Научная статья на тему 'Об электронной образовательной среде и системе оценки качества образовательной деятельности в Тверском государственном университете'

Об электронной образовательной среде и системе оценки качества образовательной деятельности в Тверском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГ / DISTANT EDUCATION TECHNOLOGIES / BLENDED LEARNING / VIRTUAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY / ONLINE LEARNING / EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Ольга Николаевна, Супонев Николай Петрович, Солдатенко Илья Сергеевич, Захарова Ирина Владимировна, Язенин Александр Васильевич

В статье описывается электронная образовательная среда Тверского государственного университета, включающая в себя консультативное и образовательное направления, обучение технологиям, поиск и внедрение новых технологических решений в данной области, а также систему комплексной оценки качества образовательной деятельности преподавателей университета. Описывается технологическая платформа, на базе которой решаются соответствующие задачи, а также опыт ее использования. Оценка качества образовательной деятельности производится путем комплексного анализа учебной и научной деятельности преподавателей университета на базе информационно-аналитических систем, разработанных университетом самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Ольга Николаевна, Супонев Николай Петрович, Солдатенко Илья Сергеевич, Захарова Ирина Владимировна, Язенин Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes an electronic learning environment in Tver State University, which includes advisory and educational directions, technology training, search and implementation of new technological solutions as well as a system of comprehensive evaluation of the quality of educational activities of the university teachers. Technological platform for solving the corresponding problems and the experience of its usage are described. Assessment of the quality of educational activities is carried out by comprehensive analysis of training and research activities of the university teachers with the help of information-analytical systems, developed in the university.

Текст научной работы на тему «Об электронной образовательной среде и системе оценки качества образовательной деятельности в Тверском государственном университете»

Об электронной образовательной среде и системе оценки качества образовательной деятельности в Тверском государственном университете

Медведева Ольга Николаевна к.ф.-м.н., рук. методического центра компьютеризации учебного процесса Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-15-40 medved@tversu. ru

Супонев Николай Петрович к.ф.-м.н., доцент кафедры магнетизма Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-55-83 Nick. [email protected]

Солдатенко Илья Сергеевич к.ф.-м.н., нач. отдела информационных технологий, доцент кафедры информационных технологий, зам. декана ф-та прикладной математики и кибернетики Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-57-43 [email protected]

Захарова Ирина Владимировна к.ф.-м.н., доцент кафедры математической статистики и системного анализа, зам. декана ф-та прикладной математики и кибернетики

Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10 zakhar [email protected]

Язенин Александр Васильевич д.ф.-м.н., профессор, декан ф-та прикладной математики и кибернетики Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10 [email protected]

Аннотация

В статье описывается электронная образовательная среда Тверского государственного университета, включающая в себя консультативное и образовательное направления, обучение технологиям, поиск и внедрение новых технологических решений в данной области, а также систему комплексной оценки качества образовательной деятельности преподавателей университета. Описывается технологическая платформа, на базе которой решаются соответствующие задачи, а также опыт ее использования. Оценка качества образовательной деятельности производится путем комплексного анализа учебной и научной деятельности преподавателей университета на базе информационно-аналитических систем, разработанных университетом самостоятельно.

The paper describes an electronic learning environment in Tver State University,

which includes advisory and educational directions, technology training, search and implementation of new technological solutions as well as a system of comprehensive evaluation of the quality of educational activities of the university teachers. Technological platform for solving the corresponding problems and the experience of its usage are described. Assessment of the quality of educational activities is carried out by comprehensive analysis of training and research activities of the university teachers with the help of information-analytical systems, developed in the university.

Ключевые слова

дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, виртуальная среда университета, онлайн обучение, оценка качества образовательной деятельности, рейтинг;

distant education technologies, blended learning, virtual environment of university, online learning, evaluation of the quality of educational activities, rating.

Введение

Дистанционное образование - форма обучения, при которой преподаватель и студент в основном разделены во времени и в пространстве и используют различные комбинации информационных технологий для предоставления данных и обеспечения взаимодействия в учебном процессе.

Дистанционные образовательные технологии являются динамично развивающимся направлением в Тверском государственном университете (ТвГУ), занимающим в соответствии с концепцией смешанного обучения (blended learning) все больший сегмент образовательных услуг высшего учебного заведения (ВУЗа).

Электронная образовательная среда Тверского госуниверситета включает в себя консультативное и образовательное направления, обучение технологиям, поиск и внедрение новых технологических решений в данной области, а также систему комплексной оценки качества образовательной деятельности преподавателей ВУЗа.

Консультативное направление

В марте 2011 года в университете был запущен социальный проект -бесплатные консультации в режиме онлайн для учащихся Тверского региона с целью оказания помощи при подготовке к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ).

Основные задачи: развитие инновационных форм взаимодействия со школами региона, повышение качества знаний по предметам, оцениваемым в форме ЕГЭ, предоставление абитуриентам возможности общения с преподавателями университета, обеспечение максимальной доступности информации об университете в целом.

Преимуществом дистанционных консультаций является возможность собрать широкую аудиторию, причем слушатели оказываются независимыми от местонахождения в момент проведения мероприятий.

Информация о мероприятиях, график онлайн-консультаций с указанием ведущих преподавателей, инструкции для подключения размещались на официальных сайтах университета (Рис. 1) и приемной комиссии университета, а также в региональных средствах массовой информации.

Кроме того, в ноябре 2011 года была организована и проведена первая онлайн трансляция Дня открытых дверей на физико-техническом факультете. В дальнейшем подобные мероприятия стали традиционными на физико-техническом факультете и факультете прикладной математики и кибернетики.

За 2011-2012 учебный год онлайн-консультирование школьников переросло в «Региональную информационно-коммуникативную систему онлайн -консультирования абитуриентов и школьников».

Целевой аудиторией, помимо школьников, стали учителя школ, гимназий, лицеев, представители средних и средне-специальных учебных заведений. Благодаря открытому характеру системы слушатели получили уникальную возможность в режиме онлайн задавать вопросы и получить квалифицированную помощь от ведущих преподавателей университета.

Начиная с 2012 года, в проекте принимают участие представители региональных органов управления. В мае 2012 года впервые онлайн-консультирование проводил заместитель заведующего отделом дошкольного, общего среднего, коррекционного и дополнительного образования департамента образования Тверской области Балышев В. А.

1 = I в I.

, Чэг Тверской государственн... X

^ ! ф university.tver5u.ru 1 пс',?е/шс1е>3 fi26.htmI

V с Оосд1е

р ъ е -й- =

[я) Яндекс V* Личный кабинет "Рос,,. »О" сЫРгсуей

РУ| ЕМ Ей ОЕ

т™ Тверской

Государственный

В* Университет

Я С 1870 года и по сей день.. Картасаита

Новое на сайте

Сведения об

образовательной

организации

Общие сведения

Лицензирование и аккредитация

Структура университета

Образование

Наука

Инновационная деятельность

Социальная деятельность

Международное сотрудничество

Информатизация

Трудоустройство

Вестник ТвГУ

Универ-ТВ

Контактная информация

170100, Россия,

Бесплатные он-лайн консультации по ЕГЭ 5 мая 2014 года

С 17 февраля 2014 года в Тверском государственном университете начинается новая серия бесплатных онлайн-консультаций по тематикам Единого государственного экзамена. Консультирование в режиме видеотрансляций будет осуществляться ведущими преподавателями факультетов уже четвертый годи затронет все предметы, сдаваемые в форме ЕГЭ. Кроме того, представители приемной комиссии расскажут о правилах приема 2014 года, о новых направлениях подготовки, ответят на ваши вопросы.

На консультациях вы узнаете о том, как справляться с каверзными заданиями экзамена из части А, а также с теми трудностями, которые встречаются в частях В и С. Вы узнаете о наиболее типичных ошибках и сможете их избежать, разберете и обсудите с преподавателями и другими участниками задания прошлых лет.

Подключиться к встрече и задать свой вопрос может любой желающий. Для этого в указанное в расписании время необходимо перейти по ссылке (название предмета).

Представляем Вам расписание ближайших консультаций. Следите за обновлениями информации на данной странице.

Расписание

— Особенности приёма 2014: 16 мая 2014 г., 14.00-16.30.

Ведущий преподаватель: к.ф.н., доцент, ответственный секретарь приёмной комиссии Васильева Елена Николаевна

— Математика: 14 мая 2014 г.г 14.30 - 16.00

Ведущий преподаватель: ст. преподаватель кафедры алгебры и математической логики Спасская Татьяна Александровна

— Обществознание: 15 мая 2014 г., 14.30 - 16.00

Ведущий преподаватель: к.ю.н., доцент, зам. декана юридического факультета по учебной работе Дронова Юлия Анатольевна

— Русский язык: 19 мая 2014 г., 14.30 - 16.00

Ведущий преподаватель: к.ф.н., доцент кафедры русского языка Сергеева Нина Михайловна

Доступ школ к мероприятиям осуществляется согласно инструкции.

Координатор проекта - Медведева Ольга Николаевна, к.ф.-м.н., руководитель Методического центра компьютеризации учебного процесса ТвГУ.

Телефон: (4822) 58-15-40, [email protected].

Назад

Рис. 1. Расписание он-лайн консультаций на сайте ТвГУ

Перечень и количество мероприятий, проведенных в рамках проекта за 20112014 годы, приведен в Таблице 1.

Таблица 1.

Проведение он-лайн консультаций в ТвГУ,

Мероприятия 2011 2012 2013 2014

Он-лайн консультации по ЕГЭ, дни открытых дверей, семинары по особенностям приема в ВУЗ и особенностям организации и проведения ЕГЭ 18 23 21 22

Проект «Региональная информационно-коммуникативная система онлайн-консультирования абитуриентов и школьников» является дипломантом 14-го Всероссийского форума «Образовательная среда» (2-5 октября 2012 г., г. Москва).

Образовательное направление

Виртуальная образовательная среда университета формируется в рамках концепции единой информационно-аналитической системы ВУЗа [1] на основе свободно-распространяемой системы поддержки и управления обучением (Learning Management System, LMS) Moodle (http://moodle.tversu.ru) [2], выбор которой обусловлен простотой и удобством использования (Рис. 2).

0 |—ЕЗ—1

f ffil Сервер электронных обр... X +

® moodle.tversu.ru V С @ ' Google Р ft & 4" ft = |J[ Яндекс Личный кабинет "Рос... «0е dotProject

Виртуальная образовательная среда Тверской государственный университет

Вы не прошли идентификацию (Вход)

Уважаемые преподаватели!

Для регистрации в Виртуальной образовательной среде Moodle Вам необходимо обратиться в Методический центр компьютеризации учебного процесса ТвГУ E-mail: [email protected] Телефон: 58-15-40.

Убедительная просьба не создавать новые курсы в корневом каталоге! Все курсы должны размещаться внутри категорий специальностей или направлений подготовки! Курсы, не соответствующие этому требованию будут удаляться!

Администрация Виртуальной образовательной среды ТвГУ

Категории курсов

Общие курсы Биологический факультет Исторический факультет Математический факультет Межфакультетское отделение иностранных языков Педагогический факультет Факультет географии и геоэкологии Факультет иностранных языков и международной коммуникации Факультет прикладной математики и кибернетики Факультет психологии и социальной работы Факультет управления и социологии Факультет физической культуры Физико-технический факультет ■Ьипддошчргкий гЬяцулкгет

Рис. 2. Система поддержки и управления обучением moodle.tversu.ru

Система ориентирована на структурированное размещение учебных дисциплин и используется для разработки элективных курсов, создания компьютерных тестов и организации учебного процесса. Особое внимание уделяется формированию базы входного, промежуточного и итогового контроля по дисциплинам, что наряду с использованием внешних ресурсов составляет основу системы мониторинга качества обучения.

На настоящий момент преподавателями и сотрудниками университета разработано более 70 обучающих элементов (учебных курсов, тестирующих комплексов, контрольных заданий и др.).

Система направлена на активное взаимодействие участников учебного процесса и используется для поддержки всех форм обучения.

С 2012 года преподаватели университета проводят занятия со студентами филиала ТвГУ в г. Нелидово в дистанционном режиме. В 2012 году дистанционно были проведены все лекции и практические занятия зимней и летней сессий для студентов первого курса заочной формы обучения (156 аудиторных часов).

В 2013 году дистанционное чтение лекций в филиале продолжилось для студентов следующих специальностей и направлений: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогическое образование», «Документоведение и

архивоведение», «Документоведение и ДОУ», «Менеджмент», «Менеджмент организаций». В режиме онлайн были прочитаны лекции и проведены практические занятия зимней, весенней и осенней сессий для студентов заочной формы обучения по 36 дисциплинам, общим объемов 228 аудиторных часов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мае-июне 2013 года в дистанционном режиме проведено обучение муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и лиц, замещающих выборные муниципальные должности по программам «Муниципальное управление», «Документационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления».

В 2014 году продолжалось дистанционное чтение лекций для филиала Тверского государственного университета в г. Нелидово по следующим специальностям и направлениям: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогическое образование», «Документоведение и архивоведение», «Документоведение и ДОУ», «Менеджмент организаций».

Обучение технологиям дистанционного образования

Внедрение и использование систем дистанционного образования, а также элементов облачных технологий в учебный процесс требует систематического повышения уровня подготовки преподавателей университета.

В 2011 году методическим центром компьютеризации учебного процесса совместно с институтом непрерывного образования проводились курсы повышения квалификации для сотрудников Тверского университета по программе «Организация и проведение образовательных онлайн-мероприятий в системе Mirapolis Virtual Room».

В декабре 2011 года на этой же базе прошли курс повышения квалификации учителя профессионального лицея № 48 г. Твери по программе «Облачные технологии в системе обучения детей с ограниченными возможностями и развитие виртуальных образовательных сред».

В 2012 году в целях содействия внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий сотрудниками методического центра компьютеризации учебного процесса (МЦКУП) была разработана инновационная программа повышения квалификации «Виртуальная среда вуза» и реализовывались отдельные модули данной программы для преподавателей и сотрудников университета:

• модуль программы «Информационно -коммуникативные технологии в преподавании иностранных языков» (36 часов);

• модуль программы «Компетентностный подход и современные образовательные технологии в деятельности преподавателя высшей школы» (24 часа);

• модуль программы «Активные и интерактивные технологии в работе преподавателей вуза» (12 часов).

В 2014 году сотрудниками МЦКУП прочитан курс «Виртуальная образовательная среда Moodle» в рамках программы «Виртуальная среда вуза» для преподавателей и сотрудников ТвГУ.

Поиск и внедрение новых технологических решений

Начиная с 2010 года, методическим центром компьютеризации учебного процесса проведено тестирование различного программного обеспечения для проведения веб-конференций с целью выбора оптимального варианта для внедрения

в учебный процесс. Существует два основных варианта реализации подобных программ. В первом случае на оборудовании внешней компании развернут центральный сервер, обеспечивающий взаимодействие клиентов. Во втором случае сервер размещается в корпоративной сети организации. В первом варианте нет необходимости развертывания собственной серверной службы внутри организации, однако весь трафик между клиентами проходит через центральный сервер, который может находиться за пределами России. Во втором случае трафик локализуется в корпоративной сети, однако необходимо развертывание собственного сервера.

На основе проведенного анализа сделан вывод о целесообразности развертывания в университете службы веб-конференций Mirapolis Virtual Room [3], наиболее полно удовлетворяющей всем требованиям к подобным системам и не требующей значительных затрат на развертывание (Рис. 3).

Рис. 3. Служба веб-конференций Mirapolis Virtual Room

Дополнительным аргументом в пользу такого выбора послужили минимальные требования к клиентским рабочим местам - наличие браузера с поддержкой Adobe Flash. Данный программный продукт развернут и используется в университете с декабря 2010. Кроме того, в связи с расширением круга задач, для решения которых необходима служба видеотрансляций, с 2014 года в университете параллельно используется облачный сервис Cisco WebEx [4] (Рис. 4).

Рис. 4. Облачный сервис Cisco WebEx

В результате, комплексная система организации и проведения виртуальных образовательных мероприятий и осуществления интерактивного взаимодействия абитуриентов, студентов и преподавателей, базирующаяся на технологиях Mirapolis Virtual Room (http://mvr.tversu.ru/mvr) и Cisco WebEx (https://tvgu.webex.com), используется для развития инновационных форм взаимодействия со школами региона, проведения дистанционных занятий для филиалов Тверского государственного университета, обеспечения онлайн-трансляций различных научных, образовательных и других мероприятий.

Мониторинг качества образовательной деятельности

С целью мониторинга качества образовательного процесса в Тверском госуниверситете, начиная с 2012 года, отделом информационных технологий совместно с методическим центром компьютеризации учебного процесса был создан ряд собственных разработок, позволяющих производить комплексную оценку деятельности профессорско-преподавательского состава. Результат данной оценки представляет собой интегральный показатель, включающий в себя значения критериев эффективности учебной, методической и научной работы преподавателя, а также внешнюю оценку качества его работы с точки зрения студентов университета.

Для решения данной задачи используются следующие системы: система анкетирования «Преподаватель глазами студентов», информационно-аналитическая система мониторинга результатов научной деятельности ВУЗа, а также онлайн модуль построения рейтинга на базе комплексной оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС).

Оценка качества работы преподавателей студентами

Весной 2012 года в Тверском госуниверситете отделом информационных технологий была разработана и введена в эксплуатацию система анкетирования студентов. По требованию новых государственных образовательных стандартов третьего поколения анкетирование проводится ежегодно весной и осенью с целью сбора информации о мнении студентов по поводу качества оказываемых им образовательных услуг.

Система является веб-приложением (Рис. 5), позволяющим проводить анонимные анкетирования.

Рис. 5. Система анкетирования «Преподаватель глазами студентов»

По результатам анкетирования строится рейтинг преподавателей (Рис. 6), разделяющий их на зеленую (положительная оценка студентами преподавателя), желтую (есть напряженности в общении со студентами) и красную зоны (негативная оценка). Имеется модуль графической визуализации результатов. Система позволяет строить общий рейтинг по университету, а также по факультетам или по направлениям подготовки.

Рис. 6. Рейтинг преподавателей в разрезе направления подготовки

Построенный рейтинг учитывается руководством университета при принятии управленческих решений в области кадровой политики как отдельно, так и в виде составной части интегрального рейтинга, построенного по комплексной оценке деятельности сотрудника.

Мониторинг результатов научной деятельности преподавателей

В Тверском государственном университете в 2013 году в рамках реализации Программы стратегического развития университета [5] были начаты работы по комплексному исследованию и последующей автоматизации процессов мониторинга и учета результатов научной деятельности преподавателей ВУЗа. В рамках данной работы была создана информационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга научной деятельности преподавателей ВУЗа.

Информационная система выполнена в виде веб-приложения, имеет модульную архитектуру, многопользовательский интерфейс с разграничением прав доступа. Система состоит из следующих модулей:

• «Администратор» - модуль управления пользователями системы, правами доступа;

• «Организационная структура» - модуль управления организационной структурой университета;

• «Персоналии» - модуль управления персоналиями;

• «Публикации» - модуль учета публикационной активности (Рис. 7);

• «ОИС» - модуль учета объектов интеллектуальной собственности;

• «НИР» - модуль учета научно-исследовательской работы: поданные заявки, выигранные заявки, объемы финансирования, отчеты;

• «Диссертации» - модуль информационной поддержки деятельности диссертационных советов.

НС РИД

Регистрация Вход

Главная Персоналии Публикации Структура

Публикации

Жданова О.В., Ляхова М.Б., Пастушенков Ю.Г. Расчет кривы* намагничивания орторомбических iB в теории фаз Нееля / Физика металлов и металловедение. 2013. Т.114. С.603-608.

Изменить | Подробно | Удалить

Жданова О.В., Ляхова М.Б., Пастушенков Ю.Г. Магнитные свойства и доменная структура монокисталлов FeB / Металловедение и термическая обработка металлов. 2013. С.12-15. Изменить | Подробно | Удалить

Жданова О.В., Ляхова М.Б.Г Пастушенков Ю.Г. Количественный анализ магнито кристаллической анизотропии орторомбических магнетиков / Вестник Тверского государственного университета. Серия: Прикладная математика. 2013. С.37-48. Изменить | Подсобно | Удалить

Каргенков Д.Ю., Богомолов А.А., Солнышкин А.В., Иванов П.Н., Кар пен ков А.Ю., Пастушенков А.Г, Пастушенков Ю.Г. Особенности магнитоэлектрического эффекта в многослойных гетероструктурах Ni-Zn феррита, ЦТС в области электромеханического резонанса /Научно-технический Вестник Поволжья. 2013. С.40-42.

Изменить | Подсобно | Удалить

Karpenkov D.Y, Karpenkov A.Y, Skokov K.P., Semenova E.M., Smimov ItF, Airjyan E.L, Arefev Ai, Pastushenkov Yu.G. The Magnetocaloric Effect in Two-Phase Y-Fe Nanocrystalline Alloys / Solid State Phenomena. 2012. V.190. P.323-326. Изменить | Подробно | Удалить

Skokov K-P., Karpenkov A, Pastushenkov Yu.G, Gutfleisch O. Numerical simulation of magnetic cooling cycles / Solid State Phenomena. 2012. V.190. P.319-322. Изменить | Подсобно | Удалить

Каргенков А.Ю., Скоков К.П., Кар пен ков Д.Ю, Пастушенков Ю.Г. Численное моделирование циклов магнитного охлаждения Карно, Брайтона и Эриксона / Вестник Тверсхого государственного университета. Серия: Прикладная математика. 2012. C.39-S0. Изменить | Подсобно | Удалить

Каргенков Д.Ю., Захаров ПА, Скоков К.П., Иванов Р.П.. Пастушенков Ю.Г. Новые безредкоземельные материалы для производства постоянных магнитов на основе 3d-металлов и РЬ /

Изменить | Подсобно | Удалить

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Химия. 2012.CJ06-210.

Орлов Ю.Д., Чернова Е.М., Орлов М.Ю.Г Туровцев В.В. Энтальпии образования ацетил радикалов / Журнал Физической Химии. 2013. Т. 87. С1636-1639. Изменить | Подробно | Удалить

Рис. 7. ИАС мониторинга научной деятельности сотрудников ВУЗа

В базе данных системы собирается информация о научно-исследовательских работах, публикационной активности преподавателей и сотрудников университета, диссертациях, объектах интеллектуальной собственности, созданных в университете и других результатах научной деятельности.

Разработанная информационно-аналитическая система позволила существенным образом упростить процедуру получения всей необходимой информации о научной деятельности факультетов, кафедр и отдельных персоналий для построения отчетов, заполнения различных форм конкурсных заявок, проведения мониторингов, оценки научного потенциала университета, а также решила многие другие задачи.

Результаты работы были представлены на VII Международной научно-практической конференции «Информационная среда вуза XXI века», проходившей осенью 2013 года в Петрозаводске [6].

Он-лайн рейтинг преподавателей ВУЗа на основе комплексной оценки их деятельности

Итогом работы по созданию системы мониторинга качества работы преподавателей ВУЗа стала разработка подсистемы построения рейтинга на основе комплексной оценки уровня и масштаба научной и учебно-методической деятельности сотрудников университета [7]. Работа по формированию списка первичных показателей, используемых для расчета рейтинга, осуществлялась рабочей группой в течение 2012-2013 учебного года. Итоговый перечень критериев и баллов ежегодно корректируется и утверждается решением ученого совета университета (Рис. 8).

ШЩ

И>ча Ч» гтубмпмио

X МЕТДМДТМ ■ и««1Й1|ЬЫ(яЬ

Р Ъ О * * *

| НМкга

Рейтинг профессорско-преподавательского состава

<1 ш Тверской государственный университет „_

О прогр

Показатели рейтинга преподавателя по результатам работы в 2013 г. Солдатеико Илья Сергеевич

кандидат физике математически« наук Факультет прикладной математики и кибернетики Кафедра информационных технологий

В левой колонке таблицы приведены исходные значения показателей, в правой - вычисленные.

1 Учена* степень 1 1

2 Ученое звание О 0

3 Учебники и учебные пособия с грифами УМО, МОК других федеральных органов исполнительной власти О 0 А Учебники и учебные пособия с другими грифами (научно-методического совета ТвГУ и пр.) О 0 5 Учебники и учебные пособия без грифов О 0 ^ Наличие электронных образовательных ресурсов по преподаваемым дисциплинам в базе электронных образовательных ^ ^

ресурсов ТвГУ

, Количество студентов и аспирантов - участников конкурсов и олимпиад чьим научным руководителем является преподаватель

- всероссийского уровня. О 0

- международного уровня О 0 а Количество студентов и аспирантов - победителей и призеров конкурсов и олимпиад ««им научным руководителем

является преподаватель

- всероссийского уровня: О 0 международного уровня О 0

^ Количество студентов и аспирантов - участников научных конференций, чьим научным руководителем является преподаватель

• всероссийского уровня; 0 0

■ международного уровня О 0

^ Количество студентов и аспирантов - победителей и призеров научных конференций, чьим научным руководителем является преподаватель

- всероссийского уровня; 0 0

- международного уровня О 0 ^, Наличие положительных результатов освоения студентами дисциплин федерального компонента по результатам ФЭЛО и ^ ^

других видов внешнего тестирования

12 Результат оценки деятельности преподавателя глазами студента 3 3

13 Руководство образовательными программами:

- подготовки бакалавров: О 0

- подготовки магистров О 0

Рис. 8. Страница с расшифровкой некоторых индивидуальных показателей

Необходимая для построения рейтинга информация автоматически берется из соответствующих подсистем, описанных в предыдущих разделах: базы данных анкетирования «Преподаватель глазами студента», а также из базы ИАС «Результаты научной деятельности преподавателей ВУЗа».

Рейтинг строится автоматически в разрезе факультетов (Рис. 9) и университета в целом. По каждому преподавателю можно посмотреть исходные параметры, на основе которых происходил расчет рейтинга.

Рис. 9. Страница с рейтингом преподавателей в разрезе факультета

Результаты работы были представлены на XX Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2013», проходившей с 24 по 27 июня в Санкт-Петербурге [8]. На 15-м Всероссийском форуме «Образовательная среда-2013», проходившем с 22 по 25 октября в Москве, за проект «Система автоматизированного расчета рейтинга профессорско-преподавательского состава Тверского государственного университета» получена медаль «Лауреат ВВЦ».

Заключение

В статье описана электронная образовательная среда Тверского государственного университета, которая включает в себя консультативное и образовательное направления, обучение технологиям, поиск и внедрение новых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологических решений в данной области, а также систему комплексной оценки качества образовательной деятельности преподавателей ВУЗа. Технологическая платформа образовательной среды реализована как на платном, так и на свободном программном обеспечении Moodle, Cisco WebEx, Mirapolis Virtual Room.

Мониторинг качества образовательной деятельности преподавателей ВУЗа осуществляется при помощи собственных разработок: системы анонимного анкетирования студентов «Преподаватель глазами студента», позволяющей сформировать субъективную оценку деятельности ППС, информационно-аналитической системы мониторинга результатов научной деятельности сотрудников ВУЗа, аккумулирующей информацию о научно-исследовательских работах, публикационной активности, диссертациях, объектах интеллектуальной собственности, созданных в университете и других результатах научной деятельности, а также интегрирующего модуля он-лайн рейтинга, строящегося на базе комплексной оценки качества работы профессорско-преподавательского состава.

Тверской государственный университет является одним из партнеров проекта «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России», выполняемого в рамках программы Темпус IV (№ гранта: 543851-TEMPUS-1 -2013-1-DE-TEMPUS-JPCR) при поддержке Европейской Комиссии. В рамках проекта будет предоставлена возможность использования разрабатываемой консорциумом европейских вузов электронной системы поддержки обучения математике Math-Bridge, крупнейшей все-европейской платформы электронного обучения, открывающей онлайн доступ к разнообразным курсам по математике.

Данный проект профинансирован при поддержке Европейской Комиссии в рамках программы Темпус (№ гранта: 543851-TEMPUS-1 -2013-1-DE-TEMPUS-JPCR). Эта публикация отражает исключительно взгляды авторов. Комиссия не несет ответственности за любое использование информации, содержащейся здесь

This project has been funded with support from the European Commission.

This publication [communication] reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.

Литература

1. Орлов Ю.Д., Солдатенко И.С., Медведева О.Н. Информатизация регионального классического университета: стратегия и решения // Высшее образование в России. 2010. №3. - С. 68-74.

2. Moodle [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://ruwikipedia.org/wiki/Moodle (последнее обращение 6 октября 2014 г.).

3. Mirapolis Virtual Room. Руководство пользователя по работе в Виртуальной комнате [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hutba.org/jdownloads/ tehnicheskievopros/mvr virtroom manual 1 08.pdf (последнее обращение 6 октября 2014 г.).

4. WebEx [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/WebEx (последнее обращение 6 октября 2014 г.).

5. Стратегическая программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Тверской государственный университет» «УНИВЕРСИТЕТ -РЕГИОНУ». Тверь: Тверской государственный университет, 2011. - 607 с.

6. Солдатенко И.С., Супонев Н.П., Медведева О.Н., Миняев П.М. Информационно -аналитическая система мониторинга и учета результатов научной деятельности Тверского государственного университета // Информационная среда вуза XXI века: материалы VII Международной науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2013. - С. 180-182.

7. Медведева О.Н., Супонев Н.П., Солдатенко И.С., Миняев П.М. Автоматизированная система рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава Тверского государственного университета // Информатизация образования и науки. 2014. № 3(23). - С. 86-94.

8. Супонев Н.П., Медведева О.Н., Миняев П.М. Автоматизированная система расчета рейтинга профессорского-преподавательского состава Тверского государственного университета // Труды XX Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2013» (Санкт-Петербург, 24-27 июня 2013 года). - С. 188-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.