Научная статья на тему 'Новые приоритеты во внешней политике Мьянмы'

Новые приоритеты во внешней политике Мьянмы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3842
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / МНЬЯНМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

Dr. Aida Simoniya examines new priorities of Myanmar's foreign policy since Myanmar has faced mounting diplomatic pressure from the international community after the renewed detention of Aung San Suu Kyi in May 2003. The author assessed how the regime has been able to take advantage of the economic, security and geostrategic interests of both China and India in the country to achieve developmental and security goals. As USA and other western countries have sought to place Myanmar under the scrutiny of the UN Security Council on the grounds that its domestic circumstances have regional security implications, the paper highlights how its relations with Beijing and Moscow have assumed ever greater significance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые приоритеты во внешней политике Мьянмы»

Симония А.А.

ИВ РАН

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

МЬЯНМЫ

В 2006 г. внешнеполитическая активность военного руководства Мьянмы по-прежнему была направлена в сторону КНР и Индии. В то же время, чтобы максимально сохранить независимость своей внешней политики, Мьянма стремится также расширять экономическое и военно-техническое сотрудничество с РФ. Заручившись политической и экономической поддержкой этих трех держав, она рассчитывает обеспечить свою национальную безопасность и ослабить влияние политического давления и экономических санкций со стороны США, ЕС и Японии.

Положение Мьянмы осложнилось и внутри АСЕАН после инцидента, произошедшего 30 мая 2003 г. в деревне Депайин (в 20 км от Мандалая), когда было совершено вооруженное нападение на автоколонну генерального секретаря оппозиционной Национальной лиги за демократию (НЛД), лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, во время ее агитационной поездки по стране и последующих событий, закончившихся арестом лидера оппозиции и ее соратников1. Арест бывшего премьер-министра Кхин Ньюна и людей из его команды, занимавших высокие дипломатические должности, также способствовали ухудшению отношений Мьянмы с Западом и странами АСЕАН. Дело в том, что многолетний глава Службы военной разведки, возглавлявший в свое время личную охрану бывшего лидера страны генерала Не Вина, и которого в те годы в западной прессе называли не иначе, как «зловещая фигура», вызывающая ужас у населения, в последние годы позиционировался на Западе, как умеренный политик, сторонник диалога с оппозицией, открытый для общения с иностранцами, который якобы предпринимал огромные усилия для того, чтобы приобрести друзей и умиротворить врагов2. По мнению некоторых западных экспертов, с уходом Кхин Ньюна и его команды ушла не только идея решения национальных проблем, но и закончились

попытки установить рациональные отношения с другими региональными и международными лидерами.

В результате ухудшения ситуации на мировой арене Мьянма была вынуждена отказаться от почетной обязанности председательствовать в АСЕАН в 2005-2006 г. Мьянма приняла это решение под давлением США и ЕС, которые являются партнерами по диалогу с АСЕАН, а также под давлением и самой Ассоциации. Лидеры Сингапура, Малайзии, Филиппин убеждали Мьянму уступить председательское место следующим по алфавиту Филиппинам. За месяц до проведения 38-й сессии глав МИД стран АСЕАН, состоявшейся в конце июля

2005 г., страны Ассоциации выступили с совместным заявлением, в котором призвали военное правительство Мьянмы освободить из заключения лидера оппозиции, предупредив, что в противном случае Мьянма не сможет занять председательское кресло в АСЕАН . Отказ Мьянмы от председательства, объявленный на этой сессии, был воспринят с большим облегчением руководством АСЕАН, и Мьянме дали понять, что она сможет занять это кресло, когда руководство Мьянмы будет к этому готово. Но Мьянма уже заявила, что не намерена использовать свое право на председательство и в 2007-2008 г.

Усилия властей Мьянмы с конца 2005 г. и в течение всего

2006 г. были направлены на перемещение в новую столицу Нейпьидо, что в переводе с бирманского языка означает столица, и ее обустройство4. Решение построить новую столицу на новом месте в глубине страны, как это делали бирманские короли в прошлом, в определенной мере символизирует обращение руководства Мьянмы к своим традиционным корням, стремление к национальной идентификации. Бирманская доколониальная история знала много столиц (нейпьидо), начиная от Баган-нейпьидо и кончая Мандалай-нейпьидо, а Рангун (Янгон), ставший столицей независимой Бирмы в 1948 г., был построен англичанами в 1885 г. как центр колониальной администрации и являлся типичным для Юго-Восточной Азии портом, откуда вывозилась колониальная продукция и через который поступали из метрополии промышленные товары. Мьянма - не первая и не последняя страна, которая переносит свою столицу. Безусловно, Янгон слишком перенаселен и плотно застроен. Но

в данном случае перенос столицы вызвал много слухов и предположений, потому что это произошло в Мьянме - «оплоте тирании в Азии» по классификации администрации США. Никто точно не знает, почему Председатель Государственного совета мира и развития (ГСМР) старший генерал Тан Шве принял такое решение. Наиболее популярно предположение, что это стремление обезопасить режим от внешней и внутренней угрозы. От внешней агрессии, предположительно со стороны США, защищает географическое положение в глубине страны среди гор и непроходимых джунглей, а также специально построенная оборонительная система. Что касается угрозы массовых беспорядков в случае народных выступлений, как это было в Рангуне в 1988 г., то, по мнению корреспондента индийского журнала «Himal South Asian magazine» Сиддхарта Варадарад-жана, которому удалось побывать в Нейпьидо до официальной презентации новой столицы, состоявшейся 27 марта 2007 г., -«Нейпьидо - это гарантия сохранения режима, шедевр градостроительства, спланированный специально для предотвращения любой «цветной революции» не с помощью танков или водометов, а при помощи геометрии и картографии». В городе нет так называемого центра или центральной площади, где могли бы собраться даже несколько тысяч человек, чтобы произвести хотя бы визуальное впечатление массовых выступлений, не говоря уже о политическом. Город крупномасштабно спланирован на территории около 7 тыс. кв. км и разделен на зоны: военную, которая, фактически, представляет собой крепость, с министерством обороны; правительственную, где министерства находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, а также зону проживания госслужащих в многоквартирных домах, зону отелей и зону размещения дипкорпуса и вилл генералитета. Разумеется, в новой столице есть аэропорт и проложены современные восьмиполосные автодороги. В 2006 г. все руководство страной и ее внутренняя и внешняя политика определялись уже в Нейпьидо.

В течение 2006 г. страны АСЕАН предпринимали новые попытки повлиять на внутреннюю ситуацию в Мьянме. Власти Мьянмы несколько раз переносили визит С. Хамида - министра иностранных дел Малайзии, которая еще председательствовала

в АСЕАН, под предлогом переезда в новую столицу, хотя истинной причиной отказа было, по-видимому, его намерение встретиться с лидером оппозиции Аун Сан Су Чжи. По инициативе АСЕАН 1 марта 2006 г. Нейпьидо посетил президент Индонезии С.Б. Юдойоно с целью обсудить с председателем ГСМР старшим генералом Тан Шве происходящие в Мьянме политические процессы и призвать военное руководство к диалогу с демократической оппозицией. Несмотря на то, что индонезийского президента считают жестким критиком режима Мьянмы, именно он, по мнению экспертов, является наиболее подходящей кандидатурой на роль «политического диспетчера». Хотя С.Б. Юдойоно не настаивал на встрече с Аун Сан Су Чжи, его приветственная речь была весьма критичной: он предлагал Мьянме перенять опыт Индонезии, которой удалось вступить на путь демократии, а также принять идеи регионального руководства и сотрудничать с АСЕАН и международным сообществом. По итогам визита президент Индонезии отметил, что старший генерал Тан Шве пообещал, что военное руководство будет придерживаться «дорожной карты движения к демократии»5, хотя в нее и могут быть внесены изменения6.

В конце мая 2006 г. власти Мьянмы продлили на год срок содержания под домашним арестом лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи. Через год, за день до окончания срока заточения (27 мая 2007 г.), военные власти вновь объявили о продлении срока еще на год . В августе 2006 г. Нейпьидо посетила делегация Таиланда во главе с бывшим тогда премьер-министром Такси-ном Чинаватом. Визит состоялся буквально через неделю после ежегодного форума глав МИД АСЕАН в Малайзии, на котором Мьянма подверглась резкой критике, и прозвучало требование продемонстрировать «ощутимый прогресс» по проведению демократических реформ и срочно освободить политических заключенных. Комментируя переговоры в Нейпьидо, министр иностранных дел Таиланда рассеял надежды на освобождение Аун Сан Су Чжи. В ответ на заявление таиландской стороны, что они хотят видеть «конкретный прогресс» в вопросе национального примирения и для этого необходимо как можно скорее освободить Аун Сан Су Чжи и других политических заключенных, что будет весьма полезно для улучшения имиджа

Мьянмы в глазах мирового сообщества, старший генерал Тан Шве ответил, лишь, что Мьянма примет это во внимание. Через неделю с четырехдневным визитом Нейпьидо посетил Альберто Ромуло - министр иностранных дел Филиппин, страны, которая по алфавиту заняла председательское кресло АСЕАН вместо Мьянмы. Министр отметил, что Филиппины всегда поддерживали мьянманскую «дорожную карту к демократии» и предложил помощь в демократических преобразованиях. На встрече с Аун Сан Су Чжи министр не настаивал9.

В своих внешнеполитических отношениях с Мьянмой большинство стран АСЕАН оказались перед дилеммой: с одной стороны, они подчеркивают, что их позиция в отношении Мьянмы не является главным мерилом в отношениях с Западом, но, с другой, эти страны все больше ощущают на себе давление со стороны Запада как раз из-за ситуации с Мьянмой. Отказ государственного секретаря США Кондолизы Райс принять участие в конференции глав МИД АСЕАН в 2005 г. был воспринят в этих странах как проявление недовольства США бездействием АСЕАН в «бирманском вопросе». Неудивительно, что правительства стран АСЕАН задаются вопросом, почему они должны оказывать всяческую дипломатическую поддержку Мьянме, которая, по их мнению, своей внутренней политикой наносит урон репутации всей Ассоциации. Внезапное и неожиданное перемещение административной столицы в Нейпьидо представляется руководству АСЕАН демонстрацией недостаточного доверия к другим членам АСЕАН. Лидеры АСЕАН понимают, что с тех пор, как после 2003 г. камнем преткновения в отношениях с Мьянмой стал вопрос о лидере оппозиции, они не могут оказать почти никакого влияния на эту страну. В свою очередь военное руководство Мьянмы понимает, что оно уже не может рассчитывать на поддержку АСЕАН, как это было в 1990-х годах. Безоговорочно поддерживают Мьянму только новые члены АСЕАН - Вьетнам, Лаос и Камбоджа.

В 2006 г. Мьянма четко дала понять, что не потерпит публичного давления со стороны АСЕАН. Примечательно, что в первой встрече министров обороны стран АСЕАН, состоявшейся в мае 2006 г., Мьянма была единственной страной, кото-

рая не приняла в ней участия. Таким образом, возрастание давления Ассоциации на Мьянму, привело к сокращению роли АСЕАН во внешней политике Нейпьидо. Все больший упор во внешней политике Мьянмы теперь делается на развитие двусторонних отношений с некоторыми соседними странами, а также с Россией.

Несмотря на то, что администрация Буша в мировой политике больше озабочена проблемами, связанными с Ираном, Ираком и Северной Кореей, в последнее время американские политики высокого уровня все чаще касаются и вопроса демократии в Мьянме, и этот вопрос становится одним из главных в диалогах с региональными политиками и главными партнерами Мьянмы. В июне 2005 г. Вашингтон впервые попытался поставить вопрос о Мьянме на повестку дня Совета Безопасности ООН (СБ ООН), но потерпел неудачу, так как эту инициативу не поддержали Китай и Россия. На последующих встречах глав МИД АСЕАН и на Асеановском региональном форуме (АРФ) заместитель госсекретаря США Р. Зеллик сравнил Мьянму с «раковой опухолью, которая может распространиться в регио-не»10. В ноябре 2005 г. К. Райс критиковала азиатские страны за отсутствие твердости в их позиции по отношению к Мьянме, а президент Дж. Буш обсуждал положение в Мьянме с лидерами Японии, России и Китая во время саммита лидеров АТЭС. Большой резонанс вызвал «Доклад Гавела-Туту», который был опубликован 20 сентября 2005 г., под названием «Угроза миру. Призыв к действию СБ ООН в отношении Бирмы». Этот 70страничный доклад, подготовленный под руководством сочувствующих Аун Сан Су Чжи правозащитников - бывшего президента Чехии Вацлава Гавела и лауреата Нобелевской премии мира (1987) южноафриканского архиепископа Десмонда Туту. Несмотря на то, что доклад изобилует многими неточностями, отмеченными специалистами по Мьянме, включая симпатизирующих оппозиции, он стал первым звеном в цепи акций сторонников рассмотрения вопроса о Мьянме на заседании СБ ООН11.

ТЛ __ О _ _ О

В определенной мере поворотным пунктом во внешней политике Мьянмы стал брифинг СБ ООН 16 декабря 2005 г., на котором впервые после окончания холодной войны ситуация в

Мьянме стала предметом широкого обсуждения с подачи спецпосланника Генерального секретаря ООН Ибрагима Гамбари. Этот брифинг состоялся после многомесячного лоббирования «бирманского вопроса» администрацией Дж. Буша, в связи с «ухудшением ситуации в Бирме». Согласно заявлениям представителей администрации США, действия режима Мьянмы делают ее не только «форпостом тирании», но также представляют угрозу международной безопасности. По словам постоянного представителя США в ООН, «действия военной хунты приводят к этническим чисткам, потокам беженцев из страны, международной наркоторговле, торговле людьми и неспособностью справляться с распространением таких заболеваниий, как СПИД и птичий грипп», «военная хунта бросает в тюрьмы

политических диссидентов, нарушает права человека, провоци-

12

рует продовольстенный кризис» . Ибрагим Гамбари заявил на этом брифинге, что военные в Мьянме несут ответственность за разрушение 240 деревень, переселив крестьян в джунгли, где нет адекватной пищи, медицины и условий для обучения детей. Заместитель Генерального секретаря ООН также считает, что перемещение руководства страны в новую столицу приведет к тому, что власти страны будут еще более оторваны от реалий

13

жизни в Мьянме . За три дня до брифинга на 11-ом саммите АСЕАН, состоявшемся в Куала-Лумпуре 12 декабря 2005 г., хозяева саммита премьер-министр А. Бадави и министр иностранных дел С. Хамид публично критиковали Мьянму в довольно резкой форме, советуя ей при осуществлении «дорожной карты» опираться на опыт стран АСЕАН14.

Как уже отмечалось выше, подключение СБ ООН к «бирманскому вопросу» в декабре 2005 г. открыло новую страницу во внешней политике Мьянмы. В течение последующих трех месяцев предпринимались энергичные дипломатические шаги с целью заручиться поддержкой Пекина, Нью-Дели и Москвы. Возобновление дипломатических попыток западных стран изолировать режим и требование демократических реформ, видимо, подтолкнули Мьянму укреплять отношения с этими тремя державами.

15 сентября 2006 г. СБ ООН принял решение включить вопрос о Мьянме в повестку дня. В ноябре 2005 г. постоянный

представитель США в ООН Джон Болтон заявил, что будет требовать вынесения резолюции СБ ООН по Мьянме, чтобы заставить военное руководство страны изменить свою политику, угрожающую миру. Решение о резолюции было принято после поездки в Мьянму Ибрагима Г амбари, которому удалось встретиться с Аун Сан Су Чжи. В беседе с заместителем генерального секретаря ООН лидер оппозиции поддержала более активное участие ООН в делах Мьянмы, так как это может принести позитивные результаты. Заявление Джона Болтона прозвучало одновременно с известием из Мьянмы о том, что руководство страны без объяснения причин приказало закрыть все пять пунктов Международного Красного Креста15. Это стало продолжением тенденции сокращения контактов страны с международными и общественными организациями, которые субсидируются западными странами и которых руководство Мьянмы подозревает в скрытой подрывной деятельности. Однако проект резолюции, призывающий власти Мьянмы освободить политических заключенных, провести демократические реформы и прекратить вооруженное подавление этнических меньшинств, предложенный США и поставленный на голосование 12 января 2007 г., не был принят. Девять членов Совета Безопасности поддержали проект резолюции, трое воздержались, а Китай, Россия и ЮАР высказались против. К совместному вето в Совете Безопасности ООН Москва и Пекин прибегли впервые за последние 35 лет16. Россия и Китай считают, что вопрос о нарушении прав человека не входит в компетенцию Совета безопасности ООН до тех пор, пока ситуация не угрожает другим странам. Представители обеих стран заявили, что дела в «Мьянме не представляют угрозу мировой безопасности». Постоянный представитель Китая в ООН заявил также, что мьянманский вопрос представляет собой, в основном, внутреннее дело суверенной страны, поэтому Совету Безопасности нет необходимости вмешиваться. Руководство Мьянмы выразило благодарность Китаю и России за то, что они применили вето, в результате чего США потерпели неудачу в своей непродуманной попытке вмешаться во внутренние дела страны. Как отмечает корреспондент журнала «Oil & Gas Journal» Эрик Уоткинс, примечательно, что уже через несколько дней после голосова-

ния, в середине января 2007 г., Китай получил весьма ощутимую благодарность. Мьянма подписала контракт о разделе продукции с Китайской национальной нефтяной корпорацией на разработку трех блоков на шельфе у побережья Ракхайн в Бенгальском заливе17.

Необходимо напомнить, что еще Государственный совет по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП) Мьянмы уже в 1988 г., сразу же после прихода к власти, получил политическую поддержку со стороны Китая, с которым затем стали развиваться военно-техническое сотрудничество и торговые отношения. В последующие годы двусторонние связи активизировались как в сфере международной дипломатии, так и в плане содействия развитию промышленности и инфраструктуры. Причем Мьянме удалось избежать формы отношений «патрон-клиент». Не желая попасть в военную, политическую или экономическую зависимость от Китая, Мьянма стремилась диверсифицировать источники военных поставок. Еще в 1995 г. Мьянма закупила партию боевых вертолетов, а затем в 2001 г. эскадрилью истребителей МиГ-29 у России. Мьянма также развивала военно-техническое сотрудничество с Израилем, Пакистаном и Сингапуром, периодически закупала вооружения в Индии, Северной Корее, Сербии, Польше и Украине. На политическом уровне лидеры Мьянмы признают за Китаем роль «старшего брата», но при этом никогда не нарушаются пять принципов мирного сосуществования, особенное внимание уделяется равноправию и принципу невмешательства во внутренние дела. Мьянма стремится также расширять число стран, оказывающих ей дипломатическую поддержку, и в последние годы развивала двусторонние отношения с Индией, Таиландом, другими странами АСЕАН и с Россией. Однако после инцидента в Депайин в мае 2003 г. Мьянме пришлось вновь воспользоваться политической и дипломатической поддержкой Китая против волны международного осуждения. Китай, безусловно, заинтересован в скорейшем разрешении вопроса о внутреннем национальном примирении в Мьянме. Это помогло бы покончить с международной преступностью вдоль китайско-мьянманской границы, что, в свою очередь, облегчило бы экономическое сотрудничество. Китай также, видимо, хотел бы,

чтобы снизился политический интерес Запада к Мьянме. Пекин очень одобрительно относился к председательству Мьянмы в АСЕАН в 2005-2006 г., и даже способствовал подготовке инфраструктуры в стране для проведения саммита, участвуя в расширении международного аэропорта и строительства центра для заседаний. Китай считал, что статус председателя АСЕАН был чрезвычайно важен для Мьянмы, чтобы продемонстрировать свою независимость и возможность противостоять давлению, а организация и проведение саммита могла бы поднять ее международный имидж. Такая позиция Пекина объясняется, видимо, его собственным опытом по улучшению своей репутации в глазах мирового сообщества после событий на площади Тяньаньмэнь.

Как уже отмечалось выше, в июне 2005 г. Китай вместе с Россией выступил против попытки США включить вопрос о Мьянме в повестку дня СБ ООН. В качестве «товарищеского жеста» министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин даже пропустил 12-ое заседание Асеановского регионального форума во Вьентьяне, чтобы нанести короткий визит в Янгон, причем это был первый за 13 лет визит делегации, возглавляемый главой китайского МИД. Значительным достижением в дипломатических отношениях двух стран стал визит премьер-министра Мьянмы генерал-лейтенанта Со Вина в Пекин в феврале 2006 г., в результате которого Мьянма заручилась поддержкой Китая в вопросе о резолюции в СБ ООН «по бирманской проблеме».

Сохранению независимой внешней политики Мьянмы во многом способствует также активизация двусторонних отношений с Индией и Россией в области экономического, военнотехнического и политического сотрудничества. Развитие двусторонних отношений с Индией, крупнейшей демократической страной, способствует улучшению международной репутации Мьянмы. Разносторонние связи между двумя странами продолжаются со второй половины 1990-х годов. Если инициатором сближения с Китаем был Кхин Ньюн, то в достижении нынешнего уровня отношений между Мьянмой и Индией ключевую роль сыграл генерал Маун Эй (в настоящее время заместитель председателя ГСМР, второе лицо в государстве). Именно

по его инициативе в разгар международной обструкции Мьянмы, в начале ноября 2003 г. Янгон посетил вице-президент Индии Синг Шекават. (Последний обмен визитами на государственном уровне состоялся в 1980-х годах: в 1984 г. Не Вин посетил Индию, в 1987 г. Раджив Ганди - Бирму). Визит председателя ГСМР старшего генерала Тан Шве в Индию в октябре 2004 г., сразу после удаления в отставку Кхин Ньюна, был назван индийской стороной «историческим», продемонстрировавшим намерения Индии и Мьянмы развивать двустороннеее сотрудничество. Президент Индии Абдул Калам посетил Ней-пьидо в марте 2006 г., эта поездка вообще стала первым визитом главы Индии в Мьянму за всю историю. Помимо обменов

государственными визитами между двумя странами состоялось

18

много встреч министров и военных по конкретным вопросам . Индия продолжает свою прагматичную политику по отношению к Мьянме, наращивая стратегические, дипломатические и экономические связи. Позиция Индии получила разъяснение в заявлении посла Р.К. Батиа: «Я хочу обнадежить моих мьянманских друзей, что хотя Индия и гордится своей демократией, но она не занимается ее экспортом»19, что звучало весьма примечательно на фоне заявлений стран-членов АСЕАН, которые тоже, как и Запад, пытаются учить Мьянму демократии. Правда, во время визита в Мьянму индийского президента А. Калама прозвучало предложение оказать содействие в создании конституционных законов и демократического стиля правления.

Военно-техническое сотрудничество между двумя странами пока незначительно, до недавнего времени осуществлялась лишь подготовка кадров в Военной академии Индии, но постепенно оно набирает обороты и после долгого перерыва начинает возобновляться продажа продукции военного назначения. Индия согласилась поставить Мьянме некоторые виды вооружений, включая бронетехнику (танки Т-55), артиллерийские орудия, радиолокационные станции, штурмовые винтовки, пулеметы малого калибра и боеприпасы.

В августе 2006 г. Мьянме были переданы два бывших в эксплуатации морских патрульных самолета «Диффендер», в мае 2007 г. - еще два. Индийские военные не исключают возможности передать Мьянме и оставшиеся 13 самолетов такого

типа. Против этой продажи уже выступил британский МИД, который заявил, что эта сделка нарушает первоначальный контракт 1976 г., где оговорен запрет на передачу вооружений третьим странам без проведения соответствующих консультаций. Индия же ссылается на то, что передаваемые самолеты не являются боевыми и предназначены только для «гуманитарных миссий».

Обсуждается также вопрос о закупке Мьянмой партии индийских вертолетов ALH (Advanced Light Helicopter). Однако здесь имеется нюанс. Выпускаемые Индией указанные вертолеты были разработаны в сотрудничестве с компанией «Евро-коптер Дойчланд» и оснащаются бельгийскими пусковыми установками ракет, французскими ракетами, пушками и двигателями, итальянскими тормозными системами, британскими топливными баками и редукторами, а также шведской системой самозащиты. В случае реализации такой сделки Бельгия, Великобритания, Германия, Италия и Швеция фактически нарушат режим эмбарго ЕС на поставку вооружений и военной техники в Мьянму, который был введен в 1988 г. Базирующаяся в Лондоне неправительственная организация «Эмнести интер-нэйшнл» призвала все страны-члены ЕС прекратить в будущем промышленную кооперацию с Индией, поскольку это может привести к получению Мьянмой продукции военного назначения, подпадающей под эмбарго ЕС .

Об активизации военных связей свидетельствуют регулярные приходы индийских военных кораблей в Мьянму. Последняя, в свою очередь, принимает участие в регулярно проводимых Индией совместных военных учениях со странами АСЕАН - Сингапуром, Индонезией, Малайзией, Таиландом, Вьетнамом. Офицеры ВМФ Мьянмы неоднократно интересовались индийской морской авиацией и оружием противовоз-

21

душной обороны . Ведутся переговоры об обучении офицеров и матросов Мьянмы в ВМФ Индии. Индийские военные также согласились помогать Мьянме в эксплуатации и техническом обслуживании российских истребителей МиГ-29. В феврале

2007 г. появилось сообщение, что между двумя странами достигнута договоренность о строительстве в Мьянме нового морского порта в г. Ситтуэ на побережье Бенгальского залива. Ин-

дия инвестирует в проект 130 млн. долл., строительство займет от трех до четырех лет. Порт позволит индийским грузовым судам пройти из северо-восточного штата Мизорам по реке Ка-

ладан в Бенгальский залив (порт Ситтуэ), а оттуда - на рынки

22

Юго-Восточной Азии .

Пожалуй, впервые с момента обретения независимости у Мьянмы установились одинаково хорошие отношения и с Китаем, и с Индией. Третьей страной, на которую ориентируется Нейпьидо, по-видимому, становится Россия. Раньше, кроме короткого периода правления У Ну, активные связи между двумя странами не складывались. Несмотря на объявленный курс «Бирманский путь к социализму» отношения были весьма сдержанными и практически не было экономического сотруд-

23

ничества . И только с середины 1990-х годов появилась тенденция к активизации двусторонних отношений и экономических связей. В 2000 г. стороны вплотную подошли к переговорам между военными ведомствами о поставках военной техники и подготовки кадров военной и гражданской направленности, а также к вопросу о сотрудничестве в области ядерных исследований. Во время визита заместителя председателя ГСМР, вице-старшего генерала Маун Эйя в Москву в апреле 2006 г. председатель правительства РФ М. Фрадков заявил, что Россия рассматривает отношения с Мьянмой как «приоритет внешнеэкономической политики в Юго-Восточной Азии». Маун Эй, в свою очередь, сказал, что в настоящее время главной целью сотрудничества двух стран является расширение «дружественных отношений между нашими правительствами, народами, вооруженными силами». Он также отметил, что Мьянма с пониманием относится к позиции России в вопросе о реформировании ООН. «Мы надеемся, что могли бы сотрудничать по реформе ООН с Россией», - отметил Маун Эй. По итогам переговоров был подписан ряд межправительственных соглашений, предусматривающих развитие сотрудничества по отдельным направлениям двусторонних отношений. Как сообщил журналистам российский премьер-министр, стороны договорились осуществлять стратегическое сотрудничество, в частности, в нефтяной сфере. Был подписан меморандум о взаимопонимании между ОАО «Зарубежнефть» и Министерством энергетики Мьянмы.

Маун Эй также призвал российских предпринимателей инвестировать в экономику Мьянмы: «У нас есть каучук, газ, нефть и в вопросах добычи много перспектив для сотрудничества». Первыми из российских компаний, работающих в Мьянме, стали «Зарубежнефть», которая подписала контракт с нефтегазовой компанией Мьянмы на разработку месторождения на шельфе в сентябре 2006 г., и «Калмыкнефтегаз», заключившая контракт о разделе продукции с Мьянмой на разработку нефтеносного участка на суше в начале 2007 г. По словам президента Калмыкии К.Илюмжинова, важным фактором в предоставле-

24

нии участка именно Калмыкии стала общность религии .

15 мая 2007 г. Россия и Мьянма вернулись к вопросу о сотрудничестве в области ядерных исследований. Впервые договоренность между Минатомом РФ и Мьянмой о строительстве центра ядерных исследований была достигнута еще в июле 2001 г. Соглашение было подписано в Москве во время визита министра иностранных дел Мьянмы Вин Аунга. Тогда западные СМИ назвали этот проект «любимым детищем» министра науки и технологий У Таунга. В рамках соглашения 2001 г. предусматривалось сотрудничество сторон в проектировании и сооружении на территории Мьянмы центра ядерных исследований, исследовательского ядерного реактора бассейнового типа мощностью 10 мегаватт, лаборатории активационного анализа, лаборатории по производству медицинских изотопов, установки по ядерному легированию кремния, а также комплекса зданий и сооружений инженерного обеспечения, включая установку по переработке радиоактивных отходов и могильника для них25. Тогда же впервые в Мьянме заговорили о перспективах создания национального министерства атомной энергетики. По сообщению западной прессы, в январе 2002 г. в районе города Магве, в центральной части Мьянмы, в условиях повышенной секретности был заложен фундамент реактора, обору-

26

дование для которого планировалось поставить в 2003 г. . К проекту строительства ядерного центра в Мьянме вернулись через шесть лет, 15 мая 2007 г. было объявлено о намерении Росатома построить в Мьянме центр ядерных исследований и ядерный реактор. За это время в России прошли подготовку более ста специалистов в этой области. Предположения неко-

торых иностранных аналитиков, что Мьянма должна была заплатить российской стороне 150 млн. долларов в 2003 г., но не смогла изыскать средства, а теперь она ими располагает, благодаря доходам от продажи природного газа, представляются упрощенными и недостаточно полными. Скорее всего причин замораживания проекта было несколько:

1. Учитывая обострение внутренней и внешней ситуации, руководству Мьянмы было более важно прежде всего укрепить боевую авиацию. (Поставка российских МиГов, авиационного вооружения и боеприпасов к самолетам, а также подготовка летного и технического состава в 2002-2003 гг.)

2. Со стороны США и ЕС оказывалось сильнейшее давление на Мьянму. После ареста лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи (инцидент в Депайин) в июле 2003 г. США ввели санкции против Мьянмы.

3. Внутри ГСМР возникли разногласия и конфликт, закончившийся осенью 2004 г. изгнанием с поста премьер-министра генерала Кхин Ньюна и ликвидацией его ведомства -службы военной разведки.

4. После ввода американских войск в Ирак и нескольких терактов в Янгоне в руководстве Мьянмы возникли опасения возможной внешней агрессии. В связи с этой озабоченностью оно предприняло перевод столицы в географически менее уязвимый и специально построенный город-крепость Нейпьидо в сентябре 2005 г.

5. Сообщение о проекте сооружения центра ядерных исследований совпало со скандальным сообщением в западной печати о двух пакистанских физиках-ядерщиках, подозреваемых в связях с Аль-Каидой, которые были объявлены в международный розыск, и якобы нашли убежище в Мьянме, собираясь принять участие в строительстве реактора. Разумеется, Мьянма этот факт отрицала.

6. Мьянму начали обвинять в стремлении получить доступ к оружию массового поражения, несмотря на то, что она с 1992 г. является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия и потому имеет право «пользоваться преимуществами мирного использования атомной энергии», а также невзирая на то, что эксперты МАГАТЭ подтвердили неспособ-

ность Мьянмы использовать будущий ядерный объект для производства оружейного плутония. Появились и сообщения о ядерных связях Мьянмы с Северной Кореей. В Конгрессе США обсуждался вопрос о возможности передачи Пхеньяном Янгону ядерных технологий и ракет Scud класса «земля-земля». В октябре 2003 г. этот вопрос обсуждался в Нью-Йорке между помощником госсекретаря США и специально приглашенным министром Мьянмы У Тин Вином. К этой теме вернулись вновь в Сенате США в начале 2004 г., после чего на официальном веб-сайте правительства Мьянмы в феврале 2004 г. было размещено гневное заявление, адресованное сенатору Ричарду Лугару, где говорилось, что «у Мьянмы нет ни намерения, ни желания создавать ядерное или любое другое оружие массового поражения или получать его из других стран», и что Мьянма не нуждается в нем, и в то же время имеет право пользоваться атомом в мирных целях27.

Переговоры между Мьянмой и Росатомом возобновились в октябре 2005 г., сразу же после перевода столицы в Нейпьи-до. Предварительная договоренность была достигнута уже в апреле 2006 г. во время визита в Москву заместителя председателя ГСМР вице-старшего генерала Маун Эйя. Двустороннее соглашение было подписано 15 мая 2007 г. в Москве главой Росатома С. Кириенко и министром науки и технологий Мьянмы У Таунгом. Новое соглашение фактически повторяет старое

28

2001 г. Оценочная стоимость проекта 50-70 млн. долларов . Уровень обогащения урана составит менее 20%, что по норме МАГАТЭ означает, что такой реактор может использоваться только в мирных целях. Многие азиатские страны уже имеют исследовательские атомные реакторы. Их нет пока лишь в Мьянме, Шри Ланке, Лаосе и Камбодже.

Новые приоритеты во внешней политике Нейпьидо уже принесли свои плоды. Совместное вето России и Китая против проекта резолюции в Совете Безопасности ООН избавило Мьянму от публичного порицания и показало, что у нее есть сильные друзья. Многие наблюдатели считают, что именно дипломатическая и стратегическая поддержка со стороны России и Китая позволили военному режиму Мьянмы противостоять жесткому давлению со стороны Запада.

1 Подробнее см.: А. А. Симония. «Мьянма (Бирма) в тисках политического и экономического кризиса» - «Юго-Восточная Азия в 2002 г. Актуальные проблемы развития.», М. 2003, с.207-209.

2 См. Southeast Asian Affairs 2005. Singapore, c.232-238

3 Время новостей, 27.07.2005; Коммерсантъ, 27.07.2005.

4 См.: А. А. Симония «Перспективы развития военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии». - «ЮгоВосточная Азия в 2005. Актуальные проблемы развития.», М. 2006, с.261.

5 См.: В.Ф. Васильев. «Дорожная карта движения к демократии» в Бирме(Мьянме). - «Юго-Восточная Азия в 2003 г. Актуальные проблемы развития.», М., 2004, с.106.

6 Коммерсантъ, 2,3.03.2006.

7 Коммерсантъ, 29.05.2006; Радио «Свобода», 25.05.2007.

8 The Straits Times, 04.08.2006.

9 The Straits Times, 10.08.2006.

10 The Irrawaddy, August 2005, c.17

11 См.: Southeast Asian Affairs 2006. Singapore, c.196.

12 John R. Bolton, Remarks to the Press on the Situation in Burma,New York, 16 December 2005.

13 The Sunday Times. 18.12. 2005.

14 ASEAN, Chairman's Statement of the 11-th ASEAN Summit, «One Vision, One Identity, One Community», Kuala Lumpur, 12 December 2005.

15 The Straits Times, 29.11.2006; The Financial Times, 29.11.2006.

16 Предыдущий случай совместного вето произошел в 1972 г., когда они выступили против резолюции по Ближнему Востоку. Время новостей, 15.01.2007.

17 Время новостей, 15.01.2007; Oil & Gas Journal, January 22, 2007,

c.28.

18

См. также: А.А. Симония. Мьянма(Бирма) в условиях экономических санкций. - «Юго-Восточная Азия в 2004 г. Актуальные проблемы развития.», М.,2005, с.220-223

19 Southeast Asian Affairs 2006. Singapore, c.217

20 АРМС-ТАСС, 20.07.2007

21

Рахул Беди, Военное планирование и развитие вооруженных сил Индии, «Экспорт вооружении», АСТ, 2006, №59, с.36; АРМС-ТАСС, 16.05.2007

22 The Straits Times, 3.02. 2007.

23

См.: А. А. Симония «Внешнеэкономические связи Бирмы (19621976)», М.,1979.

24 Коммерсантъ, 20.03.2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

Мировая энергетическая политика, №4, июнь 2002, с.8.

26 The Japan Times, Tokyo, 08.01.2002.

27 Far Eastern Economic Review, 16.10.2003, c.14; 11.03.2004, c.8-9.

28 Время новостей, 18.05.2007; Коммерсантъ, 16.05.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.