ЭКОНОМИКА И СЕРВИС
УДК 334.024 ЭО!: 10.12737/12534
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ПАМЯТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИННОВАЦИЯМИ
Новичков Николай Владимирович, доктор экономических наук, профессор, Советник Министра культуры РФ, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», [email protected], Москва, Российская Федерация;
Новичкова Александра Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга Нижегородского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), [email protected], Москва, Российская Федерация;
Малыгина Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, директор Института непрерывного образования работников государственной сферы и бизнеса Государственного университета управления, [email protected], Москва, Российская Федерация
В современных социально-экономических условиях российские корпорации должны работать на новых принципах функционирования, основным из которых является обязательное осуществление инновационной деятельности. Для ее эффективного осуществления должны быть созданы необходимые институциональные и иные условия. Вместе с тем, инновационная активность организации напрямую зависит от поддержания и развития компетенций, для которых в свою очередь необходима корпоративная память как определенная информационная база. В данной статье описана сущность и содержание корпоративной памяти, представлены ее особенности и отличия от других смежных понятий. Отдельно приведены ее источники из состава организационных знаний. В работе также рассмотрены роль и задачи корпоративной памяти в процессе создания инноваций современными организациями в условиях обостряющейся конкуренции.
Ключевые слова: система, инновации, компетенции, организационные знания, корпоративная память
Введение
Для инновационной активности организаций в настоящее время фундаментальным элементом выступают знания [1]. Чтобы у компании была возможность поиска, сбора, сохранения и использования информации и знаний, ей необходима определенная организационная способность.
Корпоративная память, основанная на опыте, традициях и культуре организации, источниками которой являются формализованные и неформализованные организационные знания, необходимые для формирования, поддержания и развития компетенций, выбранные по критериям актуальности и возможности их исполь-
зования в деятельности организации, является такой способностью [5].
Для развития инновационной деятельности компаниям следует формировать модель корпоративной памяти, ориентируясь на цели и бизнес-задачи в системе управления знаниями, а также на особенности и параметры деятельности организации.
Современные условия развития бизнеса и повышения конкурентоспособности компаний требуют изучения вопросов управлениями знаниями, особенно неявными — это те знания, носителями которых являются сотрудники организации. Отметим, что в конце XX в. появились исследования, связанные с управлением новве-дениями и знаниями [2]. Это труды отечествен-
ных авторов: Б.З. Мильнера, З.П. Румянцевой, Г.А. Морозовой, а также А.Г. Поршнева и ТА. Гавриловой.
Теория и практика управления знаниями свидетельствует о возможности и необходимости продолжения исследований в данном направлении с целью использования организационных знаний, сохраненных в корпоративной памяти для повышения способностей компаний к инновациям.
Понятие и источники корпоративной памяти
В 1995 году Отто Кённ и Андреас Абекер предложили термин «корпоративная память» (далее — КП) для поддержания работы европейских крупных компаний, связанной с управлением знаниями.
В настоящее время области применения КП весьма разнообразны — от общего менеджмента до позновательной психологии.
Основное назначение КП в организации — сохранять, накапливать и воспроизводить организационные знания компании, составляющие её прошлый опыт, традиции и используемые при принятии решений неформализованные знания, носителями которых являются сотрудники, а также формализованные знания, хранящиеся на бумажных носителях и в электронном виде (рис.)
[5].
На первой части рисунка приведено соотношение корпоративной памяти и хранилища знаний. Если знание актуально, используется и применяется в текущей деятельности, оно входит в корпоративную память. Если не актуально и не используется, оно становится элементом хранилища знаний как некого склада
Во второй части рисунка представлены знания в неформализованной и формализованной форме. Корпоративная память включает в себя как формализованные, так и неформализованные, в отличие от хранилища знаний, в которой неформализованных знаний нет.
На третьей части рисунка приведено соотношение неявных и явных знаний. 80% знаний организации составляют неявные знания и только 20% — явные.
В четвертой части представлены понятия база данных и банк данных, база знаний и банк знаний, в которых хранятся только формализованные знания, и та часть, которая используется и применяется в деятельности, входит в корпоративную память.
Для того чтобы стать объектом КП, организационные знания должны обязательно использоваться в деятельности организации.
Организационные знания — это набор навыков и профессиональных познаний, идей, суждений, опыта, мнений, отношений, принципов, правил, которые обеспечивают процессы принятия решений, поведения и действия в организации [2] (таблица).
Рис. Корпоративная память
Таблица
Категории организационных знаний [2]
Организационные знания Процессы на основе знаний из прошлого опыта и практики деятельности, традиций и культуры Результаты
Объекты интеллектуальной собственности - Авторские права; корпоративный знак; ноу-хау; патенты; права на дизайн; производственные секреты; торговый знак; формализованные знания
Инфраструктурные ресурсы Использование аппаратного обеспечения, информационных технологий, сетевых систем связей, систем отношений и коммуникаций и организационных стандартов; развитие корпоративной культуры; совершенствование управленческих процессов Аппаратное обеспечение; информационные технологии; корпоративная культура; организационные стандарты и технологии; сетевые системы связи; система отношений и коммуникаций; управленческие процессы
Рыночные ресурсы Заключение франшизных и лицензионных соглашений; формирование бренда и торгового знака, покупательской приверженности и репутации Бренд корпоративного и торгового знака; лицензионные соглашения; механизмы распределения; покупательская приверженность; репутация; франшизные соглашения
Человеческие ресурсы Использование опыта в деятельности; применение в работе знаний и профессиональной квалификации; развитие умений и навыков; формирование мотивации к выполнению процессов Знания, умения и навыки; личная мотивация; накопленный опыт; образование; профессиональная квалификация
Таким образом, из состава элементов организационных знаний к объектам КП можно отнести те элементы, которые относятся к категории процессов. При этом КП различных типов организаций будет включать набор элементов организационных знаний в зависимости от типа организации и ее стратегических целей.
Знание перестает быть объектом КП в следующих случаях:
1) потери неформализованного знания (исчезновения из памяти сотрудников);
2) прекращения использования формализованного знания на электронных и бумажных
носителях, при этом оно становится элементом хранилища знаний, которое характеризуется статическим сохранением.
Преобразование в КП хранилища знаний осуществляется с помощью интеграции всех релевантных знаний компании, включая знания в электронном варианте, бумажные носители и знания сотрудников, и их обязательного использования.
Таким образом, можно сказать, что корпоративной памятью является система обобщения, сохранения, передачи, трансформации и актуализации организационных знаний.
Роль и задачи корпоративной памяти в процессе создания инноваций
Знания сотрудников являются значимым ресурсом наряду с другими видами ресурсов для обеспечения инновационного развития компании [4] как основы долгосрочного конкурентного преимущества.
Современные методики управления знаниями позволяют достичь значимых бизнес-результатов от создания различных систем или внедрения разработанных проектов, например, корпоративной памяти.
В связи с этим возникает ряд вопросов: какова необходимость выделения КП в системе управления знаниями, какие функции выполняет КП в системе управления знаниями, возможно ли существование КП без системы управления знаниями в организации.
Рассмотрение данных вопросов позволит определить роль КП в инновационной деятельности организации.
Конкурентные преимущества организации формируются на основе создания инноваций (технологий, материалов, продуктов и услуг, организационных и управленческих методов и решений). Создание этих инноваций решает задачу поддержания и развития компетенций организации, то есть соответствия уровня знаний запросам внешней среды, его актуальности и ценности для деятельности организации. В свою очередь для поддержания компетенций в организации необходима база, состоящая из динамических элементов организационных знаний, которой является корпоративная память.
Те компании, которые практикуют управление знаниями, получают возможность создавать инновации, а значит конкурентные преимущества. Сохранение уникальных знаний в КП для их применения в работе обеспечивает длительный цикл такого процесса. В тех компаниях, где принятие решений и достижение цели происходит в условиях недостаточной информированности сотрудников, которые используют только свои экспертные знания, не всегда возможно найти соответствующие решения новых задач. Следовательно, можно отметить, что КП в оформленном виде или на интуитивном уровне существует в каждой организации. Критериями для ее функционального оформления выступает действующая система управления знаниями и инновационная деятельность компаний.
Функционирование КП предполагает существование специального подразделения, которое
осуществляет сбор и обработку знаний в организации, обеспечивает их распространение и включение в деятельность. В результате этого создаются условия для появления актуального знания, сохранения и распространения полученного и имеющегося знания, соединения и использования всех доступных знаний.
Инновации, воплощаемые в одной структуре, становятся обозримыми для других, если они сохраняются в корпоративной памяти организации, что облегчает процесс обмена знаниями. Поскольку знания существуют в двух формах — неявные (человеческий опыт и практика) и формализованные (документы и электронные носители), КП определяет как культурный, так и технологический процесс сбора, хранения, совместного использования, оценки и повторного применения знаний.
Исходя из этого, необходимость выделения КП в системе управления целесообразна и важна, так как выполнение ее функций на основе использования знаний решает многочисленные проблемы, связанные с развитием персонала и превращением неявных и явных знаний в формализованные, кроме того, происходит налаженное взаимодействие сотрудников друг с другом, а также с внешней средой, и эти процессы обеспечиваются необходимыми компьютерными средствами и релевантными знаниями.
Являясь необходимым элементом системы управления знаниями, КП выполняет следующие функции.
1. Информационная функция. КП обеспечивает сохранение знаний в контексте организационных отношений, выполненных проектов и решенных задач. В КП знания размещаются по определенным критериям, что позволяет в дальнейшем их быстро находить и эффективно использовать.
2. Обучающая функция. Процесс сбора реле-ватных знаний длительный и трудоемкий. На каждом его этапе могут возникнуть различные проблемы, связанные с тем, что, во-первых, необходимы выскоквалифицированные специалисты для работы по поиску и накоплению знаний; во-вторых, эксперт должен быть сильно мотивирован на обновление своих навыков, умений и знаний, и, в-третьих, собранные знания должны быть представлены в удобном для понимания и воспроизведения виде, что не всегда возможно из-за отсутствия соответствующего компьютерного и информационного обеспечения. Поэтому сохранение знаний в КП позволяет не только
использовать их в деятельности, но и избежать многих ошибок в работе.
3. Организационная функция. КП способствует организационной трансформации корпоративных объединений в направлении их инноваци-онности, открытости и адаптивности. КП не является архивом в традиционном представлении, а выступает важным (если не базовым) элементом организационной системы с чертами инновационных организаций.
4. Мотивирующая функция. КП позволяет сотрудникам и руководителям корпораций оставить реальный след в организационной истории, выступить авторами уникальных решений, методов, технологий и пр. По сути, КП формирует прецедентную базу, позволяющую строить управление организацией с учетом лучших практик лучших
Выводы
Таким образом, роль корпоративной памяти в инновационной деятельности организации предполагает:
1) определение объектов КП из элементов оргнаизационных знаний, которые относятся к категории процессов, эти элементы являются динамическими;
2) эффективное функционирование системы
менеджеров, специалистов и руководителей.
5. Инновационная функция. Инновационная активность — это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность методов, уровень технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Именно в области потенциала скрываются новые знания, инновационные решения, новые продукты, услуги и рынки. Эти знания представлены в неявном виде, поэтому КП может обеспечить их трансформацию в явные знания в процессе взаимодействия людей.
управления знаниями без оформления в ней КП проблематично, поскольку, из данной системы выпадает блок, отвечающий за сохранение и использование знаний в определенном контексте, и это вызывает возникновение новых трудностей;
3) существование КП без системы управления знаниями возможно, но эффективный и налаженный процесс ее функционирования должен и обязан осуществляться на основе управления знаниями с целью создания инноваций.
Литература
1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М., 2009.
2. Малыгина О.В. Формирование компетентности организации в системе управления знаниями: Дис. ... канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2010.
3. Митрофанова Е.А. Формирование модели компетенций: методический подход // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 8.
4. МорозоваГ.А. Инновации в формировании экономики нового типа. // Ученые записки. Т. 9. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2011.
5. Новичкова А.В. Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций. Дис. ... канд. экон. наук, М.: ГУУ, 2012.
6. Новичков Н.В. Творческая свобода для творчества, бизнеса, инноваций // Вестник Ассоициации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 2.
7. Новичков Н.В. От бизнеса к творчеству // Свободная мысль. 2010. № 9.
8. Проблемы управления в экономике знаний по материалам 1-ой международной конференции «Управление знаниями в современной экономике». Глава 7 «Компетентность организации как конкурентное преимущество» / Под ред. В.Я. Афанасьева, Б.З.Мильнера. М.: ГУУ, 2010.
9. Abecker A., BernardiA., Hinkelmann K., Kuhn O., SintekM. TowardTechnology for Organizational Memories IEEE, New-York, 2009.
10. Kuhn O. Corporate Memories for Knowledge Management in Industrial Practice: Prospects and Challenges, New York, 2008.
THE ROLE OF CORPORATE MEMORY IN THE MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL INNOVATION
Novichkov Nikolai Vladimirovich, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Advisor of the Minister of culture of the Russian Federation, Professor, [email protected]; Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,
Novichkova Alexandra Vladimirovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, associate Professor of Department of management and marketing, [email protected]; Nizhny Novgorod Institute of management - branch of Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation,
Malygina Olga Vladimirovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate Professor, Director of the Institute of continuing education workers in the public sector and business, [email protected]; State University of management, Moscow, Russian Federation
In the modern socio-economic conditions of the Russian Corporation they should work on new principles, the main of which is the mandatory implementation of the innovation. For its effective implementation the necessary institutional and other conditions should be created. However, innovative activity of an organization depends on the maintenance and development of competencies, which, in turn, need corporate memory, as a certain information base. This article describes the nature and content of corporate memory, presents its peculiarities and differences from other related concepts. Its sources from the organizational knowledge are given separately. Also the research examines the role and tasks of the corporate memory in the process of innovation of modern organizations in the face of intensifying competition.
Keywords: system, innovation, competence, organizational knowledge, corporate memory
References
1. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektual'nye resursy, upravlenie znaniyami [Innovative development: economy, intellectual resources, knowledge management] / Pod red. B.Z. Mil'nera. M., 2009.
2. Malygina O.V. Formirovanie kompetentnosti organizatsii v sisteme upravleniya znaniyami: Dis. ... kand. ekon. nauk. [The formation of competence of the organization in the knowledge management system: A Candidate of Economics' thesis] M.: GUU, 2010.
3. MitrofanovaE.A. Formirovanie modeli kompetentsii: metodicheskii podkhod [The formation ofa competency model: a methodological approach] // Kadrovik. Kadrovyi menedzhment. 2011. № 8.
4. Morozova G.A. Innovatsii v formirovanii ekonomiki novogo tipa. [Innovation in the formation of a new type of economy.] // Uchenye zapiski. V. 9. N. Novgorod: NIU RANKhiGS, 2011.
5. NovichkovaA.V.Formirovanie modeli korporativnoi pamyati v sisteme upravleniya znaniyami innovatsionnykh organizatsii. Dis. ... kand. ekon. nauk, [The formation of the model of corporate memory in the system of knowledge management in innovative organizations. A Candidate of Economics' thesis]; M.: GUU, 2012.
6. Novichkov N.V. Tvorcheskaya svoboda dlya tvorchestva, biznesa, innovatsii [Creative freedom for creativity, business, innovation] // Vestnik Assoitsiatsii vuzov turizma i servisa. [Universities for Tourism and Service Association Bulletin] V. 8. 2014. № 2.
7. Novichkov N.V. Ot biznesa k tvorchestvu [From business to creativity] // Svobodnaya mysl'. 2010. № 9.
8. Problemy upravleniya v ekonomike znanii po materialam 1-oi mezhdunarodnoi konferentsii «Upravlenie znaniyami v sovremennoi ekonomike». Glava 7 «Kompetentnost' organizatsii kak konkurentnoe preimushchestvo»[ Problems of management in the knowledge economy according to the materials of the 1st international conference "knowledge Management in the modern economy". Chapter 7 "the Competence of the organization as competitive advantage"] / Pod red. V.Ya. Afanas'ev, B.Z.Mil'ner. M.: GUU, 2010.
9. Abecker A., Bernardi A., Hinkelmann K., Kuhn O., Sintek M. Toward Technology for Organizational Memories IEEE, New-York, 2009.
10. Kuhn O. Corporate Memories for Knowledge Management in Industrial Practice: Prospects and Challenges, New York, 2008.