3. Николаева, М. И. Дискуссионные вопросы современного дознания / М. И. Николаева, В. В. Рябчиков // Вестник ВЮИ. - 2018. - № 1(46). - С. 128.
4. Ярыгина, Л. А. Сокращенная форма дознания как закономерный этап развития уголовно-процессуальной формы / Л. А. Ярыгина // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1. - С. 81-83.
References
1. Borsov A. I. O nekotorykh osobennostyakh sokrashchennoi formy doznaniya, Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2016, no. 2, pp. 96-98.
2. Matinyan Eh. A. Osnovnye problemy proizvodstva doznaniya v sokrashchennoi forme, Molodoi uchenyi, 2019, no. 46, pp. 167-169.
3. Nikolaeva M. I., Ryabchikov V. V. Diskussionnye voprosy sovremennogo doznaniya, Vestnik VYUI, 2018, no. 1(46), p. 128.
4. Yarygina L. A. Sokrashchennaya forma doznaniya kak zakonomernyi ehtap razvitiya ugolovno-protsessual'noi formy, Evraziiskii soyuz uchenykh, 2016, no. 1, pp. 81-83._i-1
УДК 004.9:34_
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Неъматов Жасур Аминжанович
доктор юридических наук, профессор, Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Узбекистан, г. Ташкент, e-mail: [email protected]
Зокирова Нодира Каландаровна
доктор экономических наук, профессор, Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Узбекистан, г. Ташкент, e-mail: [email protected]
Еникеева Алсу Гумеровна
старший преподаватель, Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Узбекистан, г. Ташкент, e-mail: enikeeva. [email protected]
Таиров Санжар Октамович
старший преподаватель, Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Узбекистан, г. Ташкент, e-mail: [email protected]
Реферат: статья посвящена совершенствованию правовой политики, реализуемой государством в Республике Узбекистан с учётом особенностей внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для регулирования общественных отношений в эпоху цифрови-зации экономики. Обоснована значимость разработки и использования новой научной методологии при осуществлении правотворческой деятельности посредством применения междисциплинарного подхода в решении исследуемых проблем информационной сферы.
Ключевые слова: правотворческая деятельность; нормативно-правовое регулирование; понятийно-категориальный аппарат; цифровая экономика; информационно-коммуникационные технологии; субъекты информационного сообщества; государственные услуги; блокчейн; майнинг; криптовалюта.
UDC 004.9:34_
PROBLEMS OF NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND WAYS OF THEIR SOLUTION
Nematov Jasur
Doctor of Law, professor, The Tashkent branch of The Plekhanov Russian University
of Economics, Uzbekistan, Tashkent, e-mail: [email protected]
Zokirova Nodira
Doctor of Economics, professor, The Tashkent branch of The Plekhanov Russian
University of Economics, Uzbekistan, Tashkent, e-mail: [email protected]
Enikeeva Alsu
senior teacher, The Tashkent branch of The Plekhanov Russian University of
Economics, Uzbekistan, Tashkent, e-mail: [email protected]
Tairov Sanjar
senior teacher, The Tashkent branch of The Plekhanov Russian University of
Economics, Uzbekistan, Tashkent, e-mail: [email protected]
Abstract: the article is devoted to improving legal policy implemented by the state in the Republic of Uzbekistan taking into account the peculiarities of introduction and development of information and communication technologies (ICT) for regulating public relations in era of economy digitalization. The significance of the development and use of new scientific methodology in implementation of lawmaking activity through the application of interdisciplinary approach in solving the problems of information sphere is substantiated.
Keywords: law-making activity; normative and legal regulation; conceptual and categorical apparatus; digital economy; information and communication technologies; information community entities; public services; blockchain; mining; cryptocurrency.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из ключевых факторов, который влияет на становление современного общества. ИКТ оказывают непосредственное воздействие на образ жизни людей. Во многих формах экономической де -ятельности, в таких сферах, как образование и социально-трудовая деятельность, ИКТ становятся всё более определяющими.
В целом, взаимодействие органов государственной власти и управления посредством ИКТ, индивидуализированное по отношению к отдельно взятому субъекту гражданского общества, позволяет эффективно и рационально решать социальные вопросы, и тем самым стимулировать развитие национальной экономики.
Сущность подобного сотрудничества государства и общества заключается в переводе их на информационное пространство, где появляется возможность использования всего потенциала человеческих знаний, по-
рождения новых идей и обретения навыков реализации перспективных направлений социального развития с целью достижения устойчивого экономического роста и увеличения материального благосостояния. Кроме того, в результате обеспечения прозрачности возникающих обновлённых общественных отношений совершенствуются демократические процессы, повышается ответственность в управлении государством, гарантируется соблюдение прав и свобод человека, развивается культурное многообразие, укрепляется межнациональное согласие.
Вместе с тем, устойчивый, свободный и глобальный обмен информацией и знаниями предполагает взаимную терпимость и уважение к этическим аспектам разных слоев общества, которое требует наличия соответствующей нормативно-правовой базы.
На международном уровне универсальными актами в области использования ИКТ признаются: Окинавская хартия Глобального
информационного общества (2000 г.), Женевская декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 г.) и Тунисское обязательство (Программа для информационного общества (2005 г.)).
Понимание положений указанных международных документов со стороны субъекта национального нормотворчества сводится к тому, что государство обязано принять ряд мер, для разрешения следующих задач с использованием ИКТ, а именно:
1) проведение структурных реформ с целью создания открытой платформы конкуренции товаров, работ и услуг, адаптированное под существующий рынок труда, предусматривающий развитие людских ресурсов и обеспечение социального согласия;
2) рациональное управление экономикой и другими сферами с применением преимуществ современных информационных технологий;
3) разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный и безопасный доступ к новым технологиям, их обслуживанию и применению;
4) удовлетворение спроса на специалистов в области ИКТ, отвечающих требованиям информационного века;
5) содействие представлению в режиме реального времени государственных услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти.
Практика реализации требований международного права в информационной сфере на примере Республики Узбекистан показывает, что с принятием новой Конституции государство изначально закрепило право каждого на свободу мысли, слова и убеждений. Кроме того, делегировало правом искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом [1, ст. 29].
Во исполнение данной конституционной нормы был принят весомый пакет законов [2-5; 7-11], соответствующих требованиям, выдвинутым международными организациями.
Новой вехой для цифровизации общества явилось принятие на исполнение государственными структурами и институтами
гражданского общества Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, где было предусмотрено, в том числе, совершенствование системы «Электронное правительство», внедрение современных форм предоставления информации, касающейся прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, переход на использование ИКТ в экономике, социальной сфере, системе управления, кардинальное повышение качества образования посредством углубленного изучения информатики, создание востребованной временем системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации, своевременное и адекватное противодействие угрозам в информационной сфере [14].
В целях эффективной организации системы государственного управления, внедрения и развития цифровой экономики, улучшения инвестиционной привлекательности, а также реализации задач, обозначенных Стратегией, уполномоченным органом было определено Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (Агентство) [13].
В итоговом отчёте деятельности Агентства за 2019 год, приводятся, следующие сводные показатели по сравнению с 2018 годом, в частности:
- в 2 раза увеличилось количество пользователей Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (ЕПИГУ);
- более чем в 5 раз увеличилось количество произведённых электронных оплат через ЕПИГУ;
- в 13 раз увеличилась общая сумма государственных пошлин, сборов и иных платежей, оплаченных через ЕПИГУ;
- на 70 % увеличилось количество и в 2 раза сумма платежей посредством Единой биллинговой системы.
В 2019 году Агентством рассмотрены и выданы заключения по более чем 150 проектам нормативно-правовых актов в области ИКТ. Наряду с этим, подготовлены проекты Концепции развития системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан на 2020-2025 года и Постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий утверждение Концепции националь-
ной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030». Кроме того, разработана автоматизированная информационная система «Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов» [17].
Приведённые цифры подтверждают, что в современных условиях невозможно представить какие-либо отношения без использования ИКТ, которые в недалеком будущем, очевидно, породят проблемы нормативно-правового регулирования деятельности субъектов информационного сообщества на всех уровнях взаимообмена данными.
Если существующая национальная система законодательства не устранит возникающие коллизии в информационном поле, правоприменитель не сможет оперативно разрешать возникающие проблемы, которые появляются так быстро, что любое реагирование на них будет происходить с опозданием. В этой связи разрабатываемые и принимаемые законодательные акты должны работать на опережение для предотвращения наступления реальных и прогнозируемых угроз, чтобы не допустить нанесение значительного вреда государству и обществу.
Анализ состояния действующего законодательства Узбекистана в информационной сфере свидетельствуют о том, что содержащиеся в ней нормы во многом носят бланкетный характер и привязаны к техническому толкованию используемого понятийно-категориального аппарата, тогда как проекты законов должны соответствовать правилам законодательной техники. Это значит, что проект закона должен излагаться лаконично, четким, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением юридической терминологии. Не допускается употребление многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов и метафор. Используемые в проекте закона понятия и термины должны быть в применении единообразны в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования. В необходимых случаях в проектах законов даётся краткое определение юридических, технических и других специальных терминов и понятий, применяются общепринятые сокращения и даются пояснения других сокращений. Ссылки в статьях проекта
закона на иные законы и их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм, либо избежать повторений. При этом ссылки можно делать только на вступившие в силу законодательные акты, на утратившие силу законодательные акты и законопроекты ссылки недопустимы [6, ст. 13, 20-22; 12, ч. 1, 7, 10 ст. 24; 20, гл. 5].
Для подзаконных актов также характерен определенный порядок их разработки и последующего принятия, которые должны носить разъяснительный характер с целью единообразного понимания и правильного применения норм, содержащихся в законах [16; 19]. Следовательно, принятие подзаконных актов тоже порождает юридические последствия, то есть возникновение ответственности должностного лица либо органа, их принявшего. В ином случае любой другой документ, не выдержавший соблюдение данного порядка, не может быть применим для регулирования отношений [15, абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3]. Так как официальное толкование использованным в нормативном акте понятиям и терминам даёт орган, их принявший [12, ст. 43]. Поэтому игнорирование указанного требования законодательной техники ведёт к неконституционности нормы [1, ч. 2 ст. 16; 18].
Другим не менее важным аспектом является то, что государство в силу объективных причин не сможет обеспечить законность основанной на устоявшихся принципах построения системы законодательства, гарантированное применением традиционных методов правоохранительного регулирования общественных отношений в эпоху развития ИКТ, поскольку в международном и национальном нормотворчестве появились новые, совершенные, цифровые общественные отношения, которые в корне меняют представление о построении классических правовых систем, преобразуя их в транснациональные.
Данное утверждение основывается на ключевых задачах по скорому переходу республики к цифровой экономике посредством:
- внедрения и развития деятельности в области оборота крипто-активов, включая майнинг (деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и
комиссионных сборов в различных крипто-валютах), смарт-контракты (договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций), консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, крауд-фандинг (коллективное финансирование), а также технологий «блок-чейн» для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- подготовки квалифицированных кадров в сфере разработки и использования технологий «блокчейн», обладающих практическими навыками работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- всестороннего развития сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере деятельности по крипто-активам и технологий «блокчейн», привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области разработки технологий «блокчейн» для совместной реализации проектов в цифровой экономике;
- создания необходимой правовой базы для внедрения технологий «блокчейн» с учетом передового опыта зарубежных стран;
- обеспечения тесного взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства в сфере внедрения инновационных идей, технологий и разработок для дальнейшего развития цифровой экономики [13, п. 1].
Между тем, установление приоритета экономических интересов субъектов информационного сообщества над здравым смыслом недопустимо, так как есть опасность нанесения ущерба национальному достоянию государства, в том числе в связи с предоставлением данной сфере налоговых льгот и оценкой осуществляемых участниками транзакций не в рамках существующего законодательства о валютном регулировании [13, абз. 5-6 п. 2].
Поэтому возникает резонный вопрос: не приведёт ли осуществляемый перевод большей части финансово-кредитной сферы на расчёты с использованием криптоактивов к утере ценности национальной валюты как платёжного средства и в итоге к развалу экономической системы государства? Не про-
изойдет ли утеря доверительной значимости действующей системы национального законодательства как гаранта соблюдения и защиты основных прав, свобод и законных интересов личности и как общепринятого и одобряемого всеми членами общества средства регулирования общественных отношений, обеспеченного в случае их нарушения судебно-правовой защитой?
Общеизвестно, что криптовалюта - материально не обеспеченное средство расчёта в денежно-кредитных отношениях, децентрализовано вводимое в оборот в результате применения криптографических методов.
Если смотреть сквозь призму понятий блокчейн, майнинг и криптовалюта, то государству надо будет последовательно пересмотреть правовую надстройку общества, то есть обеспечить в сознании, культуре и идеологии общества более прогрессивное толкование, восприятие и усвоение сути общих принципов права с учётом развития ИКТ.
Наряду с этим, для того, чтобы востребованная временем правовая надстройка была эффективным инструментом решения стоящих перед ней задач, необходима планомерная, научно обоснованная программа её внутреннего развития и совершенствования. Эта программа должна охватывать как правотворческую, так и правоприменительную деятельность и отражать общую стратегическую линию государства по созданию и использованию права в процессе цифрови-зации общественных отношений. Эту стратегическую линию и практические пути её осуществления можно назвать правовой политикой государства в цифровой экономике.
Представляется, что она должна иметь следующие цели, конкретизирующиеся применительно к разным отраслям права, а именно:
1) определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;
2) формулирование методов правового регулирования различных видов общественных отношений;
3) выработка системных требований организации нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления;
4) планирование направлений законодательной и правоприменительной деятельности на текущую и долгосрочную перспективу.
При этом каждая из этих целей должна иметь специфическое содержание для соответствующих отраслей права.
Вместе с тем, для реализации отмеченной правовой политики весьма важен высокий уровень разработки и использования научных основ в правотворческой деятельности.
Так как право имеет своим источником материальные условия жизни общества, то будущие изменения в правовой надстройке требуют всестороннего анализа экономических и социальных процессов и предвидение свойственных им тенденций.
Понятно, что предвидение выходит за рамки правовой системы. Для того, чтобы предвидеть изменения в социальной среде, недостаточно знать действующие правовые нормы. Следует глубоко анализировать экономические, политические, социально-психологические, демографические и другие явления в жизни общества, которые в сово-
Список литературы _
купности определяют особенности правового регулирования. Не меньшее значение имеет состояние общественного сознания, степень развития государственных и общественных мер социального контроля и т.п. Надо учитывать и то, что правовые нормы и институты имеют собственные внутренние закономерности построения и совершенствования. Всё это подтверждает ту мысль, что практическое решение проблем нормативно-правового регулирования применения ИКТ требует междисциплинарного подхода.
Учёт этой особенности является главным условием оптимального конструирования правовых норм с целью решения важной для современного общества проблемы: внедрения и развития цифровой экономики, которой в последнее время в Республике Узбекистан научные круги уделяют заслуженное внимание.
1. Республика Узбекистан. Конституция (1992). Конституция Республики Узбекистан [Текст] : офиц. текст. -URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
2. Республика Узбекистан. Законы. О персональных данных : № ЗРУ-547 : [принят 02 июля 2019 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
3. Республика Узбекистан. Законы. О государственных закупках : № ЗРУ-472 : [принят 09 апреля 2018 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
4. Республика Узбекистан. Законы. Об электронном правительстве : № ЗРУ-395 : [принят 29 декабря 2015 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
5. Республика Узбекистан. Законы. Об открытости деятельности органов государственной власти и управле -ния : № ЗРУ-З69 : [принят 05 мая 2014 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
6. Республика Узбекистан. Законы. О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан : № ЗРУ-60 : [принят 11 октября 2006 года] : офиц. текст. -URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
7. Республика Узбекистан. Законы. Об электронных платежах : № ЗРУ-13 : [принят 16 декабря 2005 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
8. Республика Узбекистан. Законы. Об электронном документообороте : № 511-II : [принят 29 апреля 2004 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
9. Республика Узбекистан. Законы. Об электронной коммерции : № 613-II : [принят 29 апреля 2004 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
10. Республика Узбекистан. Законы. Об информатизации : № 560-II : [принят 11 декабря 2003 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
11. Республика Узбекистан. Законы. Об электронной цифровой подписи : № 562-II : [принят 11 декабря 2003 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
12. Республика Узбекистан. Законы. О нормативно-правовых актах : № 160-II : [принят 14 декабря 2000 года] : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
13. Республика Узбекистан. Президент (2016- ; Ш. М. Мирзиёев). О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан [Текст] : Указ Президента Республики Узбекистан от 03 июля 2018 г. № ПП-3832. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
14. Республика Узбекистан. Президент (2016- ; Ш. М. Мирзиёев). О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан [Текст] : Указ Президента Республики Узбекистан от 07 февраля 2017 г. № УП-4947. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
15. Республика Узбекистан. Правительство. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09 октября 1997 г. № 469 : офиц. текст. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
16. Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан : утв.
Приказом министра юстиции от 09 апреля 2012 г. №83-мх : зарег. в Министерстве юстиции 09 апреля 2012 г. № 2352. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
17. Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан : официальный сайт. - Ташкент. - URL: http://napm.uz. - Текст : электронный.
18. Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09 октября 1997 г. № 469. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
19. Правила подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов : утв. Приказом министра юстиции от 28 февраля 2014 г. №53-мх : зарег. в Министерстве юстиции 28 февраля 2014 г. № 2565. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
20. Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, предоставленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан : утв. совместным Постановлением Кенгаша Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса от 30 декабря 2010 г. № 237- II/150-II. - URL: https://www.lex.uz. - Текст : электронный.
References
1. Respublika Uzbekistan. Konstitutsiya (1992). URL: https://www.lex.uz.
2. Respublika Uzbekistan. Zakony. O personal'nykh dannykh, no. ZRU-547, 02.07.2019. URL: https://www.lex.uz.
3. Respublika Uzbekistan. Zakony. O gosudarstvennykh zakupkakh, no. ZRU-472, 09.04.2018. URL: https://www.lex.
uz.
4. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob ehlektronnom pravitel'stve, no. ZRU-395, 29.12.2015. URL: https://www.lex.uz.
5. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob otkrytosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti i upravleniya, no. ZRU-369, 05.05.2014. URL: https://www.lex.uz.
6. Respublika Uzbekistan. Zakony. O poryadke podgotovki proektov zakonov i ikh vneseniya v Zakonodatel'nuyu palatu Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, no. ZRU-60, 11.10.2006. URL: https://www.lex.uz.
7. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob ehlektronnykh platezhakh, no. ZRU-13, 16.12.2005. URL: https://www.lex.uz.
8. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob ehlektronnom dokumentooborote, no. 511-II, 29.04.2004. URL: https://www. lex.uz.
9. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob ehlektronnoi kommertsii, no. 613-II, 29.04.2004. URL: https://www.lex.uz.
10. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob informatizatsii, no. 560-II, 11.12.2003. URL: https://www.lex.uz.
11. Respublika Uzbekistan. Zakony. Ob ehlektronnoi tsifrovoi podpisi, no. 562-II, 11.12.2003. URL: https://www.lex.uz.
12. Respublika Uzbekistan. Zakony. O normativno-pravovykh aktakh, no. 160-II, 14.12.2000. URL: https://www.lex.uz.
13. Respublika Uzbekistan. Prezident (2016- ; Sh. M. Mirzieev). O merakh po razvitiyu tsifrovoi ehkonomiki v Respublike Uzbekistan: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan, 03.07.2018, no. ПП-3832. URL: https://www.lex.uz.
14. Respublika Uzbekistan. Prezident (2016- ; Sh. M. Mirzieev). O strategii deistvii po dal'neishemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan, 07.02.2017, no. УП-4947. URL: https://www.lex.uz.
15. Respublika Uzbekistan. Pravitel'stvo. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan, 09.10.1997, no. 469. URL: https://www.lex.uz.
16. Metodicheskie ukazaniya o poryadke podgotovki, yuridiko-tekhnicheskogo oformleniya i provedeniya pravovoi ehkspertizy proektov normativno-pravovykh aktov, vnosimykh organami gosudarstvennogo i khozyaistvennogo upravleniya, organami gosudarstvennoi vlasti na mestakh v Kabinet Ministrov Respubliki Uzbekistan, 09.04.2012, no. 83-mkh, no. 2352. URL: https://www.lex.uz.
17. Natsional'noe agentstvo proektnogo upravleniya pri Prezidente Respubliki Uzbekistan. Tashkent. URL: http:// napm.uz.
18. Polozhenie o pravovoi ehkspertize i gosudarstvennoi registratsii normativno-pravovykh aktov, prinyatykh ministerstvami, gosudarstvennymi komitetami i vedomstvami. Prilozhenie k Postanovleniyu Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan, 09.10.1997, no. 469. - URL: https://www.lex.uz.
19. Pravila podgotovki i prinyatiya vedomstvennykh normativno-pravovykh aktov, 28.02.2014, no.53-mkh. URL: https://www.lex.uz.
20. Pravila yuridiko-tekhnicheskogo oformleniya zakonoproektov, vnosimykh v Zakonodatel'nuyu palatu Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, i zakonov, predostavlennykh v Senat Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 30.12.2010, no. 237-II/150-II. URL: https://www.lex.uz. i-1