Научная статья на тему 'Трансформация университетов: образовательный процесс. Проблемы и пути развития'

Трансформация университетов: образовательный процесс. Проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1487
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / BASIC UNIVERSITY / BASIC PROCESSES / TRANSFORMATION / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурковская Т.В., Грибанов Е.Н., Прокохина М.И.

Рассмотрены проблемы и вызовы, стоящие перед системой образования и вузами РФ в настоящее время. Показана специфика опорных вузов и их роль в развитии региона. Обсуждаются пути трансформации университета на примере ОГУ имени И. С. Тургенева и его интеграции в мировое образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация университетов: образовательный процесс. Проблемы и пути развития»

Решетневские чтения. 2017

УДК 378.1

ТРАНСФОРМАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Т. В. Бурковская, Е. Н. Грибанов, М. И. Прокохина

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева Российская Федерация, 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95

Рассмотрены проблемы и вызовы, стоящие перед системой образования и вузами РФ в настоящее время. Показана специфика опорных вузов и их роль в развитии региона. Обсуждаются пути трансформации университета на примере ОГУ имени И. С. Тургенева и его интеграции в мировое образовательное пространство.

Ключевые слова: опорный университет, базовые процессы, трансформация, система образования.

TRANSFORMATION OF UNIVERSITIES: EDUCATIONAL PROCESS.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT WAYS

T. N. Burkovskaya, E. N. Gribanov, M. I. Prokohina

Turgenev Orel State University 95, Komsomolskaya Str., Orel, 302026, Russian Federation

The article outlines the problems and challenges facing the education system and Russian universities at the present time. The specificity of the basic universities and their role in the development of the region is shown. The ways of transformation of the university and its integration into the world educational space are discussed.

Keywords: basic university, basic processes, transformation, education system.

Реформирование системы образования в России является необходимым и адекватным ответом социально-экономическим и социально-политическим изменениям, протекающим в нашей стране и на мировой арене в целом. В условиях глобализации образование является «... новой формой накапливаемого человеком в течение жизни экономического ресурса» (Бурдье П.), а роль университета заключается в создании и приумножении человеческого капитала страны, повышающего ее конкурентоспособность в мировом сообществе. Достижение поставленной цели Россией диктует необходимость принятия «правил игры» мирового образовательного пространства, т. е. вхождение в свободное конкурентное поле образовательных услуг и отказ от директивного централизованного государственного планирования. Таким образом, вузы переориентируются на перманентное взаимодействие с трендами глобального рынка образования, где в свою очередь разворачиваются процессы, обусловленные академической революцией, характеризующуюся по Ф. Альбаху двумя фундаментальными и противоречащими друг другу составляющими:

1) массовизация, приводящая к росту числа студентов, среди которых доминируют слабо подготовленные абитуриенты, поступающие в университеты, что в свою очередь снижает средний уровень показателей эффективности работы самих университетов и научно-педагогических работников (НПР);

2) глобальная экономика знаний, выдвигающая требования на талантливых специалистов, готовых к глобальной циркуляции идей и включению в новые цепочки системы разделения труда.

Академическая революция требует от государства реализации соответствующей политики в сфере обра-

зования, а от вузов самоопределения в рамках реализации данной политики, с учетом их личной истории и региональной компоненты. Отметим, что государственная политика в области высшего образования в нашей стране реализуется по институциональному принципу - объектом управления и развития являются отдельные университеты или университетские сегменты - стратификация на федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные региональные вузы и другие вузы.

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (ОГУ имени И. С. Тургенева) в системе университетов относится к категории опорных региональных вузов. При этом для него как регионального вуза, в отличие от крупных федеральных или научно-исследовательских университетов, а также ряда столичных вузов, сложнее соответствовать требованиям и критериям лучших мировых практик, из-за меньшего количества материальных и человеческих ресурсов, отсутствия известного мирового бренда, преимущественной ориентацией на интересы региона для которого вуз должен стать драйвером социально-экономического развития.

ОГУ имени И. С. Тургенева - университет, который ставит амбициозные задачи, претендует на вхождение в ведущие рейтинги, решая задачи трансформации экономики и социокультурной среды региона, обоснованно позиционируя себя как «центр реализации политики на территории - экономической, предпринимательской, и социальной». Университет активно работает над реализацией своей миссии и роли в новых условиях. Проблемы и вызовы, стоящие перед ОГУ имени И. С. Тургенева и другими опорными вузами, такие как: инертность кадрового состава;

Опорный университет — социальная ответственность и региональное развитие

отсутствие мотивации к изменениям у превалирующего большинства научно-педагогических работников; отсутствие на рынке региона крупных игроков и, как следствие этого, отсутствие возможности выстраивания партнерских отношений университета с «якорными» структурами, сегодня требует кардинальной перестройки базовых процессов в вузе [1-3].

На первый план выходит задача формирования управленческой команды университета, работающей в тесном партнерстве со стейкхолдерами, целью которой является влияние на политику университета и деятельность научно-педагогических работников.

В образовательном процессе череда изменений, затрагивающих все сферы общества, делает сложно предсказуемым определение перечня компетенций, которыми должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда. «Изменения, а не стабильность являются нормой» (Алан Роджерс). Это требует глубокого аналитического поиска оптимальных стратегий, форм, методов и технологий обучения. Выбирая тот или иной формат важно опираться на те, существенные признаки, которые он может обеспечить для подготовки студента к профессии будущего. Такими признаками являются: субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса, требующее открытости и способности работать в команде, личностное отношение к познавательной деятельности, единство творческого замысла и алгоритма деятельности, взаимосвязь цели, задач, средств и результатов, постоянная рефлексия студентов и профессорско-преподавательского состава над полученными результатами, диалоговая позиция. Поскольку в центре свободного образования стоит Личность, способная самостоятельно вступать в диалог с предметом, обладающая критическим мышлением, свободой выбора и т. д., то изначально необходимо одновременно с выбором форматов свободного образования закладывать и КР1 точки для вхождения в него. Выбор формата свободного образования должен быть напрямую связан с его направлением. Для технических и инженерных направлений, на наш взгляд, наиболее приемлемым является формат «ядерной программы»; для гуманитарных - формат «открытого учебного плана» и системы распределительных требований; для «творческих» направлений -система распределительных требований.

Для университета, претендующего на высокий статус и лидирующие позиции, необходимо создание зон элитарного образования. Возможным и наиболее вероятным является создание «предуниверсариев» или элитных школ, которые впоследствии станут фабрикой абитуриентов с заданными точками роста. Открытию в университете зон элитарного образования и определению критериев входа, нахождения и условий самой программы должна предшествовать работа непосредственно по формированию менталь-ности НПР и абитуриентов, способных участвовать в реализации данной программы.

Активное применение интернет-технологий и интернет-коммуникаций является еще одним из способов повышения привлекательности университета для абитуриентов и повышения качества обучения сту-

дентов в нем. Направления данного взаимодействия для университета возможны следующие: включение преподавателями в образовательный процесс интернет-курсов ведущих специалистов и университетов мира; онлайн участие в семинарах и конференциях ведущих специалистов в отрасли; разработка мультимедийных курсов, ведущими и заинтересованных преподавателями вуза. Возможными отличительными особенностями курсов, создаваемых в рамках данного направления, могут служить междисциплинарные направления на стыке нескольких наук.

Процессы трансформации неизбежно затронут обучение в магистратуре и аспирантуре. Одним из путей реализации которых является разделение магистратуры на профессиональную и академическую. При этом целесообразно профессиональную магистратуру реализовывать по заказу и при личном участии стейкхолдеров. Для академической магистратуры следует выделить виды деятельности, которые касаются исключительно исследовательского направления, продумать принцип функционирования и возможности междисциплинарного подхода в обучении.

В заключение стоит привести высказывание Чарльза Дарвина «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения». Все изменения, о которых шла речь, вопросы, которые ставит перед нами глобальный рынок образования и академическая революция - масштабны, разнонаправлены, взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому требуют еще большего погружения в тему трансформации системы управления университетами, еще более глубокого анализа индикаторов этого процесса по всем направлениям, еще более активного дискуссионного обсуждения.

Библиографические ссылки

1. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналитических докл. М. : Дело АНХ, 2009. С. 11-19.

2. Altbach P., Reisberg L., Rumbley L. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution, UNESCO. 2009.

3. British Council The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020. 2012.

References

1. Volkov A. E., Livanov D. V., Fursenko A. A. Higher Education: agenda 2008-2016 // Russian Education: Trends and Challenges: Sat. Art. and analytical reports. M. : Izd-vo "Delo" of the Academy of National Economy, 2009. P. 11-19.

2. Altbach P., Reisberg L., Rumbley L. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution, UNESCO. 2009.

3. British Council The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020. 2012.

© Бурковская Т. В., Грибанов Е. Н., Прокохина М. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.