Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ'

ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АКТИВИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Тихонович М.И.

В научной статье представлено авторское видение современных образовательных трендов, обусловленных изменением технологического уклада, активным развитием общественных отношений и цифровой трансформацией управления в различных сферах. Предпринята попытка определения ключевых факторов и направлений развития современной системы образования, включающих: - формирование новых компетенций и цифровой культуры выпускников (всехучастников образовательного процесса); - создание новых образовательных трендов, реализующих современные подходы и новые педагогические приемы (компетенция + кооперация образования, обучающихся, работодателей); - трансформация образовательных учреждений - создание институтов опережающего обучения -«Университет 4:0». Представлен опыт ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в области совершенствования образовательного процесса в условиях цифровой трансформации и даны рекомендации по активизации применения цифровых сервисов, изменению формы удаленного взаимодействия посредством использования современных платформ дистанционного обучения. Дано обоснование актуальности и необходимости цифровизации образовательного учреждения, способствующей организации гибкого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и созданию Университета опережающего обучения - «Университет 4:0».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Тихонович М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CHALLENGES OF OUR TIME: CHANGING TECHNOLOGICAL PATTERNS, PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS, TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL TRENDS

The scientific article presents the author's vision of modern educational trends due to changes in the technological order, the active development ofpublic relations and the digital transformation of management in various fields. An attempt is made to determine the key factors and directions of development of the modern education system, including: -formation of new competencies and digital culture of graduates (all participants of the educational process); - creation of new educational trends that implement modern approaches and new pedagogical techniques (competence + cooperation of education, students, employers); - transformation of educational institutions - creation of advanced learning institutions - “University 4:0”. The experience of the I.S. Turgenev Orel State University in the field of improving the educational process in the context of digital transformation is presented and recommendations are given on activating the use of digital services, changing the form of remote interaction through the use of modern distance learning platforms. The substantiation of the relevance and necessity of digitalization of an educational institution is given, which contributes to the organization offlexible interaction between all participants in the educational process and the creation of a University of advanced learning - “University 4:0”.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ»

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.12.378.11 ЛИДИНФА Е.П.

кандидат экономических наук, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:lidinfa2010@yandex.ru БАРАНОВАС.В.

кандидат экономических наук, кафедра «Финансы и бухгалтерский учет», АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г. Москва E-mail: svet-svetlanabar@yandex.ru ТИХОНОВИЧ М.И.

подполковник полиции,кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях, ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова» E-mail: tihonovich.ru@mail.ru

UDC 377.12.378.11 LIDINFA E.P.

PhD in economics, Department of Vocational Training and

Business, Orel State University E-mail: lidinfa2010@yandex.ru correctly BARANOVA S.V.

PhD in Economics, Department of Finance and Accounting, ANO VO "National Institute of Business" E-mail: svet-svetlanabar@yandex.ru TIKHONOVICH M.I. Police Lieutenant Colonel, Department of Fire Training and Activities of the Department of Internal Affairs in Special Conditions,Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of

the Interior of Russia E-mail: tihonovich.ru@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ

DIGITAL CHALLENGES OF OUR TIME: CHANGING TECHNOLOGICAL PATTERNS, PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS, TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL TRENDS

В научной статье представлено авторское видение современных образовательных трендов, обусловленных изменением технологического уклада, активным развитием общественных отношений и цифровой трансформацией управления в различных сферах.

Предпринята попытка определения ключевых факторов и направлений развития современной системы образования, включающих:

- формирование новых компетенций и цифровой культуры выпускников (всехучастников образовательного процесса);

- создание новых образовательных трендов, реализующих современные подходы и новые педагогические приемы (компетенция + кооперация образования, обучающихся, работодателей);

- трансформация образовательных учреждений - создание институтов опережающего обучения -«Университет 4:0».

Представлен опыт ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в области совершенствования образовательного процесса в условиях цифровой трансформации и даны рекомендации по активизации применения цифровых сервисов, изменению формы удаленного взаимодействия посредством использования современных платформ дистанционного обучения.

Дано обоснование актуальности и необходимости цифровизации образовательного учреждения, способствующей организации гибкого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и созданию Университета опережающего обучения - «Университет 4:0».

Ключевые слова: цифровая трансформация образовательных учреждений, современные подходы к активизации применения цифровых технологий в процессе обучения, ключевые факторы и направления развития современной системы образования.

The scientific article presents the author's vision of modern educational trends due to changes in the technological order, the active development ofpublic relations and the digital transformation of management in various fields.

An attempt is made to determine the key factors and directions of development of the modern education system, including:

-formation of new competencies and digital culture of graduates (all participants of the educational process);

- creation of new educational trends that implement modern approaches and new pedagogical techniques (competence + cooperation of education, students, employers);

- transformation of educational institutions - creation of advanced learning institutions - "University 4:0".

The experience of the I.S. Turgenev Orel State University in the field of improving the educational process in the context of digital transformation is presented and recommendations are given on activating the use of digital services, changing the form of remote interaction through the use of modern distance learning platforms.

The substantiation of the relevance and necessity of digitalization of an educational institution is given, which contributes to the organization offlexible interaction between all participants in the educational process and the creation of a University of advanced learning - "University 4:0".

© Лидинфа Е.П., БарановаС.В., Тихонович М.И. © Lidinfa E. P., Baranova S.V., Tikhonovich M.I.

Keywords: digital transformation of educational institutions, modern approaches to the activation of the use of digital technologies in the learning process, key factors and directions of development of the modern education system.

Неизбежность и значимость цифровой трансформации современной действительности предопределяет актуальность и необходимость проведения научных исследований в данном проблемном поле.

Степень эффективности трансформации современных стратегий и переход на новые цифровые технологии зависит от наличия своевременных, взвешенных и грамотных решений, принятие которых обусловлено необходимостью изменения сложившихся укладов во всех отраслях и сферах деятельности, в социо-политическом и экономическом пространстве.

В современных реалиях цифровая трансформация (digital transformation, DT или DX) рассматриваетсякак трансформация системы управления путём пересмотра стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и целей, обеспечиваемая принятием цифровых технологий. Её основной направленностью являетсяускорение продаж и рост бизнеса для коммерческих организаций, а также увеличение эффективности деятельности организаций, не относящихся к чисто коммерческим, например образовательных учрежде-

ний, организаций сферы услуг, культуры и т.д.

Сформированное сознание потребителя в эффективности использования «автоматизации и робототехники» в период 3-ей Промышленной революции обусловило необходимость активного развития и внедрения автоматизации, цифровизации, электроники в различные сферы производства, реализации и оказания услуг.

В данной ситуации профессиональное образование лишь принимало вызовы по формированию кадрового запроса и обеспечивало подготовку кадров.

Произошел новый виток циклического развития, сопровождающийся развитием и использованием искусственного интеллекта, совмещением элементов кибернетического и физического пространства, координацией вычислительных и физических ресурсов получивший название «Индустрия 4.0» или «Четвертая промышленная революция».

Все эти изменения и обостряют в большей степени проблему развития профессионального образования, требуя динамичного развития на основе принципов цикличности и многоступенчатости (рисунок 1).

Первая промышленная революция конец XVIII в. - начало XIX в.

| Вторая промышленная революция вторая половина XIX в. - начало XX в. \

I___________________________________________________________J

|\ ■'I

Электрическая энергия, Поточное производство,

высококачественная сталь, электрификация,

нефтяная и химическая железная дорога,

промышленность, телефон разделение труда

Третья промышленная революция конец XX в.

Цифровизация, развитие Интенсивная автоматизация

электроники, применение и

инфокоммуникационных роботизация производственных

технологий (ИКТ) и ПО процессов

Четвертая промышленная революция (термин введен в 2011 году)

Глобальные промышленные сети, Интернет Вещей, переход на возобновляемые источники энергии, 3D принтеры, вертикальные фермы, биотехнологии, искусственный интеллект

Распределенное производство, сетевой коллективный доступ и потребление, экономика совместного использования, замена посредников на распределенные сети

Рис. 1. Смена технологических укладов с последующим резким скачком производительности и ростом экономики.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Сформированное развитием производственных отношений современное общество, требует изменения осознания в области важности и значимости профессионального образования, поскольку от степени обеспеченности профессиональными кадрами и зависит возможность постоянного развития различных систем (рисунок 2).

Рассматривая постоянное развитие различных систем, К. Шваб утверждал, что в настоящее время, происходит технологическая революция, «...которая стирает грани между физической, цифровой и биологической сферами» [10].

Соответственно и основной задачей современного профессионального образования становится подготовка профессиональных кадров и кадров рабочих специальностей, отвечающих сложившимся запросам общества и уровню социально-экономического развития.

Проблематика развития профессионального образования актуальна и значима для современной России, в связи с чем, эти вопросы также обсуждаются представителями бизнеса, профессионального сообщества и профессиональными педагогами.

Г. Греф высказывает позицию необходимости получения образования со школьной скамьи и на протяжении всей жизни. Он делает акцент на формировании компетенций для работы в командах, управлении групповой деятельностью с помощью современных методик (аджайл), гибкой системе работы в команде, раскрывает понятие цифровых навыков как созданиепродуктов, обучение цифровой архитектуре, облачные системы, искусственный интеллект. и т.д. [7].

П. Г. Щедровицкий подчеркивает значимость формирования предпринимательских интересов (способностей) у обучающихся, развития профессиональных

компетенций и направленность на динамичное становление новой профессиональной среды [5].

Необходимость развития профессионального образования в контексте «промышленных революций» рассматривается и Ю. С. Глазьевым. Он раскрывает последовательность изменения технологических укладов, развития общественных отношений, включая и профессиональное образование [6].

Необходимость поддержания динамизма изменений раскрывается и в работах Д. Конанчука и А. Волкова [8]. Они акцентируют внимание на следующих трендах:

- массовизация;

- интернационализация;

- турбулентность мировой экономики и формирование нового технологического уклада в промышленности;

- цифровизация.

Основные задачи и цели развития современного профессионального образования в России нашли свое отражение в Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (Стратегия) [2]. Данный документ отражает продолжающиеся изменения в системе профессионального образования и базируется на достигнутых результатах Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года [3].

Приоритетные направления развития профессионального образования, отраженные в Стратегии, представим на рисунке 3.

Таким образом, Стратегия содержит основные направления развития, включающие возможность быстрого реагирования на социально-экономические изменения.

Четвертая промышленная революция или «Индустрия 4.0» | т

Индустрия 4.0 - производственная сторона, эквивалентная ориентированному на потребителей «Интернету вещей», в котором предметы быта, от автомобилей до тостеров, будут подключены к Интернету.

Следствие ускоряющегося развития информационных технологий с их глубоким проникновением во все сферы человеческой цивилизации. Изменение базовых принципов самой организации общества: на смену иерархическим структурам приходит сеть как система, позволяющая экспоненциально увеличивать уровень связности всех частей общества (как потребителей, так и производителей), игнорируя исторически сложившиеся пространственные и временные границы.

Основана на использовании киберфизических систем, воплощающих в жизнь совместную работу элементов кибернетического и физического пространств, иными словами, киберфизическая система организовывает связь и координацию между вычислительными и физическими ресурсами.

Рис. 2. Вызовы «Четвертой промышленной революции» современному профессиональному сообществу.

Рис. 3. Приоритетные направления реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года (авторское видение).

Приоритетные направления реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования

прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года

_| | _

Постоянное обновление содержания профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий

Формирование нового ландшафта сети СПО, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда

Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка образовательных организаций, которые готовят рабочих (служащих) и специалистов среднего

звена

Приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие с современными требованиями к кадрам

Развитие культуры профессиональных соревнований в системе СПО для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности

Представленные направления развития никоим образом не противоречат поставленной ранее цели развития профессионального образования - существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Развитие современного профессионального образования напрямую зависит от развития общественных отношений и формирования новых условий на рынке труда.

Изменение видения педагогического воздействия связано непосредственно с трансформацией понимания «современный специалист». Поскольку в условиях реализации цифровой экономики и определенных вызовов «Четвертой промышленной революции» современному профессиональному сообществу меняются подходы и требуются кадры с уникальными компетенциями, способные принимать быстрые, этичные и обоснованные решения, повышающие эффективность рабочих процессов.

Приоритетность направлений реализации Стратегии требует формирования новой системы управления в области подготовки кадров среднего звена и рабочих специальностей, отражающей реальные возможности высшей школы и представителей бизнеса (работодателей) и иных заинтересованных лиц оказывать результативное воздействие при разработке отдельной документации по организации учебного процесса, внедрять новые технологии и оценивать эффективность

их применения.

Отдельные институты современной системы управления подготовки кадров среднего звена и рабочих специальностей, и их основной функционал представлены на рисунке 4. Отсюда, основная стратегическая задача состоит в необходимости наличия грамотного сочетания подготовки кадров и развития общественных отношений, где для достижения поставленных целей требуется изменение подходов при подготовке специалистов среднего звена и кадров рабочих специальностей на всех уровнях осуществления педагогического воздействия и формирования прикладных компетенций.

Трансформация системы реализации

образовательного процесса диктует необходимость изменения взаимодействия всех его участников и активное внедрение современных цифровых технологий, что и порождает наличие проблемных блоков. Особое значение в свете новых задач приобретает разработка эффективных путей перехода.

Представленные материалы позволили укрепить авторское видение в области понимания современных трендов системы профессионального образования, определить ключевые факторы и направления развития:

- формирование новых компетенций и цифровой культуры выпускников (всех участников образовательного процесса);

- создание новых образовательных трендов, реализующих

- современные подходы и новые педагогические

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

приемы (компетенция + кооперация образования, обучающихся, работодателей);

- трансформация образовательных учреждений - создание институтов опережающего обучения -«Университет 4:0».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При управлении процессом обучения и реализации различных методов и приемов педагогического воздействия кардинально меняется роль преподавателя образовательного учреждения. Наряду с появившимися возможностями реализации образовательного процесса на принципиально новом качественном уровне возникает необходимость освоения новых форм организации процесса обучения (рисунок 5).

Несмотря на сложность трансформации, исторически сложившуюся педагогическую культуру образова-

тельных институтов современные тенденции находят свое отражение в реализации отдельных программ и проектов.

Новые тенденция успешно используется при разработке стратегического видения развития ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»,где необходимость цифровой трансформации ВУЗа является одной из приоритетных задач. Реализация направления «Цифровая трансформация» включает [9]:

1. Университет в условиях перехода России на цифровую экономику выступает драйвером цифровой трансформации региона. Организовано профессиональное сотрудничество с НИУ «Высшая школа экономики», включающее проведение проектно-аналитических

Рис. 4. Структура управления развитием СПО на федеральном уровне (авторское видение).

Роль преподавателя при организации самостоятельной

работы с использованием

современных информационно-коммуникационных технологий

J

1

Специалист по разработке курсов - дизайнер курса

Консультант по методам обучения - помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале.

Тьютор

- специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям со студентами в ходе изучения материалов курса

Специалист по методам контроля за результатами обучения отвечает за организацию и проведение тестов, зачетов и т.д.

Задачи преподавателя:

1) разработать содержание курса на новой технологической основе;

2) помочь студенту сориентироваться в учебной информации и образовательной траектории;

3) обеспечить активное взаимодействие обучающихся как с преподавателем, так и с другими заинтересованными лицами

Рис. 5. Изменение роли преподавателя в современной образовательной среде (авторское видение).

сессий по разработке цифровых компетенций и новых цифровых сервисов для обучающихся и сотрудников ОГУ

2. Формирование партнерских отношений с Департаментом информационных технологий Правительства Орловской области, в области формирования цифровой культуры. Создание волонтерских бригад «Цифровые волонтеры Вуза», готовые оказывать содействие жителям города по решению проблем использования цифровых технологий в быту.

3. «Цифровизация университета». Создание рабочих групп: «Студенты», «Абитуриенты», «Управление», «Научно-педагогические работники (НПР)», «Регион», реализующих программу цифровизации при осуществлении профессиональной деятельности.

4. Проектная школа создания законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований.

5. Создание многопрофильного многофункционального дизайн-центра «Кадры для цифровой экономики». Реализация основных и дополнительных образовательных программ, которые ориентированы на приобретение обучающимися цифровых компетенций.

С 2021 года в Орловском государственном университете в рамках Программы Министерства науки и высшего образования РФ «Приоритет 2030» реализуется Стратегический Проект «Приокская долина - территория развития цифровых технологий» (рисунок 6).

Реализация стратегического проекта «Приокская долина - территория развития цифровых технологий» предопределила значимость изменения организации образовательного процесса и активного внедрения ис-

пользования информационно-коммуникационного обучающего взаимодействия и дистанционных образовательных технологий.

Инновационный подход к организации образовательной деятельности студентов предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды вуза.

На данном этапе становления новых форм взаимодействия при подготовке специалистов неотъемлемым элементом становится система взаимодействия различных структур реализации образовательного процесса, формирующая инфраструктуру образовательной организации.

При этом, приоритетной стратегией в области организации образовательной деятельности становятся ориентиры развития промышленных технологий и инноваций.

Таким образом, один из современных трендов развития профессионального образования «формирование новых компетенций и цифровой культуры выпускников (всех участников образовательного процесса) успешно реализуется в образовательном учреждении.

Становление новых форм профессиональных отношений и изменение условий профессионального взаимодействия обусловило необходимость создания современной обучающей среды образовательных учреждений, основной задачей которой становится возможность максимального приближения участников образовательного процесса к условиям осуществления профессиональной деятельности и погружения их в профессиональную среду.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

«Стратегический проект «Приокская долина - территория развития цифровых технологий»

Цель программы «Приоритет-2030» - к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов -

центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Цель программы «Стратегического проекта «Приокская долина - территория развития цифровых технологий»

достижение регионального и отраслевого лидерства в области цифровых компетенций и технологий.

Задачи для ВУЗа: ► повышение научно-технологического потенциала российских университетов для создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов; ► расширение межинституционального сетевого взаимодействия; ► интеграция университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики; ► развитие международного сотрудничества

Задачи проекта: - создание на базе Инжинирингового центра (ИЦ ТЦС) площадки цифровой трансформации промышленности; - переход к интеллектуальным устройствам и промышленному интернету вещей, цифровым двойникам; - реализация операций с большими данными; - использование искусственного интеллекта и машинного обучения; - активизация применения облачных технологий и сервисов

Рис. 6. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет. имени И.С. Тургенева»Стратегический проект «Приокская долина - территория развития цифровых технологий».

Использование современных форм педагогического воздействия и применение инновационных технологий значительно расширило возможности образовательных учреждений при подготовке специалистов среднего звена.

Введенная система новых Федеральных государственных образовательных стандартов изменила подходы к реализации компетентностной модели выпускника, уточнив, что модернизированные образовательные стандарты, от предыдущих отличаются ориентацией на компетенции, включающие «способность применять знания и умения в определенной области» и компетентностный подход заключающийся в «умении работать с информацией и готовность к реальным жизненным ситуациям».

Активное развитие форм и методов профессионального взаимодействия требуют постоянной актуализации не только используемых учебных материалов, но и различных программных продуктов, профессиональных симуляторов, полного технического обеспечения при подготовке кадров среднего звена и рабочих специальностей и формирования оптимальной образовательной среды (таблица 1).

Несмотря на положительную тенденцию в изменении качественных показателей, характеризующих уровень формирования образовательной среды на Факультете среднего профессионального образования Политехни-

ческого института имени Н.Н. Поликарпова их значения ниже референсного уровня (рисунок 7).

Реализация «Технологической основы предприятий 4:0» требует формирования профессиональных навыков выпускников различных специальностей и наличия у них профессиональных знаний и умений в области использования интеллектуальных технологий и осуществления профессиональной деятельности в условиях гибкой автоматизации.

Повышение качества образовательной среды на Факультете среднего профессионального образования Политехнического института имени Н.Н. Поликарпова, в сложившейся ситуации видится в возможности использования современных цифровых сервисов и реализации Проекта «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», включенного в стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования, в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1].

Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» определены основные направления формирования единой информационной среды взаимодействия образовательных организаций,

поставщиков и вендоров оборудования и программного обеспечения [4].

Информационная система «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» является решением в направлении модернизации инфраструктуры образовательных учреждений.

Данное решение позволит:

- повысить уровень цифрового развития образовательных организаций и выровнять общий технологический ландшафт;

- оптимизировать и снизить временные затраты на процесс обоснования необходимости и подачи заявок

на получение субсидий на формирование образование среды;

- увеличить конкурентное предложение на рынке оборудования и программного обеспечения;

- упростить процедуру подбора необходимых решений для формирования образовательной инфраструктуры.

Внедрение информационной системы в образовательный процесс позволит:

- добиться полного обновления оборудования и программного обеспечения на балансе образовательных организаций;

Таблица 1.

Показатели формирования образовательной среды на Факультете среднего профессионального образования Политехнического института имени Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Показатели 2018 год 2019 год 2020 год Изменение (+;-)

Кадровый состав

Удельный вес численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения в общей численности работников, % 99,05 98,08 97,96 -1,09

Средний возраст штатных преподавателей и мастеров производственного обучения, лет 47,55 50,72 51,75 +4,2

Удельный вес численности преподавателей и мастеров ПО, прошедших курсы повышения квалификации по использованию информационных и коммуникационных технологий, % 20,01 18,04

Удельный вес численности работников, имеющих сертификат и/или свидетельство эксперта «Ворлдскиллс», % - - 1,89 +1,89

Создание оптимальной инфраструктуры

Доля расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме расходов организации, % 5,32 1,84 6,4 +1,08

Стоимость машин и оборудования, используемых в учебных целях в рамках реализации образовательных программ, в расчете на одного студента, тыс. руб. 15,68 19,90 21,76 +6,08

Общая площадь учебно-лабораторных помещений, в расчете на одного студента, кв.м. 12,04 10,39 10,72 -1,32

Доля числа учебно-производственных мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, % 50,01 65,23 83,33 +33,32

п s 1П 1S РП 7S зо зя 40 Рис. 7. Сравнительная оценка качества образовательной среды на Факультете среднего профессионального образования Политехнического института имени Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

- повысить доступность и качество предоставляемых образовательных услуг;

- сформировать единую информационную среду взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса для организации взаимовыгодного рабочего процесса.

Сетевая интеграция современного выпускника возможна лишь при условии создания эффективной системы взаимодействия представления обучающей информации.

Использование программного обеспечения для организации и проведения различных видов учебной деятельности в рамках реализации Проекта «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» на наш взгляд является начальным этапом формирования новой цифровой системы сетевого взаимодействия и создания образовательных трендов, реализующих современные подходы и новые педагогические приемы (компетенция + кооперация образования, обучающихся, работодателей).

В рамках реализации направления «Цифровая транс-

формация» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» и Стратегического проекта «Приокская долина - территория развития цифровых технологий» одной из задач активизации применения цифровых сервисовстановится задача-изменения формыудаленного взаимодействия посредством использования современных платформ дистанционного обучения.

Это позволит применять возможности цифровиза-ции для организации гибкого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и приблизиться к созданию Университета опережающего обучения - «Университет 4:0» (рисунок 8).

На основании изучения влияния цифровых вызовов современности, изменения технологических укладов и развития общественных отношений можно заключить, что единственной успешной траекторией, открывающей перспективу для образовательных организаций, становится трансформация образовательных трендов и создание Университетов опережающего развития «Университет 4:0».

Направления реализации стратегии

Участники процесса реализации

Результаты реализации стратегической задачи

Реализация направления «Цифровая трансформация»

Сотрудники, преподаватели

Университет - драйвер цифровой трансформации региона

Стратпроект «Приокская долина -территория развития

HH^nnn^TV т^уилппгинп 4--/

Активизации применения облачных технологий и сервисов

Сотрудники

Сотрудники, преподаватели

Создание инжинирингового центра, площадки цифровой тпянсЛопмятши

Взаимодействия с применением современных платформ

Развитие цифровых компетенций у сотрудников, педагогов

«Км

Сотрудники, преподаватели,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Университет 4:0» Профессиональные навыки. Гибкие навыки.

Рис. 8. Стратегические задачи реализации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (авторское видение).

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: http: // publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012

2. «Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года» (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 № 51)). - URL: https: // legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-natsionalnoi-sistemy-kvalifikatsii-rossiiskoi-federatsii-na-period/

3. «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 №ПК-5вн). - URL: https: // legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-sistemy-podgotovki-rabochikh-kadrov-i-formirovanija-prikladnykh/

4. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования». - URL:https: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/

5. Выступление П.Г. Щедровицкого в ВятГУ//Интернет - газета ВятГУ - URL:https: // www.vyatsu.ru/internetgazeta/buduschee-uzhe-nastupilo-petr-schedrovitskiy-o-per.html

6. Глазьев Ю.С. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. - URL: https: // glazev.ru/ articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

7. Греф Г. Пять принципов цифрового образования - 14.01.2021г. - URL: https: // ria.ru/20210114/obrazovanie-1593065352.html

8. Конанчук, Д., Волков, А. Эпоха «Гринфилда» в образовании: исследование SEDeC; Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC). - URL: https: // scienceforum.ru/2018/article/2018000035

9. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». - URL: http: // edu. garant.ru/education/vocational.

10. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб - «Эксмо», 2016 - (Top Business Awards). - URL: http: // ncrao. rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020 «On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030". - URL: http: // publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202007210012

2. «Strategy for the development of the National qualifications system of the Russian Federation for the period up to 2030» (approved by the National Council for Professional Qualifications under the President of the Russian Federation (Protocol of 12.03.2021 51)). - URL: https: // legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-natsionalnoi-sistemy-kvalifikatsii-rossiiskoi-federatsii-na-period/

3. «Strategy for the development of the system of training workers and the formation of applied qualifications in the Russian Federation for the period up to 2020» (approved by the Board of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, protocol of 18.06.2013 PC-5vn). - URL: https: // legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-sistemy-podgotovki-rabochikh-kadrov-i-formirovanija-prikladnykh/.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3759-r dated December 21, 2021 On Approval of the Strategic Direction in the Field of digital transformation of science and higher education - URL: https: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/

5. Speech by P.G. Shchedrovitsky at Vyatka State University//VyatSU online newspaper: - URL:https: // www.vyatsu.ru/internetgazeta/ buduschee-uzhe-nastupilo-petr-schedrovitskiy-o-per.html

6. Glazyev Y.S. The Great Digital Revolution: challenges and prospects for the economy of the XXI century. - URL: https: // glazev. ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

7. GrefG. Five principles of digital education - 14.01.2021 - URL: https: // ria.ru/20210114/obrazovanie-1593065352.html

8. Konanchuk, D., Volkov, A. The era of «Greenfield» in education: SEDeC research; Center for Educational Developments of the Moscow School of Management SKOLKOVO (SEDeC). - URL: https: // scienceforum.ru/2018/article/2018000035

9. The official website of the Oryol State University named after I.S. Turgenev. - URL: http: // edu.garant.ru/education/vocational.

10. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution / K. Schwab - «Eksmo», 2016 - (Top Business Awards). - URL: http: // ncrao.rsvpu. ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.