Научная статья на тему 'Новые вызовы и перспективы развития 22 российского фармацевтического рынка'

Новые вызовы и перспективы развития 22 российского фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / AIPM / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Е.О.

Тематика Российского фармацевтического форума 2015 (21-я конференция Адама Смита), прошедшего 19-21 мая в Санкт-Петербурге, в целом была тради-ционна для этого мероприятия. Однако развивающийся экономический кризис определил также новую повестку дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые вызовы и перспективы развития 22 российского фармацевтического рынка»

Е.О. ТРОФИМОВА, д.фарм.н., профессор, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия

Новые вызовы и перспективы развития

РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

ршшиим

Тематика Российского фармацевтического форума — 2015 (21-я конференция Адама Смита), прошедшего 19—21 мая в Санкт-Петербурге, в целом была тради-ционна для этого мероприятия. Однако развивающийся экономический кризис определил также новую повестку дня.

22

Старожилам форума хорошо известно, что экономический кризис в России конца 90-х гг. XX в. настолько снизил интерес к российскому фармацевтическому рынку, что традиционная весенняя конференция Адама Смита в 1999 г. даже не состоялась. Некоторые иностранные компании тогда покинули российский рынок. Однако вскоре возобновившийся рост российской экономики заставил их об этом пожалеть. Во всяком случае, в 2008 г. на конференции Адама Смита появились представители тех компаний, которые в условиях уже общемирового экономического кризиса оценивали возможность вернуться в Россию.

Особенность нынешней ситуации проявляется в том, что экономический кризис в России развивается на фоне оживления экономики западных стран. Кроме того, новый российский кризис имеет целый комплекс причин, где одним из ведущих факторов выступает кардинальная смена внешнеполитического вектора. Несмотря на сложную ситуацию, основные международные компании, согласно их заявлениям, не собираются покидать российский рынок, готовы проявлять гибкость и адаптироваться к новым реалиям. Их действия определяются не краткосрочными целями, а стратегическим видением развития ситуации. Кроме того, цена выхода из бизнеса в России уже настолько высока, что ставить вопрос так радикально просто не приходится.

• ВСЕОБЩАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ

Крис Вифер, старший партнер Macro-Advisory Ltd., считает, что понимание

необходимости взаимодействия с западными партнерами в России присутствует. По его мнению, очень важно разделять «плохую политику и хороший бизнес». В фармацевтической сфере в основном удается поддерживать это понимание. По свидетельству Ричарда Бергсторма, генерального директора EFPIA (Европейская федерация ассоциаций фармацевтических производителей), геополитика ускоряет локализацию. Однако у компаний должна быть и позитивная мотивация присутствия на российском рынке. В ЕС фармацевтическому бизнесу с правительствами целого ряда стран в последние годы удается находить компромиссные решения, которые обеспечивают доступ пациентов к лечению инновационными препаратами и одновременно гарантируют необходимую финансовую стабильность к фармацевтическим компаниям. Важная роль в этом вопросе отводится соглашениям по разделению рисков.

Согласно утверждению Харухико Хи-рато, главы по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Takeda, председателя японской ассоциации фармпромышленности, система инновационного ценообразования, введенная государством по согласованию с бизнесом, в принципе необходима для воспроизводства инновационного процесса. В Японии, являющейся мировым лидером по продолжительности жизни, проводится специальная государственная политика, направленная на поддержку инноваций в сфере здравоохранения и развитие медико-фармацевтической промышленности. Создано на-

циональное агентство медицинских научных исследований и разработок, в чьи задачи входит эффективное распределение ресурсов в медико-биологической сфере и использование бюджетных средств. На инновационные лекарства устанавливаются премиальные цены, и до выхода дженериков они защищены от снижения цен, которое проводится на японском рынке раз в два года.

В России, где критическим фактором для экономики является проблема нехватки трудовых ресурсов, только 10% населения, причем нетрудоспособного, включено в программы льготного лекарственного обеспечения. В результате исследования, проведенного AIPM, показано, что если ввести возмещаемое лекарственное обеспечение только по трем ведущим патологиям (заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и органов дыхания), то в течение 10 лет в России можно было бы сохранить 1,5 млн жизней. Проблема российского здравоохранения, по мнению Наиры Адамян, управляющего директора «Янссен» 0&Х) в России и СНГ, не столько в дефиците его финансирования, сколько в низкой эффективности. Для того чтобы оценивать эффективность тех или иных медицинских технологий, чем сейчас занимаются правительства всех развитых стран, необходимо создавать реальные регистры пациентов, осуществлять мониторинг результатов фармакотерапии.

На базе аукционов, по мнению Наиры Адамян, в перспективе в России будет не решить проблемы обеспечения населения инновационными ЛС. В систему госзакупок необходимо вводить соглашения по объему поставок и цене, а также по разделению рисков. Вместо этого корпорациям предлагают кон-

ИЮНЬ 2 0 15

цессионные соглашения по созданию производств, в то время как у инновационных компаний совсем другие компетенции, и такого рода локализация им малоинтересна. Несмотря на декларирование, что цели охраны здоровья населения являются приоритетными, в действительности индустриальная политика в России в настоящее время руководит здравоохранением. Локализация становится ключевым фактором включения в перечень ЖНВЛП, а с введением правила «третий лишний» станет необходимым условием участия в госзакупках. При этом под локализацией регулятором подразумевается только производственная составляющая, в то время как локализация компетенций в сфере исследований и разработок, которая для инновационных компаний является определяющей, не берется во внимание. При таком подходе, по мнению Наиры Адамян, российская фармацевтическая индустрия так и останется исключительно дженериковой отраслью, ориентированной на внутренний рынок.

• РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ

По мнению зарубежных экспертов, последние события в полной мере доказали, что Россия представляет собой еще только развивающуюся, нестабильную экономику и политическую систему. Однако инвестиционный климат, обусловленный государственной политикой в сфере развития отечественной фармацевтической отрасли, создал условия для того, чтобы ключевые игроки рынка выбрали стратегию локализации. В частности, это касается корпорации Abbott, которая в конце 2014 г. завершила сделку по приобретению компании «Верофарм». Как следовало из доклада Елены Карташе-вой, генерального директора Abbott Россия, 50% всех продаж корпорации приходится на рынки развивающихся стран. Инвестиционная стратегия Abbott в России состоит в обеспечении устойчивого роста компании «Верофарм», в т. ч. в результате завершения строительства нового производства в Покрове, расширения НИОКР, локализации производства препаратов корпорации.

По свидетельству Анны Ярвиц, генерального директора Teva в России и СНГ, ее компания, приняв решение о локализации, не нашла достойный объект для поглощения с точки зрения обеспечения необходимого качества производства, поэтому пошла по пути строительства с нуля завода в Ярославской области. Помимо поставок на российский рынок, выпускаемая на этом заводе продукция будет экспортироваться. В отличие от развитых стран для развивающихся рынков требование локализации для иностранных производителей является общим местом. В то же время в России ожидания относительно поддержки локализованных компаний были более оптимистичными, чем оказалось на деле. Государственная политика в этом направлении должна быть более убедительной для инвесторов. Необходимо равное отношение к локализованным компаниям и российским производителям. Самое время ввести единые требования в отношении GMP, поскольку высокая конкуренция на российском рынке со стороны продукции с неопределенными показателями качества демотивирует иностранные компании в направлении дальнейшей локализации.

Значительную поддержку в реализации стратегии локализации иностранные компании в России получили прежде всего на региональном уровне. Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов заявил о том, что правительство региона рассматривает развитие фармацевтической промышленности и инновационной медицины как одно из главных направлений социально-экономического развития области. Инвестиции основных резидентов кластера — компаний Teva (1,7 млрд руб.), Takeda (3,6 млрд руб.) и «Р-Фарм» (2,9 млрд руб.) вмести составили более 8 млрд руб.

Эффективное сотрудничество с фармацевтическими компаниями демонстрирует также администрация Калужской области, что засвидетельствовал Хен-рик Бендикс Даль, генеральный директор компании Novo Nordisk Россия. На только что открывшемся новом заводе компании в калужском кластере (инвестиции более 100 млн долл.) будет выпускать полный портфель современ-

ных инсулинов из оригинальной субстанции. Все эти препараты входят в перечень ЖНВЛП, цены на которые, несмотря на высокий уровень инфляции, зафиксированы в рублях уже в течение 10 лет. Для локализованной продукции в России предусматривается тот же уровень цен, что и для импортируемой, в то время как рентабельность таких препаратов должна быть достаточной для обеспечения возврата инвестиций в новое производство. В целях создания условий для дальнейших инвестиций российскому правительству, по мнению представителя Novo Nordisk, следовало бы пойти по пути увеличения цен на локализованные биотехнологические препараты (вместо сокращения цен на импортируемые). Важно также проводить ежегодную корректировку цен в соответствии с уровнем инфляции. Необходима также предсказуемость российского законодательства и снижение политических рисков. Региональные правительства, создающие благоприятные условия для инвестиций на региональном уровне, продолжают играть важную роль в поддержании позитивного инвестиционного климата. В качестве активного игрока, заинтересованного в развитии фармацевтического кластера, заявило о себе правительство Тюменской области, которое с 2006 г. проводит политику индустриализации. При низких в стране темпах роста производства в Тюменской области в 2014 г. они составили 12,5%. Как следовало из доклада заместителя губернатора Тюменской области Павла Тараканова, инвесторам на 4% снижен налог на прибыль, они имеют также нулевую ставку по налогу на имущество, освобождение от уплаты налога на землю и транспортного налога. Инвесторам на 50% возмещаются расходы на создание инфраструктуры, закупку оборудования, на 2/3 финансируются проценты по кредитам и лизинговым платежам. В Тюменской области на сегодняшний день в числе основных резидентов — представителей фармацевтической промышленности фигурирует компания «Фармасинтез-Тю-мень», созданная на базе купленного предприятия «ЮграФарм». Заявлено о запуске на этом предприятии произ-

ршшиим

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

водства инфузионных растворов, гормональных, сахароснижающих, рентгено-контрастных препаратов.

• ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Курс на локализацию значительно стимулировал в России развитие рынка контрактного и лицензионного производства, который 5 лет назад еще практически не существовал. Многие локальные производственные компании, создавшие современные мощности и внедрившие GMP, стали рассматривать контрактное производство в качестве важного дополнения к собственному портфелю. Согласно заявлению генерального директора «Сотекс» Вадима Яцука, ориентировочная продолжительность запуска лицензионного производства зарубежных препаратов на заводе составляет всего лишь 8—10 мес. Помимо производства, «Сотекс» обеспечивает продвижение и сбыт лекарственных препаратов. Такой путь локализации гарантирует иностранным компаниям снижение рисков продажи и быстрый возврат инвестиций. Лицензионное производство составляет более 1/3 всей выпускаемой «Со-текс» продукции в натуральном выражении и 1/4 — в стоимостном. Локализация в партнерстве с российскими компаниями, по мнению Елены Архангельской, президента «Петро-вакс Фарм», является важным фактором развития отечественной фармацевтической промышленности, поскольку сопряжена с передачей российским производителям уникальной экспертизы. Убедительным доказательством тому является реализация совместного проекта «Петровакс Фарм» с корпорацией Pfizer по локализации производства вакцины Превенар 13. Компетенции, связанные с продвижением и сбытом в системе госзакупок разрабатываемых и внедряемых в производство лекарств, часто являются узким местом российских компаний, получивших государственную поддержку в рамках реализации Стратегии «Фар-ма — 2020». В этой связи примечательными являются планы «ЦВТ ХимРар» и госпитального дистрибьютора «Ланцет» по созданию СП по производству и выведению на рынок лекарственных препаратов. Согласно заявлению Антона

Зыбина, акционера и коммерческого директора «Ланцет», партнеры собираются объединить свои компетенции и создать полностью интегрированную российскую компанию, контролирующую все этапы создания стоимости. Компания будет ориентирована на портфель разработок «ЦВТ ХимРар», а также на потребность в локализации, которую испытывают международные компании, имеющие тесные связи и с «ЦВТ ХимРар», и с дистрибьютором «Ланцет».

Именно такую интегрированную компанию уже представляет собой холдинг «Р-Фарм». Алексей Репик, председатель совета директоров «Р-Фарм», считает, что ситуация в России стимулирует активно развивающиеся отечественные компании к тому, чтобы снижать риски коммерциализации выводимых препаратов на других рынках. Необходимость развития с ориентацией не только на внутренний, но и внешний рынок в полной мере осознана также ведущей российской биотехнологической компанией «Биокад». В презентации председателя совета директоров «Биокад» Дмитрия Морозова прозвучало, что компания в течение двух ближайших лет будет готова вывести на рынок 6 из 11 наиболее продаваемых в мире биологических препаратов. В 2015 г. продажи биоаналогов в России позволили компании заработать 150 млн долл. и инвестировать их в дальнейшие разработки. Большой спрос на биоаналоги предъявляют развивающиеся рынки, где относительно низкие барьеры входа и высокая скорость проникновения. Общая стоимость контрактов, подписанных с компанией «Биокад» по поставкам готовой продукции и переносу технологий на рынки развивающихся стран, составляет в настоящее время 550 млн долл. В качестве стратегической перспективы для себя «Биокад» рассматривает также рынки развитых стран, куда компания считает необходимым выйти со своими инновационными разработками, на которые она сделала ставку в последние годы.

• УГРОЗЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Иностранные и российские производители единодушны в том, что они

нуждаются в результативном и взвешенном взаимодействии с государством. Прежде всего это касается политики ценового регулирования. По свидетельству Дмитрия Ефимова, старшего вице-президента по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы STADA Arzneimittel AG, генерального директора АО «Нижфарм», стремление государства сохранить доступность лекарств, зафиксировав цену, привело к тому, что производители отказываются от выпуска дешевой продукции. Накопленная инфляция по издержкам в течение последних лет в некоторых случаях в разы превысила предоставленные регулятором возможности по повышению конечных цен на ЖНВЛП. В связи с этим фармацевтические компании рассчитывают на то, что заявленные Минздравом планы по индексации цен на ЖНВЛП во второй половине года все же будут реализованы. Для достижения низких цен и доступности лекарственных препаратов, по мнению представителей бизнеса, достаточно выйти на переговоры с компаниями, а не вводить такие инструменты, как параллельный импорт, принудительное лицензирование, «третий лишний», тотальное регулирование цен. Особенно опасным с точки зрения снижения доступа к инновациям для системы здравоохранения страны является ограничение прав интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности — это также необходимое условие для локализации, а также реализации планов по развитию российской фармацевтической отрасли. Этим обусловлено то, что идея параллельного импорта, возникшая как инструмент антикризисного реагирования, вызвала резкий протест со стороны как зарубежных, так и отечественных производителей, которые увидели в этой инициативе серьезные для себя риски в отношении ценообразования и конкурентоспособности. Апологетом идеи параллельного импорта на форуме выступил Борис Шпигель, председатель совета директоров группы компаний «Биотэк». Он заявил о необходимости реформировании всей системы госзакупок, перейдя на двухэтапные конкурсы. Центральное

24

ИЮНЬ 2 0 15

место в системе госзакупок, по его мнению, должны занять дистрибьюторские компании, которые способны приобретать лекарства за свой собственный счет и через свои региональные отделения осуществлять поставки по единым ценам. В качестве альтернативы эксклюзивным договорам, которые приводят в настоящее время к монополизации рынка госзакупок, по мнению Бориса Шпигеля, необходимо допустить возможность параллельного импорта, что будет способствовать снижению цен и увеличению доступности лекарств. Недостатки параллельного импорта он видит в риске ввоза препаратов ненадлежащего качества и поэтому в качестве оптимального решения проблемы рассматривает отказ иностранных компаний от предоставления тех или иных эксклюзивов в обмен на мораторий по введению параллельного импорта.

Среди регуляторов идею параллельного импорта и, соответственно, усиления конкуренции в системе госзакупок поддерживает ФАС. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев выступил с резкой критикой действий других регуляторов, противоречащих основной цели государственной политики в сфере обращения лекарств — обеспечению доступности качественных лекарственных препаратов по цене и ассортименту. Достижение этой цели предполагает введение эффективного контроля над условиями производства лекарств в соответствии с требованиями GMP, обеспечивающего выпуск качественной продукции. В свою очередь, обеспечение надлежащего качества в сфере производства является необходимым условием установления взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Подготовленные Минпромторгом и Минздравом проекты постановлений правительства по проведению инспекций на соответствие правилам надлежащей производственной практики и по правилам определения взаимозаменяемости, по мнению Тимофея Нижегород-цева, несостоятельны. И поскольку ни одна система возмещения не может функционировать без гарантии взаимозаменяемости препаратов, то говорить о перспективе лекарственного страхо-

вания не имеет смысла. Представитель ФАС считает также ошибкой планы по введению в систему возмещения сопла-тежей со стороны пациентов, поскольку это не оправдано с точки зрения издержек и, кроме того, в российских условиях приведет к усилению коррупционной составляющей фармацевтического рыка.

С введением общего рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕА-ЭС) обсуждение многих вопросов регулирования в сфере обращения лекарственных средств переносится на уровень Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В частности, это касается документов по фармацевтическим инспекциям (руководств по качеству, правилам инспектирования, совместным инспекциям), обсуждение которых планируется начать с июля 2015 г. (доклад Дмитрия Рождественского, заместителя начальника отдела департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК). Процедуры регистрации лекарственных препаратов будут предполагать предоставление сертификата GMP ЕАЭС. Однако в течение переходного периода 3—5 лет будет достаточно для предоставления сертификата национального органа с обязательством прохождения в определенные сроки инспекций с целью получения сертификата ЕАЭК.

• ДРАЙВЕРЫ РОСТА

Как следовало из доклада Николая Демидова, генерального менеджера IMS Health в России и СНГ, качество роста российского фармацевтического рынка в 2015 г. принципиальным образом изменилось. Основными драйверами динамики рынка стали рост цен и структурные сдвиги в секторе препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП. Предполагается, что в 2015 г. рост цен останется единственным фактором роста российского рынка. IMS Health ожидает, что в 2015 г. рынок аптечных коммерческих продаж вырастет на 12— 18% в рублях. Рынок госзакупок, согласно базовому прогнозу, увеличится на 1,2%, согласно пессимистическому — сократится на 5%. Сокращение закупок в обоих сценариях характерно для госпитального сектора, в пессимистичес-

ком сценарии отрицательная динамика коснется также региональных программ льготного лекарственного обеспечения. Согласно прогнозам Сергея Шуляка, генерального директора DSM Group, в целом российский фармацевтический рынок в 2015 г. вырастет на 12% в рублях. В долларовом эквиваленте рынок сократится на 18% и вернется к объемам 2010 г.

По свидетельству Александра Филиппова, генерального директора «Ригла», после ажиотажного спроса в конце 2014 г., вызванного девальвацией рубля, последовало значительное падение потребительского спроса. В дальнейшем эта тенденция продолжится, так же как и сдвиг в структуре спроса в сторону относительно дешевой продукции. Потребители еще больше будут отдавать предпочтение аптекам-дискаунтерам. На этом фоне в секторе фармацевтической розницы продолжатся ценовые войны, будет и дальше снижаться доходность, сузится ассортимент. В связи с сокращением отсрочек со стороны дистрибьюторов розница все больше будет испытывать дефицит ликвидности. Уже сейчас значительное число владельцев отдельных аптек и небольших сетей пытаются продать бизнес и уйти с рынка.

На этом фоне крупные сети усиливают программы лояльности, заключают прямые контракты с производителями, пытаются интенсифицировать программы маркетинговой поддержки, развивают продажи собственных торговых марок. На фоне кризиса процессы консолидации в рознице усилились. Крупные игроки, имеющие возможность привлекать необходимые ресурсы, быстро расширяются за счет поглощений.

Консолидация характерна также и для сферы дистрибьюции, где ключевой компетенцией, согласно заявлению Дмитрия Погребинского, генерального директора ЦВ «Протек», становятся логистические услуги, которые востребованы даже при заключении прямых контрактов между производителями и государством, а также производителями и аптечными сетями. Создание сети региональных логистических центров по всей России, по утверждению Дмитрия Ледянского, директора по развитию

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

26 |Ио"ЫРШШииМ

«Сантэнс Сервис», дает возможность его компании предложить производителям сервис, который позволит им контролировать процесс обеспечения качества своей продукции на всех этапах ее движения к потребителю. Александр Тарасов, первый вице-президент «Роста групп», считает, что дистрибьюторы в будущем должны будут все больше фокусироваться на производительности, издержках и оборотном капитале, при этом они будут все меньше влиять на ценообразование. Эффективная работа потребует усиления взаимодействия между отдельными дистрибьюторскими компаниями с целью выстраивания единых правил работы с аптечными сетями (единые подходы к предоставлению товарного кредита, введению страхового обеспечения платежей, политике в отношении нарушителей финансовой дисциплины и пр.). Помимо выполнения сервисно-логистических функций, дистрибьюторы на фармацевтическом рынке должны будут управлять рисками товаропроводящей сети по возврату средств. Александр Тарасов считает также, что рынок розницы в силу его перенасыщенности нуждается в упорядочении выдачи лицензий новым аптекам исходя из территориальных ограничений и плотности населения. Он также считает, что необходимо введение единых налоговых правил (исключение возможности применения ЕНВД), которые бы позволили консолидировать рынок и сделать его более привлекательным для финансовых инвестиций и крупных игроков. В условиях кризиса, по мнению Александра Тарасова, ключевые игроки должны скоординировать свои стратегии для развития рынка, способствовать тому, чтобы он стал более зрелым и привлекательным для инвесторов. Поисками драйверов развития рынка озабочены также и производственные компании. Денис Четвериков, президент «Акрихин», прогнозирует, что сокращения в системе здравоохранения приведут к тому, что назначения рецептурных препаратов снизятся, и это негативно скажется на динамике рынка. Мария Велданова, старший вице-президент по России и СНГ «Ипсен»,

так же как и некоторые другие ее коллеги, считает, что для продвижения важной для населения и системы здравоохранения информации, по аналогии с США и Новой Зеландией, следует разрешить адекватно контролируемую рекламу рецептурных препаратов, адресованную населению. Препятствиями на этом пути, по мнению оппонентов этой точки зрения, является то, что такая информационная политика возможна только в тех странах, где нет возможности приобрести лекарства без рецепта врача, как это практикуется в России.

Фармацевтические компании единодушны в том, что важно сдвинуть рынок с мертвой точки, добиться его роста. Результаты исследований компании IMS Health свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается сильная зависимость продаж от рекламной активности компаний. Данил Блинов, генеральный директор «Пфайзер» в России, подтверждает, что вложения в телерекламу являются одним из наиболее недорогих и эффективных средств продвижения лекарств в России. Недаром по результатам I квартала 2015 г. товарная категория «медицина и фармацевтика» была единственной на рынке телерекламы, бюджет которой

не сократился. ***

В целом прошедший форум показал, что в условиях, когда экономика страны в долгосрочной перспективе по всем прогнозам будет отставать от среднемировых темпов экономического роста, инвестиционная привлекательность российского фармацевтического рынка снизилась. В то же время международные компании, несмотря на экономический кризис и госполитику в пользу импортозаме-щения, не собираются уступать этот рынок местному бизнесу. Они сами готовы и уже многое сделали для того, чтобы стать локальными производителями. Для дальнейшего движения в этом направлении им требуется понимание и гарантии своего будущего статуса, которые они хотят получить от государства.

В то же время государственная политика, способствующая неопределенности

экономической и политической среды, в нынешней ситуации является как раз самым слабым местом. Приоритет стратегического видения уступает действиям в текущем режиме. В отношении здравоохранения и фармацевтической отрасли комплекс обсуждаемых антикризисных мер в значительной степени противоречив и не всегда отвечает ранее заявленным долгосрочным целям. Стратегическое видение вопросов отрасли ухудшилось. Профильные регуляторы в силу общего кризиса системы госуправления, возросшей зависимости от конъюнктуры, а также усилившегося с разных сторон лоббистского давления, ослабили свои позиции. Обостряется проблема межведомственных противоречий, все сложнее становится выработать взвешенные и согласованные решения. Ведущие российские производители демонстрируют качественные изменения. Однако ухудшение экономической ситуации создает значительные риски для их дальнейшего развития и требует более активной ориентации на внешние рынки. Перспективы развития фармацевтического рынка не вселяют оптимизма. На рынке обострилась как горизонтальная, так и вертикальная конкуренция. Снизилась рентабельность всех видов бизнеса. Усилились процессы концентрации и консолидации в производственном, дистрибьюторском и розничном секторах. Игроки рынка демонстрируют стремление сократить число посредников, создать интегрированные компании, аккумулирующие весь объем добавленной стоимости.

На повестке дня форума оказался целый ряд вопросов, которые ранее всерьез не могли рассматриваться в профессиональной среде. Тематика обсуждаемых вопросов, по меткому замечанию из зала во время одной из сессий, во многом «маргинализировалась», что определяется реалиями текущего момента. Представляется, что задача преодолеть эту самую «маргинальность» и на словах, и на деле является на данном этапе серьезным вызовом для дальнейшего развития российского фармацевтического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.