Научная статья на тему 'Прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей): сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации и Украины'

Прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей): сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации и Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
639
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ / НАЛОГОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ НОРМА / FINANCIAL LAW / TAXPAYER / OBLIGATION TO PAY TAXES / TAX LIABILITY / CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY / CONSTITUTIONAL NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олейник Алла Романовна

Цель: сопоставление законодательных актов, отражающих прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей) в Российской Федерации и на Украине, а также разработка предложений для оптимизации норм действующего законодательства.Методы: для достижения поставленной цели в статье использованы следующие основные методы исследования: сравнительно-правовой; компаративный; логический; анализа. Результаты: исследована правовая природа обязанности по уплате налогов и сборов на основе анализа Основного Закона Украины и Российской Федерации. С учетом положений Налогового кодекса Украины и Российской Федерации проанализирована природа обязанности по уплате налогов. Предложено внесение изменений в действующее налоговое законодательство Украины относительно ликвидации юридического лица налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой.Научная новизна: впервые на основе использования комплекса общих и специальных методов исследования выявлена юридическая коллизия и предложен путь ее устранения посредством оптимизации нормы Налогового кодекса Украины в части возможности ликвидации юридического лица налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Украины. Практическая значимость: основные положения и выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности, а также в практической деятельности налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINATION OF TAX LIABILITY UPON LIQUIDATION OF A JURIDICAL PERSON (BY THE FOUNDERS’ DECISION): COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LEGISLATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE

Objective: to compare legislative acts reflecting the termination of tax obligations upon liquidation of the legal entity (by founders’ decision) in the Russian Federation and Ukraine, as well as to develop proposals for optimization of legislation in force.Methods: to achieve the goal, the following basic methods of research were used in the article: 1) comparative-legal; 2) comparative; 3) logical methods; and 4) analysis.Results: the legal nature of the obligation to pay taxes and fees was investigated, basing on the analysis of the Basic Law of Ukraine and the Russian Federation. Taking into account the provisions of the Taxation Code of Ukraine and the Russian Federation, we analyzed the nature of the obligation to pay taxes. The amendments in the applicable tax legislation of Ukraine were proposed regarding the liquidation of the legal entity the taxpayer after completion of all settlements with the budget system.Scientific novelty: for the first time, through the use of complex general and special methods of research, a legal conflict was identified and remediation was proposed by optimizing the norms of the Ukraine Taxation Code, regarding the opportunities of liquidation of the legal entity the taxpayer after completion of all settlements with the budget system of Ukraine.Practical significance: the main provisions and conclusions can be used in research and teaching and also in practical activities of the tax authorities.

Текст научной работы на тему «Прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей): сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации и Украины»

М Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73:336.22:347.19(470+477) URL: http://hdl.handle.net/11435/2257

Как цитировать статью: Олейник А. Р. Прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей): сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации и Украины // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 154-162.

А. Р. ОЛЕЙНИК1

1 Донецкий университет экономики и права, г. Артемовск, Украина

ПРЕКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ ПО ФАКТУ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ПО РЕШЕНИЮ УЧРЕДИТЕЛЕЙ): СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

Цель: сопоставление законодательных актов, отражающих прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей) в Российской Федерации и на Украине, а также разработка предложений для оптимизации норм действующего законодательства.

Методы: для достижения поставленной цели в статье использованы следующие основные методы исследования: сравнительно-правовой; компаративный; логический; анализа.

Результаты: исследована правовая природа обязанности по уплате налогов и сборов на основе анализа Основного Закона Украины и Российской Федерации. С учетом положений Налогового кодекса Украины и Российской Федерации проанализирована природа обязанности по уплате налогов. Предложено внесение изменений в действующее налоговое законодательство Украины относительно ликвидации юридического лица - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой.

Научная новизна: впервые на основе использования комплекса общих и специальных методов исследования выявлена юридическая коллизия и предложен путь ее устранения посредством оптимизации нормы Налогового кодекса Украины в части возможности ликвидации юридического лица - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Украины.

Практическая значимость: основные положения и выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности, а также в практической деятельности налоговых органов.

Ключевые слова: финансовое право; налогоплательщик; обязанность по уплате налогов; налоговая обязанность; налоговое обязательство; конституционная обязанность; конституционная норма.

Введение

Согласно результатам рейтинга Doing Business -2014, Украина поднялась в рейтинге легкости ведения бизнеса со 137-й ступеньки на 112-ю. В соседних с Украиной странах бывшего СССР оказались более

легкие условия для ведения бизнеса (Беларусь занимает 63-е место, Молдова - 78-е, а Россия - 92-е). По критерию уплаты налогов зафиксировано небольшое улучшение (всего на четыре позиции). В результате Украина остается в числе мировых аутсайдеров в су-

Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

брейтингах доступа к энергоснабжению (172-е место), уплате налогов (164-е), процедуре банкротства (162-е), межграничной торговле (148-е) и защите инвесторов (128-е). Неоценимым преимуществом хоть и небольших, но позитивных изменений, указанных выше, является реформирование налоговой системы, в том числе путем усовершенствования нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, которое обеспечило относительное достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

В первую очередь требуют дальнейшей доработки в соответствии с международными принципами налогообложения положения действующего Налогового кодекса Украины. Это обусловлено интенсивной динамикой отношений в бюджетной сфере и сфере экономики Украины, требующей урегулирования и/или более детальной регламентации на законодательном уровне.

По мнению многих отечественных и зарубежных ученых-правоведов, налоговая обязанность является центральной категорией налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений. Соответственно, основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности являются наиболее актуальными предметами исследований современных ученых-правоведов, а результаты данных исследований имеют большое теоретическое и прикладное значение, о чем свидетельствуют и статистические данные Высшего административного суда Украины.

К примеру, в 2014 г. административные суды Украины рассмотрели 118 160 дел, а за 6 месяцев 2015 г. -95 314 дел с участием органов Государственной фискальной службы Украины (прослеживается рост на 61 % сравнительно с аналогичным периодом 2014 г.). Из них в 2014 г. сумма обжалуемых налоговых уведомлений - решений составила 135,3 млрд грн., а за 6 месяцев 2015 г. - 138,8 млрд грн. (прослеживается рост на 205 % сравнительно с аналогичным периодом 2014 г.).

По данным Государственной фискальной службы Украины, в пользу налогоплательщиков в 2014 г. вынесено 68,8 % решений, а за 6 месяцев 2015 г. - 62,4 %. Однако, по данным административных судов Украины, в пользу налогоплательщиков в 2014 г. вынесено 76,4 % решений, а за 6 месяцев 2015 г. - 75,3 %. По результатам рассмотрения судебных споров в 2014 г. в бюджет поступило 3,6 млрд грн., а за 6 месяцев

2015 г. - 1,8 млрд грн. (эффективность деятельности органов Государственной фискальной службы составила в 2014 г. 2,6 %, а за 6 месяцев 2015 г. - 1,3 %).

В 2014 г. отменено 83,1 % налоговых требований и иных решений Государственной фискальной службы имущественного характера (кроме налоговых уведомлений - решений, см. выше), а за 6 месяцев 2015 г. -76,6 %\ Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что исследование возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности (в части уплаты налогов и иных обязательных платежей в добровольном либо принудительном порядке) является актуальным, а значительное количество судебных дел в данной сфере обусловлено некорректностью норм, регулирующих налоговые отношения, что порождает конфликт частных и публичных интересов.

В узком значении налоговая обязанность отражена в конституционных нормах практически каждого государства. Конституция является основным законом в любом из них и представляет собой нормативный правовой акт, определяющий основы законодательства в той или иной сфере и лишь в общих чертах устанавливает права и обязанности. Статья 67 Конституции Украины от 28.06.1996 (с изменениями и дополнениями) устанавливает обязанность каждого платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом2. Аналогичная конституционная норма отражена в Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями). Так, в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы3. Таким образом, конституционная обязанность уплачивать налоги и сборы в обоих государствах носит всеобщий характер и распространяется на всех независимо от гражданства физических лиц, места создания организации (юридических лиц)

1 Статистическая информация результатов рассмотрения судебных дел при участии налогоплательщиков и органов Государственной фискальной службы Украины. URL: https:// www.facebookxom/permalmk.php?story_fbid=10202547246935 15&id=100001269912329 (дата обращения: 30.10.2015).

2 Конститущя Украши 3i змш. та доп.: Закон Украши № 254к/96-ВР ввд 28.06.1996 // Вщомост Верховно! Ради Украши. 1996. № 30. С. 141.

3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, с изм. и доп. (по состоянию на 30.10.2015). URL: http://constitution. kremlin.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).

М Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

и законодательства, а нормы Конституции, ее регламентирующие, являются нормами прямого действия и имеют высшую юридическую силу.

Несмотря на актуальность, сейчас на Украине отсутствуют специальные комплексные исследования прекращения налоговой обязанности, в том числе по факту ликвидации юридического лица. Отдельные вопросы правового регулирования налоговой обязанности были рассмотрены в трудах ученых Украины и Российской Федерации, среди которых З. Н. Будько [1], Л. К. Воронова [2], А. А. Гогин [3], М. К. Золотарева [4], Е. А. Имыкшенова [5], М. Н. Ка-расев [6], М. В. Карасева [7], В. В. Кириченко [8], А. Т. Комзюк [9], Ю. О. Крохина [10], И. И. Кучеров [11], Н. П. Кучерявенко [12], О. У Латыпова [13], О. А. Ногина [14], А. Р. Олейник [15], Т. Ю. Сащи-хина [16], К. Ю. Тотьев [17], А. И. Худяков [18], Е. Е. Якушкина [19] и др.

Однако перечисленные авторы не рассматривали прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (с учетом норм Налогового кодекса Украины) с применением компаративного и сравнительно-правового методов. Изложенное дает основание полагать, что вопрос о прекращении налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей) является актуальным, своевременным, а его исследование требует дополнительного изучения как на Украине, так и в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования: 1) сравнительно-правовой - при сопоставлении правовой природы налоговой обязанности и оснований ее прекращения в Российской Федерации и на Украине; 2) компаративный - при обобщении опыта правового регулирования налоговой обязанности в Российской Федерации и на Украине; 3) логический - для толкования положений законодательства в Российской Федерации и на Украине; 4) анализа - при определении и сопоставлении оснований прекращения налоговой обязанности, в том числе по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей).

Результаты исследования

Специальными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в сфере уплаты налогов и сборов, в частности, устанавливаю-

щими их перечень, порядок администрирования, права и обязанности налогоплательщиков, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, являются ч. 1 № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Налоговый кодекс Украины № 2755-У1 от 02.12.2010 (с изменениями и дополнениями) (далее - НК Украины).

Статья 44 НК РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) регулирует возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора в Российской Федерации. Так, ч. 3 указанной правовой нормы установлены основания для прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, а именно:

1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных указанным кодексом;

2) смерть физического лица - налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

3) ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;

4) возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

На Украине налоговая обязанность - это обязанность налогоплательщика начислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НК Украины и законами о вопросах таможенного дела. Статья 37 НК Украины № 2755-У1 от 02.12.2010 (с изменениями и дополнениями) регулирует возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности на Украине. Так, п. 37.3 предусмотрено, что основаниями для прекращения налоговой обязанности, кроме ее исполнения, являются:

1) ликвидация юридического лица (пп. 37.3.1 НК Украины);

2) смерть физического лица, признание его недееспособным или безвестно отсутствующим (пп. 37.3.2 НК Украины);

Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

3) утрата лицом признаков плательщика налога, которые определены приведенным нормативным правовым актом (пп. 37.3.3 НК Украины);

4) отмена налоговой обязанности способом, предусмотренным законодательством (пп. 37.3.4 НК Украины)4.

Статья 49 «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации» НК РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) более детально отражает правовое регулирование данных правоотношений. Так, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном анализируемым законодательным актом. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Ч. 1

№ 146-ФЗ от 31.07.1998 (действующая редакция от 28.06.2014, по состоянию на 30.10.2015). URL: http://www.consultant.ru/ popular/nalog1/ (дата обращения: 30.10.2015).

Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Таким образом, налоговая обязанность в Российской Федерации прекращается в результате ликвидации организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

Если говорить о наличии аналогичного основания прекращения налоговой обязанности на Украине, следует отметить, что п. 67.1 ст. 67 НК Украины № 2755-У1 от 02.12.2010 (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что основаниями для снятия с учета в органах государственной налоговой службы юридического лица, его обособленных подразделений является сообщение или документальное подтверждение государственного регистратора или другого соответствующего органа о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, закрытия обособленного подразделения юридического лица (67.1.1 НК Украины).

В случае когда в результате прекращения налогоплательщика - юридического лица путем ликвидации часть его налоговых обязательств или налогового долга остается непогашенной, такие налоговые обязательства или долг погашаются за счет активов учредителей или участников такого предприятия, если они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам налогоплательщика в соответствии с законом, в пределах полной или дополнительной ответственности, а в случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица - за счет юридического лица независимо от того, является ли оно плательщиком налога или сбора, относительно которого возникло обязательство или налоговый долг такого филиала, отделения, другого обособленного подразделения.

В иных случаях денежные обязательства или налоговый долг, оставшиеся непогашенными после ликвидации налогоплательщика, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

M Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

В то же время Законом Украины № 755-ГУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003 (с изменениями и дополнениями) определено понятие государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (ст. 4). Исходя из данного определения, государственная регистрация юридических лиц - засвидетельствование факта создания или прекращения юридического лица, а также совершение других регистрационных действий, которые предусмотрены данным законом, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

Статья 36 указанного выше нормативного правового акта гласит о том, что для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии либо уполномоченное им лицо или ликвидатор после окончания процедуры ликвидации, предусмотренной законом, но не раньше окончания срока заявления требований кредиторами должен подать (послать заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору такие документы:

- заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией;

- справку соответствующего органа доходов и сборов (налогового органа) об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов;

- справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования;

- справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению5.

В указанном выше случае усматриваются разногласия между отдельными правовыми нормами НК Украины № 2755-У! от 02.12.2010 (с изменениями и дополнениями), т. е. имеет место юридическая коллизия - негативное правовое явление, которое

5 Налоговый кодекс Украины № 2755-VI от 02.12.2010 (по состоянию на 30.10.2015). URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/ show/2755-175 (дата обращения: 30.10.2015).

влечет разбалансированность правовой системы и нарушение ее нормального функционирования. Теорией права определены следующие формы юридической коллизии, а именно:

1) юридической коллизией являются разногласия или противоречия между отдельными правовыми нормами или противоречия, возникающие в процессе правоприменения;

2) юридической коллизией является несогласованность между нормами права или нормативными актами6.

Выводы

На сегодняшний день на Украине усматриваются три ситуационных факта, регламентированных на нормативно-правовом уровне, исключающих реализацию правовых норм как таковую:

1) фактически невозможно лишь по факту ликвидации юридического лица прекратить его налоговую обязанность (обязанность по уплате налогов и сборов), поскольку не утрачен статус плательщика налога или сбора (отсутствует факт снятия с учета плательщика налога или сбора в органах государственной налоговой службы Украины), но, несмотря на указанное, имеется возможность не исполнять налоговую обязанность;

2) денежные обязательства и налоговый долг (неисполненная налоговая обязанность) погашаются за счет активов учредителей или участников ликвидированного юридического лица, если они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам налогоплательщика в соответствии с законом, в пределах полной или дополнительной ответственности;

3) юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения данных в соответствующий Единый государственный реестр о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией. Однако в соответствующий пакет документов, необходимых для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, входит справка соответствующего органа доходов и сборов (налогового органа) об отсутствии задол-

6 Про державну реестрацта юридичних oci6 та ф1зичних oci6 - тдприемщв : Закон Украши № 755-IV вщ 15.05.2003 // Вщомосп Верховно! Ради Украши. 2003. № 31. С. 267.

Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

женности по уплате налогов, сборов (подтверждение полного исполнения налоговой обязанности). Таким образом, без подтверждения полного исполнения налоговой обязанности факт ликвидации юридического лица (внесение данных в Единый государственный реестр о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией) невозможен.

К примеру, 17 августа 2012 г. Окружным административным судом г. Киева вынесено постановление по делу № 2а-10103/12/2670, которым признаны противоправными действия государственного регистратора отдела государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей Печерской районной администрации г. Киева относительно оставления без рассмотрения документов, поданных предприятием для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации по решению учредителей, в связи с отсутствием справки о задолженности органа государственной налоговой службы7. Указанная правоприменительная практика говорит о том, что ликвидация юридического лица (по решению учредителей) на Украине возможна без погашения налоговой задолженности (исполнения налоговой обязанности в узком значении).

Таким образом, юридическая конструкция ч. 3 ст. 44 НК РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) изложена более корректно. Она отражает и юридическую, и фактическую стороны возможности прекращения налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей) в Российской Федерации.

На Украине же норма, предусматривающая прекращение налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица, на сегодняшний день носит характер профанации (в современном понимании это искажение (порой намеренное) изначального понимания или восприятия чего-либо). Фактически законодатель Украины требует, чтобы налоговая обязанность прекратилась раньше, до факта прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, - фактически так и происходит. Нало-

7 Окружний адмЫстративний суд м. Киева. Постанова № 2а-10103/12/2670 вщ 17.08.2012 (по состоянию на 30.09.2014). URL: http://pravoscope.com/act-postanova-2a-10103-12-2670-sanin-b-v-17-08-2012-administrativni-spravi-s (дата обращения: 30.09.2014).

гоплательщик на Украине не может прекратить свою деятельность в связи с ликвидацией до подтверждения факта полного исполнения налоговой обязанности.

Четкое определение правовой природы налоговой обязанности необходимо для реализации данной категории с достижением реального баланса интересов личности, общества и государства. Реализация налоговой обязанности не является тождественной понятию правовой категории «исполнение налоговой обязанности», поскольку включает в себя и категорию «прекращение налоговой обязанности» (в том числе по факту ликвидации юридического лица).

Однако исходя из анализа ч. 3 ст. 44 НК РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) прекращению налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица (по решению учредителей) обязательно предшествует исполнение налоговой обязанности в части проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

На Украине же правовая конструкция п. 37.3 ст. 37 НК Украины предусматривает, что основанием для прекращения налоговой обязанности, кроме ее исполнения, является ликвидация юридического лица (пп. 37.3.1 НК Украины).

Изложенное выше дает основание полагать, что именно правовая конструкция п. 37.3. ст. 37 НК Украины № 2755-У1 от 02.12.2010 (с изменениями и дополнениями) является несовершенной, поскольку фактически разграничивает исполнение налоговой обязанности от ее прекращения, хотя исполнение налоговой обязанности является одним из видов прекращения последней. С целью устранения данной юридической коллизии является целесообразной оптимизация норм НК Украины № 2755-УГ от 02.12.2010 (с изменениями и дополнениями). Подпункт 37.3.1 п. 37.3 ст. 37 НК Украины следует изложить в следующей редакции: «...ликвидация юридического лица - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Украины».

Данная оптимизация НК Украины не претендует на исчерпывающее значение, однако, на наш взгляд, устранит несогласованность налогового законодательства с нормами, которые составляют другие институты финансового законодательства или входят в другие отрасли законодательства, относительно вопроса прекращения налоговой обязанности по факту ликвидации юридического лица.

M Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Список литературы

1. Будько З. М. Фшансово-правова вщповщальшсть за вчинення податкових правопорушень: дис. ... канд. юрид. наук. Нац. ун-т держ. податк. служби. 1ртнь, 2005. 258 с.

2. Воронова Л. К. Фшансове право : тдручник для студ. вищ. навч. закл. Харьков: Консум, 1998. 570 с.

3. Гогин А. А. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства // Финансовое право. 2004. № 1. С. 38-41.

4. Золотарьова М. К. Адмшстративно-правовий статус державних податкових шспекцш в Украш : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Дшпропетр. держ. ун-т внутр. справ. Днепропетровск, 2009. 20 с.

5. Имыкшенова Е. А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003. 193 с.

6. Карасев М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект) М.: Юристъ, 2003. 173 с.

8. Кириченко В. В. Способи забезпечення виконання податкового обов'язку: дис. ... канд. юрид. наук. Нац. ун-т держ. податк. служби. 1ртнь, 2005. 202 с.

9. Комзюк А. Т. Державно-владний аспект адмшстра-тивного примусу // Вюник Академп правових наук Украши. 2000. № 4 (23). С. 129-137.

10. Крохина Ю. А. Налоговое право России: учебник для студ. высш. учеб. завед. М.: НОРМА, 2003. 656 с.

11. Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран: науч.-практ. пособ. М.: ЮрИнфоР, 2003. 374 с.

12. Кучерявенко Н. П. Налоговое право: учебник для студ. высш. учеб. завед. Харьков: Легас, 2011. 584 с.

13. Латыпова Е. У К вопросу о соотношении обязанности и обязательства по уплате налогов и сборов // Финансовое право. 2004. № 1. С. 51-53.

14. Налоговое право России. Общая часть: учебник для студ. высш. учеб. завед. / М. В. Кустова, О. А. Ногина, Н. А. Шевелева; отв. ред. Н. А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. 490 с.

15. Олшник А. Р. Правове регулювання податково! за-стави в Украш: дис. ... канд. юрид. наук. Класич. Приват. ун-т. Запорiжжя, 2011. 224 с.

16. Сащихина Т. Ю. Налоговая обязанность и ее исполнение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 202 с.

17. Тотьев К. Способы обеспечения уплаты налогов в Налоговом кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1999. № 9. С. 62-68.

18. Худяков А. И., Бродский М. Н., Бродский Г. М. Основы налогообложения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. СПб.: Европейский дом, 2002. 432 с.

19. Якушкина Е. Е. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога налогоплательщиком-организацией (финансово-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. 243 с.

20. Скакун О. Ф. Теория государства и права: учебник для студ. высш. учеб. завед. Харьков: Ун-т внутр. дел, 2000. 704 с.

В редакцию материал поступил 05.08.14 После доработки 17.11.15

© Олейник А. Р., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

Информация об авторе

Олейник Алла Романовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин, Донецкий университет экономики и права, г Артемовск, Украина

Адрес: 84500, Украина, Донецкая область, г. Артемовск, ул. Некрасова, 1, тел.: (+38) 50-883-18-92

E-mail: oleynik-alla@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3622-9590

Researcher ID: B-1185-2016 (http://www.researcherid.com)

Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

A. R. OLEYNIK1

1 Donetsk University of Economics and Law, Artyomovsk, Ukraine TERMINATION OF TAX LIABILITY UPON LIQUIDATION OF A JURIDICAL PERSON (BY THE FOUNDERS' DECISION): COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LEGISLATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE

Objective: to compare legislative acts reflecting the termination of tax obligations upon liquidation of the legal entity (by founders' decision) in the Russian Federation and Ukraine, as well as to develop proposals for optimization of legislation in force.

Methods: to achieve the goal, the following basic methods of research were used in the article: 1) comparative-legal; 2) comparative; 3) logical methods; and 4) analysis.

Results: the legal nature of the obligation to pay taxes and fees was investigated, basing on the analysis of the Basic Law of Ukraine and the Russian Federation. Taking into account the provisions of the Taxation Code of Ukraine and the Russian Federation, we analyzed the nature of the obligation to pay taxes. The amendments in the applicable tax legislation of Ukraine were proposed regarding the liquidation of the legal entity - the taxpayer - after completion of all settlements with the budget system.

Scientific novelty: for the first time, through the use of complex general and special methods of research, a legal conflict was identified and remediation was proposed by optimizing the norms of the Ukraine Taxation Code, regarding the opportunities of liquidation of the legal entity - the taxpayer - after completion of all settlements with the budget system of Ukraine.

Practical significance: the main provisions and conclusions can be used in research and teaching and also in practical activities of the tax authorities. Keywords: Financial law; Taxpayer; Obligation to pay taxes; Tax liability; Constitutional responsibility; Constitutional norm.

References

1. Bud'ko, Z. M. Finansovo-pravova vidpovidal'nist'za vchinennyapodatkovikh pravoporushen': dis. ... kand. yurid. nauk (Financial-legal liability for tax crimes: PhD (Law) thesis), Nats. un-t derzh. podatk. sluzhbi. Irpin', 2005, 258 p.

2. Voronova, L. K. Finansovepravo (Financial law), Khar'kov: Konsum, 1998, 570 p.

3. Gogin, A. A. Sposoby obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv v sfere nalogovogo zakonodatel'stva (Means of ensuring the duties in the sphere of taxation law), Finansovoe pravo, 2004, No. 1, pp. 38-41 (in Russ.).

4. Zolotar'ova, M. K. Administrativno-pravovii status derzhavnikh podatkovikh inspektsii v Ukraïni : dis.... kand. yurid. nauk (Administrative-legal status of the satate taxation inspections in Ukraine: PhD (Law) thesis). Dnipropetr. derzh. un-t vnutr. sprav, Dnepropetrovsk, 2009, 20 p.

5. Imykshenova, E. A. Obespechenie ispolneniya obyazannostei po uplate nalogov i sborov po nalogovomu zakonodatel'stvu Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk (Providing the performance of duties in taxation according to tax legislation of the Russian Federation: PhD (Law) thesis), Tomsk, 2003, 193 p. (in Russ.).

6. Karasev, M. N. Nalogovayapolitika ipravovoe regulirovanie nalogooblozheniya vRossii (Taxation policy and legal regulation of taxation in Russia). Moscow: Vershina, 2004, 224 p. (in Russ.).

7. Karaseva, M. V. Byudzhetnoe i nalogovoe pravo Rossii (politicheskii aspekt) (Budget and taxation law in Russia (political aspect)), Moscow: Yurist", 2003, 173 p. (in Russ.).

8. Kirichenko, V. V. Sposobi zabezpechennya vikonannyapodatkovogo obov'yazku: dis. ... kand. yurid. nauk (Means of providing the performance of tax liabilities: PhD (Law) thesis) Nats. un-t derzh. podatk. sluzhbi. Irpin', 2005, 202 p.

9. Komzyuk, A. T. Derzhavno-vladnii aspekt administrativnogo primusu (State power aspect of administrative enforcement), Visnik Akademiï pravovikh nauk Ukraïni, 2000, No. 4 (23), pp. 129-137.

10. Krokhina, Yu. A. Nalogovoe pravo Rossii (Taxation law in Russia), Moscow: NORMA, 2003, 656 p. (in Russ.).

11. Kucherov, I. I. Nalogovoe pravo zarubezhnykh stran (Taxation law in foreign countries), Moscow: YurInfoR, 2003, 374 p. (in Russ.).

12. Kucheryavenko, N. P. Nalogovoe pravo (Taxation law), Khar'kov: Legas, 2011, 584 p. (in Russ.).

13. Latypova, E. U. K voprosu o sootnoshenii obyazannosti i obyazatel'stva po uplate nalogov i sborov (On the issue of correlation between liabilities and obligations for paying taxes and duties), Finansovoe pravo, 2004, No. 1, pp. 51-53 (in Russ.).

14. Kustova, M. V., Nogina, O. A., Sheveleva, N. A. Nalogovoe pravo Rossii. Obshchaya chast' (Taxation law in Russia: General part), Moscow: Yurist", 2001, 490 p. (in Russ.).

15. Oliinik, A. R. Pravove regulyuvannyapodatkovoïzastavi v Ukraïni: dis. ... kand. yurid. nauk (Legal regulation of taxation in Ukraine: PhD (Law) thesis), Klasich. Privat. un-t. Zaporizhzhya, 2011, 224 p.

16. Sashchikhina, T. Yu. Nalogovaya obyazannost' i ee ispolnenie: dis. ... kand. yurid. nauk (Tax liability and its performance: PhD (Law) thesis), Moscow, 2008, 202 p. (in Russ.).

17. Tot'ev, K. Sposoby obespecheniya uplaty nalogov v Nalogovom kodekse Rossiiskoi Federatsii (Means of providing tax payments in te Russian Taxation Code), Khozyaistvo ipravo, 1999, No. 9, pp. 62-68. (in Russ.).

18. Khudyakov, A. I., Brodskii, M. N., Brodskii, G. M. Osnovy nalogooblozheniya (Bases of taxation), Saint Petersburg.: Evropeiskii dom, 2002, 432 p. (in Russ.).

М Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

19. Yakushkina, E. E. Prinuditel'noe ispolnenie obyazannosti po uplate naloga nalogoplatel'shchikom-organizatsiei (finansovo-pravovoi aspekt): dis. ... kand yurid. nauk (Forced performance of tax liability of an organization (financial-legal aspect): PhD (Law) thesis), Voronezh,

2006, 243 p. (in Russ.).

20. Skakun, O. F. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), Khar'kov: Un-t vnutr. del, 2000, 704 p. (in Russ.).

Received 05.08.14 Amended 17.11.15

© Oleynik A. R., 2016. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons. org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http:// apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.

Information about author

Alla R. Oleynik, PhD (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Chair of State-Legal and Criminal-Legal Disciplines, Donetsk

University of Economics and Law, Artyomovsk, Ukraine

Address: 1 Nekrasov Str., 84500 Artyomovsk, Donetsk oblast, Ukraine, tel.: (+38) 50-883-18-92

E-mail: oleynik-alla@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3622-9590

Researcher ID: B-1185-2016 (http://www.researcherid.com)

r

л

For citation: Oleynik A. R. Termination of tax liability upon liquidation of a juridical person (by the founders' decision): comparative characteristics of legislations of the Russian Federation and Ukraine, Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1, pp. 154-162.

Яковлева, Е. Л.

Проникая в миры инклюзии / Е. Л. Яковлева. - Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. - 224 с. (Серия «Секреты развития»)

В монографии впервые с точки зрения философии осуществляется попытка многогранного осмысления инклюзии и вводится новое понятие - инклюзивный подход к бытию. Подобная ситуация обусловлена появлением огромного количества Других, рождающих множество проблем, связанных с эффективной адаптацией, социализацией и самореализацией, пониманием и интепретацией. Неслучайно инклюзивный подход к бытию и инклюзивное образование можно назвать аксиосферой современности, формирующей внутри своего пространства ключевые ценности человеческого бытия, в том числе толерантность, гуманизм и творчество. Автор считает, что благодаря формированию и распространению инклюзивного подхода к бытию возможно решение огромного количества проблем, связанных с социальным и метафизикой человека.

Рассчитана на специалистов в области педагогики, психологии и образования, социальной философии и культурологии, а также адресована всем, кто интересуется вопросами инклюзивного образования и трансформациями социального. Монография может быть рекомендована в качестве дополнительной учебной литературы по дисциплинам: философия, социальная философия, философия образования, педагогика, культурология, психология, антропология, этика, мировая художественная культура и эстетика.

V

J

ЛОЖНИЕ

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.