Научная статья на тему 'Новые возможности развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах'

Новые возможности развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE HIGH SCHOOL / FEDERAL UNIVERSITY / HIGHEDUCATION POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семченко Анжелика Ахмеджановна

В статье раскрывается понятие и сущность исследовательской и инновационной деятельности вуза. Приводится печень новых возможностей вузов по реализации данных видов деятельности на основе современных изменений в законодательно-нормативных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT OF RESEARCH AND INNOVATION IN RUSSIAN HIGH SCHOOL

The article presents the notion and essence of research and innovation in the high school. Happens to the description of new high school opportunities to implement these activities on the basis of recent changes in legislative and regulatory documents.

Текст научной работы на тему «Новые возможности развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах»

организовать мониторинг, зонирование леса с выделением и оборудованием зон рекреации и зон покоя;

• создавать, сохранять и увеличивать биологическое разнообразие экосистем города, обеспечивая их устойчивое развитие и существование;

• создать центр экологического просвещения населения.

Литература

1. Устав Федерального государственного учреждения. Центр государственного санитарно-эпидемического надзора в Егорьевском районе Московской области.- Егорьевск,1999.

2. Государственный контроль качества воды. - М.: ИПК стандартов, 2003.-

776с

3. Цветаева Л.И. Экология.- СПб.: Химиздат, 1999.-488с

4. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов на/Д: Феникс, 2002.-512с.

5. Гигиенические требования к охране поверхностных вод: санитарные правила и нормы.- М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. -24с.

УДК 330

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Семченко Анжелика Ахмеджановна,

доцент кафедры экономики и управления качеством, старший методист отдела управления качеством образования, кандидат экономических наук Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов г. Санкт-Петербург, Россия seangelika@yandex. т

В статье раскрывается понятие и сущность исследовательской и инновационной деятельности вуза. Приводится печень новых возможностей вузов по реализации данных видов деятельности на основе современных изменений в законодательно-нормативных документах.

Ключевые слова: инновационная деятельность вуза; федеральный университет, образовательная политика.

NEW OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT OF RESEARCH AND INNOVATION IN RUSSIAN HIGH SCHOOL

Semchenko Anzhelika,

assistant professor of the department of Economics and Quality management, senior Methodologist Quality Management of Education Department, Ph.D. in Economics

St. Petersburg State University of Economics and Finance, SPb, Russia seangelika@yandex. ru

The article presents the notion and essence of research and innovation in the high school. Happens to the description of new high school opportunities to implement these activities on the basis of recent changes in legislative and regulatory documents.

Keywords: innovative activity of the high school; federal university, high-education policy.

На современном этапе в России принята стратегия реформирования системы высшего образования, предполагающая многоаспектную интеграцию сфер науки, образования и производства, что позволит обеспечить высококвалифицированными кадрами долгосрочные потребности инновационного развития экономики страны.

В экономически развитых странах интеграционные процессы реализуются в рамках исследовательских университетов с исторически сложившейся и объективно обоснованной структурой образовательной и исследовательской деятельности. В России одновременно с необходимостью развития этой формы интеграции, предполагается развитие различных форм организационного объединения научно-производственных корпораций, отраслевых научно-исследовательских институтов и учебных заведений.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов», в российской системе высшего образования появились новые категории вузов такие как: федеральный университет, реализующий инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в мировое пространство, выполняющий фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивающий интеграцию науки, а также доводящий результат своей интеллектуальной деятельности до практического применения, и национальный исследовательский университет, который в равной степени эффективно занимается образовательной и научной деятельностью, и выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Федеральным университетам отводится верхняя позиция в иерархии вузов как автономным учреждениям, т.е. имеющим право самостоятельно распоряжаться своими доходами, распределять средства, в их состав могут включаться не только вузы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов власти, государственных академий наук. Федеральным и национальным университетам предоставлено право работать по собственным программам и стандартам, при условии соблюдения требований к их составу и качеству не ниже, предусмотренных федеральными стандартами.

Планируется, что в перспективе высшие учебные заведения России должны стать проводниками новых технологий, а выпускники будут обладателями современных знаний, которые необходимы современному производству. На сегодняшний день, когда мировое и национальное экономическое развитие, конкурентоспособность государств, областей деятельности отдельных предприятий и учреждений определяются возможностями быстрой адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка и соответствующего реагирования, то есть необходимостью инновационной деятельности на базе всестороннего использования научных достижений, встает проблема более эффективного использования располагаемого научного потенциала и, в первую очередь, его кадровой составляющей. Как в России, так и во всем мире значительная часть высококвалифицированных научных кадров используется в системе высшего профессионального образования в качестве преподавателей. Кроме того, развитая сеть аспирантуры и докторантуры в составе образовательных учреждений, возможность отбора наиболее талантливых студентов для участия в исследованиях также являются частью располагаемого научного потенциала [1].

В этой связи целесообразно сравнить структуру научных секторов России и других экономически развитых стран, как определяющую часть инновационного потенциала. Если в России основными исполнителями фундаментальных исследований являются учреждения академической принадлежности, то за рубежом это прерогатива университетской науки. Инновационная деятельность за рубежом в основном реализуется в рамках университетской науки, тогда как в России - в отраслевой (внутрифирменной).

Повышение эффективности использования вузовского научного потенциала (кадры, материально-технические и информационные ресурсы) для обеспечения инновационного развития национальной экономики может быть осуществлено путем интенсификации интеграционных процессов между академическим, университетским, внутрифирменным секторами науки. Таким образом, система высшего профессионального образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности национальных экономик на мировых рынках является одной из важнейших и необходимых составляющих комплекса объектов общегосударственного управления в части выработки стратегии и политики развития образования, координации различных уровней управления и необходимого ресурсного обеспечения для эффективного функционирования образовательных систем.

Если в экономически развитых странах интеграционные процессы осуществляются на базе исследовательских университетов с исторически сложившейся и объективно обоснованной структурой образовательной, исследовательской деятельности, то для России, одновременно с развитием этой формы интеграции, характерно организационное объединение научно-производственных корпораций и учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий.

В соответствии с ФЗ от 10.02.2009 N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов», в российской системе высшего образования появились новые категории вузов такие как: федеральный университет, реализующий инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в

мировое пространство, выполняющий фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивающий интеграцию науки, а также доводящий результат своей интеллектуальной деятельности до практического применения, и национальный исследовательский университет, который в равной степени эффективно занимается образовательной и научной деятельностью, и выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения Правительством РФ по решению Президента РФ. Федеральным университетам отводится верхняя позиция в иерархии вузов как автономным учреждениям, т.е. имеющим право самостоятельно распоряжаться своими доходами, распределять средства, в их состав могут включаться не только вузы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов власти, государственных академий наук. Федеральным и национальным университетам предоставлено право работать по собственным программам и стандартам, при условии соблюдения требований к их составу и качеству не ниже, предусмотренных федеральными стандартами.

Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством РФ. Ректор федерального университета назначается Правительством РФ на срок до пяти лет. Новый статус федеральных университетов потребовал изменений также в таких нормативных актах как Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" [2].

Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007-2009 годах около 6 млрд. рублей. Кроме того, помимо федерального финансирования в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей.

21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" (Указ Президента РФ от 21.10.2009 № 1172 - http://mon.gov.ru/dok/ukaz/obr/6306/). В этих округах созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

Такой подход тесно увязывает образовательные, научные и социально-экономические приоритеты и определяет портфельную стратегию СФУ, построенную на матричном принципе управления: реструктуризацию действующих институтов в новые факультеты с переходом на многоуровневую систему подготовки; создание института фундаментальной подготовки, центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием, совместных с бизнесом ресурсных центров и центров компетенций, общеуниверситетских структур управления, а после 2010 года полномасштабный запуск технопарка СФУ, бизнес-инкубатора, Центра стратегических исследований стран Шанхайской организации

сотрудничества, Исследовательского центра проблем человека. Создание в рамках нацпроекта новых университетов определяет модель перспективного российского университета для распространения на другие регионы. В этих университетах будут внедрены новые системы управления, а сами вузы будут являться интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, которые станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 году - в число 100 лучших университетов мира [3].

По состоянию на 2010 год целесообразно, на наш взгляд, выделить следующие принципиально новые возможности развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах:

1. Принят закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах, обеспечивший создание более 500 таких предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ).

2. Проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов.

3. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке Программ инновационного развития компаний с государственным участием (акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР.

4. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям приняты решения по механизмам оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики.

5. Дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений выделены Правительством РФ в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. N 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), N 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), N 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых).

6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определенных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, в частности в рамках программ по энергоэффективности.

7. В составе Министерства образования и науки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов [4].

В апреле 2010 года по итогам рассмотрения 32 заявок финалистов второго конкурса, на основе тайного голосования были определены 15 победителей, которые получили категорию "национальный исследовательский университет" на 2010-2019 годы.

Отбор осуществлялся на основе анализа современного состояния и динамики развития университета за последние 3 года, в том числе по таким критериям, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы развития в соответствии с перечнем показателей и критериями оценки эффективности реализации программ развития университетов, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.

"Победа в конкурсе - это не только серьёзная поддержка со стороны государства, но и большая ответственность. Вузы взяли на себя значительные обязательства, и министерство будет жёстко следить за их выполнением. Благодаря господдержке и качество образования, и качество научных исследований во всех 29 национальных исследовательских университетах должны существенно повыситься", - подчеркнул А.Фурсенко.

Из федерального бюджета на государственную поддержку программ развития национальных исследовательских университетов в 2009-2014 годах планируется выделить 49,8 млрд. рублей. Софинансирование программ из внебюджетных источников планируется в объёме 45 млрд. рублей.

Завоевали статус «национального исследовательского университета», в том числе, Московский государственный строительный университет (МГСУ) и Московский энергетический институт (МЭИ). Победителями стали также Белгородский, Мордовский, Пермский, Саратовский, Томский, Южно-уральский госуниверситеты, Российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Из технических вузов звание «национальный исследовательский университет» заслужили Иркутский государственный технический университет, Казанский государственный технологический университет, Московский государственный институт электронной техники, Российский госуниверситет нефти и газа имени Губкина, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и учреждение Российской Академии наук Санкт-Петербургский академический университет -Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН [5].

Правительство РФ будет выделять по 400 миллионов рублей в год пяти федеральным вузам, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросу модернизации высшего профессионального образования в РФ. По его словам, деньги будут выделены Арктическому университету в Архангельске, Уральскому университету в Екатеринбурге, Казанскому университету, СевероВосточному университету в Якутске и Дальневосточному университету во Владивостоке.

Говоря о Новосибирском государственном университете, Путин сообщил, что до 2013 года на программу его развития будет дополнительно выделено 1,8 миллиарда рублей. При этом он подчеркнул, что текущее финансирование вуза не сократится [6].

Таким образом, проведенное исследование образовательной политики в области развития исследовательской и инновационной деятельности в вузах позволяет сделать вывод о динамичности ее изменения в русле современных тенденций на рынке, связанных во многом с преодолением последствий мирового эко-

номического кризиса. Вместе с тем ее дальнейшая реализация будет зависеть как от самих образовательных учреждений, так и от их успешного взаимодействия с частным бизнесом. При этом значительная роль принадлежит эффективной реализации федеральных и региональных программ поддержки, таких как, например, конкурс среди вузов на развитие научного, образовательного и инновационного потенциала.

Литература

1. Бонюшко Н.А. Научно-исследовательский инновационный университет - гарантия качества образовательных услуг //Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть 4. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

2. Федеральный закон от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов"

3. Указ Президента РФ от 21.10.2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах»

4. Проект Министерства образования и науки РФ «Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах» от 07.10.2010 (http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/)

5. Новость Пресс-центра Министерства образования и науки РФ «15 российских вузов стали победителями второго конкурса национальных исследовательских университетов» от 26.04.2010 (http://stepeni.ru/2010/04/28/15-rossijski-vuzov-stali-pobeditelyami-vtorogo-konkursa-nacionalnyx-issledovatelskix-universitetov/)

6. Новость РИА «Новости» «Правительство РФ: пять федеральных вузов получат по 400 млн. рублей» от 11.04.2010 (http://stepeni.ru/2010/04/11/pravitelstvo-rf-pyat-federalnyx-vuzov-poluchat-po-400-mln-rublej/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.