Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика в регионах России: сравнительный анализ инструментов интеграции молодежи в социально-экономические отношения'

Государственная молодежная политика в регионах России: сравнительный анализ инструментов интеграции молодежи в социально-экономические отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика в регионах России: сравнительный анализ инструментов интеграции молодежи в социально-экономические отношения»

КАФЕДРА

государственная молодежная политика в регионах россии: сравнительный анализ инструментов интеграции молодежи в социально-экономические отношения

Н. М. Беляева*

31 декабря 2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 199 «О внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [7, с 24]. Благодаря этому закону впервые за последние десятилетия в рамках федерального законодательства определены важнейшие вопросы, касающиеся работы с молодежью не только в субъектах Российской Федерации, но и на муниципальном уровне.

Данный закон отвечает прежде всего интересам региональных органов по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений и, конечно, всей российской молодежи. Он создает нормативную правовую базу для реализации государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровне, для эффективного функционирования более 300 учреждений органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и более 4 тысяч муниципальных учреждений, клубов, восстанавливает утраченные законодательные основы отношения институтов власти к стратегически значимой части населения — молодежи. Региональная власть должна рассматривать механизм взаимодействия власти и молодежи в качестве инвестиционного проекта по развитию человеческого капитала в России.

В статье рассматриваются инструменты государственной политики в области интеграции молодежи в социально-экономические отношения, позволяющие сформировать действенный и эффективный механизм взаимодействия власти и

* Беляева Наталья Михайловна — аспирант кафедры политических наук Пермского государственного университета. Электронная почта: belnatalya@yandex.ru.

Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Молодежное движение и молодежная политика в России: современное состояние и перспективы развития (сравнительный региональный анализ). №06-03-00081а.

молодежи в регионах Российской Федерации, что в свою очередь способствует успешности процесса гражданской социализации молодого поколения россиян. Можно выделить три направления реализации государственной молодежной политики: государственное, общественное и политическое.

Государственное направление предполагает совершенствование законодательной и институциональной составляющих молодежной политики, т.е. системы органов государственной власти и местного самоуправления, ведущих работу с молодежью. Детальный анализ структуры администраций субъектов Российской Федерации показал, что в 64 регионах (72%) в структуре органов государственной власти существует самостоятельное подразделение (комитет, отдел), занимающееся решением проблем молодежи. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на региональном уровне молодежная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности органов власти. Кроме того, в регионах ведется целенаправленная работа по развитию кадрового потенциала молодежной политики.

На сегодняшний день законодательство по молодежной политике разработано в 74 субъектах Федерации. Кроме того, в 34 регионах приняты и действуют отдельные законодательные акты, направленные на оказание государственной поддержки деятельности молодежных объединений. И это достаточно отрадная тенденция, поскольку по состоянию на начало 2004 г. насчитывался 61 регион с разработанной законодательной базой по молодежной политике.

Общественное направление реализации молодежной политики связано с деятельностью общественных организаций и объединений, которые создаются представителями молодого поколения для реализации своих интересов и развития гражданской и творческой инициативы.

Политическое направление молодежной политики пока еще находится в стадии становления. Оно представлено молодежными отделениями политических партий, часть из которых только формируется или начинает свою активную деятельность. Несмотря на провозглашение в программах многих политических партий раздела о работе с молодежью, сегодня большая часть из них (за редкими исключениями) продолжает рассматривать и использовать молодежь как электоральный ресурс, предпочитая не разрабатывать сколько-нибудь серьезные программы по работе с молодежью.

Как показывает анализ проекта Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 гг. и законодательных актов по молодежной политике в регионах РФ, конкретные мероприятия молодежной политики направлены на интеграцию молодежи в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.

Интеграция молодежи в социально-экономические отношения предполагает решение вопросов профессиональной ориентации молодежи, формирования

эффективных мер содействия трудоустройству, повышения благосостояния, поддержки молодой семьи, в том числе в вопросах приобретения жилья.

Интеграция молодежи в общественно-политические отношения предусматривает участие молодежи в деятельности общественных организаций, органов управления, в электоральных процессах.

Интеграция молодежи в социокультурные отношения связана с вопросами воспитания молодежи, ее информированности, развития духовного и нравственного потенциала, участия в международных контактах, а также развития системы мер по интеграции в жизнь общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, молодых людей, проходивших службу в горячих точках, молодых мигрантов.

На сегодняшний день ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики составляет противоречие между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке молодежной политики и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян. Это противоречие характерно для всех основных направлений государственной молодежной политики.

Предметом нашей статьи являются инструменты государственной молодежной политики, способствующие интеграции молодежи в социально-экономические отношения.

Одно из важнейших направлений молодежной политики — обеспечение права молодежи на образование.

Для эффективного осуществления данного направления молодежной политики органы государственной власти используют следующие инструменты:

- создание необходимых условий и гарантий доступности образования для широких слоев молодежи;

- организация системы профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях, включающей профессиональное просвещение учащихся, информирование их о потребности области в трудовых ресурсах, помощь в выборе профессии;

- основные и дополнительные (гранты, именные стипендии и др.) формы материальной и иной поддержки студентов и аспирантов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся профессиональных училищ, общеобразовательных школ и иных учебных заведений;

- разработка специальных программ поддержки студенчества и учащейся молодежи;

- определение квоты приема в соответствующие образовательные учреждения для молодежи, относящейся к лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

- установление налоговых и иных льгот для организаций и физических лиц, оплачивающих на договорной основе обучение молодых граждан, впервые получающих профессию на дневных отделениях средних специальных и высших учебных заведений;

- создание условий предоставления срочных, среднесрочных, долгосрочных кредитов на оплату обучения из соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством [5, с. 4].

В ряде регионов, прежде всего в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Хабаровском крае, в целях подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, с учетом потребностей экономики и социальной сферы северных районов предусматривается выделение целевых мест в высших и средних специальных учебных заведениях, финансирование их обучения осуществляется из средств федерального и регионального бюджетов.

Кроме того, в Законе о государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе от 9 мая 1998 г. [4, с. 5] оговаривается поддержка студентов, обучающихся на платной основе. Если обучение молодого гражданина в образовательном учреждении на территории Российской Федерации осуществляется на платной основе за счет средств его семьи, то в случае увеличения платы за обучение непропорционально росту дохода его семьи или уменьшения совокупного дохода семьи по уважительным причинам (при потере трудоспособности кормильца, смерти одного из кормильцев, переходе кормильца на ни-жеоплачиваемую работу, увольнении кормильца по сокращению численности или штата либо ликвидации учреждений, увеличении количества иждивенцев в семье) плата за обучение полностью или частично может производиться за счет средств окружного или местного бюджетов или внебюджетных фондов при наличии обоснованной необходимости в этом специалисте для предприятий, учреждений, организаций бюджетной сферы.

Если оплата обучения молодого гражданина обеспечивалась за счет доходов юридических лиц и она была по объективным причинам прекращена, то при отсутствии у его семьи средств для оплаты обучения она полностью или частично может производиться за счет средств окружного или местного бюджетов или внебюджетных фондов при наличии обоснованной необходимости в этом специалисте для предприятий, учреждений, организаций бюджетной сферы.

Организации независимо от форм собственности, оплачивающие на договорной основе обучение студентов в высших учебных заведениях, находящихся на территории автономного округа, освобождаются от уплаты налогов и сборов в окружной бюджет на сумму средств, затраченных на эти цели, в порядке, установленном законом об окружном бюджете на соответствующий год.

Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа предоставляет молодым гражданам возможность для обучения в образовательных учреждени-

ях Российской Федерации и за рубежом за счет средств окружного бюджета. При этом основным условием заключения договора о предоставлении такой поддержки является обязательство отработать в Ханты-Мансийском автономном округе в соответствии с полученной специальностью в течение определенного срока [3, с. 7].

Если же студенткой высшего или среднего специального учреждения является «молодая женщина, находящаяся в академическом отпуске по уходу за ребенком, то до достижения ребенком возраста полутора лет она получает дополнительное социальное пособие в размере стипендии за счет окружного бюджета» [4, с. 4].

Что касается механизмов защиты прав на получение образования, которые могут использовать сами обучающиеся, то, например, в Законе о государственной молодежной политике в Смоленской области от 12 июля 1999 г. [2, с. 12] такой механизм прописан. В него входят следующие компоненты.

Во-первых, обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Во-вторых, если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

В-третьих, обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения.

Такие собрания и митинги не могут проводиться с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Таким образом, можно говорить о сложившейся в ряде регионов системе обеспечения реализации права молодых граждан на получение образования. Однако на сегодняшний день еще имеет место неравный доступ различных категорий молодежи к получению высшего образования, слабая материальная поддержка

учащихся и студентов со стороны государства, нарушения прав учащейся молодежи со стороны администрации образовательных учреждений.

В плане обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи можно выделить два основных направления, по которым ведут работу органы государственной власти в регионах РФ: непосредственно трудоустройство молодых граждан и поддержка молодежного предпринимательства.

Для реализации первого направления в большинстве регионов РФ используется механизм квотирования рабочих мест для молодых граждан на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы. В некоторых субъектах РФ, например, в бывшем Коми-Пермяцком автономном округе, такая квота устанавливалась только для государственных и муниципальных предприятий и организаций.

В целях повышения заинтересованности работодателей в трудоустройстве молодых граждан, в расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке и переподготовке молодых специалистов региональные органы власти используют экономические стимулы в форме налоговых льгот, бюджетных дотаций, субсидий. В ряде регионов (Республика Татарстан и Кабардино-Балкария, Хабаровский край), устанавливается ответственность для предприятий и учреждений, отказывающихся принимать на работу молодых граждан. Так, в Законе Татарстана «О молодежи» признается «незаконным какое бы то ни было, прямое или косвенное, ограничение трудовых прав молодых граждан, в том числе в форме установления зависимости предоставления работы и продвижения по службе, оплаты труда, расторжения трудового договора от трудового стажа или возраста работников» [12, с. 18]. Более четко ответственность работодателя за отказ в трудоустройстве молодого гражданина определена в законодательстве Республики Кабардино-Балкария: «В случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников учебных заведений предприятия производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости населения в размере среднего заработка данной категории за год» [8, с. 10].

Еще одним механизмом реализации направления, связанного с трудоустройством, не получившим широкого распространения в регионах РФ, является создание молодежных бирж труда. Функции и полномочия данных учреждений прописаны в законах по молодежной политике Томской, Тамбовской, Калининградской, Тверской областей, Хабаровского края и в концепции молодежной политики Красноярского края. Молодежные биржи труда создаются администрацией региона, органами местного самоуправления как структурные подразделения региональных, городских, районных центров занятости населения или при их содействии в целях рационального и эффективного обеспечения занятости молодых граждан в регионе. Молодежные биржи труда занимаются не только предоставлением молодым гражданам услуг по трудоустройству, но и осуществляют деятельность по профессиональной ориентации, подготовке и

переподготовке молодежи. Кроме того, в Законе Калининградской области «О государственной молодежной политике» от 19 января 2000 г. говорится, «что деятельность молодежных бирж труда, направленная на финансовое обеспечение государственного и муниципального заказов, не подлежит налогообложению в части платежей, поступающих в областной бюджет» [9, с. 3].

Вторым направлением в деле обеспечения занятости молодого поколения, прописанным в законах многих субъектов Федерации, является поддержка молодежных предприятий. Определение молодежного предприятия в разных регионах варьируется незначительно. Можно выделить два критерия определения сути молодежного предприятия: количественный и качественный. Молодежным предприятием признается коммерческая организация при соответствии ее следующим параметрам:

- от общего числа работников такой организации не менее 70-75-80% (в регионах варьируется) составляют молодые граждане (количественный критерий);

- предусматриваемые уставом основные виды деятельности соответствуют целям государственной молодежной политики (качественный критерий).

Такое определение молодежного предприятия дается в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Ставропольском, Хабаровском краях. В некоторых субъектах РФ (Краснодарский край, Томская область и др.) к данным критериям добавляется еще и финансовый критерий: в уставном (складочном) капитале предприятия доля учредителей, являющихся молодыми гражданами, должна составлять не менее 50%.

Нужно отметить, что в регионах РФ прописаны различные способы государственной поддержки молодежных предприятий. Однако наиболее полный перечень инструментов, направленных на развитие молодежного предпринимательства, дается в Законе о молодежной политике в Приморском крае от 5 июля 1999 г. [14, с. 5]:

1) субъекты молодежного предпринимательства в первые два года с момента внесения в реестр субъектов молодежного предпринимательства могут освобождаться от уплаты налогов в краевой бюджет;

2) органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов:

- выдавать поручительства;

- оплачивать обучение основам предпринимательской деятельности и оказывать содействие в разработке учредительных документов;

- предоставлять разовые субсидии для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи;

- осуществлять поддержку юридических лиц, оказывающих правовую, консультационную, организационную помощь молодежи, занимающейся предпринимательской деятельностью;

- осуществлять поддержку печатных средств массовой информации, которые не менее 50% объема каждого отдельного номера посвящают молодежным проблемам;

- полностью или частично освобождать субъектов молодежного предпринимательства от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

- освобождать молодых граждан — индивидуальных предпринимателей от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- размещать на конкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы;

- предоставлять в соответствии с действующим законодательством налоговые льготы гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку деятельности молодежи, соответствующей основным направлениям молодежной политики в крае.

Можно еще добавить новшества, касающиеся поддержки предпринимательской деятельности молодежи несколько в ином ключе, предлагаемые законодателями Татарстана: «Государство стимулирует развитие фермерства и других инициатив молодежи по возрождению и развитию села путем установления льгот на приобретение скота, средств малой механизации, по выкупу земли, взиманию земельного налога, арендной платы» [12, с. 24].

Столь обширный перечень способов поддержки молодежного предпринимательства внушает надежду на достаточно успешное развитие данной отрасли занятости молодежи в России. Однако нельзя говорить о массовом распространении предпринимательства среди молодежи, что может свидетельствовать о сложностях, связанных, во-первых, с самим созданием предприятия молодыми гражданами, во-вторых, с процессом развития и функционирования такого рода предприятий. Всё это приводит к выводу о том, что прописанные в законах субъектов Федерации меры по поддержке молодежного предпринимательства на практике работают лишь частично.

Одним из наиболее сложных для реализации направлений государственной молодежной политики остается поддержка молодой семьи. За последнее десятилетие существенно расширилась сеть учреждений социального обслуживания семей и детей. В регионах России оформились более 500 центров и клубов «Молодая семья» по различным направлениям деятельности.

Все большее распространение получает такой инструмент поддержки молодых семей, как предоставление жилищных субсидий молодым семьям, что сви-

детельствует о первых шагах на пути реализации мероприятий по долгосрочному кредитованию молодежи в приобретении жилья и обзаведению домашним хозяйством. Подобный механизм предусмотрен в законах о молодежной политике многих субъектов РФ: Иркутской, Тверской, Свердловской, Ярославской областей; республик Карелия, Кабардино-Балкария; Ямало-Ненецкого автономного округа; Краснодарского, Ставропольского краев и др.

Наиболее детально данный механизм поддержки молодых семей прописан в Законе о государственной молодежной политике в Тверской области [11, с. 2]:

Молодым семьям (возраст одного из супругов не превышает 30 лет), имеющим совокупный доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума и состоящих на учете для получения жилья или улучшения жилищных условий, предоставляется безвозмездная субсидия на строительство или покупку жилья в соответствии с действующим законодательством на общих основаниях в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах муниципальных образований.

Работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется жилищный займ на строительство, достройку или приобретение жилья за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели. Возврат кредита начинается по истечении пяти лет после получения.

При наличии в молодых семьях детей кредит погашается:

- на 20% для семьи с одним ребенком;

- на 40% для семьи с двумя детьми;

- на 70% для семьи с тремя детьми;

- полностью для семей, имеющих четырех и более детей.

Для поддержки молодых семей, созданных сиротами, студентами — учащимися дневной формы обучения образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (при условии, что оба супруга являются студентами, учащимися), инвалидами, а таже неполных молодых семей с детьми органы государственной власти Тверской области и органы местного самоуправления Тверской области в пределах своей компетенции принимают решения о льготном содержании детей в дошкольных учреждениях и других формах поддержки за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, например, в Иркутской области органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма в пределах социальной нормы площади жилья [5, с. 5].

Следует подчеркнуть, что одну объединяющую все регионы особенность: как правило, кредиты, субсидии на покупку либо строительство жилья предоставляются молодым семьям при условии наличия у них детей, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, государство беспокоится о росте численности населения страны, о пополнении генофонда. Но с другой стороны, как быть молодым семьям, которые не планируют обзаводиться детьми в ближайшее время, — так и продолжать жить с родителями одного из супругов либо снимать квартиру? Ответ на этот вопрос можно найти далеко не в каждом законе, касающемся молодежи.

Механизм поддержки молодых семей непосредственно связан с таким направлением молодежной политики, как реализация права молодых граждан на жилище, которое еще более проблематично в плане осуществления. Лишь в некоторых регионах проводятся мероприятия, направленные на решение жилищных проблем не только молодых семей, но и других категорий молодежи. В Законе о молодежной политике в Коми-Пермяцком автономном округе от 31 января 2003 г. [13, с. 12] предусмотрены следующие инструменты решения жилищной проблемы:

- выделение молодым гражданам безвозмездных субсидий, ссуд и (или) кредитов на льготной основе для приобретения, строительства или реконструкции жилья;

- безвозмездное или на льготных условиях выделение молодым гражданам земельных участков для строительства жилья;

- предоставление молодым гражданам на льготных условиях в наем жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- содействие в создании организаций молодежи, имеющих целью самостоятельное решение жилищных проблем;

- проведение за счет государственных и муниципальных средств жилищного строительства для предоставления жилья молодым многодетным семьям, молодым инвалидам, иным категориям молодежи, нуждающимся в государственной поддержке.

Интересным инструментом решения жилищной проблемы в законах о молодежи некоторых регионов (например, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа) является строительство молодежного жилищного комплекса (МЖК). Так, органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, органы местного самоуправления бесплатно или на льготных условиях предоставляют молодым гражданам, объединившимся для строительства МЖК, информацию и консультации по вопросам, перечень которых утверждается ежегодно губернатором округа. Также МЖК, пользующиеся приоритетной поддержкой, могут быть освобождены в первые три года от налогов в части, пос-

тупающей в окружной бюджет, в порядке, предусмотренном законодательством Ханты-Мансийского автономного округа [3, с. 11].

Закон Свердловской области [10, с. 11] предлагает следующий инструмент решения проблемы жилья отдельных категорий молодежи: в Свердловской области за счет средств областного бюджета осуществляется строительство и (или) приобретение в государственную казну жилья для его отчуждения по договору купли-продажи с условием оплаты в рассрочку следующим категориям молодых граждан:

- выпускникам педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, другим специалистам, прибывшим на работу в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

- выпускникам медицинских и фармацевтических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в государственные и муниципальные медицинские и фармацевтические организации, расположенные в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

- выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования в области культуры и искусства, другим специалистам, прибывшим на работу в государственные и муниципальные организации культуры, расположенные в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Подводя некоторый итог проведенного сравнительного анализа законодательных актов по молодежной политике в регионах России, можно говорить о том, что молодежная политика как самостоятельное направление внутренней политики государства находится в стадии становления. На протяжении 1990-х гг. в субъектах Российской Федерации формировались органы власти, занимающиеся решением проблем молодого поколения, складывалась законодательная база региональной молодежной политики.

В соответствии с Проектом стратегии государственной молодежной политики в РФ в плане финансирования мероприятий молодежной политики действующий долгое время программно-целевой подход заменяется проектным подходом. «Социальная политика государства по отношению к молодёжи „задаёт тон" в создании условий для развития подрастающего поколения, оказывает решающее влияние на формирование его гражданских качеств» [14, с. 120]. Задачи выстраивания эффективной молодежной политики могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы региональных (муниципальных) молодежных проектов, понятных и востребованных

в молодежной среде и обществе, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общегосударственных задач.

Видимо, есть какие-то факторы, определяющие возможности регионов в данном направлении. И, наверное, одним из основных факторов является не столько политическая воля руководства региона, сколько финансовое благополучие. Чтобы вкладывать деньги в молодежь, надо по меньшей мере их иметь. Среди образцовых регионов — все регионы-доноры.

Можно выделить два основных фактора, определяющих возможности регионов по проведению эффективной политики по интеграции молодежи в социально-экономические отношения: экономический и политический.

Зачастую даже принятые к исполнению региональные законы и программы реализации основных направлений молодежной политики не финансируются или финансируются не в полном объеме, что приводит к ряду негативных последствий. Во-первых, запланированные мероприятия по решению целого комплекса проблем молодого поколения остаются только на бумаге, что порождает недоверие к органам власти со стороны населения, цинизм по отношению к исполнению своих обязанностей перед государством, развитие синдрома «безбилетника» в обществе. В этой связи, несомненно, большими возможностями по финансовому обеспечению мероприятий молодежной политики обладают так называемые регионы-доноры, что является естественным следствием их социально-экономического развития в целом (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Татарстан, Свердловская область и др.).

Говоря о политическом факторе, можно все регионы разделить на группы в зависимости от типа политических предпочтений избирателей, а следовательно, взглядов политической элиты. Это регионы с демократической, коммунистической и патриотической политической ориентацией. В группу регионов с демократическими предпочтениями избирателей входят Москва, Санкт-Петербург, Пермская, Свердловская, Камчатская, Челябинская, Томская области, Хабаровский край и др. Традиционно «красными» регионами считаются республики Бурятия, Мордовия, Чувашия, Алтайский край, Брянская, Тамбовская, Тверская, Амурская, Белгородская, Кировская, Курская, Оренбургская, Пензенская области. И наконец, патриотические настроения избирателей наиболее ярко выражены в Краснодарском и Ставропольском краях [1, с. 108].

В традиционно «красных» регионах, регионах с прокоммунистической ориентацией населения, а следовательно, и политической элиты активное осуществление молодежной политики можно объяснить действием сложившейся еще с советских времен традиции, когда комсомол охватывал все категории молодежи и проводил целенаправленную политику идеологического воспитания. В то время как в регионах демократического толка обдуманная молодежная политика, по всей видимости, связана с осознанием политической элитой необходимости комплексной поддержки и воспитания молодого поколения с целью создания

грамотных и полноценно развитых граждан, которые в скором времени будут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управлять государством.

Библиографический список

1. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Полис. 1995. № 3.

2. Закон о государственной молодежной политике в Смоленской области от

12.07.1999 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

3. Закон о государственной молодежной политике в Ханты-Мансийском автономном округе от 08.05.1998 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

4. Закон о государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе от 09.02.1998 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

5. Закон о государственной молодежной политике Иркутской области от 08.02.2000 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

6. Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социс. 2005. № 2.

7. О внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон № 199 от 31.12.2005 // Правовая система Консультант Плюс (федеральное законодательство).

8. О государственной молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике: Закон от 22.07.1993 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

9. О государственной молодежной политике в Калининградской области: Закон от

18.01.2000 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

10. О государственной молодежной политике в Свердловской области: Закон от 13.12.1995 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

11. О государственной молодежной политике в Тверской области: Закон от 30.07.1998 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

12. О молодежи и молодежной политике в Республике Татарстан: Закон от 19.10.1993 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

13. О молодежной политике в Коми-Пермяцком автономном округе: Закон от 31.01.2003 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

14. О молодежной политике в Приморском крае: Закон от 05.07.1999 // Правовая система Консультант Плюс (региональное законодательство).

15. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2006-2010 гг. (проект). // www.mparlament.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.