Научная статья на тему 'Архитектурная деталь Владивостока'

Архитектурная деталь Владивостока Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
702
173
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕРН ВО ВЛАДИВОСТОКЕ / АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕТАЛЬ / ЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА / ГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РLACES OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Обертас Ольга Георгиевна, Стрикаускас Лилия Викторовна

Рассмотрены характерные для модерна архитектурные детали, составляющие привлекательный фон городской среды Владивостока. Актуальность исследования обусловлена интересом туристов к архитектурно-исторической среде Владивостока как города носителя европейской культуры и взглядом на городскую среду как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов художественных специальностей.

Architecture detail in Vladivostok

The architectural details, characteristic for modernist style making an attractive background of an urban environment of Vladivostok are considered. Relevance of research is caused by interest of tourists in the architectural and historical environment of Vladivostok, as the cities of the carrier of the European culture and a view of an urban environment as educational space for vocational training of students of art specialties.

Текст научной работы на тему «Архитектурная деталь Владивостока»

УДК 58:712 (072)

О. Г. Обертас1 Л. В. Стрикаускас2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток. Россия

Архитектурная деталь Владивостока

Рассмотрены характерные для модерна архитектурные детали, составляющие привлекательный фон городской среды Владивостока. Актуальность исследования обусловлена интересом туристов к архитектурно-исторической среде Владивостока как города - носителя европейской культуры и взглядом на городскую среду как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов художественных специальностей.

Ключевые слова и словосочетания: модерн во Владивостоке, архитектурная деталь, элементы архитектурного декора, городское образовательное пространство.

O. G. Obertas L. V. Strikauskas

Vladivostok State University of Economics and Service

Vladivostok. Russia

Architecture detail in Vladivostok

The architectural details, characteristic for modernist style making an attractive background of an urban environment of Vladivostok are considered. Relevance of research is caused by interest of tourists in the architectural and historical environment of Vladivostok, as the cities of the carrier of the European culture and a view of an urban environment as educational space for vocational training of students of art specialties.

Keywords: town environment, рlaces of communication, disposition of communication of town population.

Приморье, и в особенности Владивосток, имеет огромный потенциал для того, чтобы стать одним из уникальнейших мест туризма не только в России, но и в мире. Из выступления Губернатора Приморского края В. Миклушевского очевидно: «...Гости из других регионов увозят глубоко в сердце воспоминания о крае, впечатления о его уникальной природе и истории.» [1]. Наряду с впечатляющим природным ландшафтом представляет интерес и сохранившаяся архитектура рубежа XIX-XX вв. Именно она является носителем признаков европейского стиля и формирует запоминающийся образ городской среды. Архитектура старого Владивостока уникальна, в первую очередь, своим разнообразием.

«В архитектурной среде улиц исторического центра Владивостока можно наблюдать все архитектурные стили, которые бытовали в творчестве архитекторов в то время, -от неоклассицизма конца XIX века до модерна разных направлений и неоклассицизма 1930-1950-х годов. Во Владивостоке работали многие известные в России и за ее рубежами архитекторы: А.А. Гвоздзиовский, Г.Ю. Юнгхендель, Д.В. Шебалин, И.В. Мешков, С. А. Венсан, А.Н. Булгаков, Н. Коновалов, Я. Шафрат, Ю.Л. Вагнер, В. А. Плансон ... и др.» [2]. Здания в исторической части города как памятники архитектуры, возникшие

1 Обертас Ольга Георгиевна - канд. техн. наук, профессор кафедры дизайна и искусств; e-mail: olgha.obiertas@mail.ru.

2 Стрикаускас Лилия Викторовна - студентка Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

на рубеже Х1Х-ХХ веков, представляют особый интерес для исследователей и ценителей архитектурной среды. Одним из распространенных стилей мировой архитектуры этого периода является модерн, элементы и детали которого придают зданиям особенный и неповторимый образ. В данном исследовании мы остановимся на рассмотрении элементов стиля модерн в зданиях и сооружениях г. Владивостока. Модерн настолько был популярен в указанный период, что даже в зданиях с неявно выраженными признаками этого стиля всегда можно обнаружить характерные элементы модерна.

Актуальность данного исследования заключается в представлении стиля модерн в архитектуре Владивостока как региональной компоненты, составляющей общее представление об архитектуре города. Цель данного исследования - выявить и проанализировать примеры появления архитектурных деталей, характерных для модерна, в зданиях и сооружениях исторической части Владивостока как культурного пласта, обогащающих историю Владивостока.

Хронологические рамки исследования: конец 1890-х - 1910-е гг. Выбор данного периода обусловлен началом строительства г. Владивостока.

Объектом исследования является архитектура исторической части г. Владивостока, обладающая наиболее выраженными стилевыми признаками, элементами и деталями стиля модерн. Предмет исследования - стиль модерн в архитектуре г. Владивостока, его элементы, детали, признаки. Основными научными методами, позволяющими достичь поставленной цели, стали аналитический, описательный, систематический и источниковедческий. На их основе была разработана методика проведения исследования.

Источниковая база исследования: главные объекты настоящего исследования -сохранившиеся памятники архитектуры эпохи модерн во Владивостоке в рассматриваемый период. Немаловажными источниками также стали справочные и статистические издания о модерне и различных стилистических направлениях в целом.

Как отмечает Эндрю Беллентайн, профессор архитектуры университета Ньюкасла: «...Нам нравится видеть огромные здания по всему миру как чистейшее выражение единственного идеала. Мы видим их как что-то нерушимое и бессмертное, то, что олицетворяет мимолетную вспышку вечности, и мы едем через весь мир, чтобы встретиться с ними. Но ведь и рядом с домом также есть места, доставляющие удовольствие, не менее значимые, вызывающие чувства связи с этим местом, откуда мы получаем удивительный ряд противоречивых эмоций, втягивающих в домосрочные отношения. Наша реакция на здания зависит от информации о них. Мы и в настоящее время в активно развивающейся среде ностальгически ищем «присутствие прошлого». Чтобы убедить нас в чрезвычайной особенности данного здания, существуют несколько способов: оно может быть экстравагантным ярким зрелищем, отличным от чего-либо, что мы когда-то видели, или же оригинальным примером широко используемого строительного типа, который делает его до некоторой степени авторитетным. Они имеют значимость не только потому, что являются прекрасными сооружениями, но также потому, что занимают место в истории, рассказывающей о развитии архитектуры на протяжении веков» [3].

Здания, которые вызывают у нас положительное эмоциональное волнение, несомненно, обладают огромной ценностью. Эти ощущения мы должны испытывать в маленьких дозах в нашей повседневной жизни, чтобы город был близким и никогда не переходил в разряд привычной и незамечаемой среды.

Новый художественный стиль - модерн - весьма противоречив: с преобладанием плавных совершенных линий и превалированием геометрических форм - зародился в архитектуре в последнем десятилетии XIX века. «Связка модерн-современно-прогрессивно как бы демонстрирует желание уйти от давления консерватизма, веру в современные возможности и силы» [4].

В модерне явно прослеживаются две тенденции: пристрастие к динамизму кривой линии, проявляющейся в текучести форм, и преобладание «линейной стилизации».

97

Главной отличительной чертой стиля модерн являются детали и элементы, придающие зданиям и сооружениям узнаваемость и неповторимость, отражающие саму суть новаторского стиля. Архитектурная деталь - неотъемлемый элемент архитектурной композиции. С этой точки зрения к архитектурной детали относятся все относительно малые, композиционно значимые пластические элементы сооружения. За счёт разновеликости деталей, своеобразной ступенчатости их размеров, мелкой разработки крупной формы возникает иерархия пластических элементов, система бесчисленных прямых и перекрёстных размерных сопоставлений, что позволяет постичь истинные габариты здания [5].

Система архитектурных деталей - важная информативная составляющая архитектуры города. Архитектурные детали способны олицетворять и пропагандировать определенные идеалы культуры, общества, оказывать эмоциональное воздействие на человека, быть значительным акцентом и завершающим штрихом в композиции здания.

Система архитектурных деталей способна во многом определять масштабный строй произведения, корректировать ощущения масштаба. Архитектурная деталь используется для взаимосвязи масштаба человека с масштабом постройки, масштаба постройки - с масштабом города. Основными элементами, в которых узнаваемо проявляется стиль модерн, считаются форма оконных и дверных проёмов, декоративная пластика наличников, пружинистый орнамент пластического декора - вставок из искусственного мрамора, контрастные сочетания фактур поверхностей фасадов.

«Начало распространения стиля модерн в рассматриваемых городах [дальневосточных. - прим авт.] совпадает со временем строительства ряда городов в СевероВосточном Китае - Харбина, Дальнего и Порт-Артура, превратившихся в крупные культурно-экономические центры Дальнего Востока всего за несколько лет своего существования. Они создавались по европейскому образцу, с использованием лучших достижений русской и европейской архитектурно-строительной практики» [6].

Авторитет города может возрасти благодаря накоплению узнаваемых зданий. В архитектуре есть здания, которые являются последователями распознаваемых моделей - большинство распространяются через все развитие западной цивилизации, являясь разновидностями классицизма. Во Владивостоке также немало запоминающихся зданий. В интерпретации дальневосточных инженеров и зодчих модерн приобрёл необычайно разнообразные формы: модерну близко всё, что способствовало идеям абстрактной красоты, символизма. Его стремление к стилизации и в то же время абстрагированию - не копировать точно, а передавать идею, образ - позволило черпать идеи практически везде: в произведениях модерна можно найти мотивы и готики, и античного искусства, и народного творчества. Ни один стиль не был столько синтетическим, сколь модерн. Даже в зданиях с неявно выраженным модерном архитектурные детали открыто тяготеют к этому стилю. «В отличие от предыдущих периодов, когда нормы применяемого стиля как бы довлели над потребностями заказчика, конец XIX - начало XX века характеризуется активным влиянием на архитектуру частного заказа, который во главу угла ставит вкусы и предпочтения заказчика» [7].

Подражательность западноевропейским образцам одна из самых характерных свойств нового стиля. Родиной русского модерна, безусловно, была Западная Европа. Формы модерна было легко заимствовать, но их в этом случае было трудно развивать [8]. Владивосток застраивался в период, когда в Европе складывался стиль модерн. Богатые предприниматели Владивостока, вкладывая капиталы в строительство, ориентировались на европейские образцы. Использовались все технические инновации и даже строительные материалы и элементы декора (кованые изделия), которые морским путем завозились из Германии. Во Владивостоке чаще встречаются характерные черты геометрической сути венского сецессиона. Именно этим и интересна застройка старого Владивостока, представляющая собой музей под открытым небом.

«Известно, что сооружения «чистого» модерна в дальневосточной архитектуре принадлежат по большей части тем архитекторам, которые имели строительную практику в Маньчжурии (Г.Р. Юнгхендель, А.К. Левтеев, В.А. Плансон, С.А. Венсан и др.), 98

либо недавним выпускникам столичных архитектурных учебных заведений (В.К. Голь-денштедт, Ф.Ф. Постников и др.). В их исполнении постройки нового стиля являли собой примеры европейского модерна с лаконичной и ясной архитектурной композицией и характерным декором» [6].

В качестве архитекторов Владивостока часто выступали гражданские и военные инженеры, получившие образование в 1880-90-х годах в Санкт-Петербурге, особенность архитектуры которого как раз и заключается в присутствии немецких, голландских, французских реминисценций и аналогов. Можно предположить, что, занимаясь строительством во Владивостоке, они выступали как «продвижители» новомодных направлений и стилей в архитектуре. Одним из основных архитектурных элементов, ха-растеризующих любой стиль, является деталь. Деталь - подобность, уточняющая характеристику образа, стиля [9]. Также деталью считают мелкую подробность, частность, как правило, делающую архитектуру сомасштабной человеку [10]. Именно через нее мы, как правило, узнаем стиль, к которому можно отнести то или иное архитектурное сооружение. Застройку старого Владивостока можно рассматривать как качественное образовательное пространство, на культуре которого можно воспитывать новое поколение, подготавливаемое к будущей профессиональной архитектурно-дизайнерской деятельности.

Архитектурная деталь, широко повторяющаяся на значительном количестве зданий в различных вариациях, становится узнаваемым элементом, формируя характерный архитектурный образ города. Появившаяся впервые в Вене на жилом здании Отто Вагнера на Линке-Винцайле деталь «кольцо в кольце» устойчиво внедрилась в архитектуру Владивостока и стала в различных вариациях характерной деталью венского сецессиона на зданиях города (рис. 1). Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют об-ращённый вниз треугольник. В соединении с окружностями, столь любимыми мастерами сецессиона, деталь напоминает стилизованный венок или серьгу и широко используется многими мастерами венского и немецкого модерна. Именно в венском модерне мы наблюдаем упрощение и герметизацию архитектурного языка, получившие распространение во Владивостоке.

Рис. 1. Характерная деталь венского сецессиона «кольцо в кольце» и спускающиеся ленты

Второй характерной деталью владивостокского модерна является гротескное использование гуттов из форм классической архитектуры, рельефных украшений в виде маленьких усечённых конусов, пирамид, цилиндров на нижней поверхности выступов деталей (рис. 2).

Характерным элементом фасадов часто выступают декоративно-пластические вставки из искусственного мрамора с достаточно тонкой проработкой рисунка, обогащающие в целом архитектуру фасадов (рис. 3).

99

Рис. 2. Гутты в архитектурной детали Владивостока

Рис. 3. Скульптурно-декоративные вставки на фасадах здания

Богатые украшения в стиле сецессион составляли маскароны, которые можно обнаружить и на зданиях Владивостока. «Маскарон в архитектуре - выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица, с серьезным или карикатурным выражением, иногда окруженного листвой и нередко выступающий на средине фигурной картуши. Обыкновенно его помещают как украшение на замковых камнях арок, в середине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т.д. Маскароны были особенно популярны в XVII и ХУШ вв., архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий, порой к ущербу для их серьезности и изящества» [9]. На владивостокских зданиях встречаются маскароны в виде львиных масок, девичьих головок и, что необычно для европейской культуры, масок драконов. Очевидно, это дань китайским строителям, возводившим общественные и жилые здания города (рис. 4) [11]. 100

Рис. 4. Маскароны на зданиях Владивостока

«Проходя по центру Владивостока, мы с интересом рассматриваем старые здания, любуемся украшающей их прекрасной лепниной. Но если у кого-то и возникнет желание узнать имена мастеров прошлого, то вряд ли он легко получит ответ. Время стерло многие подробности прежней жизни, и только старые газеты да архивные документы помогают пролить на них свет. В книге А. Хисамутдинова «Жизнь замечательных людей Владивостока» приводится информация: «Газета «Дальний Восток» в начале 1901 г. сообщала читателям, что скоро дома в городе будут украшаться деталями, сделанными на бетонно-лепном заводе А. С. Лусаковского» [12]. Вначале им была открыта скульптурная мастерская, куда были приглашены художники даже из европейской части России. Кроме того, изготавливались архитектурные элементы по оригиналам, купленным за большие деньги в Италии. Использовалась специальная технология изготовления, имитирующая мрамор и учитывающая особенности морского влажного климата. Благодаря деятельности А.С. Лусаковского мы имеем прекрасно сохранившуюся и искусно прорисованную лепнину на ряде зданий Владивостока, не говоря о каменных ликах, более века наблюдающих за нами со стен торговых и доходных домов города. Здания, получившие их в качестве декора, и сегодня представляют интерес для туристов, предпочитающих пешие прогулки для знакомства с городом. Сейчас трудно сказать, каким было основное занятие этого предпринимателя, поставившего своей целью украсить город.

Помимо запоминающихся деталей и элементов архитекторы, творившие в стиле модерн, экспериментировали с вариантами облицовок фасадов сооружений. Например, одной из характерных облицовок зданий во Владивостоке стала фактурная штукатурка, выводящая модерн на новый уровень и создающая неповторимый образ. Также в качестве элементов облицовки фасадов зданий Владивостока в модерне применялась керамическая плитка, придающая фасадам зданий особенный, запоминающийся декор.

101

Рис. 5. Характерное использование гладкой и грубой штукатурки

Рис. 6. Использование на фасадах вставок из глазурованной плитки

Именно общность специфических образно-композиционных средств позволяет выделить здания в стиле модерн и выявить характерные для архитектуры Владивостока детали.

Из проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Высокая культура архитектурной детали эпохи модерна во Владивостоке позволяет относиться к ней как к знаковому композиционному элементу на фасадах городских зданий.

2. Учебные заведения, готовящие специалистов в области культуры, туризма, архитектуры и дизайна, должны рассматривать городскую среду как образовательное пространство (студенты на конкретных образцах изучают характерные признаки модерна, неоготики и неоклассицизма).

3. Анализ архитектурной детали города Владивостока позволяет отметить характерные признаки фасадного декора, отражающие геометрическую суть венского сецессиона. Использование изображений этих деталей в графической продукции рекламного характера позволит сформировать запоминающийся образ российского порта на Дальнем Востоке, стать «визитными» символами городской архитектуры.

4. Заслуживают внимания и декоративные вставки в композицию архитектурных фасадов исторических зданий, позволяющих оценить их художественную культуру и использовать в качестве образцов декоративно-монументальной пластики.

5. Позиционирование города как культурно-туристического центра предполагает, что туристов в немалой степени привлекает и архитектурно-историческая среда, которая должна быть сохранена, выявлена при проведении реконструкционных работ и преподнесена как достойный образец декорирования зданий в эпоху модерна.

1. Миклушевский, В. Интерес россиян к Приморью велик [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://miklushevskiy.ru/news/2438.html

2. Владивосток. Памятники архитектуры: фотоальбом. - Владивосток: Изд-во «Дальпресс», 2005.

3. Беллентайн, Э. Архитектура. Очень краткое введение / Э. Беллентайн. - М.: АСТ, 2009. - 192 с.

4. Нащёкина, М.В. Московский модерн / М.В. Нащёкина. - М.: Изд-во «Жираф»,

5. Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей / под ред. С. Кэлоуэй. -М.: МАГМА, 2003.

6. Артемьева, А.А. Модерн в архитектуре дальневосточных городов: автореф. ... канд. искусствоведения / А.А. Артемьева. - Хабаровск, 2007.

7. Козинцева, М.Ю. К вопросу об архитектурном сообщении как социальной коммуникации / М.Ю. Козинцева, Л.И. Кирсанова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университет экономики и сервиса. - 2014. - №4. - С. 112-120.

8. Нащокина, М.В. Судьба мимолетного стиля (еще раз о русском модерне) / М.В. Нащокина // 100 лет петербургскому модерну: материалы науч. конф. -СПб.: «Альт-Софт»; «Белое и Черное», 2000.

9. Герман, Ю.В. Архитектура. Иллюстрированный толковый словарь: более 3000 слов / Ю.В. Герман. - М.: Астрель, 2010. - 376 с.

10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890-1907 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vehi.net/brokgauz/

11. Обертас, О.Г. Маскароны - каменные лики Владивостока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10467839/maskarony-_kamennye_liki_vladivostoka.

12. Хисамутдинов, А.А. Из владивостокской старины / А.А. Хисамутдинов. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2001. - 220 с.

Масловская, О.В.

Дизайн городской среды: учебное пособие / О.В. Масловская. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 220 с.

Рассматриваются типологические, композиционные, экологические, социально-культурные, феноменологические и семиотические аспекты изучения городской среды, основные принципы проектирования открытых пространств различного назначения, требования к функциональным и декоративным элементам городского ландшафта, стадийность и содержание проектов по преобразованию среды городов.

Допущено УМО вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн»: 54.03.01. Может быть полезно для студентов направлений 072500 «Дизайн», 270300 «Дизайн архитектурной среды», 270100 «Архитектура», 250700 «Ландшафтная архитектура».

2003.

СОВЕТУЕМ ПРОЧЕСТЬ

103