Научная статья на тему 'Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования на рубеже ХХ-ХХI вв.'

Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования на рубеже ХХ-ХХI вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования на рубеже ХХ-ХХI вв.»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

НОВЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В ЧЕШСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 вв.*

В статье представлены изменения, произошедшие в системе целей воспитания в Чешской Республике на рубеже ХХ века.

Ключевые слова: цели воспитания, личност-но-ориентированные цели, гуманизация, чешское образование.

О.И. Долгая

Во второй половине ХХ века в развитых странах в результате стремительных изменений во всех сферах жизни произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному, что принесло множество положительных перемен, связанных со всеобщей компьютеризацией, развитием высоких технологий, генной инженерии, всемирным распространением телекоммуникаций, Интернета и т.д. Однако в то же время участились экологические катастрофы, политические, экономические, финансовые кризисы, в мире возникла острейшая конкуренция во многих сферах жизни, и современный мир обрел политическую, экономическую, общественную нестабильность.

Для восточноевропейского региона, в частности для Чешской Республики, период конца ХХ-начала XXI вв., кроме того, ознаменовался переходом от авторитарного управления к демократическому устройству государства, с новыми представлениями о гражданских правах, с обретением новых ценностей. Все эти факторы вызвали необходимость изменить целевые установки в формировании личности, живущей в современном мире.

Цели обучения чешские педагоги-исследователи выделяют в качестве главного фактора, обусловливающего все последующие преобразования в учебно-воспитательном процессе и, в конечном итоге, эффективность образования.

В период социалистического этапа развития до конца 80-х годов при разработке документов в сфере образования Чехословакии существовал приоритет коллективных интересов над индивидуальными; «всестороннее и гармоничное развитие личности», хотя и провозглашалось в качестве цели образования на государственном уровне, но реализация этого постулата не была осуществлена в практике школы.

В 90-е годы ответом на вызовы изменившихся условий национального

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06-10102-а 2016 г.

Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования ... I

и общемирового развития стала переориентация целей чешского образования и воспитания на развитие личности, способной адаптироваться к новым условиям жизни, образованной, конкурентоспособной на рынке труда , с учетом ее собственных интересов, способностей и возможностей, умеющей творчески и инициативно подходить к решению поставленных задач. Общее образование на современном этапе развития человеческой цивилизации должно обеспечивать каждому индивиду формирование соответствующей современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Чешские ученые и педагоги при формулировании новых целей и задач в области образования руководствовались уже имеющимся опытом европейских стран и общемировыми тенденциями гуманизации и гуманитаризации обучения, опирались на международные рекомендации ЮНЕСКО; материалы конференции «Среда и развитие» ( ЮНЕСКО, 1992г.); концепцию развития образования для XXI века, выработанную ЮНЕСКО под руководством Жака Делора и др.

Переориентация целей воспитания на формирование гуманистической личности, встроенной в общечеловеческую культуру и обладающей необходимыми для этого качествами, началась в чешском образовании ещё в 80-е годы, когда на страницах педагогической периодики обсуждались проблемы воспитания в новом демократическом обществе.

В начале 90-х гг. в педагогических журналах и газетах большое внимание стало уделяться нравственному воспитанию и гуманизму. Об этом свидетельствуют появившиеся тогда статьи: М.Ципро "Нравственное воспитание в гуманистическом духе», В.Кожонь «Гуманистический характер межкультурного воспитания», Ш.Швец «Гуманизация общего образования», Й.Росина «Проблемы объективной оценки нравственной воспитанности учеников».

Научной работой, внесшей существенный вклад в дальнейшее формулирование целей воспитания в чешской образовательной системе, стала статья Я. Кучеры «Размышления о необходимости обновления принципов воспитания». Автор предложил принципы воспитания в духе новых требований, особо подчеркивая, что они являются открытыми и доступными для дальнейшего обогащения:

- плюрализм взглядов и деидеологизация воспитания и образования;

- демократизм и гуманизм;

нравственность и терпимость;

- социальный консенсус в обучении и воспитании;

- добровольность и самостоятельность при принятии решений учащимися;

- целеустремленная направленность деятельности;

- индивидуализация и коллективность в воспитании и образовании;

- единство теории и практики в воспитании, обучении и практической деятельности;

- соответствие и постепенность требований;

- наглядность и постоянство в воспитании и обучении;

- оптимизм и радость в восприятии педагогического процесса.

Формулировки сделаны таким образом, что включают в себя и другие принципы, получившие новое качество, актуальность и действенность. Например, принцип сознательности является составной частью одновременно трех первых принципов. Принцип уважения личности ученика относится к принципу нравственности и терпимости, принцип целеустремленности и активности ученика касается почти всех вышеперечисленных принципов, особенно принципа целеустремленной деятельной направленности.

Главный принцип учебно-воспитательного процесса, с точки зрения подготовки молодежи к жизни, полагает Кучера, это принцип плюрализма взглядов и деидеологизации воспитания и образования. Молодежь имеет возможность дискутировать и делать свой выбор, но её необходимо подготовить к самостоятельному осмыслению различных позиций и взглядов, правильному пониманию действительности. Применять этот принцип на практике, по мнению ученого, означает научить детей уважать чужие взгляды.

Принцип демократии и гуманизма логически и по своим внутренним идеям связан с предыдущим принципом. Имея в виду цели воспитания, применение этого принципа означает подведение учеников к пониманию того, что демократия, или свобода, не тождественна анархии, что демократичным, гуманным и свободным человек может быть только тогда, когда он дисциплинирован, работает на благо общества, целенаправленно трудится над самовоспитанием, самообразованием, самоконтролем.

Принцип нравственности и толерантности по своей внутренней идее и сущности не является новым. Его новизна состоит в понимании, трансформации, применении и потребности в том, чтобы все люди его усвоили. К этому принципу можно отнести и воспитание таких качеств и ценностей, как признание другого человека, самоуважение, человеческое достоинство, умение дружить и др. Все это может быть присуще только внутренне свободному человеку. Здесь также видна тесная связь принципа нравственности и толерантности и принципа демократизма и гуманизма, их объединяет понимание свободы человека как власти над собой

Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования ... I

самим, самодисциплина и самоконтроль.

Принцип социального консенсуса в воспитании. Речь идет о согласии в обществе между его различными членами и группами. Поскольку школа - отдельный мир, единое небольшое целое, состоящее из фрагментов мозаики воспитания, необходимо, чтобы там царили согласие и гармония, чтобы ученики, познавая такие понятия, как человечность, демократизм, терпимость, могли применять их в практической жизни, чтобы эти понятия служили формированию личности молодого человека.

Принцип добровольности и самостоятельности при принятии решений учениками можно реализовать в процессе занятий по интересам в свободное время. Во время факультативных занятий создается здоровая конкуренция, позволяющая воспитывать качества сильной личности. В то же время нужно формировать в детях нравственность, умение дружить и помогать товарищам, вырабатывать привычки правильного поведения.

Принцип индивидуализации и коллективизма позволяет педагогам приблизиться к ученикам: заметить талантливых детей, целенаправленно развивать их индивидуальные наклонности и способности; обратить внимание на проблемы, здоровье, семейное и социальное окружение ученика и т.д. Одновременно этот принцип предполагает создание между учащимися атмосферы здоровой конкуренции, взаимопомощи и добрых взаимоотношений, мотивировать учеников на достижение лучших результатов.

Давно разработанный принцип единства теории и практики воспитания в настоящее время особенно актуален в связи с появлением в практике и теории воспитания новых подходов, форм, методов, моделей и т.д.

Важным принципом воспитания, по мнению Кучеры, является постепенность требований, обеспечивающая со стороны учащихся желание, добровольность, творческую активность при выполнении образовательных задач.

Комплекс сформулированных Я.Кучерой принципов воспитания завершает принцип оптимизма и радости. Речь идет о взаимном доверии ученика и педагога, их общей радости от достигнутых результатов.

Для чешской педагогики первые пять принципов, сформулированных в статье Кучеры, являются новыми, другие также содержат определенную новизну.

На основе изучения важнейших документов, касающихся политики чешского государства в области образования и воспитания молодежи (Гражданская школа 1990г., Белая книга 2001г., Закон о школе 2004г., Концепция государственной политики в отношении молодого поколения ЧР до 2010г. и др.), можно констатировать, что в чешском обществе и у правительства этой страны сформировалось понимание важности образо-

вания и воспитания молодого поколения для решения задач дальнейшего развития Чешской Республики. При формулировании новых общих целей образования и воспитания чешские педагоги исходят из того, что современное общество, с одной стороны, придает большое значение индивидуальным способностям и правам человека, с другой стороны, каждый отдельный человек все больше зависит от других людей, от всего общества, от окружающей его среды. Чем сложнее общественная жизнь, тем больший объем знаний и умений должен усвоить каждый человек, чтобы найти свое место в жизни. Чем выше мера индивидуальной свободы, тем выше требования к личной зрелости, ответственности и творческим способностям каждого гражданина.

Литература

1. Kucera J. Uvahy o inovacii principov vychovy // Pedagogicka revue. 1991. - №10-s.97-98.

2. Bila kniha (Narodni program rozvoje vzdelavani v Ceske Republice. Praha, 2001) www.msmt.cz

3. Skolsky zakon. - Praha, 2004, 2012. http://www.msmt.cz/dokumenty/novy-skolsky-zakonSvec S.

4. Humanizacia vseobecneho vzdelavani // Pedagogicka revue. 1991. № 6. s.342.

5. Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов/Вульфсон Б.Л., Савина А.К., Долгая О.И., Дудко С.А.и др. Фундаментальные исследования Института теории и истории педагогики РАО: труды 2008-2012 гг. Москва, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.