Научная статья на тему 'Новые тенденции образования в условиях перехода к построению экономической формации нового поколения'

Новые тенденции образования в условиях перехода к построению экономической формации нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЕФОРМЫ / ЭКСПЕРТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО / competitiveness / education / qualifications / reforms / experts / digitalization / quality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таиров Санжар Октамович

Cегодня мы живем и работаем в мире перемен, поэтому, чтобы уровень образования соответствовал реалиям 21 века, образовательные учреждения должны использовать новейшие технологические разработки и инструменты электронного обучения. Кроме того, использование информационных и коммуникационных технологий оказывает большое влияние на все образовательные мероприятия, в результате использования цифровых технологий доступ и хранение информации осуществляются более простым и дешевым способом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE CONSTRUCTION OF A NEW GENERATION OF ECONOMIC FORMATION

Today we live and work in a world of change. Therefore, to allow education to compete with the 21st century, educational institutions must use the latest technological developments and e-learning tools. In addition, the use of information and communication technologies will have a great impact on all educational activities, as a result of the use of digital technologies, access and storage of information is facilitated in a simpler and cheaper way

Текст научной работы на тему «Новые тенденции образования в условиях перехода к построению экономической формации нового поколения»

materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 11.2018 [Proc. Int. Conf., Moscow, November, 2018]. Moscow, Moskovskii politekhnicheskii universitet (MAMI) Publ., 2018, pp. 223-227.

12. Chebotarev S. S. Ehkonomicheskaya otsenka mekhanizma formirovaniya rentabel'nosti produktsii gosudarstvennogo oboronnogo zakaza po formule 20(25) + 1, Vestnik vozdushno-kosmicheskoi oborony, 2017, № 2 (14), pp. 11-16.

13. Federal'naya kontraktnaya sistema SSHA: NTO o NIR. Moscow, 6 TSNII MO Publ., 1995__^

УДК 378 (575.1) Т-15_

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТРОЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ НОВОГО

ПОКОЛЕНИЯ

Таиров Санжар Октамович

старший преподаватель, Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Узбекистан, г. Ташкент, e-mail: sanjikbrat@mail.ru

Реферат: c егодня мы живем и работаем в мире перемен, поэтому, чтобы уровень образования соответствовал реалиям 21 века, образовательные учреждения должны использовать новейшие технологические разработки и инструменты электронного обучения. Кроме того, использование информационных и коммуникационных технологий оказывает большое влияние на все образовательные мероприятия, в результате использования цифровых технологий доступ и хранение информации осуществляются более простым и дешевым способом.

Ключевые слова: конкурентоспособность; образование; квалификация; реформы; эксперты; цифровизация; качество.

UDC 378 (575.1) ^15

NEW TRENDS IN EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE CONSTRUCTION OF A NEW GENERATION OF ECONOMIC

FORMATION

Tairov Sanjar

senior teacher, The Tashkent branch of The Plekhanov Russian University of

Economics, Uzbekistan, Tashkent, e-mail: sanjikbrat@mail.ru

Abstract: today we live and work in a world of change. Therefore, to allow education to compete with the 21st century, educational institutions must use the latest technological developments and e-learning tools. In addition, the use of information and communication technologies will have a great impact on all educational activities, as a result of the use of digital technologies, access and storage of information is facilitated in a simpler and cheaper way.

Keywords: competitiveness; education; qualifications; reforms; experts; digitalization; quality.

Новый подход к программе развития планирования отображен в принятой «Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», которая является инновационной программой реформ системы об-

разования страны на ближайший период [4, с. 37].

В 2018 году было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию цифровой экономики в ре-

спублике Узбекистан» [1], в котором одним из пяти базовых приоритетных направлений развития цифровой экономики в стране является направление «Кадры и образование».

Следует отметить, что численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики признаны недостаточными, имеется серьезный дефицит кадров всех уровней образования. В программе в целевых показателях представлены объемы количества 1Т-специалистов, которые должны будут выпускать вузы к 2024 г. - по 120 тыс. специалистов в год.

В связи с этим интерес представляет анализ текущей ситуации в сфере подготовки в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Республики Узбекистан специалистов по укрупненным группам специальностей в области информационных технологий. В выборку вошли все вузы, анализ проводился по следующим укрупнённым группам специальностей: информатика и вычислительная техника; информационная безопасность.

В Узбекистане за годы демократических реформ создана целостная система непрерывного образования, включающая в себя все стадии образовательного процесса. Действует двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат и магистратура, введены институты стажеров- исследователей-соискателей и старших научных сотрудников-соискателей. В период нового этапа развития число высших учебных заведений в стране выросло в 2 раза. Так, по состоянию на 1 ноября 2019 г. в Узбекистане действовали 72 вуза, в том числе 4 академии, 27 университетов и 19 филиалов при них, 4 высших религиозных образовательных учреждения и их филиалы. В стране успешно действуют филиалы ряда ведущих вузов Европы и Азии. В 2019 г. Ташкентский университет информационных технологий и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники подписали договор о создании совместного факультета информационных технологий. Кроме того, для восполнения нехватки педагогов в дошкольных учреждениях, с 2019/20 учебного года начали свою деятельность филиал университета Соджон (Южная Корея). Технический институт Ёджу (ТИЕТ) стал первым частным вузом

в Узбекистане, а университет Вебстер - первым американским вузом, открывшим свое представительство в Узбекистане [2].

В 2018/19 учебном году в вузах страны обучались 297689 студентов. В число студентов было принято всего 80822 человека. В учреждениях высшего образования работают 25107 преподавателей, из них с ученой степенью доктора наук - 1470, степенью кандидата наук - 6011, 1078 человек работают на должности профессора, и 4091 - на лодж-ности доцента [5].

В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики на 2017-2021 гг. намечены конкретные меры по развитию сферы образования и науки. В современных условиях особую важность имеют вопросы стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание механизмов внедрения ее достижений в практику. Для реализации этих целей введена двухуровневая система послевузовского образования, включающая в себя базовую докторантуру с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора философии (PhD) в соответствующей отрасли науки и докторантуру с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук (Doctor of Science, ScD) [5]. С целью вывода системы организации научно-исследовательской деятельности на качественно новый уровень были приняты меры по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук Республики Узбекистан, определены основные задачи и приоритетные направления деятельности Академии наук на основе современных требований, особое внимание уделено стимулированию эффективной научной деятельности.

В стране начата разработка и поэтапное внедрение новых учебных планов, программ новых специальностей, вводятся стажировки профессорско-преподавательского состава профильных кафедр вузов на совместных предприятиях, происходит внедрение системного проведения квалификационной практики студентов и практических занятий на производстве. В каждом университете вводится поэтапное обучение дисциплинам на английском языке как минимум в двух группах, для перспективных научных и педагогических кадров будет введена стажировка в развитых странах, критически про-

анализирована система подготовки кадров в магистратуре. Важной задачей является повышение статуса кафедр вузов с усилением их ответственности за обеспечение качества обучения. Предусмотрено утверждение концепции развития до 2030 г. по каждому закрепленному за той или иной отраслью вузу и обеспечение признания до 2021 г. не менее одного вуза каждой отрасли ведущими международными рейтинговыми агентствами. Принимаются конкретные меры по повышению качества образования в вузах. Новизной в подготовке специалистов является то, что с 2019/20 учебного года по отдельным направлениям высшего образования внедряется обучение в бакалавриате со сроком не менее 3 лет и магистратуре сроком не менее 1 года. При этом подготовка магистров будет вестись на основе специализированных программ по производственным и научно-педагогическим направлениям. Базовые университеты, исходя из потребностей заказчиков кадров, будут самостоятельно разрабатывать учебные планы, программы учебных дисциплин и утверждать их по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования. С 2019/20 учебного года для предотвращения траты рабочего времени на работы, не свойственные учебному процессу, вводятся новые механизмы норм времени профессоров и преподавателей с учетом учебных нагрузок. С 2019/20 учебного года в вузах будет введен принцип «уровень успеваемости студента - основной критерий оценки деятельности профессоров и преподавателей» и будут внедряться современные методы контроля и оценки знаний студентов, а также запрещено привлечение профессоров и преподавателей к мероприятиям, не связанным с их преподавательскими задачами.

Одним из основных направлений реформы высшего образования является создание новой структуры вузов, нацеленной на то, чтобы университеты могли стать по-настоящему независимыми, предлагается избрание ректоров на основе открытых выборов профессорско-преподавательским составом. Для уделения большего внимания учебному процессу и методикам в высших учебных заведениях страны вводится должность управляющего или главного менеджера, непосредственно занимающего-

ся вопросами финансового, хозяйственного управления и привлечения высококвалифицированных преподавателей, а также отменяются квоты приема в вузы. Университеты будут сами определять направление образования и квоты, исходя из ряда параметров: количество учебных помещений, наличие лабораторий, спецкабинетов. Важным критерием для предотвращения снижения качества образования будет являться наличие профессорско-преподавательского состава с учеными степенями.

В стране начата работа по созданию частных вузов, что увеличит возможность молодежи получить высшее образование по выбранным направлениям. Для создания льготных условий работы частным вузам предлагается освобождение от налогов, таможенных платежей сроком не менее, чем на 10 лет, безвозмездное предоставление зданий освобождающихся колледжей, которые не менее, чем 30 лет должны эксплуатироваться как вуз. Если будет увеличиваться число зарубежных филиалов, совместных факультетов ведущих университетов развитых стран, то у молодежи страны расширятся возможности получить качественное образование. Рассматривается возможность превращения Узбекистана в течение 10 лет в образовательный центр Центральной Азии.

Обучение иностранных студентов имеет большое значение для нашей страны в экономическом плане, оно важно для популяризации современного имиджа Узбекистана в мировом сообществе. В высших образовательных учреждениях страны сейчас обучаются 709 человек из иностранных государств. Из них 98 студентов являются гражданами стран дальнего зарубежья. В 2018/19 учебном году в число студентов были приняты 276 человек из других стран, что на 84% больше, чем годом ранее. Основную часть иностранных студентов в количестве 236 человек составили граждане стран СНГ Чтобы создать новые возможности для обучения иностранных студентов, необходимо рассматривать вопрос предоставления им безвизового режима на время обучения, приема в бакалавриат путем собеседования, вне квот приема, без сдачи тестовых испытаний [5].

По инициативе Президента страны система сдачи экзаменов в вузы была кардиналь-

но изменена. Новый формат вступительных испытаний позволил обеспечить максимальную прозрачность во время проведения экзаменов, тесты проходили в специально оснащенных больших помещениях, количество тестовых вопросов уменьшено до 30, результаты тестирования выдавались на следующий день после экзаменов. В дальнейшем планируется предоставление возможности абитуриентам сдавать тесты сразу в несколько учебных заведений и возможность сдавать их в любое время, для их проведе-

ния при Государственном центре тестирования будут созданы специальные комплексы для абитуриентов.

Для усовершенствования механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики в вузах создадут инновационные фонды и подразделения по коммерциализации научных разработок. Для повышения статуса и стимулирования преподавателей предусмотрено увеличение размеров зарплат в зависимости от занимаемой должности, внедрение гибкой системы оплаты труда.

Список литературы

1. Республика Узбекистан. Президент (2016- ; Ш. М. Мирзиёев). О мерах по развитию цифровой экономики в республике Узбекистан : Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2018 ПП-3832.

2. Абдурахманов, К. Х. Тенденции развития человеческого капитала Узбекистана / К. Х. Абдурахманов // Научный журнал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. ГВ. Плеханова». - 2013. - № 8 (62). - С. 80-82.

3. Абдурахманов, К. Х. Цифровая экономика: новый уровень подготовки кадров / К. Х. Абдурахманов // Частная собственность. - 2018. - 12 апр. (№ 13). - URL: www.biznes-daily.uz. - Текст : электронный.

4. Абдурахманов, К. Х. Человеческое развитие: учебник / К. Х. Абдурахманов, Н. К. Зокирова. - Ташкент: «РЭУ им. Г В. Плеханова», 2014. - 320 с.

5. Зокирова, Н. К. Инновации-ориентиры завтрашнего дня / Н. К. Зокирова // Частная собственность. - 2018. -20 апр. (№ 14). - URL: www.biznes-daily.uz. - Текст : электронный.

6. Шермухамедов, А. Т. Снижение рисков цифровизации / А. Т. Шермухамедов // XXXII Плехановские Международные чтения / РЭУ им. Г В. Плеханова. - Москва, 2019. - С. 113.

References

1. Respublika Uzbekistan. Prezident (2016- ; Sh. M. Mirzieev). O merakh po razvitiyu tsifrovoi ehkonomiki v respublike Uzbekistan, Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 03.07.2018 PP-3832.

2. Abdurakhmanov K. Kh. Tendentsii razvitiya chelovecheskogo kapitala Uzbekistana, Nauchnyi zhurnal FGBOU VPO «REHU im. G.V. PlekhanovA», 2013, no. 8 (62), pp. 80-82.

3. Abdurakhmanov K. Kh. Tsifrovaya ehkonomika: novyi uroven' podgotovki kadrov, Chastnaya sobstvennost', 2018, no. 13. URL: www.biznes-daily.uz.

4. Abdurakhmanov K. Kh., Zokirova N. K. Chelovecheskoe razvitie: uchebnik. Tashkent, «REHU im. G. V. PlekhanovA», 2014, 320 p.

5. Zokirova N. K. Innovatsii-orientiry zavtrashnego dnya, Chastnaya sobstvennost', 2018, no. 14. URL: www.biznes-daily.uz.

6. Shermukhamedov, A. T. Snizhenie riskov tsifrovizatsii, XXXII Plekhanovskie Mezhdunarodnye chteniya. Moscow, REHU im. G. V. Plekhanova Publ., 2019, p. 113._i-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.