УДК 343.72; 343.92
DOI 10.23672/c3413-0996-0433-v
Еськова Лидия Константиновна
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения [email protected]
Рябчиков Вадим Вячеславович
кандидат юридических наук, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения [email protected]
Lidia K. Yeskova
Teacher of the Department of Criminal Law and Criminology Faculty of Law, Vladimir Law Institute Federal Execution Service [email protected]
Vadim A. Ryabchikov
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor of Public Law
subjects of the Faculty
of Law and Manage-ment,
Vladimir Law Institute
of the Federal Execution Service
Новые преступные способы
мошенничества в период пандемии коронавирусной инфекции
New criminal methods
of fraud during the pandemic of coronavirus infection
Аннотация. Период пандемии новой коронавирус-ной инфекции (COVID-19) обернулся самыми негативными последствиями для всего человечества. Российская Федерация в этом плане, к сожалению, не стала исключением. В статье рассматриваются новые способы совершения уголовно наказуемого мошенничества на современном этапе развития Российской Федерации в условиях пандемии коро-навирусной инфекции COVID-19. Акцентируется внимание на механизме конкретных преступных действий.
Ключевые слова: хищение; способ хищения; мошенничество; обман; пандемия; коронавирус.
Annotation. The period of the pandemic of the new coronavirus infection (COVID-19) has had the most negative consequences for all mankind. Unfortunately, the Russian Federation is no exception.The article examines new ways of committing criminal fraud at the present stage of development of the Russian Federation in the context of the COVID-19 coronavirus infection pandemic. Attention is focused on the mechanism of specific criminal actions.
Keywords: theft; method of theft; fraud; deception; pandemic; coronavirus.
Период пандемии новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) обернулся самыми негативными последствиями для всего человечества. Российская Федерация в этом плане, к сожалению, не стала исключением. Помимо ухудшения экономических показателей, возникла социальная напряженность, следствием которой стал непрогнозируемый и, что более опасно, - неконтролируемый всплеск преступности. Так, по данным МВД России за период с января по сентябрь 2020 г. зарегистрировано 1540,2 тыс. преступлений, что на 1,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В качестве причин роста преступности исследователи отмечают:
- «потерю многими гражданами рабочих мест и, как следствие, источника существования;
- жажду легкой наживы;
- чувство вседозволенности и безнаказанности за совершенное общественно опасные деяния» [2].
Среди прочих преступлений в период пандемии особо стоит отметить преступления против собственности (906744 зарегистрированных преступлений за указанный период). Конечно, преступления против собственности на протяжении уже многих лет занимают первое место в структуре российской преступности. Причем, преступные способы совершения многих из них довольно хорошо известны как потерпевшим, так и правоприменителям. В связи с этим, большинство из них можно рассматривать в качестве «классических», но, тем не менее, продуцирующих большое количество противоправных деяний.
Казалось бы, статистика отражает вполне предсказуемые показатели большого объема
преступлений против собственности [3]. Однако стоит обратить внимание на то, что в 2020 г. существенно изменились качественные показатели данных преступлений. Речь идет о тех самых способах их совершения. Объективная действительность в период пандемии значительно поменялась, а ее извращенное субъективное восприятие отдельными гражданами позволили констатировать появление новых, ранее не встречавшихся в правоприменительной деятельности, способов хищения чужого имущества, а именно - мошенничества.
Увеличение количества мошеннических действий, предусмотренных ст. 159-159.6 УК РФ, отмечается и в официальной статистике МВД России. Суммарное количество данных преступлений, зарегистрированных за январь-сентябрь 2020 г., составило 247592 преступления. Прирост, в сравнении с аналогичным периодом 2019 г., составил больше четверти - 32,5 %. Заметим, что во многих зарубежных странах (например, Болгария, Великобритания, Швейцария) в период пандемии наблюдается аналогичная картина активизации мошенников [1].
Итак, способы обмана при совершении мошенничества стремительно адаптировались к новым условиям современной действительности. Рассмотрим самые распространенные из них.
1. Заведомо ложный административный штраф за нарушение самоизоляции. Мошенники с использованием мобильных сервисов осуществляют рассылку «смс-оповещений» с текстов якобы от государственных органов с требованием оплатить «штраф» за нарушения карантина или режима самоизоляции. К сообщению, мошенники прилагают реквизиты, по которым нужно внести оплату. Реже о «нарушении режима самоизоляции» мошенники сообщают потерпевшему по телефону. При этом акцент делается на то, что ввиду ограниченности приема в государственных учреждениях из-за введенных карантинных мер у «нарушителя» есть возможность прекратить производство по делу, оплатив штраф удаленно. В противном случае потерпевшим угрожают привлечением к уголовной ответственности.
2. Заведомо ложное предложение о выплате компенсации в связи с нахождением на карантине. С использованием информационно-телекоммуникационных сетей мошенники рассылают или размещают фейковую информацию о выплатах в связи карантином. К сообщению прилагаются ссылки на сайты, где эти выплаты «оформляются». Тем, кто кликает на эту ссылку и заполняет там анкетные данные, приходит сообщение о якобы полагающейся компенсации в десятки и сотни тысяч рублей. Но есть условие - для этого нужно сначала оплатить комиссию, услуги по оформлению документов, создать ключ электронной подписи, пройти проверку безопасности транзакции.
Также, существует и более простой способ совершения аналогичных мошеннических действий, но с использованием мобильных или стационарных телефонных аппаратов. Например, звонки, как
правило, пенсионерам, с информацией о начислении им «карантинной» выплаты и просьбой назвать данные банковской карты для перечисления указанной выплаты.
3. Дистанционное оформление отсрочки по кредитам. На электронную почту приходят письма с фишинговыми ссылками, т.е., такими, которые открывают доступ к личным паролям и логинам пользователя. По этим ссылкам обещают отсрочку по кредитам, выплату пособий, волонтерскую помощь и другие «бонусы». Потерпевшего пытаются заставить пройти по ссылке и оставить на фиктивном сайте - «близнеце» данные для доступа к платежным системам и банковским картам и другую личную информацию.
4. Предоставление заведомо ложной информации о том, что родственник потерпевшего находится в больнице с коронавирусной инфекцией. На мобильный телефон потерпевшего поступает звонок от имени «врачей», мнимых сотрудников Роспотребнадзора и иных ведомств. Родственникам сообщают, что у их близких оказался положительный тест на коронавирус. Сообщается, что их увезли в больницу или изолировали в обсерва-торе. Затем, предлагается перевести деньги на счет «медучреждения» для улучшения условий содержания больного и его лечения. Бонусом к такой «услуге» могут следовать предложения от этих же «медицинских учреждений» о покупке дорогостоящих медицинских препаратов, средств профилактики и гигиены, якобы рекомендованных для защиты от СОУЮ-19. Среди прочего могут продавать лже-тесты на определение корона-вируса или вакцину от него.
5. Предоплата за маски, антисептики и тесты на коронавирус. Мошенники посредствам телефонных звонков, смс-сообщений и рассылок в сети «Интернет» предлагают потерпевшему приобрести средства защиты от коронавируса, не выходя из дома. После перевода денежных средств на указанный счет в качестве предоплаты, мошенники исчезают.
Также, посредствам телефонного звонка потерпевшему могут сообщить, что он, возможно, контактировал с носителем вируса, и предлагают сдать тест. К тем, кто соглашается, приезжают «врачи» или якобы представители частных медицинских организаций, взимают оплату (до 5000 руб.) и забирают образец слюны. После этого мошенники исчезают, их телефоны не отвечают.
6. Санобработка квартиры от коронавирусной инфекции. Несмотря на то, что обман в таких ситуациях выступает способом совершения не мошенничества, а кражи (ст. 158 УК РФ), тем не менее, считаем важным отметить и данный способ совершения хищения. Преступники, одетые в белые халаты или комбинезоны, маски и с дезинфекторами в руках звонят в дверь потерпевшим. Если им открывают, сообщают о внеплановой санитарной обработке жилья от вирусов, насекомых и пр. Жильцы квартиры на некоторое время покидают ее, находясь на улице или в коридоре многоквартирного дома. При этом сама услуга может
быть как бесплатной, так и платной. В процессе «санобработки» виновные похищают имущество.
7. Мошенничество, совершаемое в 1Т-сфере и с использованием 1Т-технологий. Мошенники создают вирусные интернет-сайты, распространяющие вредоносное программное обеспечение для похищения личных данных или данных банковской карты. В условиях эпидемии СОУЮ-19 такие сайты маскируются под официальные порталы реальных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения или Минздрава России, благотворительных организаций, осуществляющих помощь и поддержку граждан.
Обобщив все названные способы мошенничества можно выделить несколько больших групп способов:
1. Заведомо ложное привлечение к ответственности за нарушение режима ограничительных мер.
2. Заведомо ложные предложения о продаже фиктивных товаров и услуг, необходимых гражданам в период ограничительных мер и профилактики заболеваемости.
3. Заведомо ложные предложения об оказании услуг социального характера.
4. Мошеннические действия с использованием 1Т-технологий.
Таким образом, можно констатировать, что ограничительные меры и стимулирующие мероприятия, созданные и проводимые нашим государством для минимизации заболеваемости населения коронавирусной инфекцией, стали одновременно условиями для совершения преступлений корыстной направленности. Психология самого общества в период пандемии существенно пошатнулась, в связи с чем, усилилась и правовая аномия. Очевидно, что пик заболеваемости еще не пройден, а значит - говорить о выходе из сложившегося кризиса еще рано. Рассмотренные нами новые способы и формы преступной активности, по всей видимости, еще будут популярными среди современных преступников. В этой связи, дело ближайшего будущего - незамедлительная разработка новых общекриминологических и специальных мер профилактики таких способов преступного поведения.
Литература:
1. Багреева Е.Г. Криминологический анализ и тенденции преступности в период и после пандемии в Российской Федерации и Республике Болгарии / Е.Г. Багреева, А.И. Мантарова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 3. С. 93-104.
2. Бочкарева Е.В. Самодетерминация преступности во время пандемии СОУЮ-19 // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 3 ч. Пенза, 2020. С. 147-149.
3. Быковская Ю.В. Анализ динамики и структуры преступности экономической направленности в российской федерации в современных условиях борьбы с пандемией // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9(122). С. 1322-1331.
Literature:
1. Bagreeva E.G. Criminological analysis and crime trends during and after the pandemic in the Russian Federation and the Republic of Bulgaria / E.G. Bagreeva, A.I. Mantarova // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2020. № 3. P. 93-104.
2. Bochkareva E. V. Self-determination of crime during the COVID-19 pandemic // Modern scientific research: topical issues, achievements and innovations: a collection of articles of the XII International Scientific and Practical Conference : at 3 hours. Penza, 2020. P. 147-149.
3. Bykovskaya Yu.V. Analysis of the dynamics and structure of economic crime in the Russian Federation in modern conditions of fighting a pandemic // Economics and entrepreneurship. 2020. № 9(122). P. 1322-1331.