Научная статья на тему 'К вопросу о развитии правовой основы общеобразовательной деятельности федеральных государственных высших учебных заведений России'

К вопросу о развитии правовой основы общеобразовательной деятельности федеральных государственных высших учебных заведений России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
федеральные государственные вузы / общее образование / талантливые школьники / правовая основа / финансирование / federal state higher education institutions / general education / talented pupils / legal basis / funding

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Николаевич Смирнов

Рассматриваются вопросы модернизации правовой базы деятельности федеральных государственных вузов России по реализации основных общеобразовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of developing legal basis of education activities of Federal state higher education institutions in Russia

The article deals with issues of modernization of the legal basis of education activities in implementing of main general education programmes in Russian Federal state higher education institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии правовой основы общеобразовательной деятельности федеральных государственных высших учебных заведений России»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10089

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ основы

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

Федеральный уровень нормативного регулирования

Сергей Николаевич СМИРНОВ, доцент кафедры теории права Тверского государственного университета, кандидат юридических наук, директор Института непрерывного образования Тверского государственного университета E-mail: cno-tver@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Рассматриваются вопросы модернизации правовой базы деятельности федеральных государственных вузов России по реализации основных общеобразовательных программ.

Ключевые слова: федеральные государственные вузы, общее образование, талантливые школьники, правовая основа, финансирование.

Annotation. The article deals with issues of modernization of the legal basis of education activities in implementing of main general education programmes in Russian Federal state higher education institutions.

Keywords: federal state higher education institutions, general education, talented pupils, legal basis, funding.

Актуальность заявленной темы объясняется обстоятельствами следующего порядка. Практика реализации основных образовательных программ общего образования охватывает в настоящее время десятки регионов страны и многие десятки высших учебных заведений. Имеется также необходимость в транслировании опыта работы с одаренными школьниками лучших вузов России. Некоторые из этих вузов имеют более чем полувековой опыт обучения школьников в своих стенах. Речь идет, в частности, о Московском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете и Новосибирском государственном университете.

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов модернизации нормативной базы (на федеральном уровне) общеобразовательной деятельности федеральных государственных вузов для преодоления имеющихся пробелов нормативного регулирования.

Эмпирической базой настоящей работы являются результаты общеобразовательной деятельности высших учебных заведений в различных регионах России.

В настоящее время формируется историография темы [2, с. 3—10; 5; 6; 8, с. 117—125; 12, с. 360—368]. При этом данный вопрос в ряде исследований рассматривается в числе других вопросов развития отечественных систем высшего образования и общего образования.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

Во второй половине XX в. на базе четырех крупных высших учебных заведений, в том числе трех, расположенных на территории РСФСР, были организованы школы-интернаты для обучения старшеклассников. Правовой основой явились постановление Совета министров СССР от 23 августа 1963 г. № 905 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля», а также принятые в его развитие другие подзаконные нормативные акты.

Задачами данных школ, помимо обучения по программе общего среднего образования, являлись повышенная подготовка по профилирующим дисциплинам и профессиональная подготовка. Для преподавания профилирующих дисциплин и проведения семинаров планировалось привлечение профессоров и преподавателей университетов и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений. Отметим следующее обстоятельство: проект предполагал взаимодействие двух систем образования: высшего и общего. Реализацию проекта обеспечивали Министерство высшего и среднего специального образования СССР и министерства просвещения союзных республик.

Вызов учащихся на конкурсные экзамены и собеседования производился министрами просвещения автономных республик, заведующими краевыми и областными отделами народного образования, а расходы по вызову учащихся оплачивались за счет смет органов управления образованием. Отбор обучающихся в школы-интернаты производился университетами во взаимодействии с местными органами управления образованием.

В пространстве современных российских вузов функционирует целый ряд успешных подразделений по реализации основных общеобразовательных программ. С 1991 г. работает Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета, получившая позднее имя Д.К. Фаддеева [7]. В структуре Московского государственного университета в 2016 г. была открыта Университетская гимназия [4].

С 2013 г. в Москве реализуется масштабный проект по обучению школьников на базе ведущих вузов. В настоящее время в Москве основные общеобразовательные программы реализуются в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат имени А.Н. Колмогорова, Университетская гимназия), Высшей школе экономи-

ки (лицей), Московском государственном институте международных отношений (университете) (Горчаковский лицей), Российском университете транспорта (МИИТ) (гимназия) и в других вузах. В качестве успешных примеров организации обучения школьников в пространстве современного вуза можно также назвать вузы Екатеринбурга, Казани, Магнитогорска, Новосибирска, Тюмени и других городов [9, с. 173—179; 11].

Образовательная поддержка талантливых и высокомотивированных школьников является, пожалуй, магистральным направлением общеобразовательной деятельности федеральных вузов. При этом указанная поддержка заключается не только в создании условий для освоения ими образовательной программы, но и в точном профессиональном ориентировании, информационно-психологической подготовке к новому, вузовскому этапу их образовательного маршрута, установлении взаимодействия с высшими учебными заведениями и организациями-работодателями, а также поддержании и развитии психологической готовности к активной образовательной деятельности [10, с. 195—201].

Организационно-правовая структура основных общеобразовательных программ, реализуемых на базе вуза, может быть различной. Ее разные форматы мы уже рассматривали в ряде работ [1, с. 153—163].

Наиболее оптимальной представляется организация образовательной структуры в качестве структурного подразделения вуза. Данное подразделение может быть создано в форме филиала вуза либо располагаться по месту нахождения самого вуза. Данные общеобразовательные структуры могут являться компонентом университетских научно-образовательных комплексов. Именно такой формат обучения школьников позволяет максимально задействовать кадровый, методический, информационный и технический потенциал вуза, принести наибольший профо-риентационный эффект.

В настоящее время имеется необходимая нормативная база общеобразовательной деятельности федеральных государственных и иных высших учебных заведений. Данная база представлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

в общеобразовательных учреждениях», другими подзаконными актами.

Создана определенная нормативная база и на уровне субъектов Российской Федерации. В числе регионов с наиболее развитой нормативной базой общеобразовательной деятельности федеральных государственных вузов следует назвать Москву, Республику Татарстан.

Вместе с тем требуется модернизация нормативно-правовой базы, в том числе на федеральном уровне. Модернизация нормативной базы призвана снять целый ряд трудностей и проблем. В числе этих проблем необходимо назвать нерешенность вопроса о прямом бюджетном финансировании образовательного процесса, ведущегося в вузах по общеобразовательным программам, из средств региональных бюджетов. Нелегко решаются и некоторые организационные моменты, связанные с задействованием в образовательном процессе по основным образовательным программам ученых и педагогов федеральных государственных вузов. Речь идет, в частности, о способе учета учебной нагрузки, о выполнении санитарных требований в части гигиенического обучения преподавателей с небольшой учебной нагрузкой и т.д. Указанные трудности и проблемы не только сдерживают общеобразовательную деятельность федеральных государственных вузов во многих регионах России, но и приводят к коллизиям [3].

Полагаем целесообразным предложить проекты изменений некоторых федеральных законов и проект подзаконного акта (Положения федерального Министерства образования и науки). Данные проекты были созданы автором настоящей статьи в 2016 г. в рамках научно-исследовательской работы над темой «Разработка модели реализации общеобразовательной программы в условиях вуза с целью эффективного использования научного потенциала, кадрового и материально-технического ресурса системы высшего образования». Соответственно, текст проекта Положения содержит указание на Министерство образования и науки Российской Федерации как на действующий федеральный государственный орган, а также имеет реквизиты, относящиеся к 2017 г.

Основными задачами данных проектов, включая проект Положения, является определение порядка предоставления вузам федерального, регионального и муниципального финансирования на общеобразовательную деятельность, порядка взаимодействия федеральных государственных вузов и региональных органов власти в сфере реализации основных общеобразовательных про-

грамм, создание механизма контроля за выполнением вузами взятых на себя обязательств по обучению школьников за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Полагаем, что проекты изменений федеральных законов и проект Положения не утратили своего значения и могут быть использованы после соответствующей актуализации.

В целях обеспечения оптимального функционирования модели общего образования в пространстве современного вуза России предлагаем внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации путем включения положений о возможности перечисления в образовательные организации, реализующие программы общего образования, средств на организацию образовательного процесса из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации независимо от организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности данных образовательных организаций.

В среднесрочной перспективе представляется целесообразным внедрение образовательных сертификатов. Данные сертификаты фиксируют право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и права совершеннолетних обучающихся на получение государственного финансирования в установленном объеме при обучении ребенка в образовательной организации, имеющей лицензию, независимо от организационно-правовой формы такой образовательной организации.

Апробацию модернизированного финансового правового механизма целесообразно организовать на площадках федеральных государственных высших учебных заведений.

Проект

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_»_2017 г. №_

ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательной деятельности федеральных государственных образовательных организаций высшего образования

I. Общие положения

1. Настоящее Положение об общеобразовательной деятельности федеральных государ-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

ственных образовательных организаций высшего образования (далее — Положение) определяет порядок (включая условия возмещения расходов) ведения федеральными государственными образовательными организациями высшего образования (далее — федеральные образовательные организации) деятельности по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

2. Федеральные образовательные организации имеют право на ведение образовательной деятельности по программам общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему уровню образования.

Наличие у федеральной образовательной организации государственной аккредитации по основной общеобразовательной программе может быть указано в качестве условия, необходимого для получения бюджетного финансирования по данной программе.

3. На преподавательский состав федеральных образовательных организаций, задействованный при проведении учебных занятий на программах общего образования, распространяются санитарно-эпидемиологические требования к педагогическим работникам общеобразовательных организаций в части прохождения гигиенического обучения, медицинского осмотра и оформления соответствующих медицинских документов.

4. Финансовое обеспечение общеобразовательной деятельности федеральных образовательных организаций может производиться за счет:

■ средств федерального бюджета;

■ средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

■ средств местных бюджетов;

■ внебюджетных средств федеральных образовательных организаций.

5. Федеральная общеобразовательная организация имеет право на получение бюджетного финансирования, если она:

■ реализует хотя бы одну основную общеобразовательную программу общего образования;

■ имеет в своей структуре подразделение, предназначенное для реализации общеобразовательных программ;

■ проводит процедуру отбора обучающихся по результатам их образовательной дея-

тельности и (или) по результатам вступительных испытаний.

6. Срок финансирования за счет бюджетных средств устанавливается в соответствии с нормативным сроком освоения основной образовательной программы общего образования.

7. Финансирование общеобразовательной деятельности федеральных образовательных организаций из средств федерального бюджета производится в форме грантов, предоставляемых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

8. Финансирование общеобразовательной деятельности федеральных образовательных организаций производится из средств бюджета субъекта Российской Федерации на основании решений высшего должностного лица (высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

9. Финансирование из бюджета субъекта Российской Федерации производится путем предоставления субсидий федеральным образовательным организациям для возмещения их расходов на предоставление общего образования по основным образовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек и расходов на организацию бесплатного питания обучающихся.

10. Финансирование общеобразовательной деятельности федеральных образовательных организаций в части возмещения их расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг производится путем предоставления субсидий из местного бюджета в порядке, установленном муниципальными правовыми актами на основании ст. 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

11. Финансирование общеобразовательной деятельности за счет внебюджетных средств федеральных образовательных организаций производится по решению органов управления этих организаций.

II. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации

12. Размер субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации определяется в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг по реализации основных образовательных программ общего образования,

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

13. Предоставление субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации производится на основании постановления высшего должностного лица (высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации.

14. Высшее должностное лицо (высший орган исполнительной власти) субъекта Российской Федерации в своем постановлении устанавливает:

■ порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ;

■ требования (включая условия и целевые индикаторы) к федеральным образовательным организациям, необходимые для получения субсидий из бюджета субъекта РФ;

■ перечень основных образовательных программ общего образования, реализация которых дает право федеральной образовательной организации на подачу заявки на получение субсидий;

■ порядок подачи федеральными образовательными организациями заявок на получение субсидий;

■ перечень документов, входящих в состав указанных заявок;

■ возможность предоставления субсидий расположенным на территории субъекта РФ филиалам федеральных образовательных организаций;

■ порядок предоставления образовательными организациями отчета об оказании образовательных услуг по программам общего образования, подлежащих оплате за счет субсидий;

■ порядок прекращения финансирования общеобразовательной деятельности вузов, в том числе по инициативе федеральной образовательной организации.

15. По решению высшего должностного лица (высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации субсидии могут предоставляться, в том числе, по результатам соответствующего конкурса.

К конкурсу допускаются федеральные образовательные организации, реализующие не менее одной основной образовательной программы общего образования и представившие заявку, включающую:

■ копии учредительных документов;

■ копию лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации программ общего образования;

■ документ, подтверждающий согласие учредителя на участие в конкурсе.

Документ о согласии учредителя не требуется для федеральных образовательных организаций, полномочия учредителя которых выполняет Министерство образования и науки Российской Федерации.

16. В качестве условия участия в конкурсе на предоставление субсидий может быть установлено требование о представлении в составе заявки копии свидетельства о государственной аккредитации программы общего образования.

17. В состав конкурсной комиссии, формируемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации, включается представитель совета ректоров вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

III. Порядок взаимодействия федеральных образовательных организаций и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

18. На основании решения, в том числе по итогам конкурсного отбора, о предоставлении субсидии заключается договор между органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и федеральной образовательной организацией.

19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут создавать организационные комитеты, советы, комиссии и иные органы, координирующие взаимодействие государственных органов и федеральных государственных организаций при реализации программ общего образования за счет субсидий бюджетов Российской Федерации.

20. В состав указанных координирующих органов включаются представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, советов ректоров вузов, федеральных образовательных организаций, общественных организаций, педагогической общественности.

21. Указанным в п. 19 настоящего Положения координирующим органам могут предоставляться полномочия по проведению мониторинга общеобразовательной деятельности федеральных образовательных организаций — получателей субсидий по рассмотрению информации

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

органов государственного контроля (надзора) о выявленных ими нарушениях, связанных с общеобразовательной деятельностью за счет бюджетных средств.

22. Федеральная образовательная организация обязана представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, отчет об оказании образовательных услуг по программам общего образования, реализуемым за счет средств субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании проведенного в настоящей работе анализа мы можем сделать вывод о том, что главным направлением общеобразовательной деятельности федеральных государственных вузов является образовательная поддержка одаренных и высокомотивированных школьников. При этом вузы, отвечающие установленным требованиям и обеспечивающие эффективную образовательную деятельность, имеют право на финансирование из средств федерального бюджета Российской Федерации и из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование общеобразовательной деятельности вузов из средств федерального бюджета производится в форме грантов. Порядок предоставления грантов устанавливается федеральным органом управления образования. Финансирование общеобразовательной деятельности вузов из средств региональных бюджетов производится в форме субсидий.

В состав правовой основы общеобразовательной деятельности федеральных государственных вузов, помимо действующих федеральных законов и подзаконных актов, следует включить Положение об общеобразовательной деятельности федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Библиографический список

1. Барткова О.Г., Смирнов С.Н. Организационно-правовые основы моделей общего образования в пространстве вуза на современном этапе развития образования в России // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. Право. 2017. № 3.

2. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М. Университетский комплекс: интеграция и непрерывность // Высшее образование в России. 2011. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Люлько А. К вопросу о необходимости юридического статуса для академгородков // URL: http://jour.isras.rU/upload/journals/2/articles/2539/ submission/original/2539-4633-1-SM.pdf С. 24. (Дата обращения: 03.06.2018)

4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова // URL: https:// www.msu.ru/ (Дата обращения: 03.06.2018)

5. Певзнер М.Н., Петряков П.А. Взаимодействие вуза и региона: опыт стран СНГ // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2014. № 79.

6. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учеб. пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2009.

7. Санкт-Петербургский государственный университет // URL: http://spbu.ru (Дата обращения: 03.06.2018)

8. Скаковская Л.Н., Смирнов С.Н., Барткова О.Г. Формирование и функционирование Академической гимназии как компонента инновационной образовательной инфраструктуры Тверского государственного университета: практические вопросы и первые опыты теоретического осмысления // Вест. ТвГУ. Сер. Право. 2016. № 4.

9. Смирнов С.Н. К вопросу о правовой основе и финансовом обеспечении общего образования в современном вузе (на примере Тверского государственного университета) // Вестн. ТвГУ. Сер. Право. 2017. № 1.

10. Смирнов С.Н. Нормативная база и организационная форма проведения обучения на программе среднего общего образования в Тверском государственном университете одаренных и высокомотивированных обучающихся из муниципальных образований Тверской области // Вест. ТвГУ. Сер. Право. 2018. № 1.

11. Специализированный учебно-научный центр университета // URL: http://sesc.nsu.ru/ main/index.php (Дата обращения: 03.06.2018)

12. Хозяинов М.С., Лузина Л.В., Ковалева Е.В. Инновационные возможности развития образовательной деятельности на примере наукограда Дубна // Совр. проблемы науки и образования. 2014. № 5.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.