10 Ше 18 Ше • ТЬе 5 well
ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕХИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И НОВЫЕ ЦЕЛИ
О.И. ДОЛГАЯ
Центр сравнительной педагогики Институт теории образования и педагогики Российской академии образования Ул. П. Корчагина, 7, 129278 Москва, Россия
В статье раскрывается новая государственная образовательная политика Чешской Республики, обусловленная курсом страны на вступление в Европейский Союз и проблемами молодежи, обострившимися в связи с изменившимися условиями социально-экономической и политической жизни. Кратко приводится характеристика цели образования и воспитания в период социалистического строительства в Чехословакии, когда общественные интересы преобладали над индивидуальными. Новые ориентиры и обращение к общечеловеческим ценностям превращают процесс образования и воспитания в личностно-ориентированную систему, в основе которой лежат демократия, плюрализм, гуманизм во взаимоотношениях с людьми, индивидуальное развитие личности, ее права и свободы, толерантность и др.
Образовательная политика современной Чехии формируется под воздействием двух основных факторов: стремления стать равноправным членом Европейского Союза и наличия существующих проблем среди молодежи.
Политические и экономические изменения конца 80-х — начала 90-х гг. в восточно-европейских странах вызвали стремление европейского сообщества к углублению интеграции внутри Европейского Союза и к вовлечению в него стран Центральной и Восточной Европы.
Официальную просьбу о принятии Чешской Республики в ЕС правительство В. Клауса передало в феврале 1996 г. Нынешнее чешское правительство продолжает линию предыдущих правительств. Известна и активная проевропейская позиция президента Чехии В. Гавела, который принадлежит к числу «еврооптимистов» и не представляет себе дальнейшего развития страны без все более тесного объединения езропейских стран в рамках ЕС.
Стремление Чешской Республики стать членом Европейского Сообщества во многом определяет стратегические направления политики государства в различных областях жизни, в том числе и в образовании.
Новые условия жизни и характер будущей эпохи, когда все более возрастет спрос на активных людей, способных к творческим решениям в различных жизненных ситуациях, требуют формирования нового типа личности, обладающего высоким творческим потенциалом. Кроме того, жизнь в условиях объединенной Европы потребует от каждого ее жителя необходимости ощущать себя, прежде всего, европейцем и обладать «европейским сознанием», т. е. быть воспитанным в соответствии с принципом «двойной лояльности» — к своей стране и к объединенной Европе [1].
Другим важнейшим фактором, определяющим государственную политику в др
области образования, стали изменения, происходящие с самой молодежью. Пос- ги
ледние два десятилетия XX в для всех государств Европы и мира стали периодом сл
больших потрясений и испытаний, связанных со стремительным развертыванием Эц,
НТР — экологические катастрофы, мутагенная среда, распад традиционных нравственных норм, ослабление воспитательной роли семьи, неконтролируемое раз- об
витие средств массовой культуры с их пропагандой антикультуры, насилия и лр
жестокости [2]. Эти явления способствовали росту преступности, наркомании, безнравственности, потере духовных ориентиров. Захватив сначала промышленно об
развитые страны, все эти отрицательные явления постепенно перекинулись и на не
страны, несколько запоздавшие в своем развитии. щ
В таких условиях происходит деморализация детей и подростков, что стало т
характерным и для чешской молодежи 80—90-х гг. об
Благодатной почвой для роста наркомании, алкоголизма и преступности среди ка
молодежи явилась и безработица — одно из последствий перехода к рыночной м!
экономике. Безработными, прежде всего, оказываются молодые люди, чья про- ш
фессиональная подготовка не отвечает потребностям рынка труда (особенно ут
выпускники основных школ, не получившие никаких профессиональных знаний т
и не желающие дальше учиться). В настоящее время наблюдается переизбыток Д.]
специалистов в области менеджмента, бухгалтеров, а также выпускников юриди- ей
ческих и медицинских институтов, и, наоборот, есть потребность в отдельных рабочих специальностях, средних и высших инженерно-технических кадрах в не
области машиностроения [3]. Такое положение проявляется на рынке труда, где и*
рост незанятых выпускников средних училищ за последние 3 года составил тс
50—60%, а выпускников полных средних школ 300%. Каждый год на рынок труда щ
вступает около 160 тыс. выпускников всех типов школ, из них шестая часть не находит работы. Больше всего испытывают трудности в трудоустройстве наиболее уч
молодые и наименее образованные выпускники основных школ, средних про- П
фессиональных училищ и молодые люди, имеющие проблемы со здоровьем. та
Молодежь, не поступившая на работу, сразу оказывается в группе риска. В 1997 г е?>
число безработных молодых людей до 29 лет среди общего числа безработных щ
составляло 44%. Современные исследования показывают, что уровень безработицы и интерес работодателей к молодым работникам без практического опыта и
соответствует уровню других европейских стран [4]. Н(
При вырабоже государственной политики в области образования, направленной на решение проблем молодежи и модернизацию чешской учебно-воспита- щ
тельной системы, прежде всего, возникла необходимость пересмотра целей об- П1
разования. к*
Школа на предыдущем этапе исторического развития Чехии (социалистичес- рг
ком) была ориентирована на адаптацию молодежи к существующим условиям м<
общественно-политической и экономической жизни, навязывая ей определенную н;
систему ценностей, способствовавших укреплению идейной связи с государством.
Личность рассматривалась не самоценно, а как материал, подвергающийся обра- те
ботке в соответствии с требованиями социалистического государства, при этом 01
провозглашался приоритет общественных интересов над личными. ть
В педагогической науке Чехословакии в 70—80-е гг. велась активная работа г/
над определением понятия целей образования и воспитания (Б. Ближковский, М
А. Валишова, М. Краликова, Б. Куял, В. Паржизек, Я. Скалкова и др.). В 70-е гг. А
исследование целей воспитания и образования, главным образом, было направ- л<
лено на разъяснение понятия «всестороннее и гармоничное развитие личности». [8
Понимание общей цели учеными-педагогами не было идентичным. Одни У1
(В. Юва) видели всесторонность, прежде всего, с точки зрения социальной роли, Д<
ку в другие делали упор на профессиональную подготовку. В чехословацкой педаго-
1ос- гической науке высказывалось мнение, что в воспитании (в широком смысле
>дом слова) несколько переоценивался интеллект, и, наоборот, недооценивалась роль
шем эмоционального развития (Б. Ближковский) [5].
рав- Значительный вклад в теоретическую разработку системы целей воспитания и
раз- образования внес Б. Куял. Он дополнил систему общественно значимых целей
т и личными, направленными на раскрытие интересов и способностей учащихся [6].
нии, Подробно категорию цели образования рассматривает Я. Скалкова [7]. Цель
;нно образования задается обществом. Посредством цели в процессе обучения пере-
и на носятся требования общества, в которых выражено конкретно-историческое
представление о всесторонне развитом человеке. Далее эти требования обуслов-гало ливают соответствующий отбор содержания и методов обучения. Новая цель
обучения (по Я. Скалковой) состоит в том, чтобы дать учащимся систему знаний эеди как основу научного мировоззрения, развить их познавательную активность,
гной мышление, творческие способности, потребность в дальнейшем самообразова-
тро- нии. Конкретизация цели идет по линии вычленения составляющих ее частей,
нно уточнения образовательной, воспитательной и развивающей задач. Но цель долж-
ний на не просто декларироваться, а приобрести субъективное значение для ученика.
1ток Для этого в качестве необходимых условий выдвигаются доступность цели, ори-
ади- ентация на индивидуальные интересы учащегося.
ных Таким образом, можно говорить о том, что в чехословацкой педагогической
IX в науке в конце 70-х — начале 80-х гг. созрело понимание необходимости учета
где индивидуальных интересов и целей учащихся, однако это не отражалось в доставил точной мере в государственных документах и, следовательно, не проводилось в
зуда практику работы школ.
1 не Адаптивная направленность целей воспитания и образования того периода не
злее учитывала уникальность, неповторимое своеобразие каждой отдельной личности,
гро- Провозглашенные цели не были реализованы и разошлись с реальными резуль-
ьем. татами в силу утопичности многих постулатов, из-за несоответствия деклариру-
)7 г. емых идеалов реальным общественным интересам, что, в свою очередь, вело к
ных идеологической дезориентации молодежи и низкой эффективности воспитания.
>ти- Создаваемое в современной Чехии плюралистическое общество отрицает замыта кнутое, единообразное в программном и идейном отношении образование, ос-
нованное на общей и обязательной для всех системе ценностей, юн- Новые ориентиры (рыночная экономика, курс на вступление в ЕС) и образа- щение к общечеловеческим ценностям превращают процесс образования и вос-
об- питания в личностно-ориентированную систему, в основе которой лежат демо-
кратия, плюрализм, гуманизм во взаимоотношениях с людьми, индивидуальное 1ес- развитие личности, ее права и свобода, толерантность и др. Таким образом,
иям модернизация образования в Чехии, как и в других постсоциалистических страда нах, идет в русле общемировых тенденций.
¡ом- Разрабатывая стратегические направления новой государственной образовала- тельной политики, цели и задачи образования, чешские специалисты во многом
том опираются на общеевропейские и мировые тенденции в этой сфере, на докумен-
ты, выработанные мировым сообществом. Так, определяя в качестве одного из 'ота главных направлений модернизации образования его гуманизацию, чешские пени, дагоги исходят из идей, провозглашенных ООН и ЮНЕСКО. Уже в 1968 г.
! гг- Ассамблея ООН обратилась с призывом ко всем государствам воспитывать мо-
>ав- лодежь в духе гуманизма, равноправия и уважения к человеческому достоинству
си»- [8]. В 1978 г. ЮНЕСКО разработаны рекомендации, в которых воспитание
1НИ учащихся в духе мира, взаимопонимания между народами, уважения прав и
ли, достоинств личности рассматривается как главная задача школы [9]. Образование
в самом широком смысле слова признано важнейшим путем спасения находящейся в опасности цивилизации, как указывалось и в материалах конференции «Среда и развитие», организованной ЮНЕСКО в 1992 г. в Рио де Жанейро [10] На выработку стратегии чешского образования, безусловно, оказали влияние и рекомендации, содержащиеся в концепции развития образования для XXI в., выработанные международной комиссией ЮНЕСКО под руководством Ж. Делора. В них подчеркивается незаменимая роль школы — «...содействовать более широкому взаимному пониманию в мире, развитию высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех наших духовных и культурных различий: чувства гражданственности, умения жить вместе» [11, с. 23}.
Современное демократическое общество, которое строят в Чехии, предоставляет своим гражданам небывалую свободу, но одновременно накладывает на них высокие требования к себе и ответственность за свою страну и за все мировое развитие (геополитические, экологические проблемы). Стремление европейских стран к объединению требует от их народов таких качеств, как терпимость и уважение чужих традиций, культурного опыта и т. д.
В чешском обществе и у правительства этой страны сформировалось четкое понимание важности образования и воспитания молодого поколения для решения всех этих задач. Поэтому на протяжении последнего десятилетия идут поиски в определении направлений модернизации образования, его целей и задач, которые находят отражение в появляющихся государственных документах. Одним из них стала «Концепция государственной политики в отношении молодого поколения в Чешской республике до 2002 г.» (принята в 1995 г.), в которой особо подчеркивается, что целью государственной политики в отношении молодежи является не только формирование условий для оптимального физического, духовного и общественного развития молодого поколения, но и создание условий для использования их творческого потенциала для дальнейшего развития чешского общества [12]. Последний тезис вытекает из необходимости изменения самого общества, где при возрастающей потребности в независимости молодые люди сегодня экономически зависимы от родителей дольше, чем социально и психологически (в отличие от молодых людей в странах Объединенной Европы).
При формулировании целей государственной политики в Концепции исходили из того, что воздействие государства на молодежь должно быть дифференцированным и адресным, и проводиться в двух направлениях: поддержка — решение проблем, препятствующих развитию молодого поколения (например, проблемные семьи; дети с нарушением здоровья и т. п.), и охрана молодых людей от влияния негативных явлений и результатов их воздействия.
В 2000 г. Министерством просвещения, молодежи и спорта был разработан и опубликован документ «Обращение к десяти миллионам», содержащий анализ современного состояния и возможных направлений развития чешской системы образования [13]. В «Обращении...» говорится о том, что модернизация в области образования направлена, прежде всего, на три области:
— изменение целей и содержания образования и изменение традиционного вида образовательных учреждений;
— систематическое расширение возможностей получения образования и подходов к образованию вообще;
— поддержка работы учителей и школы и формирование наилучших условий для повышения качества образования.
Перечислены двенадцать основных положений, на которые будет опираться правительство Чехии при модернизации своей школьной системы:
— школа для Европы;
— жизнь в мире знаний и информации;
ах°ДЯ- — возможность иметь хорошую работу в течение жизни (формирование спо-
»енции собности активно приспосабливаться к меняющемуся рынку труда, усиление
о [10]. значения общего и общего профессионального образования, направленность на
1ние и ключевые умения и формирование широкой базы для углубления, расширения и
XI в., смены квалификации);
Дело- — активное использование гражданского пространства;
более — практическое знание правового пространства, умение пользоваться закона-
'ветст- ми и собственными правами, которые предоставляет общество;
шчий: — школа для формирования равных шансов для всех;
— поддержка способностей каждого;
□став- — расширение возможностей учиться после получения аттестата;
га них — усиление роли и мотивации учителей;
[ровое — общество — школе, школа — обществу;
йских — контроль качества работы образовательных учреждений;
>сть и — расширение информации о работе школ, о рынке труда, о консультацион-
ных службах.
[еткое Таким образом, на первое место ставится связь с Европой, большое значение
реше- придается правовому образованию, подчеркивается практическая направленность
эиски образования, связь с миром труда.
I, ко- Важным документом, определяющим государственную политику Чешской
>дним Республики в области образования, стала так называемая «Белая книга» (Народ-
одо го ная программа развития образования в Чешской республике), принятая прави-
эсобо тельством Чешской Республики 7 февраля 2001 г. В ней сформулированы новые
щежи общие цели образования и воспитания, при этом чешские педагоги исходят из
>, ду- того, что современное общество, с одной стороны, придает большое значение
ювий индивидуальным способностям и правам человека, с другой стороны, каждый
чеш- отдельный человек все больше зависит от других людей, от всего общества, от
гения окружающей его среды. Чем сложнее общественная жизнь, тем больший объем
[одые знаний и умений должен усвоить каждый человек, чтобы найти свое место в
,но и жизни. Чем выше мера индивидуальной свободы, тем выше требования к личной
эпы). зрелости, ответственности и творческим способностям каждого гражданина [14].
дили Согласно «Белой книге» ЧР система образования служит следующим целям:
щро- — развитие индивидуальности человека. Предпосылкой этого развития является
[ение забота о физическом и психическом здоровье человека, включает поощрение и
ушые поддержку самореализации каждого и максимального применения его способ-
яния ностей. Когнитивное, психомоторное и эмоциональное развитие личности пред-
ставляет основную цель, которая является существенной как с точки зрения -ан и отдельного человека, так и всего общества, поскольку общий творческий потен-
[ализ циал граждан страны есть главный источник ее развития и перспектив;
темы ~ передача исторически сложившейся культуры общества, выраженной в на-
[астй Уках> искусствах, технике, трудовых навыках, эмоциональных и моральных цен-
ностях, как последующим поколениям, так и всем членам общества. Таким ного образом, сфера образования обеспечивает связь прошлого, настоящего и будуще-
го. Неотделимой частью этой цели является сбережение и развитие народных, под- языковых и культурных традиций, особенно защита культурного наследия;
— воспитание у молодежи понимания важности охраны окружающей среды,
эвий активного формирования здорового жизненного пространства и ликвидации беднос-
ти;
ться ~ поддержание единства общества. Образовательная система является одной
из важнейших интегрирующих сил не только потому, что в школе передаются общие ценности и общественные традиции, но, прежде всего, предоставлением равного подхода к образованию, что выравнивает имеющиеся различия в соци-
альном, культурном плане, в физическом здоровье, этнических и региональных особенностях, и является основой демократического и толерантного отношения ко всем членам общества. Эта цель переплетается с воспитанием в духе прав человека и поликультуры. Это воспитание базируется на предоставлении обширной информации обо всех меньшинствах, особенно цыганах, евреях и немцах, их судьбе и культуре, тем самым формируются отношения взаимопонимания с ними. Важным в плане этой цели является поддержка школ меньшинств, двуязычных школ, образование иностранцев и их детей при их интеграции в чешское общество;
— поддержка демократии и гражданского общества. Демократия является насущной потребностью критически и независимо мыслящей личности, обладающей собственным достоинством и уважающей права и свободы других. Школьное сообщество — первое общественное пространство, куда попадает ребенок из семьи. Здесь на протяжении многих лет закладываются и формируются навыки жизни в демократическом обществе;
— воспитание в духе партнерства, сотрудничества и солидарности с европейцами и, как следующий уровень, в условиях глобализации Прививать молодежи навыки жизни с другими народами, говорящими на разных языках, имеющими разные культурные корни и разные вероисповедания;
— повышение конкурентоспособности экономики и успешного развития страны. Современная система образования должна влиять не только на квалификацию, гибкость и оперативность рабочей силы, но и на ее способность к инновациям и переменам, развитию и использованию новых технологий;
— решение проблемы занятости, формирование способности трудоустраиваться и уметь предлагать себя на рынке труда не только в своей стране, но и за границей, особенно в странах Европы. Из этой цели следует требование ориентировать общее и специальное образование на формирование высокой адаптивности и гибкости человека, инициативности и творчества, самостоятельности и ответственности. Особое внимание уделяется обучению по специальностям, нужным на мировом рынке труда XXI в.: работа с новейшими информационными и коммуникативными технологиями, умение добывать информацию и критически мыслить.
Из приведенных выше новых целей образования видно, что приоритетное место в современной системе целей и задач воспитания и образования в Чехии занимает развитие личности каждого отдельного человека, его способностей и талантов, необходимых для успешной трудовой деятельности в течение всей жизни; следующая группа целей связана с необходимостью осознания каждой отдельной личностью своей принадлежности к общемировому сообществу и, конкретно, европейскому, что связано с ориентацией ЧР на вхождение в Евросоюз. Такая иерархия целей образования и воспитания говорит о том, что а современной Чехии главное внимание уделяется воспитательному аспекту формирования личности, в том числе, ее гражданскому воспитанию, что также соответствует общемировым тенденциям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вульфсон Б.Л Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика. — 2000. — № 2.
2. Малъкова ЗА. Основные тенденции развития образования за рубежом. — М., 1998
3. М1ас1ег а гсЗгауь 1Шр://№\у\у msmt.cz/cpl250/supina5/Statpol.htm.
4. МШъг а 1гЬ ргасе. 2001 Шру/^^т5т1.с2/ср1250/8ирта5/$1а1роШт.
альных эшения æ прав эбцщр-гемцах, ания с в, дву-гшекое
гея на-ладаю-ольное
iOK из
«выки
ейцами
1авыки
разные
траны.
<ацию,
нациям
ваться тицей, ровать эсти и гветст-[ым на сомму-1 мыс-
тетное Чехии стей и I всей ;аждой тву и, Евро-что в г фор-также
5 Bhzkovsky В. О systemovom pristupe ku kommunistickej vychove. — Bratislava, 1983.
6. Kujal.B. a kol. К perspektivnimii systemu celozivotni komunisticke vychovy v socialisticke spolecnosti. - Praha. PU JAK CSAV. 1977.
7. Skalkova J. Od teorie k praxi vyucovani na stredni vseobecne vzdelavaci skole. — Praha, 1978.
8. Apprendre à être. — Paris. UNESCO, 1972.
9. Apprendre pour vivre. L’oeuvre du Conseil de l’Europe dans le domaine de l’éducation. — Strasbourg, 1984.
10. Образование: Сокрытое сокровище / Доклад международной Комиссии по образованию XXI в. - Париж; ЮНЕСКО, 1997.
11. Conseil de l’Europe. Education. Document CDPS CP/96/7.
12. Koncepce statni politiky ve vztahu k mlade generaci v Ceske Republice do roku 2002. MSMT. 1995. http://www.msmt.cz/cpl 250/supina5/Statpol.htm.
13. Vyzva pro deset milionu. MSTS. — Praha.2000.http://www. lOmilionu.cz/cgi-bin/toISO-8859-1 /studie/1 _studie. html.
14. Narodni program rozvoje vzdelavani v Ceske Republice. MSMT. — Praha, 2001.
EDUCATION IN CZECHIA AT THE BEGINNING OF THE XXIst c.: STATE STRATEGY AND NEW OBJECTIVES
O.I. DOLGAJA
The Comparative Pedagogy Center Institute of Education Theory and Pedagogy Russian Academy of Education 7, P. Kortchagin St.,129278 Moscow, Russia
The article tackles the issue of the new state (the Czech Republic) educational strategy, which is determined by the integration process (EU admission) and youth problems caused by social, economic and political life changes. The education policy of the socialist period is characterized. The tendency towards the maintenance of the principles of democracy, pluralism, human relationship formation, individuality policy, and tolerance is demonstrated.
fo 2. 98.