3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.
4. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 № 55115).
5. Возжанникова И.Г. Рецидив как вид множественности преступлений: монография / И. Г. Возжанникова ; отв. ред. А. И. Чучаев. - Москва : Контракт, 2014. - 112 с.
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон Рос. Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Российская газета. 2014. 4 апреля.
© Хабибова Л. Д.
ЧАСТНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
УДК 346.34:339.186(470)
Э. Х. РАХИМОВ, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
E. Kh. RAKHIMOV, Head of the Chair of Civil Law Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Associate Professor (Ufa)
Л. К. ФАЗЛИЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России, кандидат химических наук (г. Казань)
L. K. FAZLIEVA, Assistant Professor of the Chair of Civil Law Disciplines of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor (Kazan)
НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТBОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
A NEW STAGE IN IMPROVING THE LEGISLATION ON THE CONTRACT
SYSTEM
Аннотация. В статье рассматриваются масштабные изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предлагаемые Правительством Российской Федерации для оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
44
муниципальных нужд. Запланированные ключевые изменения порядка осуществления закупок, совершенствования информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и организации документооборота в контрактной системе в сфере закупоканализируются с позиции обеспечения частных и публичных интересов субъектов контрактной системы. Рассматриваются такие новые понятия как «универсальная стоимостная предквалификация», «специальная предквалификация», «рейтинг деловой репутации», а также вопросы оптимизации процессов в сфере контроля и процедуры обжалования государственных закупок.
Ключевые слова и словосочетания: контрактная система, государственный заказ, осуществление закупок, аукцион, конкурс.
Annotation. The article examines large-scale changes in the legislation on the contractual system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs, proposed by the Government of the Russian Federation to optimize the procedure for procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. The planned key changes in the procurement procedure, improving the information support of the contract system in the field ofprocurement and the organization of document flow in the contract system in the field ofprocurement are analyzed from the standpoint of ensuring the private and public interests of the subjects of the contract system. Such new concepts as "universal cost prequalification", "special prequalification", "business reputation rating", as well as issues of optimization ofprocesses in the field of control and procedures for appealing public procurements are considered.
Keywords and phrases: contract system, state order, procurement, auction, tender.
Несмотря на то, что с момента принятия 5 апреля 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее - Закон № 44-ФЗ) подвергался изменениями дополнениям уже более пятидесяти раз, процесс совершенствования и настройки законодательства о контрактной системе продолжается, в настоящее время, преимущественно, в аспекте оптимизации закупочных процедур.
26 января 2021 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона № № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [2] (далее - законопроект).
Законопроект был подготовлен по инициативе Президента Российской Фе-
дерации и Правительства Российской Федерации в целях упрощения и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и содержит новые положения, направленные на совершенствование Закона № 44-ФЗ в части обеспечения эффективности, стабильности, единообразия в толковании и применении его положений, устранения внутренних противоречий, исключения дублирования и избыточного регулирования и др.
Как отметил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов, в ходе работы XVI форума-выставки «Госзаказ» - «Оптимизационный» пакет - это не революция в госзаказе, а эволюция закупочного законодательства, которое должно отвечать экономическим, политическим и цифровым вызовам» [3].
Вызывают оптимизм положения законопроекта, предусматривающие сокращение избыточного количества подзаконных нормативных правовых актов путем повышения уровня правового регулирования отдельных вопросов (с уровня подзаконных актов до уровня
Закона). Полагаем, что имея в виду количество (более 100) и их сложное для применения содержание, данная инициатива положительно отразится на правоприменительной деятельности в сфере закупок.
С учетом того, что в указанный законопроект вошли важные новшества, направленные на обеспечение баланса интересов заказчиков и участников закупок, позволим отметить наиболее значимые, на наш взгляд, положения рассматриваемого законопроекта.
1. Изменения порядка осуществления закупок.
1.1. Предлагается оптимизация способов определения поставщика. В части касающейся конкурентных способов, предложено отказаться от запроса предложений, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.
1.2. Предлагается предусмотреть возможность обсуждения заказчиком объекта закупки с потенциальными участниками закупки до размещения извещения об осуществлении закупки (исключения из запрета на проведение переговоров, предусмотренного статьей 46 Закона № 44-ФЗ).
1.3. В целях упрощения порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) оптимизированы требования к извещениям, документации о закупках и другим документам.
В частности устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
Законопроект предусматривает включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируе-
мое в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) по единым формам электронных документов и исключает формирование документации о закупке.
1.4. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства и защиты соответствующей информации вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1.5. Изменения коснулись сроков осуществления закупочных процедур в части их уменьшения.
1.6. Переработаны положения Закона № 44-ФЗ, связанные с регламентацией возможности отмены определения поставщика. В то же время, действующая в настоящее время возможность отмены закупки до заключения контракта в случае непреодолимой силы сохраняется.
1.7. Предусматривается оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов, которые являются процедурами, позволяющими минимизировать транзакционные издержки заказчиков и получить экономию за счет предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) «оптовой скидки».
2. Законопроект дополнен положениями, направленными на совершенствование информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и организацию документооборота в контрактной системе в сфере закупок.
3. Законопроектом впервые вводится понятие «универсальной стоимостной предквалификации», устанавливающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ и опыта исполнения договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [4] (да-
лее - Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) независимо от объекта закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Предлагаемые изменения направлены на защиту публичных интересов в крупных закупках от недобросовестных участников, а также фирм-однодневок.
Следует отметить, что сохраняются положения части 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ, предусматривающие возможность Правительства Российской Федерации в отношении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установить требования к наличию у участника закупки опыта исполнения контракта, сопоставимого с объектом проводимой закупки («специальная предквалификация»).
4. Вводится «рейтинг деловой репутации», определяется порядок его формирования и применения в компетенции Правительства Российской Федерации.
5. Переработаны нормы, регламентирующие порядок создания и деятельности комиссии заказчика по осуществлению закупок. В частности, снижены требования к минимальному числу членов такой комиссии, а также установлены положения, допускающие возможность дистанционного участия членов комиссии в ее заседаниях с использованием систем аудиосвязи и видеосвязи.
6. В части совершенствования порядка исполнения контракта вводится определение понятия этапа исполнения контракта, предусматривается формирование и подписание документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в электронной форме с использованием ЕИС. Также предусматривается перевод документооборота при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в элек-
тронную форму с использованием ЕИС.
7. Предусматривается оптимизация процессов в сфере контроля и процедуры обжалования. Вводится электронная форма подачи жалобы с использованием функционала ЕИС.
В качестве средства борьбы с «профессиональными жалобщиками», зачастую использующими механизм обжалования в корыстных интересах, законопроектом предусматривается возможность обжалования закупки с НМЦК, превышающей 20 млн. рублей, только для участников закупки, отвечающих требованию об «универсальной стоимостной предквалификации» требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, вышеизложенному требованию об «универсальной стоимостной предква-лификации». Важной новеллой является также запрет на обжалование результатов рассмотрения заявки других участников закупки.
8. Предлагается внедрение электронного документооборота при рассмотрении вопросов о включении недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в соответствующий реестр с применением функционала ЕИС.
В целом, содержание законопроекта говорит о том, что законодатель учитывает динамично развивающиеся общественные отношения в сфере контрактной системы и своевременно реагирует на запросы ее участников с учетом обеспечения частных и публичных интересов. Заложенные в законопроекте положения служат упрощению регламентации и повышению транспарентности закупок, способствуют увеличению роли информационных технологий при осуществлении закупочных процедур и защите прав их участников, что является своевременной и нужной мерой для совершенствования правового регулирования контрактной системы в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, текст с изменениями и дополнениями от 24 февраля 2021 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.04.2021).
2. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федарции. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1100997-7 (дата обращения: 26.04.2021).
3. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. -URL: https://fas.gov.ru/news/31211 (дата обращения 26.04.2021).
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3, текст с изменениями и дополнениями от 05 апреля 2021 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.04.2021).
© Рахимов Э. Х.
© Фазлиева Л. К.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
УДК 343.983:343.346(470)
Г. Х. АФЗАЛЕТДИНОВА, старший преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
G. Kh. AFZALETDINOVA, Senior Instructor of the Chairt of Criminology of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Law (Ufa)
НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ
РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
APPOINTMENT OF FORENSIC AUTOTECHNICAL EXAMINATIONS IN ROAD TRAFFIC OFFENCES INVESTIGATION
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования доказательств, полученных при проведении судебной автотехнической экспертизы, направленных на установление обстоятельств совершенного дорожно-транспортного преступления. Вышеуказанная экспертиза направлена на получение объективных данных относительно скорости движения транспортного средства и, как следствие, возможности избежания наезда или столкновения, наличие технических неисправностей и др., данные о которых подозреваемые и обвиняемые, зачастую пытаются исказить, с целью уклонения от уголовной ответственности. Анализируемая экспертиза позволяет полно, всесторонне и объективно осуществлять расследование по уголовному делу, устанавливать обстоятельства, подлежащие доказыванию при совершенном дорожно-транспортном преступлении. Приведенные в статье примеры судебной практики по исследуемой ка-
48