Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России'

Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложенко Наталья Олеговна

В статье рассматриваются основные направления реализации инновационной деятельности в высшей школе России. Инновационная деятельность в российских вузах рассматривается в качестве основного вида деятельности наравне с образовательной и научной. Автором отмечается важность совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса вузами и промышленными предприятиями как необходимое условие обеспечения качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России»

да. Следствием этого являются гораздо меньшая восприимчивость, большее интеллектуальное и психологическое развитие и расчетливость.

Оригинальная теория города, получившая название «социальная экология», была предложена представителями Чикагской школы. Основной момент, разводящий экологию биологическую и экологию социальную, - способность социальных существ кардинальным образом менять окружающую среду. Наиболее концентрированным выражением данной способности являются города. Р. Парк выделяет в городской среде так называемые естественные ареалы, формирующиеся «естественным» в социальном плане путем и характеризующиеся различной численностью населения, его расовым составом, условиями жизни и особыми социальными установками3. Э. Берджесс описывает механизм образования и функционирования так называемых концентрических зон, - социально неоднородных районов, заселенных локальными сообществами. Л. Вирт в анализе городского пространства останавливается на таких характеристиках, как плотность населения и его гетерогенность4. В связи с кардинальным по сравнению с сельской местностью увеличением численности и плотности населения возрастают число контактов индивидов и их формальность, что приводит к росту психического воздействия. Увеличившаяся гетерогенность городского сообщества имеет следствием возросшее число восходящих и нисходящих социальных перемещений.

А. Лефевр, пересматривая некоторые идеи К. Маркса, анализирует соотношение абстрактного и социального пространства города. Абстрактное пространство существует в значительной мере как физическое пространство в экономическом восприятии со стороны экономических агентов с учетом возможной прибыльности того или иного места данного пространства. Изменения абстрактного пространства зачастую входят в противоречие с существующим социальным пространством в восприятии горожан.

М. Кастельс, также базируясь на идеях К. Маркса, считает основной функцией города экономическую. Это связано с присущим капитализму стремлением в любой точке его приложения максимизировать прибыль. Кастельс подчеркивает особую роль государства в социальном регулировании. В наибольшей степени капитал находит применение в городской среде. Стремление к максимизации прибыли ведет к необходимости сокращения издержек, связанной с нежеланием инвестирования в социальную инфраструктуру. Недоинвестирование социальной сферы города приводит к росту социальной напряженности. Здесь и проявляется важная социально-экономическая функция государства в городском строительстве - перераспределение части прибыли с капитала на социально значимые сектора городского пространства.

Таким образом, практически все теории города можно разделить на две большие группы по их оценке роли объекта исследования. Первые концепции рассматривают город как негативное для индивида социальное явление, вторые представляют его как наиболее яркое выражение общественного прогресса, что обусловлено во многом историческими реалиями того или иного периода.

Примечания

1 См.: Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001. С. 334.

2 См.: Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. // Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса: В 50 т. Т. 2. М., 1955. С. 257.

3 Парк Р.Э. Социология, сообщество и общество (фрагменты) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ. М., 2000. № 3. С. 151.

4 См.: Louis W. Urbanism as a Way of Life // The Amer. J. of Sociology. Jul. 1938. Vol. 44. № 1. Р. 16.

УДК 316.334:37

инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в россии

н.о. Ложенко

Саратовский государственный университет E-mail: lozhenko@ssea.runnet.ru

В статье рассматриваются основные направления реализации инновационной деятельности в высшей школе России. Инновационная деятельность в российских вузах рассматривается в качестве основного вида деятельности наравне с образовательной

и научной. Автором отмечается важность совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса - вузами и промышленными предприятиями - как необходимое условие обеспечения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: модернизация, высшее образование, инновационная деятельность.

© НО. Ложенко, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

Innovative Activity as the Tendency of Development of the Education in Russia

N.o.Lozhenko

In article the basic directions of realisation of innovative activity in the higher school of Russia are considered. Innovative activity at university is considered also as well as educational and scientific. The author marks importance of perfection of mechanisms of interaction between participants of innovative process as a necessary condition of maintenance of quality of preparation of experts. Key words: modernisation, education, innovative activity.

Инновационное развитие образования - один из приоритетов государственной политики в России. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивает особое значение образования в современном мире как важнейшего фактора развития общества, при этом требуется глубокая и всесторонняя модернизация высшего образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизма эффективного использования.

В начале 90-х гг. ХХ в. в системе высшего образования наблюдался целый ряд негативных тенденций - физическая и моральная деградация научной инфраструктуры, отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы, ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление у молодежи желания связывать свою судьбу с наукой. Такая ситуация требовала безотлагательных действий: правительством было принято решение о реформировании российского высшего образования, которое активно и широкомасштабно реализуется с середины 90-х гг. XX в. Положения реформы закреплены рядом документов, в том числе законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственными образовательными стандартами (ГОС) 1 и 2 поколения, «Национальной доктриной образования Российской Федерации» и др.

В настоящее время инновационная деятельность в образовании получает статус основного вида деятельности в российских вузах наравне с образовательной и научной и является необходимым условием стратегического развития вуза. Инновационная деятельность предполагает комплекс мер по сопровождению инновационного процесса, обеспечивающего изменение смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Так, инновационная деятельность в вузах России развивается по трем основным направлениям:

- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том,

52

как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как в заданных условиях на основе знания научного необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»)1.

Следует уточнить, что инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение в проект, а проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве инновации.

К настоящему времени в системе высшей школы России создана развернутая инновационная инфраструктура, включающая Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства, 12 региональных информационно-аналитических центров, 10 региональных инновационных центров, 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства, 44 технопарка, в том числе 21 аккредитованный университетский технопарк, 25 учебно-научно-инновационных комплексов на базе университетов и академий, Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы2.

Наличие развитой инфраструктуры инновационной деятельности и выполнение проектов по разработке учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в инновационной сфере позволило в 2003 г. создать новое направление подготовки специалистов 073500 «Инноватика» (специальность 658200 «Управление инновациями») и провести прием студентов по этой специальности в пяти вузах России - Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства, Государственном университете управления, Нижегородском и Уральском государственных технических университетах.

В вузах России сложились научные школы в области инновационной деятельности, многие вузовские ученые, активно развивавшие инновационную деятельность в вузах, стали ректорами, проректорами по научной и инновационной деятельности, возглавили департаменты науки и образования в регионах. Научные исследования, проведенные при выполнении инновационных научно-технических проектов, позволили добиться хороших практических результатов и

Научный отдел

коммерциализации научно-технической продукции.

За последние шесть лет 10-15% вузов России достигли объема инновационной деятельности, который превышает 50% от общего объема их деятельности. Например, вузами-участниками научно-технической программы «Инновационная деятельность высшей школы» (2004-2005гг.) реализовано научно-технической продукции на сумму более 1,5 млрд руб., причем 50% научно-технической продукции производится вузами на собственной опытно-производственной базе и 50% - в кооперации с предприятиями3.

Позитивный опыт инновационной деятельности накоплен в вузах и Саратовской области. Так, Саратовский государственный технический университет с 80-х гг. ХХ в. активно участвует в проведении теоретических исследований и практической реализации их результатов в области развития инновационных процессов в высшей школе и регионах страны. В 1993 г. в университете в рамках межвузовской научно-технической программы «Создание и развитие научных и технологических парков высшей школы в Российской Федерации» был создан научно-технологический парк «Волга-техника» СГТУ Наиболее высокая активность в деятельности предприятий технопарка наблюдается по направлениям: машиностроение, энергетика и энергосбережение, медицинские приборы и оборудование, оборудование для переработки сельхозпродукции, автосервис, электронные приборы, сертификация, информационно-аналитическое обслуживание, подготовка предпринимательских кадров, реклама4.

На базе СГУ им. Н.Г. Чернышевского в 2005 г. был создан Инновационный центр «Технопарк СГУ», основной целью которого является развитие инновационной деятельности ученых СГУ, подразумевающей организацию воплощения их научных и технических идей и проектов в действующие приборы, оборудование, технологические процессы, программное обеспечение, виды и сорта растений, методы диагностики и лечения, методики анализа экономических и социальных процессов, выпуск и реализацию новых товаров, а также предоставление научно-технических услуг организациям и населению.

В 2007 г. СГУ им. Н.Г. Чернышевского стал победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Инновационная образовательная программа СГУ им. Н.Г. Чернышевского предполагает формирование и реализацию программ подготовки и переподготовки кадров, востребованных на рынке труда, создание научно-образовательной системы продвижения инновационных технологий в инфраструктуру

региона. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: модернизация структуры университета с целью создания оптимальных траекторий образовательного процесса через интеграцию учебной, исследовательской и инновационной деятельности; создание разветвленной сети специализированных научно-образовательных и внедренческих центров и комплексов; формирование институциональной структуры и научно-методической базы планирования регионального развития; развитие инновационных технологий образования5.

За три года реализации программы СГУ им. Н.Г. Чернышевского удалось укрепить материально-техническую базу лабораторий, исследовательских и научно-производственных структур, обновить методическое и программное обеспечение учебного и научного процессов. Возросла квалификация огромного количества преподавателей. Кроме того, на базе СГУ им. Н.Г. Чернышевского создан региональный центр микроскопии НОЦ биотехнологий, научно-образовательный институт «Открытые системы», научно-производственный образовательный комплекс «Измерительные системы для микро- и наноэлектроники, машиностроения, медицины», образовательно-научный комплекс нанотехно-логий.

В заключение стоит отметить, что эффективность инновационной деятельности в высшей школе не только зависит от системы образования вузов, но и определяется сущностью российской экономики, уровнем российской национальной инновационной способности, национальной инновационной системой, инновационной культурой, но прежде всего - законодательной базой и государственной инновационной политикой.

Примечания

1 См.: СлободчиковВ.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2. С. 5-15.

2 См.:: Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. 2005. № 6. С. 11-18.

3 См.: АдольфВ.А., ИльинаН.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 81-87.

4 См.: АтоянВ.Р., ТюринаВ.Ю., КовальА.А. О некоторых итогах инновационной деятельности Саратовского государственного технического университета // Инновации. 2005. № 10. С. 38-44.

5 См.: Коссович Л.Ю., Усанов Д.А., Монахов С.Ю. Перспективы развития инновационного университетского комплекса в условиях высококонкурентной региональной среды // Инновации. 2007. № 4(102). С. 33-41.

Социология

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.