Научная статья на тему 'Инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управление'

Инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2449
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / FEDERAL UNIVERSITY / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Т. А., Ложенко Н. О.

Рассматриваются стратегические цели и показатели эффективности инновационной деятельности вуза. Анализируется государственная политика стимулирования инновационной деятельности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL: PURPOSES, PROBLEMS, MANAGEMENT

There are strategic targets and indicators of efficiency of innovative activity of high school considered in the article. The state policy of stimulation of innovative activity in high schools is analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управление»

УДК 316.334:37

Т.А. Калугина, Н.О. Ложенко ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, УПРАВЛЕНИЕ

Рассматриваются стратегические цели и показатели эффективности инновационной деятельности вуза. Анализируется государственная политика стимулирования инновационной деятельности в вузах.

Инновационная деятельность, развитие инновационной инфраструктуры вузов, федеральный университет, национальный исследовательский

университет

T.A. Kalugina, N.O. Lozhenko

INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL: PURPOSES, PROBLEMS,

MANAGEMENT

There are strategic targets and indicators of efficiency of innovative activity of high school considered in the article. The state policy of stimulation of innovative activity in high schools is analyzed.

Innovative activity of university, innovative infrastructure, federal university, national research university

Значимость инновационного потенциала научной школы в образовательном процессе высшего учебного заведения (вуза) в современных рыночных условиях постоянно возрастает. Новые научные знания, высококвалифицированные специалисты как основные составляющие инновационной экономики являются объектом особого внимания государства. Вуз сегодня - это не только организация, выполняющая функцию сохранения культурнообразовательного национального потенциала, повышения уровня образованности населения и научно-технического развития страны, воспроизводства накопленных знаний и опыта поколений, но и субъект экономики, товаропроизводитель интеллектуального продукта и образовательных услуг. Реформирование российской системы высшего образования обусловило потребность в создании на базе вузов центров инновационно-образовательной деятельности, задачей которых является использование научно-инновационного потенциала вуза для развития экономики и решения социальных задач региона.

Стратегическими целями инновационной деятельности вузов, прежде всего, являются: развитие научно-инновационного потенциала вуза за счет привлечения и эффективного использования внешних и внутренних инвестиций; формирование и развитие инновационного цикла вуза в образовательной и научно-технической сферах на базе интеграции образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов; формирование рынка наукоемких разработок и технологий, создание условий для предпринимательства и коммерциализации разработанных научно-технических и образовательных инновационных продуктов; создание и продвижение наукоемких продуктов и услуг, качество которых соответствует требованиям отечественных и международных стандартов и требованиям потребителей; вовлечение ученых, преподавателей, студентов вуза

в инновационный процесс и получение стабильного дохода от инновационной деятельности

[5].

Для достижения указанных стратегических целей необходимо решение следующих основных задач:

- усиление роли вуза как регионального центра развития инновационной деятельности и обеспечение сотрудничества с организациями, осуществляющими и поддерживающими инновационную деятельность в регионе;

- создание системы комплексной поддержки образовательных и научно-технических инноваций с привлечением бизнес-инкубаторов, технопарков и других инновационных структур;

- концентрация научно-инновационного и инновационно-образовательного потенциала на исследованиях и разработках в приоритетных направлениях развития науки и техники на основе реализации непрерывного инновационного цикла - от фундаментальных и прикладных исследований до создания и продажи мелкосерийной наукоемкой продукции;

- создание единого информационного пространства вуза;

- создание условий для вовлечения ученых, преподавателей, студентов в инновационный процесс;

- создание системы коммерциализации научных знаний и методической базы, обеспечивающей продвижение разработок на рынок, включающей их оценку, пути финансирования, поиск потенциального инвестора, оценку емкости рынка сбыта;

- формирование в рамках вуза новых финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности;

- внедрение в учебный процесс результатов инновационной деятельности университета

[5].

Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов, включающих целую систему инновационно-технологических единиц, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. Основными показателями эффективности работы университета в инновационной сфере могут являться: реализация проектов коммерциализации и вывода на рынок инновационных продуктов (количество разработок, количество лицензионных соглашений, объемы полученных доходов); участие аспирантов, студентов, научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов, в организации инновационной деятельности; наличие инфраструктуры, создание на базе университета инновационных предприятий, обеспечивающих эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий, подготовку квалифицированных кадров в области инновационного и технологического менеджмента; участие университета в разработке и реализации инновационной стратегии региона; количество семинаров повышения квалификации для менеджеров в инновационной сфере; количество экспонатов, представленных на инновационных выставках различных уровней; количество поданных заявок на патентование, полученных патентов, реализованных патентов, ноу-хау, полученных медалей и иных объектов интеллектуальной собственности; участие университета как базового вуза в экспертизе проектов инновационных конкурсов; разработка и издание учебно-методических пособий, учебников (в том числе электронных) по инновационному и технологическому менеджменту [1;6].

Серьезным стимулом развития инновационной деятельности в системе высшего образования Российской Федерации является реализация инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В рамках проекта в 2006-2007 гг. Министерством образования и науки РФ был проведен конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы с целью оказания им

государственной поддержки посредством предоставления субсидий. Конкурс проводился в два этапа, в число финалистов вошло три вуза Саратовской области: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. В 2007 году было признано 57 вузов-победителей проекта, в том числе 17 университетов получили поддержку на 2006-2007 годы, и 40 университетов - на 2007-2008 годы. Вузы, инновационные образовательные программы которых победили в конкурсе, получили государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн. рублей. Общий объём финансирования из федерального бюджета составлил 5 млрд. рублей в 2006 году, 15 млрд. рублей в 2007 году и 20 млрд. рублей в 2008 году. Субсидии были выделены для приобретения вузами лабораторного оборудования, разработки, приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материальнотехнической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза [1].

Среди победителей конкурса - Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Инновационная образовательная программа СГУ им. Н.Г. Чернышевского предполагала формирование и реализацию программ подготовки и переподготовки кадров, востребованных на рынке труда, создание научно-образовательной системы продвижения инновационных технологий в инфраструктуру региона.

За три года реализации инновационной программы СГУ им. Н.Г. Чернышевского удалось укрепить материально-техническую базу лабораторий, исследовательских и научнопроизводственных структур, обновить методическое и программное обеспечение учебного и научного процессов, повысить квалификацию огромного количества преподавателей. Кроме того, на базе СГУ им. Н.Г. Чернышевского был создан региональный центр микроскопии НОЦ биотехнологий, научно-образовательный институт «Открытые системы», научнопроизводственный образовательный комплекс «Измерительные системы для микро- и наноэлектроники, машиностроения, медицины», образовательно-научный комплекс нанотехнологий [3].

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов», в российской системе высшего образования появились новые категории вузов: федеральный университет, реализующий инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в мировое пространство, выполняющий фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивающий интеграцию науки, а также доводящий результат своей интеллектуальной деятельности до практического применения, и национальный исследовательский университет, который в равной степени эффективно занимается образовательной и научной деятельностью и выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Федеральным университетам отводится верхняя позиция в иерархии вузов как автономным учреждениям, т. е. имеющим право самостоятельно распоряжаться своими доходами, распределять средства, в их состав могут включаться не только вузы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов власти, государственных академий наук. Федеральным и национальным университетам предоставлено право работать по собственным программам и стандартам, при условии соблюдения требований к их составу и качеству не ниже предусмотренных федеральными стандартами [6].

В апреле 2010 года по итогам рассмотрения 32 заявок были определены 15 победителей, которые получили категорию «национальный исследовательский университет» на 2010-2019 годы. Отбор осуществлялся на основе анализа современного состояния и динамики развития университета за последние 3 года, в том числе по таким критериям, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая 224

результативность представленной программы развития в соответствии с перечнем показателей и критериями оценки эффективности реализации программ развития университетов, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации [1].

Из федерального бюджета на государственную поддержку программ развития национальных исследовательских университетов в 2009-2014 годах планируется выделить 49,8 млрд. рублей. Завоевал статус «национального исследовательского университета», в том числе, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского [2].

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году - 3 млрд. рублей. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений осуществляется на основе конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры [1].

Оценивая состояние инновационной деятельности, необходимо отметить, что вузы успешно адаптировались к требованиям свободного рынка образовательных услуг, и идет процесс коммерциализации профессионального образования, но в сфере коммерциализации научных знаний процесс развивается слабо. Росту инновационной активности вузов благоприятствует сокращение отраслевых научных центров, однако определенная инертность системы высшего образования препятствует эффективному использованию таких возможностей. Так, по оплате труда сфера образования занимает в России предпоследнее место: зарплата почти в 2 раза ниже средней по стране и в 2,3 раза ниже, чем в промышленности [4]. Недостаточная возможность обеспечения достойной оплаты труда сотрудников вузов приводит к оттоку научных кадров в другие организации. Поэтому необходимы структурно-институциональные преобразования в вузовской системе, в частности в оплате труда работников.

В качестве рекомендаций для реализации инновационной деятельности в вузах предлагаются следующие мероприятия:

- организация эффективного взаимодействия вузов с предприятиями региона с целью интеграции вузовской науки с промышленностью и ориентацией на разработку и производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

- поддержка молодежных и студенческих инновационных проектов, а также формирование инновационной тематики исследований для выполнения в рамках курсового и дипломного проектирования;

- обеспечение активизации инновационной активности, инновационного мышления студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей;

- развитие научно-инновационных центров и технопарков;

- использование в рамках образовательных учреждений новых финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности в вузе (кредитование, страхование, привлечение средств международных организаций, благотворительных фондов).

Указанные мероприятия позволят ускорить развитие инновационной деятельности в вузах, а также обеспечат вузам реализацию исследовательской, инновационной и предпринимательской моделей их функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1 http://www.mon.gov.ru

2. http://www.stepeni.ru

3. http://www.sgu.ru

4. http://www.gks.ru

5. Перминова О.М., Войт А.О. Оценка инновационной деятельности вуза // Интеллектуальные системы в производстве. 2006. № 1. С. 195-200.

6. Семченко А.А. Новые возможности развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах // Современные исследования социальных проблем. 2010. №4. С. 584-590.

Калугина Татьяна Алексеевна -доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Kalugina Tatyana Alekseevna -Doctor of Sociology Sciences, Professor of the Department “The theory and history sociology” of Saratov State University in the name of N.G. Chernyshevskiy

Ложенко Наталья Олеговна -заместитель начальника отдела контроля качества образования Саратовского государственногосоциально-экономического университета

Статья поступила в редакцию 04.04.11, принята к опубликованию 23.04.11

Lozhenko Natalya Olegovna -deputy chief of quality control department of education of the Saratov state socioeconomic university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.