Зарубежный опыт
новые рубежи бюджета столицы республики Беларусь
А.В. ХоТьКо, кандидат экономических наук, доцент Белорусский государственный экономический университет
Принятие Национальным собранием и последующее подписание Президентом страны Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», утвердившего республиканский бюджет, а также отдельные нормы в части местных бюджетов и межбюджетных отношений, явилось отправным моментом для рассмотрения и утверждения местных бюджетов всех уровней, начиная с областных и г. Минска и заканчивая бюджетами поселков городского типа и сельсоветов.
Местные бюджеты, представляя собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления на финансирование социально-экономических и других мероприятий на соответствующих территориях, аккумулируют в себе немногим более 1/3 средств бюджетной системы Республики Беларусь.
Наибольший удельный вес в составе местных бюджетов занимает бюджет г. Минска — столицы Республики Беларусь, на долю которого приходится свыше 1/5 объема их доходов и расходов.
Бюджет г. Минска на 2008 г. утвержден Минским городским Советом депутатов 28 декабря 2007 года. В бюджете города на текущий год реализованы подходы по формированию его основных доходных источников, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета. Бюджет города Минска на 2008 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 гг., прогноза социально-экономического развития г. Минска на 2008 г. с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налогового законодательства и ожидаемого исполнения бюджета города за 2007 г.
Анализ ожидаемого исполнения бюджета г. Минска за 2007 г. указывает на существенное
перевыполнение утвержденных показателей его доходной и расходной частей (соответственно на 18,8 и 17,4 %). При этом превышение доходов бюджета ожидается по всем группам и подгруппам бюджетной классификации. Что же касается расходов бюджета, то при перевыполнении их объема в целом по некоторым разделам и подразделам возможно незначительное недовыполнение утвержденных объемов. Так, в частности, ожидается недофинансирование расходов по разделам «образование» в размере 4 502,7 млн руб. (0,6 %) и «национальная оборона» соответственно 46,7 млн руб. и 3,2 %.
В части дефицита бюджета г. Минска предусматривается снижение утвержденного его значения с 74,5 до 41,2 млрд руб., или 1 % к объему расходов бюджета.
Следовательно, ожидаемые результаты исполнения бюджета г. Минска за прошлый год благоприятным образом повлияли на параметры бюджета столицы на 2008 г.
Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития г. Минска на 2008 г. для большинства его показателей характерны достаточно высокие темпы роста, которые кроме того были несколько выше темпов роста прогнозных показателей на 2007 г. (продукция промышленности — 115 %, производство потребительских товаров — 112 %, инвестиции в основной капитал — 125 %, сальдо внешней торговли услугами (+ 1 185 млн долл. США при +613 млн долл. США по прогнозу на 2007 г.), платные услуги населению — 112,7 % и др.). Вместе с тем динамика отдельных прогнозных показателей на текущий год запланирована ниже их уровня по прогнозу на 2007 г. Так, темпы роста экспорта товаров в 2008 г. должны составить 117 %, в то время как в прошлом году они предусматривались 131,8 %, розничного товарооборота соответственно
113 и 120 %. Кроме того, выше темпов роста прошлого года в 2008 г. утверждены объем импорта товаров — 1 120 % и сальдо внешней торговли товарами (-4 550) млн долл. США против соответственно 108,5 - 109,5 % и (-3 700) млн долл. США.
Следует отметить, что снижение темпов роста ряда прогнозных показателей на 2008 г. по сравнению с прогнозными показателями на 2007 г. в значительной мере объясняется тем, что каждый процент последующего года значительно «весомее» предыдущего, а сохранение постоянно высоких темпов роста требует качественно новых прогрессивных составляющих этого роста. Важным же для всех показателей социально-экономического развития г. Минска на текущий год является то, что они имеют положительную динамику, а следовательно, будет обеспечен рост налогооблагаемой базы и соответственно параметров бюджета города.
При разработке проекта бюджета г. Минска на 2008 г. были также учтены изменения налогового законодательства, выразившиеся в отмене местных сборов с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительство объектов и размещение наружной рекламы на иностранных языках на территории соответствующих административно-территориальных единиц). Отмена указанных местных сборов будет способствовать улучшению финансового положения в торговле, а также стимулированию строительной отрасли, сокращению издержек при осуществлении капитального строительства, совершенствованию налогообложения субъектов хозяйствования. В конечном итоге данное изменение налогового законодательства, по расчетам финансового управления Минского горисполкома, приведет к снижению доходов (налоговой нагрузки) бюджета г. Минска в текущем году на 60,0 млрд руб.
Кроме того, с 2008 г. по предложению Минского горисполкома изменен источник финансирования отдельных расходов бюджета города Минска. В частности, расходы на жилищное строительство, строительство Минского метрополитена, осуществление городом функций столицы, а также по проиндексированным чекам «Жилье», финансируемые ранее за счет субвенций из республиканского бюджета, с этого года будут покрываться за счет общих доходов бюджета города Минска. С этой целью г. Минску установлен норматив отчислений по налогам на доходы и прибыль в размере 39,6 % при 35,4 % в прошлом году.
Основные показатели бюджета г. Минска на 2008 г. определены: по доходам в объеме 4 359,3 млрд руб., расходам — 4 375,8 млрд руб. Предельный размер дефицита бюджета установлен в размере 16,4 млрд руб., или (-0,4) процента к расходам бюджета города. Темпы роста доходов (112,7 %) и расходов (111,9 %) бюджета г. Минска на 2008 г. по отношению к ожидаемому исполнению бюджета за прошлый год заметно превышают прогнозируемый уровень инфляции на текущий год (106,5 %), что указывает на реальный запланированный рост данных показателей (табл. 1).
Доходы бюджета города Минска (равно как и бюджетов областей) формируются за счет закрепленных (зачисляемых в полном объеме в бюджеты областей и города Минска) налоговых и неналоговых доходов; местных налогов и сборов, устанавливаемых областными, Минским городским Советом депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в соответствии с законодательством Республики Беларусь; регулирующих налогов, ежегодно определяемых Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный)
Таблица 1
Динамика основных показателей бюджета города Минска в 2006 — 2008 гг.
№ п/п Показатель Единица измерения Год
2006 (отчет) 2007 (ожидаем. исполн.) 2008 (утвержд.)
1. Объем доходов млрд руб. 3 037,8 3 868,4 4 359,3
2. Темпы роста доходов % 100 127,3 100 143,5 112,7
3. Объем расходов млрд руб. 2 988,4 3 909,6 4 375,8
4. Темпы роста расходов % 100 130,8 100 146,4 111,9
5. Дефицит (—), профицит(+) млрд руб. +49,4 -41,2 -16,4
6. Дефицит (—), профицит (+) по отношению к расходам бюджета % + 1,7 -1,1 -0,4
7. Инфляция (индекс роста потребительских цен), в среднем за год % 106,6 108,5* 106,5
* Фактически 112,1 %.
год; безвозмездных поступлений от других уровней государственного управления, заемных средств.
Нормативы отчислений от регулирующих налогов в бюджет г. Минска в 2008 г. установлены в следующих размерах: от налогов на доходы и прибыль — 39,6 % (в бюджеты областей — 50 %), от налога на добавленную стоимость — 5,55 % (в бюджеты областей от 3,45 % (Гродненская область) до 4,56 % (Гомельская область).
К закрепленным за бюджетами областей и города Минска налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог, налог на игорный бизнес, государственная пошлина, а также другие налоговые и неналоговые доходы.
В 2008 г. областные, Минский городской Совет депутатов могут устанавливать в рамках действующего законодательства местные налоги и сборы, в том числе: налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, целевые сборы, в т. ч. транспортный сбор и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), сборы с пользователей, сбор с заготовителей. Минский городской Совет депутатов и Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить курортный сбор.
Наиболее значительные темпы роста доходов бюджета города Минска в 2008 г. по отношению к
2007 г. (в разрезе групп, подгрупп и видов бюджетной классификации) предусматриваются за счет роста налоговых доходов — 125,6 %, в том числе налогов на доходы и прибыль — 131,3 %, из них налога на прибыль — 133,4 %, подоходного налога с физических лиц — 129,2 %, а также налогов на собственность — 120,7 % и налогов на товары и услуги — 120,1 %, из них налога на добавленную стоимость — 119,0 %. Объем неналоговых доходов в текущем году практически не претерпел изменений по сравнению с предыдущим годом. Для безвозмездных поступлений отмечено их снижение по отношению к 2007 г., что обусловлено, как указывалось выше, в основном отменой с
2008 г. поступлений из республиканского бюджета в бюджет г. Минска части субвенций и соответственно увеличением городу норматива отчислений от налогов на доходы и прибыль с 35,4 до 39,6 %. Рост в 2008 г. налогов на доходы и прибыль вызван также увеличением налогооблагаемой базы на 17,6 % по отношению к ожидаемой оценке за 2007 г.
Рост поступления подоходного налога с физических лиц обусловлен увеличением на 13,4 % фонда заработной платы, а налога на добавленную стоимость — соответственно ростом основных макроэко-номических параметров прогноза со-
циально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 г.
Что касается структуры доходной части бюджета г. Минска на текущий год, то по сравнению с преды -дущими годами она претерпела некоторые изменения. Так, в 2008 г. удельный вес налоговых доходов в доходах бюджета г. Минска запланирован на уровне 93,0 %, неналоговых доходов — 4,2 %, безвозмездных поступлений — 2,8 %. В 2007 г. соотношение данных доходных групп ожидается соответственно 83,4; 4,8 и 11,8 %, а в 2006 г. оно составило 85,6; 4,4 и 10,0 % (табл. 2). Следовательно, в текущем году предусматривается рост доли налоговых доходов и соответствующее уменьшение безвозмездных поступлений при практически неизменяющемся удельном весе неналоговых доходов. Названные изменения, как было отмечено ранее, обусловлены главным образом отменой с 2008 г. поступлений из республиканского бюджета в бюджет города субвенций на финансирование отдельных расходов и соответствующим увеличением норматива отчислений от налогов на доходы и прибыль.
Основную долю в структуре доходов бюджета города за три последних года занимают налоги на доходы и прибыль: 45,8 — 54,3 %, в том числе подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль соответственно: 25,7 — 30,4 и 14,5 — 18,2 %. Удельный вес налогов на товары и услуги составляет в эти годы 22,9 — 24,7 %, в том числе налога на добавленную стоимость 12,4 — 13,1 %, налогов на собственность 11,6 — 12,5 %, в том числе налога на недвижимость 7,9 — 8,8 %.
На долю местных налогов и сборов в эти годы приходится от 9,7 % в 2006 г. до 12,3 % доходов бюджета г. Минска в 2008 г.
Расходы бюджета г Минска на2008 г. определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита.
При росте расходов бюджета города в текущем году по отношению к предыдущему в целом на 11,9 % темпы роста расходов на финансирование общегосударственных расходов предусматриваются 164,7 %, из них резервных фондов — 234,6 %, социальной политики — 141,7 %, образования — 123,3 %. В то же время темпы роста расходов ряда отраслей (ниже, чем по расходам бюджета в целом) запланированы на национальную экономику — 74,9 %, здравоохранение — 101,0 %, национальную оборону — 101,6 %, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности— 102,9 %, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации — 104,2 %.
В 2008 г., как и во все последние годы, расходы бюджета г. Минска носят социально ориентиро-
Таблица 2
Структура доходов бюджета города Минска на 2006 — 2008 гг.
Единица измерения Год
Показатель 2006 (отчет) 2007 (ожидаем. исполн.) 2008 (утвержд.)
Налоговые доходы, в том числе млрд руб. % 2 599,3 85,6 3 226,1 83,4 4 053,3 93,0
Налоги на доходы и прибыль, из них млрд руб. % 1 390,4 45,8 1 805,1 46,7 2 369,3 54,3
Подоходный налог с физических лиц млрд руб. % 781,6 25,7 1 026,0 26,5 1 325,1 30,4
Налог на прибыль млрд руб. % 440,5 14,5 595,1 15,4 793,7 18,2
Налоги на собственность, из них млрдруб. % 374,7 12,3 449,7 11,6 542,9 12,5
Налог на недвижимость млрд руб. % 267,4 8,8 315,8 8,2 344,8 7,9
Налоги на товары и услуги, из них млрд руб. % 696,0 22,9 896,9 23,2 1 077,5 24,7
Налог на добавленную стоимость млрд руб. % 399,1 13,1 477,9 12,4 568,6 13,0
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи млрд руб. % 138,2 4,6 74,4 1,9 63,6 1,5
Неналоговые доходы, в том числе млрд руб. % 133,4 4,4 185,3 4,8 185,3 4,2
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности млрд руб. % 64,6 2,1 30,8 0,8 92,8 2,1
Безвозмездные поступления млрд руб. % 305,0 10,0 457,0 11,8 120,7 2,8
Всего доходов млрд руб. % 3037,8 100,0 3 868,4 100,0 4 359,3 100,0
ванную направленность. Так, за 2006 — 2008 гг. в социальную сферу города из средств бюджета было запланировано направить 5 170,9 млрд руб., что составляет 45,9 % всех его расходов. В текущем году объем финансирования на отрасли социальной сферы предусмотрен в размере 2 005,9 млрд руб., или с ростом 113,8 % по отношению к прошлому году. Из всех расходов бюджета г. Минска в 2008 г. на долю социальной сферы приходится 45,8 %, в том числе на образование — 20,4 %, здравоохранение — 16,9 %, социальную политику — 4,7 %, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации — 3,9 % (табл. 3). Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя г. Минска на 2008 г. определен в размере 376,7 тыс. руб., что выше норматива, предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», на 2,7 тыс. руб. Для расходов на образование и социальную политику в текущем году по отношению к прошлому году предусмотрен рост их удельного веса соответственно на 1,8 и 1,0 пункт. В то же время для ассигнований на здравоохранение, а также физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации,
наоборот, имеет место снижение их доли на 1,8 и 0,2 пункта. Некоторые изменения в динамике удельного веса расходов на отрасли социальной сферы в 2007 — 2008 гг. объясняются более высокими темпами роста расходов в первом случае и более низкими — во втором по сравнению с изменением общей величины расходов бюджета города в эти годы.
Уменьшение в текущем году ассигнований на финансирование отраслей национальной экономики соответствующим образом сказалось на динамике их удельного веса: от 19,1 % в расходах бюджета города в 2006 г. до 16,6 % в 2007 г. и 11,1 % в 2008 г. Доминирующее место в структуре расходов на национальную экономику в эти годы занимают ассигнования на транспорт: соответственно 15,8; 14,5 и 10,5 %. Расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, выделяемые ассигнования в 2006 — 2008 гг. составляют 0,3 — 0,2 %, на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность — 2,8 — 1,6 % и ниже от расходов бюджета г. Минска.
Исходя из изложенного следует заметить, что сокращение бюджетного финансирования отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне
Таблица 3
Структура расходов бюджета города Минска на 2006 — 2008 гг.
Год
Показатель Единица 2006 2007 (ожидаем. 2008
измерения (отчет) исполн.) (утвержд.)
Общегосударственные расходы, в том млрд руб. 228,1 344,5 567,4
числе % 7,6 8,8 13,0
Государственные органы общего млрд руб. 35,3 48,8 55,7
назначения % 1,2 1,2 1,3
Национальная оборона млрд руб. 1,5 1,4 1,4
% 0,0 0,0 0,0
Правоохранительная деятельность и млрд руб. 49,5 64,6 66,5
обеспечение безопасности % 1,7 1,7 1,5
Национальная экономика, в том числе млрд руб. % 571,0 650,8 487,3
19,1 16,6 11,1
Сельское хозяйство, рыбохозяйствен- млрд руб. 83,1 61,4 1,6
ная деятельность % 2,8 1,6 0,0
Промышленность, энергетика, стро- млрд руб. 6,6 10,6 8,9
ительство, архитектура % 0,2 0,3 0,2
Транспорт млрд руб. 473,0 565,0 461,2
% 15,8 14,5 10,5
Жилищные и коммунальные услуги млрд руб. 735,6 1085,9 1247,2
% 24,6 27,8 28,5
Здравоохранение млрд руб. 573,9 729,9 737,3
% 19,2 18,7 16,9
Физическая культура, спорт, культура и млрд руб. 106,8 161,9 168,7
СМи, в том числе % 3,6 4,1 3,9
Физическая культура и спорт млрд руб. 61,4 105,0 97,4
% 2,1 2,7 2,2
Культура и искусство, кинематогра- млрд руб. 37,1 48,3 61,2
фия % 1,2 1,2 1,4
СМИ млрд руб. 8,3 8,5 10,0
% 0,3 0,2 0,2
Образование млрд руб. 633,2 725,5 894,4
% 21,2 18,6 20,4
Социальная политика млрд руб. 88,7 145,1 205,5
% 3,0 3,7 4,7
Всего расходов млрд руб. 2 988,4 3 909,6 4 375,8
% 100,0 100,0 100,0
обоснованным и закономерным явлением. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима.
На бюджетное финансирование жилищных и коммунальных услуг в 2008 г. предусматривается выделение 1 247,2 млрд руб., что на 14,9 % выше уровня прошлого и 69,5 % — позапрошлого годов. Что же касается удельного веса расходов бюджета, направляемых на эти цели, то они возрастают соответственно от 24,6 % в 2006 г. до 28,5 % в 2008 г. от средств бюджета г. Минска. Основную долю в расходах на финансирование жилищных и коммунальных услуг занимают ассигнования на благоустройство — 15,0 %, жилищно-коммунальное хозяйство — 10,0 %, а также жилищное строительство — 3,1 %.
Ассигнования в сумме 567,4 млрд руб., или 13,0 % средств бюджета г. Минска запланировано
в 2008 г. на финансирование общегосударственных расходов, что на 4,2 пункта выше уровня прошлого года. На национальную оборону (обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки), правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в текущем году предусматривается выделение соответственно 1,4 и 66,5 млрд руб., что является практически на уровне прошлого года.
Некоторые изменения претерпела также экономическая (предметная) структура расходов бюджета. Так, в 2008 г. в структуре расходной части бюджета г. Минска 64,4 % средств предусматривается на текущие расходы, 35,0 % — на капитальные расходы и 0,6 %—на бюджетные ссуды, в то время как в 2007 г. ожидаемое исполнение составит, соответственно, 58,2 %, 38,9 % и 2,8 %. Таким образом, имеет место снижение роли бюджета в процессе расширенного воспроизводства.