УДК 347.73
DOI 10.24147/2542-1514.2018.2(4).51-59
НОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ НАЛОГОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЕТЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Э. Юхневич
Университет Гданьска, г. Гданьск, Польша
Информация о статье
Дата поступления -
09 октября 2018 г.
Дата принятия в печать -
14 декабря 2018 г.
Дата онлайн-размещения -
20 января 2019 г.
Анализируются пределы правового регулирования налогообложения в свете развития электронной торговли. Границы налогового права определяются с использованием финансового и философского подхода. Представленное исследование значимо с точки зрения как налоговой определенности, так и финансовой стабильности.
Ключевые слова
Электронная торговля, виртуальная реальность, налогообложение, налоговое право, финансы, финансовая стабильность, предмет финансового права
NEW LIMITS OF TAX LAW IN THE LIGHT OF E-COMMERCE TAXATION
Edward Juchniewicz
University of Gdansk, Gdansk, Poland
Article info
Received - 2018 October 09 Accepted - 2018 December 14 Available online - 2019 January 20
Keywords
e-Commerce, virtual reality, taxation, tax law, finance, financial stability, the object of financial law
The subject of the paper is the analysis of limits of taxation and tax law in the light of ecommerce taxation
The main aim of the paper is to show at the same time financial approach and philosophical approach to classic tax issues
The methodology of the study includes general scientific methods (analysis, synthesis, description) as well as sociological approach.
The main results and scope of their application. The use of new methodology in describing the limits of tax law is not only a matter of tax certainty but also a matter of future fiscal stability. All kinds of behaviours of the internet users we partially owe to the legal regulations. In this perspective, we can give many examples of implementation of the regulative function of law, including also tax law. Constant presence in the virtual world leads to the modification of the object of study. The commonly studied human impact in different areas of the virtual world, including also the creation of the law of Internet, is substituted with a new direction of studies - the analysis of the impact of the virtual world on the behaviour of its users. Not without significance to the issues of taxation of e-commerce are different models (simulations) of behaviours of objects of tax-law relations, which may constitute a basis, on the one hand - for the scientific studies, and on the other hand, the possibility to develop in due time appropriate institutions and mechanisms of tax law. The presence of new technologies that should be assessed in the light of limits of taxation. We must be aware of the fact that the modern day principles and techniques of taxation shall not stand the test of time and we will be forced to prepare ourselves for their radical change. Conclusions. Assuming that legal and financial relations are one of the main manifestations of statehood (sovereignty), and their content in terms of this study changes because of the occurring changes of technological nature, the changes in the existing legal and financial relations should be noticed, on the one hand, and on the other hand, the emergence of new legal and financial relations (e.g. legal and financial relation in cyberspace). Due to completely new legal and financial relations (possibly a new type of legal and financial relations),
it must be assumed that the modern object of tax law is expanding. Logically, the object of financial law should be also scientifically extended in order to attempt to regulate the taxation in cyberspace or even taxation of robots (virtual robots).
1.Введение
Мы многим обязаны торговле и, в частности, таким ценностям, как национальное благосостояние, а также мир внутри государства и на международной арене. Международная торговля является политическим инструментом, используемым для создания различных союзов, содружеств и других групп по интересам. Торговля может быть инструментом давления со стороны одних стран на другие, но также способна усиливать экономические и социальные явления. Основой для функционирования государства на международной арене является экономическое сотрудничество между странами. Необходимо признать, что ни одна из современных стран не функционирует в полной изоляции. Стоит добавить, что на разных этапах развития электронной торговли в силу глобализации мы сталкиваемся с расширением информационного производства, а использование Интернета не только увеличивает скорость всего процесса, связанного с торговлей, но и создает новую реальность в этой среде. Новую правовую реальность, где мы должны думать о новых налоговых правилах.
Вопрос налогообложения электронной торговли, в общем понимании, касается сферы мобильности в широком смысле. В экономическом смысле это может означать, с одной стороны, мобильность капитала, а с другой - мобильность участников деловых отношений (например, мобильность потребителей, мобильность работников, мобильность объектов торговли) [1; 2]. В свете вопроса о налогообложении мобильность по существу стимулирует проведение дискуссий и научных исследований по вопросу о влиянии электронной торговли на налоговые поступления от подоходного налога и налога на прибыль организаций. Новые налоги на электронную торговлю в настоящее время могут быть лишь незначительным источником бюджетных поступлений. Доля вышеупомянутых налогов в бюджетах конкретных стран также не должна прогнозироваться на уровне, превышающем отношение стоимости электронной торговли к общей экономике. Специфика электрон-
ной торговли позволяет предположить, что, учитывая возможность уклонения от прямых налогов, доля налоговых поступлений будет ниже доли электронной коммерции в экономике страны. Можно только оптимистично прогнозировать, что, поскольку все мы являемся потенциальными участниками электронной коммерции, то нам придется иметь дело с неким общим налогом (массовым налогом в Интернете), который будет установлен в различных государств мира.
Для поиска оптимальных налогово-правовых решений необходимо принять принципиально новые концептуальные предпосылки в налоговом праве. Крайне важно в когнитивном процессе наметить новое определение понятия пределов налогообложения. Автор предполагает, что классическое определение пределов налогообложения основано на попытке установить верхние пределы налоговой нагрузки. Не лишен значения и все еще открытый вопрос в сфере определения оптимальных пределов налогообложения в его классическом понимании. Правовая природа среды электронной торговли (включая Интернет) связана с вопросами, связанными с буквальным значением понятия "пределы". Формально-юридический анализ описываемых институтов налогового права указывает на возможность существования совершенно новых правовых категорий, не описанных до сих пор в литературе по налоговому праву. Признание таких институтов виртуальными (имеются в виду попытки выделить категорию виртуального налогоплательщика, виртуального налога, виртуального объекта налогообложения, электронного (виртуального) налогового убежища) были бы упрощением. Формализованная концепция новых пределов налогообложения (или, возможно, их отсутствия) может стать основой для дальнейшего анализа составляющих правовой структуры подоходных налогов применительно к международному налогообложению электронной торговли.
Круг вопросов, касающихся новых технологий, фактически не имеет границ. Можно, например, поставить вопрос о том, может ли робот быть налого-
плательщиком подоходного налога1 и попытаться сформировать новую реальность для целей «нового налогового законодательства». (В данном исследовании используется понятие виртуального мира (виртуальной реальности), которое в научных целях часто сравнивают с реальным миром. Под виртуальным миром следует понимать образ искусственной реальности, созданный с использованием информационных технологий. В принципе, способы человеческого опыта ограничены визуализацией и звуками. Современный технологический прогресс позволяет ставить вызовы таким чувствам, как обоняние, прикосновение и взаимодействие, что мы сможем испытать очень скоро. Следует учитывать, что виртуальная реальность может быть, с одной стороны, моделью, а с другой - областью понимания реального мира [3]). Долгое время каноны налогового права оставались неизменными. Таким образом, киберпространство и электронная торговля должны рассматриваться как основания для более глубокого анализа и проведения научных исследований. В свою очередь, в свете других примеров (явлений), например, возможной подмены криптовалю-той общего и общепринятого института денег центральных банков (например, биткойнами [4-7]), проблема налогообложения электронной коммерции кажется все более актуальной и способной вызывать дискуссии в науке налогового права.
2. Пределы налогообложения: финансовый и философский подход
Термин «пределы налогообложения» часто описывается в учебниках по налогообложению и налоговому праву. В большинство дефиниций его понимают как определение верхнего предела налогообложения применительно к конкретным налогам (в основном, подоходным). В более широком смысле этим термином описываются и пределы государственной фискальной политики. В настоящее время проблема пределов налогообложения приобретает также новое измерение, будучи понимаемой в свете широко освещаемой концепции прав человека [8]. Для определения пределов налогообложения можно привести один из принципов политэкономии и налогообложения, сформулированный Давидом Рикаром в его статье в «Edinburgh Review», который сводится к утверждению: налогообложение должно оставлять всех относительно с тем же доходом и в том же экономическом состоянии, которые
1 См., напр., дискуссию в Forum Post: Human Workers get Taxed! Why Not the Robot Workers?, source: http://
существовали до налогообложения. Этот принцип нужно понимать как постулат защиты источников налогообложения [9-10]. Классический взгляд на понятие «пределы налогообложения» охватывает области научных исследований, в которых авторы непосредственно пытаются измерить эти пределы, оценить максимальный размер налоговых ставок (например, кривая Лаффера [11; 12]), или подчеркивают пределы налогового права в контексте законов и обязательств налогоплательщиков.
Классическое объяснение пределов налогообложения является относительно простым. Это установление и сбор налогов в таком объеме, который позволяет налогам стимулировать экономическое развитие и осуществлять государственные и муниципальные социальные программы (в общем смысле - выполнять публичные задачи) [13, p. 120]. (Пределы налогообложения также анализируются через призму налоговой обязанности, то есть как исполнение конституционной нормы о том, что все мы обязаны платить налоги [14; 15]). Эти проблемы широко освещаются в англоязычной литературе [16-19]. При обсуждении пределов налогообложения формулируются тезисы и даются оценки степени эффективности отдельных налогов и всей налоговой системы [20].
В свете данной работы, с одной стороны, ставятся типичные для налогового права научные вопросы, а с другой - совершенно новые, касающиеся пределов налогообложения в контексте возможности налогообложения электронной торговли [21]. Философско-абстрактное измерение определения пределов налогообложения в электронной торговле напоминает попытку М. Сандела определить пределы рынков (в том числе финансовых) в современном мире. Название публикации М. Сандела в основном отражает основные предположения его исследований - «Что нельзя купить за деньги?» [2224]. Несомненно, что поставленный вопрос является одним из фундаментальных для современного человечества. В свою очередь, измерение налогообложения носит также денежный характер. Не следует ли по аналогии задать похожие вопросы относительно пределов налогообложения в сфере электронной торговли? Можем ли мы, в терминах виртуальной реальности, использовать виртуальную фикцию в рамках конкретных структурных элементов налога? Совершенно виртуальные субъект и объект
occupywallst.org/forum/human-workers-get-taxed-why-not-the-robot-workers/ [last visit: 26.06.2018].
налогообложения следует рассматривать как отправную точку, которая в реальном мире не имеет смысла.
3. Новые технологии и пределы налогообложения
Сегодня мы являемся свидетелями стремительно меняющихся социально-экономических отношений. Самое простое определение изменений, происходящих в нашей жизни, заключается в том, что мы все находимся под влиянием электроники и также становимся частью различных (электронных) виртуальных миров. (Виртуальный мир в литературе по данной тематике определяется как элемент большого гибридного мира людей, в котором они осуществляют свою деятельность [25]) Новое поведение человека уже имеет свои названия и терминологию. Многие люди делают покупки онлайн и покупают цифровые объекты - не только в Польше или России, но и по всему миру. Для таких людей это очень простая операция. Это так же просто, как сходить в обычный магазин и сделать ежедневные покупки. Помимо любого проявления экономической активности в электронном мире, многие люди изменили свое собственное социальное поведение и многие повседневные действия. В наше время люди встречаются с друзьями через Facebook и отправляют сообщения для коллег и друзей через Twitter или любые другие мессенджеры, они ищут информацию в Google, производят платежи с помощью PayPal или WebMoney, слушают музыку (или аудиок-ниги) и смотрят видео на планшетах и мобильных телефонах, читают электронные книги, играют в видеоигры (особенно в компьютерные игры с игроками со всего мира; или, например, популярную игру Pokemon GO [26]) с помощью телевизора или компьютера, звонят своим друзьям по скайпу, начинают работать в виртуальных офисах или на виртуальной должности, используют «умные очки» (наиболее сомнительной с точки зрения права из их свойств является функция распознавания лиц, которая при использовании интернет-ресурсов позволит идентифицировать встреченного человека [27]), сохраняют файлы в облачных сервисах и стараются создать что-то новое, по всему миру. Завершить список этих примеров невозможно. Только отдельные примеры участия электроники в нашей жизни перечислены выше. Необходимо признать, что пределы технологического развития ограничены лишь временем и воображением каждого из нас.
Всеми видами поведения пользователей интернета мы частично обязаны правовым нормам. В
этом ракурсе можно привести множество примеров реализации регулятивной функции права, в том числе и налогового. Постоянное присутствие в виртуальном мире приводит к изменению объекта исследований. Общераспространенное человеческое воздействие на различные области виртуального мира, в том числе и создание закона Интернета, заменяется новым направлением исследований - анализом влияния виртуального мира на поведение его пользователей.
Значимы для вопросов налогообложения электронной торговли различные модели (симуляции) поведения объектов налогово-правовых отношений, которые могут составлять основу, с одной стороны -для научных исследований, а с другой стороны, для своевременного развития институтов и механизмов налогового права. Будучи осторожным в оценках, можно ожидать обвинений в том, что такие модели (моделирование) налогового законодательства и восприятия будущего мира - это проявление фантазии автора, выходящее за рамки области футурологии как научной области (например, что исследования находятся ближе к фантастике, чем науке) [28]. Потому мы крайне редко используем концепции футурологии в юридической науке [29, p. 318], однако мы легко относимся к определенным явлениям в праве, пытаясь оценить, что мы можем ожидать в будущем. (Очень легко найти научные публикации, основной целью которых является определение ближайшего или более отдаленного будущего правового регулирования в выбранных областях исследований [30]).
Интересное понимание будущего мира сформулировал М. Цверховский, который утверждает, что будущее будет напоминать матрицу из трилогии фильмов с Киану Ривзом под тем же названием. За исключением того, что мы будем осведомлены о том, что живем в искусственном мире нашей памяти или компьютеров, а наши тела лежат где-нибудь в кресле или не существуют, потому что мы решили перенести себя полностью на жесткий диск, в так называемую виртуальную реальность. (Виртуальная реальность - одно из самых интересных технических и культурных явлений современности. Проще говоря, виртуальную реальность можно определить как замену «реальной жизни». По сути, это явление в литературе описывается с точки зрения философии и психологии ставится в один ряд с такими явлениями, как сновидение, галлюцинации и компьютерные игры [31-33]). Эта мысль является следствием наблюдения за развитием современного рынка игр,
где их производители конкурируют, предлагая игрокам все более захватывающие технологии - так, чтобы мир игры был таким же реальным для нас и таким же осязаемым, как реальность [34].
С точки зрения финансового (налогового) права, стоит задать вопрос: «Готовы ли мы к этому?». Не следует ли нам, принимая во внимание различные проблемы правового и финансового характера, провести исследования нового понятия «пространство» в финансовом праве [35]? Несомненно, ключевым понятием здесь является виртуальная реальность, которая присутствует в киберпространстве. Термин «виртуальный» в большинстве словарей определяется как созданный в сознании человека, но, вероятно, существующий или могущий существовать2. Необходимость анализа пределов налогообложения с точки зрения данной публикации выводится из такого общего принципа государственных финансов, как принцип планирования. С учетом развития экономики, основной задачей государства является планирование и распределение финансовых ресурсов [36-40].
4. Налоги 2.0, налоги 3.0 или налоги 4.0?
Приняв допущение о выходе налогообложения и налогового права за пределы общепринятого объекта налогообложения, следует ответить на вопрос, не существует ли общество в качественно новых состояниях, которые можно именовать: демократия 2.0 или даже демократия 4.0 [41-43], глобализация 2.0 [44], экономика 2.0 (экономика, служащая жизни всех людей все время)3, юридические школы 2.0 [4546] и образование 2.0 (дистанционное обучение), власть 2.0 (передача власти гражданам с использованием электронных платформ) [47], свобода 2.0 [48] (в контексте налогового права - это необходимость разработки «умных налогов» и умных методов предотвращения уклонения от налогообложения), промышленность 2.0 или 4.0 и других. Сущность разработанных новых концепций основывается на том, что вся философия каждого института претерпевает радикальные изменения - например, возникают тенденции автоматизации обмена данными или использования искусственного интеллекта [49-50]. Эти изменения касаются большинства описанных институтов и связаны с новыми технологиями. В таком ракурсе возникает вопрос: могут ли кардинально измениться налоги и налоговое право?
2 Stownik j^zyka polskiego PWN, source: http://sjp.pwn.pl/ sjp/wirtualny;2536590 [last visit: 26.06.2018].
3 http://livingeconomiesforum.org/the-new-economy [last
visit: 26.06.2018].
Пытаясь ответить на этот вопрос, можно выдвинуть тезис о том, что их сущность остается неизменной. Физические лица по-прежнему несут налоговое бремя в публичных интересах. Мы не должны инициировать радикальные изменения, когда речь идет о константах налогообложения или принципах налогового права, которые фактически эволюционируют. Однако именно наличие новых технологий следует оценивать в свете пределов налогообложения. Эти технологии получили широкое признание в доктрине налогового права и экономических наук. Многочисленные примеры универсальной виртуализации людей в компьютерных сетях, в том измерении, которое мы иногда используем сейчас и которое будем использовать в ближайшем будущем, существенно актуализируют вопросы, касающиеся пределов налогообложения. Научные проблемы в сфере финансового права затрагивают, с одной стороны, поиск возможностей реализации фискальных интересов государства, а с другой - обусловленность пределов налогообложения в свете вопросов законодательства и ответственности налогоплательщиков. Мы должны осознавать, что современные принципы и методы налогообложения не выдержат испытания временем, и мы будем вынуждены готовиться к их радикальному изменению [51]. Например, согласно различным статистическим сведениям - половина всех данных в Интернете являются информацией порнографического характера в широком смысле. Это потенциально представляет существенную базу для налогообложения новым налогом на порнографию в Интернете. Министра финансов Великобритании предложил ввести более высокую ставку налога на прибыль для таких компаний, как Google и Face-book4.
Непредсказуемый мир позволяет нам создавать модели новых явлений и поведения людей, а также разрабатывать налоговые принципы для электронной торговли, в том виде, в каком мы ее уже знаем и узнаем в будущем. В то же время необходимо осознавать, что удовлетворение различных потребностей с точки зрения отдельного человека и государства должно измениться, что также изменит электронную торговлю. Преодолевая современные пределы налогообложения, мы ставим вопрос, не будем ли в ближайшее время вынуждены разраба-
4 http://www.daNymaN.co.uk/news/article-2859989/Google-tax-make-tech-titans-pay-dues-Multinationals-including-Fa-cebook-Google-face-25-levy-UK-profits.html [last visit: 26.06.2018]
тывать новую налоговую политику, принципы налогообложения, налоговое регулирование и налоги 2.0 и 3.0 и 4.0 или ^ахеБ (или е1ахеБ) [52-54]? Видение будущих налогов можно попытаться определить через термин - киберналогообложение. В отношении налогообложения доходов международных корпораций предлагается такое название, как «корпоративный налог 2.0» [55].
Материальная основа всех процессов и сфер, связанных с функционированием государства и его общества (например, в политике, экономике, государственном управлении, культуре, образовании, социальной сфере и т. д.) - это государственные финансы в широком смысле и нормативно-правовое регулирование в этой сфере, главную роль в котором играют налоги и налоговое право. На основе налогового законодательства собираются, перераспределяются и используются средства бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Посредством налогообложения как физических, так и юридических лиц, реализуются направления государственной политики и решаются различные социальные проблемы. Афоризм Уинстона Черчилля "демократия - худшая форма правления, если не считать всех остальных" должен быть изменен. Нужно признать, что использование денежных фондов - это лучший и наиболее эффективный способ управления государством и его экономикой [56, с. 60-61]. Финансы и налоги должны рассматриваться как институты, сопровождающие все процессы, происходящие в государстве и обществе. Исходя из того, что финансово-правовые отношения являются одним из основных проявлений государственности (суверенитета), а их содержание с точки зрения данного исследования корректируется в связи с происходящими изменениями технологического характера, следует отметить, с
одной стороны, трансформации в существующих финансово-правовых отношениях, а с другой - появление новых (например, финансово-правовых отношений в киберпространстве). В связи с этим, возможно, даже новым типом финансово-правовых связей расширяется предмет современного налогового права. Логично, что предмет финансового права как науки также необходимо расширить, чтобы пытаться регулировать налогообложение в киберпространстве или даже налогообложение роботов (виртуальных личностей).
5. Выводы
Несомненно, что вопросы, касающиеся пределов налогообложения в целях реализации фискальной функции налогов, являются одними из важнейших в современной теории налогообложения и налогового права. Важно иметь в виду, что анализируемые проблемы носят в некотором смысле мировоззренческий характер. Однако при анализе этих новых социально-экономических явлений следует исходить из того, что они касаются всей налоговой системы, а не только отдельных правовых институтов и механизмов налогообложения доходов от электронной торговли.
Круг новых теоретических и практических вопросов налогового права огромен. Вопросы, лежащие на границе права и философии, касаются обоснованности анализа одновременно новых и старых налогово-правовых институтов - налогов налоговых феноменов, а также совершенно новых явлений (электронной торговли), что позволяет трансформировать традиционные научные проблемы, касающиеся налоговых теорий, принципов налогообложения и налогового права, содержания налогово-правовых отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Fuest, Clemens and Huber, Bernd and Mintz, Jack, Capital Mobility and Tax Competition: A Survey. Foundations and Trends in Microeconomics, Vol. 1, No. 1, pp. 1-62, 2005. Available at SSRN: http://ssrn.com/ab-stract=415042.
2. Kirsch, Michael S., The Role of Physical Presence in the Taxation of Cross-Border Personal Services (2010). Boston College Law Review, Vol. 51; Notre Dame Legal Studies Paper No. 09-47. Available at SSRN: http://ssrn.com/ abstract=1526998.
3. Bloomfield, Robert J., Worlds for Study: Invitation - Virtual Worlds for Studying Real-World Business (and Law, and Politics, and Sociology, and....) (May 25, 2007). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=988984 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.988984.
4. Grinberg, Reuben, Bitcoin: An Innovative Alternative Digital Currency (December 9, 2011). Hastings Science & Technology Law Journal, Vol. 4, p.160. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1817857 [last visit: 26.06.2016].
5. Plassaras, Nicholas, Regulating Digital Currencies: Bringing Bitcoin within the Reach of the IMF (April 7, 2013). Chicago Journal of International Law, 14 Chi J Intl L (2013) Forthcoming. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2248419.
6. Marian, Omri Y., A Conceptual Framework for the Regulation of Cryptocurrencies (October 23, 2014). University of Chicago Law Review Dialogue, Vol. 81, 2015 Forthcoming. Available at SSRN: http://ssrn.com/ab-stract=2509857
7. Miscione, Gianluca and Kavanagh, Donncha, Bitcoin and the Blockchain: A Coup D'État in Digital Heterotopia? (July 8, 2015). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2624922 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.2624922.
8. Georg Kofler, Miguel Poiares Maduro and Pasquale Pistone, Human Rights and Taxation in Europe and the World, IBFD 2011.
9. Gomutowicz A., Ekonomiczne a etyczne granice opodatkowania - rodowod problemu [in:] edited by Z. Ofi-arski, XXV lat przeobrazen w prawie finansowym i prawie podatkowym, Szczecin 2014.
10. Gomutowicz A., Ochrona wolnosci i praw ekonomicznych a granice opodatkowania - zasady i kontrowersje, Ruch Prawniczy, Ekonomiczny i Socjologiczny, Year LXVII.
11. Wanniski, Jude (1978). "Taxes, Revenues and the 'Laffer Curve'". The Public Interest. Retrieved 2009-1121, source: http://www.nationalaffairs.com/doclib/20080528_197805001taxesrevenuesandthelaffercurvejude-wanniski.pdf.
12. Стругова Л. Р. [Strugova L.R.]. Зависимость налоговых поступлений от налоговой нагрузки на основе закона Артура Лаффера [Dependence of tax revenues on tax burden based on Arthur Laffer's law] // Вестник ПГУ. Серия: Экономика [PGU Herald. Economics]. 2012. №4.
13. Gliniecka J., Granice opodatkowania [in:] Leksykon prawa finansowego. 100 podstawowych pojçc, War-szawa 2009, issue no. 1; see also W. tgczkowski, Granice opodatkowania, in: System podatkowy. Zagadnienia te-oretycznoprawne, „Acta Universitatis Lodziensis", Folia luridica no. 54, Wyd. Uniwersytetu tödzkiego, tödz 1992.
14. Pietrasz P., Potrzeba opodatkowania dochodow nieujawnionych, i Konstytucyjne przestanki opodatkowania dochodow nieujawnionych [in:] Opodatkowanie dochodow nieujawnionych, LEX 2007.
15. Kosikowski C., Granice opodatkowania jako zasada konstytucyjna [in:] edited by Z. Ofiarski, XXV lat przeobrazen w prawie finansowym i prawie podatkowym, Szczecin 2014.
16. Goode, Richard, and Colin Clark. 1952. "An economic limit on taxes: some recent discussions". National Tax Journal 5 (3). National Tax Association: 227-33. http://www.jstor.org/stable/41790014.
17. Lewis H. Kimmel. 1949. "Our Tax Burdens and Taxable Capacity". The Annals of the American Academy of Political and Social Science 266. [Sage Publications, Inc., American Academy of Political and Social Science]: 152-60. http://www.jstor.org/stable/1027581.
18. R. N.. 1954. "The Concept of Taxable Capacity". Indian Economic Review 2 (1). Department of Economics, Delhi School of Economics, University of Delhi: 115-21. http://www.jstor.org/stable/29792953.
19. Tallman, O. J.. 1954. Virginia Law Review 40 (2). Virginia Law Review: 241-44. doi:10.2307/1070099.
20. O'Reilly, Terrance, Principles of Efficient Tax Law: Apocrypha (September 25, 2007). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1017186 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1017186.
21. Scand. J. of Economics 86 (2), 102-114, 1984. The Ethical Limits of Taxation. James M. Buchanan*. Center for Study of Public Choice, George Mason University., source: http://www.jstor.org/pss/3439684.
22. Michael J. Sandel What Money Can't Buy: The Moral Limits of Markets, Farrar, Straus and Giroux; 1 edition (April 24, 2012).
23. D. Satz, Why Something Should not be for Sale, The Moral Limits of Markets, Oxford University Press 2010.
24. Curchin, Katherine, From the Moral Limits of Markets to the Moral Limits of Welfare (June 1, 2015). Journal of Social Policy, Vol. 45(1), p. 101-118, Jan 2016. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2834713.
25. Zacher L. W., Hybrydowy swiat cztowieka i ewolucja systemow socjotechnicznych, Elblgg 2014.
26. Adam Thimmesch, The Tax Aspects of Pokémon Go , source: https://surlysubgroup.com/2016/07/19/the-tax-aspects-of-pokemon-go/.
27. Gershowitz, Adam M., Google Glass While Driving (August 11, 2014). William & Mary Law School Research Paper No. 09-280. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2478673.
28. Шмырина Т.А. [Shmyrina T.A.]. Футурология как Наука и как предсказание (социально-философский аспект) [Futurology as a science and prediction: social and philosophical issues] // Вестник ТГУ [TGY Herald]. 2011. № 9.
29. The Futurology of International Law [in:] Joel P. Trachtman, The Future of International Law, Global Government, Cambridge University Press 2013.
30. Morley, John and Romano, Roberta, The Future of Financial Regulation (June 5, 2009). Yale Law & Economics Research Paper No. 386. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1415144 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.1415144.
31. Lauria, Rita M., Virtual Reality: An Empirical-Metaphysical Testbed (September 1, 1997). Journal of Computer Mediated Communication, Vol. 3, No. 2, 1997. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1872267 [last visit: 26.06.2016].
32. Biocca, Frank and Lauria, Rita M. and McCarthy, Mark, Virtual Reality (1997). communication technology update, 6th Ed., p. 176, A. Grant, ed., Focal Press, 1997. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1872242 [last visit: 26.06.2016].
33. Ashley John Craft, Sin in cyber-eden: understanding the metaphysics and morals of virtual worlds, Ethics and Information Technology (2007) 9:205-217, source: http://urbanteach.org/uploads/2/9/4/0/2940299/ sin_cybereden.pdf.
34. Zwierzchowski M., Fantastyka bardziej naukowa, Polityka No. 45, 11.11.2014.
35. Каламкарян А. [Kalamkaryan A.] Понятие «пространство» в науке и практике современной международной юриспруденции [The concept of "space" in the science and practice of modern international jurisprudence], in: Актуальные проблемы современного международного права [Actual problems of modern international law], Москва 2010.
36. Яндиев, М.И. [Yandiev M.I.]. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании [Revenue forecasting needs to be improved]. Финансы [Finance], 2001, № 4.
37. Алехин С.Н. [Alekhin S.N.]. Налоговое прогнозирование на проблемном этапе развития экономики [Tax forecasting at the problematic stage of economic development]. Налоговая политика и практика [Tax politics and practice], 2009. № 3.
38. Lotko E., Planowanie dochodow budzetowych a bezpieczenstwo finansowe panstwa, [w]: edited by E. M. Guzik - Makaruk, E. W. Ptywaczewski, Wspotczesne oblicza bezpieczenstwa, Biatystok 2015.
39. Owsiak S., Jakosc planowania budzetowego w Polsce - proba oceny, source: https://www.nik.gov.pl/plik/ id,1565.pdf.
40. Тихонова С. В. [Tikhonova S.V]. Коммуникационное пространство как объект правовой политики: Теоретические проблемы формирования пространственного подхода [Communication space as an object of legal policy: Theoretical problems of spatial approach formation], Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. [Saratov Unversity News. Management. Economic. Law]. 2014. Т. 14.
41. Barth T. D. and Schlegelmilch W., Cyber Democracy: The Future of Democracy? [in:] Elias G. Carayannis, David F.J. Campbell, Marios Panagiotis Efthymiopoulos, Cyber-Development, Cyber-Democracy and Cyber-Defense. Challenges, Opportunities and Implications for Theory, Policy and Practice, Springer 2014.
42. Hague B.N. L., Digital Democracy. Discourse and Decision Making in the Information Age, Routledge Taylor & Francis Group, 2005.
43. Сундатова О.Ю. [Sundatova O.Yu], Ходина Э.В. [Khodina E.V.] Развитие «электронной демократии» в странах Запада [Development of "electronic democracy" in the Western countries], Государственная власть и местное самоуправление [State power and local self-government], 2008. № 9.
44. Thomas L. Friedman, The World Is Flat 3.0: A Brief History of the Twenty-first Century, Picador 2007.
45. Thomson, David I. C., Law School 2.0 (July 13, 2008). U Denver Legal Studies Research Paper No. 08-27. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1162928.
46. Law School 2.0: How Legal Tech Disrupted Traditional Legal Education, Data-driven law school decisions and more hands-on technology courses are upending conventional legal education, Ricci Dipshan, Legaltech News, source: http://www.legaltechnews.com/id=1202763028170/Law-School-20-How-Legal-Tech-Disrupted-Tradi-tional-Legal-Education.
58 -
Law Enforcement Review 2018, vol. 2, no. 4, pp. 51-59
47. Harper, Logan (27 March 2013). "Gov 2.0 Rises to the Next Level: Open Data in Action". Open Source. Retrieved 24 July 2013. Source: http://opensource.com/government/13/3/future-gov-20.
48. Sam Williams, 2nd edition revisions by Richard Stallman, Free as in Freedom (2.0), Free Software Foundation 2010.
49. Caytas, Joanna, European Perspectives on an Emergent Law of Robotics (April 4, 2017). Columbia Journal of European Law: Preliminary Reference (Apr. 4, 2017). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2956958 [last visited: 26.11.2018].
50. Alarie, Benjamin and Niblett, Anthony and Yoon, Albert, Using Machine Learning to Predict Outcomes in Tax Law (December 15, 2017). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2855977 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.2855977 [last visited: 26.11.2018].
51. Juchniewicz E., Taxing virtual world - the legal limit of taxation [in:] Tax and Budget Law: Modern Problems of Property Relations , Wyd. Voronezh State University, Voronezh 2012.
52. Ting, Antony, iTax - Apple's International Tax Structure and the Double Non-Taxation Issue (March 19, 2014). British Tax Review 2014 No.1. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2411297.
53. Corporate Tax 2.0: Why France and the World Need a New Tax System for the Digital Age, source: http://www.forbes.com/sites/singularity/2013/01/28/corporate-tax-2-0-why-france-and-the-world-need-a-new-tax-system-for-the-digital-age/.
54. Beth Simone Noveck, Wiki Government: How Technology Can Make Government Better, Democracy Stronger, and Citizens More Powerful, Brookings Institution Press; Reprint edition (November 2, 2010).
55. Wilde, Maarten Floris, 'Sharing the Pie'; Taxing Multinationals in a Global Market (January 15, 2015). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2564181 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2564181.
56. Горбунова О.Н. [Gorbunova O.N.]. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России [Financial law and financial monitoring in modern Russia], Moscow, 2003.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Юхневич Эдвард - доктор юридических наук, адъюнкт-профессор кафедры финансового права Университет Гданьска
80-309, Польша, г. Гданьск, ул. Яна Бажинского, 6 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7390-4885
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Edward Juchniewicz - Doctor of Law, Adiunkt, Department of Financial Law University of Gdansk
6, Jana Bazynskiego ul., Gdansk, 80-309, Poland E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7390-4885
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Юхневич Э. Новые пределы налогово-правового регулирования в свете налогообложения электронной торговли / Э. Юхневич // Правоприменение. - 2018. - Т. 2, № 4. - С. 51-59. - Р01: 10.24147/2542-1514.2018.2(4).51-59.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Juchniewicz E. New limits of tax law in the light of e-commerce taxation. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2018, vol. 2, no. 4, pp. 51-59. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(4).51-59. (In Russ.).