Научная статья на тему 'Новые вызовы современным компаниям в условиях инновационной экономики'

Новые вызовы современным компаниям в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новичков Николай Владимирович, Новичкова Александра Владимировна, Воскресенская Юлия Викторовна

В статье рассмотрены требования, предъявляемые к современным компаниям в условиях инновационной экономики. Отмечено влияние процессов глобализации, технологизации и гуманизации на развитие современных организаций. Компания в изменяющихся экономических условиях вынуждена уделять особое внимание огромному числу факторов, причем многие из них носят не производственно-экономический или финансовый характер, а имеют политическую, культурологическую или антропологическую природу. В работе отмечена необходимость использования новых подходов к работе с сотрудниками внутри компаний в связи с тем, что ценность каждого из них неуклонно возрастает, увеличивается конкуренция за специалистов с широкими компетенциями. Рассмотрены категории корпоративных или организационных знаний как основы конкурентного преимущества организаций. В статье отмечено, что, несмотря на тотальное внедрение информационных технологий и автоматизацию различных направлений деятельности, человеческие ресурсы остаются основными источниками знаний и информации, необходимыми для эффективной производственной деятельности компаний. По этой причине особое значение приобретают всевозможные формы мотивации и стимулирования творчества, инициативности, генерирования идей и иных направлений инновационной деятельности. В связи с этим в статье отмечена особая важность творчества как важнейшей экономической деятельности внутри компании по производству и использованию знаний и инноваций. В статье приведена характеристика управления знаниями, включая их сохранение и использование. Определены цели и задачи управления знаниями в рамках повышения инновационной активности предприятий в современных условиях обострения конкуренции и постоянного изменения рыночной конъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новичков Николай Владимирович, Новичкова Александра Владимировна, Воскресенская Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CALLS TO THE MODERN COMPANIES IN THE CONDITIONS OF INNOVATION ECONOMY

The article discusses the requirements for modern companies in the innovation economy. In particular, it noted the impact of globalization, technologizing and humanization in the development of modern organizations. The company in the changing economic conditions of forced to pay special attention to the vast number of factors, many of which are not production-economic or financial nature, and have, for example, political, culture and anthropological nature. So, it was marked by the need for new approaches to working with employees inside the companies due to the fact that the value of each of them has been steadily increasing as growing and competition for professionals with broad competencies. Consider the category of corporate or organizational knowledge as a basis for competitive advantage of organizations. In particular, the article noted that in spite of the total implementation of information technology and automation of the various activities, human resources and human capital are basic and the main source of knowledge and information necessary for effective company operations. For this reason special significance various forms of motivation and stimulation of creativity, initiative, generating ideas and other areas of innovation. In this regard, the article separately noted the particular importance of creativity as the most important economic activity within the company for the production and use of knowledge and innovation. The article describes the characteristics of the process of knowledge management, including conservation and use. The aims and objectives of knowledge management in the framework of increasing innovation activity of enterprises in modern conditions of growing competition and constantly changing market conditions.

Текст научной работы на тему «Новые вызовы современным компаниям в условиях инновационной экономики»

ЭКОНОМИКА

УДК 334.024 DOI: 10.12737/17484

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННЫМ КОМПАНИЯМ В условиях ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Новичков Николай Владимирович, доктор экономических наук, профессор, Советник Министра культуры РФ, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС, РФ, Москва), novichkov@gmail.com,

Новичкова Александра Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга Нижегородского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС, РФ, Москва), ale-novichkova@yandex.ru,

Воскресенская Юлия Викторовна, ассистент кафедры теории управления Государственного университета управления (ГУУ, РФ, Москва), minosminor@list.ru

В статье рассмотрены требования, предъявляемые к современным компаниям в условиях инновационной экономики. Отмечено влияние процессов глобализации, технологизации и гуманизации на развитие современных организаций. Компания в изменяющихся экономических условиях вынуждена уделять особое внимание огромному числу факторов, причем многие из них носят не производственно-экономический или финансовый характер, а имеют политическую, культурологическую или антропологическую природу. В работе отмечена необходимость использования новых подходов к работе с сотрудниками внутри компаний в связи с тем, что ценность каждого из них неуклонно возрастает, увеличивается конкуренция за специалистов с широкими компетенциями. Рассмотрены категории корпоративных или организационных знаний как основы конкурентного преимущества организаций. В статье отмечено, что, несмотря на тотальное внедрение информационных технологий и автоматизацию различных направлений деятельности, человеческие ресурсы остаются основными источниками знаний и информации, необходимыми для эффективной производственной деятельности компаний. По этой причине особое значение приобретают всевозможные формы мотивации и стимулирования творчества, инициативности, генерирования идей и иных направлений инновационной деятельности. В связи с этим в статье отмечена особая важность творчества как важнейшей экономической деятельности внутри компании по производству и использованию знаний и инноваций. В статье приведена характеристика управления знаниями, включая их сохранение и использование. Определены цели и задачи управления знаниями в рамках повышения инновационной активности предприятий в современных условиях обострения конкуренции и постоянного изменения рыночной конъюнктуры.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновации, конкурентные преимущества, управление знаниями, творчество, организация

Введение

В условиях перехода к новому типу социально-экономического уклада — инновационной экономике (новой экономике, экономике знаний) современное общество определяет ин-

новационный вид развития социально-экономических отношений как наиболее прогрессивный [3].

Исследования тенденций в современной экономике привлекли внимание к нематериальным активам и ресурсам, к которым относят ор-

ганизационную культуру, репутацию компании, бренд, покупательскую приверженность, профессиональную квалификацию и опыт сотрудников, а также промышленную собственность, патенты, авторские права, информационные технологии [4] и т.п. как новые источники создания инноваций, ценностей и роста стоимости компаний. Проведенные исследования существенно раскрыли информацию о перечисленных выше нематериальных активах и ресурсах, что привело к повышению уровня осведомленности социума и выделению новых приоритетов и прерогатив в работе современных компаний в соперничестве за получение максимальных выгод.

В инновационной экономике эффективность конкурентной борьбы предполагает фокусирование организаций не на материальных ценностях, как это происходило в индустриальной экономике, а подразумевает смещение акцентов в сторону управления неосязаемыми активами [9], а также способности хозяйствующих субъектов к внедрению нововведений и постоянного совершенствования методов ведения коммерческой деятельности.

Основными вызовами или тенденциями инновационной экономики являются:

- непрерывный научно-технический прогресс и его влияние на глобальную экономику. Применение современных инфоормационных технологий создало базу для создания корпоративных хранилищ знаний, производства интеллектуальных продуктов и услуг, обострило бизнес-соперничество между национальными и транснациональными компаниями. Компаниям необходимо обладать актуальными и уникальными знаниями для удержания своих позиций на рынке постиндустриальной экономики;

- развитие и примение гуманитарных технологий (например, футурологические и антропологические исследования, прогнозирование модели психологического состояния коллектива; ситуативные подходы, например, деловые и экспертные игры; а также наставничество, обучение, профессиональные тренинги и др.) [7];

- усиление в мировом масштабе гиперконкурентной борьбы, в том числе за компетентных специалистов, привлечение в проекты знания и технологии, потребность транснациональных компаний налаживать обмен информацией и знаниями между своими подраз-

делениями. Новый феномен «портфельная карьера», согласно которому высококвалифицированный специалист работает в одной организации на краткосрочной основе, поэтому компаниям стало легче утратить ценные, годами накапливавшиеся знания, а поиск новых связан с высокой ценой на них. Из-за сокращения штатов и бюджетных ограничений по причине общего замедления роста экономики менеджеры сегодня работают с более малочисленным, чем раньше, персоналом, что повышает функциональную нагрузку на отдельно взятого сотрудника;

- проблемы, связанные с изменением климата, старением населения, здравоохранением и обеспечением продовольственной безопасности в мировом масштабе;

- глобализация мировой экономики, предопределившая необходимость учета значительно большего по отношению к предыдущим периодам числа экономических, политических, культурных, антропологических и иных факторов в работе компаний и сотрудников [1, с. 141-142];

- зарождение нового технологического уклада с усложнением не только технологических решений, но и организационных форм и экономических отношений во всех видах производственной деятельности и др.

На основании всего перечисленного можно сделать вывод о том, что требования, предъявляемые инновационной экономикой к современным организациям, носят функциональный характер, что способствует поиску и применению новых методов управления. Такие методы обеспечивают адаптивность, созидательность, инфорационный потенциал, непрерывное самообучение, а также транформацию организационных структур в наиболее эффективные формы при постоянном воздействии факторов макро-и микросреды.

Организационные знания как основа инновационного развития современного предприятия

Процесс формирования инновационной экономики в России помещает современные компании в особые условия. Уже сейчас российские организации вынуждены состязаться с зарубежными корпорациями в первую очередь на отечественном рынке, потому что последние достаточно эффективно применяют в своей де-

ятельности актуальные гуманитарные и информационные технологии. Гиперконкуренция как следствие транснационализации коммерческой деятельности и упрощения доступа к информации и знаниям превращает инновационный процесс в минимально необходимое условие благополучного исхода для любого бизнеса. Глобализация как процесс всемирного экономического, политического, культурного и ценностного целостного слияния и системного единения создает одинаковые условия для каждой производственной организации в их всеобщей соревновательной борьбе за лидерство.

Несмотря на всеобщее внедрение информационных технологий и автоматизацию деятельности, человеческий ресурс как главный источник знаний и информации остается основным. В связи с этим в современном управлении персоналом возникает проблема мотивации и стимулирования творчества, инициативности, генерирования идей и инновационной деятельности.

Сегодня на Западе наблюдается тенденция увеличения количества сотрудников, которые занимаются креативной интеллектуальной деятельностью, а также осуществляют управление творческими процессами. Современные предприятия должны постоянно искать и удерживать таланты, удовлетворять их потребности и интересы, с пользой для обеих сторон, использовать их потенциал и создавать своеобразную квазиконкуренцию, которая способствует максимально активной созидательной и продуктивной деятельности. Организации, обладающие талантливыми и способными сотрудниками, способны на принятие большего количества инновационных и эффективных решений и, как следствие, имеют повышенные шансы на успех.

Творчество в постиндустриальной экономике приобретает особое значение. Такая деятельность превращается в одну из ключевых составляющих всего производственного процесса, который в условиях экономики знаний уже просто не может быть неинновационным [5].

Очевидно, что творческий процесс основывается на целом ряде необходимых условий, среди них:

- эффективное функционирование банка корпоративных знаний, на основе которых и осуществляется творческий процесс,

- наличие организационных условий для осуществления творческой деятельности (организация рабочего пространства, соответствующий режим работы, условия для совместной

творческой деятельности и др.),

- отлаженные каналы внутриорганизационной и внешней коммуникации, в том числе с использованием технологий web 2.01 и т.п.,

- осуществление гибких инструментов стимулирования творческой деятельности, создание каналов выращивания и импортирования творческих лидеров и др. [5]. Инкорпорирование элементов творчества во

все, без исключения, организационные процессы позволяет компаниям повышать конкурентоспособность и стратегическую устойчивость, а также становиться реальными, часто непревзойденными лидерами на рынке.

Современная экономика, которая характеризуется динамичностью и неясностью, диктует российским предприятиям такие требования, при которых они функционируют в условиях постоянного риска и неуверенности не только в долгосрочных, но порой и в краткосрочных перспективах, необходимости перманентных изменений, которые связаны с повышением эффективности поиска, обмена и воплощения новых знаний и идей в инновационной продукции, услугах или бизнес-моделях. С другой стороны, управление изменениями требует уникальных знаний для осознания того, как, когда и зачем необходимо провести организационные изменения.

Роль управления знаниями в повышении инновационного потенциала предприятия

Управление знаниями является одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития бизнеса. По прогнозам многих специалистов, именно эффективное управление знаниями в ближайшее время станет основным конкурентным преимуществом, технологией mainstream, то есть ключевой технологией, определяющий парадигму менеджмента в целом [2, с. 19—25] .

Управление знаниями (knowledge management) — процесс управления, фокусирующийся на том, как организация определяет, создает, приобретает, распределяет и применяет знания [8]. Анализ определений управления знаниями позволяет выделить суть процесса — найти, извлечь, упорядочить, сохранить, а затем распространить, то есть сделать доступными для сотрудников знания, накопленные организацией, и применить их при решении стоящих перед ор-

1 http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 21.12.2015).

ганизацией задач, повысить ее инновационный потенциал.

Основная цель управления знаниями состоит не только в повышении текущей эффективности компании, но также в создании долгосрочного устойчивого конкурентного преимущества предприятия. Это важно для всех организаций и отраслей. Знания особенно важны в компаниях, производящих интеллектуальные продукты или услуги — в банках, юридических, консультационных компаниях, компаниях-разработчиках и др.

Управление знаниями неразрывно связано с инновационной активностью организации. Инновационно активное предприятие (организация) — это предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы или вида деятельности, осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иных видов инновационной деятельности [8].

Эффективность внедрения передовых разработок зависит прежде всего от верно выбранной функциональной (или кросс-функциональной) области, а также своевременности их применения. Умение предвидеть необходимость и момент внедрения новаций называют эффективным стратегическим познанием [10]. Управление знаниями ставит своей задачей выявление и изучение условий эффективной познавательной деятельности. В управлении знаниями основная идея заключается в переносе разового и конечного процесса преобразования какого-либо элемента организации в непрерывную когнитивную и преобразовательную деятельность в организации. В данном случае можно говорить о непрерывности процессов поиска, создания и внедрения инноваций, которые являются результатами этой познавательной деятельности. Указанный подход к ультратехнологической деятельности отличается развитием в большей степени стратегического видения и своевременного реагирования на изменения и требования внешней среды, чем фокусирование непосредственно на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.

Согласование интересов всех субъектов инновационного процесса возможно путем разработки и доведения до предприятий методических положений и рекомендаций по созданию систем управления знаниями [6].

Очевидно, что в современных условиях для экономики отдельно взятой страны развитие ин-

новаций является основным источником экономического роста, при этом основная часть доходов предприятий основывается на оригинальных идеях, технологиях и моделях ведения бизнеса, которые постоянно требуют поиска, выбора, пополнения, обновления актуальных для бизнеса знаний. Знания особенно важны в компаниях, производящих интеллектуальные продукты или услуги.

Изменение экономической ситуации в России за последние годы, обострение конкурентной борьбы организаций и компаний на внутреннем и мировом рынке побуждают их совершенствовать методы и инструменты управления бизнесом в целом, способствующих созданию, распространению и продуктивному применению знаний. Knowledge management — это новая эволюционная фундаментальная основа для управления нововведениями, которая способна обеспечить развитие инновационной инфраструктуры в целом.

Заключение

1. Современная экономика и производственная деятельность всё чаще сталкиваются с новыми, неизвестными в предыдущие периоды экономического развития вызовами. К таким вызовам можно отнести глобальную конкуренцию, ускорение процессов изменения экономической конъюнктуры, новые технологические уклады, рост значимости гуманитарных технологий в компаниях, повышение ценности каждого сотрудника с одновременным расширением их компетенций.

2. Одним из эффективных ответов на новые экономические вызовы является производство и использование организационных знаний как внутренних ресурсов компаний, формируемых на основе аккумулирования уникальных решений, технологий, подходов и компетенций, характерных исключительно для данной компании. Организационные знания позволяют сформировать исключительные конкурентные преимущества, способные содействовать достижению современной компании позиций лидера в экономической деятельности. Особое значение в данном аспекте приобретает творчество как экономическая деятельность.

3. В связи с этим в современных экономических условиях особую роль приобретает управление знаниями как отдельный особый функциональный вид управленческой деятельности внутри современной организации. Управление

знаниями призвано не только обеспечить создание и сохранение интеллектуальных ресурсов внутри компании, но и создать основы для их

расширенного воспроизводства, актуализации и максимально эффективного использования в производственном процессе.

Литература

1. Анурин В.Ф., Новичков Н.В. О политической стратификации нижегородского студенчества // Социологические исследования. 1995. № 6.

2. Артемов О.Ю., Овчинникова Н.В. Управление знаниями как новая концепция в управлении человеческими ресурсами // Управление человеческими ресурсами. Труды научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Институт экономики, управления и права /Редколлегия: Кульба В.В., Седова О.Л., Поморцева И.М., Орел Т.Я.; Под ред. Н. И. Архиповой. М., 2012.

3. Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент // Оптимизация организаций: современные методы проектирования систем и процессов. http://bigc.ru/publications/other/ km/znanie_kak_str_res_comp.php (дата обращения: 22.10.2015).

4. Малыгина О.В. Формирование компетентности организации в системе управления знаниями: Дис ... канд. экон. наук, М.: ГУУ, 2010.

5. Новичков Н.В. Творческая свобода для творчества, бизнеса, инноваций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 2.

6. Новичкова А.В. Повышение эффективности управления бизнесом через построение моделей корпоративной памяти // Интернет-журнал «Науковедение» (Институт государственного управления, права и инновационных технологий). 2013. № 6 (19).

7. Новичкова А.В. Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций: Дис. ... канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2012.

8. Румизен М.К. Управление знаниями: шаг за шагом. М.: АСТ ООО «Издательство Астрель», 2004.

9. Смирнова В.Г., Воскресенская Ю.В. Управление знаниями в инновационной экономике. Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Б.З.Мильнера. М.: Экономика, 2009.

10. Стасев В.В., Забродин А.Ю., Черных Е.А. Инновации в России: иллюзии и реальность. М., 2011.

NEW CALLS TO THE MODERN COMPANIES IN THE CONDITIONS OF INNOVATION ECONOMY

Novichkov Nikolai Vladimirovich, PhD (Dr. Sc.) in Economics,

Advisor of the Minister of culture of the Russian Federation, Professor, novichkov@gmail.com; Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,

Novichkova Alexandra Vladimirovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, associate Professor of Department of management and marketing, ale-novichkova@yandex.ru, Nizhny Novgorod Institute of management - branch of Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow, Russian Federation),

Voskresenskaya Yulia Viktorovna, Assistant of the Department of management theory of State, minosminor@list.ru, University of management, Moscow, Russian Federation

The article discusses the requirements for modern companies in the innovation economy. In particular, it noted the impact of globalization, technologizing and humanization in the development of modern organizations. The company in the changing economic conditions of forced to pay special attention to the vast number of factors,

many of which are not production-economic or financial nature, and have, for example, political, culture and anthropological nature. So, it was marked by the need for new approaches to working with employees inside the companies due to the fact that the value of each of them has been steadily increasing as growing and competition for professionals with broad competencies. Consider the category of corporate or organizational knowledge as a basis for competitive advantage of organizations. In particular, the article noted that in spite of the total implementation of information technology and automation of the various activities, human resources and human capital are basic and the main source of knowledge and information necessary for effective company operations. For this reason special significance various forms of motivation and stimulation of creativity, initiative, generating ideas and other areas of innovation. In this regard, the article separately noted the particular importance of creativity as the most important economic activity within the company for the production and use of knowledge and innovation. The article describes the characteristics of the process of knowledge management, including conservation and use. The aims and objectives of knowledge management in the framework of increasing innovation activity of enterprises in modern conditions of growing competition and constantly changing market conditions.

Keywords: innovation economy, innovations, competitive advantages, knowledge management, creativity, organization

References

1. Anurin V.F., Novichkov N.V. O politicheskoi stratifikatsii nizhegorodskogo studenchestva [In. The political stratification of the students of Nizhny Novgorod] // Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches]. 1995. № 6.

2. Artemov O.Yu., Ovchinnikova N.V. Upravlenie znaniyami kak novaya kontseptsiya v upravlenii chelovecheskimi resursami [Knowledge management as a new concept in human resource management] // Upravlenie chelovecheskimi resursami. Trudy nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii, FGBOU VPO «Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet», Institut ekonomiki, upravleniya i prava [human resource Management. Proceedings of scientific-practical conference. The Ministry of education and science of the Russian Federation, fsbei HPO "Russian state University for the Humanities", Institute of Economics, management and law] / Editorial Board: Kul'ba W, Sedova O.L., Pomortseva I.M., Orel T.Ya.; ed. by. N. I. Arkhipovoi. M., 2012.

3. Gol'dshtein G.Ya. Global'nyi strategicheskii innovatsionnyi menedzhment [Global strategic innovation management]// Optimizatsiya organizatsii: sovremennye metody proektirovaniya sistem i protsessov [Optimization of organizations: modern methods of systems and process designing]. http://bigc.ru/ publications/other/km/znanie_kak_str_res_comp.php (Accessed on October 10, 2015).

4. Malygina O.V. Formirovanie kompetentnosti organizatsii v sisteme upravleniya znaniyami: Dis. ... kand. ekon. nauk. [The formation of competence of the organization in the knowledge management system: Dis. ... candidate. Econ. Sciences.] M.: GUU, 2010.

5. Novichkov N.V. Tvorcheskaya svoboda dlya tvorchestva, biznesa, innovatsii [Creative freedom for creativity, business, innovation] // Vestnik Assoitsiatsii vuzov turizma i servisa. [Universities for Tourism and Service Association Bulletin] V. 8. 2014. № 2.

6. Novichkova A.V. Povyshenie effektivnosti upravleniya biznesom cherez postroenie modelei korporativnoi pamyati [Improving the efficiency of business management through the construction of models of corporate memory] // Internet-zhurnal «Naukovedenie» (Institut gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovatsionnykh tekhnologii) [Internet-journal "science of Science" (Institute of public administration, law and innovative technologies)]. 2013. № 6 (19).

7. Novichkova A.V. Formirovanie modeli korporativnoi pamyati v sisteme upravleniya znaniyami innovatsionnykh organizatsii. Dis. ... kand. ekon. nauk, [The formation of the model of corporate memory in the system of knowledge management in innovative organizations. Dis. ... candidate. Econ. Sciences]; M.: GUU, 2012.

8. Rumizen M. K., Upravlenie znaniyami: shag za shagom [Knowledge management: step-by-step]. M.: AST OOO «Izdatel'stvo Astrel'», 2004.

9. Smirnova V.G., Voskresenskaya Yu.V. Upravlenie znaniyami v innovatsionnoi ekonomike. Uchebnoe posobie [Knowledge management in the innovation economy. The textbook] /Ed. by PhD(Dr.Sc.) in economics B.Z.Mil'nera. M.: Ekonomika, 2009.

10. Stasev V.V., Zabrodin A.Yu., Chernykh E.A. Innovatsii v Rossii: illyuzii i real'nost' [Innovations in Russia: illusions and reality]. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.