Научная статья на тему '«Шафрановая революция» в Мьянме: причины и последствия'

«Шафрановая революция» в Мьянме: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1893
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ШАФРАНОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / МЬЯНМА (БИРМА) / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

Dr. Aida Simoniya in her paper entitled «The Saffron uprising» in Myanmar: causes consequences» examines recent political events in Myanmar. Special attention in paid to root causes and participants of pro-democracy protests in September 2007 named as «saffron revolution». After the authorities violently suppressed mass demonstrations led by Buddhist monks the international community increased pressure on the junta to accelerate the realization of its plans for democratic changes. Soon the military administration announced that it will hold a general multiparty elections in 2010 and went ahead with a referendum on the new constitution in the scheduled date on May 10th, 2008. This was done in spite of the humanitarian catastrophe caused by cyclone Nargis a week before. The author presumes that the military government being a target of sharp international criticism and economic sanctions decided to speed up carrying out stages of the «road map to democracy» to legitimize its power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Шафрановая революция» в Мьянме: причины и последствия»

© Симония А.А.

ИВ РАН

«ШАФРАНОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В МЬЯНМЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Сразу сделаем оговорку, что никакой «шафрановой революции» в Мьянме не было. Этот красивый термин стал употребляться с легкой руки лондонской газеты «Таймс» и оказался очень удобным для краткого названия событий, произошедших в стране в сентябре 2007 г., когда в стране вспыхнули самые масштабные после 1988 г. антиправительственные выступления. Появление этого названия связано с красочной картинкой, невиданной до сих в мировых СМИ: по улицам Янгона (Рангуна), бывшей столицы Мьянмы (Бирмы) «текли» оранжевые реки тысяч буддистских монахов, которые мирно выражали свой протест правящему военному режиму. По аналогии с «цветными» и «цветочными» революциями на постсоветском пространстве западные комментаторы присвоили это название уличным протестам в Мьянме. Сами бирманцы сентябрьские события называют «революция швеваяун», что означает «желтая».

В рассматриваемый период (2007-2008 гг.) Мьянму потрясли трагические события. Если оставить за скобками природный катаклизм - тропический циклон Наргис - в начале мая 2008 г., то в целом, социально-политический кризис в стране вызван социально-экономической политикой правящего с 1988 г. военного режима. Оппозиция считает этот режим нели-гитимным, так как не были признаны итоги всеобщих выборов 1990 г., когда убедительную победу одержала оппозиционная партия Национальная лига за демократию (НЛД), и власть осталась в руках военных.

Первые антиправительственные выступления произошли еще 19 августа 2007 г. в связи с повышением цен на топливо. Около 500 участников, возглавляемые ветеранами студенческого оппозиционного движения, возникшего в 1988 г. и известного как «поколение 88», вышли на улицу, протестуя против повышения цен. Активистов движения сразу же арестовали по обвинению в «агитации» и попытке подорвать «стабильность и

безопасность» в стране. Такое обвинение по Указу 1996 г. карается тюремным заключением сроком до 20 лет1. Несмотря на аресты, мирные демонстрации в Янгоне продолжались всю вторую половину августа, затем они распространились по всей стране. К экономическим требованиям прибавились политические лозунги, и мирный протест против повышения цен перерос в широкомасштабную акцию гражданского неповиновения.

Причины несостоявшейся «шафрановой революции». 15 августа 2007 г. правительство, которое является монополистом по продаже топлива, без предварительного объявления внезапно подняло цены на бензин и дизельное топливо на 100%, а на сжиженный газ - на 500%. С 1980 г. горючее для транспорта распределяется в Янгоне по квотам: на каждое транспортное средство установлена норма - 227 л бензина в месяц (по фиксированным ценам со значительной государственной дотацией). Сжиженный газ используется, в основном, для автобусов и такси, поэтому пятикратное увеличение стоимости канистры сжиженного газа емкостью 65 л с 500 джа до 2500 джа привело к росту оплаты транспортных услуг. Из-за увеличения стоимости проезда в общественном транспорте многие поденные рабочие из пригородов Янгона оставались ночевать в городе прямо на улице. Поскольку повышение цен на топливо произошло внезапно, среди населения началась паника, домашние хозяйки стали скупать в больших количествах рис, растительное масло, лук, чеснок, т.е. продукты повседневного употребления длительного хранения. В связи с этим, цены на продовольствие резко увеличились: на рис - на 10%, на растительное масло - на 20%, на лук, чеснок, яйца - в среднем , на 50%. В целом, стоимость потребительской корзины в Янгоне после повышения цен на топливо поднялась на 30%. Рост цен на продовольствие, хотя он и стал, в основном, результатом спекуляции и паники, поставил достаточно обнищавшее население на грань голода. По прогнозу экономистов ООН, сделанному в 2005 г., в случае, если цены на продовольствие в стране поднимутся на 15 - 20%, половина населения Мьянмы окажется за чертой бедности, что и произошло в результате повышения цен на топливо в 2005 и 2007 гг. Большая часть населения Мьянмы тратит на пропитание от 70 до 80% своих доходов, а

некоторые семьи позволяют себе принимать пищу только один раз в день; недоедание стало общераспространенным среди жителей городов2. Большинство населения лишено медицинской помощи, так как оно доступно лишь богатым и государственным чиновникам. Поэтому процентное соотношение смертных случаев от малярии гораздо выше, чем в соседней Индии. Все чаще регистрируются случаи заболевания туберкулезом и СПИДом3.

Одной из причин повышения цен на топливо стала нехватка финансовых ресурсов, несмотря на растущие доходы от экспорта природного газа в соседний Таиланд (в 2007/2008 ф.г. они составили 2,5 млрд. долл.). В последние годы правительство страны потратило огромные средства на амбициозные проекты. Прежде всего, это строительство с нуля новой столицы Нейпьидо4, сооружение центра информационных и коммуникационных технологий Яданапон Кибер Сити, а также строительство центра ядерных исследований. При этом не уменьшаются военные расходы. В апреле 2006 г., вскоре после перемещения столицы государства на новое место, почти одному миллиону государственных служащих была увеличена зарплата. Чиновникам низшего звена жалованье повысили в 5 раз (500%) с 3 тысяч джа (2,5 долл. по неофициальному рыночному курсу) до 15 тысяч (11,5 долл.) в месяц, а чиновникам высшего звена в

12,5 раз (1200%) с 16 тысяч джа (12,5 долл.) до 200 тысяч (155 долл.). Эта акция была нацелена на поощрение госслужащих, которым пришлось переезжать и осваивать новое место проживания, а также на сохранение их лояльности режиму5.

Эти расходы были профинансированы, в основном, доходами от продажи топлива на внутреннем рынке. Повышение цен на нефтепродукты в августе 2007 г. стало вторым раундом роста цен на топливо после октября 2005 г. Тогда цены на бензин и дизельное топливо были увеличены в 10 раз и доведены до унифицированной цены 1500 джа за галлон, одновременно была увеличена и зарплата чиновникам в 10 раз. Раньше, в случае нехватки средств, правительство просто включало печатный станок, что в 2003 г. привело к банковскому кризису. Теперь, похоже, что руководство страны предприняло попытки претворить в жизнь некоторые рекомендации МВФ и Между-

народного банка, в частности, сокращение государственных субсидий на топливо и введение «рыночных» цен на нефтепродукты. Были также сняты субсидии госслужащим на электроэнергию. Официальной причиной повышения цен на топливо называют резкий рост мировых цен на нефть. Справедливости ради отметим, что одно из условий соглашений о разделе продукции (СРП), по которым работают в Мьянме иностранные нефтяные компании, - «сохранение очень небольшого разрыва между внутренними ценами на нефтепродукты» и «свободными рыночными»6.

В целях изыскания средств Госсовет увеличил подоходный налог частным компаниям и их персоналу с 10 до 20%. Налог компаниям, занятым в сфере энергетики, составил 35% для национальных и 40% для иностранных. Была также усилена таможенная служба для борьбы с коррупцией.

Все эти факторы - повышение зарплат госчиновникам, рост цен на продовольствие, сокращение субсидий и квот, строительство амбициозных проектов - спровоцировали высокие темпы роста инфляции. После августовского (2007 г.) повышения цен на нефтепродукты инфляция составила, по неофициальным данным, 90%. Индекс цен на основные потребительские товары, после повышения цен на нефтепродукты в 2005 г. и переезда в новую столицу, показывает их рост в течение 2006 г. на 100%. Поэтому решение правительства в очередной раз поднять цены на топливо в августе 2007 г. заставило буддистских монахов, которые являются «плоть от плоти» населения Мьянмы выйти на улицы с мирным протестом.

Кто пытался устроить «шафрановую революцию»? По аналогии с «цветными революциями» на постсоветском пространстве некоторые эксперты увидели внешнюю силу, организовавшую уличные протесты в Мьянме. Они считают, что антиправительственные выступления в Мьянме были организованы с помощью США с тем, чтобы сместить военный режим и таким образом вытеснить Китай из этой страны. Американский исследователь геополитических проблем в области энергетики У. Энгдал утверждает, что антиправительственные выступления в Мьянме в сентябре 2007 г. были организованы с помощью и в интересах США. Он так же, как и военная хунта, отка-

зывается верить в стихийный всплеск выражения недовольства режимом.

Официальная газета Мьянмы «New Light of Myanmar» 28 октября 2007 г. обвинила Вашингтон в подстрекательстве к антиправительственным выступлениям с целью создать марионеточное правительство. «Недавние антиправительственные выступления в стране были организованы крикунами-горлопанами, используя диссидентов и предателей за рубежом, а также коммунистов и все деструктивные элементы внутри и за пределами страны», - пишет автор статьи. Далее говорится, что эти демонстрации были спровоцированы «вражескими голосами» - БиБиСи, Голосом Америки и радио «Свободная Азия» . Сначала в официальной прессе Мьянмы звучали только обвинения в подстрекательстве, и в беспорядках обвинялась некая «сверхдержава», но в конце октября 2007 г. организатором этих событий стали называть США.

У.Энгдал называет конкретных организаторов «шафрановой революции». Прежде всего, это Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy - NED)

- «частная» организация, финансируемая правительством США, которая сегодня выполняет некоторые функции ЦРУ времен «холодной войны», и создана специально для работы с объектами американской внешней политики. Начиная с 2003 г., который стал ключевым в обострении отношений военного режима с Западом, госдепартамент США ежегодно выделяет фонду более 2,5 млн. долл. Активными участниками действий по подготовке смены режима в Мьянме также называются фонд Сороса, Открытое общество и агентство Интерньюс. У. Энгдал считает, что подготовка и руководство «шафрановой революцией» осуществлялись генеральным консульством США в приграничном с Мьянмой г. Чиангмае (Таиланд). Главным режиссером сценария ненасильственного свержения существующего режима в Мьянме монахами в шафрановых одеждах У. Энгдал называет Джина Шарпа, специалиста по практике свержения диктаторских режимов мирным путем. Сотрудники института Альберта Эйнштейна в Кэмбридже (Массачусетс), созданного Джином Шарпом, активно действуют в Мьянме с 1989 г. и обучают оппозицию методам и стратегиям ненасильственной

борьбы с режимом. Говоря об интересах США в Мьянме, У. Энгдал сразу же отвергает идеи демократии, правосудия, нарушения прав человека в стране. Г лавной целью США является геополитический контроль над морским путем из Персидского

о

залива в Южно-Китайское море . Через Малаккский пролив в Китай доставляется 80% импортируемой нефти с Ближнего Востока. Кто контролирует Малаккский пролив, тот контролирует нефтяные потоки в Китай. Для дальнейшего освоения региона трудно переоценить значение прибрежной зоны Мьянмы.

Вместе с тем следует учитывать специфику менталитета и национального темперамента бирманцев. Как свидетельствует бурная история Бирмы на протяжении ХХ века, события в этой стране часто начинаются с незначительного повода, а затем распространяются как «пожар в джунглях», согласно бирманской пословице. Несомненно, что массовые выступления 2007 года носили в значительной мере стихийный характер. Население, измученное невыносимыми условиями жизни, спонтанно присоединялось к протестующим монахам в надежде на какие-то изменения. Профессор Джорджтаунского университета (г. Вашингтон) Д. Стейнберг побывал в Мьянме в октябре 2007 г., вскоре после разгрома «шафрановой революции», и смог побеседовать с людьми. Выступая на семинаре в Сингапурском институте изучения Юго-Восточной Азии (ІЗБАБ), на котором присутствовали иностранные дипломаты, включая посла Мьянмы, Д. Стейнберг сказал, что главной проблемой в Мьянме является низкий уровень развития экономики, а для населения - проблема выживания, по статистике ООН, в год от недоедания в Мьянме погибает 100 тысяч детей. По словам Д. Стейнберга, одной из причин, почему монахи вышли на улицу в сентябре 2007 г., был тот факт, что люди приносили в монастырь своих детей с просьбой позаботиться о них, так как родители не в состоянии их прокормить. Об ухудшении качества жизни простых бирманцев, отметил Д. Стейнберг, говорит и тот факт, что в последнее время военное правительство стало выделять дотации монастырям, так как население уже не могло кормить монахов, как это было всегда. Профессор Д. Стейнберг, который много раз бывал в Мьянме, заметил, что на этот

9

раз люди впервые сказали ему, что они ненавидят военных .

Слабость движения 2007 г. заключается в отсутствии лидеров. Монахи только всколыхнули народные массы, но у них отсутствовала внятная идеологическая позиция. Никто не знал, что делать дальше и как противодействовать вооруженным солдатам. Как отмечалось выше, ветераны движения «поколение 88» были уже арестованы, а харизматический лидер Аун Сан Су Чжи, которая могла бы объединить все продемократи-ческие силы в стране, уже много лет находится в полной изоляции под домашним арестом.

Конкретным толчком для массовых выступлений монашества послужило жестокое обращение сил безопасности с несколькими монахами в отдаленной от Янгона буддистской обители Пакокку, которые также вышли на улицу с протестом против повышения цен. Несколько монахов были привязаны к фонарным столбам и жестоко избиты10. Старшие монахи потребовали от военных извинений за инцидент в Пакокку. Когда истек срок ультиматума, и требование было проигнорировано властями, в монастырях по всей стране прошли митинги и прозвучали призывы к действиям. Монахи начали мирные шествия и отказались принимать пожертвования от военных и их семей, что означало не только «отлучение» их от буддизма, но и от принадлежности к бирманскому народу. В дальнейшем к монахам стало присоединяться гражданское население.

Версия о подготовке Западом буддистских монахов вновь прозвучала 1 июля 2008 г., через месяц после трагедии, случившейся в Мьянме в связи с тропическим циклоном. Проживающий в эмиграции бирманский профессор истории Гавайского университета в Маноа Майкл Аун-Твин, известный своими критическими выступлениями в адрес Аун Сан Су Чжи, написал открытое письмо редактору газеты компартии США «Уоркерс Уорлд» под названием «Эксплуатация человеческой трагедии». В письме, в частности, он обвиняет вышеупомянутые фонды Сороса и NED в предоставлении бирманским монастырям гранта в размере 40 тысяч долларов. Эти средства, якобы, были использованы для обучения монахов устраивать демократические манифестации. Сентябрьские события в Мьянме он назвал «бунтом» небольших групп «фальшивых монахов» из «неофициальных монастырей». Это письмо вызвало негодова-

ние и критику среди различных кругов, имеющих отношение к Мьянме - политэмигрантов, ученых-бирманистов. Автора письма обвинили в академической и исторической неточности, особенно всех возмутило, что автор письма назвал антиправительственные выступления в Мьянме в 1988 и 2007 гг. "бунтом". Проживающий в Янгоне (Рангун) бирманский ученый-социолог резонно заметил, что, если Аун-Твин считает, что ситуация в Бирме не так плоха, а действия Запада ее только ухудшают, почему бы ему не покинуть Гавайи и не вернуться на родину, чтобы жить как все обычные граждане11.

Реакция мирового сообщества на события в Мьянме. В сентябре 2007 г. Мьянма впервые за последние 19 лет на несколько дней заняла главное место в мировых новостях. Экраны телевидения были заполнены впечатляющими кадрами противостояния тысяч буддистских монахов в тогах оттенков шафранового цвета и бирманцев в национальной одежде солдатам и военизированным отрядам полиции в касках, прикрывающихся щитами и вооруженных автоматическим оружием. На экранах даже были кадры, где можно было увидеть через кордон вооруженных солдат в проеме калитки фигурку Аун Сан Су Чжи, почтительно склонившуюся перед молящимися монахами, которые пришли к ее дому выразить ей свою поддержку. Мир увидел ее впервые с 2003 г., когда она была в очередной раз заключена под строгий домашний арест. Все напоминало напряженную ситуацию лета 1988 г., но на этот раз было больше информации, благодаря интернету и мобильной связи.

Почти неделю власти не предпринимали никаких действий, официальная пресса писала о чем угодно, но не о массовых выступлениях населения. Г руппе монахов, около 500 человек, даже позволили подойти к дому Аун Сан Су Чжи и совершить пятнадцатиминутную молитву. Власти просто выжидали, когда манифестации выдохнутся сами собой, и наступит естественная усталость. Это не было проявлением слабости или неуверенности со стороны военного руководства, армия остается самой могущественной силой в стране. Видимо, не просто было принять решение силовым методом подавить манифестации монахов в буддистской стране. Но и ждать бесконечно они не

могли, так как события стали развиваться стремительно. Когда экономические требования слились с политическими, лозунги демонстрантов были направлены против правящего режима с требованиями «национального примирения» и «освобождения Аун Сан Су Чжи и всех политических заключенных», а число демонстрантов достигло почти ста тысяч, ситуация начала выходить из-под контроля, последовали ответные действия властей. 24 сентября в Нейпьидо состоялось экстренное совещание высшего эшелона власти, на повестке дня стоял вопрос о разрешении политического конфликта в стране. Для разгона демонстраций в ход были пущены слезоточивый газ, водометы, резиновые пули, дубинки. В результате операции, по официальным данным, погибли 13 человек, по неофициальным, - до ста человек, более 2100 участников манифестаций были арестованы, в том числе и монахи, с которых публично срывали монашеские одеяния, так как монахов содержать в тюрьме в Мьянме не принято12.

Кульминация событий совпала с началом работы Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Осуждающая реакция мирового сообщества, в отличие от 1988 г., была мгновенной и резкой. Несмотря на другую повестку дня, главной темой выступления президента США Дж. Буша на сессии ГА ООН стали события в Мьянме. Правительство Сингапура выступило с коллективным заявлением от имени АСЕАН, в котором было сказано, что «проявленная жестокость при подавлении антиправительственных выступлений вызвала у них отвращение». В газете «The Wall Street Journal», было помещено заявление первой леди США Л. Буш с резким осуждением действий военного

13

режима в Мьянме . Был созван Совет Безопасности ООН для обсуждения политического кризиса в стране и принятия соответствующего решения. Однако Китаю удалось добиться смягчения формулировки в заявлении СБ ООН о положении в Мьянме: слово «осуждаем» было заменено на «очень сожалеем», а фраза о намерении СБ ООН принять дальнейшие меры вообще исчезла из документа. США и Европейский Союз вновь объявили о введении новых санкций, но в их арсенале почти не осталось средств экономического давления на режим.

Как показала практика, ужесточение санкций, направленных на ликвидацию существующих иностранных инвестиций или против новых, может лишь немного осложнить жизнь военному режиму, который существует за счет богатых природных ресурсов, в частности, природного газа. Санкции Запада будут иметь минимальный эффект пока Китай, Индия и страны АСЕАН будут продолжать торговые связи и инвестирование, что позволяет военному режиму максимально использовать природные ресурсы и геополитическое положение страны для своего выживания. Рекордный рост цен на нефть, случившийся в конце 2007 г., когда они вплотную приблизились к 100 долларам за баррель, значительно ослабили эффективность санкций. Можно сказать, что Мьянма получила доступ в круг тех стран, чьи правительства используют наличие нефти или природного газа для решения своих политических проблем или сохранения власти. Можно привести немало примеров, когда наличие энергоресурсов позволяло авторитарным режимам сохранять власть, способствовало расцвету коррупции и провоцировало обострение социальных конфликтов. Положение таких стран характерно тем, что они имеют возможность «покупать» политическую поддержку сильных союзников. Энергоресурсы, по-видимому, не закончатся в ближайшем будущем. Весь вопрос в цене на них. Чем выше мировые цены на нефть и, соответственно, на природный газ, тем менее, уязвимы такие режимы для дипломатического давления. В случае с Мьянмой помимо наличия сырьевых ресурсов имеется и другой, может быть даже более ценный фактор. Мьянма расположена на территории, где непосредственно сталкиваются геополитические интересы Китая, Индии, стран АСЕАН и, косвенно, США.

Важную роль в урегулировании кризиса в Мьянме осенью 2007 г., безусловно, сыграл Китай, который заинтересован в сохранении нынешней власти в стране и в скорейшем разрешении вопроса о внутреннем национальном примирении. Западное сообщество, опасаясь повторения трагических событий 1988 г., также обратилось к Китаю, как к главному экономическому партнеру Мьянмы, почти единственному, с мнением и советами которого считается военное руководство страны. С трибуны Г А ООН Китай призвал руководство Мьянмы к «сдер-

жанности» и используя свое особое влияние на руководство страны, китайская дипломатия, видимо, сделала максимум возможного, чтобы убедить военных руководителей Мьянмы форсировать процесс легитимации своей власти.

Страны АСЕАН, в свою очередь, также рекомендовали руководству Мьянмы быстрее осуществить программу реформ

- «дорожную карту движения к дисциплинированной демократии». Забегая вперед, отметим, что спустя месяц после подавления «шафрановой революции» АСЕАН восприняла обещание военной хунты принять новую конституцию как достаточное условие для безоговорочного продолжения политики «конструктивного вовлечения».

Попытка урегулирования отношений. Чтобы в какой-то мере смягчить напряжение в отношениях с мировым сообществом после подавления «шафрановой революции», Госсовет мира и развития (ГСМР) предпринял ряд действий и пошел на какие-то уступки. В страну разрешили приехать специальному посланнику Г енерального секретаря ООН Ибрагиму Г амбари и встретиться с Аун Сан Су Чжи. Лидеру оппозиции, по-прежнему, находящейся под домашним арестом, также было позволено впервые за последние пять лет встретиться с товарищами по партии Национальной лиге за демократию (НЛД).

8 октября 2007 г. по радио и телевидению было официально объявлено, что власти приняли решение возобновить диалог с лидером оппозиции Генеральным секретарем НЛД Аун Сан Су Чжи. На роль посредника между ГСМР, представителем ООН и лидером оппозиции был назначен министр труда отставной генерал Аун Джи. Одновременно власти начали кампанию по налаживанию отношений с населением. По сообщению официальной прессы Мьянмы, военные передали монастырям пожертвования в виде продовольствия, медикаментов и финансовых средств, в качестве жеста примирения. В том же номере газеты был дан ответ оппонентам режима, в котором говорилось, что невозможно достичь успеха методом протестов. Требования оппозиции - снижение потребительских цен, освобождение Аун Сан Су Чжи и других политических заключенных и достижение национального примирения - могут быть

достигнуты только при условии следования «дорожной карте к демократии»14.

Несостоявшийся диалог оппозиции с режимом. Так

совпало, что 26 мая 2008 г. истекал очередной пятилетний срок заточения под домашним арестом лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи. В это время в связи с бедствием, причиненным стране циклоном Наргис, внимание всего мира было приковано к Мьянме. Страну впервые за последние 40 лет посетил Генеральный секретарь ООН. После нескольких попыток Пан Ги Муну удалось, наконец, встретиться с Председателем ГСМР старшим генералом Тан Шве. Накануне в Янгоне состоялась конференция представителей 50 стран-доноров, предложивших Мьянме гуманитарную и финансовую помощь в связи с природной катастрофой. На этом фоне буднично и рутинно было объявлено, что срок заключения лидеру НЛД продлевается еще на один год. Поскольку эта процедура была проведена без суда, был нарушен законодательный акт от 1977 г., запрещающий содержать гражданина под арестом более пяти лет без решения суда. Этот факт можно рассматривать и как вызов мировому сообществу, и как опасение могущественных генералов с армией численностью 450 тысяч человек, что эта женщина, пожертвовавшая очень многим ради своей страны, может помешать им сохранить власть. Тем более, что попытка диалога оппозиции с военным режимом в очередной раз не удалась. После нескольких встреч Аун Сан Су Чжи с назначенным в качестве переговорщика от имени ГСМР министром труда Аун Джи стало ясно, что переговоры зашли в тупик. Состоялся также ряд двусторонних встреч: Аун Сан Су Чжи - И. Г амбари; И. Г амбари -Аун Джи; Аун Джи - Аун Сан Су Чжи. После пятой встречи лидера оппозиции и официального переговорщика, состоявшейся 5 января 2008 г., Аун Сан Су Чжи заявила, что она не удовлетворена ходом обсуждения путей демократизации страны. Совместной встречи трех сторон, на чем настаивала лидер НЛД, так и не произошло. Разочаровавшись в неэффективности деятельности специального посланника Генерального секретаря ООН И. Г амбари, Аун Сан Су Чжи отказалась от встречи с ним во время его последнего посещения Мьянмы летом 2008 г.

Форсирование выполнения «дорожной карты». Массовые антиправительственные выступления в Мьянме, обострение отношений с западным миром, а также призывы и увещевания со стороны дружественных стран АСЕАН и Китая заставили ГСМР ускорить выполнение «дорожной карты к демократии». План демократических реформ, озвученный еще в 2003 г. бывшим в то время премьер-министром Кхин Ньюном, состоит из семи пунктов и ставит главные задачи: разработать текст новой конституции, принять конституцию на общенациональном референдуме, провести всеобщие выборы в Национальное собрание (парламент) на основе новой конституции, созвать Национальное собрание по итогам выборов и приступить к строительству «дисциплинированной» демократии и процветающего общества.

Учитывая предыдущую медлительность процесса разработки основных положений новой конституции, работа Национального конвента была начата в 1993 г. и завершена лишь 3 сентября 2007 г., можно было ожидать, что этап написания текста конституции будет длительным, а общенациональный референдум состоится в лучшем случае через год. Поэтому новые темпы выполнения «дорожной карты» выглядят весьма впечатляющими. В октябре была сформирована комиссия, состоящая из 54 членов для написания текста новой конституции. И уже 9 февраля 2008 г. в Мьянме был официально объявлено о проведении общенационального референдума по новой конституции в мае 2008 г., а всеобщие выборы на многопартийной основе, согласно новой конституции, должны состояться в 2010 г.15.

Референдум на фоне природного бедствия. Разрушительный тропический циклон «Наргис» обрушился на южное побережье Мьянмы 2-3 мая 2008 г., в самое неподходящее для военного руководства время, за восемь дней до назначенной даты проведения общенационального референдума по новой конституции. Последствия урагана оказались катастрофическими: более 180 тысяч человек погибли и пропали без вести,

2,5 млн. человек остались без крова, 60% посевной площади основного рисопроизводящего региона страны -дельты Иравади пострадало от соленой приливной волны, в преддверии посевного сезона был уничтожен семенной фонд и погибло более

200 тысяч голов тяглового скота, используемого в земледелии. Материальный ущерб, по оценке правительства Мьянмы, составил 11 млрд. долларов.

Ураган не обрушился внезапно. Хотя в самой Мьянме нет системы раннего предупреждения о циклонах, как в соседней Республике Бангладеш, где даже построены специальные дома-убежища на случай природных катаклизмов, предупреждения о приближении циклона поступали. Только от метеорологов Индии, начиная с 26 апреля, т.е. за неделю до катастрофы, было 41 предупреждение о надвигающемся циклоне. Но эти сигналы были проигнорированы властями Мьянмы, а население, видимо, во избежание паники, не было подготовлено. Дальнейшие действия военного руководства повергли в шок весь мир.

Мировое сообщество тотчас откликнулось на постигшее бирманский народ несчастье. Со стороны США даже были сняты или ослаблены некоторые экономические санкции, введенные семь месяцев назад. Однако, несмотря на масштаб бедствий, руководство страны не стало переносить намеченную дату проведения референдума. По всей стране он был проведен 10 мая, а в пяти пострадавших районах на южном побережье через две недели. Поскольку ранее было принято решение не допускать международных наблюдателей во время проведения плебисцита, правящая хунта три недели не разрешала въезд в страну спасателям и сотрудникам международных гуманитарных организаций. В первые дни гуманитарный груз был принят только от нескольких дружественных стран без сопровождения. Население затопленных районов дельты Иравади оказалось брошенным на произвол судьбы. Бездействие и запреты властей в первые недели после урагана, когда в зоне бедствия оказались 2,5 млн. человек, усугубило последствия природной катастрофы и значительно увеличило число жертв. По свидетельству ООН, только 49% выживших получили какую-то помощь, а некоторые группы пострадавших, около 1 млн. человек, и через месяц после урагана оставались «отрезанными» от внешнего мира и выживали, питаясь растениями и земноводными.

Доступ в страну иностранных профессиональных спасателей и специалистов был серьезно ограничен из-за боязни гене-

ралов, что под видом спасателей в страну проникнут агенты западных спецслужб, которые используют гуманитарную операцию, чтобы свергнуть режим. Особенно их настораживало, что грузы с гуманитарной помощью были столь оперативно доставлены к побережью Мьянмы на авианосцах ВМС США. Но команды этих кораблей, оснащенных вертолетами и амфибиями быстрее и лучше всех справляются с задачей спасения людей в подобных ситуациях. Именно они оказали необходимую и своевременную помощь пострадавшему населению провинции Ачех в Индонезии после разрушительного цунами в декабре 2004 г.

Когда военные корабли США, Великобритании и Франции стояли в прибрежных водах Мьянмы с запасами питьевой воды, продовольствия, медикаментов и всего необходимого для бедствующего и погибающего населения, военные предприняли подготовку для противостояния высадке врага. Как заявил один из высших чиновников, в ранге полковника, представителю МОТ С.Маршаллу, они «вынуждены были отвлечь своих солдат от оказания помощи бедствующим и послать их для укрепления позиций». Напомним, что новую столицу Нейпьидо построили подальше от побережья, во многом и из опасения вторжения с моря. Риторика военных звучит неубедительно, так как, если бы стояла задача вторжения в страну, это был бы самый подходящий момент под видом «гуманитарной интервенции». Тем более, что та часть населения, которая хочет свержения военного режима, надеялась на вмешательство Запада так же, как в 1988 г. и осенью 2007 г. И никакое «укрепление позиций» не смогло бы этому помешать.

Возможно, военное руководство Мьянмы действительно было уверено, что сможет справиться с последствиями стихийного бедствия самостоятельно. Однако, несмотря на все возрастающие доходы от экспорта природного газа в Таиланд (в 2007/2008 ф.г. эти доходы составили 2,5 млрд. долларов), в стране недостаточное количество транспортных вертолетов, стратегических запасов продовольствия и медикаментов для чрезвычайных ситуаций и нет возможности быстро обеспечить хотя бы временным жильем более двух миллионов человек. Несовершенство логистики в Мьянме осложняло снабжение

населения в пострадавших районах питьевой водой, антисептиками и всем необходимым.

Итак, несмотря на постигшее страну несчастье, генералы не стали нарушать намеченный план действий для легитимации своей власти соответственно «дорожной карте к демократии». Результаты референдума оказались вполне предсказуемыми. Как отметила официальная пресса Мьянмы, общенациональный референдум был успешно проведен 10 и 24 мая 2008 г. Из 27 288 827 человек, имеющих право голоса, в референдуме приняли участие 98,12 %, из которых 92,48 % проголосовали положительно. 29 мая 2008 г. было официально объявлено о том, что новая конституция Республики Союз Мьянма принята и одобрена большинством населения на референдуме16. По новой конституции 25% мест в будущем парламенте гарантируется военным, а для принятия поправок к конституции необходимы более 75% голосов. Из трех кандидатур на пост президента и двух вице-президентов одна будет выдвинута от военных. Специальная статья конституции, как бы персональная для Аун Сан Су Чжи, запрещает участвовать в выборах на высшие посты гражданам, имеющим матримониальные связи с иностранцами. Как известно, лидер оппозиции является вдовой британского востоковеда-тибетолога Майкла Эриса и имеет двоих сыновей, проживающих в Великобритании и США. Помимо силовых, все ключевые министерства также будут возглавляться военными. В случае угрозы распада союзного государства или его суверенитету главнокомандующему вооруженных сил Мьянмы гарантировано право захвата власти и введения чрезвычайного положения. Референдум проводился под строгим контролем военнослужащих, а населению так же, как в 1974 г., предстояло либо выбрать дозированную «демократию» и принять хотя бы форму гражданского правления, либо продлить существование военной администрации. Учитывая, что страна живет без конституции с 1988 г., часть населения считает, что «лучше хоть какая-нибудь конституция, чем никакая».

С принятием конституции выполнено четыре пункта «дорожной карты» из семи. Следующий пункт - парламентские выборы на многопартийной основе - намечено выполнить в 2010 г. В результате будущих выборов страна должна перейти

к гражданской форме правления, оставаясь, по сути, прежней. Фактически опять повторится сценарий 1974 г., когда власть приобрела гражданский облик, но у руля остались те же лица во главе с генералом Не Вином, который перестал носить военную форму и его стали называть на гражданский манер - У Не Вин.

1 The New Light of Myanmar. Yangon. 22.08.2007.

2 Mizzima News. Online. 12.09.2007.

J. Kremb. «Anatomy of brutality», Der Spiegel online, Oct.24, 2007.

4 См.: А.Симония. Нейпьидо - новая столица Мьянмы, «Азия и Африка сегодня», 2007, №10, с. 60-62.

5 Ardeth Maung Thawnghmung and Maung Aung Myoe. Myanmar in

2006. Another year of housekeeping? «Asian Survey», vol. XLVII, №. 1,

2007, p.197.

6 U Kyaw Nyein. The Union of Myanmar Ministry of Energy, Petromin, 2002, Yangon, p. 13.

7 Lhe New Light of Myanmar, Yangon, 28.10.2007.

См. подробнее: Engdahl F.W. «The geopolitical Stakes of the «Saffron Revolution», Asia Times, 17.10.2007.

9 The Straits Times, Singapore, 23.10.2007.

10 См. подробнее: А.Симония. Мьянма: жаркий сентябрь 2007 года, «Азия и Африка сегодня», 2008, № 1, с. 2-9.

11 Irrawaddy, 13.06.2008.

12The Straits Times, 29.09.2007, 09.10.2007.

13

Демократия в Мьянме стала для Лоры Буш одним из главных пунктов ее общественной деятельности. Благодаря ее активности, Мьянма постоянно находится в центре внимания мировой политики. Она регулярно встречалась с бирманскими активистами демократического движения в изгнании в Вашингтоне и Нью-Йорке, принимала участие в дискуссионных «круглых столах» по Мьянме вместе с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и его специальным посланником в Мьянме Ибрагимом Гамбари. После подавления «шафрановой революции» она призывала генсека ООН обсудить ситуации в Мьянме, а Председателя ГСМР старшего генерала Тан Шве уйти в отставку, что было очень нетипично для первой леди США. По дороге в Пекин в августе 2008 г. она посетила лагеря бирманских беженцев в Таиланде, расположенных вдоль таиландско-бирманской границы. Лора Буш также заручилась обещанием Синди Маккейн принять эстафету по «бирманскому вопросу» в случае победы республиканской партии.

14 The New Light of Myanmar, 08.10.2007.

15 The Sunday Times, Singapore, 10.02.2008.

16 The New Light of Myanmar, 31.06.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.