УДК 347.73
НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
И НАЛОГОВОГО ПРАВА
TAX COMPETITION AS A TOOL FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF REGIONAL TAXATION AND TAX LAW
Лайченкова Наталия Николаевна
Laychenkova Natalia Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of public law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию особенностей становления института налоговой конкуренции. Путем научного анализа обнаружено отсутствие правового определения исследуемого института. Представлена авторская классификация видов налоговой конкуренции. Сформулированы выводы о возможности использования налоговой конкуренции в процессе повышения эффективности налогообложения и обеспечения экономической стабильности и безопасности субъектов РФ.
Ключевые слова: налоговая конкуренция, налогообложение, ставка налога, эффективность налогового права, эффективность налогообложения.
The paper examines the evolution of the institution of tax competition. The author analyzes the problem and reveals the lack of a legal definition of tax competition. The author presents an original classification of the types of tax competition, draws conclusions about the possibility of using tax competition for increasing the efficiency of taxation and ensuring economic stability and security of the subjects of the Russian Federation.
Keywords: tax competition, taxation, tax rate, efficiency of tax law, tax efficiency.
В настоящее время в период имманентных кризисных явлений в российской и мировой экономике, повлекших за собой уменьшение объема налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации всех уровней, в авангарде научно-практических исследований должны стоять вопросы повышения эффективности всей системы налогообложения в целом. Более того, инструменты такого повышения должны стимулировать дальнейшее развитие всей системы национальной экономики, ее инновационной и социальной составляющих.
В качестве одного из основных инструментов следует назвать налоговую конкуренцию.
Понятие «налоговая конкуренция» появилось в научно-практическом арсенале сравнительно недавно и не имеет прямого законодательного закрепления.
Следует отметить, что специалисты в области налогового права не рассматривают налоговую конкуренцию как полноправный право-
вой институт, что негативно сказывается на его научном рассмотрении и возможности дальнейшего совершенствования на основании проведенных исследований.
М.А. Троянская рассматривает налоговую конкуренцию как «способ взаимодействия публично-правовых образований, нацеленный на реализацию налоговой политики государства на федеральном, региональном и местном уровнях в области распределения налоговой базы» [6].
С точки зрения Г.В. Колесника и Н.А. Леоновой, налоговая конкуренция государственных и региональных властей представляет собой смягчение налоговой политики (снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот) с целью привлечения в контролируемые ими юрисдикции мобильных фирм, финансовых и трудовых ресурсов [2].
Говоря о налоговой конкуренции, М.Р. Пинская отмечает, что она «затрагивает две сферы деятельности любого государства: внутрен-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
нюю, когда при перераспределении территориальной налоговой базы между уровнями власти возникает конкуренция между регионами и муниципалитетами, а также внешнюю, когда государство активно участвует в глобальной налоговой конкуренции, сталкиваясь с проблемами миграции налогового дохода» [4].
Итак, налоговая конкуренция - это нало-гово-правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между субъектами различного территориального уровня, имеющие основной задачей привлечение налоговой базы в целях формирования новых источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Исследование сущности налоговой конкуренции позволяет дифференцировать ее по различным основаниям. По территориальному признаку можно выделить:
- международную налоговую конкуренцию. Наличие на территории мирового пространства офшоров, особых и свободных экономических зон, одним из преимуществ которых являются пониженные налоговые ставки, низконалоговых юрисдикций создает условия для формирования ситуации налогового конкурирования между государствами, которые постоянно вынуждены бороться за привлечение инвестиционных потоков в свою экономику. При этом следует констатировать, что международная налоговая конкуренция является следствием воздействия политики одной страны на другую. Так, если страна А ставит определенные льготные условия налогообложения на своей территории, она тем самым вынуждает страну Б в случае ее заинтересованности в привлечении инвестиций устанавливать более выгодные налоговые условия (порой даже в ущерб собственной экономике).
В настоящее время, например, ставка НДС в Российской Федерации составляет 18% (льготные ставки - 10 и о), Казахстане - 12% (о), Республике Беларусь - 20% (10 и 0), Армении - 20%, Кыргызстане - 12% (0). При этом следует отметить, что законодательство Евразийского экономического союза ориентировано на нивелирование разницы налоговых ставок в государствах-членах. Так, ч. 3 ст. 71 Договора о Евразийском экономическом союзе предполагает гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товара;
- региональную налоговую конкуренцию (конкуренцию между субъектами Российской Федерации). Данный вид конкуренции осно-
вывается на установленном Налоговым кодексе РФ правиле о возможности установления на региональном уровне собственных ставок и иных элементов налога в пределах тех, которые закреплены на федеральном уровне;
- местную налоговую конкуренцию (конкуренцию муниципальных образований), имеющую сущность, аналогичную региональной конкуренции.
Законодательный базис истоков налоговой конкуренции регионов и муниципальных образований закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 72, 132), а также Бюджетном (ст. 31.1) и Налоговом (ст. 12) кодексах Российской Федерации. Следовательно, можно сделать вывод о том, что региональная и местная налоговая конкуренция возможна только в федеративных государствах, законодательство которых наделяет соответствующие территории определенной «налоговой» самостоятельностью. Подобный налоговый федерализм можно рассматривать в качестве инструмента развития отдельно взятых территорий.
В рамках одного государства налоговая конкуренция бывает:
- вертикальной (между субъектом государства и муниципальными образованиями);
- горизонтальной (между территориальными образованиями одного уровня).
Основными способами налоговой конкуренции можно назвать:
- исключение из состава объектов налогообложения. Такой способ возможен только в рамках международной налоговой конкуренции, поскольку согласно действующему российскому законодательству определение новых объектов налогообложения находится в ведении Российской Федерации;
- понижение налоговой ставки;
- изменение срока уплаты налога;
- предоставление налоговых льгот.
Последние три способа можно применять
на основании ст. 12 Налогового кодекса РФ.
Следует отметить, что многие ученые рассматривают налоговую конкуренцию сквозь призму налогового стимулирования, а в некоторых случаях - и вообще считают их синонимами [2]. Думается, что такую научную точку зрения нельзя считать верной. Но и нельзя признать ее в корне ошибочной. Прежде всего налоговые стимулы достаточно многообразны и включают в себя не только налоговые скидки и льготы, но и налоговые поощрения, которые являются следствием совершения налого-обязанным субъектом иных, не связанных с уплатой налогов социально значимых действий. При этом отдельные способы налоговой
Информационная безопасность регионов. 2015. № 2(19)
конкуренции обладают стимулирующим потенциалом. Например, пониженная ставка налога на прибыль способствуют привлечению инвестиций в экономику отдельно взятого региона, т.е. стимулирует инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов. Так, в Пермском крае в 2009 г. ставка налога на прибыль была снижена на 4,5 пункта, в год снижения ставки налоговые поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 43%. В 2010 г. наметился прирост на 34%, в 2011 г. -на 25%, в 2012 г. - на 29% и каждый год были выше средних темпов прироста по РФ. При этом инвестиции в основной капитал в Пермском крае уже в год снижения ставки выросли более чем в 4,5 раза [5].
Представленный пример наглядно демонстрирует возможность улучшения экономической ситуации в регионе посредством использования законодательно закрепленных легальных методов и инструментов. При этом не следует забывать о том, что стабильно развивающаяся экономика, обеспечивающая потребности населения конкретного региона, является залогом экономической безопасности, своеобразным «щитом» от негативных воздействий извне, особенно проявившихся в сложившейся международно-политической ситуации.
Следует отметить, что достаточно часто в научно-практической литературе употребляется понятие «недобросовестная налоговая конкуренция». В данном случае речь идет об использовании потенциала налоговых убежищ в целях ухода от национального налогообложения. Иначе данное явление можно на-
звать вредоносной налоговой конкуренцией. Представители мирового экономического сообщества высказываются за ликвидацию такого рода территорий. «Недостатки налоговой системы, связанные с действием офшорных юрисдикций, а также с созданием налоговых оазисов внутри юрисдикции, подобных юрисдикции штата Делавер, могут быть ликвидированы путем обращения к международно-правовым средствам. По мнению представителя Великобритании, подобная конкуренция национального законодательства в части налогового регулирования должна быть устранена» [1].
Действительно, можно говорить о некоторых негативных последствиях налоговой конкуренции, выражающихся в оттоке капитала из государства, утечке рабочей силы, разрастании теневого сектора экономики и т.д. При этом положительная налоговая конкуренция имеет основной своей целью экономическое развитие отдельно взятой территории посредством повышения инвестиционной привлекательности, создания благоприятных условий функционирования хозяйствующих субъектов и пр.
В завершение хотелось бы отметить, что институт налоговой конкуренции, переживающий этап становления, несомненно, представляет собой инструмент повышения эффективности налогового права, поскольку наполняющие его нормы создают условия, стимулирующие к их правомерному исполнению, соблюдению налоговой дисциплины, что является одной из основных задач государства в рамках развития отечественной экономики.
Библиографический список (References)
1. Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование) / Н.М. Бевеликова, Н.Г. Доронина, О.О. Журавлева и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Globalizatsiya i integratsionnyye protsessy v Aziatsko-Tikhookeanskom regione (pravovoye i ekonomicheskoye issledovaniye) / N.M. Bevelikova, N.G. Doronina, O.O. Zhuravleva i dr.; pod red. T.Ya. Khabriyevoy (2014). [Globalization and integration processes in the Asia-Pacific region (legal and economic studies) / ed. by N.M. Bevelikova, N.G. Doronina, O.O. Zhuravleva, T.Ya. Habrieva.] M.: IZiSP, INFRA-M, 2014. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».
2. Колесник Г.В., Леонова Н.А. Модель налоговой конкуренции юрисдикций в условиях локальной конкуренции налогоплательщиков // Математическая теория игр и ее приложения. 2011. Т. 3. № 1. С. 60 -80.
Kolesnik G.V., Leonova N.A. (2011) Model' nalogovoy konkurentsii yurisdiktsiy v usloviyakh lokal'noy konkurentsii nalogoplatel'shchikov. [Model of tax competition in the context of local competition of taxpayers.] // Matematicheskaya teoriya igr i yeye prilozheniya. T. 3. № 1. S. 60 - 80.
3. Левашенко А. Международная налоговая конкуренция - фактор развития инновационной деятельности // Экономико-политическая ситуация в России. 2011. № 1. С. 67 - 73.
Levashenko A. (2011) Mezhdunarodnaya nalogovaya konkurentsiya - faktor razvitiya innovatsionnoy deyatel'nosti [International tax competition as a factor of the development of innovative activity] // Ekonomiko-politicheskaya situatsiya v Rossii. № 1. S. 67 - 73.
4. Пинская М.Р. Налоговая конкуренция: От теории к практике. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 136.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Pinskaya M.R. (2013) Nalogovaya konkurentsiya: Ot teorii k praktike. [Tax competition: from theory to practice.] M.: INFRA-M.
5. Пугачев А. А. Дискуссионные вопросы сущности налога: Обоснование на примере реализации налоговой конкуренции и налогового потенциала регионов // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Экономика и управление». 2014. № 1. С. 77 - 86.
Pugachev A.A. (2014) Diskussionnyye voprosy sushchnosti naloga: Obosnovaniye na primere realizatsii nal-ogovoy konkurentsii i nalogovogo potentsiala regionov. [Discussion of the essence of tax: research based on the example of the implementation of tax competition and regional tax potential.] // Vestnik Tverskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ser. «Ekonomika i upravleniye». № 1. S. 77 - 86.
6. Троянская М.А. О разграничении понятий и роли налоговой конкуренции и конкурентоспособности // Управление общественными и корпоративными финансами: Формирование ресурсного обеспечения инновационной экономики: мат. междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 28 марта 2014 г. / под общ. ред. Е.А. рмаковой. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. С. 407.
Troyanskaya M.A. (2014) O razgranichenii ponyatiy i roli nalogovoy konkurentsii i konkurentosposobnosti. [On the delimitation of the concepts and the role of tax competition and tax competitiveness.] // Upravleniye ob-shchestvennymi i korporativnymi finansami: Formirovaniye resursnogo obespecheniya innovatsionnoy ekonomiki: mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Saratov, 28 marta 2014 g. / pod obshch. red. Ye.A. Yermakovoy. Saratov: ITS «Nauka».
Информационная безопасность регионов. 2015. № 2(19)