Научная статья на тему 'Организация бухгалтерского учета основных средств в государственных учреждениях по новым правилам'

Организация бухгалтерского учета основных средств в государственных учреждениях по новым правилам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ЗАБАЛАНСОВЫЙ УЧЕТ / FIXED ASSETS / ACCOUNTING POLICIES / PUBLIC SECTOR / FEDERAL STANDARD OF ACCOUNTING / OFF-BALANCE ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берикова Н. Б., Бамбеев Ю. Н., Козачко Т. Р.

С 2018 года начали действовать пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе Федеральный стандарт по бухгалтерскому учету (ФСБУ) «Основные средства», который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В Стандарте приведены основные термины и определения, которые затрагивают учет основных средств, изложен порядок принятия их к бухгалтерскому учету, даны рекомендации по определению первоначальной стоимости ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций, рассмотрены порядок начисления амортизации, особенности отражения в учете выбытия ОС и особенности раскрытия данных об ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В статье рассмотрены основные изменения в бухгалтерском учете основных средств в государственных учреждениях. Даны рекомендации по отражению переходных операций в бухгалтерском учете, что необходимо предусмотреть в учетной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берикова Н. Б., Бамбеев Ю. Н., Козачко Т. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of accounting of fixed assets in public institutions by new rules

Since 2018 five federal standards of accounting for the organizations of public sector, including the Federal standard on accounting (FSBU) "Fixed assets" which establishes uniform requirements to accounting of the assets classified as fixed assets and also requirements to information on them disclosed on accounting (financial) reports began to work. The main terms and definitions which affect accounting of fixed assets are provided in the Standard, the order of their acceptance to accounting is stated, recommendations about determination of initial cost of OS acquired as a result of exchange and not exchange transactions are made, the order of charge of depreciation, feature of reflection in accounting of leaving of OS and feature of disclosure of data on OS in accounting (financial) reports are considered. In article the main changes in accounting of fixed assets in public institutions are considered. Recommendations about reflection of transitional operations in accounting are made that it is necessary to provide in accounting policies.

Текст научной работы на тему «Организация бухгалтерского учета основных средств в государственных учреждениях по новым правилам»

Источники:

1. Белоножка, В.М. Оценка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности / В.М. Белоножка, В.В. Башкатов // Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности Материалы IV международной студенческой научной конференции. - 2014. - С. 131-135.

2. Яцишина, К.С. Проблемы формирования бухгалтерской финансовой отчетности и пути их решения руководством организации / К.С. Яцишина, В.В. Башкатов // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. - 2014. - С. 15-21.

3. Резниченко, Д.С. Предпосылки и пути выявления искажений в бухгалтерской отчетности / Д.С. Резниченко, Д.А. Тозлиян // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 363-367.

4. Москаленко, О.В. Качество бухгалтерской информации как основа формирования достоверной отчетности / О.В. Москаленко, Д.С. Резниченко // Современные тенденции развития общества: проблемы экономики и управления и пути их решения Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 122-127.

5. Кесян, С.В. Проблемы учетно-аналитического обеспечения управленческого учета по бизнес-процессам в сельскохозяйственных организациях / С.В. Кесян, Н.В. Еремина, С.С. Ситайло // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 3 (22). -С. 85-92.

Sources:

1. Belonozka, V.M. Assessment of the reliability of accounting financial statements / V.M. Belonozhka, V.V. Bashkatov // Current Issues in Compiling Accounting Financial Statements in the Conditions of Reforming Accounting and Reporting Proceedings of the IV International Student Scientific Conference. - 2014. - pp. 131-135.

2. Yatsishin, K.S. Problems of formation of accounting financial statements and ways to solve them by the leadership of the organization / K.S. Yatsishina, V.V. Bashkatov // Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support. - 2014. - p. 15-21.

3. Reznichenko, D.S. Prerequisites and ways to identify distortions in accounting reports / D.S. Reznichenko, D.A. Tozliyan // Informational support of effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016. - p. 363-367.

4. Moskalenko, OV The quality of accounting information as a basis for the formation of reliable reporting / O.V. Mos-kalenko, D.S. Reznichenko // Modern trends in the development of society: problems of economics and government and ways to solve them Materials of the international scientific-practical conference. - 2017. - p. 122-127.

5. Kesyan, S.V. Problems of accounting and analytical support of management accounting for business processes in agricultural organizations / S.V. Kesyan, N.V. Eremina, S.S. Sitaylo // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - № 3 (22). - p. 85-92.

Н.Б. Берикова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности,учета и финансов, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, ([email protected], 89371932686),

N.B. Berikova - associate professor of economic safety, account and finance, Kalmyk state university of B.B. Gorodovikov;

Ю.Н. Бамбеев - Магистрант, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, ([email protected], 89371932686),

Y.N. Bambeev - Undergraduate, Kalmyk state university of B.B. Gorodovikov;

Т.Р. Козачко - магистрант Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова ([email protected], 89371932686),

T.R. Kozachko - undergraduate Kalmyk state university of B.B. Gorodovikov.

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF FIXED ASSETS IN PUBLIC INSTITUTIONS BY NEW RULES

Аннотация. С 2018 года начали действовать пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе Федеральный стандарт по бухгалтерскому учету (ФСБУ) «Основные средства», который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В Стандарте приведены основные термины и определения, которые затрагивают учет основных средств, изложен порядок принятия их к бухгалтерскому учету, даны рекомендации по определению первоначальной стоимости ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций, рассмотрены порядок начисления амортизации, особенности отражения в учете выбытия ОС и особенности раскрытия данных об ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В статье рассмотрены основные изменения в бухгалтерском учете основных средств в государственных учреждениях. Даны рекомендации по отражению переходных операций в бухгалтерском учете, что необходимо предусмотреть в учетной политике.

Annotation. Since 2018 five federal standards of accounting for the organizations of public sector, including the Federal standard on accounting (FSBU) "Fixed assets" which establishes uniform requirements to accounting of the assets classified as fixed assets and also requirements to information on them disclosed on accounting (financial) reports began

to work. The main terms and definitions which affect accounting of fixed assets are provided in the Standard, the order of their acceptance to accounting is stated, recommendations about determination of initial cost of OS acquired as a result of exchange and not exchange transactions are made, the order of charge of depreciation, feature of reflection in accounting of leaving of OS and feature of disclosure of data on OS in accounting (financial) reports are considered. In article the main changes in accounting of fixed assets in public institutions are considered. Recommendations about reflection of transitional operations in accounting are made that it is necessary to provide in accounting policies.

Ключевые слова: основные средства, учетная политика, государственный сектор, федеральный стандарт бухгалтерского учета, забалансовый учет.

Key words: fixed assets, accounting policies, public sector, federal standard of accounting, off-balance account

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина от 31 декабря 2016 № 257н и зарегистрированный в Минюсте 27 апреля 2017, применяется с 2018 года. Изменения, внесённые в учёт объектов основных средств учреждений государственного сектора (казённых, бюджетных, автономных) значительные. Новый стандарт определяет иные подходы к организации бухгалтерского учета основных средств государственных (муниципальных) учреждений, основанные на международной практике раскрытия в учете информации об имеющихся имущественных правах. В целях методологического сопровождения применения стандарта выпущены методические указания, доведённые в письмах Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257, от 15.12.2017 № 02-07-07/84237.

Новый стандарт «Основные средства» [3] применяется одновременно со стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» [4].

Определены критерии отнесения материальных ценностей к активам. В стандарте прямо указано, что объекты, не отвечающие условиям признания актива, учитываются за балансом.

Дано понятие активов культурного наследия, определены их состав и признаки.

Изменена группировка ОС и добавлен новый вид - биологические активы.

В состав основных средств теперь включаются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании по договору лизинга или аренды.

Объекты ОС, у которых

срок полезного использования одинаков и стоимость несущественна, разрешено учитывать как комплекс ОС.

Введён новый порядок определения первоначальной и остаточной стоимости имущества.

Уточнён перечень затрат, которые включают и не включают в первоначальную стоимость объектов.

Введены два новых метода и способа учёта накопленной амортизации при переоценке ОС.

Установлены основополагающие критерии для списания основного средства.

Рис 1. Изменения, внесённые в учёт объектов основных средств учреждений государственного сектора

Рассмотрим некоторые из них более подробно. Новое определение основных средств шире ранее установленного в Инструкции № 157н. В силу п. п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства» основными средствами признаются материальные ценности, соответствующие следующим критериям (рис. 2).

1) имеют

срок полезного использования более 12 месяцев

2) предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета при условии, что данные материальные ценности:

3) обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды. Полезный потенциал, заключенный в активе, -это его пригодность (п. 37 СГС «Концептуальные основы»):

Рис. 2. Критерии отнесения материальных ценностей к объектам основных средств

Право учреждения на оперативное управление объектами недвижимости должно быть подтверждено, государственной регистрацией. Полезным потенциалом, заключённым в активе, является его пригодность, экономическая выгода, заключенная в активе измеряется в поступлении денежных средств и/или их эквивалентов

от использования актива, в том числе совместного [4]. Основные средства, не обладающие такими способностями, подлежат переносу на забалансовый учёт. В соответствии с п. 7 ФСБУ в состав основных средств не включаются непроизведённые активы, имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, биологические активы, материальные ценности, объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, материальные ценности, объекты незавершённого строительства, числящиеся в составе капитальных вложений.

Группы основных средств определены в п. 7 ФСБУ «Основные средства». Положениями ФСБУ «Основные средства» данная группировка подверглась изменениям, а перечень имущества, учитываемого в составе основных средств, расширен.

Эти изменения проявились в следующем: Появилась абсолютно новая группа основных средств - инвестиционная недвижимость. К этому виду отнесена недвижимость, которая принадлежит организации и либо сдаётся владельцем в аренду, либо выступает в роли инвестиции. Таким образом, стандарт разграничил недвижимость на ту, которая используется в деятельности самого учреждения, и на ту, что предназначена для сдачи в аренду или выступает в качестве инвестиций. Нежилые помещения присоединены к группе «Здания и сооружения». Для библиотечного фонда отдельной группы теперь не предусмотрено.

Таблица 1 - Сопоставление группировки основных средств

Группы основных средств, предусмотренные ФСБУ «Основные средства», в 2018 году Номер счета Группы основных средств, предусмотренные Инструкцией № 157н, до 2018 года

Жилые помещения 101 01 000 Жилые помещения

Нежилые помещения (здания и сооружения) 101 02 000 Нежилые помещения

Инвестиционная недвижимость 101 03 000 Сооружения

Машины и оборудование 101 04 000 Машины и оборудование

Транспортные средства 101 05 000 Транспортные средства

Инвентарь производственный и хозяйственный 101 06 000 Производственный и хозяйственный инвентарь

Многолетние насаждения 101 07 000 Библиотечный фонд

Основные средства, не включенные в другие группы 101 08 000 Прочие основные средства

В отдельную группу выделены

многолетние насаждения. К данной группе отнесли растения и животных, предназначенных для использования в научных целях, в целях обучения, перевозок, развлечений и отдыха, обеспечения обороны, а также в питомниках для собственных нужд.

В бухгалтерском учёте отражаются на счёте 101.07 «Биологические ресурсы», при этом объекты, используемые только для получения биопродукции в состав основных средств не включаются. Такие активы отражаются в составе биологических активов. Минфин России подготовил проект приказа о федеральном стандарте «Биологические активы», его планируют внедрить с 1 января 2020 года.

Также следует отметить, что стандарт не устанавливает соответствие с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), то есть новая группировка объектов напрямую не совпадает с ОКОФ.

Стандартом оговорена дополнительная аналитика по объектам основных средств для более полного информирования пользователей отчетности учреждения, которая должна найти отражение в учетной политике (рис.

3).

В ФСБУ «Основные средства» закреплён порядок реклассификации основных средств, при котором предусмотрено одновременное отражение в бухгалтерском учёте выбытия и поступления инвентарного объекта в группе основных средств. Однако реклассификация не должна приводить к стоимостному изменению объектов основных средств.

Первоначальной стоимостью основного средства является стоимость, по которой актив принят субъектом учёта к бухгалтерскому учёту. До вступления в силу стандарта перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств, определялся положениями п. 47 Инструкции № 157н [5].

получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);

получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);

Рис. 3. Дополнительная аналитика по объектам основных средств

С 1 января 2018 года порядок формирования первоначальной стоимости основного средства определяется в соответствии с разделом V «Оценка объектов основных средств при их признании (принятии к бухгалтерскому учёту)» ФСБУ «Основные средства». Согласно стандарту первоначальная стоимость основных средств зависит от типа операции, по которой оно приобреталось: обменная или необменная операция. Для активов, созданных своими силами (самостоятельно) порядок определения первоначальной стоимости аналогичен порядку признания в учёте активов, приобретённых в результате обмена. Исключения составляют случаи, когда объект будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС [6; 11]. При определении первоначальной стоимости в результате обменных операций необходимо руководствоваться перечнем затрат, установленных в п. 15 ФСБУ «Основные средства», в том числе затраты на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известных на момент принятия объекта ОС к бухгалтерскому учёту. Стандартом также конкретизирован перечень затрат, не включаемых в первоначальную стоимость объекта основного средства.

Если основное средство было приобретено в результате необменной операции первоначальная стоимость приравнивается справедливой стоимости на дату приобретения [1; 46]. В случае отсутствия надежной оценки, то первоначальная стоимость полученного актива равна остаточной стоимости переданного взамен актива. Если сведения об остаточной стоимости отсутствуют или она нулевая, приобретённый актив учитывается в условной оценке «один рубль»[3]. Первоначальной стоимостью объекта ОС, полученного безвозмездно, также является справедливая стоимость на дату поступления. Неучтённые объекты основных средств, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов следует принимать к учёту по справедливой стоимости.

Установлен порядок оценки стоимости объекта основного средства в рублёвом эквиваленте при приобретении за иностранную валюту. Стоимость объекта при покупке за валюту пересчитывается: в части предварительных платежей (по курсу ЦБ на дату перечисления аванса); в неоплаченной части (на дату признания объекта ОС). После признания объекта ОС в учёте все курсовые разницы относятся на финансовый результат текущего периода [3]. В целях формирования первоначальной стоимости объекта основного средства по обменным операциям, а также созданного собственными силами в стандарте прямо определён момент прекращения признания затрат, это момент, когда объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению. Сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов не учитываются при определении первоначальной стоимости актива.

В завершение отметим, что реформа организации бухгалтерского учета учреждений государственного сектора является следствием смены ключевой задачи, предъявляемой к бухгалтерскому учету. Первостепенным становится оценка капитализации организаций и качества самих активов, необходимых для определения эффективности деятельности государственного сектора. Порядок учёта основных средств в учреждениях государственного сектора теперь во многом зависит от положений учётной политики. Поэтому к её составлению необходимо подойти очень ответственно и заранее оценить финансовые последствия принятых решений.

Источники:

1. Никитенко М. Мероприятия, направленные на переход к применению ФСБУ «Основные средства» // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2018. №4, с. 45-48.

2. Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»

3. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»».

4. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» с изменениями и дополнениями.

6. Шихов А. Основные средства в учетной политике учреждения // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. №11, с. 10-15.

Sources:

1. Nikitenko M. Actions directed on transition to application of FSBU "Fixed assets" // Audits and checks of financial and economic activity of the state (municipal) institutions. 2018. No. 4, p. 45-48.

2. Letter No. 02-07-07/84237 of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 15.12.2017 "Guidelines for the application of the Federal accounting standard for public sector organizations" fixed Assets»

3. Order of the Ministry of Finance of 31 December 2016 № 257n "on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations "Fixed assets".

4. Order No. 256n of the Ministry of Finance of 31 December 2016 "on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations "Conceptual framework for accounting and reporting of public sector organizations".

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 1, 2010 № 157n "on approval of the Unified plan of accounts of accounting for public authorities (state bodies), local governments, management bodies of state non-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its application" with amendments and additions.

6. Shikhov A. fixed assets in the accounting policy of the enterprises // Autonomous institutions: accounting and taxation. 2018. №11, p. 10-15.

Н.С. Власова - доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

N.S. Vlasova - Associate Professor of the Department of Accounting Theory, Candidate of Economic Sciences, Kuban state agrarian University;

Б. З. Айтекова - студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

B. Z. Aytakova - student of accounting financial faculty Kuban state agrarian University;

Д. С. Абилова - студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

D. S. Abilova - student of accounting financial faculty Kuban state agrarian University.

КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА CONCEPT OF CONTROLLING. DEVELOPMENT TRENDS AND WAYS TO INCREASE PERFORMANCE CONTROLLING SYSTEM

Аннотация: В статье обозначена полезность и важность формируемой в системе контроллинга для руководства информации. Являясь частью процесса управления, контроллинг генерирует релевантную информацию, позволяющую контролировать текущую деятельность организации, планировать ее стратегию и тактику, а также оптимально использовать ресурсный потенциал, измерять и оценивать результаты деятельности хозяйствующего субъекта в целом и структурных подразделений. В статье обозначена концепция контроллинга, определены основные этапы организации системы контроллинга, представлена их последовательность и содержание. Сформулированы основные требования к контроллингу и определено его место в системе управления бизнесом. Рассмотрены возможные пути повышение результативности системы контроллинга, а также определены основные тенденции развития контроллинга, поскольку на сегодняшний день контроллинг является неотъемлемой частью современной системы управления организацией.

Abstract: the article describes the usefulness and importance of the information formed in the controlling system for the management. As part of the management process, controlling generates relevant information that allows you to monitor the current activities of the organization, plan its strategy and tactics, as well as to optimally use the resource potential, measure and evaluate the results of the activities of the economic entity in General and structural units. The article outlines the concept of controlling, defines the main stages of the organization of the controlling system, presents their sequence and content. The basic requirements for controlling are formulated and its place in the business management system is defined. The possible ways to improve the effectiveness of the controlling system are considered, as well as the main trends in the development of controlling, since today controlling is an integral part of the modern management system of the organization.

Ключевые слова: контроллинг, управление бизнесом, выработка решений, эффективное управление.

Keywords: controlling, business management, decision-making, effective management.

Концепция - это система взглядов на то или иное явление или процесс. Прежде всего, система контроллинга является выражением и квинтэссенцией современной учетной методологии. Она совершенствуется одновременно с позиции теории и практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.