Научная статья на тему 'Болгария и Европа: история отношений в 1989 - 2003 гг'

Болгария и Европа: история отношений в 1989 - 2003 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
527
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Наталия Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы внутриполитического развития Болгарии в контексте взаимоотношений страны с НАТО и Евросоюзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болгария и Европа: история отношений в 1989 - 2003 гг»

ПРОБА ПЕРА

БОЛГАРИЯ И ЕВРОПА: ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ В 1989 - 2003 гг.

Н.А. ДАВЫДОВА

Институт актуальных международных проблем Дипломатическая академия МИД РФ

Б. Козловский пер., 4, 107078 Москва, Россия

В статье рассматриваются проблемы внутриполитического развития Болгарии в контексте взаимоотношений страны с НАТО и Евросоюзом.

В послевоенный период Болгария постепенно выдвинулась на престижную роль самого надежного союзника СССР, весьма активного участника военнополитического и экономического сотрудничества европейских социалистических стран. Исчезновение СЭВ, Варшавского Договора, гарантировавших Болгарии безопасность, существенный запас морально-психологической прочности и самоуважения ее гражданам, а также стабильные торгово-экономические связи, обернулись для Болгарии утратой таких выгод, преимуществ и перспектив, которые она практически не была в состоянии компенсировать даже самым максимальным напряжением внутренних ресурсов. Распад Советского Союза лишь усугубил возникшую ситуацию утраченных возможностей. Процесс обвальных изменений в Восточной Европе заставил Софию по-новому взглянуть на европейские реалии, перспективы формирования общеевропейской системы безопасности и сотрудничества. В ходе острых и длительных дискуссий возобладало мнение, что наилучшие шансы и возможности в плане обеспечения безопасности и экономического роста таит в себе присоединение Болгарии к НАТО и Европейскому союзу.

Болгария - НАТО. В 1999 г. произошло первое расширение НАТО, когда в организацию вступили Польша, Венгрия, Чехия. На саммите НАТО в Праге в ноябре 2002 г. было принято решение направить официальное приглашение вступить в атлантический альянс Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии с мая 2004 г.[7, с. 2]. Представители Союза демократических сил еще в 1996 году резко критиковали премьер-министра и лидера БСП Жана Виденова за то, что Болгария так и не подала в Брюссель формальную просьбу о вступлении в Североатлантический блок, который мог бы в свою очередь выступить с приглашением для присоединения. БСП действительно не спешила присоединиться к тезису о необходимости скорейшего вступления Болгарии в НАТО, высказываясь лишь за усиленное изучение системы Североатлантического альянса, его планов расширения на Восток. Социалисты считали также, что в вопросах поддержания безопасности на Старом континенте необходимо полнее использовать возможности, предоставляемые в рамках ОБСЕ в формировании новой модели безопасности, исходя из концепции ОБСЕ «от Ванкувера до Владивостока». В беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС в марте 1995 г. бывший премьер-министр Ж.Виденов сказал: «Что касается расширения НАТО путем включения в неё

восточноевропейских стран, то совершенно ясно и нам и странам Североатлантического блока, что без России, вопреки России и, не дай Бог, против

России прочная безопасность в Европе и мире невозможна» [1, с.25]. Важным элементом позиции БСП было соображение, что окончательно вопрос о присоединении Болгарии к НАТО должен быть решен путем всенародного референдума.

В деле формирования болгарской политики в отношении Североатлантического альянса активную роль играл новый институт президентской власти в Болгарии. Президент Желю Желев, выступив в своё время за активизацию сотрудничества Болгарии с Россией, одновременно настаивал на том, чтобы Болгария ясно и четко заявила о своем желании вступить в НАТО. В апреле 1995 г. болгарский президент выступил в Софии перед представителями общественности, политиками и дипломатами со специальной лекцией на тему «Новая внешняя политика Болгарии и НАТО», которая имела целью активизировать интерес болгарского общества к данной внешнеполитической проблеме. По мнению Ж. Желева, в Болгарии в 90-х годах произошла смена внешнеполитической ориентации в соответствии с требованиями, вытекавшими из демократических преобразований в стране. Болгарская сторона ещё в 1990 г. с трибуны ООН официально отказалась от «брежневской» доктрины ограниченного суверенитета, отвергла принцип пролетарского или социалистического интернационализма - как плохо прикрытое подчинение болгарской внешней политики СССР. Из сферы внешнеполитической деятельности был изъят и принцип партийности, который ставил эту сферу в зависимость от коммунистической партии и партийной номенклатуры. Вместо этих принципов были введены новые демократические принципы и нормы, отвечающие новой внешней политике Болгарии. И сейчас, заявил тогда болгарский президент, «интеграция в европейские и атлантические структуры является первым и основным приоритетом, по которому существует консенсус в нашем обществе» [2, с.24].

Характеризуя роль России в системе общеевропейской безопасности, Ж. Желев отметил, что самый большой провал в этой сфере связан с тем, что невозможно интегрировать Россию в ценностную систему демократического мира: «Сейчас можно говорить о двух подходах к России. Первые отводят ей роль «вечного врага». Представители второго, выдавая желаемое за действительное, объявляют Россию «демократической страной». Однако ни ностальгия по «потерянному врагу», ни политическая наивность не в состоянии решить проблем России. Она должна сама сделать свой выбор» [2, с.25]. Отношения Запада с Россией имеют одну естественную границу, то есть «политика успокоения» России не может осуществляться за счет демократии и безопасности других стран. Восточная Европа сверхчувствительна ко всему, что «напоминает о Ялте», продолжил болгарский президент. Ж. Желев также заявил: «Болгарское стремление к безопасности - это не антирусская политика. Более того, мы исходим из стремления поддержать демократические реформы в России, и поэтому я думаю, что будет разумно, если процесс расширения НАТО станет сопровождаться диалогом по таким вопросам, как размещение ядерного оружия, строительство военных баз, введение войск НАТО на территории стран, которые станут его новыми членами». Принятие Болгарии в НАТО, убеждал болгарский президент, «расширит зону безопасности», не создавая риска для безопасности стран-членов Североатлантического союза, которых глава болгарского государства призвал четко определить свое отношение к приему Болгарии в НАТО [2, с.25].

Еще более активным сторонником быстрого вступления Болгарии в НАТО зарекомендовал себя следующий президент Болгарии Петр Стоянов, по инициативе которого 17 февраля 1997 г. Болгария подала официальную заявку о вступлении в

НАТО. Болгарским правительством была одобрена программа сотрудничества со странами НАТО в оборонных исследованиях и обеспечении вооружений. Программа содержала призыв к странам-членам НАТО начать технические переговоры о модернизации систем командования, контроля и коммуникаций Болгарии в соответствии со стандартами НАТО, развитии ориентированной на атлантические требования национальной стратегии безопасности и военной доктрины. Для наблюдения за реализацией данной программы сближения с НАТО болгарское правительство создало постоянный комитет, состоящий из представителей ряда министерств, включая военное ведомство и министерство иностранных дел. Будучи настойчивым сторонником атлантической ориентации Болгарии, президент П.Стоянов считал, что присоединение Болгарии к американской программе «Партнерство во имя мира» было недостаточным. В заявлении, сделанном ещё в ходе президентской избирательной кампании, им были выражены те расчеты, которые связывает Союз демократических сил со вступлением Болгарии в НАТО. Он заявил в октябре 1996 г.: «Принцип, который социалисты исповедовали болезненно долго, - справиться с кризисом собственными силами - всего лишь пожелание, ведущее к бессмысленным жертвам. Все остальные бывшие соцстраны ориентировались на Европу и уже пожинают плоды. Для нас возможность преодоления кризиса связана со вступлением в Европейский Союз, а путь в ЕС проходит через НАТО» [16, с.19].

Крайне нестабильное состояние болгарской экономики, большие трудности с проведением реформ в бюджетной, таможенной, финансовой и общегосударственной сферах серьезно снижали шансы на скорую интеграцию Болгарии в Европейский Союз. Поэтому болгарские руководители решили добиваться скорейшего присоединения страны к НАТО, рассчитывая тем самым улучшить перспективы вступления в ЕС. Реализуя свои расчеты, болгарские политики безоговорочно поддержали военную операцию НАТО против Югославии, открыв болгарское небо для операций ВВС альянса. Когда в разгар косовского кризиса депутаты от БСП и фракции «Европейские левые» внесли в парламент предложение о проведении референдума по вопросу о предоставлении НАТО неограниченного доступа в национальное воздушное пространство, то правительственное большинство в парламенте блокировало это предложение. Рассчитывая извлечь материальные выгоды и дополнительные доходы, болгарские атлантисты призывали к созданию натовских баз на территории Болгарии, а также к скорейшему осуществлению планов реорганизации болгарской армии с целью превращения ее в структуру поддержки НАТО. Известный болгарский военный теоретик, профессор Е. Гиндев заявил в этой связи: «Идет строительство армии нового типа, с новыми целями и задачами, новыми принципами обучения, с новыми вооружениями и кадрами, с иной моралью, союзниками и противниками. Это уже не будет национальная болгарская армия. Она не будет служить интересам Болгарии» [10, с. 20]. Учитывая эту политическую критику, руководство Болгарской социалистической партии заметно изменило свою позицию в отношении НАТО. На конгрессе БСП в мае 2000 г. ее председатель Георгий Пырванов подчеркнул: «Мы собираемся не бросаться в объятия Североатлантического пакта, а занять позицию, подразумевающую изменение отношения к НАТО. Это является условием как внешней, так и внутриполитической поддержки, а самое важное - условием укрепления национальной безопасности» [11, с. 61].

Новые особенности в подходе БСП к НАТО были отражены в итоговых документах конгресса социалистов. Эти новые подходы проявились в том, что

депутаты-социалисты вскоре проголосовали в парламенте за проект резолюции, поддерживающий внешнеполитические установки правительства И. Костова, в том числе о членстве Болгарии в НАТО [2, с. 25].

Болгария - ЕС. В мае 1994 г. Болгария стала членом Совета Европы. 1 февраля 1995 г. она была принята в качестве ассоциированного члена в Европейский Союз. В декабре 1995 г. Болгария подала официальную заявку о полноправном членстве в Европейском Союзе [6, с. 76]. Однако значительный удельный вес теневой экономики в стране, контрабанда и коррупция в экономических структурах власти создавали серьезные препятствия на пути Болгарии в Европейское экономическое сообщество [11, с. 60]. Несмотря на то, что окончательные перспективы вступления Болгарии в ЕС на тот период оставались неясными, в практических делах между ними наметился определенный прогресс. Так, за последние годы произошло резкое увеличение доли Европейского Союза во внешнеторговом обороте РБ (с 6-8% в конце 80-х - начале 90-х годов до 47,1% в 2000 г.). Доля Европейского Союза в болгарском экспорте в 2000 г. составила 51,2 % и в импорте - 44,1%. В стоимостном выражении объем торговли между Болгарией и ЕС в 2000 г. увеличился по сравнению с 1995 г. на 35,4 % и составил 5,32 млрд. долларов, в том числе экспорт РБ - 2,46 млрд. долл. (рост на 26,3 %), а ее импорт - 2,86 млрд. долл.(44,4 %) [8, с.4]. Основными торговыми партнерами Болгарии среди стран ЕС являются Германия, Италия, Греция, Франция, Бельгия, Испания, Великобритания. Сальдо торгового баланса в торговле РБ с ЕС в последние годы было отрицательным. Болгария экспортирует в ЕС в основном товары низкой степени переработки -продовольствие, сырье и материалы (прежде всего, металлы и текстиль).

Страны-члены Евросоюза являются крупнейшими иностранными инвесторами в Болгарии. За период 1992-2000 гг. объем инвестиций из этих стран составил в млн. долларов: Германия - 498,2, Бельгия - 412,9, Италия - 374,1, Греция - 328,0, Австрия - 213,7, Нидерланды - 183,1, Великобритания - 180,5, Франция - 111,7, Испания - 110,4. Общий объем иностранных инвестиций в Болгарию за указанный период оценивается в 3,9 млрд. долларов [8, с. 4]. Болгария уделяла в последнее время большое внимание унификации своей таможенной системы с аналогичной системой ЕС. С 1 января 2001 г. вступил в силу новый Таможенный тариф РБ, который воплотил изменения и дополнения, связанные с выполнением требований Европейского соглашения об ассоциировании Болгарии с Европейским Союзом. Это свидетельствует о том, что между РБ и ЕС была достигнута достаточно высокая степень либерализации взаимной торговли.

В декабре 1999 г. в Хельсинки Болгария получила официальное приглашение к началу переговоров с ЕС. Переговоры начались 28 марта 2000 г. Для их проведения в Болгарии были созданы специальные организационные структуры. Вопросами общей политики Болгарии в отношениях с Европейским Союзом занимается Совет министров. Он же руководит процессом проведения переговоров с ЕС. Другими структурами являются: (1) Совет по европейской интеграции во главе с председателем правительства; (2) Координационный совет по подготовке РБ к присоединению к ЕС под руководством заместителя министра иностранных дел; (3) Дирекция по европейской интеграции и отношениям с международными финансовыми организациями в администрации Совета министров; (4) Дирекция по европейской интеграции МИД Болгарии; (5) тридцать рабочих групп при Координационном совете по подготовке РБ к вступлению в ЕС; (6) Специальный представитель правительства Болгарии для проведения переговоров по присоединению к ЕС.

В Народном собрании страны был создан Совет по европейским вопросам, председателем которого является Председатель болгарского парламента. Заседания болгарского правительства по проблемам европейской интеграции проводятся ежемесячно. Одобренные решения и документы направляются Президенту и в Народное собрание РБ.

Европейский Союз проводит переговоры о присоединении со странами-кандидатами по 31 разделу, в т.ч.: свободное движение капиталов, статистика, малые и средние предприятия, наука и исследования, международные отношения, общая внешняя политика и политика безопасности. К середине 2001 г. Болгария осуществляла переговоры с ЕС по 18 разделам, по 10 из них переговоры уже завершены. В июне 2001 г. Совет министров РБ одобрил позицию Болгарии, которую она будет отстаивать на переговорах с ЕС еще по трем разделам: сельское хозяйство, свободное передвижение рабочей силы, социальная политика и занятость. Болгария стремилась к ускорению переговоров о присоединении к ЕС и рассчитывала стать его членом в конце 2006 - начале 2007 гг. [8, с. 16]. В частности, ссылаясь на необходимость привести законодательство Болгарии в соответствие с действующими нормами Европейского Союза, Болгария ввела с 1 октября 2001 г. визовый режим для граждан России.

За последние годы в Болгарии была достигнута определенная валютнофинансовая стабилизация, которая стала следствием введенного валютного управления и программы оздоровления банковской системы в стране. И хотя руководство страны во главе с П. Стояновым и И. Костовым широко рекламировали эту стабильность, реальная ситуация в экономике оставалась тревожной. В народном хозяйстве Болгарии сохранялись следующие труднопреодолимые барьеры: непоследовательность и нестабильность законодательства; бюрократический аппарат, создающий препоны частной экономической инициативе; ограниченная покупательная способность населения и слаборазвитая рыночная инфраструктура; преступность и коррупция; высокие налоги; нехватка квалифицированного управленческого персонала; высокие инвестиционные риски и ограниченность местных источников финансирования; техническая отсталость экономики; инфляция и нестабильность национальной валюты - «лева» [4, с. 104].

Согласно государственному бюджету на 1998 г., уровень ВВП на душу населения в Болгарии должен был составить 1540 долл. США. В странах Европейского Союза этот показатель составляет в среднем около 22 тыс. долларов [5, с. 97]. 9 октября 2002 г. был оглашен доклад Еврокомиссии, рекомендовавший саммиту ЕС направить приглашение 10 странам-кандидатам на вступление в Евросоюз в 2004 г. В число избранных вошли Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Болгария и Румыния получили приглашение на вступление в ЕС в 2007 г.[3, с. 52]. Болгарский экономист, профессор Иван Ангелов, обращая внимание на то, что в Румынии и Болгарии сложно проходили процессы модернизации и интеграции, отмечает: «В отличие от предыдущих перемен в составе ЕС предстоящее расширение Союза охватывает группу стран, в которых 40 лет господствовали однопартийные политические диктатуры в сочетании с командно-административным планированием экономики. В последние 10 лет эти страны осуществляли уникальную трансформацию по направлению к рыночному хозяйству и демократическому плюрализму. Отстающие в рыночных преобразованиях страны (например, Болгария) слабо подготовлены к интеграции в Европейское сообщество» [3, с. 53]. Комментируя далее решение пригласить Болгарию и Румынию к переговорам о вступлении в сообщество, профессор Ангелов

резюмирует: «Главными факторами принятия этого решения, очевидно, стала трагедия в Югославии в 1999 г. и политика Болгарии и Румынии во время этой войны. Главенство политического фактора в какой-то степени может быть объяснено, но если он оказался решающим вопреки экономическим мотивам, то последствия этого шага могут быть очень тяжелыми» [3, с.55].

Если Иван Ангелов призывает преодолеть эйфорию, развеять иллюзии по поводу быстрого подъема болгарской экономики, появившиеся в связи с проходящими переговорами между Болгарией и ЕС, то директор Агентства внутреннего финансового контроля РБ Татьяна Хубенова-Делисивкова исходит из более оптимистических оценок, хотя и достаточно осторожных: «Известно, что страны-кандидаты на вступление в ЕС не имеют права, которое было предоставлено Дании и Великобритании, сохранить свой национальный валютный суверенитет, национальную финансовую политику и отказаться от участия в Европейском центральном банке и общей политике еврозоны. Поэтому Болгария, как и остальные страны-кандидаты, обязана ввести на своих территориях евро в качестве расчетной денежной единицы. Комментируя проблему адаптации болгарской экономики к европейским стандартам, в том числе финансовым, Т. Хубенова-Делисивкова прогнозирует: «Этому интеграционному процессу могла бы способствовать и замена режима валютного управления на более гибкое использование инструментов Центрального банка». Расширились бы возможности правительства менять процентные ставки и курс национальной валюты для стимулирования экономики через регулирование спроса и предложения денег [15, с. 50]. При этом болгарский экономист исходит из следующего важного соображения: «Для Болгарии переход к самостоятельной финансовой политике мог бы стать мощным стимулом, но одновременно и шансом для подключения на более позднем этапе (после присоединения к ЕС и еврозоне) к инструментарию и валютной политике Европейского центрального банка» [15, с.51].

Болгарское правительство Симеона Сакс-Кобургготского с большой озабоченностью обнаружило, что определенная макроэкономическая стабилизация и прогресс в развитии связей Болгарии с ЕС сопровождались развалом традиционных торгово-экономических отношений страны с Российской Федерацией. В 2000 г. сальдо двусторонней торговли Болгарии с Россией было для РБ отрицательным и оценивалось в 1463,7 млн. долл., при экспорте в 118,7 млн. долл. и импорте в 1582 млн. долларов. Приводя эти печальные цифры, вице-премьер и министр экономики в правительстве Симеона II Н. Васильев назвал сложившуюся ситуацию «национальной трагедией» [8, с. 5]. Социалист Георги Пырванов, который в январе 2002 г. занял кресло президента Республики Болгария, заявил, что его позиция в пользу присоединения Болгарии к НАТО и ЕС исходит из того, что не будет никакого расширения по «шоковому» варианту [12]. В интервью агентству Рейтер, болгарский президент сообщил: «Я хочу категорически заявить, что приложу все усилия для ускорения переговоров по поводу вхождения в ЕС и Альянс, разумеется, при условии соответствия их требованиям» [13]. Важным элементом президентской позиции в отношении НАТО стало следующее разъяснение, которое дал президент в интервью ИТАР-ТАСС: «События, имевшие место после 11 сентября, показали тенденцию к сближению между НАТО и Россией в поисках общей системы безопасности. Я буду рад, если все мы - и НАТО, и Россия, и Болгария - станем частью этой общей системы» [14]. Создание общей системы международной безопасности, бесспорно, важная задача дня. Вопрос в том, для кого эта система будет общей, а кто останется по её другую сторону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрасимов В. Болгария: приоритеты и проблемы нового правительства // Компас. - 1995.

- № 12. - 7 марта.

2. Абрасимов В. Болгария: «сто дней» правительства Жана Виденова // Компас. - 1995. -№ 36. - 30 мая.

3. Ангелов И. Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 1.

4. Горчева Т. Иностранные инвестиции в Болгарии // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 7.

5. Зенкин Д. Болгария: шансы присоединения к ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. -№ 3.

6. Зудинов Ф. Ю. Болгария между Россией и НАТО // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18 «Социология и политология». - 1996. - № 4.

7. Известия. - 2002,22 ноября.

8. Карцев В.И. Торгово-экономические отношения Болгарии и Европейского союза // БИКИ. -2001.-№77.

9. Карцев В.И. Экономическая политика нового правительства Болгарии // БИКИ. - 2001. — № 128.

10. Нарышкин А. Появятся ли базы НАТО в Болгарии // Компас. - 1999,- № 42. - 14 октября.

11. Нарышкин А. Болгария: социологические опросы предвещают перемены // Компас. -2000. - № 27. - 6 июля.

12. Пульс планеты. - 2001, 19 ноября.

13. Пульс планеты. - 2001, 22 ноября.

14. Пульс планеты. - 2001, 4 декабря.

15. Хубенова-Делисивкова Т. Адаптация Болгарии к европейскому экономическому и валютному союзу // Проблемы теории и практики управления. - М., 2003. - № 2.

16. Эхо планеты. - 1996. - № 40.

BULGARIA AND EUROPE: HISTORY OF RELATIONS IN 1989 - 2003

N.A. DAVYDOVA

Institute for Current International Studies Diplomatic Academy of MFA of RF

B. Kozlovski St., 4, 107078 Moscow, Russia

The article examines the current problems of Bulgarian internal political development in the context of the country’s relations with NATO and the European Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.