Научная статья на тему 'К вопросу формирования среды студенческого кампуса ВГУЭС'

К вопросу формирования среды студенческого кампуса ВГУЭС Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
194
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ / ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SUSTAINING WALL / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Обертас Ольга Георгиевна, Баишева Татьяна Александровна, Серябряков Степан Алексеевич

Использование студенческого кампуса ВГУЭС как основы практикоориентированного обучения студентов-дизайнеров позволило сформировать и на практике осуществить комплексный подход к выработке концепции монументального декорирования подпорных стенок. Предлагаемые технологии могут быть успешно применены и в рамках сложной по рельефу городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of the VSUES campus environment

Using the example of the student campus VSUES, as the basis of practice-based learning design, students were allowed to form, practice and implement an integrated approach to the development of the monumental decoration of the retaining walls. The proposed technology can be successfully applied in the framework of the complex topography of an urban environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования среды студенческого кампуса ВГУЭС»

УДК 71

Обертас Ольга Георгиевна Баишева Татьяна Александровна Серябряков Степан Алексеевич

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

К вопросу формирования среды студенческого кампуса ВГУЭС

Использование студенческого кампуса ВГУЭС как основы практико-ориентированного обучения студентов-дизайнеров позволило сформировать и на практике осуществить комплексный подход к выработке концепции монументального декорирования подпорных стенок. Предлагаемые технологии могут быть успешно применены и в рамках сложной по рельефу городской среды.

Ключевые слова и словосочетания: подпорные стены, практико-ориентированное обучение.

Ограниченная по площади и крайне сложная по рельефу территория ВГУЭС явилась прекрасной экспериментальной площадкой, где студенты-дизайнеры получили возможность быть вовлечёнными в практико-ориентированное обучение: опробовать различные варианты декорирования подпорных стен, используя материалы и технологии, сопоставимые по долговечности с продолжительностью существования основных объектов городской среды - архитектурных сооружений. Подпорные стены, которым часто отводится значительная площадь на застраиваемых городских территориях, воспринимаются уже не просто как инженерные конструкции, а как полноценный компонент средового пространства, сопоставимого в какой-то мере с архитектурными сооружениями. Некоторые из них достигают высоты пяти-шестиэтажных зданий, поэтому требуют другого, более капитального подхода, основанного на архитектурно-строительных способах конструирования фасадов самих зданий и технологий, сопоставимых с технологиями создания городской материальной среды.

Город в преддверии саммита массово подвергся расцвечиванию фасадов и подпорных стен, на которых появились не совсем профессионально выполненные рисунки, далеко не всегда связанные с характером прилегающей застройки, а, главное, с использованием недолговечных технологий, с вар-

95

варским покрытием долговечных бетонных конструкций довольно быстро осыпающимися красками, требующими постоянного обновления.

Хаотичное осыпание красочного слоя вносит признаки беспорядка, «неухоженности» городской среды, отсюда у людей не возникает потребности соблюдать чистоту и порядок. Стоит ли удивляться, что в развитии предлагаемых росписей появляются вандальные рисунки на еще не раскрашенных поверхностях. Гротескные рисунки привлекают внимание молодёжи, не всегда способной оценить их художественную ценность, воспринимаются как модные новации. Не замечая их агрессивности, молодые люди переносят агрессию в нормы своего поведения, в общество, которое уже агрессивно само по себе.

Город, насыщаемый такими раскрашенными стенами, теряет статус-ность европейского культурного городского образования, переходя в образ пригородного спального района, где самодеятельное художество жителей оправдано монотонностью массового жилья и становится некоторым «оживляжем» дворовых территорий. Сами же технологии - эпизодические росписи-покраски различных вертикальных поверхностей городской среды - носят временный характер и их действительно можно использовать на ограниченных по площади внутренних городских территориях (детских садах, школьных площадках, дворовых территориях, территориях воинских частей и т.д.), обновляемых с периодичностью каких-либо праздников. В центральной части города подобные росписи могут иметь место, но лишь как некий художественный кураж, в очень ограниченном количестве, как нечто быстротечное, отклик на какие-либо модные молодёжные события. Но в центре европейского города, позиционирующего себя как центр российской культуры на Тихом океане, подобные эксперименты очень напоминают объекты «боди-арт», образцы которого никак не могут соперничать на подиуме с моделями одежды даже откровенно авангардного направления -не те технологии. Путь, который выбран в г. Владивостоке из благих побуждений «оперативно обогатить городскую среду» (некий «городской боди-арт»), оказался ошибочным: технология граффити за все время своего существования морально устарела. В наше время большинство стран мира пытаются с ней бороться. Причина этому одна - граффити с самого начала своего существования считалось вандализмом.

Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окружающей архитектурной среды; уменьшает статусность города, упрощая его образ как значительного российского порта на Дальнем Востоке, создаваемого в лучших традициях европейской архитектуры. В настоящее время известны прекрас-

96

ные мировые образцы цветового обогащения городской среды на базе технологий, сопоставимых со строительными технологиями (работы испанцев Хуана Миро, Антонио Гауди, великолепные образцы цветовой и пластичной архитектуры Хундертвассера) [1, 2].

Учитывая всю ответственность при подготовке будущих дизайнеров, на кафедре дизайна ВГУЭС было выбрано направление для практико-ориентированного обучения - опробование различных технологий декорирования подпорных стен, которые не только эстетически обогащают вертикальные поверхности городской среды, но и имеют более долговечный срок эксплуатации, чем простое окрашивание. Сложный рельеф, обилие на территории студенческого кампуса плотной застройки и дорог позволяют идеально воспроизвести городскую ситуацию.

Первый опыт использования битой плитки применён на подпорной стенке нижнего уровня территории кампуса в 2003 г. Студенты весело и с энтузиазмом оформили стену с синими контрфорсами, которая и по прошествии 10 лет не требует почти никаких эксплуатационных расходов, нарядна, хорошо откликается на подсветку и демонстрирует надёжность использованной технологии (рис. 1). Эта же технология повторена при декорировании ряда других стен на территории студенческого кампуса (рис. 2).

97

Рис. 1. Первая подпорная стенка на территории ВГУЭС

Поскольку территория используется как образовательное пространство, для многочисленных подпорных стен появляется возможность опробовать различные технологии их декорирования. При этом студенты используют технологии монументального, а не расписного декорирования. Применяются сравнительно долговечные материалы: стекло, битая плитка, декоративная штукатурка, стилизация растительных форм из металлических труб. Каждая из технологий позволяет проверить, насколько она может быть использована в той или иной ситуации. Характер рисунка также увязывается с расположением подпорной стенки, её величиной и характером окружающей ситуации. Как отмечал Хундердвассер: «Все, что вертикально под открытым небом, принадлежит природе». Это предполагает биопозитивное оформление урбанизированной среды, рождает массу форм капитального декорирования вертикальных поверхностей (рис. 2).

98

Рис. 2. Различные технологии, предложенные студентами в рамках практико-ориентированного обучения, декорирования подпорных стен, расположенных на территории студенческого кампуса (вверху - использование битой плитки, в середине -использование труб как материала стилизации растительных форм, внизу - использование крашенного стекла как средства декорирования в сочетании с покраской)

Различные технологии, внедренные и внедряемые в оформлении подпорных стен, в большом количестве находящиеся на территории ВГУЭС, удачно вписались в общую концепцию создания яркого, привлекательного образа студенческого кампуса. Создается единый ансамбль, который про-

99

должает оставаться экспериментальной площадкой на ограниченной территории.

Используемые технологии и материалы подбираются с учетом местного климата и условий эксплуатации, так что мы надеемся, что каждая построенная и декорированная стена будет радовать глаз еще достаточно долго. Даже их старение выглядит органично, как находящийся в эксплуатации архитектурный объект.

Однако самым ценным явилась организация в рамках учебного процесса практико-ориентированной деятельности — активной формы обучения студентов. В процессе деятельности складывается интерактивный коллектив из 10 и более студентов и преподавателя. Создается творческая среда, активизирующая процесс самообучения. Выявляются лидеры, берущие ответственность не только за проектные разработки, но и за организацию всего процесса перехода проекта в материальный продукт. Резко снижается время адаптации будущего специалиста к реальным условиям профессиональной деятельности. Появляются новые возможности создания функционально и эстетически целостной среды территории студенческого обитания, решения в будущем вопросов вечернего освещения и организации световой навигации на территории. Далее возникает желание обогатить эту территорию городскими арт-объектами (фонарями, местами эпизодического отдыха, эксклюзивными формами и т.д.).

Таким образом, студенты получают экспериментальную площадку для опробования объектов студенческих разработок, а университет формирует и обогащает среду студенческого кампуса, делая её удобной, оригинальной и комфортной для последующего поколения студентов.

1. Hundertwasser агЛкесШге. - М.: Taschen, 2009. - 96 с.

2. Райнер Цербст. Антонио Гауди. - М.: Ташен; Арт-Родник, 2000. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.