирования открытых онлайн-курсов школами Тверского региона с целью тиражирования лучших образовательных практик, а также создание «личных кабинетов» предприятий для формирования внутренних курсов обучения персонала.
Проект 6. Развитие международного и регионального репутационного капитала университета. Цель реализации проекта:
- развитие стратегического партнёрства ТвГУ с иностранными и российскими образовательными учреждениями и организациями образовательной и культурно-просветительской сферы;
- взаимодействие с международными и российскими сетевыми партнерами для реализации образовательной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности с использованием потенциала каждого из партнёров;
- развитие регионального отраслевого взаимодействия в сфере лингвистики с учётом интересов всех целевых аудиторий.
6.1. Проформентационая модель «Восвп-йо discimus». Включает такие шаги, как:
- демонстрация научно-исследовательского потенциала лингвистического образования, широты и разнообразия научных и научно-практических изысканий университета;
- повышение эрудиции потенциальных абитуриентов, определение направлений для их возможного самообразования;
- создание постоянно действующего форума предметного взаимодействия вуза и школы в сфере лингвистики на региональном и всероссийском уровнях;
- интенсификация обмена научно-практическими разработками вуза и школ в сфере преподавания иностранных языков;
- внедрение инновационных принципов и методик преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего и высшего образования.
6.2. Развитие международного репута-ционного капитала вуза и региона. Цель: презентация вуза и региона на национальном и международном уровнях; развитие стратегического партнёрства с иностранными образовательными учреждениями и организациями образовательной и культурно-просветительской сфер; организация совместных международных проектов; развитие академической мобильности студентов и преподавателей ТвГУ; подготовка специалистов, ориентированных на лучшие европейские традиции, обладающих социальной эмпатией, развитым чувством патриотизма и межкультурной толерантностью, а также иноязычными компетенциями на высоком уровне.
6.3. Развитие сетевых форм взаимодействия с учреждениями-партнерами. Требуется обеспечить взаимодействие с сетевыми партнёрами для реализации образовательной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности с использованием потенциала каждого из партнёров, интеграцией в учебный процесс электронного обучения и современных дистанционных образовательных технологий.
К сказанному можно добавить еще три момента..
Первое. Сегодняшние экономические и геополитические условия до предела обостряют необходимость проведения «новой индустриализации», энергичного промыш-
ленного и технологического рывка с опорой, главным образом, на собственные силы.
Второе. Скорость и амплитуда «рывка» зависят от многих факторов, но они всегда сдерживаются сверху тем, что в науке называется границей технологических возможностей. Расширение этих границ критически важно, и оно достигается, как правило, в результате инновационной деятельности.
Третье. Впервые за долгое время в нашей области складываются благоприятные условия для осуществления такого рывка. «Точкой роста» наш регион может стать за счёт существенно более тесной интеграции с федеральными структурами, вхождения в их программы развития, роста инвестиционного потенциала в результате системных, энергичных и эффективных действий нового руководства области.
Как известно, благоприятные условия сами по себе не гарантируют успеха. Воспользоваться возможностями или их упустить - во многом это зависит от нас, в том числе от согласованности наших действий. Пример из физики. Одно и то же количество энергии, преобразованное в свет, может
быть равномерно рассеяно вокруг, собрано в луч прожектора или сконцентрировано в луч лазера. Огромная разница в радиусе освещения связана со степенью согласованности световых волн. Наибольшая согласованность (в физике называемая когерентностью) демонстрируется лазером. Видимо, в наших действиях необходима когерентность. Хотелось бы отметить несколько факторов, способствующих превращению глагола «может» в глагол «будет».
Тверь и Тверская область долгое время исполняли роль «интеллектуального донора» для двух наших «пригородов» - Москвы и Санкт-Петербурга - как городов, предлагавших больше перспектив для развития и социального роста. В результате область имеет один из самых низких в России показателей по числу людей с высшим образованием на 1000 человек. Основная задача на нынешнем этапе - переломить эту тенденцию, используя преимущества нашего географического положения, развитость научно-образовательного кластера, социокультурной среды. Здесь есть две возможности: во-первых, привлекать талантливую молодёжь из других регионов для получения первоклассного образования и перспективной работы, во-вторых, «не отпускать» свои таланты, создавая стимулы как для получения отличного образования у себя дома, так и для перспективного и интересного трудоустройства. Сейчас также открывается дополнительное окно возможностей в связи с тем, что сложившиеся структуры экономики и уровни цен вытесняют из столиц высокотехнологичные, инженерно-технические, креативные, наукоемкие виды деятельности. Отметим, что во всех случаях уровень образовательной среды и привлекательности Твери для молодёжи является одним из ключевых моментов для реализации оптимистичных сценариев развития.
Формирование рынков будущего невозможно без основного компонента цифровой экономики будущего - так называемых «фабрик будущего». Это площадки для цифрового производства, включая цифровое
проектирование, тотальное математическое моделирование с использованием технологий оптимизации, испытания образцов новой продукции в виртуальной среде, отражающей реальные условия производства и эксплуатации, что позволяет существенно сократить сроки разработки и производства, а также себестоимость изделий. В наибольшей степени компетенциями для реализации этих проектов обладает формирующийся сейчас консорциум ведущих российских университетов, куда входит и ТвГУ.
Реализация приведённых выше проектов модернизации образовательной деятельности будет способствовать решению амбициозной задачи превращения Тверской области в территорию опережающего развития. Университет подготовил заявку на конкурсный отбор образовательных организаций высшего образования для финансового обеспечения программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета в 2017-2019 гг. Независимо от результатов отбора (на момент написания статьи они неизвестны), хотелось бы отметить следующее. Вопрос не в статусе «опорного университета», а в фактическом выполнении Тверским государственным университетом роли опоры, базового элемента и главного драйвера развития образовательной, научно-инновационной и социально-культурной систем региона. Эту роль университет выполняет уже более 145 лет и будет выполнять в будущем вне зависимости от внешних условий.
Литература
1. Белоцерковский А.В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 3-9.
2. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3-9.
Статья поступила в редакцию 04.04.17.
Принята к публикации 20.04.17.
PROJECT APPROACH TO THE ORGANIZATION OF EDUCATION ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY
Natalia E. SERDITOVA - Cand. Sci. (Geography), Prof., Academic Secretary. E-mail: [email protected].
Natalia A. LUCHININA - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Head of educational-methodical department. E-mail: [email protected].
Ludmila S. Pavlova - Deputy Head of educational-methodical department. E-mail: [email protected]
Tver State University, Tver, Russia
Address: 33, Zheliabova str., Tver, 170100, Russian Federation
Abstract. The article highlights the main elements of the programme aimed at modernization of the educational activities of Tver State University. Today it faces a challenge to be a key figure in the development of Tver region. The implementation ofthe project approach and the system ofmutual-ly agreed projects and tasks will ensure a qualitatively new level of the entire education system of the upper Volga region. The authors dwell on the main projects in the education sphere implemented now by Tver State University.
Keywords: university mission, project approach, educational activities, flagship university, innovative infrastructure, mutually agreed projects
Cite as: Serditova, N.E., Luchinina, N.A., Pavlova, L.S. (2017). [Project Approach to the Organization of Education Activities at the University].Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5 (212), pp. 141-147. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Belotserkovskii, A.V. (2011). [On the 'Quality' and 'Quantity' ofEducation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 3-9.
2. Belotserkovskii, A.V. (2012). [Higher Education in Russia: Challenges and Risks]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 3-9.
The paper was submitted 04.04.17 Accepted for publication 20.04.17.