Научная статья на тему 'НОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ / ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова О.И., Семенихина А.В., Торгачёв Д.Н.

В статье раскрыты особенности развития новой парадигмы образования, направленные на формирование компетенций «сложного человека», живущего в мире с высокой неопределенностью. Проанализированы процессы обновления планируемых образовательных результатов, методов и технологий учебной работы в быстроразвивающейся цифровой среде, на основе реализации цифровых технологии и новых решений в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова О.И., Семенихина А.В., Торгачёв Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SOLUTIONS IN EDUCATION: DIGITAL CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

The article reveals the features of the development of a new paradigm of education aimed at the formation of competencies of a «complex person» living in a world with high uncertainty. The processes of updating the planned educational results, methods and technologies of educational work in a rapidly developing digital environment, based on the implementation of digital technologies and new solutions in the field of education, are analyzed.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 0.01.18 (378.1) МОРОЗОВА О.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра

менеджмента и государственного управления,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: 777olia09@mail.ru

СЕМЕНИХИНА А.В.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра

менеджмента и государственного управления,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: av-sem1509@mail.ru

ТОРГАЧЁВ Д.Н.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра автоматизированных систем управления и кибернетики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: d_torgachev@mail.ru

UDC 0.01.18 (378.1) MOROZOVA O.I.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department Management and Public Administration, Orel

State University E-mail: 777olia09@mail.ru SEMENIKHINA A.V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department Management and Public Administration, Orel

State University E-mail: av-sem1509@mail.ru TORGACHEV D.N.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department Automated Control Systems and Cybernetics,

Orel State University E-mail: d_torgachev@mail.ru

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ NEW SOLUTIONS IN EDUCATION: DIGITAL CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

В статье раскрыты особенности развития новой парадигмы образования, направленные на формирование компетенций «сложного человека», живущего в мире с высокой неопределённостью. Проанализированы процессы обновления планируемых образовательных результатов, методов и технологий учебной работы в быстроразвивающейся цифровой среде, на основе реализации цифровых технологии и новых решений в сфере образования.

Ключевые слова: новые решения, цифровые вызовы, технологии, компетенции, система образования.

The article reveals the features of the development of a new paradigm of education aimed at the formation of competencies of a «complex person» living in a world with high uncertainty. The processes of updating the planned educational results, methods and technologies of educational work in a rapidly developing digital environment, based on the implementation of digital technologies and new solutions in the field of education, are analyzed.

Keywords: new solutions, digital challenges, technologies, competencies, education system.

Технологическая революция на фоне всемирной пандемии внесла серьёзные изменения во все сферы жизнедеятельности современного общества, ускорила и обнажила уже сложившиеся тренды. Потребность глобального общественного развития, задала вектор непрекращающейся модернизации и цифровых инноваций, диктуя новые требования к человеку и его жизнеобеспечивающим социальным структурам. Эти перемены захватили и сферу образования, поставив перед ней новые задачи, реализация которых зависит от применения цифровых технологий и внедрения новых решений.

Сегодня мировые рынки нуждаются в новых технологических решениях, призванных осуществить радикальные и масштабные преобразования не только во всех сферах производства, но и сформировать новые модели в системе образования, отвечающие требованиям цифровой экономики и запросам современного бизнеса. При этом основные силы должны быть направлены на то, чтобы поменять привычные всем способы и

© Морозова О.И., Семенихина А.В., Торгачёв Д.Н. © Morozova O.I., Semenikhina A.V., Torgachev D.N.

подходы обучения людей, что является серьезным интеллектуальным вызовом 21 векакак для исследователей образования, так и для страны в целом, влекущим подготовку активного, умелого человека - лидера перемен с креативными навыками и отменной интуицией, способного идти в ногу со временем и добиваться успеха в условиях цифровых обновлений.

В настоящее время система образования России носит консервативный и инертный характер, лишь на долю отвечая современным вызовам и глобальным трендам. Поэтому данный аспект является особенно актуальным для российского образования, предопределяющий формирование новых качеств личности, необходимых для эффективного существования в условиях становления цифровой экономики, а также переход к цифровым технологиям и новым решениям в обучении, ориентированным на развитие компетенций в соответствии с современной цифровой образовательной средой и стремительными технологическими переменами.

Большинство российских Вузов предприняли попытки стратегических изменений, которые направлены на кратчайшие перспективы развития, однако подавляющая часть учебных заведений не рассматривает новые форматы образования, ограничиваясь традиционными моделями ведения и реализации университетского образования, имеющих ситуационный и несистемный характер, недостаточно соответствующий видению цифровой трансформации. Поэтому в долгосрочном развитии требуется новая парадигма образования, которая полностью меняет мышление современного человека, учит его быть более гибким и эффективным в работе и в жизни, направляет на самоопределение и постоянное саморазвитие. Для этого в системе образования необходимы внедрение и реализация принципиально новых подходов, технологий «будущего» и футур-решений, объединяющих в себе гибридные компетенции, которые включают как традиционные знания и умения, так и цифровые навыки, способные обеспечить комплексную подготовку и развитие высококвалифицированных кадров.

Вышесказанное обуславливает необходимость изучения проблем использования цифровых образовательных технологий и обоснования возможностей инновационных решений в образовании, отвечающих вызовам цифрового мира, направленных на построение новых горизонтов обучения и упрочение позиций российских ВУЗов. Сегодня важно адаптироваться к постоянным изменениям, научиться принимать их как естественное состояние современного и сложного мира.

За последние десятилетия российская система образования претерпевает серьёзные преобразования. Государственные расходы на образование возросли в 15 раз, а объем платных образовательных услуг увеличился в 12 раз. Более90% российских школьников идут учиться в вузы, тогда как в Германии эта цифра составляет лишь 30%. Поэтому в мировой статистике Россия имеет самый высокий процент людей с высшим обра-

зованием. Несмотря на это, российским образованием недовольны студенты, преподаватели и, прежде всего, работодатели, требующие конкурентоспособных специалистов, умеющих генерировать свои знания, умения и навыки, и доказывать свою состоятельность на глобальных мировых рынках [1].

Это свидетельствует о необходимости перехода к новой парадигме образования как более гибкой, мобильной и высокоэффективной образовательной модели.

«Новая парадигма образования» - это система формирования новых принципов, методов и подходов, направленных на проектирование современных образовательных траекторий подготовки специалистов, обладающих компетенциями 21 века, соответствующих трендам цифровой экономики.

Цифровая экономика сегодня требует, чтобы каждый обучающийся владел способностью к самообучению, имел критическое мышление, умел полноценно использовать цифровые инструменты в повседневной работе, а главное - мог творчески применять приобретённые знания в личной и профессиональной жизни. Новая парадигма образования должна научить человека компетенциям 21 века, а именно сформировать способность человека работать в сложном мире с высокой неопределённостью, т.е. развить компетенции «сложного человека».

Таким образом, главная задача новой парадигмы образования пересмотреть образовательные процессы и технологии и дать обучающимся возможность формировать навыки, необходимые для профессионального, общественного и личностного успеха, а значит подготовить человека, способного управлять собственным учением в сложном многозадачном мире. Компетенции будущего или компетенции «сложного человека» должны включать в себя «новые грамотности» и быть направлены на готовность жить и развиваться в обществе со сложной стратегической неопределённостью (рисунок 1) [4].

' J

Рис. 1. Траектория развития новой парадигмы образования.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

«Специализированные контекстные навыки» или как их сегодня принято называть навыки «НаМякИк» (жёсткие навыки) применяются в конкретном профессиональном контексте, включая физические и социальные навыки, например (программирование, изучение языков, вождение автомобиля, видеоблогинг и т.п.).

«Кросконтексные навыки» навыки «^ойзкПк» (мягкие навыки) применяются в более широких сферах социальной или личной деятельности, направлены на получение цифровой грамотности, цифровой гигиены, формирование экологического мышления, способности к сотрудничеству и командной работе и т.д.

«Экзистенциальные навыки» - это универсальные навыки, которые можно применять на протяжении всей жизни в разных жизненных сферах сложного и нестабильного общества. Они формируют жизнестойкость, решительность, концентрацию внимания, творчество, самопознание, способность учиться, переучиваться и саморазвиваться.

Для того, чтобы человек мог легко и быстро формировать данную траекторию развития, необходимы фундаментальные умения - «метанавыки». Они упрощают и ускоряют развитие других навыков, учат преодолеть негативные эмоции, предвидеть скрытые препятствия и возможности, позволяют легко вырабатывать привычки к работоспособности и регулярности действий, управлять вниманием и эмоциями, развивать воображение и интуицию.

В настоящий момент времени мы наблюдаем, как большинство образовательных стартапов пытаются на эти форматы отвечать. Появились проекты по персонализированному обучению, проекты, которые дают возможность получать разные типы опытов, проектировать то, что человек изучает, проекты, комбинирующие цифровой формат онлайн обучения с некоторым практическим, живым образовательным опытом, т.е. то, что сегодня называют смешанным образованием. Разработаны инструменты по планированию карьеры, языковые платформы, образовательные интенсивы в той или иной сфере деятельности, программы по повышению финансовой, цифровой грамотности и т.п. Однако существует огромное количество неразвитых ниш, которые в ближайшем будущем потребуют образовательных инвестиций, например, симуляторы и игровые технологии в образовании.

Крайне важно мыслить об образовании и отех проектах, которые оно реализует, не как о мерах, с помощью которых можно точечно устранить недочёты и усовершенствовать систему образования. Необходимо рассуждать глобально с позиции пожизненного взаимодействия человека с образовательной системой, развивая технологии сопровождения в течение всей жизни - «HR tech», технологии, сопровождающие личностное саморазвитие и благополучие, биотехнологии, финансовые и цифровые технологии, создавая таким образом инфраструктуру человеческого развития.

Важное место в новой образовательной парадигме сегодня отводят и компонентам оценивания. Оценка яв-

ляется главным аспектом с точки зрения того, где будет проходить образовательный прорыв. Существующая до настоящего времени архаичная система оценивания не менялась с 50-х годов 20 века и сегодня не соответствует возможностям 21 века.

Цифровые платформы, на которых мы проводим значительное количество времени, знают о нас в разы больше, чем образовательные учреждения, т.к. они способны оценивать эмоциональный профиль, предпочтения и интересы. Поэтому, можно утверждать о возможностях переноса подобных цифровых профилей в образовательную среду, которые позволят оценивать предпочтения человека относительно стратегии обучения и качества учебного опыта. Всё это можно оценивать с помощью больших данных, используя блокчейн, профили «цифровых двойников»и др. (таблица 1) [3].

Таблица 1.

Технологии оценивания результатов обучения

в новой парадигме образования

Что оценивается? Как оценивается? Технологии оценивания

- компетенции 21 века, - новые грамотности, - самоконтроль, - саморегуляция, - личностный стиль и мотивация к обучению, - счастье и качество опыта -портфолио (артефакты), - профиль компетенций, - «мета-данные», - оценка в реальном времени, - оценка как обратная связь -«большие данные», - блокчейн», -«цифровые двойники», - «нейрофизиологические корреляторы» и т.п.

Это зона достаточно серьёзного развития и если появятся платформы, способные эффективно оценивать обучающихся в реальном времени, то в ближайшей перспективе это будут наиболее предпочтительные решения, востребованные как для новой, так и существующей системы образования.

Кроме этого, к решениям, которым ещё предстоит возникнуть в развитии новой образовательной системы, можно отнести проекты новых форм обучения в адаптивном формате, позволяющие подстраиваться под каждого человека, персонализировать контент, сделать образование в дополненной реальности со сценариями применения искусственного интеллекта как наставника, сопровождающего обучение человека, со сценариями игровых симуляторов и т.п.

Таким образом, кардинальное изменение системы образования в России, сопровождающееся цифровой трансформацией, требует, с одной стороны, построения оптимальной образовательной траектории развития, ориентированной на результат, и позволяющей решать проблемы повышения качества обучения, с другой - способствует овладению обучающимися новыми, универсальными навыками, конкурентоспособными на рынке труда и необходимыми для приспособления в сложном мире. Более того, цифровизация в образовании актуализирует вопрос о системе оценивания знаний, обновление которой является первоочередной задачей и

важной составляющей образовательного процесса.

Образование становится ключевым процессом не только учебных организаций, но и городской жизни, поэтому необходимо определять ключевых игроков - стей-холдеров, которые будут формировать образовательную среду будущего.Сити-менеджменту и городским стейк-холдерам необходимо думать о городах как о месте, где человек сможет учиться в течение всей своей жизни, отвечая запросам горожан, желающих получить образование, предоставляя возможности интегрировать те или иные образовательные форматы в процессе повседневного взаимодействия человека с городом, с работой, с покупками, с прогулками. Цифровые решения дополненной реальности будут востребованы для горожан,

которые нуждаются в навыках будущего [2].

Поэтому цифровая трансформация требует от нас сегодня, чтобы мы пересмотрели всю логику образовательной системы и спроектировали естественную модель пожизненного образования. Она должна учитывать уровень и продолжительность жизни российского населения, качество самого процесса обучения и связанные с ним эмоции и переживания (радость, удовлетворение, доверие, любовь, понимание, здоровье и т.д.) и будет легко трансформироваться и развиваться с помощью современных цифровых технологий.

Все перечисленные форматы, цифровые технологии и новые решения будут играть большую роль в ландшафте образования 21 века.

Библиографический список

1. Кудж С.А. Новая парадигма образования // Социальная инноватика-2015: Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 ноября 2015 г.). М.: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. С. 9-13.

2. Морозова О. И., Семенихина А. В. «Образование будущего» в соответствии с потребностями бизнеса и цифровой экономики / Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Международной научно-практической конференции (19 ноября 2019 г., Брянск). Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т., 2019. 814 с. С. 514-519.

3. Образование для сложного общества // Доклад экспертов GlobalEducationFutures и WorldSkillsRussia, 2018.https://futuref. org/educationfutures_ru

4. Стародубцев В.А. Становление открытой педагогической среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. №5 (194). С. 242-248.

References

1. Kudzh S. A. The new paradigm of education // Social innovation-2015: Materials of the International scientific-practical conference (November 18-19, 2015). M.: Moscow state University of information technologies, radio engineering and electronics, 2015. Pp. 9-13.

2. Morozova O. I., Semenikhin, V. A. «The future of Education» in accordance with the needs of business and the digital economy / Digital region: experience, expertise, projects: collection of articles of International scientific-practical conference (November 19, 2019, Bryansk). Bryansk: Bryan.state engineering-technol. univ., 2019. Pp. 514-519.

3. Education for a complex society // Report of experts from Global Education Futures and WorldSkills Russia, 2018. https://futuref. org/educationfutures_ru

4. Starodubtsev V.A. Formation of an open pedagogical environment // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2018. №5 (194). Pp. 242-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.