Научная статья на тему 'Управление финансами в условиях рыночной экономики (на примере Республики Беларусь)'

Управление финансами в условиях рыночной экономики (на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1461
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / БЮДЖЕТ / ДОХОД / РАСХОД / БАЛАНС / СТРУКТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФіНАНСОВі РЕСУРСИ / ДОХіД / ВИТРАТИ / НАЦіОНАЛЬНА ЕКОНОМіКА / ФіНАНСУВАННЯ / FINANCIAL RESOURCES / BUDGET / INCOME / CONSUMPTION / BALANCE / STRUCTURE / NATIONAL ECONOMY / FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полоник С.С., Хоробрых Э.В., Литвинчук А.А.

В статье рассматривается механизм управления финансами в условиях рыночной экономики на примере Республики Беларусь. Предмет исследования финансовые ресурсы, являющиеся основой бюджетной системы. Цель исследования анализ составляющих бюджетной системы Республики Беларусь и определение путей совершенствования управления финансами республики в условиях рыночной экономики. Методы исследования диалектический подход, системный, метод сравнительного анализа. Определена структура бюджета Республики Беларусь, принципы его формирования, функции деятельности, приведена структура кругооборота финансовых ресурсов страны. Проведен анализ основных параметров консолидированного бюджета Республики Беларусь за период 2009 2013 гг. (доходы, расходы, баланс бюджета в абсолютном выражении и в % к ВВП). Отдельно рассмотрены расходы бюджета на национальную экономику в консолидированном бюджете, республиканском и местном. Предлагаются меры по совершенствованию управления финансами Республики Беларусь в условиях рыночной экономики, которые могут быть применены при разработке государственными органами консолидированного бюджета и программ социально-экономического развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the mechanism of financial management in a market economy on the example of the Republic of Belarus. Subject of research the financial resources that are the basis of the budget system. The purpose of research analysis of the components of the budgetary system of the Republic of Belarus and to identify ways of improving the financial management of the republic in a market economy. Research methods dialectical approach, system, method of comparative analysis. The structure of the budget of the Republic of Belarus, the principles of its formation, function activity, shows the structure of the circulation of financial resources. The analysis of the main parameters of the consolidated budget of the Republic of Belarus for the period 2009 2013 years. (Revenues, expenses, balance the budget in absolute terms and in% of GDP). Separately considered budget expenditures on the national economy in the consolidated budget, national and local. Proposes measures to improve the financial management of the Republic of Belarus in the market economy, which can be applied in the development of the state bodies of the consolidated budget and socio-economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Управление финансами в условиях рыночной экономики (на примере Республики Беларусь)»

провул. Костюка, буд. 18, м. Переяслав-Хмельницький, 08403, Укра'ша e-mail: ruru23@ukr.net

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Перчук Оксана Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды» переулок Костюка, дом 18, г. Переяслав-Хмельницкий, 08403, Украина e-mail: ruru23@ukr.net

DATA ABOUT THE AUTHOR

Perchuk Oksana Valentinovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of Board of Finance, Money Turnover and Credit SHEE "Pereyaslav-Khmelnytskiy SPU after Grygoriy Skovoroda» Lane Kostiuk, 18, Pereyaslav-Khmelnytskiy, 08403, Ukraine e-mail: ruru23@ukr.net

УДК 336:33.012.23

УПРАВЛ1ННЯ Ф1НАНСАМИ В УМОВАХ РИНКОВО1 ЕКОНОМ1КИ (НА ПРИКЛАД1 РЕСПУБЛ1КИ Б1ЛОРУСЬ)

Полоник С.С., Хоробрих Е.В., Литвинчук А. А.

Ключов'1 слова: ф1нансов1 ресурси, бюджет, doxid, витрати, баланс, структура, нац1ональна економка, фнансування. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Полоник С.С., Хоробрых Э.В., Литвинчук А. А.

В статье рассматривается механизм управления финансами в условиях рыночной экономики на примере Республики Беларусь. Предмет исследования - финансовые ресурсы, являющиеся основой бюджетной системы. Цель исследования - анализ составляющих бюджетной системы Республики Беларусь и определение путей совершенствования управления финансами республики в условиях рыночной экономики. Методы исследования - диалектический подход, системный, метод сравнительного анализа. Определена структура бюджета Республики Беларусь, принципы его формирования, функции деятельности, приведена структура кругооборота финансовых ресурсов страны. Проведен анализ основных параметров консолидированного бюджета Республики Беларусь за период 2009 - 2013 гг. (доходы, расходы, баланс бюджета в абсолютном выражении и в % к ВВП). Отдельно рассмотрены расходы бюджета на национальную экономику в консолидированном бюджете, республиканском и местном. Предлагаются меры по совершенствованию управления финансами Республики Беларусь в условиях рыночной экономики, которые могут быть применены при разработке государственными органами консолидированного бюджета и программ социально-экономического развития республики.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, бюджет, доход, расход, баланс, структура, национальная экономика, финансирование.

FINANCIAL MANAGEMENT IN A MARKET ECONOMY (THE REPUBLIC OF BELARUS)

Polonik S.S., Khorobrikh E.V., Lytvynchuk A.A.

The article discusses the mechanism of financial management in a market economy on the example of the Republic of Belarus. Subject of research - the financial resources that are the basis of the budget system. The purpose of research - analysis of the components of the budgetary system of the Republic of Belarus and to identify ways of improving the financial management of the republic in a market economy. Research methods - dialectical approach, system, method of comparative analysis. The structure of the budget of the Republic of Belarus, the principles of its formation, function activity, shows the structure of the circulation of financial resources. The analysis of the main parameters of the consolidated budget of the Republic of Belarus for the period 2009 - 2013 years. (Revenues, expenses, balance the budget in absolute terms and in% of GDP). Separately considered budget expenditures on the national economy in the consolidated budget, national and local. Proposes measures to improve the financial management of the Republic of Belarus in the market economy, which can be applied in the development of the state bodies of the consolidated budget and socio-economic development of the country.

Key words: financial resources, budget, income, consumption, balance, structure, national economy, finance.

В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление финансами имеет фундаментальное значение для всех стран, в том числе и Республики Беларусь, с точки зрения обеспечения стабильности, устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств аккумуляционного характера, предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и выравнивания уровней экономического и социального развития страны, это объект и инструмент управления экономикой государства. Учитывая их сложную функциональную и территориально-производственную структуру, объемы финансирования и результаты деятельности, для рационального использования и распределения ресурсов весьма актуальной является проблема совершенствования управления финансовыми ресурсами для стабильного финансового обеспечения и расширенного воспроизводства отраслей национальной экономики. В условиях рыночных отношений кардинально изменилась структура управления финансами, что привело к существенным переменам в их перераспределении между уровнями государственной власти и обусловило необходимость преобразования всей системы формирования и использования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов. Этому вопросу посвящены труды как отечественных, так и зарубежных авторов - В.К. Сенчагов, В.Я. Шахова, Ю.Г. Швецова, Х. Мартинес, С. Уоллес, Л.С. Черной,

190

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 25/1

© Полоник С.С., Хоробрих Е.В., Литвинчук А.А., 2015

О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина, А.С. Колесов, О.В. Врублевская, В.Г. Гусаков, Ю.А. Гаджиев, В.Н. Лаженцев, А.В. Улюкаев, Т.В. Сорокина, А. Гринспен и др.

Финансовое обеспечение деятельности государства во всех сферах национальной экономики осуществляется за счет средств государственного бюджета, как основного финансового плана формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны. В связи с этим целью настоящего исследования является разработка предложений по совершенствованию управления финансами в условиях рыночной экономики на примере Республики Беларусь, а предметом исследования - финансовые ресурсы. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением.

Экономическое содержание финансовых ресурсов как инструмента управления раскрывается через выполнение ими следующих функций: рационализации структуры производства, накопления, потребления; обеспечения темпов экономического роста; обеспечения социальных гарантий населения с учетом их занятости; формирование доходов населения; правоохранительной деятельности; охраны окружающей среды и др.

Исходя из вышеперечисленных функций осуществляется кругооборот финансовых ресурсов страны, структура которого представлена в таблице 1 [1].

В Республике Беларусь финансовым ресурсам как инструменту обеспечения производства общественных товаров и регулирования внешнего эффекта придается большое значение. В настоящее время накоплена практика использования финансовых ресурсов для регулирования экономики.

Несмотря на накопленную в республике практику использования финансовых ресурсов для регулирования экономики и достигнутые положительные экономические показатели в стране в прошедшей пятилетке, которые свидетельствуют о положительных тенденциях, наметившихся в социально-экономическом развитии страны, таких, как рост ВВП, увеличение объемов капитальных вложений в основной капитал и реальных доходов населения, имеют место и негативные моменты.

Таблица 1. Структура кругооборота финансовых ресурсов страны

Основные элементы финансовых ресурсов Распределение финансовых ресурсов Формы использования финансовых ресурсов

Прибыль Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов Расходы хозяйствующих субъектов за счет прибыли и амортизационных отчислений

Амортизационные отчисления

Налоги, неналоговые поступления Консолидированный бюджет Расходы консолидированного бюджета

Целевые бюджетные фонды Расходы целевых бюджетных фондов

Единый социальный налог Внебюджетные фонды Расходы внебюджетных фондов

Прочие поступления Ассигнования, инвестиции Использование ассигнований, инвестиций и прочих поступлений

К их числу относятся: наличие большого числа убыточных предприятий; чрезмерно большая кредиторская и дебиторская задолженность организаций, что приводит к существенным потерям налоговых источников бюджета, сокращает долю прибыли в финансовых ресурсах; низкий уровень денежных средств в кредитно-банковской сфере в финансовом обороте; незначительный объем средств населения, вовлекаемых в хозяйственный оборот; утечка промышленного капитала через теневые структуры и др.

Учитывая достоинства и недостатки существующих показателей оценки достаточности финансовых ресурсов, считаем целесообразным исходить из принципа сбалансированности объема финансовых ресурсов органов власти каждого уровня и их полномочий, соблюдение которого позволяет государству обеспечивать выравнивание уровня социально-экономического развития населения, оптимизировать отношения с центром, что создает условия для экономического роста.

Анализ основных данных консолидированного бюджета Республики Беларусь за период 2009 - 2013 гг. (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в % к ВВП) свидетельствует, что состояние государственных финансов было достаточно стабильным и сложившийся дефицит в 2009 - 2010 гг. не превышал порогового значения (не более 3% к ВВП) (таблица 2). Начиная с 2011 г. в республике снова был обеспечен профицит и в 2013 г. консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 1,5 трлн руб., или 0,2% ВВП (в 2012 году - 0,5% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов (рисунок 1). Бюджетно-налоговая политика была направлена на обеспечение макроэкономической стабильности экономики, создание условий для эффективного экономического роста и улучшения качества жизни населения. Были усилены меры по проведению взвешенной бюджетной политики, имеющей целью поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки при одновременном повышении эффективности расходов бюджета и сохранении его бездефицитности [4, 5, 6, 7].

Таблица 2. Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009 - 2013 гг., млрд руб. [2, 3]

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

млрд руб в % ВВП млрд руб в % ВВП

1 2 3 4 5 6 7 8

1. ДОХОДЫ - всего 46 740,8 48 754,2 85 608,4 157 956,0 29,8 189 232,2 29,7

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 41 304,7 44 874,9 73 445,9 138 012,8 26,0 164 922,3 25,9

Подоходный налог 4 305,3 5 380,8 9 316,4 19 318,5 3,6 26 991,8 4,2

Налог на прибыль 4 607,7 5 580,4 8 688,9 19 534,6 3,7 21 525,1 3,4

Налоги на собственность 1 626,7 1 850,1 2 549,2 5 188,0 1,0 7 590,9 1,2

ДС 12 083,1 16 226,4 26 498,5 45 456,9 8,6 56 223,3 8,8

Акцизы 3 637,4 4 350,2 5 599,5 11 190,7 2,1 17 518,6 2,8

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7 969,5 5 776,2 15 146,9 25 474,9 4,8 23 327,5 3,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 5 322,0 3 769,6 12 000,5 19 600,8 3,7 24 018,5 3,8

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 114,1 109,7 161,9 342,4 0,1 291,4 0,0

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 49 200,8 52 979,8 79 428,2 155 169,2 29,3 187 751,4 29,5

Продовж. табл. 2 ^

1 2 3 4 5 6 7 8

Общегосударственные расходы 8 053,5 10 187,7 15 842,7 34 608,7 6,5 45 560,4 7,2

из них государственная инвестиционная программа 4 994,3 6 033,7 7 530,4 18 163,5 3,4 28 036,2 4,4

Национальная оборона 1 323,7 1 543,0 2 719,8 5 048,1 1,0 6 265,3 1,0

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2 433,9 2 941,4 4 294,5 8 155,5 1,5 11 486,7 1,8

Национальная экономика 16 359,9 12 411,7 15 517,2 29 893,7 5,6 31 163,2 4,9

Охрана окружающей среды 396,9 495,9 557,3 862,4 0,2 729,8 0,1

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3 042,6 3 896,1 6 208,2 12 084,1 2,3 15 894,0 2,5

Здравоохранение 5 354,0 6 462,4 10 382,5 20 371,1 3,8 25 255,7 4,0

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 1 414,2 1 730,8 2 594,7 5 160,4 1,0 6 042,6 0,9

Образование 6 767,1 8 341,9 13 711,5 25 973,9 4,9 32 238,0 5,1

Социальная политика 4 055,0 4 968,9 7 599,6 13 011,3 2,5 15 040,1 2,4

Средства экономии - - - -1 924,4 -0,3

РАСХОДЫ (экономическая классификация) 49 200,8 52 979,8 79 428,2 155 169,2 29,3 187 751,4 29,5

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 33 059,8 39 428,0 63 847,8 120 820,9 22,8 146 184,3 23,0

Заработная плата 9 257,9 11 531,7 18 616,3 34 714,9 6,5 43 930,9 6,9

Начисления на заработную плату 2 470,8 3 078,9 4 991,0 9 587,9 1,8 11 949,9 1,9

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 1 069,3 1 110,0 3 296,5 7 531,7 1,4 6 614,2 1,0

Текущие бюджетные трансферты 11 584,7 13 709,7 21 591,3 40 469,1 7,6 47 738,9 7,5

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 11 161,5 13 633,0 15 157,0 34 171,7 6,4 44 277,5 7,0

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 4 979,5 -81,2 423,4 176,6 0,0 -768,0 -0,1

Финансовый резерв - - - - -1 924,4 -0,3

Дефицит (профицит) -2 459,9 -4 225,6 6 180,2 2 786,8 0,5 1 480,8 0,2

Финансирование 2 459,9 4 225,6 -6 180,2 -2 786,8 -0,5 -1 480,8 -0,2

Внутреннее финансирование -9 023,2 -409,8 -15306,4 950,2 0,2 4 504,8 0,7

Внешнее финансирование 11 483,1 4 635,4 9 126,3 -3 737,0 -0,7 -5 985,6 -0,9

29,8 29,3

29,7 29,5

30' 2520' 15' 10' 5 0

0,5

0,2

2012 г.

2013 г.

Ш расходы

В дефицит (профицит)

Рисунок 1. Параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 - 2013 гг., % ВВП [3]

По итогам 2013 г. доходы консолидированного бюджета составили 189,2 трлн руб. и увеличились по сравнению с 2012 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 1,3%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 % (в 2012 году - 29,8 %) рисунок 2 [3].

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

—♦— Доходы бюджета (трлн руб)--Уд. вес доходов бюджета в ВВП (%)

Рисунок 2. Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-декабрь 2008 - 2013 гг.

По итогам 2013 г. доходы консолидированного бюджета увеличились по сравнению с 2012 годом в реальном выражении на 1,3% и сформированы за счет налоговых поступлений. Формирование налоговых доходов в 2013 году на 92,9 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (34,1%), подоходного налога (16,4%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,1%), налога на прибыль (13,1%), акцизов (10,6%), налогов на собственность (4,6 %) Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2012 годом вызвано, главным образом, уменьшением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 4,3 п.п.) в результате снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, доли налога на прибыль (на 1,1 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике, а также ростом удельного веса подоходного налога (на 2,4 п.п.) за счет роста заработной платы и акцизов (на 2,5 п.п.) за счет увеличения их ставок (рисунок 3).

др. налоговые доходы-3,9 подоходный налог-14,3

Рисунок 3. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2013 г. (в %-ном выражении) [3]

В структуре консолидированного бюджета 56,0% составляли доходы республиканского бюджета и 44,0% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета в 2013 году на 2,3% выше уровня 2012 года в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 0,2 п.п., составив 29,5% ВВП [6, 7]. Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (45,6 трлн руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составили 41,9% от общих расходов бюджета.

Расходы бюджета на национальную экономику определены в размере 31,2 трлн руб., или 16,6% всех бюджетных расходов. При этом особо следует отметить, что более 53% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства за счет перераспределения отдельных статей расхода (например, расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру были сокращены в 2013 г. по сравнению с 2009 г. на 23,7 п.п.). Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

Кроме того, к этой группе относятся расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в том числе мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, а также расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена в 2013 г. на выплату заработной платы и начислений на зарплату работников бюджетного сектора - 55,9 трлн руб. По сравнению с 2012 годом такие расходы увеличились на 6,7% в реальном выражении, составив 29,8% от общего объема бюджетных расходов и 38,2% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 44,3 трлн руб. бюджетных средств, или 23,6% всех расходов. По сравнению с 2012 годом капитальные расходы увеличились на 9,5% в реальном выражении [7, 8].

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку отраслей национальной экономики являются бюджеты всех уровней. В итоге получается, что бюджет финансирует разнообразные направления деятельности в области национальной экономики. В 2007 году в них было направлено 30,1% расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, а в 2013 году -16,6%. Расходы на национальную экономику в разрезе составляющих бюджета приведены в таблице 3.

В расходах республиканского бюджета доля затрат на отрасли национальной экономики снизилась с 37,0% в 2007 году до 15,64% в 2013 году. В местных бюджетах этот показатель в течение 2007 - 2013 гг. был на уровне 10 - 12,9%, т.е. существенно не изменился.

Несмотря на снижение за анализируемый период удельного веса расходов на национальную экономику в абсолютном выражении, наблюдалась положительная тенденция. Как свидетельствуют данные таблицы 2, сокращение удельного веса бюджетных расходов на отрасли национальной экономики не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. Поэтому и в условиях рынка будут существовать такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств, ибо, во-первых, продолжает функционировать (хотя и в меньших размерах) государственный сектор экономики, требующий разработки и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат; и, во-вторых, для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства [8].

При оценке данного процесса необходимо исходить из того, что снижение прямого бюджетного финансирования отраслей экономики должно иметь разумные пределы и быть научно обоснованным. Следует отметить, что только через стабилизацию экономики можно увеличить доходы бюджета.

Таблица 3. Расходы бюджета на отрасли национальной экономики за период 2007 - 2013 гг., в процентах к расходам бюджета (без учета в составе бюджета средств Фонда социальной защиты населения - ФСЗН) [2, 8]_

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь

Расходы - итого 100 100 100 100 100 100 100

Национальная экономика 30,1 32,5 33,25 23,43 19,53 19,2б 1б,б

Республиканский бюджет Республики Беларусь

Расходы - итого 100 100 100 100 100 100 100

Национальная экономика 37,0 42,0 42,74 25,52 17,37 20,12 15,б4

Местный бюджет Республики Беларусь

Расходы - итого 100 100 100 100 100 100 100

Национальная экономика 11,94 10,0 12,3 12,3 12,91 12,04 12,32

Для достижения этого необходимы определенные государственные инвестиции в отрасли хозяйства вне жесткой зависимости от дефицитности или сбалансированности государственного бюджета на текущий момент с учетом приоритетов этих вложений, экономической обоснованности их размера, условий предоставления и поиска возможных источников их покрытия.

Исходя из вышеизложенного и учитывая мнения ведущих специалистов в данном направлении, можно заключить, что одной из приоритетных задач финансовой политики Республики Беларусь в условиях рыночной экономики является совершенствование механизма управления финансовыми ресурсами, осуществляемого средствами государственного бюджета. Но при этом следует учесть, что управление бюджетным финансированием текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки, а в условиях мирового рынка расширяется практика долгосрочных вложений: в основные фонды, природные ресурсы и т.п. Предлагается:

1. Оказание государственной поддержки приоритетным направлениям национальной экономики, обеспечивающим повышение эффективности промышленного производства, энергосбережения, возрождения села и развития регионов посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы;

2. Предотвращение неоправданного вывоза финансовых ресурсов по заниженным внутрикорпоративным ценам;

3. Усовершенствование систему налогообложения;

4. Создание специальных фондов для осуществления государственной поддержки кредитования в агропромышленном комплексе;

5. Усовершенствование механизма банкротства предприятий путём увеличения периода санации с 2,5 до б лет, когда предприятие еще имеет возможность, реализовав некий прорывной проект, избежать ликвидации;

6. Создание механизма, позволяющего разграничить функции общегосударственных, региональных и местных органов в области инвестиций, а также обеспечить их полномочия надежными и стабильными источниками финансирования, закреплёнными законодательными актами;

7. Рассмотреть теневой сектор как резерв увеличения объема легальных финансовых ресурсов по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за ее соблюдением;

8. При выдаче разрешений на право освоения и пользования недрами земли предлагается использовать систему аукционов, которая обеспечит дополнительный доход бюджета;

9. Привлечение денежных средств, находящихся на руках у населения, в финансовый оборот республики через создание законодательной базы, гарантирующей полную сохранность и возврат вкладов населения.

Список использованных источников

1. Найденова, Т.А. Формирование финансовых ресурсов региона (на примере Республики Коми). Автореф. дис. канд. экон. наук. Сыктывкар, СГУ, 2004, 176 с.

2. Статистический ежегодник 2014 г. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/uploads/bgd_files/1411048042526635.zip

3. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь январь-декабрь 2013 г. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2013.pdf

4. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2010 год. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minаn.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

5. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2011 год. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minаn.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

6. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2012 год. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minаn.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

7. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2013 год. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minаn.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

8. Сорокина, Т. В. Финансовое обеспечение государственной поддержки отраслей национальной экономики Республики Беларусь / 142. ISSN 1648-9098. Ekonomika ir vadyba: aktualijos ir perspektyvos. Белорусский государственный экономический университет, 2013. 1 (29). 142-150

References

1. Naidenova, T.A. Formirovanie finansovih resursov regiona (na primere Respubliki Komi) (Formation of financial resources in the region (for example, the Komi Republic)), Author's abstract. dis. cand. ehkon. Sciences. Syktyvkar, SSU, 2004, 176 p.

2. Statisticheskii ejegodnik 2014 g. Nacionalnii statisticheskii komitet Respubliki Belarus (Statistical Yearbook 2014 National Statistical Committee of the Republic of Belarus), Minsk, 2014, http://www.belstat.gov.by/uploads/bgd_files/1411048042526635.zip

3. O sostojanii gosudarstvennyh finansov Respubliki Belarus' janvar'-dekabr' 2013 g. Ministerstvo finansov Respubliki Belarus' (On the state of the public finances of the Republic of Belarus in January-December 2013 the Ministry of Finance of the Republic of Belarus), Minsk, 2013, http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2013.pdf

4. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za

2010 g. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Respubliki Belarus' (On the socio-economic situation of the Republic of Belarus and the state of public finances. Analytical Report for the year 2010. Official website of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus), Minsk, 2010, http://www.minan.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

5. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za

2011 g. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Respubliki Belarus' (On the socio-economic situation of the Republic of Belarus and the state of public finances. Analytical Report for the year 2011. Official website of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus), Minsk, 2011, http://www.minan.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

6. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za

2012 g. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Respubliki Belarus' (On the socio-economic situation of the Republic of Belarus and the state of public finances. Analytical Report for the year 2012. Official website of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus), Minsk, 2012, http://www.minan.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

7. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za

2013 g. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Respubliki Belarus' (On the socio-economic situation of the Republic of Belarus and the state of public finances. Analytical Report for the year 2013. Official website of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus), Minsk, 2013, http://www.minan.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

8. Sorokina, T.V. Ekonomika ir vadyba: aktualijos ir perspektyvos, 2013, 1 (29), pp. 142-150

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Полоник Степан Степанович - заместитель декана экономического факультета, доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный университет Республика Беларусь г. Минск, 220050, ул. К. Маркса 31,

Хоробрых Элеонора Викторовна - ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики Национальной Академии Наук Беларуси Республика Беларусь г. Минск 220072 ул. Сурганова 1, корп. 2.

Литвинчук Анна Анатольевна - аспирантка Белорусского государственного университета, научный сотрудник, Институт экономики Национальной Академии Наук Беларуси Республика Беларусь г. Минск 220072 ул. Сурганова 1, корп. 2. litva-1986@yandex.ru,

DATE ABOUT THE AUTHORS

Polonik S.S. - directs the Department of Management at the Faculty of Economics, Doctor of Economics, Professor, Belarusian State University,

Republic of Belarus, Minsk, 220050, Minsk, st. Marx 31, Khorobrikh E.V. - leading Researcher, PhD, Associate Professor, Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus Republic of Belarus, Minsk 220072 st. Surganova 1,

Lytvynchuk A.A. - postgraduate student of economic faculty of BSU, a research assistant, Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus Republic of Belarus, Minsk 220072 st. Surganova 1, litva-1986@yandex.ru

УДК: 336.226.322

ЗАЛЕЖН1СТЬ СИСТЕМ УН1ВЕРСАЛЬНИХ АКЦИЗ1В В1Д ЕКОНОМ1КО-1НСТИТУЦ1ЙНИХ ЧИННИК1В

Соколовська О.В.

Стаття розглядае чиннI системи умверсальних акциз1в кран св!ту, як включають ПДВ, податок з обороту, податок з продаже та х комбнацИ З метою визначення взаемозв'язку мж цими системами та економ1ко-1нституц1йними чинниками: розмром т!ньового сектору; часом, що витрачають економ1чн1 агенти на виконання податкових зобов'язань; р1внем економчноГ свободи, використано методи статистичного та пор1вняльного анал1зу. В результатI визначено, що крани, як! мають системи умверсальних акцизв, в1дм1нн1 в1д ПДВ, характеризуються значно г1ршими економко-1нституц1йними показниками пор1вняно з кранами, де застосовуеться лише ПДВ. Отриман1 результати можуть бути застосованI при доц1льност1 обфунтування зм!н системи податюв на споживання в Укра1'н1.

Ключов'1 слова: ун1версальн1 акцизи, ПДВ, тньова економка, виконання податкових зобов'язань, економ1чна свобода.

ЗАВИСИМОСТЬ СИСТЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ АКЦИЗОВ ОТ ЭКОНОМИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Соколовская Е.В.

Статья рассматривает действующие системы универсальных акцизов стран мира, которые включают налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж и их комбинации. С целью определения взаимосвязи между этими системами и экономико-институциональными факторами: размером теневого сектора экономики; временем, которое тратят экономические агенты на уплату налогов; уровнем экономической свободы, были использованы методы статистического и сравнительного анализа. В результате было выявлено, что государства, которые используют системы универсальных акцизов, отличные от НДС, характеризуются значительно худшими экономико-институциональными показателями по сравнению со странами, где применяется только НДС. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании целесообразности изменений системы налогов на потребление в Украине.

Ключевые слова: универсальные акцизы, НДС, теневая экономика, выполнение налоговых обязательств, экономическая свобода.

© Соколовська О.В., 2015

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 25/1

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.