© Симония А.А.
ИВ РАН
МЬЯНМА: ВОСЕМНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ПРЕЗИДЕНТСТВА
30 марта 2011 г. старший генерал Тан Шве объявил о роспуске Государственного совета мира и развития, находившегося у власти с 1988 г., и о своем уходе в отставку со всех государственных и армейских постов, тогда же состоялась передача власти новому гражданскому правительству и инаугурация
В начале 2011 года мало кто верил в реальные изменения в стране; хотя власть номинально стала гражданской, у власти остались прежние люди. Однако уже к концу года появилась надежда, что Мьянма вступила на путь необратимых реформ. Шаги, предпринятые новым правительством, представляются многообещающими для движения в сторону демократии и национального примирения в стране. В целом 2011 и 2012 годы стали самыми яркими и значительными в истории Бирмы/Мьянмы за последние десятилетия. Впервые в действиях руководства страны можно отметить новый подход.
Напомним, что 2 марта 2012 г. исполнилось 50 лет прихода к власти в Бирме военного режима во главе с генералом Не Вином. В результате военного переворота 1962 г. страна пошла иным путем чем ее соседи - Таиланд, Индонезия, Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Филиппины, Малайзия и другие страны, которым в свое время удалось избавиться от диктатуры и перейти на путь демократического развития. Бирма/Мьянма на долгие годы осталась под гнетом военного режима, который в разных формах находился у власти почти 50 лет. Нынешняя годовщина военной диктатуры застала уже другую страну, проснувшуюся от спячки и стремящуюся догнать своих соседей.
За истекшие полтора года в стране произошли радикальные изменения, что способствовало улучшению имиджа страны и ее руководства в мировом сообществе и постепенному избавлению от двадцатилетнего положения международного
«изгоя». Мьянма уверенно продвигается к своей цели - занять равноправное положение среди других стран мира.
Кульминацией можно считать то, что в результате реформ, проведенных гражданской администрацией в первые 12 месяцев, Мьянма превратилась в «друга» Соединенных Штатов, об этом объявил специальный посланник США, назначенный позднее послом в Мьянму, Дерек Митчелл 13 марта 2012 г. во время встречи в Нейпьидо со спикером нижней палаты парламента Тура Шве Маном1.
Поворот к реформам
Новое руководство Республики Союз Мьянма практически выполнило все требования стран Запада, необходимые для снятия или смягчения санкций, под бременем которых страна находилась на протяжении всего периода правления военной хунты. Прежде всего президент установил личный контакт с оппозицией, пригласив Аун Сан Су Чжи в Нейпьидо в качестве почетного гостя на семинар по экономическому развитию Мьянмы. Во время беседы ему удалось убедить лидера оппозиции в искренности своих намерений относительно демократизации страны. Как подчеркнула на следующий день правительственная газета «New Light of Myanmar», «беседа проходила на фоне большого портрета отца Су Чжи генерала Аун Сана, что символизировало общую основу для сотрудничества в интересах страны и народа»2.
Вскоре была ослаблена цензура СМИ, журналисты получили неслыханную ранее свободу излагать свои мысли и объективно освещать события. В прессе стали публиковаться такие материалы, за которые еще недавно журналисты могли получить десятки лет тюремного заключения. Прекратились и нападки на «вражеские голоса» - ВВС, The Voice of America, Radio Free Asia.
В марте 2012 г. в Янгоне при поддержке ЮНЕСКО состоялась конференция, посвященная свободе слова. Сенсацией стало присутствие на этом мероприятии бирманских журналистов в изгнании, возглавлявших черный список «врагов режима», им выдали въездную визу на 6 дней для участия в этом
мероприятии. Страну впервые за последние 24 года посетили руководители эмигрантских агентств новостей - Irrawaddy (Таиланд), Mizzima News (Индия), Democratic Voice of Burma DVB (Норвегия). Материалы этих агентств были незаменимым источником новостей о положении в стране при военном режиме. Корреспонденты добывали сведения с риском для жизни и свободы, многие были арестованы. Документальный фильм, снятый корреспондентами DVB о событиях в стране в сентябре
2007 г. - так называемой «шафрановой революции», был номинирован в 2010 г. на премию Оскар.
С поддержкой свободы СМИ перед участниками конференции выступил министр информации Чжо Схан, преданно служивший 6 лет в этой же должности и при военном режиме. На конференции было объявлено о подготовке нового закона о свободе СМИ и достигнуто предварительное согласие на открытие в Мьянме корпунктов некоторых эмигрантских информационных агентств. В совместном заявлении представителей этих агентств по итогам конференции говорилось, что ожидаемый Закон о СМИ должен быть направлен не только на защиту свободы слова, но и гарантировать безопасность и права членам журналистского сообщества3.
Согласно данным международной организации «Репортеры без границ», Мьянма занимает 169 место среди 179 в рейтинге уровня свободы слова в странах мира4. Строгая цензура на все виды публикаций - от газет до лирических песен и даже детских сказок - была введена Революционным советом еще
Закон о свободе СМИ был принят 20 августа 2012 г., таким образом спустя 48 лет, средства массовой информации будут освобождены от предварительной цензуры. Функция Департамента контроля и регистрации СМИ (The Press Scrutiny and Registration Department) при министерстве информации теперь сведется к регистрации публикаций для национального архива и выдаче лицензий издателям и типографиям. Как заявил представитель министерства информации, цензура сохранится лишь в производстве кино-продукции, что же касается тележурналистов, то они должны руководствоваться «самоцен-
зурой» при освещении наиболее деликатных новостей5. Вскоре после принятия Закона о свободе СМИ британская радиовещательная корпорация БиБиСи заявила о намерении открыть свой офис в Мьянме, чтобы начать обучение журналистов, работающих в государственных и частных СМИ6.
Следующим знаковым шагом президента Тейн Сейна стала коррекция упоминавшегося выше «Черного списка» (официальное название документа), в который были внесены 6165 человек - дипломаты, борцы за права человека, журналисты, по мнению военного руководства представлявшие угрозу безопасности Мьянмы. В него входили иностранцы и эмигранты, которым отказывали во въездной визе, а также неблагонадежные бирманцы, которым запрещалось покидать страну. В конце августа было объявлено, что этот список сокращен почти на треть. Среди них бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, бывший президент Филиппин Корасон Акино, сыновья Аун Сан Су Чжи - Александр Айрис, проживающий в США и Ким Айрис, проживающий в Великобритании, последний, правда, уже два раза получал разрешение посетить мать. Из списка «персон нон грата» исключены Присцилла Клапп - поверенная в делах, возглавлявшая дипломатическое представительство США в Мьянме в 1999-2002 гг. и Виктория Боумен - посол Соединенного королевства в Мьянме в 2006-2009 гг. Из «Черного списка» вычеркнуты известные журналисты Бертил Линт-нер - автор нескольких книг и десятков статей о Бирме/Мьянме и шеф бюро Ассошиэйтид Пресс в Бангкоке Дэнис Грей7.
В результате четырех всеобщих амнистий, проведенных в мае и сентябре 2011 г. и в январе и сентябре 2012 г. были выпущены из тюрем и лагерей около тысячи политических заключенных, в том числе монахи, возглавившие антиправительственные манифестации в сентябре 2007 г. и журналисты, освещавшие политические события в Мьянме, а также наиболее известные руководители и активисты оппозиции, отбывавшие огромные, до 65 лет, сроки заключения за инакомыслие и уча-
В январе также были освобождены и 60 бывших военных, арестованных в 2004 г. вместе с бывшим премьер-министром и
начальником военной разведки Кхин Ньюном. Он сам, отбывавший 44-летний срок домашнего ареста по обвинению в коррупции, тоже был освобожден. Эта категория заключенных, конечно, не относится к разряду политических, но за них ходатайствовали их товарищи - депутаты армейской фракции парламента и факт их освобождения также говорит о новом подходе руководства страны. Напомним, что Кхин Ньюн, будучи «человеком номер три» в иерархии власти при военном режиме, был сторонником переговоров с Аун Сан Су Чжи и считался на Западе реформатором. Он был смещен со всех постов и арестован, фактически, за нарушение субординации.
В конце 2011 года был принят закон о труде, впервые после прихода к власти военных в 1962 г. легализующий профсоюзы и позволяющий трудящимся мирно выступать за свои права. Согласно новому закону, вступившему в силу 9 марта 2012 г., рабочие могут создавать профсоюзы в коллективах численностью не менее 30 человек и организовывать забастовки, предварительно объявив о них за 14 дней и оговорив их продолжительность и численность участников. Работодателям, препятствующим созданию профсоюзов и организации забастовок, грозит тюремное заключение до одного года и штраф в размере 100 тыс. джа (125 долл.), рабочим, нарушившим законодательство также грозит тюремное заключение до года и штраф 30 тыс. джа (38 долл.)8.
Сотни рабочих, хотя и не вполне понимают суть нового закона, уже воспользовались своим правом устраивать забастовки с требованием улучшения условий труда и повышения заработной платы. После принятия закона в Янгоне прошли несколько пикетов на разных фабриках. В начале сентября 1000 рабочих текстильной промышленности вышли на улицы Янгона с требованием повысить оплату труда. В частности, одна из работниц фабрики сказала, что она получает всего 90 долл. в месяц, включая и сверхурочную работу. Она рассказала, что их наниматель, узнав о забастовках на других фабриках, уговаривал не устраивать пикетов и обещал позаботиться о них. Но в итоге им выдали по бутылке растительного масла и этим ограничились. Хотя демонстранты не получили официального раз-
решения, полиция не вмешивалась и позволила им беспрепятственно пройти от фабрики к административному зданию в центре бывшей столицы9.
В сентябре 2011 г. было объявлено о замораживании на пять лет резко критикуемого населением Мьянмы и экологами проекта Мьитсоне - строительства дамбы и комплекса гидросооружений на реке Иравади с помощью китайского капитала, стоимостью 3,6 млрд. долл. Этот шаг был встречен с большим энтузиазмом всеми противниками проекта, приветствовал это решение и Запад, особенно США, т.к руководство Мьянмы продемонстрировало, что оно не боится вызвать неудовольствие Пекина - своего главного союзника в предыдущие годы.
Вскоре после того, как НЛД объявило о своей готовности перерегистрироваться и принять участие в предстоящих довыборах, АСЕАН приняла решение предоставить Мьянме право председательствовать в организации в 2014 г.
Дополнительные выборы в парламент
На очередной сессии парламента в августе 2011 г. были приняты поправки к Закону о регистрации политических партий10, позволяющие оппозиционной Национальной лиге за демократию (НЛД) и ее лидеру принять участие в довыборах в парламент на освободившиеся в результате государственных назначений 45 мест, намеченных на 1 апреля 2012 г. В ноябре, после подписания президентом Указа о поправках к Закону о регистрации политических партий, руководство НЛД приняло решение перерегистрировать свою партию и участвовать в довыборах. Аун Сан Су Чжи получила право ездить по стране с предвыборными агитационными выступлениями. Несмотря на полную изоляцию от внешнего мира и стремление властвующей верхушки вычеркнуть ее из памяти населения в течение двух последних десятилетий, народ не забыл своего кумира. Как показывали телевизионные кадры встреч Аун Сан Су Чжи с избирателями, во всех городах ее кортеж встречали огромные массы приветствующих восторженных сторонников. Она по-прежнему популярна, в том числе и среди нового выросшего за это время поколения.
Были отменены запреты на размещение портретов Аун Сан Су Чжи и ее статей в прессе. Штаб-квартира НЛД и дом ее лидера на Университетской авеню, где она провела 15 лет в заточении, стали местом паломничества иностранных туристов, которые хотят просто посмотреть на эти исторические места и приобрести сувениры с символикой оппозиции. Как и другие партии, участвовавшие в выборах, лидер НЛД записала 15минутный ролик, который дважды показали по государственному ТВ, и хотя фрагмент, где она критиковала «притеснявший народ» военный режим был вырезан, Аун Сан Су Чжи впервые получила возможность напрямую по телевидению обратиться к народу11.
Партия Аун Сан Су Чжи боролась за 44 освободившихся места в парламенте, в числе 157 кандидатов от 17 других партий и шести независимых кандидатов. По официальным данным Центральной избирательной комиссии, на довыборах 1 ап-
12
реля НЛД получила 43 места, или 6,4% мест в парламенте . Основной соперник НЛД - правящая партия СПСР - получила всего одно место, победив на участке, где НЛД не выставляла своего кандидата13. Однако несмотря на внушительную победу, оппозиция не сможет влиять на принимаемые законодательным собранием решения. Фракции кадровых военных и правящей СПСР, в которой подавляющее большинство бывших военных, отправленных в отставку перед выборами, принадлежит около 85% мест в обеих палатах. Оппозиционным и национальным партиям в совокупности принадлежит всего 124 места, в том числе - Шанской национальной демократической партии -57, Партии национального развития Ракхайн - 35, Национальной демократической силе и Демократической партии Монского
Значение проведения довыборов в парламент и участия в них Аун Сан Су Чжи заключалось в другом. Они должны были стать серьезной проверкой на возможность проведения в Мьянме честных выборов и уровня популярности возрожденной оппозиционной партии НЛД. Участие НЛД в довыборах 1 апреля 2012 г. - это начало подготовки к следующим парламентским выборам в 2015 г., когда основная борьба может раз-
вернуться между двумя партиями - правящей СПСР и оппозиционной НЛД. Задачей партии Аун Сан Су Чжи на довыборах было вернуться на политическую арену и разбудить политическую активность населения.
Возможно, что правительство было заинтересовано в присутствии Аун Сан Су Чжи в парламенте не меньше, чем ее сторонники, так как она будет служить необходимым для власти символом демократизации. По словам одного из советников президента по политическим вопросам, «руководству страны необходимо наличие оппозиции в парламенте и сильная НЛД для продолжения реформ». Бывший министр иностранных дел Индии и посол в Мьянме Ш. Саран считает, что «Аун Сан Су Чжи - пропуск режима к легитимации в международном сообществе». В то же время сторонники Аун Сан Су Чжи опасаются, что присутствие их лидера в парламенте создаст впечатление, что все проблемы в стране решены, а власть цинично использует ее в своих интересах. Как заявил старейший член руководства НЛД Вин Тин, «мы увидели свет в конце туннеля, но мы все еще находимся в туннеле, и не знаем, выберемся ли мы
14
из тьмы, и если да, то когда» .
США и ЕС, тем не менее, рассматривали честные и свободные довыборы в парламент как решающее условие для начала снятия или ослабления экономических и политических санкций.
Несмотря на большую популярность Аун Сан Су Чжи, предвыборная кампания не проходила гладко. Еще за три недели до выборов члены НЛД жаловались на нарушения условий предвыборной агитации. Иногда от властей поступали запреты на проведение митингов на стадионах, как это было в Моламь-яине, вместо этого предлагался пустырь в 10 км от города, куда наиболее настойчивый электорат прибывал на грузовиках, автобусах и мотоциклах. В списках избирателей часто повторялись одни и те же имена или появлялось большое количество «мертвых душ», о чем Аун Сан Су Чжи упомянула в разговоре с министром иностранных дел Канады15. Соперники из правящей СПСР, по словам спикера НЛД, пользовались нечестными методами - подкупом голосов и обещаниями электорату по-
строить дороги и провести электричество, которого нет почти в 90% деревень Мьянмы. Случались и агрессивные хулиганские выходки - забрасывание камнями агитационного кортежа. После поражения кандидатов от правящей СПСР они, в свою очередь, тоже стали обвинять НЛД в нарушении правил предвыборной кампании - агитации вблизи избирательных участков, вбрасывании фальшивых бюллетеней - и даже намеревались подать жалобу в Избирательную комиссию.
За 10 дней до голосования власти Мьянмы продемонстрировали еще один позитивный сдвиг в направлении открытости и демократии. Впервые в истории проведения избирательной компании на выборы были приглашены иностранные наблюдатели из стран АСЕАН, США и ЕС. Иностранцы не допускались ни на парламентские выборы 1990 и 2010, ни на референдум по конституции в 2008 г., не говоря уже о подобных мероприятиях при Не Вине в 1974 г. На дополнительных выборах 1 апреля 2012 г. присутствовали 159 иностранных наблюдателей из стран Азии и Запада.
Как отмечалось выше, НЛД получила 43 места, или 6,4% в законодательном собрании, в том числе, 37 мест в нижней палате, четыре места в верхней и два места в национальных и региональных собраниях. Но фактически НЛД будет принадлежать 44 места, т.к. к ней присоединился депутат от отколовшейся перед выборами 2010 г. оппозиционной Национальной демократической силы16. Из 43 депутатов, прошедших в парламент от НЛД, 30 - бывшие политзаключенные.
Согласно Конституции, в нижней палате (Пьиду хлюдо) должно быть 440 парламентариев и в верхней (Эмьёта хлюдо) -224, однако после довыборов в нижней палате насчитывается всего 432 депутата17. Всего в Законодательном органе Республики Союз Мьянма - двухпалатном парламенте и 14 национальных и региональных собраниях - должно быть 1160 депутатов.
После довыборов 1 апреля, остаются вакантными еще 17 мест для избирательных округов, где не проводилось голосование в ноябре 2010 г. из соображений безопасности. Так что не
исключено, что в недалеком будущем состоятся еще одни дополнительные выборы18.
Законодательный орган в обновленном составе начал работу 23 апреля. В парламенте 343 представителя правящей Союзной партии солидарности и развития (52,3%), 116 представителей вооруженных сил (25%), 42 представителя НЛД (6,4%) и 105 представителей других политических партий и самовыдвиженцев (16,3%)19. В день открытия сессии было объявлено, что в военной фракции двух палат парламента произойдет замена 59 представителей вооруженных сил в ранге майоров на более старших по званию - полковников и бригадных генералов20. После выборов ноября 2010 г. места в законодательных органах власти заняли офицеры относительно невысоких званий. Среди 388 военных был один бригадный генерал, 19 полковников, остальные 368 - майоры и капитаны.
Начало работы в парламенте избранных депутатов от НЛД осложнилось их отказом давать присягу, так как в тексте есть слова «защищать конституцию». Принципиальная оппозиция настаивала на замене слова «защищать» на слово «уважать». НЛД выступает за внесение поправок в конституцию, считая ее недемократичной. Поскольку изменение текста присяги потребовало бы много времени, был достигнут компромисс, и депутаты от НЛД, в том числе и Аун Сан Су Чжи, согласились с текстом присяги.
Вопрос о том, какую роль отведут власти Аун Сан Су Чжи после избрания ее в парламент и каково будет ее решение, стал интригующим еще до выборов. Предполагалось, что ей могут предложить пост в кабинете министров, строго ограниченный соответствующими полномочиями. Однако по конституции
2008 г., парламентарий, назначенный на государственную должность, обязан освободить место, на что Аун Сан Су Чжи вряд ли согласится. Даже участие НЛД в довыборах беспокоило многих рядовых ее членов, они опасались, что присутствие лидера партии в кабинете министров может еще больше отдалить их от руководства. Превращение НЛД из диссидентской в парламентскую системную оппозицию тоже устраивало не всех членов партии. Хотя другие оппозиционные партии в парла-
менте приветствовали участие НЛД в довыборах, неизвестно, будут ли они ее поддерживать в последующей деятельности.
Национальные аналитики опасались повторения ситуации перед военным переворотом 1962 г., когда одной из причин конца парламентской системы в Бирме стала фракционная борьба и соперничество внутри правящей Союзной партии21. Один из политических советников президента доктор Ней Зин Ла напоминает, что «культура взаимоотношений между политическими партиями в Мьянме традиционно не развита». Он считает, что стабильность в стране зависит от слаженной работы разных партий и взаимного доверия, независимо от личных взглядов их лидеров. Он предостерегает политические партии от предпочтения своих партийных и личных амбиций интересам страны. Старейший журналист и аналитик Маун Вун Тха, выигравший выборы 1990 в качестве кандидата от НЛД, предостерегает победителей от эйфории, вызванной победой на довыборах, с тем «чтобы не вызвать ярость побежденных». Он также призывает новых членов парламента выбирать выражения во время дискуссий о роли вооруженных сил в Законодательном органе. Многие аналитики сходятся во мнении, что НЛД, будучи в меньшинстве, должна достичь взаимопонимания и сотрудничать с про правительственной СПСР и военной фракцией парламента. Все партии должны избегать конфронтации друг с другом для сохранения политической стабильно-
22
сти и достижения национальных задач и мира в стране .
Несмотря на незначительное число мест, полученных оппозицией, которые не могут повлиять на расстановку сил в парламенте, громкая победа НЛД на прошедших довыборах, стала большим шагом вперед для общества, где на протяжении почти полувека наблюдались либо манипуляции с выборами, либо отмена их результатов. В результате довыборов 1 апреля 2012 г. Аун Сан Су Чжи и НЛД вернулись на политическую арену. Присутствие жесткой, хотя и малочисленной, оппозиции в парламенте Мьянмы (Пьидаунзу хлюдо) представляется
После завершения своего 17-дневного турне по странам Европы 9 июля 2012 г. Аун Сан Су Чжи приступила к работе в парламенте, начав тем самым новую фазу своей почти четверть
вековой борьбы за демократию в Бирме/Мьянме. Через месяц она была назначена председателем новой парламентской Комиссии по правовым нормам и стабильности. В число 15 членов комиссии вошли также еще три члена НЛД и члены парламента - представители партий национальных меньшинств (чинов, качинов, каренов, ракхайн, монов и шанов). Комментируя свое назначение, Аун Сан Су Чжи подчеркнула, что «верховенство закона и юридические нормы существуют не для контроля над обществом, а для его защиты»23.
В сентябре 2012 г. объявило о самороспуске «параллельное правительство в изгнании» - Национальное коалиционное правительство Бирманского Союза. Оно было создано политэмигрантами в США в 1990 г. после непризнания военной хунтой результатов всеобщих парламентских выборов мая 1990 г. Премьер-министром правительства в изгнании стал кузен Аун Сан Су Чжи - доктор Сейн Вин. Как заявил министр иностранных дел и спикер коалиционного правительства, такое решение было принято в связи с избранием в парламент членов партии НЛД, которую они считают своим политическим лидером. Поскольку в парламенте представлены победившие в 1990 г. члены НЛД и члены национальных этнических партий, теперь члены коалиционного правительства в изгнании сосредоточат свои усилия в борьбе за достижение национального примире-
24
ния .
Избрание нового первого вице-президента и перестановки в
правительстве
Через неделю после принятия закона об отмене цензуры в рамках перестановок в кабинете министров был смещен со своего поста министр информации Чжо Схан, считавшийся сторонником «жесткой линии». На его место назначен бывший генерал и бывший министр труда Аун Джи, исполнявший роль «переговорщика» между военной хунтой и Аун Сан Су Чжи в
Первые перестановки в своем правительстве президент Тейн Сейн провел лишь 27 августа_ т.е. через год и пять меся-
цев после избрания его на должность президента, хотя ожидались эти перемещения уже на протяжении нескольких месяцев.
В обновленном кабинете усилены позиции министров, непосредственно вовлеченных в проведение экономических реформ, их заместителями назначены опытные экономисты из академических кругов - ректоры и профессора Университета экономики и Института экономики. Некоторых бывших министров, активно участвовавших в проведении реформ, президент перевел в свою администрацию в качестве «министров без портфелей».
Помимо министра информации из 36 членов кабинета были заменены еще 10 министров, в том числе, министры обороны, финансов, промышленности, национального планирования, экономического развития25.
В обновленный кабинет министров впервые в истории Бирмы/Мьянмы входит женщина доктор Мья Мья Он Кхин, назначенная министром социального развития, ранее она занимала пост заместителя министра здравоохранения. Помимо нее еще четыре женщины назначены на посты заместителей мини-
Среди новых министров только четверо - «чисто» гражданские лица, таким образом, в обновленном кабинете министров теперь около четверти составляют гражданские лица, ос-
Перестановкам в кабинете министров предшествовало назначение нового лица на ключевую должность первого вицепрезидента, который по конституции должен принять на себя обязанности президента в случае его недееспособности. Занимавший этот пост Тиха Тура Тин Аун Мьин У был выдвинут на должность военной фракцией парламента. Считается, что он тоже был сторонником «жесткой линии» в новой гражданской администрации. О его отставке «по состоянию здоровья» было объявлено 1 июля 2012 г., хотя он исчез из поля зрения еще несколько месяцев назад. Согласно конституции новый вицепрезидент должен был быть номинирован до 10 июля. Однако в Мьянме разыгралась очередная интрига. Вначале на эту должность был выдвинут один из ближайших соратников бывшего
председателя Госсовета мира и развития старшего генерала Тан Шве 61-летний генерал-лейтенант в отставке Мьин Све. В знак высокого доверия он был назначен начальником тайной военной полиции после ареста бывшего премьер-министра и шефа военной разведки Кхин Ньюна в 2004 г. Он «прославился» тем, что в 2006 г. развернул кампанию слежки за неблагонадежными гражданами - бизнесменами, госслужащими, местными журналистами и политическими активистами, которые давали интервью о положении в стране представителям международных СМИ и угрожал им за нарушение закона о цензуре тюремным заключением до 9 лет. В 2007 г. он принимал непосредственное участие в подавлении «шафрановой революции» и расправой с ее лидерами - буддистскими монахами. Выдвижение этой кандидатуры на ключевой пост в государстве расценивалось представителями оппозиции как ослабление реформистского крыла в правительстве. Один «ястреб» сменял другого26. Но вскоре он был снят с номинации, когда «выяснилось», что один из его сыновей проживает в Австралии и имеет австралийское гражданство. Как известно, конституция 2008 г. содержит положение, запрещающее лицам, имеющим родственников или супругов с иностранным гражданством избираться на высшие государственные должности. По мнению оппозиции и независимых наблюдателей, этот пункт был специально внесен, чтобы законным путем преградить путь во власть Аун Сан Су Чжи - вдове англичанина и матери двух сыновей, имеющих британское гражданство. Что это? Ирония судьбы или снова «дьявольский замысел» старшего генерала? Как известно, генерал-лейтенант Мьин Све обязан своей успешной военной карьерой лично старшему генералу Тан Шве, он был приближенным к самому старшему генералу и его супруге Чжайн Чжайн. Они не могли не знать, что сын их фаворита стал гражданином Австралии и поэтому генерал-лейтенант Мьин Све непроходная фигура по конституции. Может быть вся эта сложная конструкция была создана для напоминания, что Аун Сан Су Чжи по конституции 2008 г. не может рассчитывать на должность президента в 2015 г.?
В то же время президент Тейн Сейн в своем интервью БиБиСи в сентябре 2012 г. сказал, что он допускает вероятность ее избрания на этот пост. «Станет ли она лидером страны, зависит от воли народа. Если народ примет ее, я тоже приму», -
27
заявил он
С опозданием более чем на месяц, 15 августа, к присяге на должность первого вице-президента был приведен главком военно-морских сил 58-летний адмирал Нян Тун. Поскольку по конституции президент и оба вице-президента должны быть гражданскими лицами, в тот же день перед присягой адмирал подал в отставку. Он учился в престижной Академии вооруженных сил (Defence Service Intelligence - DSA), 16-й выпуск в 1970 г. В 1980-х годах он обучался также в элитном Колледже национальной обороны (National Defence College). О его военной карьере известно не много. В июне 2008 г. он занял должность начальника ВМС, заменив вице-адмирала Со Тейна, который был уволен за то, что не смог «дать отпор» военным кораблям США и Франции, которые пришли для оказания гуманитарной помощи населению, пострадавшему от тропического 28
урагана Наргис . В 2010 г. Нян Тун получил звание вицеадмирала, в 2012 г. - адмирала. Были и другие кандидатуры на пост вице-президента среди военных, в том числе и близких к президенту, но все в той или иной степени были связаны с правящей военной хунтой, т.е. имели «сомнительное» прошлое.
Адмирал Нян Вин командовал ВМС Мьянмы, самым малочисленным сегментом вооруженных сил страны, личный состав ВМС не более 30 тыс. человек. С 1950-х годов ВМС практически не участвовали в операциях против этнических меньшинств и коммунистов, так как все повстанческие армии и отряды были тогда оттеснены с морского побережья и от основных водных артерий. Офицеры ВМС довольно долго находились в стороне от военных действий и не пользовались доверием армейского руководства. Во время массовых выступлений населения против режима Не Вина в 1988 г., многие моряки, служившие в Рангунском округе, приняли участие в демонстрациях. Среди военнослужащих, перешедших на сторону протестующих и после жестокого подавления манифестаций бе-
жавших за границу, большинство были из ВМС. При новом военном режиме ВМС были реструктурированы, в последние годы было увеличено бюджетное ассигнование, позволившее расширять и обновлять флот и вооружение. Но офицеры ВМС по-прежнему в основном, не являются сторонниками «жесткой линии», не участвуют в вооруженных столкновениях с повстанцами. На них нет клейма нарушителей прав человека и
Выбор кандидатуры адмирала Нян Туна на должность первого вице-президента не вызовет негативной реакции со стороны международного сообщества, как в свое время не вызвало назначение на должность президента и «чистого» Тейн Сейна. Помимо репутации человека, не запятнанного коррупцией и нарушением прав человека, в пользу отставного адмирала говорит и его принадлежность к той части вооруженных сил, которая принимала участие в выступлениях за политические изменения и демократию в 1988 г. Поэтому его назначение можно рассматривать как усиление реформистского крыла
Прогресс в отношениях с Западом
В конце 2011 г. произошел решающий сдвиг в отношениях руководства Мьянмы с Западом. Краеугольным камнем новой политики США по отношению в Мьянме стала поддержка Аун Сан Су Чжи, которая олицетворяет борьбу своей страны за политические реформы. Исторической вехой можно считать телефонный разговор президента США Б. Обамы с лидером оппозиции Аун Сан Су Чжи. Он позвонил ей с борта самолета по пути из Австралии на индонезийский о. Бали, для участия в 6-ом Восточноазиатском саммите. В ходе 20-минутной беседы лидер оппозиции подтвердила, что она поддерживает процесс развития отношений между США и Мьянмой. Тогда же Б. Обама принял решение направить туда с визитом госсекретаря США29. Позднее президент Б. Обама также откликнулся на амнистию главных представителей оппозиции. В своем заявлении в связи с освобождением политических заключенных президент США отметил, что если, «находясь в Индонезии, он говорил о проблесках прогресса в Мьянме, то теперь свет стал яр-
че». Б. Обама также подтвердил, что его «администрация предпримет следующие шаги для достижения доверительных отношений между двумя странами и окажет всевозможную поддержку для достижения демократического управления страной
30
и достижения национального согласия» .
В мае впервые после 1990 г. состоялся обмен послами между США и Мьянмой. Послом США в Мьянму был назначен Дерек Митчелл; мьянманская сторона, в свою очередь, объявила о назначении послом Мьянмы в США своего постоянного представителя в ООН Тан Све.
После исторического визита Хилари Клинтон в начале декабря 2011 г. страну посетили главы дипломатических ведомств Объединенного королевства и Франции. Как пишет британская газета The Observer, «еще 18 месяцев назад визиты X. Клинтон и У. Хейга в Бирму невозможно было предста-
31
вить» .
Восьмого марта с однодневным визитом впервые в истории Бирмы/Мьянмы прибыл министр иностранных дел Канады Джона Бэард. Как пишет канадская газета «Toronto Star», канадский министр «припозднился», он приехал лишь через три месяца после X. Клинтон и позднее других высоких гостей. Он передал Аун Сан Су Чжи решение парламента о присвоении ей звания почетного гражданина Канады. До нее этого звания были удостоены лишь четыре человека - Рауль Валленберг, сгинувший в сталинских лагерях, Нельсон Мандела, Далай-Лама и духовный лидер шиитов-исламитов Ага Хан32. Как сообщило канадское ТВ, этот визит демонстрирует возможность бывшей «репрессивной военной хунты нормализовать отношения с де-
33
мократическими странами» . В своем заявлении Дж. Бэард отметил весьма позитивные шаги нынешнего руководства в направлении демократизации и выразил надежду, что прогрессивные реформы продолжатся. Канада одна из первых объявила о жестких санкциях против Бирмы еще в 1988 г., сразу после подавления армией антиправительственных выступлений. Она ввела эмбарго на поставки продукции военного назначения, запрет на торговые отношения и отказ во въездных визах официальным лицам из военного руководства.
Первым из западных лидеров, посетивших Мьянму, стал британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, он заехал туда на один день 13 апреля в ходе своего азиатского вояжа. Это был также и первый визит премьер-министра Великобритании в бывшую колонию после обретения ею независимости в 1948 г. Он провел встречи с президентом страны и лидером демократических сил Аун Сан Су Чжи. Во время совместной пресс-конференции, состоявшейся в доме Аун Сан Су Чжи на берегу озера, где она провела 15 лет в заточении, Дэвид Кэмерон назвал ее «источником вдохновения для людей во всем мире» и заявил, что некоторые санкции против Мьянмы уже можно приостановить, хотя о полной их отмене пока речь не идет. С ним согласна и лидер оппозиции. «Это наглядно покажет противникам перемен, что если они попытаются создавать помехи на пути реформаторов, санкции могут быть восстановлены», -
34
заявила она .
Как отмечалось выше, проведение честных и свободных довыборов в парламент Мьянмы рассматривалось США и странами ЕС как решающее условие для начала снятия или ослабления санкций.
Санкции постепенно ослабляются и частично снимаются и США, и странами ЕС, и Австралией. 23 апреля 2012 г. ЕС принял решение о приостановке всех санкций на год, кроме эмбарго на поставки вооружений. Вскоре, 18 мая, администрация Б. Обамы также отменила большую часть санкций. Однако остался в силе и даже продлен (в июле 2012 г.) еще на три года закон
о санкциях против Мьянмы 2003 г. (The Burmese freedom and Democracy Act of 2003). Сохранился и запрет на ввоз в США, напрямую или через третьи страны, драгоценных камней, добытых в Мьянме35. Автор статьи в журнале «Bloomberg Businessweek», ссылаясь на мнение дипломата, работающего в Мьянме, говорит, что этот запрет будет снят не скоро, т.к. известно об использовании в этой отрасли подневольного и даже детского труда, а также обогащении, за счет этой отрасли, правящей верхушки и их приспешников36.
Еще летом 2012 г. Аун Сан Су Чжи, как и лидеры западных стран, считала полную отмену санкций преждевременной.
Но во время своего визита в США в сентябре 2012 г. Аун Сан Су Чжи впервые заявила, что пришло время отменить санкции, так как «они уже выполнили свою политическую задачу, и теперь настал момент, когда бирманский народ должен самостоятельно решать свои проблемы и отвечать за свою судьбу». Выступая в Институте мира в Вашингтоне, Аун Сан Су Чжи сказала, что она «поддерживает дальнейшее ослабление санкций
37
как часть партнерства с США» . Пока снимаются ограничения на въезд в страны Запада президента Мьянмы, членов правительства, отдельных лиц, ранее находившихся в черных списках отказников во въездных визах. Отменены запреты на финансовую помощь в гуманитарных областях и на инвестиции в некоторые отрасли экономики Мьянмы и даже на сотрудничество с некоторыми крупными национальными предпринимателями, ранее обвинявшимися в тесных связях с военной хунтой. В качестве поощрения и стимула для продолжения реформ президент Б. Обама в июле снял запрет на инвестиции американского бизнеса в Мьянме. В стране намерены открыть свои представительства и начать деловую активность такие «киты» американского капитализма, как Coca-Cola и General Electric. Возобновляется сотрудничество Мьянмы с группой Всемирного банка и Азиатским банком развития, прерванное в конце 1980-х годов. Во время встречи президента Тейн Сейна с госсекретарем США X. Клинтон в Нью-Йорке была достигнута предварительная договоренность о снятии запрета на импорт товаров из Мьянмы, это коснется, по-видимому, прежде всего
38
продукции швейной промышленности . В то же время администрация президента Б. Обамы рассматривает сохранение санкций против Мьянмы «на бумаге» как подстраховку против прекращения политики реформ в стране.
Таким образом итоги первых двух лет президентского правления показали, что старший генерал Тан Шве, уходя в отставку и распуская Госсовет мира и развития, сделал правильный выбор кандидатуры на пост президента. Старший генерал прекрасно понимал, что созданная им авторитарная система управления страной будет унаследована его преемниками, та-
кими же или даже более жесткими, чем он сам, генералами. Он знал из своей собственной практики, что это не предвещало ничего хорошего ни для него самого, ни для членов его семьи. К 2010 году ситуация в стране стала столь напряженной, а в рядах вооруженных сил все больше нарастала усталость чувство уязвленного самолюбия на фоне успехов соседних стран. Многих офицеров не устраивал имидж грубой репрессивной силы, расправляющейся со своими соотечественниками - студентами, рабочими и даже буддийскими монахами. Старший генерал прекрасно понимал, что он не может больше полагаться только на армию, и допускал вероятность повторения румынского сценария декабря 1989 г. Поэтому в отличие от своего предшественника генерала Не Вина он, будучи хитроумным политическим манипулятором, позаботился о конституционной гарантии безопасности для себя и членов семьи после своей кончины. Свои властные полномочия старший генерал Тан Шве распределил среди ряда отдельных лиц, и никто из них не наделен такой властью, которая была сосредоточена в его руках. В Мьянме создана политическая система, при которой отставные военные, входящие в правящую СПСР, руководят страной, а активные действующие военные руководят армией. Создание такой администрации - гражданской по форме, но военной по сути -большое достижение для завершения карьеры Тан Шве. Для себя он отвел роль мудрого лидера, уступившего место более
Президент Тейн Сейн оказался самой подходящей фигурой для претворения в жизнь планов старшего генерала. Задачи президента Тейн Сейна на его пятилетний срок - добиться полной легитимности руководства страны, вернуть Мьянме равноправное положение в мировом сообществе, сохранить итоги приватизации 2009-2010 гг., устранить угрозу «арабской весны» у себя в стране и избежать международных расследований деятельности бывшей военной хунты в Мьянме - успешно выполняются. А журнал «Тайм» в 2012 г. внес президента Мьянмы Тейн Сейна в список 100 самых влиятельных персон мира. Ранее в этот список трижды входила Аун Сан Су Чжи.
Президент-реформатор объявил в июле 2012 г. о намерении присоединиться к международной организации Инициатива прозрачности добывающих отраслей (Extractive Industries Transparency Initiative - EITI). Эта организация представляет мировой стандарт, способствующий обеспечению прозрачности доходов от нефте-, газо- и горнодобывающей отраслей промышленности. Если это намерение осуществится, руководство Мьянмы подтвердит, что страна действительно открывает новую главу своей истории.
В сентябре 2012 г. состоялся первый за 46 лет визит главы Бирмы/Мьянмы в США39. Президент Тейн Сейн прибыл в США для участия в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Ранее он уже принимал участие в работе ГА ООН в 2009 г. в качестве премьер-министра правящей тогда в Мьянме военной хунты, но находился под санкциями Министерства финансов США и не имел права покидать пределы миссии ООН. США сняли санкции с президента Мьянмы и других высокопоставленных лиц лишь за неделю до их приезда в Нью-Йорк.
Действия президента Тейн Сейна продемонстрировали последовательное продвижение страны по пути реформ во всех направлениях - во внутренней и внешней политике, в социально-экономической сфере и в вопросе о национальном примирении. Тот факт, что страну впервые за многие десятилетия посетили главы дипломатических ведомств западных стран, занимавших наиболее жесткую позицию по отношению к бывшему военному режиму, а вслед за ними в страну постепенно стал возвращаться и западный бизнес, говорит о том, что инициативы президента оценены ими по заслугам. В качестве поощрения и поддержки снята большая часть санкций странами Запада. Темпы проводимых реформ, особенно привлечение в активный политический процесс оппозиции во главе с ее лидером, а также освобождение сотен политических заключенных способствовали быстрому потеплению отношений Мьянмы с
Хронология знаменательных и важных для страны со-
7 ноября 2010 - были проведены первые за 20 лет всеобщие
13 ноября 2010 - освобождена из-под домашнего ареста Аун
30 марта 2011 - состоялась официальная передача власти граж-
15 мая 2011 - освобождены 47 политических заключенных
19 августа 2011 - произошла первая встреча Аун Сан Су Чжи с
6 октября 2011 - создана Национальная комиссия по правам
12 октября 2011 - освобождены 207 политических заключен-
13 октября 2011 - принят новый закон о труде, позволяющий
создавать профсоюзы и мирно выступать за права трудя-
17 ноября 2011 - Мьянма получила право председательство-
23 декабря 2011 - НЛД зарегистрирована как политическая
12 января 2012 - впервые за весь период независимости подпи-
сано соглашение о прекращении огня с Каренским национальным союзом, ключевой этнической группировкой мятежников, находящейся в состоянии войны с центром бо-
13 января 2012 - освобождены 287 политических заключенных,
в том числе главные диссиденты - лидеры студенческого движения «Поколение 88» Мин Ко Наин и Ко Ко Джи, а также один из лидеров «шафрановой революции» 2007
1 апреля 2012 г. - состоялись дополнительные выборы в парламент с приглашением иностранных наблюдателей и
29 мая 2012 г. - Аун Сан Су Чжи впервые за 24 года выехала за
пределы страны с гарантией разрешения вернуться 9 июля 2012 г. - Аун Сан Су Чжи приступила к работе в парла-
11 июля 2012 г. - в Мьянму впервые после 1990 г. прибыл но-
7 августа 2012 г. - Аун Сан Чжи Су назначена председателем парламентской Комиссии по правовым нормам и стабиль-
15 августа 2012 г. - назначение адмирала Нян Туна первым ви-
20 августа 2012 г. - принятие Закона о прессе, отменяющего
27 августа 2012 г. - перестановки в кабинете министров
30 августа 2012 г. - сокращение на треть официального «Чер-
ного списка» лиц, представляющих угрозу безопасности
17 сентября 2012 г. - освобождены 87 политических заключен-
19 сентября 2012 г. - встреча Аун Сан Су Чжи с президентом
19 сентября 2012 г. - отмена санкций Министерства финансов США против президента Республики Союз Мьянма Тейн Сейна и спикера нижней палаты парламента Тура Шве
24 сентября 2012 г. - первый за последние 46 лет визит главы
1 United States considers Myanmar “a friend”, says government official // The Myanmar Times, Yangon, 19.03.2012.
2 TheNew Light of Myanmar, Yangon, 20.08.2011.
3 Tom Fawthrop. Index on Censorship: Burma’s media workers dare to dream of free expression. 04.04.2012.
4 Press Freedom Index 2011/2012. Reporters without borders for Freedom of Information.
5 http://www.france24.com/en/20120820-burma-ends-media-censorship-landmark-reform-myanmar
6 Mizzima News, 18.09.2012
7 Albright and more than 1000 others welcome in Myanmar as trimmed blacklist made public/Associated Press. 30.08.2012. Среди вычеркнутых из списка лиц называется также имя покойного музыканта американца Sonny Bono, но, по-видимому, речь идет все-таки о лидере ирландской рок-группы U2 - Bono, активно выступавшего за освобождение Аун Сан Су Чжи.
8 The New Light ofMyanmar, 10.03.2012.
9 The Gulf Times (UAE), 10.09.2012.
10 О бойкоте НЛД всеобщих выборов ноября 2010 г. в связи с дискриминационным Законом о регистрации политических партий см.: А.А. Симония . Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011), М., ИВ РАН, 2012, с. 78-79.
11 Reuters, 12.03.2012.
12 Mizzima News, 04.04.2012.
13 Belfast Telegraph, 09.04.2012.
14 The Guardian, L., 05.01.2012.
15 Dead people appearing on Myanmar voter rolls: Suu Kyi // Agence France Presse, 08.03.2012.
16 Mizzima News. 09.04,2012.
17 Mizzima News. 04.04.2012.
18 Kyaw San Wai. Myanmar’s 1 April by-elections: more than just seats at stake II RSIS Commentaries, No. 050/2012 dated 22 march 2012, Singapore.
19 Mizzima News, 11.04.2012.
20 The Irrawaddy, 23.04.2012.
21 Подробно о политической борьбе и конце периода парламентской демократии в Бирме см.: В.Ф.Васильев. История Мьянмы/Бирмы XX век. М., ИВ РАН, 2010, с. 267-291.
22 The Myanmar Times, 09.04.2012.
23 The Irrawaddy, 07.08.2012.
24 The Democratic Voice ofBurma, Oslo, 14.09.2012.
25 Burma president announces cabinet reshuffle/ BBC News Asia 27 August 2012.
26 The Wall Street Journal, 05.07.2012;15.08.2012; Foreign Policy,
13.07.2012.
27 Burma’s Thein Sein “would accept Suu Kyi as president”/ BBC News ASIA, 29.09.2012.
28 Подробно см.: Симония А.А. «Шафрановая революция» в Мьянме: причины и последствия/ Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XI, ЮВА 2007-2008, с.228-231.
29 The White House: Briefing on Burma by Senior Administration Officials. Office of the Press Secretary: Grand Hyatt, Bali, Indonesia, 18.11.2011.
30 Statement by the President on the Release of Burmese Political Prison-ers.//The White House: Office of the Press Secretary, Washington,
13.01.2012.
31 The Observer, L., 09.01.2012
32 Mitchel Wigdor. Canada is latecomer in changing Burma/The Toronto Star, 13.03.2012.
33 CTV NEWS/Canada/Staff. 20120305.
34 BBC NEWS, 13.04.2012.
35 Подробно о Законе о санкциях США против Мьянмы 2003 г. и Акте Тома Лантоса 2008 г. см.: А.А. Симония. Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011), М., ИВ РАН , 2012, с. 59-61, 162.
36 Joshua Hammer, The race for Rangoon, Bloomberg Businessweek, N.Y., No.4287, July 9 - July 15 2012, c.59.
37 Suu Kyi calls for further easing of Burma sanctions/ BBC News ASIA,
19.09.2012.
38 Подробно о расцвете и спаде швейной промышленности в Мьянме см.: А.А. Симония, указ. соч., с 149 - 152.
39 В сентябре 1966 г. генерал Не Вин совершил 12-дневный визит в США.