Библиографический список (References)
1. Российская газета. 2011. 9 декабря.
Rossiyskaya gazeta. 2011. 9 dekabrya (2011, 9 December).
2. Обращение Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Президенту РФ [электронный ресурс]. URL: http\\www/xn—9sbbmcdj=1518.
Obrashcheniye Upolnomochennogo pri Prezidente RF po zashchite prav predprinimateley Prezidentu RF [Address of the Presidential Commissioner for Entrepereneurs' rights to the President of the Russian Federation (online source)]. URL: http\\www/xn—9sbbmcdj=1518.
3. Узалов И. Противоречия могут вернуться // Новая адвокатская газета 2013. № 22.
Uzalov I. (2013) Protivorechiya mogut vernut'sya [Controversy can return] // Novaya advokatskaya gazeta. № 22.
4. Российская газета. 2009. 31 декабря.
Rossiyskaya gazeta. 2009. 31 dekabrya (2009, 31 December).
5. Российская газета. 2011. 11 марта.
Rossiyskaya gazeta. 2011. 11 marta (2011, 11 March).
6. Российская газета. 2011. 9 декабря.
Rossiyskaya gazeta. 2011. 9 dekabrya (2011, 9 December).
7. Рыжаков А.П. Научно-практический комментарий изменений текста статей 140 и 241 УПК РФ. Доступ из СПС «Гарант».
Ryzhakov A.P. Nauchno-prakticheskiy kommentariy izmeneniy teksta statey 140 i 241 UPK RF. Dostup iz SPS «Garant» [Commentary to the changes to the articles 140 and 241 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. Access from legal information resource service "Garant"].
УДК 336.02
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРИНЦИПА ФЕДЕРАЛИЗМА И ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
CORRELATION BETWEEN THE PRINCIPLE OF FEDERALISM AND INSTITUTION OF TAX COMPETITION IN FINANCIAL SECURITY OF RUSSIA
Нуштаев Дмитрий Олегович
Nushtayev Dmitry Olegovich
аспирант кафедры публичного права, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
postgraduate student of the department of public law, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Необходимость обеспечения финансовой безопасности предполагает появление новых институтов, одним из которых является налоговая конкуренция. Статья посвящена исследованию проблем осуществления региональной налоговой конкуренции в рамках реализации принципа федерализма. Определено значение региональной налоговой конкуренции. Автором сделан вывод о необходимости реформирования законодательных основ участия регионов в налоговых правоотношениях в целях недопущения недобросовестной налоговой конкуренции.
Ключевые слова: финансовая безопасность, налоговая конкуренция, принцип федерализма, критерии недобросовестной налоговой конкуренции, финансовые правоотношения.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
The paper argues that the need for financial security lead to the emergence of new institutions, one of which is tax competition. The paper investigates the problems of regional tax competition within the framework of the federalism principle. The author underlines the importance of regional tax competition. It is concluded that it is necessary to reform the legislative framework of regional taxation in order to avoid unfair tax competition.
Keywords: financial security, tax competition, principle of federalism, criteria of unfair tax competition, financial relationship.
Вопросы финансовой безопасности любого государства приобретают особую актуальность в период наличия кризисных явлений в экономике. Как правило, основными инструментами государства в процессе ее обеспечения являются усиление юридической ответственности к нарушителям финансового законодательства, увеличение методов финансового контроля, установление дополнительных административных «барьеров». При этом особое значение следует уделять внедрению новых институтов в процесс правового регулирования финансовых отношений, частью которых являются налоговые отношения. Создание комфортных экономических условий, в том числе и выгодных основ налогообложения, в полной мере способно обеспечить финансовую безопасность отдельных территорий.
В качестве одного из новых институтов следует рассматривать институт налоговой конкуренции, особенности которого необходимо изучить в контексте принципа федерализма как одного из принципов финансовой деятельности и финансового права.
Наука налогового права рассматривает налоговую конкуренцию как «налогово-право-вой институт, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между субъектами различного территориального уровня, имеющие основной задачей привлечение налоговой базы в целях формирования новых источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации» [1, с. 54].
Следует обратить внимание, что учеными обосновывается наличие нескольких видов налоговой конкуренции: международная, наднациональная, региональная. В самом общем виде «сущность как внутригосударственной, так и межгосударственной налоговой конкуренции заключается в создании такого режима налогообложения, который приведет к перемещению части налоговой базы на другую территорию. Иными словами, налоговая конкуренция - это состязание в предоставлении наилучших условий для налогоплательщиков с целью их привлечения на свою юрисдикцию» [3, с. 13].
Под региональной налоговой конкуренцией понимают налоговый процесс расширения
региональной налоговой базы за счет формирования благоприятных условий налогообложения, то есть процесс привлечения налогоплательщиков в регион [2, с. 100].
В некоторых исследованиях налоговую конкуренцию делят на добросовестную и недобросовестную. При этом именно недобросовестная налоговая конкуренция (например, региональная) посягает на основы финансовой безопасности государства. Решение проблемы применения регионами недобросовестной конкуренции видится в четком правовом закреплении института налоговой конкуренции, а также полномочий субъектов Российской Федерации в процессе введения региональных налогов с учетом принципа федерализма.
Необходимо констатировать, что институт налоговой конкуренции получил свое детальное правовое закрепление в зарубежных государствах. Так, законодательство Евросоюза определило критерии недобросовестной конкуренции, среди которых:
- существенное снижение уровня реального налогообложения за счет предоставления налоговых льгот в рассматриваемой юрисдикции (в сравнении с общим уровнем реального налогообложения в ЕС);
- предоставление налоговых льгот исключительно нерезидентам;
- предоставление налоговых льгот тем видам деятельности, которые изолированы от внутренней экономики и не влияют на внутреннюю налоговую базу;
- предоставление налоговых льгот даже в отсутствие реальной экономической деятельности;
- недостаток прозрачности;
- иные критерии [5, с. 86].
Традиционно принцип федерализма рассматривается представителями науки финансового права как основной принцип финансового права. Федерализм в финансовых правоотношениях предполагает установление трехуровневой системы налогов и сборов, треху-ровнего построения бюджетной системы, наличие федеральных и территориальных внебюджетных фондов и т. д.
По мнению Д.А. Смирнова, «в условиях нового государственного строя, основанного на Конституции РФ и ее высшей юридической
Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)
силе, справедливое налогообложение рассматривается сквозь призму конституционных ценностей, в качестве которых выступают основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, обороноспособность страны и безопасность государства, а также федерализм» [4, с. 48].
Финансовая деятельность также осуществляется в рамках федерализма. «Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется, например, в установлении Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). В литературе отмечалось, что регулирование прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должно нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны» [6, с. 12].
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налого-
обложения не установлены Налоговым кодексом РФ.
Региональный законодатель также вправе установить дополнительные налоговые льготы по региональным налогам.
Итак, региональная налоговая конкуренция возможна только в федеративных государствах, законодательство которых наделяет субъекты федерации отдельными полномочиями по введению определенных налогов и сборов.
Налоговая конкуренция охватывает не только возможность введения на территории региона налогов с учетом самостоятельного установления отдельных элементов налога, но и возможность использования института инвестиционного налогового кредита.
Значение региональной налоговой конкуренции заключается в следующем:
- привлечение дополнительных налоговых поступлений в региональные бюджеты;
- экономическое развитие региона посредством создания благоприятного инвестиционного и налогового климата;
- модернизация процесса развития социальной сферы региона (например, введением дополнительных льгот для физических лиц).
В заключение хотелось бы отметить, что региональная налоговая конкуренция переживает этап становления и требует для дальнейшего развития дополнительных научных исследований и законодательного реформирования. Однако само существование региональной налоговой конкуренции может быть поставлено под угрозу в силу отсутствия средств в региональных бюджетах, которые в большинстве являются дефицитными. Потребность в дополнительных доходах бюджетов субъектов РФ способна спровоцировать порождения именно недобросовестной налоговой конкуренции и, следовательно, нарушить состояние финансовой безопасности. Четкое законодательное закрепление региональной налоговой конкуренции с учетом принципа федерализма будет способствовать ее внедрению в экономические отношения на территории Российской Федерации.
Библиографический список (References)
1. Лайченкова Н.Н. Налоговая конкуренция как инструмент повышения эффективности регионального налогообложения и налогового права // Информационная безопасность регионов. 2015. № 2 (19).
Laychenkova N.N. (2015) Nalogovaya konkurentsiya kak instrument povysheniya effektivnosti regional'nogo nalogooblozheniya i nalogovogo prava [Tax competition as a way to improve the efficiency of regional taxation and tax law] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (19).
2. Парфенова Л.Б., Пугачев А.А., Тюрина Т.Э. Налоговый потенциал региона: сущность, методы оценки и развитие. Ярославль: Индиго, 2013.
Parfenova L.B., Pugachev A.A., Tyurina T.E. (2013) Nalogovyy potentsial regiona: sushchnost', metody otsenki i razvitiye [Regional tax potential: meaning, methods of assessment and development]. Yaroslavl': Indigo.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
3. Починок А.П., Калинина А.А. Недобросовестная налоговая конкуренция как фактор, способствующий уклонению от уплаты налогов // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3.
Pochinok A.P., Kalinina A.A. (2014) Nedobrosovestnaya nalogovaya konkurentsiya kak faktor, sposobst-vuyushchiy ukloneniyu ot uplaty nalogov [Unfair tax competition as a factor that contributes to tax evasion] // Ekonomika. Nalogi. Pravo. № 3.
4. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: понятие, формирование, реализация : монография / под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011.
Smirnov D.A. (2011) Printsipy rossiyskogo nalogovogo prava: ponyatiye, formirovaniye, realizatsiya : mono-grafiya / pod red. N.I. Khimichevoy [Principles of the Russian tax law: concept, development, implementation / ed. by N.I. Khimicheva]. Moscow: Yurlitinform.
5. Соколовская Е.В. Экономическая природа недобросовестной налоговой конкуренции // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2014. № 2.
Sokolovskaya Ye.V. (2014) Ekonomicheskaya priroda nedobrosovestnoy nalogovoy konkurentsii [Economic nature of unfair tax competition] // Nauchnyye trudy Donetskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: ekonomicheskaya. № 2.
6. Шагиева Р.В. Принципы финансовой деятельности // Финансовое право. 2012. № 4.
Shagiyeva R.V. (2012) Printsipy finansovoy deyatel'nosti [Principles of financial activity] // Finansovoye pravo. № 4.
УДК 355.0
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
LEGAL REGULATION OF MILITARY SPENDING IN RUSSIA AS A WAY TO ENSURE NATIONAL SECURITY
Еремина Елизавета Анатольевна
Yeremina Yelizaveta Anatolyevna
аспирант кафедры публичного права, ССЭИ (филиал) ФГБО ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
postgraduate student of the department of public law, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования расходов на национальную оборону. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере обороны и безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: военный бюджет, военные расходы, оборона, национальная безопасность, государственные расходы, расходные обязательства.
The paper deals with main issues of legal regulation of national defense spending. The author analyzes basic legal acts and norms regulating public relations in defense and security of the Russian Federation.
Keywords: military budget, military spending, defense, national security, state spending, expenditure commitments.
В соответствии с 59 статьей Конституции Российской Федерации, защита Отечества является основным долгом человека и гражданина. Не-
смотря на всю пагубность войн, историческая реальность диктует нам неизбежность межгосударственных и межнациональных конфликтов.
Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)