Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КУЛЬТУРЫ: (КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)'

НОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КУЛЬТУРЫ: (КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции специалистов хореографов / модель компетенций / развитие модели навыков / специфика подготовки кадров в сфере культуры / digitalization of the economy / level of digitalization of regions / digitalization index / digital development

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Калдыбаева А. С.

Статья посвящена аспектам подготовки студентов-хореографов с учетом их современных требований на рынке труда. Изучены вопросы развития методик и показателей подготовки специалистов вузе на основе педагогической модели. Представлены и проанализированы генезис и современное состояние проблемы профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы. Рассмотрены последние изменения в социальной структуре общества, а также развитием новых технологий и потребностями в компетенциях специалистов, которые способны оперативно адаптироваться к быстроменяющимся условиям и требованиям. Подробно затронуты аспекты нормативной базы – отмечено, что основные требования изложены Министерством в сфере науки и образования России по формированию компетенций, тогда как компетентностной модели четко не сформулировано, что требует дальнейшей проработки на уровне терминологического анализа в этой области. В результате проведено обобщение представленных методик и показателей компетентностной модели, выявлены положительные и отрицательные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VALUE GUIDELINES IN THE PREPARATION OF CULTURAL UNIVERSITY GRADUATES: (RESEARCH CONCEPT)

The article is devoted to aspects of training student choreographers, taking into account their modern requirements in the labor market. The issues of development of methods and indicators for training university specialists based on the pedagogical model have been studied. The genesis and current state of the problem of professional competence of teachers in the sociocultural sphere are presented and analyzed. The latest changes in the social structure of society, as well as the development of new technologies and the needs for the competencies of specialists who are able to quickly adapt to rapidly changing conditions and requirements are considered. Aspects of the regulatory framework are touched upon in detail it is noted that the main requirements are set out by the Ministry of Science and Education of Russia for the formation of competencies, while the competency model is not clearly formulated, which requires further elaboration at the level of terminological analysis in this area. As a result, a generalization of the presented methods and indicators of the competency model was carried out, positive and negative aspects were identified

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КУЛЬТУРЫ: (КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Научная статья УДК 37.035

DOI: 10.24412/cl-37031 -2024-2-133-140

НОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КУЛЬТУРЫ: (КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Калдыбаева А. С. 1 2

1 Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актюбинск, Казахстан

ai_ni_dance@mail. ru

Аннотация: Статья посвящена аспектам подготовки студентов-хореографов с учетом их современных требований на рынке труда. Изучены вопросы развития методик и показателей подготовки специалистов вузе на основе педагогической модели. Представлены и проанализированы генезис и современное состояние проблемы профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы. Рассмотрены последние изменения в социальной структуре общества, а также развитием новых технологий и потребностями в компетенциях специалистов, которые способны оперативно адаптироваться к быстроменяющимся условиям и требованиям.

Подробно затронуты аспекты нормативной базы - отмечено, что основные требования изложены Министерством в сфере науки и образования России по формированию компетенций, тогда как компетентностной модели четко не сформулировано, что требует дальнейшей проработки на уровне терминологического анализа в этой области. В результате проведено обобщение представленных методик и показателей компетентностной модели, выявлены положительные и отрицательные аспекты.

Ключевые слова: компетенции специалистов хореографов, модель компетенций, развитие модели навыков, специфика подготовки кадров в сфере культуры.

NEW VALUE GUIDELINES IN THE PREPARATION OF CULTURAL UNIVERSITY GRADUATES:

(RESEARCH CONCEPT)

Kaldybaeva A. S. 1 2

1Aktobe Regional University named after K. Zhubanov, Aktyubinsk, Kazakhstan

2

ai_ni_dance@mail. ru

Abstract. The article is devoted to aspects of training student choreographers, taking into account their modern requirements in the labor market. The issues of development of methods and indicators for training university specialists based on the pedagogical model have been studied. The genesis and current state of the problem of professional competence of teachers in the sociocultural sphere are presented and analyzed. The latest changes in the social structure of society, as well as the development of new technologies and the needs for the competencies of specialists who are able to quickly adapt to rapidly changing conditions and requirements are considered.

Aspects of the regulatory framework are touched upon in detail - it is noted that the main requirements are set out by the Ministry of Science and Education of Russia for the formation of competencies, while the competency model is not clearly formulated, which requires further elaboration at the level of terminological analysis in this area. As a result, a generalization of the presented methods and indicators of the competency model was carried out, positive and negative aspects were identified.

Keywords: digitalization of the economy, level of digitalization of regions, digitalization index, digital development.

Введение

Модернизация профессионального образования в России, активно входящей в мировое образовательное сообщество, требует разработки научно-технологического обеспечения инновационных преобразований, происходящих в системе высшего хореографического образования, в целях достижения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В концепции художественного образования РФ особое значение уделено подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к самостоятельному осмыслению и творческой трактовке художественных процессов и явлений, готового к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Целью нашей статьи является изучение компетентностной модели подготовки студентов-хореографов, как важного инструмента развития профессиональных навыков и непрерывного повышения квалификации в данной области искусства, построенной на комплексном подходе к обучению, который позволяет студентам овладеть всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками

для успешной карьеры в области хореографии и включающей в себя многозадачность ее компонентов [1].

В данных условиях возрастают требования к качеству подготовки творческих специалистов в вузах культуры и искусств. В соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации (ИСО) качество подготовки рассматривается как комплекс приобретенных в процессе обучения профессиональных и личностных характеристик специалиста. Изучение состояния образовательной хореографической практики показывает, что сегодня в профессиональном становлении будущих специалистов задача развития личности рассматривается как приоритетная, что предполагает тесную взаимосвязь фунда-ментализации, гуманизации, профессионализации с целью формирования инновационных подходов к организации образовательного процесса в вузах культуры и искусств. Взаимосвязь личностного, творческого и профессионального становления имеет принципиальное значение, так как собственная личность специалиста выступает в качестве инструмента его творческой хореографической деятельности, обеспечивает готовность к достижению социальной, личностной и деятельностной зрелости на основе собственной творческой активности, самосовершенствования и самоосуществления.

Специфика профессионального и личностного становления

К настоящему моменту с 2020 гг. обсуждение и исследование проблем профессионального и личностного становления специалиста приобрело универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на многостороннее изучение данных процессов. Но при этом незначительное внимание уделяется развитию хореографической педагогики, повышению эффективности формирования личностных и профессионально-творческих качеств выпускников-хореографов, выявлению внутренних связей данных процессов с саморазвитием личности, недостаточно активизируются и используются внутренние индивидуальные ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал. Существующая образовательная среда вуза не способствует полноценной самореализации студентов-хореографов в учебно-профес-сиональной деятельности. Соответственно, процесс их про-

фессионально-творческого становления происходит спонтанно, интуитивно, непрогнозируемое (а следовательно, неэффективное), что свидетельствует, прежде всего, о недостаточном использовании внутренних возможностей студента и культурно-образовательной среды вузов культуры и искусств. Все более острыми становятся противоречия:

- между возросшими объективными требованиями современного общества к повышению уровня профессиональной компетентности специалиста-хореографа и реальным состоянием профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств, не отражающих в должной мере необходимость мобильного реагирования выпускника на изменения социально-культурной среды;

- между сложившейся моделью высшего хореографического образования, отличающейся ограниченностью возможностей выбора содержания, образовательных траекторий, форм повышения образовательного уровня и необходимостью эффективной реализации индивидуальных ресурсов личности студента-хореографа;

- между нарастающей потребностью в непрерывном профессионально-творческом становлении личности специалиста-хореографа и отсутствием концептуальных основ, раскрывающих сущностные признаки, механизмы, пути и условия реализации данного феномена в вузах культуры и искусств;

- между узкой компетентностью, доминированием предметноцентриро-ванного хореографического образования; традиционным опытом организации познавательной деятельности, ограничивающей образовательные возможности личности, и реальной потребностью студента-хореографа в интегрированных знаниях, создающих основу для комплексного решения проблем профессионально-творческого становления.

Определяющее значение в теоретико-методологическом плане имели положения и выводы, раскрывающие общие закономерности педагогического процесса в высшей школе, моделях личности специалиста, соответствующих образовательных технологиях В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Е.П. Бело-зерцев, A.A. Вербицкий, Л.С. Зорилова, И.Ф. Исаев, Н.Е. Мажар, Л.Н. Макарова, П.И. Образцов, Е.Г. Силяева, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, И.А. Шаршов и др.; системного исследования проблем высшего художественного образования (Н.С. Боголюбов, Л.В. Ершова, В.В. Корешков, B.C. Кузин, КН. Ростовцев,

A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов и др.); проектирования и управления образовательными системами (A.A. Аронов, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Л.И. Новикова, A.A. Орлов, М.М. Поташник, Ю.П. Сокольникова, Л.Ф. Спирин,

B.C. Чудный и др.); современные исследования измерения качества образования в русле интеграции в мировое образовательное пространство (В.И. Байден-ко, В.Ф. Зива, И.А. Зимняя, H.A. Селезнева, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, A.B. Ху-торский и др.). Совокупность данных идей базируется на интеграции достижений общественных, естественных и гуманитарных наук, которые познают и преобразуют социокультурную практику с учетом всех реальных ее изменений, позволяют объективно подойти к исследованию и конструктивному решению проблемы профессионально-творческого становления хореографа в вузе [4].

Весьма ценными для нашего исследования явились работы, посвященные профессиональной подготовке специалистов сферы культуры и искусства, в том числе формированию творческой личности. К ним относятся труды:

A.A. Аронова о ценностных основах профессионального обучения; Л.С. Зори-ловой о значении творчества и духовности в профессиональном развитии личности; Э.Б. Абдуллина, Н.К. Баклановой, O.A. Блоха, Л.С. Майковской в области музыкальной педагогики; Т.И. Баклановой, В.А. Волобуева в области художественной культуры; труды А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой,

B.Г. Кузнецова, В:П. Подвойского, B.C. Садовской, Т.В. Христидис, В.М. Чи-жикова, H.H. Ярошенко и др., посвященные проблемам совершенствования профессионального образования, эффективных технологий и моделей обучения специалиста сферы культуры, профессионального самоопределения личности в творческой деятельности. В компетентностной моделе подготовки студентов-хореографов к настоящему времени нами выделены следующие научные подходы современных авторов, среди них: проблемы организации профессионально-педагогической подготовки балетмейстера (В.Ю. Никитин); психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной готовности, развития художественного потенциала, педагогических качеств педагога-хореографа (Ю.В. Богачева, А.И. Борисов, Ю.А. Герасимова, Т.И. Калашникова, Л.А. Телегина); управления развитием творческого мышления (Г.В. Бурцева); обоснованы условия формирования творческой активности, создания имиджа студентов-хореографов (В.В. Королев, А.Б. Череднякова) [3]. Как показывает проведен-

ный анализ научных трудов в педагогике хореографического образования проблеме профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузах культуры и искусств специального внимания практически не уделялось: отсутствует теоретико-методологическое обоснование его интегральной сущности, не определены компетенции выпускника-хореографа, не обоснованы механизмы, обеспечивающие интенсификацию индивидуальных ресурсов личности и вузовской среды, не разработан критериальный аппарат, не определены педагогические условия, тенденции и принципы его эффективной реализации, т. е. не создана целостная концепция профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузе.

Генезис и современное состояние проблемы профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы

В 2020 г. с учетом требований Министерства образования и науки России профессиональная компетентность педагогов социокультурной сферы стала одной из главных проблем в современном образовании. Это обусловлено изменениями в социальной структуре общества, развитием новых технологий, а также потребностью в компетентных специалистах, способных адаптироваться к быстроменяющимся условиям и требованиям. Генезис данной проблемы можно проследить до времен формирования педагогической системы как таковой. В начале XX века педагогическое образование было ориентировано на подготовку учителей для школ, целью которых было передать знания детям и подготовить их к работе [2]. Однако современном роль педагога изменилась. Современные педагоги социокультурной сферы работают с различными категориями людей - детьми и взрослыми, выпускниками школ и студентами, а также людьми из разных социальных и культурных групп. Современная проблема профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы связана с тем, что их работа требует гораздо больше, чем просто передача знаний. Более того, работа с поколением Ъ накладывает дополнительные требования к передаче не только знаний, но и навыков. Межпредметные связи между методикой преподавания и психологией также необходимо учитывать при подготовке нового поколения специалистов. Они должны быть способны анализировать сложные социокультурные ситуации, решать конфликты и преодолевать преграды, а также развивать у учеников навыки, необходимые для успешного

функционирования в современном обществе. К ним относят возможность передачи критического творческого мышления, умение работать в неопределенности и выстраивать не только тактические, но и стратегические задачи развития. Однако многие педагоги социокультурной сферы. Однако многие педагоги социокультурной сферы не имеют достаточного набора компетенций, чтобы справиться с разнообразными задачами, стоящими перед ними [5,6]. Это может быть связано как с недостаточной подготовкой на уровне высшего профессионального образования, так и с отсутствием возможностей для профессионального развития и повышения квалификации. Для решения проблемы профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы необходимо предпринять ряд мер. Прежде всего, системы высшего образования должны обновлять программы подготовки педагогов, внедрять новые методики обучения и практики, а также развивать способности студентов к самостоятельному критическому мышлению и решению проблем. Кроме того, педагоги должны иметь возможность профессионального развития и повышения квалификации в течение всей своей карьеры. Это может быть достигнуто через проведение специализированных тренингов, участие в конференциях и семинарах, а также обмен опытом с коллегами.

Заключение

Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Компетентностная модель подготовки студентов-хореографов является важным инструментом развития профессиональных навыков и непрерывного повышения квалификации в данной области искусства. Она основана на комплексном подходе к обучению, который позволяет студентам овладеть всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками для успешной карьеры в области хореографии.

2. Методика подготовки специалистов - хореографов должна выстраиваться с учетом межпредметных компонентов и специфики знаний работы с поколением 7.

3. В силу масштабности требований к квалификации специалистов нельзя не учитывать социокультурные и внешние культурные связи между субъектами образовательных технологий в сфере культуры и искусства.

Библиографический список

1. Манжелес Л. В. Реализация интегративного подхода в процессе подготовки педагогов-хореографов в вузах культуры // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2 (220). С. 33-40.

2. Юрьева М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т13. С. 89-99.

3. Филановская Т. А. Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа // Высшее образование в России. 2020. № 11.С. 144-149.

4. Селезнева Н. А. Компетентностная модель выпускника хореографа в интеграционных связях с современным развитием общества // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 50-54.

5. Макарова Л. Н. Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2-1(104). С. 18-113.

6. Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.