Научная статья на тему 'Постсоциалистическая Болгария: надежды и разочарования XXI века'

Постсоциалистическая Болгария: надежды и разочарования XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1302
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Болгарии / системная трансформация / постсоциалистический период / Болгарская коммунистическая партия / Союз демократических сил / Европейский Союз
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-socialist Bulgaria: hopes and disappointments of the XXI century

Socio-economic transformation, which began in Bulgaria in the early 1990-ies, had no alternative, but it was carried out in the absence of a clear vision of the reform concept and with numerous errors. This didn’t have a good impact on the social climate of the country, it maintained a permanent social tension and didn’t contribute to te sustainable development of the economics. After its entry into the European Union the countiy started facing new challenges in the circumstances of a globalized world overcoming poverty and modernization.

Текст научной работы на тему «Постсоциалистическая Болгария: надежды и разочарования XXI века»

ЕЛ. Валева

(Институт славяноведения РАН, Москва)

Постсоциалистическая Болгария: надежды и разочарования XXI века

Abstract:

Valeva E.L. Post-socialist Bulgaria: hopes and disappointments of the XXI century

Socio-economic transformation, which began in Bulgaria in the early 1990-ies, had no alternative, but it was carried out in the absence of a clear vision of the reform concept and with numerous errors. This didn't have a good impact on the social climate of the country, it maintained a permanent social tension and didn't contribute to te sustainable development of the economics. After its entry into the European Union the countiy started facing new challenges in the circumstances of a globalized world - overcoming poverty and modernization.

Ключевые слова: история Болгарии, системная трансформация, постсоциалистический период, Болгарская коммунистическая партия, Союз демократических сил, Европейский Союз.

С начала 1990-х годов Болгария переживала системную трансформацию, охватившую все сферы: политическое и экономическое устройство, внешнеполитическую ориентацию, культурную политику, социальные отношения. Это происходило в условиях отсутствия опыта и средств для структурного обновления, без традиций в области рыночной экономики, но зато с сильно выраженными потребительскими настроениями в обществе и с живучей убежденностью в том, что болгарское государство должно оставаться социальным. Переходный период начался с надежды, и несколько лет в общественном сознании большинства болгар господствовала иллюзия, что будут непременно восстановлены историческая, экономическая, социальная и прочая справедливость.

Однако социальная нестабильность, кризисное состояние общества и экономики в Болгарии в переходный период обусловили частую смену правительственных кабинетов. За 20 лет трансформации (с 1989 по 2009 гг.) в постсоциалистической Болгарии семь раз проводились парламентские выборы, из них трижды досрочно, пять раз - выборы в местные органы власти. Было сформировано 12 составов правительства, общей чертой которых являлось более или менее выраженное стремление к либеральным методам руководства. Однако ни Болгарская Социалистическая Партия (БСП, наследница компартии), ни Союз Демократических Сил (СДС, объединивший антикоммунистические партии и движения), чередовавшиеся у руля правления, так и не сумели разработать четкой стратегии для разрешения серьезных национальных проблем. Вместо этого они занимались в основном внутрипартийными интригами и своим обустройством в административных и экономических структурах.

Решающее воздействие на итоги выборов оказывала ухудшающаяся социально-экономическая ситуация, падение жизненного уровня основной массы населения. Каждая предвыборная кампания сопровождалась возникло-

вением новых или распадом старых коалиций. Большая динамика смены лиц на политической сцене Болгарии была вызвана высокими темпами обновления, ошибками и даже межличностными отношениями.

К концу XX века большинство болгар стало воспринимать СДС как партию власти, партию новой, «синей» номенклатуры. Различия между «левыми» и «правыми», между «красными» и «синими» стерлись до такой степени, что основными отличительными признаками их в глазах населения остались лишь цвета символики. В погоне за своими корпоративными интересами политическая элита упустила значительную часть болгарских избирателей, разуверившихся в возможностях как «левых», так и «правых». Болгарским обществом оказалась объективно востребована альтернативная, «третья сила», и она появилась.

В начале апреля 2001 г. в Болгарию после 55-летней вынужденной эмиграции вернулся бывший царь Симеон II Сакеен-Кобург-Готский. С целью участия на выборах в Народное Собрание в июне 2001 г. Симеон сформировал либеральную политическую формацию с красноречивым названием Национальное движение «Симеон Второй» (НДСВ). Никто по сути не понимал, что собой представляет новое движение и сколько голосов оно может собрать на предстоящих выборах. Это внесло нервозность в предвыборную стратегию основных партий. Лидер НДСВ демонстрировал политкорректность и стремление к объединению нации, что привлекло к нему избирателей, уставших от конфронтационных методов, критики и взаимных нападок «левых» и «правых». Сам Симеон в глазах болгар был чист - он не отвечал ни за тоталитарное прошлое, ни за тяготы переходного периода.

Результаты выборов 17 июня 2001 г. коренным образом изменили расстановку сил в Народном Собрании. НДСВ одержало громоподобную победу, получив ровно половину мандатов: 120 из 240. Остальные партии довольствовались куда более скромными результатами. Особенно сильно пострадала на выборах правившая с 1997 г. коалиция Объединенные Демократические Силы - ОДС (51 мандат). Не случайно она атаковала НДСВ в ходе предвыборной кампании, видя в нем опасного конкурента. Огромная часть голосовавших за НДСВ являлась бывшими членами СДС, разочарованными его непопулярными реформами. «Коалиция за Болгарию» во главе с БСП, получившая всего 48 мест в парламенте, впервые оказалась на третьем месте. Такова была расплата за то, что партия не сумела отстоять и реализовать социально ориентированную модель перехода. Четвертая политическая сила - Движение за права и свободы (ДПС, партия этнических турок) - получила 21 мандат. 24 июля 2001 г. Народное Собрание утвердило состав нового кабинета во главе с С. Саксен-Кобург-Готским. Из 16 министерских портфелей по два получили представители ДПС и БСП (хотя последняя оставалась в оппозиции).

Своим появлением на политической арене НДСВ разрушило сложившуюся в Болгарии в переходный период двухполюсную модель и заполнило нишу в либеральном центре. Как справедливо пишет болгарский историк И. Баева, восхождение НДСВ явился следствием отхода избирателей от абсолютно всех

партий и коалиций, он свидетельствовал об огромном разочаровании болгар результатами реформ, демократизации, переструктурирования, которые не улучшили, а ухудшили условия жизни большинства граждан1.

Приоритетами своего правительства Симеон провозгласил обеспечение необходимых условий для скорейшего вступления в Евросоюз и НАТО, развитие функциональной рыночной экономики и быстрый экономический рост, смягчение трудностей переходного периода в социальной сфере и непримиримую борьбу с коррупцией. В правительство вошли молодые, хорошо образованные бизнесмены, прекрасно знакомые с западными моделями демократии, но не имевшие представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. С 1 января 2002 г. правительство начало радикальную налоговую реформу, освободив от налогов все малоимущие (месячный доход ниже 110 левов, т.е. 51 долл.) слои населения и уменьшив в среднем на 10% ставки налогов на остальные доходы. Эти меры были призваны улучшить инвестиционный климат в стране, ускорить экономический рост и создать новые рабочие места. При этом правительство решилось на такую непопулярную меру, как повышение на 10% цен на электричество и тепловую энергию с 1 октября 2001 г. Чтобы подсластить пилюлю, премьер объявил об одновременном повышении минимальной зарплаты с 85 до 100 левов (примерно с 43 до 51 долл.) и об увеличении в два раза размера детских пособий2. Многие болгары встретили новое правительство с большим энтузиазмом, однако уже вскоре испытали первые разочарования, поскольку их надежды на быстрое улучшение жизни в очередной раз не оправдались.

Президентские выборы, проводившиеся в два тура 11 и 18 ноября 2001 г., проходили при небывало низкой активности избирателей. За кандидата от СДС Петра Стоянова выступили премьер-министр и его НДСВ. БСП выдвинула председателя Высшего совета своей партии Георгия Пырванова, которого поддержало и ДПС. Опровергнув прогнозы социологов, убедительную победу во втором туре одержал Г. Пырванов, получив 54 % голосов избирателей. Выступая на митинге своих соратников и приверженцев в Софии, новый президент объявил о преемственности в отношении внешнеполитического курса и подчеркнул, что страна будет еще более настойчиво добиваться членства в Евросоюзе и НАТО5.

Таким образом, в первый год нового тысячелетия Болгария дважды удивила мир неожиданными поворотами во внутренней политике, а от журналистов получила следующую эффектную характеристику: трансформирующееся государство, где премьер-министр - бывший царь, а президент - бывший коммунистический лидер4.

В октябре 2001 г. кабинет представил свою программу действий с многообещающим названием «Народ - богатство Болгарии». Она содержала намерения обеспечить годовой рост ВВП на 5-7 %, снизить прямые налоги, привлечь иностранные инвестиции, уменьшить число безработных. Но уже вскоре правительству, зависевшему от режима валютного совета и от международных финансовых организаций, пришлось отказаться от некоторых своих

обещаний. Бюджет на 2002 год, предусматривавший двукратное увеличение зарплат на 5 % и однократное повышение пенсий при инфляции в 3,5 %, явно не предполагал существенного улучшения уровня жизни народа. Когда в начале 2002 г. пришло время платить налоги, то оказалось, что большинство их повышено, причем в разы. Согласно докладу Всемирного банка, доходы на душу населения в Болгарии в 2001 г. составили 1560 долл., что представляло 31% от доходов в среднем по ЕС5. Недовольство правительством, наметившееся уже осенью 2001 г., стремительно возросло, профсоюзы стали организовывать акции протеста. За считанные месяцы доверие населения к НДСВ резко упало.

Тем не менее, несмотря на серьезные проблемы в социальной сфере, правительство могло записать себе в актив экономический рост в условиях макроэкономической стабильности. В отраслевом плане динамика ВВП поддерживалась главным образом ростом промышленного производства, хотя промышленности не удалось преодолеть трансформационного спада и структурного кризиса6. В докладе Европейской комиссии (9 октября 2002 г.) Болгарию признали страной с «функционирующей рыночной экономикой», этот же вывод был подтвержден и в 2003 г. Однако в ЕС считали, что государство предпринимает пока недостаточно усилий для поворота на инновационный путь развития страны. Во внешнеэкономической сфере в 2001-2005 гг. продолжалось развитие интеграции Болгарии с Евросоюзом. В 2005 г. на страны ЕС приходилось 55% внешнеторгового оборота страны. В болгарском экспорте доля стран ЕС была еще больше - 56,5%. Переориентировав на Евросоюз экономические интересы, открыв для его стран свой внутренний рынок, Болгария оказалась неспособной увеличить экспорт в эти страны из-за слабости своей экспортной базы.

Сферой, в которой правительство С. Саксен-Кобург-Готского добилось наиболее значимых успехов, явилась внешняя политика. За время его мандата Болгария стала полноправным членом НАТО (2004 г.). Завершился и переговорный процесс о присоединении Болгарии к Европейскому Союзу, длившийся с 2001 по 2004 гг. Ежегодно пролонгируемые среднесрочные рамочные предприсоединительные программы служили инструментом для наблюдения за реализацией намеченной экономической политики7. Европейская комиссия в своих мониторинговых докладах давала оценку выполнения Болгарией поставленных задач. Договор о присоединении Болгарии к Евросоюзу был подписан 25 апреля 2005 г., датой вступления определили 2007 год, но до этого стране предстояло провести целый ряд реформ, чтобы отвечать необходимым политическим и экономическим критериям.

Что касается болгаро-российского сотрудничества, то весь период трансформации в Болгарии характеризовался спадом в сфере политических, экономических и культурных связей. Дисбаланс в торговых отношениях Болгарии с Россией составляет значительную долю ее внешнеторгового дефицита. В ходе государственного визита в Болгарию В.В. Путина в начале марта 2003 г. президенты двух стран подписали декларацию «О дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между РФ и Болгарией»8. Казалось,

были урегулированы многие спорные вопросы, в частности проблема советского (российского) долга Болгарии, найдены подходы к решению вопросов в сфере военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов. Однако многое из намеченного так и не удалось реализовать как по объективным, так и по субъективным причинам. Проблема активизации экономического сотрудничества стала основой переговоров на высшем уровне во время визита в Москву Г. Пырванова в июле 2004 г., где главное внимание уделялось участию российской стороны в приватизации крупных объектов болгарской энергетики, увеличению поставок российского газа в Болгарию, а также его транзиту в третьи страны. После вступления Болгарии в ЕС в 2007 г. наблюдалось повышение интереса российского бизнеса к инвестициям в различные производства в Болгарии. Российский экспорт в эту страну составил в 2007 г. 4 млрд. долл. и в 19 раз превысил болгарский экспорт в Россию9, еще более увеличив дисбаланс в торговле в пользу Москвы. Почти 90% российского импорта составляют энергоносители, из них 80% - это нефть. Около трети болгарского экспорта в Россию - машины и оборудование, 17% - безалкогольные и алкогольные напитки, около 15% - фармацевтические товары10. Весьма остро стоит вопрос проникновения болгарских товаров на российский рынок.

В начале нового тысячелетия российско-болгарские отношения стали основываться на реализме и прагматизме, они не обременены идеологическими парадигмами. Это подтвердил состоявшийся 17-18 января 2008 г. визит В.В. Путина и Д.А. Медведева в Софию, в ходе которого стороны подписали ряд важных соглашений в экономической и культурной областях. Важнейшими документами, которые станут основой развития болгаро-российских отношений на десятилетия вперед, являются соглашения в сфере энергетики: о строительстве «Атомстройэкспортом» АЭС «Белене», о прокладке 155 км нефтепровода Бургас-Александруполис по территории Болгарии и о строительстве и эксплуатации газопровода из России в Европу «Южный поток»11. Таким образом, интересы российских инвесторов в Болгарии сосредоточены прежде всего в топливно-энергетической сфере.

Сдвиги в расстановке основных политических сил в Болгарии отчетливо выявили итоги выборов в местные органы власти осенью 2003 г. Наибольшее число мандатов в советах общин получили представители БСП (17,6 %), на втором месте оказалось ДПС (13,2 %), на третьем - СДС (10,2 %). Правящая правоцентристская партия НДСВ получила лишь 6,5 % мест, продемонстрировав глубочайший кризис доверия к ней избирателей. Любопытно, что более половины мандатов в местные органы власти завоевали независимые кандидаты и представители партий, не входящих в нынешний парламент. Это свидетельствовало о недовольстве населения правительством, о том, что в болгарском обществе нарастала потребность в очередной альтернативе утвердившейся политической элите.

Шестые после ноября 1989 г. парламентские выборы состоялись в положенный срок, 25 июня 2005 г., хотя оппозиционные СДС и БСП неоднократно поднимали вопрос о недоверии правительству С. Саксен-Кобург-Готского

и о проведении досрочных выборов. Социалисты набрали большинство голосов и после четырехлетнего перерыва вновь вернулись к власти. Возглавляемая ими «Коалиция за Болгарию» получила 31% голосов и 82 мандата вместо 48 в предыдущем Народном Собрании. Более 4% голосов, необходимых для получения места в парламенте, набрали следующие партии: НДСВ - 19,88 % (соответственно, 53 места вместо прежних 120), ДПС - 12,68 % (34 места), ультранационалистическая Коалиция «Атака» - 8,93% (21 мандат), ОДС -7,70 % (20 мандатов), партия бывшего премьер-министра И. Костова «Демократы за сильную Болгарию» (ДСБ) - 6,45 % (17 мест) и коалиция Болгарский народный союз (БНС) - 5,20 % (13 мандатов)'2.

Таким образом, результаты региональных и парламентских выборов показали, с одной стороны, резкое падение доверия к бывшей правящей партии НДСВ и ее лидеру, а с другой - упрочение позиций социалистов. Кроме того, стало очевидным значительное усиление позиций партии турецкого меньшинства - ДПС, которая стала третьей по численности партией в Народном Собрании и фактически играла роль балансира между БСП и СДС. Большой неожиданностью стал прорыв в парламент Коалиции «Атака»13. Аналитики объясняют этот феномен кризисом доверия к традиционным партиям всего политического спектра. Именно нараставшие протестные настроения в обществе вылились в формирование новой политической силы. «Атака» привлекла к себе внимание тем, что поднимала важные и крайне болезненные для болгарского общества проблемы, о которых другие партии и политики не решались открыто говорить, и при помощи демагогии и популизма создавала обманчивое представление о возможности их легкого и быстрого решения. Так, «Атака» выступила против невыгодного для Болгарии закрытия реакторов АЭС «Козло-дуй», против покупки болгарских земель иностранцами, против вступления в НАТО и ЕС, против «колониальных» отношений с МВФ. При этом она использовала национал-патриотические и ксенофобские настроения части населения, которой импонирует ее риторика против ДПС, турок и цыган.14.

Поскольку ни одна политическая партия не получила абсолютного большинства в Народном Собрании, назначить правительство можно было только на основе коалиции различных политических сил. Начавшиеся в июле переговоры между БСП, НДСВ и ДПС о тройственной коалиции шли долго и трудно, часто заходя в тупик. В течение семи недель политическая жизнь Болгарии фактически была парализована. Обострение парламентского кризиса вызвало предупреждения со стороны Евросоюза о возможности отсрочки приема Болгарии в ЕС из-за политической нестабильности. Наконец, 16 августа Народное Собрание утвердило состав левоцентристского правительства во главе с социалистом Сергеем Станишевым (167 голосов «за» и 67 «против»). Министерские портфели распределились следующим образом: БСП - 8, НДСВ - 5, ДПС - 3. Отметим, что партия Ахмеда Догана раз от раза требовала и получала все большую долю власти (в 2001 г. ДПС в правительстве С. Саксен-Кобург-Готского имело лишь министерство земледелия). Политический вес этой партии рос, что вызывало негативные эмоции болгарского населения страны.

С большим трудом образованная тройная коалиция с самого начала несла печать политической нестабильности и была чревата будущими внутренними конфликтами. Перед новым кабинетом стояли непростые задачи - проведение реформ, необходимых для вступления страны в Европейский Союз. Премьер-министр Станишев заявил, что главными задачами новой коалиции будут решение социальных проблем граждан, сокращение отставания от ЕС по уровню жизни населения и рост экономики. Пока же приближение Болгарии к Европе происходило (и продолжает происходить) такими медленными темпами, что огромное число способных молодых людей предпочитало пройти этот путь не вместе со своей страной, а самостоятельно - из страны усилилась эмиграция.

22-29 октября 2006 г. в Болгарии состоялись очередные президентские выборы, в ходе которых на пост главы государства претендовали семь кандидатов, в том числе действовавший президент Г. Пырванов. Глава государства с 2001 г. лидировал в рейтинге ведущих болгарских политиков, снискав популярность среди населения вступлением страны в НАТО в 2004 г. и договоренностью о вхождении 1 января 2007 г. в Евросоюз. Он зарекомендовал себя как политик, который в самые трудные моменты проявлял политическое спокойствие и предсказуемость. Пырванов одержал убедительную победу во втором туре, набрав более 76% голосов и став первым президентом Республики Болгария, переизбранным на второй срок. По мнению наблюдателей, победа Пыр-ванова означала продолжение взятого курса в отношениях с Европой, НАТО, США и Россией.

В начале XXI в. Болгария вступила в полосу ответственных и судьбоносных решений, касавшихся ее статуса и положения в Европе и мире. Членство Болгарии в НАТО и Европейском Союзе являлись основным внешнеполитическим приоритетом, по которому был достигнут консенсус в обществе и среди большинства политиков.

С начала 2000 г. и до середины 2004 г. между Болгарией и ЕС шел переговорный процесс по вопросам, связанным с присоединением. В октябре Европейская комиссия в докладе о готовности Болгарии подтвердила, что она может стать членом ЕС в намеченный ранее срок - 1 января 2007 г. при условии успешного выполнения всех договоренностей. Однако уже в июне 2005 г. ЕК направила Болгарии письмо, в котором говорилось о замедлении темпов реформ в стране в пяти сферах. Среди претензий Евросоюза к Болгарии назывались чрезвычайно разветвленная коррупция, слабый уровень судебно-правовой системы, дискриминация цыган, низкая инвестиционная активность, сохраняющееся сильное давление госаппарата на развитие экономики. В своем интервью в марте 2004 г. комиссар по расширению ЕС Г. Ферхойген прямо сказал, что «не предприняв серьезных реформ в судебной системе, Болгария не сможет вступить в ЕС»15. Поэтому интеграция в Евросоюз предполагала значительную структурную перестройку: административную реформу, реформы в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования, а также сближение болгарской законодательной базы с системой законов, принятых в странах ЕС.

25 апреля 2005 г. на торжественной церемонии в Люксембурге Болгария и Румыния подписали Договоры о присоединении к Европейскому Союзу с 1 января 2007 г. В мае Народное Собрание ратифицировало подписанный договор. Однако Европейская комиссия в своих регулярных мониторинговых докладах продолжала строго следить за выполнением обеими странами согласованных реформ и мероприятий и в случае сбоя могла рекомендовать отсрочку приема на один год. В конце сентября 2006 г. ЕК, к великому облегчению болгарских политиков, признала, что Болгария отвечает необходимым условиям членства в ЕС.

Итак, 1 января 2007 г. исторический акт свершился - страна стала полноправным членом Евросоюза. Уже через неделю правительство приняло План действий на 2007 г. с мероприятиями, вытекающими из членства в ЕС. 10 января Европейская комиссия впервые заседала в составе 27 человек: как полноправный еврокомиссар от Болгарии в этом заседании участвовала Меглена Ку-нева.

1 марта 2007 г. правительство приняло Национальную программу реформ в Болгарии на период 2007-2009 гг. под девизом «За более высокий рост и большее число рабочих мест». Одновременно оно одобрило семь оперативных программ, которые предстояло представить Европейской комиссии: «Транспорт», «Региональное развитие», «Окружающая среда», «Развитие конкурентоспособности болгарской экономики», «Развитие человеческих ресурсов», «Административный потенциал» и «Техническая помощь». Они предусмотрены на период 2007-2013 гг. и в предстоящие годы должны финансироваться из различных фондов ЕС и национального бюджета16.

Болгарская дипломатия и администрация приложили огромные усилия для того, чтобы убедить Еврокомиссию в том, что Болгария подготовлена к вступлению не хуже, чем участницы предыдущего расширения ЕС. При этом все - и в Софии, и в Брюсселе - хорошо понимали, что страна весьма далека от средних европейских стандартов. По оценкам экспертов ЕК, жизненный уровень в Болгарии накануне вступления был втрое ниже этого показателя в странах ЕС. Наряду с Албанией она являлась беднейшей страной Европы и занимала последние места в европейских статистиках по всем основным экономическим, социальным и другим показателям. Аналитики подчеркивали, что прием в ЕС Болгарии (как и Румынии) имел политический оттенок, поскольку без этих стран «не мог завершиться европейский процесс на Балканах» 17. Иными словами, эти страны оказались нужны Евросоюзу так же, как и он им.

С вступлением в ЕС оптимистические ожидания большой части общества не оправдались, «молочные реки с кисельными берегами» не потекли в Болгарию. Вполне естественно, что среди болгар стал нарастать «евроскептицизм», тем более что в 2007 г. страна являлась скорее донором, чем реципиентом (один только членский взнос в ЕС составил 640 миллионов левов). В двух областях предстояло приложить особенно много усилий - в борьбе с коррупцией, особенно в высших эшелонах власти, и с оргпреступностью. К сожалению,

коррупция в стране продолжает оставаться на уровне, значительно превышающим средний по ЕС, о чем свидетельствуют данные исследования «Коррупционный индекс в 2007 году» международной ассоциации «Прозрачность без границ». Усиленно декларированная Софией борьба с коррупцией пока явно не дала результатов.

Социологический опрос агентства «Альфа Рисерч», проведенный с 22 ноября по 3 декабря 2007 г., показал, что болгарское общество продолжает оказывать высокую поддержку членству страны в ЕС. Год спустя после присоединения Болгарии к Евросоюзу 79% болгар считало, что этот путь - правильный, хотя они не ожидают быстрого повышения жизненного статуса в связи с ним. Любопытно, что это один из самых высоких уровней поддержки евроинтегра-ции среди присоединившихся недавно стран-членов ЕС18.

В первый год после приема Болгарии в Евросоюз стало очевидно, что политическая ситуация в ней отнюдь не стабилизировалась, как прогнозировали многие политики и СМИ. Напротив, пропасть между основной массой населения и политическими и экономическими элитами углубилась, обострились и конфликты внутри самих элит. Схема управления тройной коалиции подвергалась постоянной критике в результате усиливавшегося натиска общественного недовольства, порожденного адаптацией к членству в Европейском Союзе. Новые условия создавали напряжение, которым воспользовались новые политические субъекты.

Здесь следует остановиться на таком факторе в болгарской политике, как партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), созданная ее неформальным лидером Бойко Борисовым в декабре 2006 г. На выборах в Ев-ропарламент в мае 2007 г. и в местные органы власти в октябре 2007 г. она стала ведущей политической силой страны. ГЕРБ «оттянул на себя» часть электората БСП, НДСВ и «Атаки», то есть привлек много разочарованных из других партий, прежде всего своей критикой в адрес правительства и заявлениями о намерениях побороть преступность19. ГЕРБ использовал растущее недовольство населения социалистической и «царской» партиями, а также различными объединениями консервативных «демократов», которые почти за 20 лет своего правления не смогли вывести страну из нищеты.

В конце августа 2007 г. премьер-министр С. Станишев подвел итоги двухлетней работы правительства. По его словам, за последние два года в болгарской экономике отмечается высокий и устойчивый рост. Реальный рост ВВП за 2005 и 2006 гг. превысил 6%, а за первый квартал 2007 г. он стал еще выше. Уровень безработицы в стране составил менее 8%. В бюджетном секторе средняя заработная плата повысилась до 250 евро, средняя пенсия повысилась с 68 евро в 2005 г. до 84 евро в июле 2007 г.20.

Однако в ходе парламентских выборов 5 июля 2009 г. болгарское население дало собственную оценку управления за последние годы. Уже за несколько месяцев до выборов социологи отмечали усиление оппозиционных настроений в обществе и радикализацию политически активных избирателей. Причиной появления этих тенденцией стал мировой финансовый кризис, который не

обошел стороной и Болгарию, а также газовый кризис зимы 2009 г. Сложившаяся политическая модель уже давно не представляла интересов граждан, они в очередной раз искали альтернативу. В итоге большинство поддержало правоцентристскую партию ГЕРБ (39,7% голосов), выразив тем самым свое желание радикально изменить сложившуюся ситуацию. Более чем в два раза меньше голосов получили стоявшие у власти социалисты (их «Коалиция за Болгарию» получила 17,7%) и ДПС (14,5%), а партия НДСВ после 8 лет участия в управлении страной даже не прошла в парламент. Четвертую позицию на выборах заняла «Атака» (9,4% голосов); правоцентристская «Синяя коалиция» (СДС и ДСБ) также вошла в состав нового парламента (6,8%). Шестой политической формацией в Народном Собрании стала партия крайних консерваторов «Порядок, законность, справедливость» (4,1%).

Партии ГЕРБ не хватило всеш лишь пяти голосов, чтобы располагать полным большинством в парламенте, но в него вошли еще три формации с желанием изменить статус-кво и зашившие о своей поддержке будущего кабинета - «Синяя коалиция», «Порядок, законность и справедливость» и «Атака». Остальные две партии в новом парламенте, правившие прежде «Коалиция за Болгарию» и ДПС, составили оппозицию.

Правоцентристский однопартийный кабинет Б. Борисова был сформирован в конце июля 2009 г. Среди первоочередных задач новое правительство назвало необходимость ликвидировать политическую коррупцию, что способствовало бы восстановлению доверия к Болгарии европейских институтов, Евросоюза в целом и, в результате, разблокированию замороженных средств из еврофондов21. Не менее важным приоритетом стали поиски механизмов для ограничения последствий экономического кризиса. Это означало борьбу с безработицей и оказание помощи бизнесу, а также пересмотр бюджета. Именно в балансировании между поддержкой бизнеса и социальными расходами состоял один из главных вызовов новому правительству22.

Быстрыми и конкретными действиями Б. Борисов принялся доказывать, что «Болгария может» - девиз, которым ГЕРБ завоевал симпатию и болгар, и партнеров по Евросоюзу. Уже во время своего первого официального визита в Брюссель в сентябре 2009 г. он представил пакет неотложных мер против организованной преступности и коррупции в высших эшелонах власти, принятый его кабинетом в ответ на рекомендации Европейской комиссии. С целью овладения кризисом, борьбы с коррупцией и восстановления доверия Брюсселя были осуществлены первые шаги - ревизия управления «тройной коалиции» БСП-НДСВ-ДПС, сокращение бюджетных расходов на 15%, смена руководящих кадров в государственных структурах, подозревающихся в злоупотреблении служебным положением23. К заметному улучшению экономической и социально-политической ситуации в стране это не привело, зато вызвало резкую критику со стороны оппозиции.

Результаты исследования Gallup International-Bulgaria, проведенного в январе-феврале 2011 г., свидетельствовали о тенденции спада доверия к власти, то есть к правящей партии ГЕРБ, хотя процессы осмысления происходящего

в стране не завершены: от 30% до 45% опрошенныхне имели четкой позиции. Поддержка ГЕРБ сократилась в январе с 31% до 27%. В то же время 53% опрошенных категорически уверены, что на данный момент у руководящей партии нет альтернативы: всего 18% считают, что другая партия или коалиция справилась бы с этой задачей лучше24.

В 2011 г. в Болгарии предстоят очередные президентские и региональные выборы. И хотя они намечены на осень, уже в начале года наблюдалась сильная поляризация основных политических сил. В январе премьер-министр Б. Борисов предпринял опережающий ход против дискредитации правления своей партии, потребовав и получив вотум доверия в парламенте25. Успех вотума доверия обеспечила прежде всего поддержка «Атаки», которая на тот момент являлась твердым сторонником правительства. По словам ее лидера В. Сидерова, «Атака» поддерживает кабинет, потому что альтернатива - это реванш уже правивших прежде партий, которые продемонстрировали свою негодность. Против вотума доверия выступили депутаты от оппозиционных «Коалиции за Болгарию» и ДПС. Лидер социалистов С. Станишев заявил, что управление - плохое, и что правительство должно подать в отставку26.

Это же требование было выдвинуто на национальном митинге протеста под лозунгом «Красная карточка правящим», организованном БСП 26 марта 2011 г. в Софии. Митингующие выразили несогласие с растущей бедностью, повышением цен, коррупцией и организованной преступностью, управленческой некомпетентностью. По данным организаторов, участниками митинга стали около 16 тысяч сторонников «левых», прибывших в столицу со всей страны27.

После двадцатилетнего периода системной трансформации (которая, судя по всему, не закончена до сих пор), испробовав в управлении различные политические силы и их комбинации, пережив очередные надежды и разочарования, Болгария по-прежнему стоит перед масштабными задачами. Это преодоление бедности, модернизация страны, достижение европейских показателей развития, построение демократического правового государства и гражданского общества, все еще находящихся в стадии становления.

Примечания

' Калинова Е., Баева И. Българските преходи 1939-2005. София, 2006. С. 335.

2 «Независимая газета». 2001. 23 августа.

3 «Независимая газета». 2001. 20 ноября.

4 После победы на выборах Г. Пырванов вышел из состава БСП, а председателем Высшего совета партии был избран С. Станишев, сын бывшею члена Политбюро ЦК БКП Д. Станншева.

5 Калинова Е., Баева И. Българските преходи... С. 351.

6 См.: Страны Центральной и Восточной Европы в 2003 году: результаты социально-экономического и политического развития. М., 2004. С.28.

7 См.: Страны Центральной и Восточной Европы в период подготовки к вступлению и в первые годы членства в Европейском Союзе (2000 - 2005). М., 2006. С. 41.

8 «Независимая газета». 2003. 3 марта.

5 http://www.capital.bg/show.php7storyidM49597.

10 http://www.bnr.bg/R^oBulgaria/Emission_Russian/ThemeJkonomika/MatenaW5g_ms_l 50108.htm.

11 «Сегодня». 2008. 21 января; «Коммерсантъ». 2008. 19 января.

12 http://www.parlament.bg от 17 июля 2005.

11 Партия «Атака» была учреждена в апреле 2005 г., ее председателем стал известный болгарский журналист Волен Сидеров. 14 «Нова зора». 2006. 26 еептември.

" Евроинтеграция Болгарии: проблеми и перспективи. София, 2005. С. 106-107. 16 Подробнее о присоединении Болгарии к Евросоюзу и членстве в нем см.: Валева Е.Л. Евроинтеграция Болгарии: проблемы и перспективы // Трансформационные процессы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы на рубеже веков: двадцатилетний (1989-2009 гг.) исторический опыт. М., 2011.

11 См.: Писарев П. България пред вратите на рая // «Ново време». 2006. № 10. С. 8-10. " http://wwwbnrbg/RadioRulgana^mission_Russiarinbeme_BulgariaEü/Matenal/eubg 201207.htrri. " «Cera». 2006. 30 декември.

20 hUp://www.bnr.bg/RadioBulgaria/Emission_Russian/Theme_Monitor/Material/doklaci_ 190907.htm.

21 Болгария заняла в 2009 г. первое место в самом позорном рейтинге Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) - о злоупотреблениях с еврофондами. Больше всего злоупотреблений раскрыли в секторе сельского хозяйства, в результате чего Еврокомиссия заморозила 140 млн. евро по программе САПАРД. По другим программам также была заблокирована значительная часть средств Евросоюза.

22 «Капитал». №27. 2006. 10 юли.

23 http://bM.bg/sites/radiobulgaria/Lifestyle/Politics/Pages/2409_anlikrizisni_merki.aspx.

24 http://bnr.bg/sites/ru/Lifestyle/Politics/Pages/150211-spad.aspx.

25 Согласно болгарскому законодательству, оппозиция не может требовать вотума недоверия в течение следующих шести месяцев.

26 http://bnr.bg/sites/ru/Lifestyle/Politics/Pages/200111 -votum.aspx.

27 http://bnr.bg/sites/radiobulgaria/Lifestyle/News/Pages/26.03.11 -1 .aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.