References
1. Gumerova K.K., Fajzullina V.F. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v dizajn-obrazovanii. Razvitie pedagogicheskoj nauki v sovremennoj Rossii: rezul'taty issledovanij aspirantskih shkol: materialy Internet-konferencii. Sankt-Peterburg, 2016: 13B - 140.
2. Nadzharyan A.G., Samsonova E.K. Ispol'zovanie interaktivnyh tehnologij v processe obucheniya studentov pedagogicheskogo vysshego uchebnogo zavedeniya. Naukovedenie. 2015; T. 7, № Э.
3. Kur'yanov M.A. Aktivnye metody obucheniya: metodicheskoe posobie. Tambov, 2011.
4. Kuprina Yu.P. Problemy obucheniya studentov-dizajnerov. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya iprocessy. 2015; T. 10, № 7: 220 - 224.
5. Kuprina Yu.P. Teoreticheskie osnovy dizajna: uchebnoe posobie. Tambov, 2015.
6. Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V., Alieva S.A., Kasumova B.C.A., Gadaborsheva Z.I., Gunina E.V., Tumarov K.B. Organizational and pedagogical conditions development of general competences formation in the educational activities of the university. Journal of Sustainable Development. 2015; T. B, № 6: 45 - 50.
7. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U., Tagirova N.P. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation. International Review of Management and Marketing. 2016; T. 6, № 2: 104 - 109.
B. Sorokopud Y.V., Nikolaev M.V., Zinchenko A.S., Kolodnitskaya O.A., Uvarova N.N., Shibaev V.P. Implementation of pedagogical coaching in the educational space of the university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 201B; T. 10, № 5S: 9B0 - 992.
9. Vezirov T.G., Borozinets N.M., Sorokopud Y.V. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; T. 1B, № 1: 4 - B.
10. Vezirov T.G., Guseynov R.J., Sultanov E.S., Abdulgalimov R.M., Sorokopud Y.V. Russian experience of the Unesco's programs realization in the sphere of informatization of the pedagogical education. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014; T. 11, № Э: 1631 - 16ЭВ.
Статья поступила в редакцию 10.08.19
УДК 378
Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY CREATIVE WORKSHOP IN PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS. The article presents a technology of the creative workshop "The Art of Dance Production" in the professional education of choreographers. The technology is based on the training course "The Art of the Choreographer", which is studied from 1 to 4 courses and is one of the main ones in the content of the professional training of the teacher-choreographer. The author shows features of using of this technology as individually oriented, taking into account the cognitive needs, creative interests of students, which are taken into account by the Course Master in the design and implementation of the content of the creative workshop. The article shows the main components of the technology's contents, presented by a system of artistic and creative self-presentations with a demonstration of options for performing creative tasks (libretto-production plan, which articulates the artistic design of the number and tasks set in the process of staging) during implementation set by the Wizard.
Key words: teacher-choreographer, content of professional training, methodological approaches to research.
Л.А. Касиманоеа, канд. пед. наук, проф., зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ
В данной статье представляется технология творческой мастерской «Искусство постановки танца» в профессиональном образовании педагогов-хореографов. В основу технологии положен учебный курс «Искусство балетмейстера», который изучается с 1 по 4 курс и является одним из основных в содержании профессиональной подготовки педагога-хореографа. Автор показывает сущность и особенности реализации данной технологии как индивидуально-ориентированной, учитывающей познавательные потребности, творческие интересы студентов, которые учитываются мастером курса при проектировании и реализации содержания творческой мастерской. В статье показаны основные компоненты содержания технологии творческой мастерской «Искусство постановки танца», представленные системой художественно-творческих самопрезентаций с демонстрацией вариантов выполнения творческих заданий (либретто-постановочный план, в котором формулируется художественный замысел номера и задачи, ставившиеся в процессе постановочной работы) при реализации поставленных мастером задач.
Ключевые слова: педагог-хореограф, содержание профессиональной подготовки, методологические подходы к исследованию.
Одной из основных тенденций при создании новых технологий современного образования является его стремление к индивидуальной ориентированности с учетом психофизиологических и художественно-творческих особенностей личности. Поиск возможностей индивидуализации образования привел нас к необходимости разработать содержание современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, технологической основой которой является образовательная технология творческой мастерской, заключающаяся в ином подходе к обучению студентов творческим дисциплинам у мастера курса. Образовательная программа построена с учетом того, что мастер начинает обучение студентов с первого курса и доводит до выпускных испытаний, результатом которых становится выпускной танцевальный спектакль, сочиненный, поставленный и отрепетированный выпускниками самостоятельно.
В мировой и отечественной художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. Много ценного, например, содержится в педагогической системе П.П. Чистякова, К.С. Станиславского, Г Нейгауза и др. Выдающиеся педагоги порой интуитивно, а нередко и теоретически осознанно учитывали важнейшие психологические закономерности творческой личности. Мы полностью согласны с мнением Е.А. Басина [1], который указывает на необходимость свободы, индивидуальность и непредсказуемость творчества.
Встает вопрос о необходимости соответствия образовательного процесса существующим нормам и правилам, например, образовательным стандартам, учебным и рабочим планам, образовательным программам, осваиваемым компетенциям. Основной принцип педагогической системы П.П. Чистякова [2] заключается в роли педагога, его способности увидеть и учесть индивидуальность ученика. Однако разные психофизиологические возможности обучающихся обусловливают возможность разного подхода к выполнению одинаковых заданий,
при этом необходимо акцентировать внимание обучающихся на индивидуальном выполнении обязательных и одинаковых заданий, уделяя особое внимание так называемому творческому росту.
Уникальность методики преподавания П.П. Чистякова в том, что она строится на законах науки и искусства, превращая педагогику в искусство. Чистяков одним из первых пересмотрел специфику профессиональной подготовки художников, доказав, что художественный образ - это не систематизация живописцем того, что он видит, а выражение собственного переживания.
Образовательная технология творческой мастерской является индивидуально ориентированной, суть которой заключается в развитии индивидуальных художественных способностей и становлении творческой личности. Именно специальные дисциплины «Искусство балетмейстера» и «Мастерство хореографа» помогают педагогам-хореографам научиться владеть своим творческим потенциалом. В поисках инновационных форм и методов работы мы предложили использовать прошедший апробацию опыт творческой мастерской, построенный на подходе К.С. Станиславского, по примеру «сверхзадачи», которая должна быть ориентирована на истинные культурные и человеческие ценности. Такой подход подразумевает не просто «преподавание», т.е. изложение учебного материала конкретной дисциплины, а «научение», т.е. овладение определенными практическими знаниями, умениями и навыками, основанными на принципе свободы выбора творчества.
В педагогической литературе мы встретили описание двух подходов изменения традиционного обучения - технологический и поисковый. Первый основывается на освоении знаний, умений и навыков, второй - на формировании опыта творческой деятельности. Для реализации поставленных задач в личностно ориентированной педагогической технологии творческой мастерской нами вводится
система художественно-творческих самопрезентаций с демонстрацией вариантов выполнения творческих заданий.
Студентам необходимо продемонстрировать владение навыками самостоятельной постановки(сочинения) определенного количества творческих заданий, соответствующих определенному году (курсу) обучения. Годы обучения могут не всегда совпадать с курсом обучения (вероятностно-синергетический подход). Так, студенты разного уровня хореографической подготовки могут получать разные по сложности задания. Особенность творческой мастерской заключается в том, что задания даются мастером курса и корректируются индивидуально для каждого обучающегося. Задания, полученные от мастера, студенты должны реализовать на своих однокурсниках, при этом проявляются педагогические, организаторские, репетиторские и другие компетенции:
- система упражнений по развитию учебных, педагогических, балетмейстерских и др.;
- система творческих заданий со свободой выбора - музыкального сопровождения, хореографического языка, самостоятельного выбора литературного произведения;
- система коллективного открытого обсуждения и оценки творческих работ студентов, независимо от года и курса обучения.
Вслед за Дж. Джонсоном [3], который раскрыл сущность индивидуально ориентированного обучения, приведем основные характеристики технологии творческой мастерской, к которым мы относим:
- тестирование первичных знаний, так называемые творческие испытания, в процессе которых абитуриенты имеют возможность продемонстрировать свои профессиональные (в области хореографического искусства) умения;
- отсутствие жестких регламентаций в отношении образовательного пространства. Образовательный процесс профессиональной подготовки педагогов-хореографов строится с учетом возможности использования учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и искусства;
- возможность ускорить или замедлить процесс обучения, получения и выполнения творческих заданий, который регламентируется мастером курса индивидуально для каждого студента, с учетом года обучения и курса. Курс может не совпадать с годом обучения;
- выбор содержания профессиональной подготовки, дающий право получения «двойного диплома» с расширением минимального образовательного стандарта по определенным направлениям обучения;
- чередование форм индивидуальной работы, персональные или групповые занятия, работа с литературой, музыкой, освоение техники танца;
- оценка и разнообразие ее форм (регулярные творческие показы, от открытого обсуждения студентов независимо от курса и года обучения до возможности оценивать свою работу самостоятельно).
В работе В.И. Горовой и Н.Ф. Петровой [4, с. 75 - 76] также дается характеристика индивидуально ориентированному обучению как образовательной технологии. К данной группе мы относим и технологию творческой мастерской,
которая обладает значительными возможностями в повышении качества учебного процесса, позволяет студентам максимально проявить и развить свои художественно-творческие возможности, однако требует нестандартных подходов к организационным решениям и готовности педагогического коллектива к их осуществлению, обеспечивая при этом индивидуализацию процесса обучения.
Цель педагогической индивидуально ориентированной технологии творческой мастерской - сформировать необходимые практические навыки постановочной хореографической работы (сочинение и постанову хореографических этюдов, миниатюр, танцевальных номеров, композиций, хореографических сюит, танцевальных спектаклей); научить основным принципам композиции и постановке танца, сформировать основные навыки педагогической и художественно-творческой деятельности педагогов-хореографов. Программа реализуется на лекционных, практических и индивидуальных занятиях. Теоретический материал подразумевает углубленное освоение теории хореографического искусства, имеющее особое значение для балетмейстерской работы на практике, а именно - изучение основ музыкально-хореографической драматургии, композиции танца, взаимосвязь музыки, сюжет литературного произведения, сценографии и оформления танца).
Несомненно, мир танца необозримо велик и разнообразен. Именно поэтому выбор учебного материала, объем и сроки полностью являются прерогативой мастера и должны осуществляться с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и художественно-творческих склонностей обучающихся. Чем больше раскроются художественные способности студентов, тем интереснее сможет проявиться их творческое начало.
Однако, несмотря на то, что творческая мастерская допускает некоторую свободу творчества под руководством мастера, текущий контроль качества усвоения знаний никто не отменяет. Он осуществляется в форме контрольных уроков и зачетов в конце каждого семестра, целью которых является определение степени сформированности профессиональных умений и навыков: умения сочинять танцевальные "фразы", этюды, танцевальные композиции; навыки грамотного балетмейстерского анализа хореографического и музыкального материала; владения законами сценарной драматургии; умения создавать сценарии и композиционные планы танцевальных сюит.
Все получаемые теоретические знания направлены на достижение одной цели - выполнение практических художественно-творческих заданий и проектов (в области хореографии). На итоговой аттестации студент представляет самостоятельно выполненную ВКР: сочиненное и поставленное хореографическое произведение, при создании которого он должен продемонстрировать сформированные за период обучения компетенции педагога-хореографа, хореографа-балетмейстера (сочинителя танца), хореографа-постановщика, хореографа-репетитора. Кроме того, студенты пишут либретто-постановочный план, в котором формулируется художественный замысел номера и задачи, ставившиеся в процессе постановочной работы.
В табл. 1 показаны основные компоненты содержания технологии творческой мастерской «Искусство постановки танца».
Таблица 1
Содержание творческой мастерской «Искусство постановки танца»
№ п/п Курс Тема Содержание Кол-во часов
1. Первый курс Основы композиции и постановки танца - композиция классического и дуэтного танца; - композиция народно-сценического танца; - композиция современных форм танца; - композиция спортивного и бального танца; - композиция историко-бытового танца; Определяется ведущим мастером курса
2. Второй курс Основы режиссуры и музыкальной драматургии - анализ музыкально-хореографических форм хореографии с литературой, музыкой, изобразительным искусством; - этапы работы балетмейстера над драматургической концепцией; - либретто-постановочный план хореографического произведения; Определяется ведущим мастером курса
3. Третий курс Хореографическая драматургия - классические принципы драматургического развития действия; - специфика хореографической драмы; - части танцевальной композиции: экспозиция, развитие, кульминация, развязка - структурная пропорциональность и логика развертывания действия; - композиция и драматургия в танце; - сюжетная и бессюжетная драматургия; - одноплановая и многоплановая драматургия; - драматургия балета, хореографической миниатюры, танцевального номера (сюиты), танцевального шоу; Определяется ведущим мастером курса
4. Четвертый курс Искусство балетмейстера - композиция движения; - композиция сюжета; - композиция пространства; - сочинение и постановка. Определяется ведущим мастером курса
Выпускной танцевальный спектакль завершает процесс профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Студенческий театр современного танца является экспериментальной лабораторией творческого поиска преподавателей и студентов кафедры хореографического искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Методика подготовки спектаклей учебного театра целостно охватывает все звенья творческого процесса, дает синтез всех знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами за все годы обучения в вузе.
Таким образом, профессиональная подготовка педагогов-хореографов реализуется через творческую мастерскую «Искусство постановки танца», используя поле возможностей студента на разных курсах и уровнях обучения, формируя различные компетенции в индивидуальном темпе, по индивидуальным пред-
Библиографический список
почтениям и т.д. Как форма развития индивидуальности рассматривается итог творческой мастерской - студенческий театр, в рамках которого готовится итоговой спектакль.
Анализируя особенности организации образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов-хореографов, мы пришли к следующему мнению: для того чтобы быть успешными, для развития и формирования творческой личности необходимо изменить традиционную систему оценок. Быстрая смена художественных направлений в различных искусствах доказывает, что образование в области искусства должно быстро реагировать на происходящие социокультурные изменения, корректируя соответственно содержание профессиональной подготовки.
1. Басин Е.А. Теоретические проблемы искусства: Логика, психология, эстетика. Москва: ЛЕНАНД, 2015.
2. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832 - 1919. Москва: Искусство, 1953.
3. Джонсон Дж. Методы проектирования. Редакция литературы по новой технике и космическим исследованиям. Москва: Мир, 1986.
4. Петрова Н.Ф. Индивидуально-ориентированное обучение как современная образовательная технология. Международный журнал экспериментального образования. 2010; № 7: 75 - 76; Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=493
Refеrences
1. Basin E.A. Teoreticheskie problemy iskusstva: Logika, psihologiya, 'estetika. Moskva: LENAND, 2015.
2. Chistyakov P.P. Pis'ma, zapisnye knizhki, vospominaniya. 1832- 1919. Moskva: Iskusstvo, 1953.
3. Dzhonson Dzh. Metody proektirovaniya. Redakciya literatury po novoj tehnike i kosmicheskim issledovaniyam. Moskva: Mir, 1986.
4. Petrova N.F. Individual'no-orientirovannoe obuchenie kak sovremennaya obrazovatel'naya tehnologiya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; № 7: 75 - 76; Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=493
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 371.217+371.7136
Abramkina S.G., Cand of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Enshina N.A., Cand of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONTENTS OF DAILY PRACTICES AND THEIR IMPACT ON SOCIAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN. The article analyzes the contents of everyday practices and their impact on the social health of students in the Altai Krai. The specifics of everyday practices of schoolchildren are highlighted. The relationship between the types of leisure activities and indicators of social health of schoolchildren is substantiated. The work explains the inextricable relationship of the process of formation of social health of adolescents with the process of their integration into society. The features of leisure practices and practices of communicating teenagers with friends and parents are considered. The features of everyday family practices of schoolchildren and factors determining the social quality of their life are revealed. The research shows the necessity of the formation and preservation of everyday practices for the reproduction of family values.
Ke ywords: schoolchildren, studying youth, everyday practices, leisure, leisure activities, family behavioral practices, social health, family leisure activities, family traditions.
С.Г. Абрамкина, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.А. Еньшина, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
В статье проведен анализ содержания повседневных практик и их влияния на социальное здоровье учащейся молодежи Алтайского края. Выделены особенности повседневных практик школьников, которые обусловливают необходимость их изучения комплексно. Обосновывается взаимосвязь между типами проведения досуга и показателями социального здоровья школьников. Дается объяснение неразрывной взаимосвязи процесса формирования социального здоровья подростков с процессом их интеграции в общество. Рассмотрены особенности досуговых практик и практик общения подростков с друзьями и родителями. Раскрываются особенности повседневных семейных практик школьников, выявлены факторы, определяющие социальное качество их жизни. Обоснована необходимость формирования и сохранения повседневных практик для воспроизводства семейных ценностей.
Ключевые слова: школьники, учащаяся молодежь, повседневные практики, досуг, досуговые практики, семейные поведенческие практики, социальное здоровье, досуговая деятельность семьи, семейные традиции.
Обращение к теме социального здоровья учащейся молодежи отражает одно из приоритетных направлений молодежной социальной политики в современных условиях. Состояние социального здоровья является не только показателем социально-экономического и общественно-политического развития российского общества, но и способствует раскрытию его научного, трудового и социально-культурного потенциала. Все это актуализирует перспективу формирования и укрепления социального здоровья школьников в процессе обучения и в условиях использования ими свободного времени и проведения досуга.
В повседневных практиках учащейся молодежи большую роль играют факторы, определяющие социальное качество её жизни, которые, в свою очередь, обусловливаются преемственностью ценностей общества, действенностью согласно социальным нормам. Они позволяют молодым людям успешно контактировать с окружающими людьми разного социального положения, развивать навыки общения, ощущать необходимость в нём. Именно эти факторы и определяют состояние социального здоровья молодых людей. «Социальное здоровье молодёжи - такое состояние социально-демографической общности, при котором молодые люди способны адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, преобразовывать себя и социальную среду; готовы к выполнению своих
социальных функций и социальной интеграции, к сопротивлению деструктивным общественным процессам и явлениям» [1, с. 90].
В этой связи существенно важным является изучение повседневности и повседневных практик школьников, поскольку их интеграция в общество происходит через учебу, семью, досуговую деятельность. Другими словами, молодой человек социально обретает себя именно в повседневности.
Повседневные практики в отличие от других обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать, рассматривая их содержание и влияние на социальное здоровье молодежи: наличие социального контекста; повторяемость событий повседневной жизни; пространственно-временная и территориальной ограниченность. Все это обусловливает их комплексное изучение, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга в общем восприятии повседневности молодых людей.
Наиболее яркое представление о повседневных практиках школьной молодёжи Алтайского края дают данные социологического опроса в рамках реализации грантового проекта РФФИ и Правительства Алтайского края № 17-13-22008 «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ори-ентациях и повседневных практиках молодежи» (науч. рук. - д-р социол. наук, проф. Н.А. Матвеева). Сотрудниками учебной научно-исследовательской лабо-