Научная статья на тему 'Историческая городская среда как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов-дизайнеров'

Историческая городская среда как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕТАЛЬ СТИЛЯ «МОДЕРН» / МАСКАРОНЫ / УЧЕБНАЯ ОБМЕРНАЯ ПРАКТИКА / ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРА / THE ARCHITECTURAL DETAIL OF THE STYLE OF "MODERN” / AN HISTORIC URBAN ENVIRONMENT / MASCARONES / MEASUREMENT PRACTICE / THE BASICS OF DESIGNER PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обертас Ольга Георгиевна, Вахрушева Людмила Львовна

Поднимаются вопросы профессиональной подготовки студентов-дизайнеров на основе изучения архитектурного наследия эпохи модерна. Городская среда исторически сложившегося города рассматривается как материальное образовательное пространство, позволяющее не только созерцать, но и путём профессионального анализа приобщаться к культуре пластического языка архитектурной детали и использовать характерные композиционные и художественные приёмы в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An historic urban environment as an educational space for training design students

The authors promote the professional training of future designers through the study of the architectural heritage of the modern. The urban historical environment is considered a material educational environment that allows one not only to behold but to perform professional analysis of the culture of the plastic language of architectural details and to use the specific compositional and artistic techniques in future professional activities.

Текст научной работы на тему «Историческая городская среда как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов-дизайнеров»

УДК 74.01/.09

Обертас Ольга Георгиевна, Вахрушева Людмила Львовна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Историческая городская среда как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов-дизайнеров

Поднимаются вопросы профессиональной подготовки студентов-дизайнеров на основе изучения архитектурного наследия эпохи модерна. Городская среда исторически сложившегося города рассматривается как материальное образовательное пространство, позволяющее не только созерцать, но и путём профессионального анализа приобщаться к культуре пластического языка архитектурной детали и использовать характерные композиционные и художественные приёмы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова и словосочетания: историческая городская среда, архитектурная деталь стиля «модерн», маскароны, учебная обмерная практика, основы профессиональной культуры дизайнера.

Историческое пространство всегда красноречиво, ведь ни в какой другой области культуры история не была бы сконцентрирована столь наглядно, как в архитектуре. Пространства, проектируемые сегодня, не всегда содержательны и выразительны, иногда, к сожалению, безлики, иногда даже агрессивны, а старая застройка - носитель культурного исторического слоя разрушается и исчезает из городской среды, унося с собой память, связанную с определённой эпохой и определёнными личностями. А ведь знания о прошлом постоянно углубляются и уточняются на исторически сохранившемся материале культуры. Поэтому столь важно как можно раньше вооружить будущего специалиста профессиональным видением предметно-пространственной среды, умением критической ее оценки на базе получаемых в высшем учебном заведении знаний. Такое цитирование отдельных форм городской среды во вновь создаваемых городских пространствах позволяет не нарушать уже сложившейся целостности городской среды, органично развивать новую ткань города, сохраняя пластическую и композиционную связь с ранее существующей застройкой. В настоящее время во Владивостоке существует шесть высших учебных заведений, в трёх из которых готовят специалистов, чья

Историческая городская среда как образовательное пространство ...

деятельность связана с изучением истории культуры, поэтому вполне логично хотя бы какой-то период её развития рассматривать непосредственно на примере своего города.

Города Дальнего Востока (особенно Владивосток), не обладая многовековой историей, тем не менее являют собой интереснейший пласт материальной культуры - переплетение трех культур: российской, западноевропейской и азиатской. Основывали и обживали поселения русские казаки и переселенцы из Украины и Сибири, экономику создавали российские и иностранные предприниматели, а строительство в основном осуществляли китайские рабочие. Результат этой деятельности - городская застройка старого Владивостока, где проявляются традиции и запечатлены исторические корни развития города. Владивосток начал застраиваться каменными зданиями с 1880 г., когда в Европе формируется один из противоречивых, но интереснейших своей эстетикой и символикой стилей - модерн. Увлечение было столь модным, что не осталось ни одного города, который избежал бы влияние этого стиля. Владивосток, посещаемый иностранными коммерческими судами, населённый процветающими иностранными предпринимателями, стремившимися связать на длительный период свою судьбу со столь перспективным в торговом отношении городом, приглашавшими иностранных архитекторов и привозивших отменные строительные материалы, обзаводится добротными, по-европейски респектабельными зданиями. Именно они в настоящее время и являются подлинными носителями характерных признаков архитектуры европейского модерна. На примере архитектуры этих зданий целесообразно изучать культуру модерна, отмеченную характерными его признаками: изыском пластического языка архитектурной детали, сложной силуэтностью зданий, позволяющей ориентироваться в городской среде, символикой, оживляющей городскую среду и привносящей в неё настроение и одухотворённость (рис. 1).

Одним из характерных элементов архитектурного декора являются маскароны. Наделенные реалистическими чертами с застывшим на них загадочным выражением, они приглашают к раздумью, сопереживанию, оживляют городскую среду. Выполненные по высокохудожественным европейским образцам, они придают зданию статусность и респектабельность, выделяя его на фоне общей городской застройки. Графическое представление маскаронов помимо приобщения к культуре скульптурной детали позволяет создать визуальный ряд каменных ликов города, побуждает к исследованию истории создания конкретного здания и жизнеописания его заказчика или владельца. В учебном процессе этот лепной декор целесообразно рекомендовать для графического копиро-

Опыт партнерства вузов с работодателями

вания, обмеров с последующей светотеневой моделировкой в технике отмывки сухой китайской тушью (рис. 2).

Рис. 1. Архитектурная деталь «кольцо в кольце»

Рис. 2. Архитектурный орнамент модерна

Не имея возможности частого выезда за рубеж, мы можем прикоснуться к архитектуре модного, чрезвычайно богатого декоративными

Историческая городская среда как образовательное пространство ...

деталями стиля модерн и использовать его характерные детали как основу для профессиональной подготовки дальневосточных архитекторов и дизайнеров. Наполнение учебных обмерных практик тематикой городской архитектуры и характерного для периода модерна пластического языка детали позволит заложить основы профессиональной культуры, основу бережного отношения к исторической застройке, вооружит будущего специалиста приёмами, позволяющими сохранять временную преемственность архитектуры. Результатами этих обмеров становится бесценный материал по материальной архитектурной культуре, представленный зарисовками, чертежами обмеров, эскизными реставрационными проработками. На кафедре дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса на основе обмерных студенческих практик выпущены учебные пособия «Решётки Владивостока» и «Маскароны Владивостока», позволившие приобщить студентов к внимательному отношению к архитектуре города, проникнуться ценностью старой городской среды и выявить зримые традиции и исторические корни архитектуры Владивостока.

Таким образом, историческая среда города, имеющая даже достаточно ограниченный период своего развития, приходящийся на время становления стиля модерн (1890 - 1920), привлекающего «своей противоречивостью, универсальностью, неповторимостью, особой эстетикой и символикой, может явиться прекрасным образовательным пространством для историков, искусствоведов, архитекторов и дизайнеров. Именно реальные городские объекты вместе с их подлинной историей, включающие историко-культурное прошлое и традиционную символику, должны стать той образовательной учебной материей, на которой возможно становление мировоззрения будущего профессионала дизайнера.

Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна» / В.В. Кириллов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: КомКнига, 2010. - 160 с. Мильчик М.И. Исторический город и современная архитектура / М.И. Мильчик. - Л.: Знание, 1990. - 32 с.

Нащокина М. Московский модерн / М. Нащокина. - М.: Изд-во «Жираф», 2003. - 560 с.

Обертас О.Г. Решетки Владивостока: альбом / О.Г. Обертас. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. - 90 с.

Шамраева Е.Ю. Цвет в архитектуре московского модерна / под общ. ред. С.В. Переверзненцева. - М.: Голден-Би, 2009. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.