Научная статья на тему 'НОВЫЕ СТАНДАРТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЁТА'

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЁТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / СТАНДАРТ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ОБЕСЦЕНЕНИЕ АКТИВОВ / БУХГАЛТЕРСКАЯ(ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ACCOUNTING / BUDGET ACCOUNTING / STANDARD / CONCEPTUAL FRAMEWORK / FIXED ASSETS / ASSET IMPAIRMENT / ACCOUNTING (FINANCIAL) REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деханд А.В.

Федеральным законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» введено понятие, регулирующее бухгалтерский учет в Российской Федерации, как «стандарт». Многие бухгалтера долго ждали введение в действие федеральных и отраслевых стандартов. Так с 1 января 2018 г. вступили в действие, утвержденные Минфином, четыре федеральных стандарта, суть которых автором раскрыта в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STANDARDS OF BUDGET ACCOUNTING

Federal Law 402-ФЗ “On Accounting” introduced the concept governing accounting in the Russian Federation as a “standard”. Many accountants have been waiting for the introduction of federal and industry standards. Since January 1, 2018, four federal standards, approved by the Ministry of Finance, the essence of which the author disclosed in the article, came into effect.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СТАНДАРТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЁТА»

Механическое воздействие рабочей струи на очищаемую поверхность является в данном процессе очистки. Главным параметром механического воздействия струи является ее давление на очищаемую поверхность. По величине давления у сопла подаваемого сухого льда, струи разделяют на струи низкого (до 1 МПа), среднего (1-5 МПа) и высокого давления (5-60 МПа)

Использованные источники:

1. Чурикова Л. А., Конашева Е. А., Утегалиев А. Т. Обзор современных методов очистки резервуаров от нефтяных остатков

УДК 33.330

Деханд.А.В. студент 2 курса

факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства»

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск НОВЫЕ СТАНДАРТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЁТА

Аннотация: Федеральным законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» введено понятие, регулирующее бухгалтерский учет в Российской Федерации, как «стандарт». Многие бухгалтера долго ждали введение в действие федеральных и отраслевых стандартов. Так с 1 января 2018 г. вступили в действие, утвержденные Минфином, четыре федеральных стандарта, суть которых автором раскрыта в статье.

Ключевые слова: Бухгалтерский учет, бюджетный учет, стандарт, концептуальные основы, основные средства, обесценение активов, бухгалтерская(финансовая) отчетность.

Dehand.A.B.

Student

2nd year, Faculty of Corporate Economics and Entrepreneurship Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk NEW STANDARDS OF BUDGET ACCOUNTING

Annotation: Federal Law 402-ФЗ "On Accounting " introduced the concept governing accounting in the Russian Federation as a "standard". Many accountants have been waiting for the introduction of federal and industry standards. Since January 1, 2018, four federal standards, approved by the Ministry of Finance, the essence of which the author disclosed in the article, came into effect.

Keywords: Accounting, budget accounting, standard, conceptual framework, fixed assets, asset impairment, accounting (financial) reporting

В России с помощью Федерального закона «О бухгалтерском учёте» с 2011 года осуществляется совершенствование системы бухгалтерского учета в части повышения качества контроля, регулирования, формирования финансовой отчётности. Федеральный закон определил ключевые термины, объекты бухгалтерского учёта, а также четко ограничил круг юридических лиц, к которым положения данного закона применяются. Конкретные хозяйственные субъекты, освобождающиеся в соответствии с ним от необходимости ведения бухгалтерского учёта, в том числе закреплены нормами

Федерального закона «О бухгалтерском учёте» [1].

Федеральные, отраслевые стандарты бухгалтерского учёта [2], которыми установлены общие его минимальные требования вместе с допустимыми способами ведения обычно разрабатываются на базе положений, вышеуказанного Федерального закона и Международных стандартов в области бухгалтерского учета.

Документ, устанавливающий минимальные требования, а также, допустимые формы и методы ведения организацией или учреждением бухгалтерского учета называется стандартом.

Так, с 1 января 2018 года при ведении бюджетного и бухгалтерского учета бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений нужно применять утвержденные Минфином федеральные стандарты.

На сегодняшний день Минюст зарегистрировал четыре приказа Минфина, которыми утверждаются стандарты учета и отчетности в отношении деятельности компаний государственного сектора [4]:

- стандарт «Основы концепций бухгалтерского учета и отчетности компаний государственного сектора» - приказ от 31 декабря 2016 г. № 256н;

- стандарт «Основные средства» - приказ от 31 декабря 2016 г. №

257н;

- стандарт «Обесценение активов» - приказ от 31 декабря 2016 г. №

259н;

- стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» -приказ от 31 декабря 2016 г. № 260н.

Учреждения обязаны применять новые правила учета с начала 2018 года. Соответственно, первая отчетность, сформированная по этим стандартам, будет за 2018 год.

Так, к новому году придется кардинально пересмотреть учетную политику учреждения. Краеугольным камнем любой учетной политики должен стать стандарт «Основы концепций бухгалтерского учета и отчетности компаний государственного сектора». Он устанавливает термины и понятия, которые надо использовать в учете и отчетности.

Стандарт «Основные средства» предусматривает большую работу по пересчету амортизационных отчислений. В нем сказано, что все объекты, стоимостью до 100 тыс. руб. надо амортизировать полностью (100%). Напомним, что сейчас полностью амортизируют объекты стоимостью до 40

тыс. руб. Поэтому бухгалтеры будут вынуждены доначислять амортизацию в 2018 году по некоторым объектам. Кроме того, сегодня есть один принцип начисления амортизации для бюджетных и автономных учреждений -линейный. За 2017 год надо будет принять решение и определить в учетной политике метод начисления амортизации, который удобен учреждению.

Например, если учреждение часто использует оборудование при оказании услуги и, следовательно, это оборудование изнашивается, тогда можно начислять амортизацию исходя из объема оказанных услуг. Производственный способ начисления амортизации выгоден тем, кто считает налог на прибыль с приносящей доход деятельности. Бухгалтерам предстоит научиться проводить новую процедуру - обесценение активов. 31 декабря 2018 года ее надо будет выполнить в первый раз. При обесценении имущество переводят на забалансовый счет, но это не списание актива. Например, у учреждения есть оборудование. Амортизация на него полностью не начислена. Но если оборудование использовать уже нельзя, так как это установлено на законодательном уровне, то бухгалтер амортизацию доначисляет полностью. Стоимостную оценку относят на финансовый результат, и имущество ставят на забалансовый счет.

С 2018 года изменится методология и порядок представления учреждениями бухгалтерской (экономической) отчетности. Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (экономической) отчетности». Некоторые показатели отчетов придется обнародовать в обязательном порядке. Активы и обязательства в бухгалтерском балансе разделятся на краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные). Это значит, что надо будет раскрыть показатели бюджетной отчетности на своем официальном сайте или ресурсе, который определен действующими законодательными актами (муниципальными правовыми актами).

Основное нововведение Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (экономической) отчетности» - показатели бухгалтерской (экономической) отчетности надо публично раскрыть в интернете. Первый шаг к публичному раскрытию показателей - формирование бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета с применением подсистемы «Учет и отчетность» ГИИС (государственной информационной интегрированной системы) управления бюджетом страны или «Электронный бюджет государства». Это правило предусмотрено пунктом 288 Инструкции № 191н. В Стандарте установлены показатели отчетности, которые обязательно нужно раскрыть. А именно:

• Показатели баланса

• Показатели отчетности о движении оборотных средств

• Показатели отчетности об экономических результатах работы

• Показатели отчёта, которые позволяют сопоставить текущее исполнение бюджета с утвержденным бюджетом.

Учитывая, какие формы надо обнародовать, очевидно, что в ближайшем будущем изменятся формы бухгалтерской (финансовой)

отчетности. На сегодняшний день федеральные органы государственной власти, казенные учреждения, органы, осуществляющие местное самоуправление формируют и представляют:

• Баланс (ф. 050З1З0)

• Отчет об экономических результатах работы (ф. 050З121)

• Отчет о движении оборотных средств (ф. 050З12З)

• Отчет об исполнении бюджета (ф. 050З127)

• Пояснительное письмо (записку) (ф. 050З160).

Появится новое понятие - раскрываемые показатели. Сейчас показатели обнародовать и расшифровывать не нужно.

Поэтому введение понятия позволит иным заинтересованным лицам отличать сведения, которые подготовлены с соблюдением положений федерального стандарта, от иных, которые являются полезными для пользователей, но при этом не регулируются указанными стандартами.

Показатели, имеющие открытый доступ, можно представлять в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. А в пояснениях детализировать в более подробных единицах измерения.

Показатели баланса, которые характеризуют активы и обязательства, нужно будет подразделять на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

В Стандарте установлены критерии классификации активов, а также критерии классификации обязательств. Нетто - оценка представляет собой раскрытие показателей активов, которые имеются у субъекта отчетности. Она является вычетом: всякой накопленной амортизации; резервов под снижение цены материальных запасов; расходов от обесценивания; резервов по сомнительным долгам.

На настоящий момент времени госучреждения не подразделяют активы на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные). Это делают только коммерческие организации.

Кроме пояснительной записки, в состав отчетности входят пояснения к формам отчетности. Сейчас учреждения отдельно такую информацию не составляют. Всю расшифровку делают в пояснительной записке (ф. 0503160).

Стандарт бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливает единые требования к формированию бюджетной отчетности

Пояснения бухгалтер будет делать:

• к балансу;

• к отчету о финансовых результатах деятельности.

В таких пояснениях надо будет:

• систематизировать данные в соответствии со степенью их значительности по отношению к экономическому результату отчетного периода;

• детализировать информацию об активах, обязательствах и чистых активах;

• предоставить детальные сведения о доходах и затратах в течение отчетного периода вместе с аналогичным периодом прошедшего года.

И в заключении отметим, что переходный период в один отчетный год - это очень небольшой срок для изучения серьезных методологических документов. Поэтому бухгалтеры казенных учреждений уже сейчас должны приступить к анализу нововведений [3].

Ну а для того, чтобы быть готовым «во все оружие», бухгалтерам уже сегодня необходимо:

1. Рассортировать имущество по критериям, которым должен отвечать актив. Все основные средства (ОС), которые числятся на счете 101, распределите на активы (оставьте их на балансе) и неактивы (перенесите на забалансовые счета).

Актив должен приносить экономическую выгоду (сейчас или в будущем) или иметь полезный потенциал. Чтобы понять, что ОС приносит экономическую выгоду, рекомендуем оценить, выгодно ли иметь это имущество. То есть, когда используем его самостоятельно, либо вместе с другими активами, поступают ли учреждению деньги. Если да, переходим ко второму критерию. Если нет, подумайте, приносит ли это имущество пользу учреждению. Полезный потенциал есть, если учреждение использует ОС для управленческих нужд или оказания госуслуг, может обменять на другие активы или за счет него погасить принятые обязательства. Скажем, у учреждения есть гараж. Он не приносит дохода, так как его не сдают в аренду. Но в то же время гараж - это необходимое условие для работы, так как в нем стоят машины. Значит, он имеет полезный потенциал и является активом. А если старый гараж достался с земельным участком и объект собираются снести, то полезного потенциала нет. Актив принадлежит учреждению на праве оперативного управления или находится в его пользовании. Если первое или второе условие выполняется, переходите к третьему критерию. У учреждения есть возможность контролировать актив «в результате произошедших фактов хозяйственной жизни». В частности, «регулировать доступ к полезному потенциалу или экономическим выгодам». Например, учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

2. Решить, какое имущество можно объединить в один инвентарный объект.

С нового года малоценные основные средства разрешено группировать в единый комплекс. Поэтому рекомендуем подумать, что из основных средств, которые сейчас учитываете на балансе и забалансовом счете 21, можно объединить. Например, можно свести в единый инвентарный объект столы, стулья, шкафы, которые используете в течение одного и того же периода времени и для обстановки одного помещения (п. 10 Стандарта № 257н). Так меньше времени будете тратить на проверку имущества при

инвентаризации. Обязательное условие - срок их полезного использования должен быть одинаковым, а стоимость - несущественной. Поэтому установите в учетной политике, какая цена является для вашего учреждения существенной (например, более 100 тыс. руб.).

В Стандарте № 257н нет ограничений по началу эксплуатации каждого из объектов, которые учреждение хочет включить в комплекс. Поэтому можно объединить новый стол и старый шкаф. Ведь в стандарте говорится только об одинаковом ожидаемом периоде использования.

3. Выберите, какое имущество можно разделить на несколько инвентарных объектов.

Если у одного основного средства есть несколько частей, с нового года каждую из них можно учесть, как самостоятельный инвентарный объект. При этом срок полезного использования частей должен отличаться, а цена -составлять существенную долю от цены всего объекта. Имеются в виду, те части ОС, входящие в различные амортизационные группы по Классификации основных средств, регламентированной, постановлением Правительства РФ от 02.01.2002 № 1. Какую долю считать существенной? В Стандарте № 257н об этом не сказано. Определите ее в учетной политике. Допустим, 30 процентов от стоимости всего объекта.

Например, учреждение купило радиостанцию. Бухгалтер включил ее в третью амортизационную группу (срок полезного использования - от 3 до 5 лет). В состав радиостанции входит принтер. Он попадает во вторую амортизационную группу (срок полезного использования - от 2 до 3 лет). Станция может работать без принтера, так же как и он без радиостанции. Таким образом, бухгалтер вправе оприходовать два отдельных объекта учета.

4. Пересмотрите имущество, по которому нужно пересчитать амортизацию

С нового года изменятся стоимостные показатели по нормам амортизации. Поэтому вам нужно пересмотреть все объекты, которые числятся в учете. По тем, у которых балансовая стоимость от 40 тыс. до 100 тыс. руб. (включительно), придется доначислить амортизацию в размере 100 процентов (если не успеете начислить ее раньше).

5. Выберите для каждого объекта, подходящий метод начисления амортизации.

Пропишите в учетной политике, какими способами вы будете начислять с нового года амортизацию. Сейчас в бухучете применяют только один способ - линейный. Но использовать его не всегда выгодно. Например, вы купили новый автомобиль, первые два-три года он будет работать исправно, вам не надо тратить деньги на ремонт. Но потом затраты вырастают, то есть основное средство приносит меньшую выгоду. А амортизацию вы продолжаете начислять равномерно. Поэтому обратите

внимание на два других способа: метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Применяемый метод должен «наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих финансового дохода или полезного потенциала, которые заключены в активе» [5].

В заключении отметим, что ключевые изменения, повлекшие за собой внедрение стандартов бюджетного учета, требуют пере смотрения учетной политики.

Использованные источники:

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 № 4022. ФЗ.: [Электронный ресурс] (редакция от 31.12.2017г.) // Доступ из СПС «Консультант плюс»

3. Официальный сайт Договор-Юрист.Ру [Электронный ресурс] 1Шр5://(1о^оуог-ип$1:.ги/законы/закон о бухгалтерском учете/

4. Официальный сайт Система Гофсинансы https://www.gosfmansv.ru/#/document/189/537717/c5ebb337-5d93-4b2f-bf8b-7782d4124be9/?of=copy-58b384330c

5. Официальный сайт МИНФИН РОССИИ [Электронный ресурс] URL: https: //www. minfin.ru/perfomence/budget/sfoo/

6. Официальный сайт Система Гофсинансы [Электронный ресурс] https://www.gosfinansv.ru/#/document/189/597458//?of=copv-53c6934baa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.