Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА'

КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Татьяна Сергеевна

Профессиональная компетентность руководителя хореографического коллектива представляет собой единый комплекс взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой отдельных видов компетентностей, каждая из которых требует осмысленного подхода к процессу их формирования, становления и развития. Представленные результаты анализа современных исследований в области совершенствования профессиональной подготовки будущих руководителей хореографического коллектива к профессионально-педагогической деятельности доказывают, что реализация идей компетентностного подхода в современном хореографическом образовании есть эталон качественной подготовки специалиста, главной целью которого становится формирование профессионально-компетентного руководителя хореографического коллектива. Художественно-творческая компетентность руководителя хореографического коллектива является важной составляющей его целостной профессиональной компетентности, которая характеризуется совокупностью сформированных специальных компетенций и качеств его личности, необходимых для решения профессионально-творческих задач. Изучение специфики художественно-творческой деятельности, этапов работы балетмейстера над созданием и постановкой композиции танца входит в число задач исследования. По результатам исследования, раскрывающих многоаспектность творческих процессов создания хореографического произведения «от замысла к воплощению» и характеризующихся недостаточной разработанностью формирования художественно-творческой компетентности руководителя хореографического коллектива выявлены основные композиционно-постановочные компетенции: определены актуально значимые структурные компоненты и раскрыты сущностные характеристики. Сделан вывод о том, что область обучения созданию композиции танца и ее постановки мало изучена, а формирование композиционно-постановочных компетенций - это одна из основных задач, стоящая перед преподавателями специальных дисциплин вузов культуры и искусств. Представленные результаты исследования в рамках данной статьи имеют целью использования соответствующих данных как для профессионально-педагогической работы педагогического состава: определение принципов формирования структурных компонентов; выявление и внедрение необходимых педагогических условий; разработки критериев и показателей для диагностики сформированности композиционно-постановочных компетенций, так и для учебной деятельности студентов - будущих специалистов в процессе создания композиции и постановки танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенко Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL AND PRODUCTION COMPETENCE OF THE HEAD OF THE CHOREOGRAPHIC TEAM

The professional competence of the head of the choreographic collective is a single complex of interdependent and inextricably linked individual types of competencies, each of which requires a meaningful approach to the process of their formation, formation and development. The presented results of the analysis of modern research in the field of improving the professional training of future leaders of the choreographic collective for professional pedagogical activity prove that the implementation of the ideas of a competency-based approach in modern choreographic education is the standard of high-quality training of a specialist whose main goal is the formation of professional competent leader of the choreographic team. The artistic and creative competence of the leader of the choreographic collective is an important component of his holistic professional competence, which is characterized by the totality of the former special competencies and the qualities of his personality necessary for solving professional and creative tasks. The study of the specifics of artistic and creative activity, the stages of the work of the baletmeister on the creation and formulation of the dance composition is among the objectives of the study. According to the results of the study, revealing the multifacetedness of the creative processes of creating a choreographic work «from concept to implementation» and characterized by insuficient development of the artistic and creative competence of the head of the choreographic collective, the main compositional and production competencies were identified: actual significant structural components and essential characteristics are disclosed. It is concluded that the field of learning to create a dance composition and its staging has been studied a little, and the formation of compositional and production competencies is one of the main tasks facing teachers of special disciplines of universities of culture and art. The presented research results within the framework of this article are intended to use the relevant data as for the professional pedagogical work of the teaching sta : determining the principles for the formation of structural components; identification and implementation of the necessary pedagogical conditions; development of criteria and indicators for diagnosing the formation of compositional and stage-setting competencies, as well as for educational activities of students - future specialists in the process of creating compositions and staging the dance.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

УДК 793.3:378.14

Т. С. Борисенко

Композиционно-постановочные компетенции руководителя хореографического коллектива

Профессиональная компетентность руководителя хореографического коллектива представляет собой единый комплекс взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой отдельных видов компетентностей, каждая из которых требует осмысленного подхода к процессу их формирования, становления и развития. Представленные результаты анализа современных исследований в области совершенствования профессиональной подготовки будущих руководителей хореографического коллектива к профессионально-педагогической деятельности доказывают, что реализация идей компетентностного подхода в современном хореографическом образовании есть эталон качественной подготовки специалиста, главной целью которого становится формирование профессионально-компетентного руководителя хореографического коллектива. Художественно-творческая компетентность руководителя хореографического коллектива является важной составляющей его целостной профессиональной компетентности, которая характеризуется совокупностью сформированных специальных компетенций и качеств его личности, необходимых для решения профессионально-творческих задач. Изучение специфики художественно-творческой деятельности, этапов работы балетмейстера над созданием и постановкой композиции танца входит в число задач исследования. По результатам исследования, раскрывающих многоаспектность творческих процессов создания хореографического произведения «от замысла к воплощению» и характеризующихся недостаточной разработанностью формирования художественно-творческой компетентности руководителя хореографического коллектива выявлены основные композиционно-постановочные компетенции: определены актуально значимые структурные компоненты и раскрыты сущностные характеристики. Сделан вывод о том, что область обучения созданию композиции танца и ее постановки мало изучена, а формирование композиционно-постановочных компетенций - это одна из основных задач, стоящая перед преподавателями специальных дисциплин вузов культуры и искусств. Представленные результаты исследования в рамках данной статьи имеют целью использования соответствующих данных как для профессионально-педагогической работы педагогического состава: определение принципов формирования структурных компонентов; выявление и внедрение необходимых педагогических условий; разработки критериев и показателей для диагностики сформированности композиционно-постановочных компетенций, так и для учебной деятельности студентов - будущих специалистов в процессе создания композиции и постановки танца.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, подготовка к творческой деятельности, хореографическое образование, образовательная программа, мастерство хореографа, хореографическая композиция, сочинение композиции танца

Tatiana S. Borisenko

Compositional and production competence of the head of the choreographic team

The professional competence of the head of the choreographic collective is a single complex of interdependent and inextricably linked individual types of competencies, each of which requires a meaningful approach to the process of their formation, formation and development. The presented results of the analysis of modern research in the field of improving the professional training of future leaders of the choreographic collective for professional pedagogical activity prove that the implementation of the ideas of a competency-based approach in modern choreographic education is the standard of high-quality training of a specialist whose main goal is the formation of professional competent leader of the choreographic team. The artistic and creative competence of the leader of the choreographic collective is an important component of his holistic professional competence, which is characterized by the totality of the former special competencies and the qualities of his personality necessary for solving professional and creative tasks. The study of the specifics of artistic and creative activity, the stages of the work of the baletmeister on the creation and formulation of the dance composition is among the objectives of the study. According to the results of the study, revealing the multifacetedness of the creative processes of creating a choreographic work «from concept to

implementation» and characterized by insufficient development of the artistic and creative competence of the head of the choreographic collective, the main compositional and production competencies were identified: actual significant structural components and essential characteristics are disclosed. It is concluded that the field of learning to create a dance composition and its staging has been studied a little, and the formation of compositional and production competencies is one of the main tasks facing teachers of special disciplines of universities of culture and art. The presented research results within the framework of this article are intended to use the relevant data as for the professional pedagogical work of the teaching staff: determining the principles for the formation of structural components; identification and implementation of the necessary pedagogical conditions; development of criteria and indicators for diagnosing the formation of compositional and stage-setting competencies, as well as for educational activities of students - future specialists in the process of creating compositions and staging the dance.

Keywords: professional competence, preparation for creative activity, choreographic education, educational program, choreographer's skill, choreographic composition, composition of a dance composition DOI 10.30725/2619-0303-2020-3-117-106-124

Руководитель хореографического коллектива - профессия широкого плана, объединяющая в себе многие аспекты профессиональной деятельности (педагогической, художественно-творческой, исполнительской, организаторской и т. д.). Неотъемлемой составляющей профессионализма руководителя хореографического коллектива принято считать его профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность современного специалиста, в том числе руководителя хореографического коллектива, включает в себя комплексное, всеобъемлющее содержание, интегрирующее профессиональные, социальные, психолого-педагогические и другие характеристики (М. В. Дубова, И. А. Зимняя, Дж. Равен).

Процесс становления и развития профессиональной компетентности определяется как «один из наиболее трудно формируемых, требующий особого подхода, основанного на традициях, строгой иерархии целей и этап-ности в осуществлении профессиональной подготовки» [1, с. 135].

С нашей точки зрения, профессиональная компетентность руководителя хореографического коллектива во многом является условным, обобщающим понятием, поскольку ее содержание составляет целый комплекс взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой индивидуальных компетент-ностей (организационно-управленческая, методическая, научно-исследовательская, педагогическая, художественно-творческая, культурно-просветительная и др.).

Все виды профессиональной компетентности взаимосвязаны в личности руководителя хореографического коллектива, образуют единый комплекс сформированных компетенций, развитие каждой из которых зависит от развития всех других. Формируя у студента-руководителя хореографического коллектива

те или иные значимые компетентности в процессе обучения, необходимо уделять особое внимание отдельно каждому обозначенному выше виду, учитывая при разработке содержания профессионально-педагогической подготовки «новые требования к компетентности специалиста со стороны сферы любительского хореографического творчества» [1, с. 136], а также специфику деятельности руководителя хореографического коллектива, которая делает недопустимым наличие лишь одной профессиональной (специальной) компетентности, а предполагает сформированного единства всех ее видов.

В настоящее время наблюдается интерес педагогов-хореографов к научным исследованиям в области профессионально-педагогической подготовки будущего руководителя хореографического коллектива. База научных исследований, посвященных совершенствованию профессиональной компетентности будущих руководителей хореографических любительских коллективов, представлена экспериментальными методиками по формированию компетенций в таких видах профессионально-педагогической деятельности руководителя хореографического коллектива, как педагогический аспект (Ю. В. Богачева, Ю. А. Герасимова, Т. В. Тарасенко, П. В. Сена-чин), управленческий аспект (Т. В. Осипова), теоретико-методологические аспекты (Ю. А. Крившенко, А. А. Телегин, М. Н. Юрьева) психологический аспект (А. И. Борисов, Л. А. Телегина.), экономический аспект (Е. Ю. Васильева, Е. С. Кропотова), художественно-творческий аспект (Г. Ф. Богданов, Г. В. Бурцева, В. Ю. Никитин, В. И. Панферов).

Актуальной для данного исследования является художественно-творческий аспект в структуре профессиональной компетентности руководителя хореографического коллектива, так как одним из главных направлений рабо-

ты хореографического коллектива - создание и постановка композиции танца (от простой танцевальной комбинации до целостного произведения) в различных стилях и жанрах хореографического искусства, воспитание на них участников и зрителей.

Многообразие компонентов, составляющих композицию танца, требует от руководителя-сочинителя наличие в равной степени как «природных задатков, так и определенных профессиональных знаний,навыков и умений, которые могут развиваться в процессе профессионального обучения» [2, с. 354], широкого спектра личностных качеств, сформированных в процессе обучения, «обширных знаний не только в области хореографии, но и в области различных искусств, эстетики, педагогики, психологии и других видов наук; владение организаторскими навыками, развитым мышлением, фантазией и главным образом талантом» [3, с. 477], «способностей и знаний автора-драматурга и режиссера-постановщика спектакля, так как балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом» [4, с. 5].

В связи с этим возрастает роль вузов, осуществляющих подготовку по направлению 51.03.02 Народная художественная культура, «Руководство хореографическим любительским коллективом».

Творческое наследие балетмейстеров прошлого Ж. Ж. Новерра «Письма о танце», Р. В. Захарова «Сочинение танца», В. И. Смирнова «Искусство балетмейстера», М. М. Фокина «Против течения. Записки балетмейстера», В. И. Уральской «Рождение танца» и др., а также педагогические труды современных педагогов-хореографов Р. С. Зарипова и Е. Р. Ва-ляевой «Драматургия и композиция танца», В. Н. Карпенко, Ж. Багана, И. А. Карпенко «Хореографическое искусство и балетмейстер», В. И. Панферова «Искусство хореографа», В. Ю. Никитина «Мастерство хореографа современного танца», Г. Ф. Богданова «Основы хореографической драматурги» и др. составляют научную базу общетеоретических и практических основ по постановке танцевальных композиций, а выявленные указанными мастерами постулаты легли в основу художественно-творческой компетентности руководителя хореографического коллектива и определили содержание композиционно-постановочных компетенций.

Общеизвестно, что базисом для становления компетентности специалиста являются формирование и развитие определенных компетенций.

Исходя из этого, определились задачи данного исследования:

1. Выявить композиционно-постановочные компетенции, необходимые для создания композиции и постановки хореографического произведения.

2. Определить структурные компоненты композиционно-постановочных компетенций.

Анализ литературных источников по хореографическому искусству, педагогике хореографического образования позволил обосновать формулировку, раскрыть содержание композиционно-постановочных компетенций. В процессе изучения процессов художественно-творческой деятельности руководителя хореографического коллектива, в частности технологии создания хореографического произведения, выяснилось, что область обучения созданию композиции танца и ее постановки мало изучена, формирование композиционно-постановочных компетенций не становилось специальным объектом педагогических исследований, что делает тему исследования актуальной.

Анализ общетеоретических и практических основ технологии композиционно-постановочной работы руководителя хореографического коллектива проводили педагоги-практики: Е. П. Валукин, А. Я. Ваганова, К. Я. Голейзовский, Р. В. Захаров, Ф. В. Лопухов, А. М. Мессерер, Ж. Ж. Новерр, И. В. Смирнов, Н. М. Стуколкина, В. И. Уральская, М. М. Фокин и др. Технологии создания хореографического произведения, изложенные в научных трудах балетмейстеров прошлого, выявили общие для всех этапы создания композиции танца: 1) подготовка; 2) обдумывание идеи; 3) разработка плана действий; 4) итоговое оформление.

Так в своих научных трудах Р. В. Захаров описывает процесс работы балетмейстера над созданием хореографического произведения: «Состоит он (творческий процесс) из пяти звеньев единой неразрывной цепи ^ создание драматургии танца: разработка, создание программы (темы, идеи) ^ работа с музыкой ^ сочинение танца ^ художественное оформление ^ постановка танца и его репетиция. И хотя каждое из этих пяти звеньев - самостоятельный и творческий процесс, в то же время они находятся в органической связи друг с другом» [4, с. 13-14].

До настоящего времени процесс обучения созданию композиции и постановке танца в вузах культуры и искусств основывается на методике Р. В. Захарова, в которой рассмотрено много важных моментов технологии ком-

позиции: «драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок танца (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы движения. Композиция составляется из ряда частей - танцевальных комбинаций» [4, с. 79].

Сегодня современное хореографическое образование в аспекте теории и методики обучения созданию композиции танца и ее постановке - это система педагогических теорий, технологий, принципов, ориентированных на обучение созданию целостной, высокохудожественной хореографической композиции. Несмотря на это, выпускники вузов, имея достаточный уровень знаний в области композиционно-постановочной деятельности, не всегда способны применять их в своей художественно-творческой работе, не готовы быстро принимать эффективные решения и самостоятельно осваивать новые знания и методы действий.

Компетентностный подход в образовании, в том числе и хореографическом, выступает как эталон качественной подготовки специалиста; главной целью становится формирование профессионально-компетентного руководителя хореографического коллектива- творческого, ответственного, инициативного, готового к саморазвитию, самосовершенствованию, эффективному самостоятельному решению профессиональных задач в любых условиях.

Сопоставление и теоретический анализ идей компетентностного подхода в образовании (А. Л. Андреев, Н. С. Аулова, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Г. А. Ларионова, А. В. Хуторской и др.) выявили, что однозначного определения понятий «компетенция» и «компетентность» до сих пор нет, так же не до конца исследованным остается содержание понятия «художественно-творческая компетентность» руководителя хореографического коллектива в контексте подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности.

«Компетентность/компетенция» в научных педагогических трудах И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Мити-ной, А. В. Хуторского представлена как сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, которое определяется в научной литературе многообразными дефинициями. В настоящее время в отечественной науке компетентность рассматривается как формируемое личностное качество, определяющее способность личности к выполнению

деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений (Р. П. Мильруд, Ю. Г. Татур и др.), «стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и другое) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавать социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [5, с. 9]; в свою очередь, компетенция рассматривается учеными-практиками как набор свойств, определяющих это качество (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, и др.) [6; 7], «способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды; соответствие квалификационным характеристикам с учетом требований локальных и региональных (реже - федеральных) потребностей (запросов) рынков труда; способность выполнить основные виды деятельности и работ в зависимости от поставленных задач, проблемных ситуаций и т. п.» [8, с. 5], «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине», а также «способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений» [9, с. 107].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Руководство хореографическим любительским коллективом» определение «компетенция» формулируется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [10].

При изучении и анализе требований, предъявляемых к художественно-творческой деятельности руководителя хореографического коллектива, обозначенных в должностных обязанностях, были выявлены следующие виды работы:

• формирование высокохудожественного репертуара;

• создание и постановка хореографических композиций с участием танцевальных коллективов(индивидуальных и коллективных, в соответствии с правилами проведения и тематикой выступлений);

• организация и проведение групповых и индивидуальных занятий с участниками

хореографического коллектива, репетиций с участниками творческих коллективов куль-турно-досугового учреждения;

• возобновление ранее поставленных представлений, концертных программ;

• создание и постановка хореографических композиций с участниками творческих коллективов культурно-досугового учреждения, не имеющими хореографических навыков;

• участие в хореографических фестивалях и конкурсах;

• формирование средствами хореографического искусства всесторонне развитой личности участников хореографического коллектива.

В результате обозначенных выше теорий можно сделать следующий вывод: профессиональная деятельность руководителя хореографического коллектива многогранна, поэтому подготовка будущего специалиста-руководителя предполагает формирование профессиональной компетентности в интегрированном ключе - в области педагогики, художественного творчества, исполнительства и т. д.

Исходя из этого, процесс формирования художественно-творческой компетентности является неотъемлемым элементом подготовки бакалавров-руководителей хореографического коллектива для дальнейшей успешной профессионально-педагогической деятельности.

Исходя из особенностей художественно-творческой деятельности руководителя хореографического коллектива, анализа имеющихся научных исследований в области формирования профессиональной компетентности руководителя хореографического кол-

лектива, с учетом нормативных документов по направлению подготовки 51.03.02, специфики творческой деятельности руководителя хореографического коллектива, а также требований работодателей в рамках профессиональных компетенций нами выявлены композиционно-постановочные компетенции с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов к художественно-творческой деятельности. Под композиционно-постановочными компетенциями понимается способность создавать высокохудожественные хореографические произведения с учетом возможности решения их выразительными средствами танцевального искусства.

Содержанием композиционно-постановочных компетенций является совокупность опыта, накопленного балетмейстерами прошлого (В. М. Богданов-Березовский, И. И. Валь-берх, А. П. Глушковский, Р. В. Захаров, И. В. Смирнов, М. М. Фокин, В. И. Уральская и др.) и настоящего (Г. Ф. Богданов, А. В. Мелехов, В. Ю. Никитин, В. И. Панферов, А. А. Телегин и др.), объем знаний о методах и приемах создания хореографического произведения, а также собственного опыта постановочной деятельности.

Анализ действующих рабочих программ дисциплин «Мастерство хореографа», «Искусство балетмейстера» ведущих вузов культуры и искусств (СПбГИК, МГИК, КГИК, КемГИК, ОГИИК и др.), осуществляющих профессионально-творческую подготовку студентов-хореографов, позволил выявить основные общие для всех темы и разделы, которые определили содержание композиционно-постановочных компетенций (см. табл. 1, составленную автором).

Таблица 1 Содержание и сущность композиционно-постановочных компетенций

формулировка тематические разделы

КПК 1. Художественно-содержательное наполнение хореографической композиции

Способность работать над построением содержания будущего хореографического произведения: собирать разнообразную информацию для выбора и обоснования темы, идеи, цели, сверхзадачи, интерпретировать и комментировать получаемую информацию и на основе собранной информации создавать композиционно-постановочный план согласно определенному тематическому разделу. программа, сценарий, либретто; взаимосвязь хореографии с другими видами искусств; основные принципы закономерности режиссуры хореографического произведения; основные законы драматургии и их применение хореографическом произведении; организации содержания бессюжетных и программных хореографических композиции; конфликт и формы его проявления в сюжетной хореографической композиции; развитие действия в сюжетной хореографической композиции.

формулировка тематические разделы

КПК 2. Художественное формообразование хореографической композиции

Способность разрабатывать художественную форму для будущего хореографического произведения, раскрывающей содержание будущего хореографического произведения. формы, виды, жанры хореографической композиции; формы (структуры) танцевальных композиций; формообразующие принципы танца; создание современных форм танца; художественная форма отражения действительности.

КПК 3. Музыкально-хореографическое восприятие

Способность подбирать, анализировать музыкальное произведение, раскрывать художественно-образное содержание хореографической композиции. музыка - основа создания хореографического произведения; музыкально-хореографическая драматургия; музыкально-хореографическая партитура; выразительная структура музыкального звука; взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии.

КПК 4. Разработка компонентов хореографической композиции

Способность разрабатывать, сочинять, используя приемы и принципы балетмейстерской технологии, отдельные компоненты хореографической композиции, при этом раскрывая идейный смысл (тему, идею, художественный образ) танцевальной композиции. хореография как вид искусства; особенности творческой деятельности хореографа; технология балетмейстерской деятельности; этапы работы постановщика над композицией танца; правила построение композиции танца; основные законы композиции танца; выразительные средства; особенности зрительского восприятия хореографической композиции; особенности сочинения рисунка танца, хореографического текста; работа балетмейстера по созданию художественного, хореографического образа; сюжет в хореографии и методы его изложения; танцевальное действие.

КПК 5. Сценография хореографической композиции

Способность разрабатывать сценическое оформление (музыка, костюм, свет, атрибут, декорация) согласно тематике хореографического произведения, решать организационные и художественные вопросы. сценическое оформление хореографического произведения; синтез компонентов танцевального произведения; общие вопросы записи танца; разбор и постановка танца по записи; изобразительные средства хореографического произведения: световое оформление, сценический костюм, бутафория и реквизит, художественно- декорационные и технические средства.

КПК 6. Постановка хореографической композиции

Способность применять в профессиональной деятельности методы постановочной работы, раскрывать перед участниками коллектива тему, идею, образность и музыкальность хореографических композиций, ставить и решать задачи исполнительского мастерства. особенности постановочной деятельности; формы, средства и методы постановочно-педагогической деятельности; этапы постановочной работы над композицией танца.

КПК 7. Репетиционная работа над хореографической композицией

Способность применять в профессиональной деятельности методы репетиторской деятельности, замечать и исправлять технические, стилевые и другие ошибки исполнителей, методически объяснять сложные приемы и комбинации движений, использовать собственный исполнительский опыт. особенности репетиционной деятельности; формы, средства и методы репетиторской деятельности; приемы и техника репетиционной работы с исполнителями.

Психолого-педагогическим основанием для выделения структурных компонентов композиционно-постановочных компетенций послужила социальная сущность и функции художествен-

но-творческой деятельности руководителя хореографического коллектива: социальной по своему содержанию и проявлению. (см. табл. 2, составленную автором на основе [7]).

Таблица 2

Структурно-компонентная характеристика композиционно-постановочных компетенций

компоненты содержание

Ключевые: Результативно-творческий Умение создавать высокохудожественную хореографическую композицию

Частные: Когнитивный Знание и понимание (что?) • роль и функции хореографического искусства; • основные понятия компонентов композиции танца; • технология создания и постановки хореографической композиции.

Поведенческий Знание действий (как?) • интеллектуальные умения: мыслительная работа на этапе замысла хореографического произведения (анализ, отбор, сравнение, т. е. оперирование знаниями); • практические умения: работа на этапе воплощения хореографического произведения (сведение материала в единое целое: сочинение композиционных компонентов будущей хореографической композиции, постановка готовой хореографической композиции, репетиционная работа и т. д.); • навыки творческого поиска, готовности к действию в любой ситуации, навык разработки программы будущего хореографического произведения, комбинирования в танцевальной композиции музыки, исполнительского искусства, художественно-оформительских приемов, мультимедийных технологий (фото, видео, спецэффекты) в единое целое и т. д.

Гностический • применение исследовательских методов в процессе создания и постановки хореографической композиции.

Ключевой: Личностный • личностное принятие и понимание художественно-творческой деятельности; • личностно-ценностное отношение к формированию репертуара.

Частные: Ценностно-смысловой Знание как быть (зачем?) • осознание и осознание того, что значит для самого специалиста художественно-творческая деятельность; • показатель того, что создание высокохудожественного произведения для него значимо.

Регулятивный • контроль за эмоционально-волевым функционированием психических процессов; • психическая регуляция деятельности, общения; регуляция художественно-творческого процесса и результата проявления компетентности; • коррекция личности, отдельных психических качеств.

Мотивационный Знание побуждения (для чего?) • потребность личности в проявлении компетентности в разнообразных ситуациях решения социальных, профессионально-творческих задач; • стремление к личному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональной компетентности.

Все указанные компоненты в определенной степени обеспечивают формирование композиционно-постановочных компетенций студентов, необходимых для осуществления эффективной художественно-творческой деятельности и становления профессиональной компетентности руководителя хореографического коллектива. Композиционно-постановочные компетенции - это совокупность факторов (мотивация, способность, эмоции,

знания, умения), освоение которых способствует формированию художественно-творческой компетентности (следовательно, и профессиональной) и осознанию себя как субъекта творческой деятельности.

Результаты исследования в рамках данной статьи определили содержание, сущностные характеристики и структуру композиционно-постановочных компетенций с целью использования соответствующих данных, во-

первых, для профессионально-педагогической работы педагогов - определение принципов формирования структурных компонентов; выявление и внедрение необходимых педагогических условий; разработки критериев и показателей для диагностики сформирован-ности композиционно-постановочных компетенций; во-вторых, для творческой работы студентов - будущих специалистов - создание композиции и постановки танца; в-третьих, для художественно-творческой деятельности руководителей хореографического коллектива - формирование репертуара.

Повышение уровня подготовки педагога к занятиям, студента - к творческому процессу будет способствовать становлению профессиональной компетентности руководителя хореографического коллектива.

Список литературы

1. Громова Е. В. Динамика целеполагания хореографического образования в сфере народной художественной культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 1 (42). С. 128-136.

2. Никитин В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Москва, 2007. 605 с.: ил.

3. Усачев Ю. Ю. Преподавание курса «Мастерство хореографа» в вузе на основе инновационных (интенсивных) педагогических технологий // Современные тенденции в науке и образовании: материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. София, 2017. С. 476-488. URL: http://science-peace.ru/files/STN0_2017.pdf (дата обращения: 19.08.2020).

4. Захаров Р. В. Сочинение танца: страницы пед. опыта. Москва: Искусство, 1983. 224 с.

5. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методол. семинара. Москва: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 18 с.

6. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теорет.-методол. аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. ун-та, 2001. 51 с.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

8. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

9. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). Москва: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (уровень бакалавриата) (зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 N 36586): приказ Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. № 223. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510302.pdf (дата обращения: 19.08.2020).

References

1. Gromova E. V. Dynamics of the goal setting of choreographic education in the field of folk-art culture. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture. 2020. 1 (42), 128-136 (in Russ.).

2. Nikitin V. Yu. Professional and pedagogical training of a ballet master's in educational institutions of culture and arts: dis. on competition of sci. degree PhD in Pedagogy: 13.00.08 / Mosrow State Univ. of Culture and Arts. Moscow, 2007. 605 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Usachev Yu. Yu. Teaching the course «Choreographer's Mastery» at the university based on innovative (intensive) pedagogical technologies. Modern trends in science and education: materials of the Intern. (corresp.) sci.-pract. conf. / ed. A. I. Vostretsova. Sofia, 2017. 476-488. URL: http://science-peace.ru/files/STN0_2017.pdf (accessed: Aug.19.2020) (in Russ.).

4. Zakharov R. V. The composition of the dance: pages of ped. experience. Moscow: Iskusstvo, 1983. 224 (in Russ.).

5. Tatur Yu. G. A competency-based approach to describing the results and designing standards of higher professional education: materials for the second meeting of the methodological seminar. Moscow: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. 18 (in Russ.).

6. Zeer E. F. Personality-oriented vocational education: theoretical-methodology aspect. Yekaterinburg: Publ. house Ural State Prof. Univ., 2001. 51 (in Russ.).

7. Zimnyaya I. A. Key competencies as an effective-target basis of a competence-based approach in education. Moscow: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists, 2004. 38 (in Russ.).

8. Baydenko V. I. Competence in vocational education (to the development of a competence-based approach). Higher education in Russia. 2004. 11, 3-13 (in Russ.).

9. Azimov E. G., Shchukin A. N. New dictionary of methodological terms and concepts: (theory and practice of teaching languages). Moscow: IKAR, publ. house, 2009. 448 (in Russ.).

10. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 51.03.02 Folk art culture (bachelor's level) (registered in the Ministry of Justice of Russia on Mar.27.2015 № 36586): order of the Ministry of Education and Science of the Russia of Mar. 12.2015 № 223. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510302.pdf (accessed: Aug. 19.2020) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.