Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1855
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / БЛОГИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Ольга Феликсовна, Шарков Феликс Изосимович

Практика профессионального общения сегодня развивается быстрее, чем формируется теория профессиональной коммуникации. Сегодня профессиональная коммуникация расширилась и включает различные форматы цифровых технологий. Компетентные коммуникативные навыки жизненно важны для любой профессиональной карьеры, потому что все профессии в той или иной степени предполагают общение и использование различных форм коммуникации. Одной из форм вербального профессионального общения является публичное выступление или официальная презентация перед группой людей. Чтобы быть эффективным оратором, профессионал должен быть готов к общению с различной группой лиц, адаптировать речь так, чтобы она соответствовала аудитории. Профессиональная речь должна быть хорошо организована и продумана, способна убеждать слушателя и произносится в наиболее доступной форме для данной конкретной аудитории. Профессионалы эффективно используют все формы грамматики и пунктуации, чтобы придать своей устной или письменной речи соответствующий смысл. Существует множество видов письменной коммуникации, включая написание: писем, записок, планов проектов, статей для различной аудитории; подготовку научно-технических отчетов, публикацию результатов исследований; издание рекламных листовок, плакатов, журналов. Каждый из этих видов профессиональной письменной коммуникации требует наличия у коммуникантов различных технических и литературных навыков. Давно уже рассылки не являются единственным цифровым инструментом профессиональной коммуникации. Они дополняются множеством других способов, с помощью которых коммуникаторы могут общаться, используя цифровой формат. Профессиональное общение в Интернете в последние годы активизировались на основе использования блогов и социальных сетей, тем самым спровоцировав оживленные дебаты в различных направлениях, включая фундаментальные научные сферы и общение в различных сферах жизнедеятельности. В профессиональной сфере активно используются крупные платформы социальных сетей, такие как Twitter и Facebook. Отдельные тематические группы Facebook насчитывают несколько тысяч участников, которые обмениваются актуальной информацией. Используются коммуникации и без собственного веб-присутствия в свободных объединениях, организуемых по инициативе отдельных организаций или лиц. Новые цифровые средства массовой информации устранили многие препятствия для распространения информации, облегчили активное участие в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Coyle, T. (1999).Reviews and trends. American Community Banker, Volume 8(9). Mika, D. (1999).Why E-commerce? Credit Union Journal. Vol. 65(11)/ Pomeroy, B. (2001). The network: in the middle there is still the cream of the «Information intermediaries» they find a niche in the Network. Career in High Technology Magazine, March 02.

Cybercrimes Remain Most Worrisome to Americans. https://news.gallup.com/poll/244676/cybercrimes-remain-worrisome-americans.aspx

■ ■ ■ НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Киреева О.Ф., Шарков Ф.И.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Практика профессионального общения сегодня развивается быстрее, чем формируется теория профессиональной коммуникации. Сегодня профессиональная коммуникация расширилась и включает различные форматы цифровых технологий. Компетентные коммуникативные навыки жизненно важны для любой профессиональной карьеры, потому что все профессии в той или иной степени предполагают общение и использование различных форм коммуникации.

Одной из форм вербального профессионального общения является публичное выступление или официальная презентация перед группой людей. Чтобы быть эффективным оратором, профессионал должен быть готов к общению с различной группой лиц, адаптировать речь так, чтобы она соответствовала аудитории. Профессиональная речь должна быть хорошо организована и продумана, способна убеждать слушателя и произносится в наиболее доступной форме для данной конкретной аудитории. Профессионалы эффективно используют все формы грамматики и пунктуации, чтобы придать своей устной или письменной речи соответствующий смысл.

Существует множество видов письменной коммуникации, включая написание: писем, записок, планов проектов, статей для различной аудитории; подготовку научно-технических отчетов, публикацию результатов исследований; издание рекламных листовок, плакатов, журналов. Каждый из этих видов профессиональной письменной коммуникации требует наличия у коммуникантов различных технических и литературных навыков. Давно уже рассылки не являются единственным цифровым инструментом профессиональной коммуникации. Они дополняются множеством других способов, с помощью которых коммуникаторы могут общаться, используя цифровой формат. Профессиональное общение в Интернете в последние годы активизировались на основе использования блогов и социальных сетей, тем самым спровоцировав оживленные дебаты в различных направлениях, включая фундаментальные научные сферы и общение в различных сферах жизнедеятельности.

В профессиональной сфере активно используются крупные платформы социальных сетей, такие как Twitter и Facebook. Отдельные тематические

группы Facebook насчитывают несколько тысяч участников, которые обмениваются актуальной информацией. Используются коммуникации и без собственного веб-присутствия в свободных объединениях, организуемых по инициативе отдельных организаций или лиц.

Новые цифровые средства массовой информации устранили многие препятствия для распространения информации, облегчили активное участие в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: новые цифровые технологии, профессиональная коммуникация, сетевые коммуникации, блоги

Для цитирования: Киреева О.Ф., Шарков Ф.И. Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации//Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. No 2. C.45-62.

Сведения об авторах: *Киреева Ольга Феликсовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления информационными процессами ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, стр. 6. E-mail: kirolga08@list.ru; *Шарков Феликс Изосимович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119606, Москва, пр-т Вернадского, д. 84. E-mail: sharkov_felix@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 20.03.2021. Принята к печати: 28.06.2021.

Введение

В настоящее время возможности взаимодействия в профессиональной сфере значительно расширились благодаря появлению цифровых сетей коммуникации. Компетентное включение новых коммуникационных каналов имеет важное значение для всех сфер профессиональной деятельности, поскольку все профессии предполагают общение на разных уровнях в той или иной форме.

Социальная сеть - это сообщество людей, которые общаются в цифровом формате по интересующей их проблематике. Каждая платформа профилирует своих пользователей по их интересам. Профилирование может осуществляться сразу по нескольким параметрам, что расширяет возможность взаимодействия заинтересованных субъектов с различной аудиторией. Таким образом, социальные медиа превращаются в один из самых мощных средств профессиональной коммуникации [Tseng; Smith]. Всеобщее распространение социальных сетей требует наличие у пользователей компетенции в выборе и сочетании онлайн или офлайн каналов с адекватными профилями для того, чтобы оптимальным

способом передать содержание профессионального сообщения нужной аудитории.

Цифровые каналы коммуникации в профессиональной деятельности

Применение навыков использования цифровых каналов

коммуникации в межличностном общении помогает «расширять» время и пространство взаимодействия между коммуникантами. Инструменты, используемые в цифровом пространстве, позволяют проводить бизнес-обучение по теории и практике распределения ролей в компании с учетом возможностей цифровой связи [Шарков, Назарова, Жуков 2020].

В наш век глобализации корпорации, активно функционирующие в цифровом пространстве, расширяют свой бизнес, преодолевая национальные барьеры, благодаря хорошо налаженной международной коммуникационной сети. Руководство всех корпоративных органов признает важность сетевой коммуникации и оценивает ее как хороший инструмент для привлечения людей в свои организации. Здесь проявляет себя самая простая истина - корпорации, имеющие отличные коммуникационные сети, преуспевают в своем бизнесе, в то время как корпорации с плохой коммуникационной сетью терпят поражение.

Профессиональная коммуникация, в отличие от общения, руководствуется профессиональной этикой, хотя оба этих типа взаимодействия регулируются с помощью одних и тех же общечеловеческих стандартов и имеют много общих возможностей. Однако в деловом общении в зависимости от типа и вида сообщества действуют собственные профессиональные требования, которые должны соблюдать коммуниканты, являющиеся представителями организации.

В организациях коммуникативная модель включает определенную последовательность коммуникативных действий, которые могут включать устные, письменные и компьютерные (как разновидность тех и других коммуникаций) виды взаимодействия.

Письменные и устные средства профессиональной коммуникации

В профессиональной коммуникации используются как письменные средства (включая официальные документы), так и устные, которые осуществляются в контексте рабочего места. Письменное выражение содержания коммуникации - это инструмент повседневного делового общения. В профессиональной коммуникации необходимо соблюдать конкретные правила написания текстов. Каждое рабочее место предполагает постоянное изучение меняющихся со временем правил и освоение новых технологий письменной коммуникации в цифровом формате [Burnett Rebecca et al]. Существует несколько видов профессиональных письменных текстов, применяемых как во внутренней

коммуникации, так и во внешнем взаимодействии с поставщиками, клиентами, партнерами.

Устная деловая коммуникация состоит из ежедневного межличностного общения между различными иерархиями руководства и сотрудниками на определенных уровнях. Устная речь - один из инструментов профессиональной коммуникации. Профессиональная подготовка по устному общению позволяет достичь совершенства в устной речи в любой ситуации в деловой жизни [Шарков, Комарова 2014]. Уровень мастерства в профессиональном общении играет важную роль на профессиональных встречах, которые требуют предварительной подготовки участников и докладчиков к устному выступлению и умению привлечь внимание своей аудитории. Главная задача состоит в том, чтобы следовать четко определенной структуре, сохраняя при этом основную фабулу речи, чтобы удержать внимание аудитории.

Многие организации предлагают диагностику для оценки уровня устной коммуникации, а также обучение по совершенствованию навыков устной профессиональной коммуникации. Успешные навыки ведения профессиональной коммуникации имеют важное значение, потому что все виды бизнеса включают в себя: написание, чтение, говорение, редактирование, аудирование, программные приложения, компьютерную графику и интернет-исследования [Reed, Hughes, Phillips]. В профессиональной деятельности помимо риторических элементов используются цифровые технологии и программное обеспечение для улучшения коммуникации на различных уровнях, начиная от технического письма и заканчивая дизайном цифровых носителей и удобством использования различных цифровых форматов [Шарков, 2014].

Коммуникации в вербальной и невербальной форме

Вербальная и невербальная коммуникация являются основой взаимодействия между людьми. Они необходимы для того, чтобы люди могли понимать друг друга. Сочетание в коммуникации вербальных и невербальных средств повышает понимание и в целом эффективность коммуникации.

Эффективная профессиональная вербальная коммуникация включает в себя способность говорить свободно, быть кратким, но в то же время основательным, излучать уверенность и общаться в манере, соответствующей случаю. Стиль вербального общения, используемый на заседании правления, отличается от стиля вербального общения, подходящего для рабочего обеда, работы в качестве представителя службы поддержки клиентов или встречи с коллегой на мероприятии вне офиса. Важным компонентом эффективного вербального общения является способность слушать комментарии тех, с кем приходится общаться, и наблюдать за реакцией собеседника.

Вербальное общение подразделяется на межличностное общение и публичные выступления. Оно включает в себя нечто большее, чем просто разговорный язык. В данном случае вербальное включает в себя устное (аудиальное), визуальное (видимое), письменное и электронное общение, которое может осуществляться как в устной, так и письменной форме. При общении лицом к лицу как вербальное, так и невербальное общение пересекаются, потому что собеседник слышит не только используемые слова, но и тон говорящего, что дает возможность более точно идентифицировать и интерпретировать речь.

Невербальную коммуникацию можно разделить на несколько категорий: выражение лица, зрительный контакт, поза, голос, одежда (платье/одежда), цвет, запах, время и пространство. Невербальная коммуникация также включает в себя тон голоса и движения и положения тела.

Как вербальная, так и невербальная коммуникация состоят, по крайней мере, из трех компонентов. Это человек, который инициирует коммуникацию - сама коммуникация - человек, который получает информацию и вступает в коммуникацию. В речевом общении это говорящий, слова (контент), которые он использует, и слушатель. В письменной коммуникации это автор - написанный текст - читатель. В невербальной коммуникации примером может быть: улыбающийся человек - сама улыбка - человек, видящий улыбку.

Язык жестов несет в себе как невербальную, так и вербальную составляющие, поскольку он относится к категории визуальной коммуникации, построенной на основе языка.

Теория и практика профессиональной коммуникации

Профессиональная коммуникация опирается на теории из таких областей знания, как риторика, этика, психология, философия, социология и лингвистика.

Теория профессиональной коммуникации затрагивает:

* риторику, которая служит теоретической основой;

* техническое письмо, как форму профессиональной коммуникации;

* визуальную коммуникацию, которая также использует риторику в качестве теоретической основы для различных аспектов

создания визуальных эффектов;

* различные типы и виды коммуникаций.

Коммуникационные модели и уровни в профессиональной коммуникации

В крупных корпорациях коммуникационная сеть чаще идет сверху вниз, и поток информации соответственно направляется сверху вниз. Однако, метод коммуникации «сверху - вниз», хотя важен для

профессиональной коммуникации, не позволяет работникам нижестоящих ступеней полноценно общаться с вышестоящими органами, если не налажена обратная связь. Эффективная коммуникация между всеми сотрудниками повышает моральный дух сотрудников, что приводит к качественному участию в жизнедеятельности организации и улучшает как климат в коллективе, так и производительность труда.

Область деловой коммуникации тесно связана с техническими средствами коммуникации, хотя профессиональное общение

охватывает более широкий спектр возможностей.

Профессиональные коммуникаторы используют различные технические системы и устройства, что повышает интенсивность контактов в деловом мире. Использование новых медиа и коммуникативных цифровых технологий, включая современные дизайн-технологии, онлайн-взаимодействия, профессиональные презентации, профессиональные вебсайты и других средств становятся повседневной практикой в бизнес -коммуникациях [Шарков 2020].

Профессиональные коммуникаторы используют различные

стратегии и технологии для эффективного общения в различных сферах делового мира. Каждая из сфер взаимодействия в глобальной межкультурной коммуникации, а также в маркетинге, рекламе и связях с общественностью требует знаний, навыков и умений в техническом монтаже, теории композиции, видеопроизводстве, цифровых технологиях, издательской деятельности. Компетентные

коммуникационные навыки имеют решающее значение для профессиональной карьеры, потому что все профессии на разных уровнях непременно предполагают взаимодействие между заинтересованными коммуникантами [Шарков, Гостенина 2006].

Существует три уровня коммуникации: межличностная, медийная и масс-медийная. Личное общение - это когда один человек имеет дело с другим человеком. Медиакоммуникация - это промежуточный уровень, характеризующийся взаимодействием один на один на расстоянии, например, в телекоммуникациях «точка-точка» (телефон, радио, телеграф и т.д.). Массовая коммуникация (масс-медийная) предполагает направление контента неопределенной (с позиции отправителя информации). А разновидность средств массовой коммуникации -средства массовой информации - к тому же требуют периодичности размещения контента на своих носителях и обязательной регистрации средства в соответствующих государственных органах [Шарков, Силкин 2018].

Профессиональная коммуникация и культура

На профессиональное (впрочем, и бытовое) общение влияет культурная среда коммуникации, включающая культурную принадлежность самих участников. Даже в пределах одной страны

вербальная коммуникация одного региона страны может совершенно отличаться от другого используемыми символами (языком) в зависимости от местной культуры. Культурные концепции через совокупность невербальных символов также могут влиять на особенности коммуникации. Например, в Японии контроль за выражением лица и позой абсолютно необходим при общении подчиненного с руководством.

Профессиональная коммуникация охватывает широкий спектр риторических контекстов и ситуаций. Области изучения варьируются от повседневного письма на рабочем месте до педагогики и особенностей письма прошлых веков, от влияния новых медиа на коммуникативные практики до теории дизайна онлайн-обучения, от устных презентаций до использования веб-сайтов.

Развитие цифровой коммуникации и трансформация деловых коммуникаций

Цифровая коммуникация развивается так быстро, что требует серьезных усилий от профессионалов, чтобы не отставать от возможностей эффективного использования их в своей профессии. Социальные сети, электронная почта, блоги, текстовые сообщения, интернет-конференции, телеконференции - все это формы общения, которые эффективные профессионалы должны понимать и осваивать в той степени, в какой это требуется для общения в их профессиональной карьере. Электронная почта работает быстро и эффективно и дает возможность документировать сообщения, которые могут быть использованы в исторической ретроспективе. Цифровая связь - это путь в будущее. Каждый профессионал должен знать, какие виды цифровой коммуникации наиболее эффективны для выполнения тех или иных задач [König].

В 1990-х годах прошлого века провозглашали, что появление Интернета и электронных средств коммуникации, благодаря быстроте и открытости, резко облегчат профессиональные коммуникации, которые вытеснят все другие способы коммуникации. Однако далеко не все такие надежды сбылись. Пока внутренняя группа пользователей в сети была небольшой, обсуждения в ней продолжали нести классический характер. Однако по мере расширения круга коммуникантов и потока информации в социальных сетях появляется огромное количество сведений, практически не поддающихся полному их охвату пользователями [Александрова]. Рекламные объявления, новости о конференциях, лекциях, публикациях или о чем угодно рассеивались в необъемлемом интернет-пространстве. Большинство сетевых сообщений стали оставаться совершенно без комментариев. Таким образом, цифровая коммуникация смешивает границы между различными жанрами. В цифровой среде исчезают старые стандарты, иерархические структуры.

Блоги в сфере профессиональных коммуникаций

Рассмотрим особенности применения блогов в профессиональной коммуникации. От других публикаций блоги обычно отличаются рядом особенностей. Блоги - это публикации отдельных лиц или организаций, в которых по собственной инициативе размещаются сообщения разного размера и характера. Владелец или операторы блога сами, без дополнительного редакционного контроля, решают, какие сообщения они хотят опубликовать, которые они, составили сами или же воспользовались услугами копирайтеров. Блоги могут размещать сообщения регулярно, но большинство блогеров публикует тексты эпизодически. Они могут сопровождаться определенным исследовательским проектом с ограниченным сроком (например, на время подготовки и защиты диссертации) или быть созданы на постоянной основе.

Далеко не все блоги публикуют показатели просмотра страниц. Во многих из них доступные данные в основном не структурированы, следовательно, не всегда поддаются репрезентативной интерпретации. Данные о читательской аудитории журнальных эссе также отсутствуют, поэтому не поддаются объективному сравнению показателей и кейсов. До сих пор только частично решены вопросы долгосрочного архивирование блогов, хотя оно гарантировано на некоторых платформах. Многие блоги исчезают почти бесследно, просуществовав короткое время. Отмеченные признаки не всегда позволяют достоверно использовать блоги в профессиональной деятельности, требующей четкой репрезентации данных.

Блоги в научно-исследовательском процессе

В научно-исследовательском процессе блоги показывают субъективный мир жизни исследователей, тем самым проясняя общую субъективность науки и научных исследований. Разнообразие тем и форматов в блогах так же велико, как и их целевая позиция и авторство, поэтому их можно рассматривать как гибкий инструмент научного общения. Обычно различают разные типы блогов, создаваемых и используемых в научных целях:

• те, которые в первую очередь понимают себя как научный дневник, в котором отдельные исследователи пишут, чтобы сформировать свой собственный исследовательский процесс для себя;

• те, в которых авторы научно комментируют конкретный исследовательский проект или тему и, таким образом, ориентированы на профессиональные частичные публикации; и те, которые в первую очередь предназначены для публикации оригинальных исследований, которые, таким образом, заменяют другие издательские органы (например, журналы или монографии).

Системы блогов с предварительно настроенными инструментами редактирования (например, blogger.com среди прочего) или системы управления контентом (такие как Wordpress, Joomla, среди прочего) обеспечивают персонализированное присутствие в блогах. Например, Wordpress работает как программное обеспечение для ведения блогов, одновременно являясь платформой для личных блогов на самые разные темы. Также местные центры обработки данных в вузах и научных учреждениях часто предлагают фермы для ведения блогов, чтобы сотрудники университетов, в том числе студенты, могли открывать бесплатные научные блоги.

Среди самых известных немецкоязычных блогов в области исторических наук - такие предложения, как Клаус Граф, Ахим Ландвер, Вольфганг Шмале и Антон Тантнер1. При этом неудивительно, что некоторые из этих блогов также затрагивают темы цифровой гуманитарной науки и практики цифровых публикаций. Французский проект hypotheses.org, который является частью предложения OpenEdition, предоставляет обширные цифровые услуги в области гуманитарных и социальных наук. Немецкое ответвление проекта1, спонсируемое Немецким историческим институтом в Париже, в настоящее время является одной из самых успешных платформ научных блогов. Предложение предназначено для ученых гуманитарных и социальных дисциплин [Hohls, Rüdiger]. Каждый ученый на этой платформе2 может создать свой собственный блог.

В качестве еще одной формы цифрового профессионального общения следует назвать журналы блогов: технически они работают на основе блогов, но по содержанию они функционируют, как классические журналы. Здесь установлен алгоритм публикации, существует фиксированный круг редакторов, которые оценивают сообщения перед публикацией.

В настоящее время по всему миру существуют тысячи научно-гуманитарных блогов. Научный пользователь может объединить сообщения из многочисленных блогов на одной странице или составить списки ссылок на блоги. Например, тематические обзоры предоставляют глобальные перспективы по цифровой истории или

-5

страницы раннего современного в рамках проекта Planet History . А Планета Клио4 собирает разбросанные блоги, которые бывает трудно найти, и публикует их частично, чтобы облегчить доступ к ним. Здесь можно найти сообщения примерно из 25 исторических научных блогов на общей странице.

1 Https://guides.clo-online.de/guides/arbitsformen-und-technicen/kommunication-im-digatalen/2018

2 Https://hupothesses.org/blog-eroffen

3 Https://planethistory

4 Https://planet-clio

В последние годы научные блоги вызвали оживленные дебаты о методах публикации в гуманитарных науках и коммуникациях, связанных с исследовательскими процессами и результатами. Одна из тем обсуждения касается отношений между профессиональной и широкой общественностью, так как блоги публикуются через общедоступные вебсайты и не требуют прохода в библиотеку или даже платной подписки. Все это благоприятным образом улучшает связь между профессиональным сообществом и широкой общественностью.

В американском цифровом пространстве «ученый-блогер» вполне вписывается в общий и специальный сегмент цифрового пространства. Для немецкоязычных стран это не всегда однозначно. Например, немецкие ученые задаются вопросом: «Можно ли посоветовать собственный блог молодым женщинам-ученым и что там публиковать, а что, в свою очередь, нет?»1.

Создание собственного блога несет немалые затраты времени и риск слишком ранней публикации еще не защищенных тезисов и результатов исследований. Репутация сообщения, которое не было проверено вторично, является довольно сомнительной, что вызывает споры о необходимости и границах рецензирования. С другой стороны, также следует учитывать при представлении соответствующих исследований в блоге. На практике экспертная оценка по-прежнему неоспоримо необходима. Для будущей репутации блогов на научных порталах, безусловно, важно, как их редакции справляются с такими проблемами, как, например, плагиат текстов. Кроме того, тот факт, что некоторые блогеры остаются анонимными, также нуждается в дальнейшем обсуждении в контексте достоверности данных и научного авторитета в целом.

Социальные сети

Социальная сеть - это веб-сайт, который объединяет людей для взаимодействия, обмена идеями. В отличие от традиционных СМИ, сайты социальных сетей содержат контент, созданный сотнями или даже миллионами разных людей. Большинство сетей начинается с личного общения. Социальные сети помогают людям поддерживать связь со своими друзьями, а также являются простым способом узнать, чем занимаются другие люди. Они также используют для поиска интересующей информации в Интернете.

В зависимости от цели каждый пользователь может общаться в сети на крупных конференциях, проводимых профессиональными ассоциациями, или за чашечкой кофе с коллегой. Современный Интернет изменил способ установления и продолжения профессиональных отношений.

1 Https://guides.do-online.de/guides/arbitsformen-und-technicen/kommunication-im-digatalen/2018

Сеть для профессионалов - это деловая сеть, которая сочетает в себе онлайн деловые связи и реальные события. Новая возможность - это бизнес-сеть, построенная на инструменте генерации лидов, который соединяет вас с другими профессионалами и потенциальными клиентами.

Профессиональные сети можно разделить на три категории: операционные, личные и стратегические [Кириллина]. Операционные сети часто существуют внутри организаций. Они состоят из коллег, менеджеров, сотрудников, клиентов и поставщиков. Развитие позитивных и продуктивных отношений с этими людьми помогает преуспевать в своей деятельности с помощью сетей. Персональные сети существуют в разных организациях и областях. Личная сеть может включать друзей, бывших коллег, учителей и членов профессионального сообщества. Большинство людей используют личные сети при поиске новой работы. Стратегические сети охватывают компании и отрасли. Люди часто используют их для достижения более широкой цели, чем поиск новой работы. Например, социальный работник может обратиться к политическим лидерам в рамках своей стратегической сети с просьбой исправить политику, которая ставит клиентов в невыгодное положение [Шарков 2016]. Социальные работники получают выгоду от всех трех типов сетей, хотя начинающим специалистам следует сосредоточиться на развитии операционных и личных сетей.

Почти все пользователи обращаются к наиболее известным социальным сетям для разных целей, включая продвижения бизнеса. К таким относятся такие сети как Twitter, Facebook и Instagram. В данной статье мы не будем останавливаться на возможностях использования этих сетей в профессиональном бизнесе. Они преимущественно используются для связи с текущими и будущими клиентами по всем интересующим направлениям коммуникации.

Существуют специально сформированные социальные сети, которые преимущественно используются профессионалами.

LinkedIn как база профессиональных контактов

LinkedIn - это профессиональная сеть, которая позволяет вам знакомиться с другими профессионалами и сотрудничать с ними. Эта социальная сеть представляет собой выверенную рыночную стратегию, наложенную на «сетевую» концепцию. Изначально созданная в помощь кадровым агентствам, социальная сеть превратилась в огромное сообщество профессиональных сотрудников и рекрутеров. Коммерческий успех LinkedIn является закономерным следствием грамотного подхода к построению сети и монетизации трафика. Для конечного пользователя (профессионала в своей отрасли, а не случайного прохожего) LinkedIn представляет собой идеальную базу для установления/поддержания контакта с коллегами и, конечно же, поиска работодателя. В первую очередь, следует отметить продуманную систему рекомендаций, которая

позволяет оперативно оценить профессиональные качества кандидата, опираясь на мнения его партнеров и коллег. В то время как LinkedIn претендует быть лидером в социальных сетях для профессионалов, существует множество других сетей, которые позволяют создавать сообщества и сети по-разному.

Основные социальные сети, предоставляющие различные возможности осуществления деловых коммуникаций

Опишем основные социальные сети, на которые следует обратить внимание профессионалам разной сферы деятельности.

Xing - деловая Европа

Для тех, кто ищет работу или деловых партнеров в европейских странах, можно порекомендовать сервис Xing. Как и LinkedIn, он представляет собой специализированную деловую социальную сеть, в которой можно установить контакты с бизнесменами и профессионалами из всех стран мира. Но больше всего пользователей у Xing именно в Европе, особенно в Германии, Австрии и Швейцарии. Всего же сервисом пользуется несколько десятков миллионов человек. Основной акцент в Xing сделан на установлении деловых контактов между пользователями, как через личное общение, так и с помощью тематических групп. Сайт также имеет полный набор функций для поиска работы — компании публикуют в сервисе информацию о вакансиях, на которые можно откликнуться, отправив рекрутерам свой социальный профайл. Впрочем, поиск сотрудников - не единственная функция Xing, доступная компаниям. Организации могут создавать с помощью социальной сети собственные закрытые корпоративные платформы, предназначенные для внутреннего документооборота и общения сотрудников.

AngelList - все для стартапов

С точки зрения человека, только начинающего предпринимательскую деятельность, большинство деловых сервисов имеют один серьезный недостаток - они предназначены для уже состоявшихся специалистов и действующих бизнесов. Но существуют и сети, помогающие в запуске новых проектов. Одним из самых популярных подобных сервисов является AngelList. Этот сервис представляет собой удобную площадку для общения людей, связанных с миром стартапов: основателей компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций, самих инвесторов, ищущих интересные проекты, а также специалистов, желающих найти работу в только начинающемся бизнесе.

Gadball - это альтернатива LinkedIn, которая включает создание профиля и резюме, а также поиск работы. Gust объединяет стартапы с большим пулом инвесторов по всему миру, чтобы помочь привлечь финансирование на ранней стадии. Meetup - это сетевой веб-сайт для поиска групп единомышленников и возможностей для встреч на местном

уровне. Beyond помогает миллионам профессионалов общаться друг с другом и находить работу для продвижения по карьерной лестнице.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сетевые возможности осуществления деловой коммуникации в России

Для того, чтобы найти деловых партнеров внутри России с помощью интернета, бизнесменам необязательно искать российских пользователей на зарубежных сервисах. Сайты с аналогичным функционалом действуют и на рынке России. Одним из наиболее развитых и популярных сервисов является созданная Сбербанком сеть «Деловая среда».

«Деловая среда» предлагает большой набор образовательных, банковских и других услуг для сопровождения бизнеса. Сервис предназначен исключительно для людей управляющих собственным бизнесом или только планирующих основать собственную компанию. Его особенностью является то, что, кроме непосредственно деловой сети, сервис предлагает большой набор дополнительных услуг: образовательных, банковских и других [Zheng].

Пользователи могут найти в «Деловой среде» обучающие материалы, как для опытных предпринимателей, так и для людей, только начинающих знакомиться с миром бизнеса. На базе сервиса действует целая школа бизнеса, в которой есть и платные, и бесплатные курсы по финансам, маркетингу, интернет-торговле и другим дисциплинам. Сервис также регулярно устраивает различные мероприятия, большинство из которых проходит в формате онлайн-семинаров. На них участники могут подробно познакомиться с различными аспектами ведения бизнеса в отдельных сферах, узнать у экспертов тонкости привлечения инвестиций или организации сетей сбыта, а также получить ответы на многие другие вопросы.

Деловая сеть «Russian Business» (RB) является одним из разделов портала www.rb.ru, предназначенного, по словам его создателей, для «широкой офисной аудитории»: специалистов, менеджеров среднего звена, руководителей любого уровня. Отдавая должное весьма высокому уровню самого портала, функциональность делового сообщества RB вызывает сомнения [Hickman]. В первую очередь, нарекания вызывает интерфейс с низким уровнем usability. Как следствие - ресурс не может похвастать приемлемой пользовательской базой, профессиональные форумы также находятся в запустении. Таким образом, RB можно рассматривать исключительно в качестве придатка к основным разделам портала.

Если говорить о структурировании российской аудитории сообщества, то в пятерку наиболее популярных отраслей попадают: «Консалтинг», «Информационные технологии», «Потребительские товары повседневного спроса», «Дистрибьюция, оптовая торговля» и «Розничная торговля». Мы глубоко убеждены, что при грамотном руководстве этот ресурс мог бы стать однозначным лидером в русскоязычном сегменте

деловых социальных сетей и представлять собой реальную конкуренцию Linkedln.

Заключение

Цифровизация позволяет активнее использовать цифровые коммуникации в бизнесе и в научно-исследовательском процессе. Клаус Граф, вероятно, нацелен на отражение собственных исследований, когда провокационно заявляет: «Ученый, который не ведет блог, - плохой ученый»1. Основной принцип модерируемых списков рассылки с активным участием всех пользователей при одновременном редакционном контроле по-прежнему остается доминирующей моделью, но все чаще дополняется другими формами обмена в блогах и сетях.

Эпидемия коронавируса изменила как траекторию, так и скорость цифровой трансформации и, вероятно, продолжит это делать и в последующие годы. Тенденции и новые приоритеты, стоящие перед организациями всех размеров, которые мы наблюдали в 2020-2021 гг., будут определять направленность, решения и инвестиции в цифровые технологии.

В условиях пандемии цифровая дистанционная коммуникация стала единственным жизнеспособным вариантом для многих компаний, особенно в районах со строгой изоляцией от коронавируса. Даже по мере того, как экономика постепенно восстанавливается и сотрудникам разрешается возвращаться к офф-лайн работе, компании по-прежнему будут защищать своих сотрудников от возможных вспышек короновируса. Многие крупные технологические компании, такие как Google и Facebook, уже расширили список работ в домашних условиях. Также небольшие компании проявляют гибкость в использовании цифровых каналов коммуникации.

Частью того, что сделало это возможным, стало быстрое развертывание и развитие интеллектуальных технологий работы на дому. Уже многие ознакомились с платформами Zoom, Webex и Microsoft. Эти и другие в этой категории (8x8, RingCentral, Pexip, Poly) демонстрируют взрывной рост в использовании и разработке, что делает их более простыми и безопасными. Тем не менее, мы наблюдаем значительный рост в развертывании устройств WFH, что привело к росту продаж ПК, а также инвестициям в новые безопасные подключения, такие как SD-WAN в масштабе, чтобы обеспечить улучшенное подключение к офису, а также гибкость, для которой VPN не так хорошо подходит. Теперь, когда компании лучше оснастили сотрудников инструментами и технологиями, чтобы быть более продуктивными, несмотря на физическое расстояние, будут достаточно успешно

1 Https://guides.clo-online.de/guides/arbitsformen-und-technicen/kommunication-im-digatalen/2018

осуществлять дистанционные технологии индивидуального и коллективного взаимодействия.

Источники

Александрова Л. Ю. (2021). Потенциал информационного маркетинга в цифровой экономике // Социальная реальность виртуального пространства: Материалы III Международной научно-практической конференции, Иркутск, 20 сентября 2021 года /Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск: Иркутский государственный университет. С. 244-249.

Кириллина Н.В. (2021). О роли пользователя и фрагментации сети//Коммуникология. Том 9. №2. С.41-50.

Рюмшин С.А., Юдин В.И. (2015). Медиация-социальное взаимодействие в преодолении противоречий через компромисс // Этносоциум и межнациональная культура. № 10 (88). С. 45-51. 0,38 п.л.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства//Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107.

Шарков Ф.И., Гостенина В.И. (2006). Технологии рекламы. Москва. Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.

Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии//Коммуникология. Том 6. №4. С.13-26.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение//Коммуникология. Том №3. С.52-62.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: монография /Ф.И. Шарков, В.В. Силкин; под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 304 с.

Hohls, Rüdiger, (2007). Geschichte - Computer - Internet: Die latente Informatisierung einer Disziplin.In: Middell, Matthias (Hrsg.), Dimensionen der Kultur- und Gesellschaftsgeschichte, Leipzig, pp. 354-391, hier: P. 369.

Integration of Digital Tools into the Mathematics Classroom: A Challenge for Preparing and Supporting the Teacher' International Journal for Technology in Mathematics Education, July. Younie and Leask. 'Implementing learning platforms in schools and universities: Lessons from England and Wales' Technology, Pedagogy and Education, July 2013.

König, Mareike, (2015). Herausforderung für unsere Wissenschaftskultur: Weblogs in den Geisteswissenschaften, in: Schmale, Wolfgang (Hrsg.), Digital Humanities. Praktiken der Digitalisierung, der Dissemination und der Selbstreflexivität, Stuttgart, pp. 57-74, hier: S. 62. (нем.)

Burnett Rebecca, Dusenberry Lisa, Frazee Andy, Robinson Joy, Weaver Rebecca (2014). «Communicating as a Professional» in: Humanistic Perspectives in a Technological World, ed. Richard Utz, Valerie B. Johnson, and Travis Denton (Atlanta: Georgia Institute of Technology.

Reed, P., Hughes, A., Phillips, G., (2013). Rapid recovery in sub-optimal readers in Wales through a selfplaced computer-based reading programme. British Journal of Special Education. Vol 40. No 4. Dec, 162-166.

Smith, S.U. (2014). Frameworks Shaping an Online Professional Development Program for K-12 Teachers of ELLs: Toward Supporting the Sharing of Ideas for Empowering Classroom Teachers Online. TESOL Journal 5, 444-464.

Tseng, F.-C., Kuo, F.-Y. (2013). A study of social participation and knowledge sharing in the teachers' online professional community of practice. Computers & Education 72, 37-47. Urban-Woldron. H.

Wollert Hickman, D. (2014). Audience analysis: Primary, secondary, and hidden audiences. Retrieved from http://writingcommons.org/index.php/2013-12-30-04-56-15/2014-02-04-20-46-53/audience-analysis-primary-secondary-and-hidden-audiences

Zheng, B. et al. (2014). Laptop Use, Interactive Science Software, and Science Learning Among At-Risk Students. Journal of science education and technology. VOL. 23 No. 4, 591-603.

New digital technologies in professional communication Kireeva O.F., Sharkov F.I.

Abstract: The practice of professional communication is developing faster today than the theory of professional communication is being formed. Today, professional communication has expanded to include various formats of digital technologies. Competent communication skills are vital for any professional career, because all professions involve communication and the use of various forms of communication to one degree or another.

One of the forms of verbal professional communication is a public speech or an official presentation in front of a group of people. To be an effective speaker, a professional must be ready to communicate with a different group of people, thereby preparing a speech so that it corresponds to the audience. Professional speech should be well organized and thought out, capable of convincing the listener and pronounced in the most accessible form for this particular audience. Professionals effectively use all forms of grammar and punctuation to give their oral or written speech the appropriate meaning.

There are many types of written communication, including writing: letters, notes, project plans, articles for various audiences; preparation of scientific and technical reports, publication of research results; publication of flyers, posters, magazines. Each of these types of professional written communication requires communicants to have various technical and literary skills.

Mailing lists have not been the only digital tool of professional communication for a long time. They are complemented by many other ways in which communicators can communicate using a digital format. Professional communication on the Internet has intensified in recent years through the use of blogs. In recent years, they have provoked lively debates in various areas, including fundamental scientific fields and communication in various spheres of life.

In the professional sphere, large social media platforms such as Twitter and Facebook are actively used. Separate thematic Facebook groups have several thousand participants who exchange relevant information. Communications are also used without their own web presence in free associations organized on the initiative of individual organizations or individuals.

New digital media have eliminated many obstacles to the dissemination of information, facilitated active participation in professional activities.

Keywords: new digital technologies, professional communication, network communications, blogs

For citation: Kireeva O.F. Sharkov F.I., New Digital Technologies in Professional Communication//Communicology: electronic scientific journal. 2021. Vol. 6. No 2. C.45-62.

Inf. about the authors: Sharkov Felix Izosimovich, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Sociology of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Head of the Department of Public Relations and Media Policy of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA. Address: 119606, Moscow, Vernadsky Ave., 684. E-mail: sharkov_felix@mail.ru; Kireeva Olga Feliksovna, Candidate of

Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Information Process

Management of IGSU RANEPA. Address: 84 Vernadsky Avenue, p. 6, Moscow,

119571, Russia. E-mail: kirolga08@list.ru

Received: 03.20.2021. Accepted: 06.28.2021. References

Alexandrova L. Yu. (2021). The potential of information marketing in the digital economy. In: Social reality of virtual space: Materials of the III International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, September 20, 2021 / Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk: Irkutsk State University. pp. 244-249.

Hohls, Rüdiger (2007). Geschichte - Computer - Internet: Die latente Informatisierung einer Disziplin, in: Middell, Matthias (Hrsg.), Dimensionen der Kultur- und Gesellschaftsgeschichte, Leipzig, S. 354-391, hier: S. 369.( In German).

Integration of Digital Tools into the Mathematics Classroom: A Challenge for Preparing and Supporting the Teacher' International Journal for Technology in Mathematics Education, July. Younie and Leask. 'Implementing learning platforms in schools and universities: Lessons from England and Wales' Technology, Pedagogy and Education, July 2013.

Kirillina N.V. (2021). On the role of the user and network fragmentation //Communicology.. Volume 9. No. 2. pp.41-50. (In Rus.).

König, Mareike (2015). Herausforderung für unsere Wissenschaftskultur: Weblogs in den Geisteswissenschaften, in: Schmale, Wolfgang (Hrsg.), Digital Humanities. Praktiken der Digitalisierung, der Dissemination und der Selbstreflexivität, Stuttgart,S. 57-74, hier: S. 62. (In German).

Rebecca Burnett, Lisa Dusenberry, Andy Frazee, Joy Robinson, Rebecca Weaver (2014). «Communicating as a Professional» in: Humanistic Perspectives in a Technological World, ed. Richard Utz, Valerie B. Johnson, and Travis Denton (Atlanta: Georgia Institute of Technology,).

Reed, P., Hughes, A., Phillips, G. (2013). Rapid recovery in sub-optimal readers in Wales through a selfplaced computer-based reading programme. British Journal of Special Education, Vol 40 No 4 Dec, 162-166.

Ryumshin S.A., Yudin V.I. (2015). Mediation-social interaction in overcoming contradictions through compromise. In: Ethnosocium and interethnic culture. No. 10 (88), pp. 45-51. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media space. In: //Polic. Political studies. No. 5, pp. 97-107. (In Rus.).

Sharkov F.I., Gostenina V.I. (2006). Advertising technologies. Moscow. Ser. IM To / International. acad. business and management. (In Rus.).

Sharkov F.I. Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologies//Communicology. Vol. 6. No.4, pp.13-26.

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension//Communicology. Tom. No. 3, pp.5262. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2018). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communication: monograph /F.I. Sharkov, V.V. Silkin; under the general editorship of F.I. Sharkov. M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co.». 304 p. (In Rus.).

Smith, S.U. (2014). Frameworks Shaping an Online Professional Development Program for K-12 Teachers of ELLs: Toward Supporting the Sharing of Ideas for Empowering Classroom Teachers Online. TESOL Journal 5, 444-464.

Tseng, F.-C., Kuo, F.-Y. (2013). A study of social participation and knowledge sharing in the teachers' online professional community of practice. Computers & Education 72, 37-47. Urban-Woldron. H.

Hickman Wollert, D. (2014). Audience analysis: Primary, secondary, and hidden audiences. Retrieved from_http://writingcommons.org/index.php/2013-12-30-04-56-15/2014-02-04-20-46-53/audience-analysis-primary-secondary-and-hidden-audiences

Zheng, B. et al. (2014). Laptop Use, Interactive Science Software, and Science Learning Among At-Risk Students. Journal of science education and technology. Vol. 23 No. 4, 591-603.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.