18 (306) - 2008
Зарубежный опыт
бюджет республики Беларусь на 2008 год: задачи и проблемы их реализации
А.В. хОтьКО, кандидат экономических наук, доцент Белорусский государственный экономический университет
(г. Минск)
Итоги социально—экономического развития Республики Беларусь за 2007 г., стоящие перед страной задачи предопределили параметры прогноза социально—экономического развития, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики и как следствие этого — Закона о бюджете Республики Беларусь на 2008 г., который был принят Палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания соответственно 17 и 20 декабря 2007 г. 26 декабря 2007 г. Закон о бюджете был подписан президентом страны.
Запланированные показатели, как и в предыдущие годы, являются достаточно напряженными.
В части социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 г. предусматривается проведение политики, направленной на дальнейшую макроэкономическую стабилизацию, модернизацию и структурную перестройку белорусской экономики, инновационное развитие и поддержание высоких темпов экономического роста, приоритетов развития социальной сферы и социальной защиты населения.
Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 г., утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 12.12.2007 № 656, для абсолютного большинства его показателей характерны достаточно высокие темпы роста, которые были несколько выше темпов роста 2007 г. по отношению к предыдущему году (ВВП — 108 — 109 %*, продукция промышленности и сельского хозяйства соот-
*Кроме того, Совету министров и Национальному банку данным Указом Президента Республики Беларусь поручено разработать комплекс мер по обеспечению дополнительного прироста ВВП на 2 процентных пункта.
ветственно — 108 — 109 и 107 — 108 %, инвестиции в основной капитал — 115 — 117 %, производство потребительских товаров — 109 — 110 %, объем внешней торговли товарами и услугами — 114,5 — 115,5 %, реальные денежные доходы населения — 109 — 110 %, розничный товарооборот — 110 — 111 %, снижение энергоемкости ВВП — 7 — 8 % и др.). Вместе с тем динамика отдельных показателей эффективности запланирована ниже уровня 2007 г. Так, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности должна составить 12— 13 %, производительность труда — 106,9 — 107,7 %. Кроме того, выше прошлого года утверждены объем импорта — 112,5 — 113,5 % и внешнеторговое сальдо - (-1400) - (-1420) млн долл. США.
Рассматривая важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 г. здесь необходимо также отметить, что не следует особо драматизировать факт невыполнения ряда прогнозных показателей по итогам прошлого года. Общеизвестно, что каждый процент роста последующего года гораздо «тяжелее» предыдущего года. Кроме того, запланированный рост является не только следствием наших усилий и желаний, но и возможностей, которые в свою очередь, кроме всего прочего, в значительной мере должны базироваться на качественно новых составляющих этого роста. Важным же является то, что имел место рост прогнозных показателей экономики страны в 2007 г. и он был существенным.
Что касается бюджетно-налоговой политики, то в целях снижения налоговой нагрузки в 2008 г. предусматривается отмена налога с пользователей автомобильных дорог и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также - местных сборов с
пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительство объектов и размещение наружной рекламы на иностранных языках на территории соответствующих административно-территориальных единиц). Таким образом, вследствие предлагаемых изменений налогового законодательства будет отменено пять обязательных платежей.
В результате внесения изменений в законодательство средства, остающиеся в распоряжении предприятий после отмены налога с пользователей автомобильных дорог, позволят улучшить производственные и финансовые показатели белорусских товаропроизводителей, повысить их конкурентоспособность на внешних рынках. Отмена местных сборов будет способствовать улучшению финансового положения в торговле и стимулированию строительной отрасли, сокращению издержек при осуществлении капитального строительства.
В целом же, изменение налогового законодательства, по расчетам Министерства финансов, приведет к уменьшению доходов (налоговой нагрузки) бюджета Республики Беларусь в 2008 г. приблизительно на 980 млрд руб., или на 0,9 % к ВВП.
Наряду со снижением налоговой нагрузки в 2008 г. предусматривается ряд мер по упрощению налоговой системы, и в частности порядка исчисления и уплаты следующих налогов:
• по налогу на прибыль предлагается:
— установить в качестве объекта налогообложения валовую прибыль (общую прибыль от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям);
— учитывать как расходы для целей налогообложения в Республике Беларусь суммы налогов и других обязательных платежей, уплаченных отечественными предприятиями-экспортерами в бюджеты других государств;
• по экологическому налогу предусматривается:
— функции уплаты в бюджет платежей за размещение отходов производства с собственников отходов возложить на владельцев полигонов. Это позволит уменьшить количество плательщиков данного налога с 15 000 до 170;
— упростить порядок предоставления нал ого-вых деклараций по платежам за размещение отходов производства на территории самих субъектов хозяйствования. В результате этого декларации будут подаваться только при возникновении у плательщика обязательств по уплате названных платежей за прошлый месяц (в настоящее время
плательщики экологического налога представляют в налоговые органы 11деклараций);
— объединить платежи экологического налога за размещение отходов производства и платежи за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, в результате чего значительно сократится количество подаваемых плательщиками в налоговые органы в течение года деклараций (расчетов);
— сократить уплату платежей за выбросы вредных веществ с 600 до 46 платежей по основным вредным веществам;
• по подоходному налогу предусмотрено снижение с 20 до 15 % размера ставки налога в части доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы, что позволит сократить сферу декларирования доходов граждан;
• по государственной пошлине в состав объекта обложения будут включаться действия, по которым в настоящее время взимаются регистрационные и лицензионные сборы. Это мероприятие направлено на введение единого налогового механизма при осуществлении юридически значимых действий и выдаче документов, имеющих юридическую силу;
• по арендной плате за землю устанавливаются одинаковые с земельным налогом сроки уплаты и подачи налоговых деклараций, а также контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью ее уплаты.
В целях более полной аккумуляции в бюджете средств бюджетных организаций, получаемых в качестве компенсации затрат государства, с 2008 г. впервые устанавливаются законодательные нормы, в соответствии с которыми данные средства поступают в республиканский и местные бюджеты, за счет средств которых в установленном порядке будет осуществляться финансирование этих организаций. В 2008 г. объем названных поступлений в проекте консолидированного бюджета запланирован на уровне 205,5 млрд руб. Основную часть поступлений предусматривается получить за счет доходов, поступающих в порядке возмещения расходов по содержанию граждан, находящихся на государственном обеспечении, платы за нахождение детей в оздоровительных лагерях, за питание в детских дошкольных учреждениях и др.
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 г., как и предыдущие годы, прогнозируется сохранение стратегической направленности на защиту и обеспечение устойчивости белорусского
Динамика основных показателей республиканского бюджета в 2006 — 2008 гг.
№ п/п Показатель Единица измерения 2006 г. (отчет) 2007 (ожидаемое исполнение) * 2008 (утвержден Законом)
1 Объем доходов Трлн руб. 28,7 35,1 38,2
2 Темпы роста доходов % 100,0 122,3 100,0 133,1 108,8
3 Уд. вес доходов в ВВП % 36,2 36,8 33,8
4 Объем расходов Трлн руб. 27,5 36,3 40,3
5 Темпы роста расходов % 100,0 132,0 100,0 146,5 111,0
6 Уд. вес расходов в ВВП % 34,7 38,0 35,7
7 Дефицит (-), профицит (+) Трлн руб. + 1,178 -1,140 -2,190
8 Дефицит (-), профицит (+) по отношению к ВВП % + 1,5 -1,2 -1,9
9 Инфляция (индекс роста потребительских цен), в среднем за год % 106,6 108,5** 106,5
10 Валовой внутренний продукт Трлн руб. 79,2 95,4 112,8
рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Изменение официального обменного курса национальной валюты к доллару США предполагается плюс/минус 2,5 %.
Предусматривается, что ставка рефинансирования к концу2008 г. не превысит 7 — 9 % годовых, ставки по вновь выдаваемым банковским кредитам — 10 — 12 % годовых, по вновь привлекаемым срочным депозитам — 7 — 10 % годовых.
Прирост рублевой денежной массы составит 34 — 38 %, широкой денежной массы — 33 — 37 %, рублевой денежной базы — 29 — 33 %, ресурсной базы банков — 33 — 37 %.
Кредитование банками экономики страны возрастет на 36 — 41 %. Объем инвестиционного кредитования составит 5,3 — 5,7 трлн руб. Кредитование банками жилищного строительства предусматривается в объеме 2,7 трлн руб., в т. ч. льготное составит 2,5 трлн руб.
Приоритетным направлением, как и в предыдущие годы, будет оставаться кредитование банками экспортно ориентированных организаций, агропромышленного комплекса в части реализации важнейших мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы, жилищного строительства. Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование.
В области валютного регулирования в текущем году Национальным банком страны предполагается
* Здесь и далее с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 г. № 671 «Об уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2007 год и о внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
** Фактически 112,1 %.
осуществление комплекса мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютных операций.
В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета и др.
Параметры доходной части консолидированного, равно как и республиканского, бюджета на 2008 г. разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налогового законодательства, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджетов, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджетов и политики оптимизации уровней их дефицита.
Основные показатели республиканского бюджета на 2008 г. определены: по доходам в объеме 38,2 трлн руб. (33,8 % ВВП), расходам—40,3 трлн руб. (35,7 % ВВП). Предельный уровень дефицита бюджета установлен в размере (-2,2) трлн руб., или (-1,9 % ВВП). Темпы роста доходов (108,8 %) и расходов (111,0 %) республиканского бюджета на 2008 г. по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2007 г. * заметно превышают прогнозируемый уровень инфляции на 2008 г. (106,5 %), что указывает на запланированный реальный рост этих показателей (см. таблицу).
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2008 г. (в разрезе групп бюджетной квалификации) по сравнению с 2007 г. предусматриваются за счет роста взносов на государственное социальное страхование — 110,6 %.
Рост налоговых доходов составит 109,4 %, в том числе налогов на доходы и прибыль — 116,8 %, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности — 114,9 % и налогов на товары и услуги — 107,3 %, из них налога на добавленную стоимость — 121,3 %. акцизов — 108,9 %, Для неналоговых доходов, наоборот, характерно их снижение 87,5 % к уровню 2007 г., в том числе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности — 82,1 %.
Рост налогов на доходы и прибыль в 2008 г. вызван в основном увеличением приблизительно на 17 % по отношению к ожидаемому исполнению за 2007 г. налогооблагаемой базы, а также поступлений от изменения в прошлом году системы налогообложения доходов страховых организаций и доходов от дивидендов.
Основное влияние на увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в республиканском бюджете на текущий год оказало изменение с 2007 г. условий торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией в части экспорта нефти и нефтепродуктов, повлекшее резкий рост ставок экспортных таможенных пошлин. Вследствие этого в 2008 г. основную часть доходов от внешнеэкономической деятельности составят поступления от вывозных таможенных пошлин — 69 % и ввозных таможенных сборов — 31 %.
Увеличение поступлений налога на добавленную стоимость обусловлено главным образом ростом основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 г.
Расчет поступлений акцизов по всем группам подакцизной продукции (автомобильное топливо, алкогольная продукция, табачные изделия) на текущий год основан на индексации ставок, действующих в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.2006 № 716 «О ставках акцизов на подакцизные товары», на прогнозный среднегодовой индекс роста потребительских цен в текущем году (106,5 %).
Что касается структуры доходной части республиканского бюджета, то по сравнению с предыдущими годами она не претерпела значительных изменений. Так, в 2008 г. доля налоговых доходов в доходах республиканского бюджета предусматривается на уровне 64,6 %, взносов на государственное социальное страхование — 31,2 % и неналоговых доходов — 4,2 %. В 2007 г. соотношение данных доходных групп планировалось соответственно: 64,2 %, 30,6 %, 5,2 %, а в 2006 г. оно составляло 61,5, 32,4 и 6,1 %. Сле-
довательно, за 2006 — 2008 гг. удельный вес налоговых доходов в общей величине доходов республиканского бюджета возрастает на 3,1 пункта, в то время как доля взносов на государственное социальное страхование и неналоговых доходов уменьшается соответственно на 1,2 и 1,9 пункта. Некоторое изменение структуры доходной части республиканского бюджета в 2008 г. по сравнению с 2007 г. было обусловлено главным образом изменением в 2008 г. объема налоговых доходов вследствие отмены налога с пользователей автомобильных дорог и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также уменьшением неналоговых доходов на 226 млрд руб. и увеличением взносов на государственное социальное страхование на 1 139 млрд руб. по отношению к 2007 г. и др.
Таким образом, основную долю в структуре доходной части республиканского бюджета на 2008 г. составляют налоговые доходы (64,6 %), в том числе налоги на товары (работы, услуги) — 35 %, из них НДС и акцизы соответственно — 18,9 и 8,1 %, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности — 18,3 %, налоги на доходы и прибыль — 6,7 %, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи — 4,6 %.
Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закрепленных за ними задач, главнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Кроме того, с включением с 2004 г. в состав республиканского бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) он еще приобретает и ярко выраженную социальную направленность.
Анализ динамики и структуры расходной части республиканского бюджета указывает на изменения, которые произошли с ними за последние годы.
Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2008 г. по отношению к 2006 г. составляют 146,8 %, а по отношению к 2007 г. — 111 %. Удельный вес расходов в ВВП за три последних года увеличился с 34,7 % в 2006 г. до 38 % в 2007 г. и 35,7 % в текущем году.
Наиболее высокие темпы роста расходов в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в разрезе разделов бюджетной функциональной классификации расходов запланированы на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ — 120,8 %, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства — 120 %, а также национальной экономики — 119,8 %, в том числе промышленности, энергетики, строительства и архитектуры, — 138,1 %, сельского
хозяйства, рыбохозяйственной деятельности — 110,3 %. Самые низкие темпы роста расходов (ниже, чем по расходам бюджета в целом) в текущем году по сравнению с прошлым годом предусматриваются на общегосударственные расходы — 100,3 %, охрану окружающей среды (100,4 %), а также на национальную оборону (105,4 %), здравоохранение (108,6 %), правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (110,8 %),
Определенное влияние на параметры бюджета в 2008 г., равно как и в 2007 г., оказал рост цен на импортируемые в страну топливно-энергетические ресурсы. С учетом этого фактора в бюджете Республики Беларусь на текущий год были дополнительно предусмотрены расходы на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья, а также на жилищно-коммунальное хозяйство и оплату бюджетными организациями коммунальных услуг.
В 2008 г., как и в предыдущие годы, расходы бюджета носят социально ориентированную направленность. Так, за 2006 — 2008 гг. в социальную сферу страны из средств республиканского бюджета было запланировано направить 43,4 трлн руб., или 41,8 % всех его расходов (без учета различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). В этом году объем финансирования на отрасли социальной сферы предусмотрен в размере 16,7 трлн руб., или с ростом 13,4 %.
Из всех расходов республиканского бюджета в 2008 г. на долю социальной сферы приходятся
41.3 %, в том числе на социальную политику —
34.4 % (из них ФСЗН - 29,8 %), образование -3,2 %, здравоохранение — 2,5 %, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ — 1,2 %. Практически для всех отраслей социальной сферы (за исключением здравоохранения) в текущем году по отношению к предыдущему году предусмотрен незначительный рост удельного веса их расходов. Общее увеличение доли отраслей социальной сферы в расходах бюджета на 2008 г. по отношению к 2007 г. составит 0,7 пункта, что объясняется, главным образом, более высокими темпами роста расходов отраслей социальной сферы, и в первую очередь расходов на социальную политику по сравнению с общей величиной расходов бюджета. В целом объем бюджетных расходов на социальную сферу на 2008 г. определен с учетом необходимости поэтапного достижения важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
В 2008 г. на финансирование отраслей национальной экономики страны из средств республиканского бюджета запланировано выделение 11 трлн руб., что выше уровня 2006 г. на 82,1 % и прошлого года—на 19,8 %. Аналогичная ситуация наблюдается и с увеличением удельного веса расходов республиканского бюджета на национальную экономику, который за 2006 — 2008 гг. возрастает с 22 до 27,3 %.
Основное место в структуре расходов на национальную экономику республиканского бюджета в последние два года занимают ассигнования на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. Так, на 2008 г объем средств по этому подразделу предусматривается в сумме 5 580 млрд руб., или 50,6 % от общего размера ассигнований на национальную экономику и 13,8 % от расходов республиканского бюджета. В составе данных расходов существенная их часть направляется, как указывалось выше, на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья.
На сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность в текущем году из средств республиканского бюджета предусматривается выделение 2 925 млрд руб., что составляет 7,2 % к общему объему средств республиканского бюджета. На дорожное хозяйство, топливо и энергетику направляется соответственно 1 775 и 1 246 млрд руб., или 4,4 и 3,1 %.
Что же касается выделения бюджетных ассигнований на другие отрасли экономики, то следует отметить, что финансирование их осуществляется в небольших размерах. Так, в 2008 г. на строительство и архитектуру запланировано направить 1 % отрасходов республиканского бюджета, на лесное хозяйство — 0,4 %, транспорт — 0,2 %, связь — 0,55 %, другие отрасли национальной экономики — 0,3 %.
Исходя из изложенного, необходимо заметить, что сокращение бюджетного финансирования многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима.
Бюджетные средства должны направляться лишь на финансирование особо важных объектов производственного назначения, связанных с экспортом продукции, решением проблем импор-тозамещения и основанных на внедрении новых высоких технологий.
Немногим более 12 трлн руб., или 29,9 % средств республиканского бюджета, запланировано в 2008 г. на финансирование общегосударственных
расходов и силовых структур, что на 2,5 пункта ниже уровня прошлого года. Так, на общегосударственные расходы в этом году предполагается направить 22 % всех расходов республиканского бюджета, в то время как в прошлом году расходы по этому разделу были равны 24,4 %. Удельный вес расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность за эти годы составляет соответственно 3,1 % (3,2 %) и 4,8 % (4,8 %).
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета в 2008 г. составят 2 190,0 млрд руб.
Финансирование дефицита республиканского бюджета на текущий год запланировано как за счет внутренних, так и внешних источников. В этом году, как и в предыдущие годы, для финансирования дефицита бюджета привлечение кредитов Национального банка Республики Беларусь не предусматривается. Внутренние источники финансирования дефицита республиканского бюджета в 2008 г. составляют 1 552,9 млрд руб. За счет эмиссии и размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 1 700,0 млрд руб. Погашение основного долга по государственным ценным бумагам предусматривается на таком же уровне — 1 700 млрд руб. Поступления от реализации принадлежащего государству имущества предполагаются в объеме 1 405,2 млрд руб. Направление средств на увеличение доли государства в уставных фондах составит 120 млрд руб.
Во внешнем финансировании планируется использование кредитов международных финансовых организаций в размере, эквивалентном 45,7 млрд руб. (20,5 млн долл. США).
По кредитам правительств иностранных государств и иных иностранных кредиторов в текущем году будет привлечено средств в размере 1 196,3 млрд руб.
Погашение основного долга по кредитам правительства страны в 2008 г. увеличится в 1,4 раза по сравнению с 2007 г. и составит 258,1 млн долл. США (575,1 млрд руб.).
Общее положительное сальдо чистого внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета предусматривается в сумме 637,1 млрд руб. (285 млн долл. США).
Согласно Закону о бюджете Республики Беларусь размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь в 2008 г. не может превышать 3 % от ВВП, а предельный размер гарантий, предоставляемых правительством по кредитам, выданным банками страны юридическим лицам, составляет 500
млрд руб. Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец текущего года устанавливается в размере 6 млрд долл. США.
Следует отметить, что кроме утверждения республиканского бюджета законом «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» также определяется порядок взаимоотношений между республиканским и местным бюджетами, регламентируются отдельные положения местных бюджетов. В частности, Законом устанавливаются распределение доходов между республиканским и местным бюджетами, нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска, утверждаются налоги и сборы, формирующие доходы местных бюджетов, налоги, закрепленные за бюджетами областей и г. Минска, перечень защищенных расходов по статьям местных бюджетов и др.
Вместе с тем является небесспорной и вызывает неоднозначное мнение обоснованность отдельных показателей доходной и расходной частей республиканского бюджета.
Как известно, до 2004 г., т. е. до включения Фонда социальной защиты населения в состав республиканского бюджета, Фонд был внебюджетным, и это вполне объяснимо, тем более при наличии соответствующих нормативных правовых актов. В законах о бюджете Республики Беларусь на 2004 и 2005 годы, находясь в составе бюджета, он проходит просто как Фонд социальной защиты населения и, надо понимать, бюджетный. В редакции же закона о бюджете на 2006 — 2008 гг. речь уже идет о внебюджетном Фонде социальной защиты населения, хотя объем его доходов и расходов включен в объем доходов и расходов республиканского бюджета, а в соответствии с бюджетной классификацией он входит в состав доходов бюджета в виде группы «взносы на государственное социальное страхование», а также в состав расходов — как один из подразделов раздела «социальная политика» и т. д. Насколько корректны эти метаморфозы с ФСЗН в названном законе о бюджете и где вообще должно быть место данного Фонда в системе государственных финансов? Будем надеяться, что подобного рода нестыковки будут устранены в принятом в республике бюджетном кодексе.
Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска ежегодно составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь, который впоследствии рассматривается и одобряется правительством и президентом страны и вносится в парламент в качестве приложения к проекту закона о бюджете Республики Беларусь на
очередной финансовый (бюджетный) год. После утверждения республиканского и местных бюджетов параметры консолидированного бюджета подлежат уточнению.
Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 г. определены по доходам в объеме 50,2 трлн руб. (44,5 % ВВП), по расходам — 52,4 трлн руб. (46,4 % ВВП), дефициту — (-2,2) трлн руб. (-1,9 % ВВП).
В объеме расходов консолидированного бюджета 66,4 % занимают расходы республиканского бюджета и 33,6 % — расходы местных бюджетов. Резкое изменение пропорции в последние пять лет между расходами и доходами республиканского и местных бюджетов в сторону увеличения доли первого явилось следствием включения, начиная с 2004 г., в состав республиканского бюджета средств Фонда социальной защиты населения.
В общей сумме доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составляют 36,1 трлн руб. (72,1 %), неналоговые доходы — 2,1 трлн руб. (4,2 %), взносы на государственное социальное страхование — 11,9 трлн руб. (23,7 %).
Основными источниками формирования налоговых доходов консолидированного бюджета являются налоги на товары (работы, услуги) — 17,9 трлн руб., или 35,7 % от доходов бюджета, в том числе НДС — 10,3 трлн руб. (20,5 %), акцизы — 3,3 трлн руб. (6,5 %), налоги на доходы и прибыль — 8,1 трлн руб. (16,1 %), из них налоги на прибыль — 4,5 трлн руб. (9,0 %), подоходный налог — 3,4 трлн руб. (6,8 %), налоговые доходы от внешней экономической деятельности — 7,0 трлн руб. (13,9 %).
Для консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 г., так же, как и республиканского, характерна ярко выраженная социальная направленность расходов бюджета. Расходы на социальную сферу по функциональной бюджетной классификации (без учета субсидий ЖКХ и транспорту) запланированы в объеме 27,4 трлн руб.
Удельный вес расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в 2008 г. предусматривается на уровне 52,3 % (без учета названных субсидий, дотаций, расходов по кредитованию жилищного строительства, льгот и компенсаций), из них на долю социальной политики приходится 28,5 %, в том числе ФСЗН — 22,7 %, образование — 12,2 %, здравоохранение — 9,3 %, физическую культуру, спорт, культуру, средства массовой информации — 2,3 %.
На отрасли национальной экономики (с учетом целевых бюджетных фондов) из средств
консолидированного бюджета на текущий год предусмотрено выделение 12,3 трлн руб., в том числе на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру — 5,7 трлн руб., сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность — 3,6 трлн руб., дорожное хозяйство — 1,7 трлн руб.
В структуре расходов консолидированного бюджета на 2008 г. удельный вес национальной экономики составляет 23,5 %, из них промышленности, энергетики, строительства и архитектуры — 10,8 %, сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности — 6,9 %, дорожного хозяйства — 3,2 %.
На общегосударственные расходы и расходы на финансирование силовых структур (правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, национальной обороны) в текущем году запланировано выделение соответственно 5,8 трлн руб., 2.2 трлн руб. и 1,3 трлн руб.
Удельный вес общегосударственных расходов в структуре расходов консолидированного бюджета на этот год составит 11,1 %, расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 4,3 %, национальную оборону — 2,4 %.
Таким образом, принятие республиканского, равно как и местных, бюджетов на 2008 г. является важным моментом в жизни нашей страны, одним из условий ее успешного социально-экономического развития в текущем году.
Литература
1. Указ Президента Республики Беларусь от 18.12.2007 № 656 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год» // Советская Белоруссия. 2007. 19 декабря.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 671 «Об уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2007 год и о внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008, № 5,1 /9253.
3. Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 № 303-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008, № 4,2 /1400.
4. Закон Республики Беларусь от 15.07.1998 № 192-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» // Ведамасщ Рэспублш Беларусь. 1998. № 34.
5. Проект бюджета Республики Беларусь на 2008 год. Мн.: Министерство финансов Республики Беларусь, 2007.