Научная статья на тему 'Путешествия и экскурсии в дореволюционной школьной среде (анализ архивных и опубликованных материалов Тверской женской учительской школы им. П. П. Максимовича)'

Путешествия и экскурсии в дореволюционной школьной среде (анализ архивных и опубликованных материалов Тверской женской учительской школы им. П. П. Максимовича) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
378
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВЕРСКАЯ ЖЕНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА ИМ. П.П. МАКСИМОВИЧА / ШКОЛА МАКСИМОВИЧА / ПУТЕШЕСТВИЯ / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКСКУРСИИ / ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / TVER WOMEN''S TEACHING SCHOOL NAMED AFTER P. P. MAKSIMOVICH / MAKSIMOVICH SCHOOL / TRAVEL / PRE-REVOLUTIONARY SCHOOL / THE PRE-REVOLUTIONARY SCHOOL ENVIRONMENT / TOURS / EXCURSIONS / ARCHIVAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т. А. Ильина

В статье анализируются архивные и опубликованные источники, отражающие роль путешествий и экскурсий в учебно-воспитательном процессе Тверской женской учительской школы им. П.П. Максимовича и хранящиеся в Научной библиотеке Тверского госуниверситета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes archival and published sources, reflecting the role of trips and tours in the educational process of Tver teacher training school for women named after P. P. Maksimovich and stored in the Scientific library of Tver state University.

Текст научной работы на тему «Путешествия и экскурсии в дореволюционной школьной среде (анализ архивных и опубликованных материалов Тверской женской учительской школы им. П. П. Максимовича)»

Е.Н. Проскурина

К.Р. Времена года. Избранное. - Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1994.

- 510 с.

Литературная Сибирь. - № 1-7(9). - 1933-1934.

Мандельштам, О. Полное собрание стихотворений / О. Мандельштам.

- Санкт-Петербург: Академический проект, 1995. - 720 с.

Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В. В. Маяковский. - Москва: Художественная литература, 1955. Правда, 1930. - № 314, 15 нояб.

Проскурина, Е. Н. Неопубликованные письма В. Я. Зазубрина / Е. Н. Проскурина // Гуманитарные науки в Сибири. - 1994. - № 4. - С. 61-67.

Проскурина, Е. Н. Конфликт двух миров в творческой судьбе В. Я. Зазубрина / Е. Н. Проскурина // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. Памяти Ю. С. Постнова. - Новосибирск, 2002. - С. 159-174.

Яранцев, В. Зазубрин. Человек, который написал «Щепку» / В. Яранцев. - Новосибирск: РИЦ НПО Союза писателей России, 2012. - 752 с.

Т. А. Ильина1

Тверской государственный университет

ПУТЕШЕСТВИЯ И ЭКСКУРСИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

(анализ архивных и опубликованных материалов тверской женской учительской школы им. П. П. Максимовича)

В статье анализируются архивные и опубликованные источники, отражающие роль путешествий и экскурсий в учебно-воспитательном процессе Тверской женской учительской школы им. П.П. Максимовича и хранящиеся в Научной библиотеке Тверского госуниверситета.

Ключевые слова: Тверская женская учительская школа им. П.П. Максимовича, школа Максимовича, путешествия, дореволюционная школа,

1 Татьяна Анатольевна Ильина, кандидат филологических наук, заведующая отделом редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета. ilyina_tver@mail.ru

дореволюционная школьная среда, экскурсии, экскурсионная деятельность, архивные документы.

T. A. Ilyina

Tver State University

TRIPS AND EXCURSIONS IN PRE-REVOLUTIONARY

ENVIRONMENT (the analysis of archival and published documents of tver teacher training school for women named after P.P. Maksimovich)

The article analyzes archival and published sources, reflecting the role of trips and tours in the educational process of Tver teacher training school for women named after P. P. Maksimovich and stored in the Scientific library of Tver state University.

Keywords: Tver women's teaching school named after P. P. Maksimovich, Maksimovich school, travel, pre-revolutionary school, the pre-revolutionary school environment, tours, excursions, archival documents.

Тверская женская учительская школа [см. о ней: Ильина, 2010] была открыта первой в России 1 декабря 1870 г. как частное учебное заведение по личной инициативе земского деятеля Павла Павловича Максимовича и первое время содержалась исключительно на его средства. С 1882 г. она стала земской и за годы своего существования приобрела заслуженный авторитет по всей России, была известна как «школа Максимовича».

Авторитет был обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, школа давала бесплатное образование крестьянским девушкам, которые нигде в другом месте и в таком объеме получить его не могли. Учебная программа была шире, чем в правительственных учительских семинариях, она была всесторонней с преобладанием гуманитарных предметов, имела хорошо оборудованные предметные кабинеты, метеорологическую установку, телескоп, отличную библиотеку, мастерские. Школа формировала у воспитанниц научное мышление, так как здесь серьезно занимались краеведением, собирали фольклор, а показания с метеорологической станции посылались в Николаевскую

обсерваторию Санкт-Петербурга. В старших классах будущие учительницы получали основательную теоретическую и практическую педагогическую подготовку, приобретали умения и навыки для ведения учебной работы и внеклассных занятий с детьми. Важная особенность школы - личностный подход в вопросах воспитания и атмосфера демократизма и сотрудничества среди педагогов и воспитанниц. Здесь сложилась уникальная традиция отсутствия оценок и переводных экзаменов. В разное время в школе работали видные педагоги и будущие ученые: Н. П. Дьяконова, А. Н. Робер, Ф. Ф. Ольденбург, О. В. Берви-Кайданова, Н. А. Кун, А. П. Павлов и др. Школа Максимовича была и крупным методическим центром Твери: в ее стенах располагалось справочно-педагогическое бюро, общественно-педагогический кружок, музей наглядных пособий. Активная творческая жизнь делала ее культурным центром Твери. В 1919 г. вся материальная база школы была передана вновь организованному институту народного образования (с 1921 г. - педагогический институт, с 1971 г. - университет). Большая архивная и книжная коллекция школы Максимовича сегодня хранится в Научной библиотеке Тверского госуниверситета, анализ именно этой коллекции на указанную тему и составляет предмет данной статьи.

Мы будем понимать под путешествием индивидуальную или коллективную прогулку пешком или на разных видах транспорта, а под экскурсией - коллективное путешествие с образовательными целями1.

Наглядным доказательством такого различия служат «Отчеты о деятельности Тверского общественно-педагогического кружка» за 19091916 гг. Одним из видов деятельности этого кружка, который

1 Понятия «путешествие» и «экскурсия» в обыденном сознании часто практически сливаются. Определению понятия «экскурсия» и отделению его от похожих терминов посвящена статья «Что такое экскурсия» одного из теоретиков экскурсионного дела Владимира Александровича Герда. По В. А. Герду, «экскурсия - это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения» [Герд, 1928, с. 26]

существовал на базе Тверской земской женской учительской школы им. П. П. Максимовича (далее школа Максимовича), было устройство с 1909 г. летних детских площадок для занятий с детьми от 2-х до 17-ти лет. Одним из главных методов работы были прогулки (в данном контексте это синоним «путешествия») и экскурсии, которые в отчетах строго дифференцированы. В некоторые отчеты включены описания прогулок, во время которых дети катаются на лодках, играют, гуляют по лесу, собирают ягоды, грибы, поют, осматривают достопримечательности, т.е. просто перемещаются в пространстве без четких познавательных целей. Обязательной принадлежностью таких прогулок становится общая легкая трапеза с питьем чая или молока [см., например: Экскурсии, 1914, с. 54-57]. Излюбленные места для прогулок - Николо-Малицкий монастырь, Брянцево, Горбатый мост, железнодорожный мост, Желтиково, Долматово, Константиновка.

Особенно примечателен небольшой очерк «Вверх по Волге», сделанный ребенком. Здесь последовательно описываются перемещения по Волге, впечатления от парохода, картинки, возникающие перед детскими глазами: «На берегах Волги было много заводов, селений и полей, засеянных посевом; в иных местах мы видели, как крестьяне косили траву. Правый берег был круче и обрывистее, чем левый. Мы остановились у правого берега. Нам очень понравилось расположение этого берега, он был высокий, крутой и обрывистый, а на самой вершине был красивый высокий березовый и сосновый лес. Когда закусили, то пошли гулять, мы много видали красивых дач, ходили в парк и там видали старинный замок (барский дом), он стоял как некое чудовище, которое могло бы пугать каждого человека, проходившего мимо него, он был весь покрыт мохом, и от него пахло сыростью. В этом же парке есть дерево, которое могут обхватить только пять человек. Можно бы еще чего-нибудь увидеть, но времени было мало, и мы пошли берегом к пароходу, любуясь красивой природой. Мы дошли до парохода и благополучно поехали домой» [Отчет о деятельности, 1914, с. 56-57]. Нигде нет ни слова о том, что руководитель что-то рассказывает, нет никаких исторических или естественнонаучных сведений, нет даже имени помещика, которому принадлежит дом-замок.

Экскурсии же проводятся только тогда, когда есть руководитель, это было летом 1913, 1915 и 1916 годов. В 1915-1916 учебном году при кружке действовала даже экскурсионная комиссия, которая разработала программу экскурсии по Твери для учащихся уездных земских начальных школ, которая предлагала методику подготовки к экскурсии и четкий маршрут, рассчитанный на четыре дня [см.: Программа экскурсии, 1916, с. 30-32].

Конечно, для школьной практики большее значение имели экскурсии, чей образовательный потенциал был выявлен уже давно, но широкое применение в школьной практике они получили во второй половине XIX - начале XX вв., тогда же началась и теоретическая разработка методики экскурсионного дела1.

Изучение архивных и печатных источников по истории школы Максимовича позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод очень активно использовался в педагогической практике. В самом обобщенном виде экскурсионная деятельность в этой школе представлена в учебном пособии тверских историков О. К. Ермишкиной и С. Н. Смирнова «Очерки истории экскурсионного дела в Тверском государственном университете» (Тверь, 2008, с. 4-13), но полноценное аналитическое исследование данного вопроса еще впереди. Здесь же анализируются наиболее важные архивные и часть опубликованных источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

1. Документы, имеющие отношения к непосредственным экскурсиям и путешествиям воспитанниц.

Сюда относятся опубликованные ежегодные краткие отчеты по школе, которые позволяют сделать вывод о том, что начинает экскурсионную деятельность в 1891 г. начальница школы Е. П. Свешникова, именно она закладывает традицию поездки в Москву 4-го выпускного класса после окончания занятий, такие же поездки состоялись в 1894, 1902, 1903 гг., а с 1907 г. они стали ежегодными и

1 Библиографию по этому вопросу см., например: Школьные экскурсии, 1910, с. 292-317; Герд, 1928, с. 109-118.

прекратились, видимо, в 1917 г. Такие отчеты не содержат описания экскурсий, но финансовая часть позволяет увидеть стоимость таких поездок, а также источники средств. В основном это дотации тверского земства, а также пожертвования частных лиц. Например, из отчета за 1903 г. видно, что 50 рублей пожертвовала вдова С. П. Максимовича А. Д. Чижова-Максимович [см.: Отчет по школе [1904], с. 11]. Также из подобного источника известно, что в 1913 г. были две образовательные экскурсии 2-го и 3-го классов, на которые было потрачено 100 рублей [Доклад по школе [1914], с. 42]. Никаких подробностей об этих последних экскурсиях нам неизвестно, но, видимо, они были недальними, потому что расход на поездку в Москву одного класса, т.е. примерно 30-ти человек, составил в этом же году 290 рублей.

Второй вид источников - это опубликованные описания поездок и экскурсий. Сюда относится статья Е. П. Свешниковой «Поездки в Москву» [см.: Свешникова, 2007, с. 84-94], которая дает очень богатый эмпирический материал, позволяющий увидеть особенности организации, методики, маршрут экскурсий 1891 и 1894 годов, трудности, с которыми сталкиваются организаторы и экскурсанты. В этих и последующих описаниях поражает отношение общества к будущим сельским учительницам, которое всячески способствует их просвещению. Так, железная дорога дает разрешение на проезд за четверть цены, московская школа предоставляет помещение для проживания, музеи обслуживают бесплатно и т.д. «Словом, отношение всюду было встречено самое приветливое» [Свешникова, 2007, с. 85]. Такие описания дают очень много для специалистов разных гуманитарных направлений. Например, здесь есть одна интересная деталь, говорящая об особенностях восприятия девушками произведений изобразительного искусства. В первую и вторую поездку «максимовки» посетили Румянцевский музей, где в то время была выставлена картина А. А. Иванова «Явление Христа народу», которая не произвела на них совершенно никакого впечатления, в отличие от картин Крамского, Репина, Верещагина, Маковского, Ге, Куинджи и других в Третьяковской галерее. «Это было настоящим откровением: никто из наших девиц и никогда не думал, что живопись может говорить так же сильно, увлекать так же глубоко, как поэма, как драма, как лирика. Перед "Явлением

Христа народу" они стояли в Румянцевском музее совсем холодно, стараясь понять умом, но не откликаясь сердцем. Здесь же для каждой нашлись вещи по душе, захватившие и покорившие каждую по-своему, а вместе с тем открывшие неожиданную для них перспективу наслаждения искусством, до тех пор незнакомым» [Свешникова, 2007, с. 89] (1891г.). В 1894 г. «максимовки» «долго стояли перед картиной Иванова "Явление Христа народу": «Это была первая настоящая картина, перед которой стояли наши молодые провинциалки. Им было трудно разобраться в ней, трудно понять, в чем тут сила, и, с другой стороны, оказывалось чрезвычайно трудным объяснить им это, чувствовалось, что объяснение скользит поверхностно, что глубина впечатления не затронута, что никакими словами этого не достигнуть» [Свешникова, 2007, с. 93].

Сюда же примыкает и подробное описание экскурсии старшего класса в верховья Волги с остановками в Вышнем Волочке, Осташкове, Ниловой пустыни летом 1910 г.1. К сожалению, опубликованный отчет только один, вполне возможно, что в рукописных отчетах за последующие годы (до 1919 г., когда школа прекратила свое существование) в Государственном архиве Тверской области найдется еще интересная информация. Данное описание более краткое, менее выразительное, но тоже здесь интересно все: и мотивация в выборе маршрута, и особенности приема экскурсанток, поведение девушек и т.д. В частности, из этого описания можно сделать вывод о высоком уровне певческой музыкальной культуры учениц школы, поскольку они накануне праздника Святой Троицы пропели всенощную, чередуясь с хором Волговерховского Спасо-Преображенского монастыря.

Опубликованные воспоминания выпускницы школы 1914 г. М. И. Грифцовой содержат упоминания и краткие описания экскурсий, которые являлись составной частью таких предметов, как история, естествознание, география. «Иногда всем классом мы отправлялись на далекую загородную прогулку-экскурсию: сначала на трамвае до конца

1 Опубликовано в «Отчете Общества попечения о нуждах учившихся и обучающихся воспитанниц женской земской учительской школы им. П. П. Максимовича с его основания по 1 марта 1911 года» [см.: Отчет общества, 1911, с. 8-11].

города, потом пешком в Желтикову сосновую рощу, где был старинный заброшенный монастырь с заросшей стеной вокруг, за которой чудилось что-то таинственное. Или в той же стороне иногда уходили через "Горбатый мост" за Волгу с нашей "биологиней" Алевтиной Николаевной, весной за анемонами, вообще за растениями; учились определять их по Маевскому (а в летнее время, на каникулах, в деревне уже самостоятельно составляли гербарий)». Большое впечатление оставляли исторические экскурсии: «на самом берегу Волги, при впадении Тверцы, стоял старинный Отроч монастырь <...>, куда был сослан Иваном Грозным неугодный ему московский митрополит Филипп за то, что обличал царя и его опричников в жестокости и распущенности и поплатился за это жизнью. С невольной робостью входили мы в его низкую полутемную келью, где по приказу царя он был задушен Малютой Скуратовым. Под сводами этой небольшой кельи, во всю ее высоту была картина-фреска, изображающая тот страшный момент, когда Филипп во время молитвы стоит в этой келье на коленях перед иконой с горящей лампадой, а в полуоткрытой двери показывается свирепый опричник, явившийся для расправы с ним. Наверное, благодаря этой картине, я вспоминаю келью не пустой, а с действующими лицами этой исторической драмы» [Ильина, 2010, с. 162-163]. Из отрывков воспоминаний Ф. М. Матвеевой известно, что «в связи с изучением физики и химии проводились экскурсии на фарфоро-фаянсовую фабрику, стекольный завод, электростанцию» [Сланевский, 1971, с. 133].

К этой же группе источников относится несколько фотографий. На одной из них [Архив, д. 19, л. 8] запечатлена большая группа учениц и их преподавателей во время чаепития около железнодорожного моста через Волгу в районе станции Дорошиха, что наглядно подтверждает мысль о том, что это место было излюбленным среди преподавателей. На фотографии есть подпись: «Прогулка учениц и преподавателей Школы Максимовича к Волжскому мосту после весенних испытаний». Среди взрослых людей четко можно идентифицировать начальницу школы 1905-1906 и 1911-1919 гг. О. Ю. Федорову и предположительно преподавателя истории 1879-1908 гг. В. И. Колосова. Присутствие последнего позволяет считать, что это была не просто прогулка, а с элементами экскурсии, поскольку Колосов был прекрасным историком и

знатоком Тверского края. Еще две фотографии из того же дела подписаны как «экскурсия в Бурашево», на ней изображены воспитанницы и две преподавательницы за обеденным столом на свежем воздухе. Скорее всего, это была экскурсия в Бурашевскую школу пчеловодства, садоводства и огородничества, которая, как и школа Максимовича, была земскою. Наконец, есть фотография [Архив, д. 18, л. 15], подтверждающая мысль о дальних путешествиях. На ней изображены воспитанницы, начальница школы О. Ю. Федорова, преподаватели, среди которых Ф. Ф. Ольденбург, на скале и на фоне водопада. Надпись на обороте предполагает, что это экскурсия, возможно, в Финляндию, проведенная до 1913 г.

Наконец, есть альбом фотографий, иллюстрирующий экскурсию к верховьям Волги летом 1910 г., о которой было сказано выше [Архив, д. 6, л. 1-12об.]. На фотографиях виды Вышневолоцкой водной системы, домика Петра I, Нилово-Столобенской пустыни, усадьбы Толстых в Ельцах, часовни на истоке Волги, Волговерховского Спасо-Преображенского монастыря.

2. Документы, имеющие отношения к «виртуальным» экскурсиям.

Здесь речь пойдет об источниках, которые подтверждают тот факт, что воспитанницы совершали не только непосредственные экскурсии и путешествия, но и воображаемые, к чему их стимулировали педагоги.

Это самодельный альбом «Путешествие вокруг света. Внеевропейские страны» [данный рукописный альбом в библиотеке университета оформлен как книга и имеет шифр 91(084) / П 90]. Скорее всего, делали его сами ученицы по заданию преподавателей во время прохождения определенных тем в курсе географии для закрепления знаний. Есть такие же альбомы по музыке и изобразительному искусству. Содержанием его являются вырезки из газет и журналов, содержащие виды США, Египта, стран Африки, Японии, Китая, Австралии, а также несколько статей. Этот альбом можно рассматривать как пример любопытного методического приема, расширяющего кругозор учащихся.

Сюда же относятся многочисленные рисунки учениц с европейскими пейзажами. Девушки явно срисовывали их с каких-то изображений, а значит, совершали мысленное путешествие.

В дореволюционной России применялся очень интересный вид просветительских народных чтений с использованием теневых картин, которые показывали при помощи волшебного фонаря. Склад таких картин, принадлежавший тверскому земству, находился в здании школы Максимовича, да и заведовала им преподавательница школы Ю. Д. Серебряникова. Вполне логично предположить, что такие чтения проводились и с «максимовками». Каталоги этих картин [см., например: Серебряникова, 1913] тверское земство периодически издавало и рассылало по губернии для народных школ. Их содержание говорит о том, что здесь было много картин с видами разных городов, народов, зданий, артефактов, изображений животных, растений и т.д., по которым можно изучать географию, историю, биологию и совершать виртуальные экскурсии.

Наконец, к этой группе источников относится 99 больших полиграфических художественных фотографий с видами европейских городов, большей частью итальянских: Парижа, Вены, Рима, Венеции, Неаполя, Пизы, Милана [Архив, д. 23, л. 1-53; д. 24, л. 1-46]. Наличие штемпеля на обороте свидетельствует о том, что они действительно принадлежали школе и присутствие их в ее архиве неслучайно. Можно предположить, что привез их из своих заграничных поездок преподаватель естествознания, физики и космографии 1908-1919 гг. Л. В. Кандауров. Нам известно, по крайней мере, четыре таких путешествия: в 1899 г. с художником В. Д. Поленовым по странам Ближнего Востока, в 1901 г. с поэтом М. А. Волошиным, в 1910 и 1911 гг. с В. Д. Поленовым по странам Западной Европы. Из каких конкретно путешествий привезены эти фотографии? По своему виду все они однотипные, а значит, одного времени и привезены, скорее всего, из одного путешествия. Поскольку больше всего фотографий с видами итальянских городов, которые Кандауров посещал только с Волошиным, можно предположить, что они привезены из путешествия 1901 г., подробный дневник которого под названием «Журнал путешествия, или сколько стран можно увидать на полтараста рублей» хранился как раз у Кандаурова и впервые был опубликован в 1991 г. [см.: Волошин, 1991, с. 7-88]. В дневнике есть описания того, как Кандауров с друзьями долго отбирают и покупают фотографии в магазине Флоренции [см.: Волошин,

1991, с. 51], возможно, именно эти. Как текст этот дневник очень интересен, он многое рассказывает о характере участников путешествия, каждый из которых оставлял свои записи в нем, позволяет увидеть источник многих тем и сюжетов будущих стихов Волошина, особенности восприятия путешественниками произведений искусства, да и просто окружающего пространства. Для нас дневник интересен тем, что некоторые фотографии являются иллюстрациями к определенным частям текста и передают впечатления Л. В. Кандаурова от увиденного. А поскольку он любил проводить просветительские беседы с показом фотографий, то, скорее всего, эти же впечатления он передавал и своим слушательницам. Например, собор Святого Петра в Риме ему не понравился: «Собор Петра снаружи довольно неуклюж. Нельзя отойти и увидеть его в соединении с колоннадой. Вблизи видишь или собор или колоннаду, и они мало друг другу соответствуют. Внутри все пахнет сыростью, но светло. Страшная роскошь, громадные размеры - и никакого впечатления. Выкрашенные желтой краской органы стоят в притворах. Работ Микеланджело не нашли, так как были без путеводителя, а они где-то в боковых капеллах» [Волошин, 1991, с. 55]. Также вполне возможно предположить, что Кандауров рассказывал ученицам и о своих путешествиях по странам Ближнего Востока с художником В. Д. Поленовым, показывал фотографии, тем самым значительно расширяя кругозор деревенских девушек.

3. Документ, имеющий отношение к путешествию. Это небольшая книжечка «На память о дождливом дне в Непрях 4 июня 1911 года» (Тверь, 1911), изданная земством. В ней рассказывается, как девушки путешествовали и их застал дождь. Пережидая его, они стали записывать все то, что им в данный момент пришло в голову. Самое интересное, что потом это было опубликовано. Здесь много цитат из литературных произведений, что дает материал для анализа бытования художественной литературы, размышления, пословицы, афоризмы, отрывки из ученической поэмы «Любовь химика». Данный текст является интересным источником для анализа, поскольку позволяет увидеть то, чем были наполнены головки провинциальных девушек-школьниц: их круг чтения, интересы, особенности восприятия художественной литературы, школьный фольклор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Архив школы Максимовича в Научной библиотеке ТвГУ. Волошин, М. А. Автобиографическая проза: дневники / М. А. Волошин. - Москва: Книга, 1991. - 413 с.

Герд, В. А. Экскурсионное дело: сб. ст. по вопросам методики экскурсий / под ред. С. В. Герд. - Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1928. - 117 с.

Доклад по школе П.П. Максимовича за 1913 год. - Тверь, 1914. - 56

с.

Ильина, Т.А. Школа Максимовича / Т.А. Ильина. - Тверь: Книжный клуб, 2010. - 184 с.

Отчет о деятельности Тверского общественно-педагогического кружка за 1913-1914 год. - Тверь: Типолитогр. М.В. Блинова, 1914. - 57 с.

Отчет общества попечения о нуждах учившихся и обучающихся воспитанниц женской земской учительской школы им. П.П. Максимовича с его основания по 1 марта 1911 года. - Тверь: Тип. губ. земства, 1911. - 15 с.

Отчет по школе П.П. Максимовича за 1903 год. - Тверь, 1904. - 13 с. Программа экскурсии с учащимися земских школ Тверского уезда в г. Тверь // Отчет о деятельности Тверского общественно-педагогического кружка за 1915-1916 год. - Тверь: Типолитогр. М.В. Блинова, 1916. - С. 30-32.

Свешникова, Е.П. О детях и взрослых: Статьи. Рассказы. Библиография / науч. ред. Е.Н. Строганова / Е.П. Свешникова. - Тверь: Лилия Принт, 2007. - 265 с.

Серебрянникова, Ю.Д. Полный каталог теневых картин, находящихся в складе Тверского губернского земства для бесплатного пользования при чтениях с волшебным фонарем в школах и народных читальнях Тверской губернии / Ю.Д. Серебрянников. - Тверь: Тип. губ. земства, 1913. - 30 с.

Сланевский, В.У. Тверская женская учительская школа П.П. Максимовича: (к 100-летию со дня основания) / В.У. Сланевский // Из истории дореволюционной и советской школы и педагогики. - Калинин: Гос. пед. ин-т, 1971. - С. 115-153.

Школьные экскурсии, их значение и организация: сб. ст. / под ред. Б.Е. Райкова. - Санкт-Петербург: тип. Б.М. Вольфа, 1910. VII, 333. - 260 с.

Экскурсии детей. В Лихославль. В Лисицы на пароходе. Вверх по Волге: (мое воспоминание) // Отчет о деятельности Тверского общественно-педагогического кружка за 1913-1914 год. - Тверь: Типолитогр. М.В. Блинова, 1914. - С. 54-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.