Научная статья на тему 'Новые технологии в монументальном декорировании подпорных стен (на примере г. Владивостока)'

Новые технологии в монументальном декорировании подпорных стен (на примере г. Владивостока) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
315
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ / МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЛАДИВОСТОК / RETAINING WALLS / MONUMENTAL DECORATIVE ART TECHNOLOGY / VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Серебряков Степан Алексеевич

Владивосток типичный пример города со сложным рельефом, с ограниченно пригодной для застройки территорией, где современная выборочная застройка или ее уплотнение в рамках сложившихся застроенных территорий требует инженерного выравнивания этой территории. Это по-прежнему приводит к возникновению подпорных стен инженерных сооружений, которые активно вторгаются в формирование целостной среды, занимая подчас значительную площадь в раскрываемых панорамах города, сопоставимых как с размерами фасадов, так и с природными городскими ландшафтами. Территория ВГУЭС представляет собой характерный пример застройки на сложном рельефе, что позволяет использовать эту территорию в качестве экспериментальной площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New technologies in the monumental decoration of retaining walls (for example, Vladivostok )

Vladivostok is a typical example of city with complex terrain and with limited area available for building. It is a territory where selective modern building within the existing built-up areas requires engineering leveling of area. This still leads to building of retaining walls engineering structures that actively invade in formation of coherent environment, sometimes occupying a large area in expanded panoramas of the city. Retaining walls could be comparable to size of house facades and natural urban landscapes. The territory of VSUES campus represents a typical example of building on complex terrain, that allows to use this area as experimental site.

Текст научной работы на тему «Новые технологии в монументальном декорировании подпорных стен (на примере г. Владивостока)»

УДК 58:712(072)

С. Серебряков1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Новые технологии в монументальном декорировании подпорных стен (на примере г. Владивостока)

Владивосток - типичный пример города со сложным рельефом, с ограниченно пригодной для застройки территорией, где современная выборочная застройка или ее уплотнение в рамках сложившихся застроенных территорий требует инженерного выравнивания этой территории. Это по-прежнему приводит к возникновению подпорных стен - инженерных сооружений, которые активно вторгаются в формирование целостной среды, занимая подчас значительную площадь в раскрываемых панорамах города, сопоставимых как с размерами фасадов, так и с природными городскими ландшафтами. Территория ВГУЭС служит примером застройки на сложном рельефе, что позволяет использовать данную территорию в качестве экспериментальной площадки.

Ключевые слова и словосочетания: подпорные стены, монументально-декоративные технологии, Владивосток.

S. Serebryakov

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

New technologies in the monumental decoration of retaining walls (for example, Vladivostok)

Vladivostok is a typical example of city with complex terrain and with limited area available for building. It is a territory where selective modern building within the existing built-up areas requires engineering leveling of area. This still leads to building of retaining walls - engineering structures that actively invade in formation of coherent environment, sometimes occupying a large area in expanded panoramas of the city. Retaining walls could be comparable to size of house facades and natural urban landscapes. The territory of VSUES campus represents a typical example of building on complex terrain, that allows to use this area as experimental site.

Key words: retaining walls, monumental decorative art technology, Vladivostok.

Целостность городской среды достигается грамотно выстроенным пространством города, архитектурным его наполнением и органично решённым благоустройством, достигаемым не только инженерными решениями, но и использованием объектов монументально декоративного искусства.

В городах со сложным рельефом возникают объекты, конструктивно создающие удобные площадки для размещения как зданий, так и элементов благоустрой-

1 Серебряков Степан - аспирант, кафедра дизайна и искусств; е-mail: cayman-312@mail.ru.

ства - подпорные стены городской среды. Чем сложнее рельеф, тем больше площадь искусственных вертикальных стен, тем более они требуют своего образного решения, органично сочетающегося с решениями расположенных рядом с архитектурными сооружениями.

В городе насчитывается 967 стен, общей протяженностью 60 902 погонных метра. Если не заняться вопросом технологий монументального обогащения их поверхностей, то столь значительная площадь будет задействована людьми, самовыражающимися за счёт «малярного» искусства. В ограниченном количестве такие росписи придают «кураж» городской среде и размываются плотностью архитектурных фасадов, как правило, не допускающих их раскрашивания. Но если не контролировать этот процесс городская среда низводится до обитания маргиналов, «культуры нищеты». Пример тому - город Владивосток. Сопоставимый по ландшафту с красивейшими городами мира - Сан-Франциско, Константинополем, Зальцбургом, он не производит в полном объёме впечатления европейского города из-за низкого качества общего благоустройства (рис. 1).

а) б)

Рис. 1. Улицы Сан-Франциско: а) Ломбард-Стрит; б) Болдуин-стрит

В преддверии саммита город активно подвергся расцвечиванию городской среды. Цветом обогатились не только фасады, но и подпорные стены. Учитывая расположение стен вдоль автомобильные дорог и на придомовых территориях, их в первую очередь и подвергли обновлению и реконструкции. Обновление было произведено по временной технологии - «граффити». При этом покраска производилась по стенам с активно выраженной фактурой: кирпичной, блочной, облицованных рельефной плиткой и т.д. Раскрашивание превратило город в мольберт и очень часто вносило цветовой диссонанс в облик города (рис. 2).

Ориентация обогащения городской цветовой среды на технологии «граффити» вносит элемент неухоженности, быстрого обветшания раскрашиваемых стен ввиду недолговечности красочного слоя, на практически неподготовленных поверхностях. За рубежом даже существует теория «разбитых окон», основанная на примере города Нью-Йорка. Эта теория доказывает, что небольшой беспорядок, вызываемый осыпанием красочного слоя со временем превращается в неухоженность городской среды, а затем приводит к хаосу.

Рис. 2. Примеры росписей подпорных стен во Владивостоке

Обширные вертикальные плоскости подпорных стен, расположенных вдоль проезжей части, формируют визуальную среду города. На протяжении многих лет она оставалась гомогенной - крайне однообразной. Это негативный фактор, и с ним необходимо было бороться. Владивосток массово подвергся раскрашиванию подпорных стен, на которых появились не совсем профессионально выполненные рисунки, далеко не всегда связанные с характером прилегающей застройки. Подпорные стены должны выражать свою архитектонику, быть объектом монументально-декоративного искусства, а не расписываться как рекламная тумба. Грубая, небрежная раскраска подпорных стен и фасадов зданий недопустима, учитывая, что человек может их рассматривать с близкого расстояния. Каждое место диктует свои композиционные и стилевые особенности. Подпорные стенки могут в ограниченном количестве расписываться с учетом градостроительной ситуации, в зависимости от того, откуда они воспринимаются. У художников свое субъективное мнение. Тогда, когда речь идет об общественных архитектурных пространствах, необходимо коллегиальное профессиональное обсуждение.

Большинство подпорных стен в силу своих размеров сопоставимы по площади с размерами архитектурных фасадов, поэтому требуют органичной связи с монументальными строительными технологиями. Неслучайно в старых городах они, как правило, исполнялись из материалов, идущих на фундамент и цоколи зданий. Позже стали выполнять облицовку подпорных стен рельефными бетонными плитами. По долговечности они сопоставимы с облицовочными конструкциями фасадов. Бетонные скульптурные вставки делают подпорные стены гораздо привлекательнее и обеспечивают достаточную долговечность. Причём, эта работа успешна, когда она выполняется совместно архитекторами и художниками-монументалистами (рис. 3).

Как отмечал Хундертвассер: «Все, что вертикально под открытым небом, принадлежит природе». Это предполагает биопозитивное оформление урбанизированной среды, рождает массу форм капитального декорирования вертикальных форм. Авторство использования кафельной плитки принадлежит Антонио Гауди. Он изобрел технологию битья плитки «тренкади», которая активно используется и по сей день. Применение плитки (рис. 1, 2) в качестве декорирующего материала - очень интересная находка. Эту технологию использовали архитекторы Анто-нио Гауди и Хундертвассер. Архитектура Хундертвассера явилась новым звеном в дизайне. Декоративные «луковки» крыш домов, пестрые окна, спирали и различ-

Рис. 3. Обогащение фактуры подпорной стены на ул. Магнитогорской (г. Владивосток)

ные стилизации растительных форм - это фирменный почерк Хундердвассера, вносящего в городскую среду цветность, пластическое разнообразие, а следовательно, и настроение.

Занимаясь практической деятельностью на территории кампуса ВГУЭС, студенты кафедры дизайна и искусств испробовали ряд новых монументальных технологий возможного декорирования подпорных стен, включая и широко опробованные в зарубежной практике: использование битой плитки в ограниченном количестве с покраской фона (рис. 4).

Рис. 4. Использование битой керамической плитки на подпорных стенах ВГУЭС

Стекло (рис. 5), как и кафельную плитку, вполне можно использовать в качестве материала для монументальных городских объектов. Для этого достаточно выкрасить его с обратной стороны и применить в декорировании подпорных стен. Такую технологию мы назвали «витражной». Спектр ее применения очень широк. В темное время суток стена, оформленная с применением стекла, не требует подсвечивания. Глянцевая поверхность стекла очень хорошо отражает свет, создавая игру бликов на её поверхности.

Рис. 5. Использование витражной техники

Декорирование крупногабаритных подпорных стен стилизованными растительными формами из металлических труб еще одно ноу-хау (рис. 6). Использование их в качестве декоративных элементов на подпорных стенах позволило не только расширить спектр применяемых технологий, но и создать элемент монументального оформления. С их помощью можно смягчить агрессивный вид стены, разбавить фактуру природного камня, избавившись от агрессивной и гомогенной среды. Учитывая богатые возможности работы с металлом, следует признать, что он является хорошим материалом в области декорирования.

Рис. 6. Использование металлических труб

Еще одним направлением монументального декорирования стен может стать применение асбестовых труб. Распиленная пополам и прикрепленная к стене, она сохраняет выпуклую форму, обогащая однородную фактуру самой стенки. Асбест - это долговечный строительный материал, способный стойко перенести все атмосферные явления (рис. 7).

Рис. 7. Пример использования асбестовых труб

Декинг (дощатое напольное покрытие, называемое в народе «террасной доской») при переносе на стену или фасад становится новым элементом декорирования. Декинг - замечательный строительный материал, учитывая его свойства долговечности и морозостойкости. Применение декинга возможно в сочетании как с габионными конструкциями, так и с обычной бетонной поверхностью, либо с металлом. Имея текстуру и цвет дерева, он органично используется как декоративный элемент.

Подпорные стены, несомненно, должны и могут стать достопримечательностью уникального по природному ландшафту города, его дополнительными фасадами. Каждая из предлагаемых технологий демонстрирует свои привлекательные стороны. В то же время эти технологии могут дополнять друг друга, создавая единое целостное пространство, наполняя его новыми формами, создавая игру пластики, фактуры, света и цвета. Мир не стоит на месте, он развивается ежедневно и ежечасно. Новые технологии, которые были недопустимы вчера, сегодня уже вполне могут дать новые решения, органично дополняющие и обогащающие городскую среду, не нарушая ее материальной целостности. Будущее - за инновациями, за тем, что непрерывно развивается, принося свои плоды в любой сфере человеческой деятельности.

1. Лебедев, С. Антонио Гауди / С. Лебедев. - М.: Альфа-книга, 2011. - 256 с.

2. Ранд, Г. Хундертвассер / Г. Ранд. - М.: Арт-родник, 2005. - 200 с. УДК 58:712(07)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.