Научная статья на тему 'Новые приоритеты Болгарии'

Новые приоритеты Болгарии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
276
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые приоритеты Болгарии»

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Татьяна ВАЛЕВА

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БОЛГАРИИ

За время проведения в Болгарии (90-е гг. прошлого века) рыночных реформ произошли кардинальные изменения в ее внешнеполитической ориентации и внешнеэкономических связях. Был осуществлен принципиальный поворот с восточноевропейского направления на западное с перспективой вхождения в ЕС. Упор во внешней политике был сделан на интеграцию в североатлантические структуры, полноправное членство в НАТО.

* * *

Что же определило такой "разворот" Болгарии ? Причин тому оказалось немало.

Последствия прекращения существования в 1991 году СЭВ как экономической региональной группировки с развитой зоной свободной торговли в наибольшей степени почувствовала именно Болгария, которая в прежние годы 78% своего экспорта направляла на его рынок. При этом в центробежных устремлениях бывших членов СЭВ глохли голоса здравомыслящих политиков, говоривших о целесообразности сохранения, по крайней мере на какое-то время, отдельных наиболее удачных направлений сотрудничества, изменяя его формы в новых, рыночных условиях. Русофобия, возведенная в ранг национальной политики в годы управления Болгарией правительством правых сил (1991-1992 гг.), укрепила установку на разрыв отношений с бывшими восточными партнерами, прежде всего с СССР, а потом и с Россией. В этих условиях возникает безальтернативность внешнеэкономической политики Болгарии, и вступление в ЕС становится ее стратегической целью.

В 1993 году был подписан договор об ассоциировании, а с 1995 года, после его ратификации всеми странами Евросоюза, Болгария стала полноправным ассоциированным членом ЕС. В результате ежегодного снижения таможенных ставок на продукцию болгарского экспорта в ЕС и поставок товаров из Евросоюза на болгарский рынок, а также сведения к минимуму квотирования во взаимном экспорте, уже в 2001

Валева Татьяна Эмильевна, кандидат географических наук, старший научный сотрудник

ИМЭПИРАН

© 2003

году между Болгарией и ЕС была реально создана зона свободной торговли. Хотя объективных препятствий к экспорту большинства болгарских товаров в страны ЕС с этого вре-

мени практически не существует, экспортный потенциал страны, лишенный новых инвестиций, не увеличивался. Уже с 2002 года стала наблюдаться тенденция к снижению темпов роста болгарского экспорта в страны Евросоюза и сведению торгового баланса с большинством из них к отрицательному сальдо. Тем не менее усилия по географической переориентации болгарской внешней торговли за период проведения реформ налицо: более половины товарооборота приходится сегодня на страны ЕС. Эти изменения происходили, однако, в условиях обвального сокращения суммарного объема внешнеторгового оборота Болгарии, который снизился в 3,5 раза, т.е. "прорыв" в западном направлении и уход с восточного стоил Республике Болгарии (РБ) потери динамики внешней торговли.

В 1999 году Евросоюз начал переговорный процесс с Болгарией (как и с другими 11 странами-кандидатами) с целью вступления ее в ЕС в качестве действительного члена. Считается, что приглашение к диалогу было "оплачено" позицией Софии в Косовском кризисе, так как тяжелое экономическое состояние страны вряд ли давало основание еврофункцио-нерам на открытие переговоров о вступлении. То, что осенью 2001 года Болгария (вместе с Румынией) не попала в число тех стран, которых предполагается принять в ЕС в 2004 году, было связано в первую очередь с трудными проблемами ее экономики, незрелостью рыночных отношений, расцветом коррупции и преступности. Ведь даже сегодня, несмотря на "объективные" показатели экономического роста Болгарии (по данным Национального статистического Института, 4,2% в 2002 г.), она остается наименее развитой страной ЦВЕ с самым низким уровнем доходов на душу населения, с остающейся большой внешней задолженностью (свыше 1 тыс долларов на человека) и одним из самых высоких в ЦВЕ показателей безработицы (более 16,5 % трудоспособного населения).

Ситуация с исключением Болгарии из списка "первоочередников" на вступление в Евросоюз, в общем-то, ожидалась болгарским руководством, тем не менее после обнародования этих результатов шоковое состояние охватило не столько болгарских лидеров, хорошо осведомленных о состоянии экономики страны, о реальных проблемах институционального характера, требующих серьезных преобразований, о масштабах коррупции, о неразвитой бизнес-среде и т.д., сколько население, три четверти которого связывало решение проблем Болгарии со скорейшим вступлением в ЕС. Лишь в этом болгары видели выход из замкнутого круга диктата МВФ, жестких условий режима Валютного совета, функционирующего под эгидой МВФ с 1997 года, внутриполитической нестабильности и нарастающей безработицы. При финансовой поддержке присоединительных фондов ЕС (программ САПАРД, ФАР и ИСПА, по которым ежегодно до принятия в ЕС РБ получает по 250 млн евро), болгарам было предложено заниматься своей "домашней работой" для приближения к экономическим, социальным и внутриполитическим критериям Евросоюза.

В рамках программы по присоединению к ЕС Болгарии в апреле 2001 года был предоставлен статус члена Шенгенской зоны, что потребовало от нее закрытия своих границ со странами, с которыми ранее существовал безвизовый режим, в том числе и с Россией. С октября 2001 года после завершения очередного туристического сезона Болгария ввела въездные визы для ее граждан, что сказалось на активности российских туристов, количество которых в 2002 году по сравнению с предыдущим годом сократилось на 25%.

В качестве предварительного шага на пути европейского интегрирования стало присоединение РБ в январе 1999 года к ЦЕССТ (Центрально-европейское соглашение о свободной торговле); одновременно вступило в силу соглашение о создании зон свободной торговли с Турцией, а с января 2000 года - с Македонией.

Для обещанного Болгарии вступления в ЕС в 2007 году она пытается активно выполнять необходимый набор требований к странам-кандидатам. Ею открыты все 29 присоединительных позиций, по большинству из которых она смогла выработать единую политику с ЕС. Однако по самым сложным позициям в области энергети- ки, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, законодательства и права и некоторым другим ей предстоит серьезная работа для достижения требований Евросоюза.

Важно отметить, что экономическое развитие членов ЕС в 2002 году не отличалось динамизмом: практически во всех странах наблюдались снижение темпов роста ВВП, увеличение безработицы, обострились проблемы в социальной сфере. Обнажившая противоречия между отдельными членами Союза иракская проблема и последствия военных действий в Ираке могут негативно сказаться как на состоянии экономики стран Евросоюза, так и на их политическом сотрудничестве. Эти факторы могут осложнить адаптацию стран, которые получили приглашение вступить в него в 2004 году. И без новых реалий последних полутора лет ближайшее будущее ЕС представлялось весьма проблематичным после вступления в него еще десяти членов: ведь они "принесут с собой" население, составляющее 20% от нынешней численности жителей Евросоюза, и лишь 6-7% от его ВВП. Хотя на встрече премьер-министров стран ЕС в Копенгагене в конце 2002 года Болгарии (вместе с Румынией) была выдана новая "дорожная карта", в создавшейся ситуации представляется весьма проблематичным соблюдение обещанных сроков принятия Болгарии в ЕС.

* * *

С прекращением существования в 1999 году Организации Варшавского договора (ОВД), Болгария, как и другие бывшие члены этой организации, оказалась среди неприсоединившихся стран. На своих южных границах она имела двух соседей-членов НАТО (Турцию и Грецию), на востоке - агонизирующую СФРЮ с проблемами суверенизации ее бывших республик, решавшимися далеко не мирным путем. Одним словом, находясь на Балканах, в этом "пороховом погребе" Европы, болгарское руко-водство в качестве гаранта своей безопасности выбрало НАТО.

Правда, реальной угрозы для нее в современных условиях ни одна соседняя страна не представляет. После событий в бывшей СР Югославии остается предположить, что, желая вступить в НАТО, Болгария рассчитывает защитить себя от самого же Альянса. Уже в начале ХХ1 века более 10 % населения страны составляют мусульмане, а процесс депопуляции, наблюдаемый в последнее десятилетие, "обеспечивается" за счет болгар, в то время как мусульмане не снижают своего высокого уровня рождаемости. Если же учесть чрезвычайно высокий процент эмиграции молодежи из Болгарии, то недалеко то время, когда доля мусульман в ней может существенно увеличиться. И что могло бы случиться, если бы тогда они заявили свои права на изменение государственного устройства Болгарии и НАТО поддержала бы их, окажись Болгария не в составе Альянса? Кроме того, для болгарского руководства вхождение в НАТО являлось и шагом к приобщению страны к "европейским ценностям".

Исходя из этих посылок, Болгария на протяжении более чем десяти лет последовательно осуществляла курс на сближение с натовскими структурами, с руководством Альянса. Игнорируя негативную реакцию России на процесс расширения НАТО на восток, руково-

дители Болгарии были готовы пойти на ухудшение отношений с ней во имя достижения своей стратегической цели в области внешней политики. Лишь правительство левой коалиции, управлявшее страной в 1995-1997 годах, не отказываясь от провозглашенного курса, проводило политику, направленную на сдерживание процессов сближения с Альянсом. Во многом это было вызвано негативным отношением населения страны к вступлению в НАТО (по социологическим опросам того периода, лишь треть его высказалась позитивно). Немаловажной при выработке решения о присоединении к Альянсу была для правительства Ж. Виденова и российская позиция по этому вопросу.

Первым шагом в области внешней политики переходного правительства, сменившего в феврале 1997 года ушедшее в отставку в результате "уличной демократии" правительство социалистов, стало решение начать переговоры с НАТО о вступлении в Альянс. Тогда же вновь избранный в конце 1996 года президент страны Димитр Стоянов, являясь преемником в этом вопросе своего предшественника Ж. Желева, заявил, что Болгария не может больше оставаться в "серой зоне неопределенности" на политической карте континента. В начале апреля 1997 года была создана межведомственная комиссия с целью разработки содержательных моментов национальной программы по присоединению к Альянсу, в качестве одного из приоритетов которой провозглашалось быстрое и эффективное достижение необходимой степени совместимости болгарских вооруженных сил с армиями НАТО. В недрах политического и военного руководства Болгарии специалисты приступили к разработке концепции национальной безопасности.

Во время проходившего в конце апреля того же года визита в Москву С. Софиянски, премьера служебного правительства, вопрос об отношениях Болгарии с НАТО был предметом непростых обсуждений российского и болгарского премьер-министров. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны российского руководства, председатель правительства Болгарии откровенно признал, что самым важным результатом визита явилось то, что решение его страны о вступлении в Альянс не повлияет на отношения между двумя странами. Хотя он и представлял правое крыло политического спектра, ухудшение отношений с Россией не входило в его планы. Определенное влияние на его позицию оказывал и тот факт, что, будучи мэром г. Софии, он находился (и остается) в конструктивных дружеских отношениях с мэром российской столицы.

Сформированное после победы на внеочередных парламентских выборах летом 1997 года болгарское правительство правой коалиции однозначно поддержало шаги предшественников по форсированию процесса вступления в Альянс. Реальным подтверждением его приверженности идеям НАТО явилась активная поддержка военных действий Альянса в СР Югославии весной 1999 года. Югославский кризис, однако, нанес слишком существенный ущерб и без того находившейся в тяжелом положении экономике страны. Прямые потери Болгарии от военных действий НАТО в Косово оценивались в 200 млн долларов. Гораздо более ощутимым оказался ущерб от нарушения транспортных коммуникаций и, прежде всего, судоходства по Дунаю, что значительно затруднило транспортировку болгарских экспортных товаров на запад. Все это отнюдь не способствовало приближению экономики страны к европейским стандартам и не прибавило средств в казну для перевооружения болгарской армии в соответствии с натовскими требованиями. А обещанной компенсации страна так и не получила.

Во второй половине 1999 года активизировались контакты представителей НАТО, ЕС и болгарского руководства. Был предпринят ряд визитов в Болгарию высокопоставленных

представителей этих структур. В сентябре в Пловдиве состоялось открытие Штаба многонациональных сил балканских государств в рамках реализации Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, заключенного с Европейским Союзом. В декабре, впервые в истории почти вековых двусторонних болгаро-американских отношений, Софию посетил президент США. Визит Била Клинтона не увенчался какими-либо новыми соглашениями или американскими гарантиями вступления Болгарии в НАТО, хотя политическая элита страны придавала визиту огромное значение.

Пришедшее в результате очередных парламентских выборов летом 2001 года на смену правительству коалиции правых сил правительство широкой коалиции, премьер-министром в котором стал бывший болгарский царь Симеон Второй, смягчив свою позицию в отношениях с Россией, в качестве основного приоритета продолжило движение в направлении вступления в НАТО.

Министр иностранных дел Болгарии С. Паси изложил суть внешней политики нынешнего болгарского руководства следующим образом: "Наши приоритеты продиктованы прежде всего национальными интересами. В условиях ускоренной глобализации Болгария может успешно взаимодействовать с международной средой единственно путем активного участия в европейских интеграционных процессах, олицетворением которых являются ЕС и НАТО. Специфическое геополитическое положение Болгарии в непосредственной близости к зонам с высокой степенью нестабильности определяет необходимость присоединения нашей страны к НАТО - союзу, доказавшему свою эффективность в управлении конфликтами и кризисами. Географическое положение Болгарии определяет и активную политику в регионе Юго-Восточной Европы, что является вторым основным приоритетом нашей страны. Болгария испытала все негативные последствия длившихся более 10 лет конфликтов на Западных Балканах, в связи с чем ею в регионе проводится политика, направленная на сохранение безопасности и достижение прочной стабильности..." (Болгария - активный член "Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе". - авт.).

В присоединении к НАТО Болгария добилась более значительных успехов, чем на пути в Евросоюз. В ноябре 2002 года на саммите Альянса в Праге Болгария была приглашена вместе с другими странами-кандидатами вступить в его ряды. Серьезным дипломатическим успехом, повлиявшим на ее принятие в НАТО, стало решение Болгарии выступать вместе с Румынией в качестве единого черноморского направления расширения Альянса.

Несмотря на тяжелое состояние экономики и необходимость в этих условиях проводить военную реформу, политическая составляющая готовности страны к принятию в НАТО перевесила проблемы экономического характера. На протяжении почти четырех лет (начиная с Косовского кризиса) Болгария проводит политику безоговорочной поддержки всех инициатив Альянса. Она немедленно включилась в глобальную войну против терроризма после событий 11 сентября 2001 года, разрешив американским самолетам, участвовавшим в военных действиях в Афганистане, использовать свое воздушное пространство, а затем направила своих военнослужащих в состав Международных сил по поддержанию мира в Афганистане.

Болгария, по современной американской терминологии, принадлежащая к "новой" Европе, поддержала позицию США и Великобритании в отношении проведения военных действий в Ираке как в Совете Безопасности ООН, временным членом которого она является в 2002-2003 году, так и предоставив свое воздушное пространство и несколько военных баз для размещения американских сухопутных войск.

На очередном заседании министров иностранных дел стран-членов НАТО 26

марта 2003 года в Брюсселе был подписан Договор о принятии в члены Альянса семи стран, среди которых была и Болгария. Этот Договор к середине 2004 года должен быть ратифицирован всеми странами НАТО, после чего вновь принятые члены обретут постоянную "прописку" в Альянсе.

* * *

На протяжении двенадцатилетнего периода трансформации болгарских внешних связей особый интерес для нас представляют метаморфозы болгаро-российских отношений. За этот период в Болгарии сменилось восемь правительств, и в зависимости от того, какие политические силы стояли за ними, менялся вектор отношений с Россией. Когда правительства возглавлялись представителями правой коалиции (с середины 1991 г. по конец 1992-го и с середины 1997-го по середину 2001 г.), в стране насаждалась неприкрытая русофобия: подвергались пересмотру как историческое прошлое в отношениях между двумя странами, так и дела совсем недавних дней; сворачивались внешнеэкономические связи, в первую очередь внешняя торговля; сводились до минимума политические контакты.

Когда страной руководили правительства с более лояльными премьер-министрами, предпринимались попытки возобновить диалог с Россией, исходя из прагматических целей выживания болгарской экономики в тяжелый период реформ. Однако усилия приводили лишь к некоторому улучшению состояния торгово-экономических связей и контактов в политической сфере. Это было естественно при однозначно очерченных приоритетах развития болгарской внешней сферы.

Активные действия болгарской стороны по переориентации своих внешних связей на западное направление принесли впечатляющие результаты: если в 1992 году (первый год суверенного существования России) на страны ЕС приходилось 30,3% болгарской внешней торговли, а доля России составляла 20%, то в начале ХХ1 века страны ЕС обеспечивают более половины товарооборота Болгарии, а на Россию приходится менее 10%. При этом доля России в импортных поставках в Болгарию упала до 15 %, но она по-прежнему остается ведущим поставщиком топливно-сырьевых ресурсов, занимая первое место среди болгарских импортеров. Что же касается удельного веса РФ в болгарских экспортных поставках, то она уступила свои позиции отдельным странам ЕС и балканским соседям: в 2002 году на нее приходится менее 2% вывоза товаров из РБ; за ней закрепилось 9-е место в географической структуре болгарского экспорта.

На протяжении всего рассматриваемого периода в болгарских поставках в Россию преобладали товары широкого потребления и продовольствие, при падении доли всех основных экспортных групп, особенно продукции химической и машиностроительных отраслей. В российском экспорте доля топлива и сырья достигла 95%. Структурный перекос повлек за собой такой дисбаланс во взаимной торговле, при котором на протяжении последних пяти лет отрицательное сальдо для Болгарии превышало 1 млрд долларов ежегодно. Именно за счет него на 80% формировался суммарный пассив торгового баланса Болгарии. Такая ситуация не могла удовлетворить ни одну из сторон.

В июне 2001 года на очередных парламентских выборах победу одержало Национальное движение Симеон Второй (НДСВ), и премьер-министром стал Симеон Сакскобурггот-

ский. Осенью того же года был избран новый президент страны Георги Пырванов. Оба лидера в официальных заявлениях сразу обозначили основные направления своей деятельности: при сохранении основной стратегической цели - вступление в ЕС и НАТО - направить усилия на размораживание и развитие "российского направления". Они выразили желание активизировать экономические связи и политический диалог с Россией. И дело тут было даже не столько в более лояльной политической ориентации обоих первых лиц и политических сил, которые они возглавляли, сколько в усложнившейся на протяжении последнего года ситуации во внешнеэкономической сфере Болгарии. Ее коммулятивным показателем стал нарастающий объем отрицательного сальдо торгового баланса.

Перед менее политизированным болгарским руководством остро встала прагматическая задача увеличения любыми приемлемыми способами экспорта болгарских товаров в Россию с целью уменьшения дисбаланса взаимной торговли. Она стояла и перед предыдущим правительством на протяжении всего периода его деятельности, однако налаживать отношения с Россией было и хлопотно, и небезопасно с точки зрения реакции союзников по ЕС и НАТО. Текущие же платежи удавалось балансировать иногда за счет внешних заимствований, нередко выручали доходы от туризма, а в 2000 году удалось это осуществить за счет максимального за все годы реформ притока иностранных инвестиций. 2001 год не сулил по этим направлениям никаких прорывов.

Уже в октябре премьер-министр, выступая в парламенте, заявил о своих намерениях возобновить активный диалог с Россией по всем вопросам взаимных интересов с целью максимального использования потенциальных возможностей обеих стран. "В последние годы, - признал он, - они развивались неудовлетворительно". Дальнейшие события с конца 2001 по настоящее время продемонстрировали стремление Болгарии к прогрессу по пути нормализации взаимных торгово-экономических отношений, на что она получила позитивную реакцию российской стороны. Однако плоды восстановления нормальных, взаимовыгодных связей могут сказаться при наилучшем развитии событий не ранее, чем через 5 лет.

Подтверждением приоритетности отношений с Россией явился первый за десятилетие визит в Москву в январе 2002 года министра иностранных дел Болгарии С. Паси. В своем интервью газете "Известия", излагая суть внешней политики нынешнего болгарского руководства, он отметил, что для нового правительства Болгарии развитие отношений с Россией имеет приоритетное значение. Эти отношения не исключают, а дополняют главные приоритеты. В политическом плане между двумя странами раскрываются широкие перспективы сотрудничества как в мировом масштабе, так и в региональном - на Балканах и в Юго-Восточной Европе.

В 2002 году состоялись и официальные визиты в Москву двух первых лиц государства: в июне - Симеона Второго и в сентябре - Георги Пырванова. Оба эти визита продемонстрировали стремление Болгарии к развитию политического диалога и налаживанию внешнеэкономических связей с РФ. Как болгарский премьер-министр, так и президент были приняты в Москве на самом высоком уровне, имели контакты с ведущими политическими деятелями России. В начале года, после семилетнего перерыва, было проведено седьмое заседание Межправительственной российско-болгарской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Однако эти двусторонние контакты не смогли оказать серьезного воздействия на улучшение состояния российско-болгарских экономических связей. Дело в том, что основные составляющие их позитивного развития связаны с глубокими

процессами изменения товарной структуры взаимных потоков, либерализации торговли на двусторонней основе, а главное - с поступательным развитием в Болгарии тех производств, в продукции которых заинтересована Россия. Итоги 2002 года оказались неутешительными: объем взаимного товарооборота снизился более чем на 25%, сохранилась тенденция абсолютного преобладания в нем российского экспорта.

Активные контакты на высшем уровне были продолжены и в 2003 году. В январе с рабочим визитом Москву посетил президент Болгарии Г. Пырванов, а Санкт-Петербург - вице-премьер правительства Николай Василев во главе делегации, участвовавшей в восьмом заседании Межправительственной комиссии. В Софии побывал министр иностранных дел России И. Иванов. Во время визитов в ходе переговоров обе стороны констатировали стремление расширять, укреплять и модернизировать взаимные связи, и хорошо уже то, что отношения между двумя странами вошли в нормальное цивилизованное русло. Ведь не секрет, что в 90-е годы они были хуже (прежде всего, из-за позиции болгарской стороны), чем между любыми другими странами Центральной и Восточной Европы.

В начале марта состоялся первый после десятилетнего перерыва визит в Болгарию президента России В. Путина. Он был приурочен к празднованию 125-й годовщины освобождения Болгарии от турецкого ига. Президент и сопровождающие его министры российского правительства, руководители регионов провели переговоры с Г. Пырвановым и С.

Сакскобургготским. В. Путин был принят патриархом Максимом, который вручил президенту орден "Святого Царя Бориса", которым 20 лет не награждались главы государств.

Итогом переговоров делегаций двух стран явилось подписание президентами совместной политической Декларации о дальнейшем углублении дружеских отношений и партнерства между Болгарией и Россией, а также девяти Соглашений в различных сферах взаимодействия между двумя странами. Был обсужден и целый ряд вопросов, представляющих взаимный интерес, таких как: урегулирование российского (советского) долга Болгарии, являвшегося камнем преткновения в отношениях все последние годы; об изменениях визового режима в направлении его облегчения; о присоединении России к Меморандуму о сооружении трехстороннего нефтепровода Бургас-Александруполис, подписанному Болгарией и Грецией в конце января 2003 года. Обсуждались также возможности участия России в процессах приватизации объектов болгарской собственности (особенно в области энергетики), участия в сооружении новых мощностей в атомной энергетике, в туристической отрасли; были затронуты вопросы военно-технического сотрудничества в свете заметной его активизации в 2002 году и подписанного осенью 2002 года Соглашения между двумя странами о военно-техническом сотрудничестве. Обсуждались и актуальные внешнеполитические проблемы, прежде всего связанные с положением вокруг Ирака. Россия и Болгария по-разному подходят к их решению. Но, как заявил министр иностранных дел Болгарии С. Паси, "обе страны уважают позиции друг друга независимо от степени их совпадения". Болгарская печать широко и в целом доброжелательно освещала ход визита российского президента, подчеркивая, что прибытие его в Болгарию в дни общего праздника двух народов, призвано открыть новую страницу в отношениях между нашими странами.

* * *

Таким образом, итоги двенадцатилетнего трансформационного периода в сфере внешней политики и экономических связей Болгарии выразились в реализации основной стратегической цели руководства страны - "врастании" в западные экономические и военно-политические структуры. Болгария принята в члены НАТО, ей обещано вступление в 2007 году в ЕС, но уже в настоящее время со странами-членами Союза создана функционирующая в полном объеме зона свободной торговли, и на ЕС приходится более половины болгарского товарооборота. Параллельно с процессами "европеизации" происходило резкое ослабление экономических и политических связей с Россией, утеря ее рынка для большинства болгарских товаров, необратимое в ближайшей перспективе ухудшение структуры взаимного товарооборота. Усилия, предпринимаемые обеими сторонами с середины 2001 года, привели к нормализации политических отношений, но потребуется немало времени для позитивных перемен в экономическом сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.