Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ'

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / МАССОВОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова О.И., Семенихина А.В., Торгачёв Д.Н.

В статье исследованы процессы академической революции и глобализации знаний в условиях современного экономического развития. Отмечена важность данных процессов в системе высшего образования на всех уровнях и для всех стран мира. Выделены особенности усиливающейся мировой экономической интеграции, которые являются основными вызовами для российских университетов, а их реализация позволит усилить конкурентные преимущества российского образования на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIVERSITY SYSTEM AND THE ACADEMIC REVOLUTION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL KNOWLEDGE ECONOMY

The article examines the processes of the academic revolution and the globalization of knowledge in the context of modern economic development. The importance of these processes in the higher education system at all levels and for all countries of the world is noted. The features of the growing global economic integration are highlighted, which are the main challenges for Russian universities, and their implementation will strengthen the competitive advantages of Russian education on the world stage.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378:330.34 МОРОЗОВА О.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедры

менеджмента и государственного управления,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: 777olia09@mail.ru

СЕМЕНИХИНА А.В.

кандидат экономических наук, доцент, кафедры

менеджмента и государственного управления,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: av-sem1509@mail.ru

ТОРГАЧЁВ Д.Н.

кандидат экономических наук, доцент, кафедры автоматизированных систем управления и кибернетики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: fiogtu@mail.ru

UDC 0378:330.34 MOROZOVA O.I.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department Management and Public Administration, Orel

State University E-mail: 777olia09@mail.ru SEMENIKHINA A.V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department Management and Public Administration, Orel

State University E-mail: av-sem1509@mail.ru TORGACHEV D.N.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department Automated Control Systems and Cybernetics,

Orel State University E-mail: d_torgachev@mail.ru

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

THE UNIVERSITY SYSTEM AND THE ACADEMIC REVOLUTION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL KNOWLEDGE ECONOMY

В статье исследованы процессы академической революции и глобализации знаний в условиях современного экономического развития. Отмечена важность данных процессов в системе высшего образования на всех уровнях и для всех стран мира. Выделены особенности усиливающейся мировой экономической интеграции, которые являются основными вызовами для российских университетов, а их реализация позволит усилить конкурентные преимущества российского образования на мировой арене.

Ключевые слова: глобализация, академическая революция, университет, массовость, экономика знаний, высшее образование.

The article examines the processes of the academic revolution and the globalization of knowledge in the context of modern economic development. The importance of these processes in the higher education system at all levels and for all countries of the world is noted. The features of the growing global economic integration are highlighted, which are the main challenges for Russian universities, and their implementation will strengthen the competitive advantages of Russian education on the world stage.

Keywords: globalization, academic revolution, university, mass character, knowledge economy.

Развитие образования на протяжении последней полувековой истории охвачено ключевыми темпами роста интернационализации высшего образования. В настоящее время много внимания уделяется обсуждению тенденций в развитии мирового высшего образования, важнейшими из которых являются его растущая массовость и расширение глобальной экономики знаний.

«Массовизация» и «академическая революция» - это глобальные тренды в условиях современной действительности развития университетов. Слово «глобальность» означает, что данные процессы и явления не нельзя игнорировать. Следовательно, во всех университетах мира эти процессы происходят по разному. Если ни чего не менять, это значит противостоять этому тренду, делая вид, что в университете те же самые студенты,

что и 30 лет назад.

В России в 90-х годах вместе с социально - экономической трансформацией, произошла титаническая трансформация в сфере высшего образования. Появилось огромное количество государственных Вузов, филиалов и длился этот процесс разрастания целых 25 лет. Произошёл гигантский рост массы студентов получивших высшее образование (Россия составляет 60-80%). Массовизация высшего образования привила к классовому расширению студентов, следовательно, к снижению уровня их знаний, к распространению большого количества частных низкоуровневых университетов.

Однако, с подобной специфической особенностью развития высшего образования столкнулась не толь-

© Морозова О.И., Семенихина A.B., Торгачёв Д.Н. © Morozova O.I., Semenikhina A.V., Torgachev D.N.

ко Россия, в развитых странах процессы массовизации прогрессировали в 70-80-е годы XX века. Так согласно исследованиям: «в Европе число студентов с 1960-го по 1980 год в среднем увеличилось в три с половиной раза, в Финляндии, Швеции и Италии - в шесть раз, в Испании и Норвегии - почти в десять». И только к началу XXI века стремительный рост замедлился [3].

Глобализация в общем смысле представляет собой процессы усиливающейся мировой экономической интеграции разворачивающейся на фоне технологической, информационной и цифровой революций. Именно они в разной степени, оказывают сильнейшее воздействие на высшее образование во всемирном масштабе, и имеют множество последствий для общества и экономики в целом.

Основные особенности данного процесса состоят в следующем:

1) Конкуренция, которая проявлялась в борьбе за студентов в глобальном масштабе, в борьбе за преподавателей (стали появляться зарубежные специалисты, исследователи). Появление в структурах государственных стекхолдеров и других представителей бизнеса и власти. Конкуренция требует от Вуза другой системы управления, которая заставляет переходить от формальных статусов (государственного университета, академического университета) к реальным статусам, на которые университет смог бы выиграть ресурсы на «квазирынке». Многие профессоры и доценты удивляются, почему руководство начинает предъявлять требования не боясь потерять НПР. Важно понимать какой именно это университет. Если Вуз ориентирован на массови-зацию, то в условиях демографического спада и иных факторов, связанных с уровнем регионального развития возникает избыток НПР, что приводит к сокращению. Если же университет развивает экономику знаний, то ситуация будет наоборот, всегда будут востребованы «первоклассные» НПР.

2) Слияние и поглощение университетов. В России ещё начиная с 30-х годов прошлого столетия, вузы были структурированы по отраслевому признаку (технические, педагогические, медицинские, энергетические и т.п.) и мы в большинстве случаев придерживаемся данной структуры. Если же взять зарубежный опыт, а именно в ландшафтном разрезе северо-американские, западно-европейские и юго-восточные университеты, то мы увидим, что большие крупные организации со средним размером около 30 тысяч студентов и бюджетом от 1-2 млрд. долларов консолидируют в себе большие возможности, большие дисциплинарные группы преподавателей и «когорт» студентов разных этапов обучения.

3) Стратификация. Ранее университеты отличались по формальному и неформальному статусу. Сейчас разделение иное (рисунок 1).

Университеты мирового класса ориентированные на глобальный рынок WCU

/ Региональные университеты с \

/ консолидированными ресурсами СотреИл

/ Университеты, обеспечивающие базовую подготовку \ I студентов ига^^^^^^^^^^^^НЯ

Рис. 1. Пирамида стратификации университетов.

Из рисунка видно, что более престижными являются университеты, занимающие верхний уровень пирамиды, так называемые WCU. Второй уровень пирамиды является самым проблемным, так как находится между двумя направлениями (верх и низ). С одной стороны должны заниматься наукой, а с другой стороны должны учить этой науки студентов, которые далеки от этого. Отсюда и двухсторонние требования к научно-производственным работникам. Учитывая тот фактор, что в России перераспределение ресурсов направлено в первую очередь на верхние уровни, то для среднего уровня пирамиды самым лучшим решением будет подняться вверх.

4) Стратегирование. Сегодня Вузы определяются не только с качеством преподавания, но и обращают внимание на исследования и инновации. Исследовательская работа становиться центральным моментом в деятельности НПР. Баланс между инновационно-исследовательской и образовательной деятельностью, их правильное сочетание и переориентация ресурсов, являются очень важным моментом выбора - стратегирования, моментом моделирования университетов.

Таким образом, можно выделить 4 основных вызова для российских университетов, реализация которых зависит от специфики Вуза, но определённым образом позволит усилить процессы конкуренции на мировой арене.

- усиление конкуренции студентов, НПР и партнёров;

- объединение отраслевых вузов в крупные полидисциплинарные университеты;

- стратификация системы в которой «топовые» университеты существенно отличаются от университетов 2 и 3 уровней и по количеству ресурсов и по количественно-качественному составу студентов, которые им достаются;

- стратегирование системы, направленное на нахождение баланса между образовательной, исследовательской и инновационной деятельностью в университете.

Академические изменения конца XX - начала XXI носили более масштабный характер, что подтверждается глобальной сущностью и огромным количеством воздействий на институции и общество в

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

целом. Современная академическая революция сопровождается так же беспрецедентными по масштабам и разнообразию преобразованиями, в очередной раз свидетельствуя, что, основными движущими силами академической революции, тесно взаимосвязанными друг с другом, являются массовое высшее образование, глобализация, формирование общества знаний в котором важнейшую роль играют исследовательские университеты, а сегодня ещё и информационно-цифровые технологии. Для правильного понимания этого динамичного процесса предстоит преодолеть ещё немало трудностей [4].

Продолжая говорить об академическом развитии университетов, необходимым будет выделить основные отличительные особенности академической революции:

1) Глобальная экономика знаний - развитие исследовательских университетов высшего класса способных справиться с массовизацией всей образовательной системы. Другими словами экономике нужны совсем не те университеты, которые требуются для массовизации. Экономика знаний резко разделяет людей на две категории - производителей и пользователей. Многие страны, в том числе и в России на данном этапе трансформационных преобразований сталкиваются с финансовыми проблемами и сложностями в адекватной подготовке НПР, обеспечении оборудованием, технологиями и т.п. Одним из решений может стать диверсификация студенческого корпуса - раньше образование было доступно только для обеспеченных людей, сейчас же попадают все и даже люди с низким средним уровнем подготовки. Данная ситуация влияет на качество подготовки студентов и образовательных учреждений.

В развитых странах система высшего образования строится по двум направлениям, предполагающим определённые миссии и цели. Одни Вузы обслуживают массовый набор и фокусируются только на преподавании. Другие стремятся быть традиционными исследовательскими университетами, к которым добавились технологии, инновации и другие виды деятельности. Следовательно, если посмотреть на глобальное высшее образование, то наблюдается общее снижение качества.

2) Второй особенностью глобальной революции в высшем образовании является развитие экономики знаний, что подталкивает исследовательские университеты становиться лучше, активно вовлекаться в процессы глобализации. Например, активно работать с глобальным английским языком, определять уровень преподавания и использования языка в учебном процессе, чётко понимая, что английский стал языком науки во всем

мире. Именно эти университеты работают с глобально-мобильными НПР, принимая на работу профессоров, способных перемещаться не только по своей стране, но и по всему миру.

Важнейшей задачей академической революции, является создание интегрированной системы, в которой самые умные профессоры и студенты из не исследовательских (массовых) университетов получили бы доступ к лучшим исследовательским университетским площадкам.

На наш взгляд, базовое противоречие в развитии академической революции состоит: с одной стороны - университеты должны повышать свой научно-образовательный уровень, для того чтобы участвовать в экономике знаний; с другой стороны - обеспечивать массовое производство пользователей этой экономики, тем самым снижая свой научно-образовательный потенциал (рисунок 2).

Рис. 2. Процессы академической революции.

Таким образом, решением обозначенной выше проблемы, является создание дифференцированной системы университетов, способной предусмотреть и эффективно справляться с процессами массовизации, а также обеспечивать своё присутствие в глобализации знаний на мировой арене. И задача каждого университета состоит в поиске своего места в этой системе.

В заключении стоит отметить, что современная университетская система с её академическими преобразованиями представляет собой довольно живучий организм с большим многообразием функций, которые слабо связаны между собой. Согласно определения, данного одним из американских исследователей: «Университет - это инертная организация движимая автономными профессионалами с неясными целями и технологиями, объединяющая слабо связанные виды деятельности с непредсказуемыми результатами, существующая в сложном многоуровневом контексте с многочисленными стейкхолдерами» [1]. Именно такой организации предстоит адаптировать свои стратегии, структуру и ключевые политики и занять значимые позиции в глобальном академическом пространстве.

Библиографический список

1. Кудж С.А. Новая парадигма образования // Социальная инноватика-2015: Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 ноября 2015 г.). М.: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. С. 9-13.

2. Морозова О.И., СеменихинаА.В. «Образование будущего» в соответствии с потребностями бизнеса и цифровой экономики / Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Международной научно-практической конференции (19 ноября 2019 г., Брянск). - Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т., 2019. 814 с. С. 514-519.

3. Образование для сложного общества // Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia, 2018. httpsV/futuref. org/educationfutures_ru

4. Филип Дж. Альтбах Глобальные перспективы высшего образования /Перевод с английского Ю. Каптуревского под редакцией А. Рябова. - Издательский дом Высшей школы экономики: М., 2016. 630 с.

References

1. Kudzh S.A. The new paradigm of education // Social innovation-2015: Materials of the International scientific-practical conference (November 18-19, 2015). M.: Moscow state University of information technologies, radio engineering and electronics, 2015. Pp. 9-13.

2. Morozova O.I., Semenikhin, V.A. «The future of Education» in accordance with the needs of business and the digital economy / Digital region: experience, expertise, projects: collection of articles of International scientific-practical conference (November 19, 2019, Bryansk). Bryansk: Bryan. state engineering-technol. univ., 2019. 814 p Pp. 514-519.

3. Education for a complex society // Report of experts from Global Education Futures and WorldSkills Russia, 2018. https://futuref. org/educationfutures_ru

4. Philip J. Altbach Global perspectives of higher education / Translated from English by Yu. Kapturevsky edited by A. Ryabov. -Publishing House of the Higher School of Economics: Moscow, 2016. 630 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.